Психология магистратура что дает
Магистры психологии: возможности выбора и перспективы роста
Представляем две магистерские программы факультета психологии ГУ-ВШЭ: «Исследование, консультирование и психотерапия личности» и «Психология в бизнесе». Об этих программах, о перспективах их выпускников и о статусе магистров на рынке труда рассказывает научный руководитель факультета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Владимир Дмитриевич Шадриков.
— Владимир Дмитриевич, почему было решено открыть на факультете психологии именно такие магистерские программы?
— Когда факультет психологии впервые начал подготовку магистров?
— В этом учебном году, сразу после того, как мы выпустили первых бакалавров. Наши студенты получали специализации, аналогичные магистерским, уже в рамках бакалаврских программ, но, конечно, не на столь высоком уровне.
— Да, они составляют около 90%. При организации набора следующего года правила приема для наших студентов будут ужесточены, и факультету придется поработать над привлечением студентов из других вузов. Ученый совет ГУ-ВШЭ предложил набирать на магистерские программы около 40% «сторонних» студентов, и я полностью согласен с таким подходом. Известный университет, пользующийся спросом на рынке образовательных услуг, должен собирать «сливки» со всей страны.
— Как подбираются преподавательские кадры для работы в магистратуре?
В этом году в штат факультета зачислен известный австрийский психолог Альфрид Лэнгле, возглавляющий одну из международных психотерапевтических ассоциаций. Для нас это очень важное приобретение. С его помощью нам удалось пригласить на факультет директора Института Фрейда из Вены, и он готов предоставить нашим студентам места на своих летних курсах повышения квалификации.
— Каких студентов Вы хотели бы видеть в магистратуре факультета? В частности, какое у них должно быть базовое высшее образование?
— Прежде всего, хотелось бы, чтобы наши будущие студенты были готовы связать свой жизненный путь с психологической наукой. И, на мой взгляд, вовсе не необязательно, чтобы они имели профильное психологическое образование.
В свое время я подробно знакомился с работой Российской экономической школы (РЭШ), которую возглавляет директор ЦЭМИ, академик РАН Валерий Макаров. Школа очень высоко котируется в академических кругах, и на меня она произвела хорошее впечатление. Там готовят магистров экономики, но вовсе не ставят задачу набирать студентов только с экономическим образованием. Скорее отдается предпочтение выпускникам математических факультетов университетов и выпускникам технических вузов, хорошо знающим математику.
Подобными принципами можно руководствоваться и при наборе на магистерские программы по психологии. На мой взгляд, одно базовое психологическое образование не определяет успешность подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Нам нужно так выстраивать программу, чтобы она была в значительной мере ориентирована и на людей с непрофильным базовым образованием.
— Какое базовое образование оптимально?
— Где смогут работать выпускники?
— До прихода на работу в Вышку Вы 16 лет занимали высокие посты в федеральных и союзных органах управления образованием. В начале 90-х гг., когда первые российские вузы впервые переходили на двухступенчатую подготовку кадров «бакалавр плюс магистр», Вы были заместителем председателя Госкомитета по высшей школе. Почему в те годы возникла необходимость введения магистерских программ? Ведь еще речи не было о Болонском процессе.
— Первые магистерские программы в российских вузах появились в 1993 г. Госкомитет по высшей школе дал «зеленый свет» созданию магистратур, чтобы повысить качество подготовки кадров для научной и научно-педагогической деятельности. Сегодня очевидно, что эту задачу удалось успешно решить. Более 50% тех, кто идет в аспирантуру российских вузов по окончании магистерских программ, защищают диссертацию в срок, но это удается только 25% тех, кто поступает в магистратуру с дипломом специалиста. Время показало, что магистерские программы, действительно, в большей степени приспособлены для того, чтобы готовить научные и научно-педагогические кадры.
— Но ведь на деле выпускники магистратур идут не только и не столько в науку.
Сегодня, к сожалению, двухуровневая система в России подготовки обезличена по отношению к двум обозначенным направлениям. Думается, что сама практика подготовки расставит все точки над «и».
— То есть вполне нормально, если выпускники магистратуры, подготовленные для научной и научно-педагогической деятельности, работают в бизнесе.
