Психология и педагогика творчества что это

Психология и педагогика творчества что это

Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся обусловлена тем, что необходимо:

1) преодолевать противоречие между репродуктивным характером учебно-познавательной деятельности с опорой на память (восприятие готовой информации, ее запоминание и воспроизведение) и творческим характером профессиональной деятельности современного специалиста с опорой на мышление;

2) подготовить обучающихся к решению проблем в их жизнедеятельности в настоящем и будущем времени (быт, учеба, работа, семья, дети и т.д.);

3) активизировать их познавательную деятельность, преодолевать скуку, равнодушие, пассивность в учебном процессе;

4) реализовать требования образовательных стандартов нового поколения, обеспечить в учебно-воспитательном процессе не только формирование знаний, умений, но и развитие личности.

От современной системы образования требуется не простое фрагментарное включение учащихся в творческую деятельность, а целенаправленная работа по развитию творческих способностей. На современном этапе именно творческий компонент учебно-воспитательного процесса выходит на первый план в деятельности всех ступеней образования, прежде всего, высшего.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) результатом образования признает не знания, а компетентности, понимаемые как качественную характеристику реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, для эффективного достижения жизненных целей. Таким образом, новый стандарт признает основным результатом образования способность творческого применения полученных знаний и умений.

В этом плане рассматриваемая научная работа является весьма актуальной и практически значимой. В ней с использованием современных теоретических идей и экспериментальных данных психологии и педагогики, практического опыта деятельности учебных заведений определены пути повышения инновационного потенциала образования, методы подготовки студентов и учащихся к творческой профессиональной и исследовательской деятельности.

В монографии раскрываются сущность творчества и креативности, особенности психических процессов в творческой деятельности, этапы творческого процесса, вопросы мотивации творческой деятельности. В