— Конечно. Два года дополнительного обучения не проходят зря. Как говорят экономисты, пока товар обрабатывается, растет его цена. Точно так же пока студент учится, он увеличивает свой интеллектуальный капитал, свою цену как профессионала на рынке труда.
— Какие должности, по определению, могут занимать выпускники бакалавриата и выпускники магистратуры? Есть ли прямая связь между зарплатой и степенью, указанной в дипломе?
А вот в дальнейшем зарплата определяется производственными успехами сотрудника, и прямой связи между полученным образованием и вознаграждением за работу, с формальной точки зрения, нет и быть не должно.
Полезная информация
Что такое магистратура и зачем она нужна?
До недавнего времени получить высшее образование у нас в стране означало проучиться 5 лет в вузе и получить диплом с квалификацией «специалист». Специалист мог искать подходящую работу или поступать в аспирантуру, чтобы потом получить ученую степень кандидата наук.
Теперь же высшее образование в России складывается из двух уровней: бакалавриата и магистратуры.
Обучение в бакалавриате продолжается 4 года, студент получает общие знания и навыки по выбранному направлению подготовки и диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «бакалавр».
Если Вы успешно закончила бакалавриат и хотите продолжать дальнейшее обучение, чтобы владеть основательной научной базой и методологией научного труда и быть в курсе современных информационных технологий и методов получения и обработки научной информации, то для Вас одна дорога – в магистратуру.
Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.
Кто такой магистр?
Обращаясь к истории, поясним, что слово «магистр» произошло от латинского «Magistr», что означает «наставник», «учитель», «руководитель», «мастер своего дела». Другими словами, в современном понимании магистр — это широко эрудированный специалист, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями. Еще точнее: магистр — это специалист широкого профиля, готовый к научно-исследовательской, аналитической деятельности, владеющий современными методами и технологиями научного познания.
Что такое магистратура?
Это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы, согласно Болонскому процессу (Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования из 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр — магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.
Магистратура является завершающей ступенью высшего профессионального образования. В структуре современного высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Выпускник магистратуры — это человек, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.Магистратура – это путь к должностям, требующим умения анализировать, находить оптимальные решения в условиях неопределенности, отбирать и обобщать информацию, необходимую для достижения поставленных целей.
Какие задачи помогает решить магистратура?
Получение углубленных знаний в конкретной области.Магистрант может сосредоточить свое внимание на рассмотрении узкоспециализированных вопросов, более детально изучить сферы, необходимые для будущей профессиональной деятельности, особенно в сфере инноваций.
Получение дополнительного образования.Профиль магистерской программы не обязательно должен совпадать с профилем образования, полученного на предыдущих ступенях высшего образования (бакалавриат, специалитет). Выпускник вуза может выбрать такое направление подготовки, которое дополнит базовое образование знаниями из смежных отраслей и сделает его в глазах работодателя уникальным и разносторонним, а значит, более востребованным специалистом. Например, хорошие перспективы на рынке труда у тех выпускников, кто обладает одновременно двумя дипломами. Магистратура является альтернативой программе второго высшего образования.
Подготовка к научной карьере.Обучение в магистратуре дает первый опыт научной работы, помогает овладеть методами и навыками исследовательской деятельности. Магистр имеет возможность, получая высшее образование, попробовать себя в роли исследователя и затем осознанно принять решение о необходимости продолжения обучения в аспирантуре.
Овладение методикой преподавательской деятельности.Такие навыки актуальны не только для тех, кто связывает свою дальнейшую карьеру с наукой и преподаванием в вузе. Не каждый, даже самый высококвалифицированный в своей области специалист, умеет преподнести свои знания другим, этому тоже надо учиться.
В чем особенности обучения в магистратуре факультета психологии Иркутского государственного университета?
Обучение в магистратуре строится по европейскому образцу на основе компетентностного подхода, который предполагает, что выпускник такой программы должны обладать определенным набор общекультурных и профессиональных компетенций. Перечень этих компетенций зависит от выбранной магистерской программы и содержит общепрофессиональные, организационно-управленческие, научно-исследовательские, информационно-аналитические, экспертно-консультационные, коммуникационные, педагогические и другие составляющие.
В магистратуре учат по-другому, здесь много внимания уделяется навыкам самостоятельной аналитической работы, современным научным технологиям.
Основное внимание уделяется научно-исследовательской работе. Наличие на факультете аспирантуры и докторантуры, научных школ, большого числа ученых-исследователей обеспечивает надежную базу для организации научно-исследовательской работы магистрантов.
Занятия в магистратуре проводятся высоко квалифицированными преподавателями, имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Есть ли возможность учиться в магистратуре бесплатно?
Да, есть. Обучение в магистратуре возможно как на бюджетных местах, так и на местах с оплатой стоимости обучения на договорной основе.
Для каких сфер деятельности готовят в магистратуре?
Магистерское образование дает не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели в избранной вами сфере деятельности.
Кто имеет право обучаться в магистратуре бесплатно (за счет средств федерального бюджета)?
Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и «специалист», и выдержавшие конкурсные испытания, имеют право продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры — на бюджетной основе.
Можно ли сочетать работу и учебу в магистратуре?
Да, это возможно. Студенты магистратуры зачастую находят работу еще в процессе обучения. При этом значительная часть выпускников устраивается работать по полученной специальности.
Какие дополнительные возможности дает степень магистра?
Лицам, успешно закончившим магистратуру и защитившим магистерскую диссертацию, присваивается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца.Причем диплом магистра понятен и признаваем как в России, так и за рубежом. А это очень важно для успешной карьеры, оценки собственных способностей и возможностей. Магистерский диплом дает возможность для выстраивания карьеры, стабильного заработка и самоудовлетворения.
Выпускники, окончившие магистратуру по направлению «Психологическое консультирование» работают в сфере образования (школы и специальные детскиеобразовательные учреждения), здравоохранения (социально-реабилитационные центры, профилакторий железной дороги, психиатрическая больница), в менеджменте (управление кадровыми ресурсами разнообразных организаций), в силовых структурах (ФСБ, МВД, МЧС) и таможне, в учреждениях политики и управления, в системе бизнеса и частного предпринимательства, на телефонах доверия.
Выпускники, окончившие магистратуру по направлению «Психологическое сопровождение служебной деятельности» работают в психологических отделах государственных учреждений и организаций силового направления (ФСБ, УВД, МЧС), таможенных службах, воинских частях, на железнодорожном транспорта, в системе образования (среднее и высшее профессиональное обучение), здравоохранения, в службах занятости населения (г. Иркутска и Иркутской области), в отделах кадров государственных учреждений, в отделах профориентации (переориентации) и профобучения (переобучения) в разнообразных отраслях народного хозяйства.
При обучении в магистратуре студент приобретает ряд преимуществ:
• получение углубленных знаний в интересующей научной сфере;
• возможность заниматься научно-исследовательской работой в течение срока обучения;
• опыт написания магистерской диссертации (дипломного проекта) помогает в дальнейшем при обучении в аспирантуре и докторантуре;
• студенты приобретают опыт преподавательской деятельности;
• получение степени магистра наук открывает более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня заработной платы.
Степень магистра дает возможность уверенно чувствовать себя в жизни, найти высокооплачиваемую работу, обеспечивает базу для профессионального роста.
Как поступить в магистратуру?
В магистратуру можно поступить, если у вас есть степень бакалавра или диплом специалиста. Вуз, в котором было получено первое образование, не имеет значения.
Для поступающих на магистерские программы проводится комплексный вступительный междисциплинарный экзамен по психологии в форме тестовых заданий.
Переведите мне «Магистр психологии».
Так, психологи, хватит умничать про Фрейда и окажите мне реальную помощь.
Я собрался поступить в один питерский вуз в магистратуру. И озадачился вопросом «А что такое магистр психологии»?
Нет, корень «маг» мне нравится, не скрою. И вообще «магистр» звучит! Вспоминается кадило, хрустальный шар, полутёмный зАмок и всё такое.
Государственный стандарт «Магистр психологии» более прозаичен.
http://psychology-online.net/articles/doc-1714.html
Он здесь, но только скачивание, для особо интересующихся.
Но и Стандарт не утолил мою жажду ответа.
Дело в том, что когда я учился, в прошлом веке, то слова такого в помине не было. Был институт, была клиническая ординатура, была аспирантура. Всё это я понимаю. Но магистратуру с этим соотнести никак не могу. Что это?
Кто такой — человек получивший степень магистра психологии в обычном вашем сознании? Вчерашний студент?
Чуть больше чем вчерашний студент? Надпись на двери кабинета «Магистр психологии» это смешно?
Введите меня в курс дела, пожалуйста.)
Цитата. «Манистр психологии» это смешно?
Ваше уважительное отношение к данному Стандарту понятно. Спасибо Людмила.
Значит показалось. Бывает.
Т.е. необходимо добирать постдипломным образованием? Вы это имеете в виду?
Это смотря где работать, и уже по профилю либо добирать, либо самообразовываться по источникам литературы.
читать как квалификационная.☻
У нас,Сергей,магистр имеет право преподавать,в том числе и в ВУЗе.Бакалавр,увы,может лишь работать по специальности,но обучать иных,сиречь преподавать,не может,как правило.Кроме того,при конкурсе на место предпочтение отдается лицу,чей квалификационный уровень выше.Пожалуй,это и все из известных мне отличий.Хотя у нас еще остался набор на специалиста,что более понятно. старорежимному восприятию.Но,вместе с тем,имеется и новый уровень-доктор философии,на который могут обучать в том числе и по другим,нежели философия специальностям.Но этот доктор не есть аналог доктору наук,ибо доктор наук это степень,звание,а доктор философии-квалификационный уровень.Спасибо.
Спасибо, Андрей. Почитал про Доктора философии. Понял так, что это какой то аналог нашего Кандидата наук.
Понятно. Ещё раз спасибо за разъяснение. Переход на новые стандарты не прост. Тем более, что они, как оказалось, всё таки разные в разных странах, в том числе и в отношении Доктора философии.
Магистры психологии: возможности выбора и перспективы роста
Представляем две магистерские программы факультета психологии ГУ-ВШЭ: «Исследование, консультирование и психотерапия личности» и «Психология в бизнесе». Об этих программах, о перспективах их выпускников и о статусе магистров на рынке труда рассказывает научный руководитель факультета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Владимир Дмитриевич Шадриков.
— Владимир Дмитриевич, почему было решено открыть на факультете психологии именно такие магистерские программы?
— Когда факультет психологии впервые начал подготовку магистров?
— В этом учебном году, сразу после того, как мы выпустили первых бакалавров. Наши студенты получали специализации, аналогичные магистерским, уже в рамках бакалаврских программ, но, конечно, не на столь высоком уровне.
— Да, они составляют около 90%. При организации набора следующего года правила приема для наших студентов будут ужесточены, и факультету придется поработать над привлечением студентов из других вузов. Ученый совет ГУ-ВШЭ предложил набирать на магистерские программы около 40% «сторонних» студентов, и я полностью согласен с таким подходом. Известный университет, пользующийся спросом на рынке образовательных услуг, должен собирать «сливки» со всей страны.
— Как подбираются преподавательские кадры для работы в магистратуре?
В этом году в штат факультета зачислен известный австрийский психолог Альфрид Лэнгле, возглавляющий одну из международных психотерапевтических ассоциаций. Для нас это очень важное приобретение. С его помощью нам удалось пригласить на факультет директора Института Фрейда из Вены, и он готов предоставить нашим студентам места на своих летних курсах повышения квалификации.
— Каких студентов Вы хотели бы видеть в магистратуре факультета? В частности, какое у них должно быть базовое высшее образование?
— Прежде всего, хотелось бы, чтобы наши будущие студенты были готовы связать свой жизненный путь с психологической наукой. И, на мой взгляд, вовсе не необязательно, чтобы они имели профильное психологическое образование.
В свое время я подробно знакомился с работой Российской экономической школы (РЭШ), которую возглавляет директор ЦЭМИ, академик РАН Валерий Макаров. Школа очень высоко котируется в академических кругах, и на меня она произвела хорошее впечатление. Там готовят магистров экономики, но вовсе не ставят задачу набирать студентов только с экономическим образованием. Скорее отдается предпочтение выпускникам математических факультетов университетов и выпускникам технических вузов, хорошо знающим математику.
Подобными принципами можно руководствоваться и при наборе на магистерские программы по психологии. На мой взгляд, одно базовое психологическое образование не определяет успешность подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Нам нужно так выстраивать программу, чтобы она была в значительной мере ориентирована и на людей с непрофильным базовым образованием.
— Какое базовое образование оптимально?
— Где смогут работать выпускники?
— До прихода на работу в Вышку Вы 16 лет занимали высокие посты в федеральных и союзных органах управления образованием. В начале 90-х гг., когда первые российские вузы впервые переходили на двухступенчатую подготовку кадров «бакалавр плюс магистр», Вы были заместителем председателя Госкомитета по высшей школе. Почему в те годы возникла необходимость введения магистерских программ? Ведь еще речи не было о Болонском процессе.
— Первые магистерские программы в российских вузах появились в 1993 г. Госкомитет по высшей школе дал «зеленый свет» созданию магистратур, чтобы повысить качество подготовки кадров для научной и научно-педагогической деятельности. Сегодня очевидно, что эту задачу удалось успешно решить. Более 50% тех, кто идет в аспирантуру российских вузов по окончании магистерских программ, защищают диссертацию в срок, но это удается только 25% тех, кто поступает в магистратуру с дипломом специалиста. Время показало, что магистерские программы, действительно, в большей степени приспособлены для того, чтобы готовить научные и научно-педагогические кадры.
— Но ведь на деле выпускники магистратур идут не только и не столько в науку.
Сегодня, к сожалению, двухуровневая система в России подготовки обезличена по отношению к двум обозначенным направлениям. Думается, что сама практика подготовки расставит все точки над «и».
— То есть вполне нормально, если выпускники магистратуры, подготовленные для научной и научно-педагогической деятельности, работают в бизнесе.
— Конечно. Два года дополнительного обучения не проходят зря. Как говорят экономисты, пока товар обрабатывается, растет его цена. Точно так же пока студент учится, он увеличивает свой интеллектуальный капитал, свою цену как профессионала на рынке труда.
— Какие должности, по определению, могут занимать выпускники бакалавриата и выпускники магистратуры? Есть ли прямая связь между зарплатой и степенью, указанной в дипломе?
А вот в дальнейшем зарплата определяется производственными успехами сотрудника, и прямой связи между полученным образованием и вознаграждением за работу, с формальной точки зрения, нет и быть не должно.
Специальность «психология» – 37.04.01
Психология – это достаточно интересная наука, которая позволяет работать во многих сферах, открывая тайну тех или иных личностей, помогая людям понять себя с помощью психологических тренингов, скорректировать психическое восприятие отдельного человека или микроклимат в коллективе.
Экзамены при поступлении
Большинство вузов проводит междисциплинарный экзамен по общей и социальной психологии. Возможен и такой вариант, как экзамен по психологии (письменно) вместе с собеседованием по направлению подготовки.
Краткое описание специальности
Магистры в области психологии разрешают комплексные задачи в ряде сфер, включая культуру и спорт, образование и здравоохранение, управление и юриспруденцию, и другие. Их деятельность нацелена на предоставление психологических консультаций людям в разных областях деятельности, в том числе в социальных и межличностных отношениях.
Преимущества обучения в магистратуре
Разнообразие направлений делает психологию невероятно востребованной, поэтому чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке услуг, необходимо углубиться в предмет, т.е. закончить магистратуру. Выпускник овладевает глубокими знаниями и способностями и может найти интересную и высокооплачиваемую работу.
Крупные вузы
Наиболее известные вузы, где можно получить диплом магистра по специальности 37.04.01 «Психология»:
Сроки и формы обучения
Большинство вузов предлагают очное и заочное обучение в магистратуре по данной специальности. Однако есть и такие, где можно обучаться очно-заочно, например, Российский новый университет. Длительность освоения магистерской программы по очной форме обучения составляет 2 года, по заочной и очно-заочной – от 2 до 2,5 лет в зависимости от вуза. При увлечении научными работами выпускник может продолжить обучение в аспирантуре.
Предметы, изучаемые студентами
В процессе обучения будущие магистры осваивают базовый и профессиональный циклы изучаемых предметов. К базовым относятся методологии психологической науки и философско-методологические концепции. Профильные предполагают изучение проблем практики и теории психологии, методов статистики, коммуникационных технологий.
Среди конкретных предметов профессионального цикла можно отметить следующие:
Получаемые знания и навыки
Кем работать
Благодаря тому, что выпускники магистратуры глубоко изучают выбранную специализацию, они могут работать руководителями и менеджерами служб по подбору персонала, специалистами по работе с клиентами, психологами-консультантами по конкретным предметам, включая индивидуальное консультирование.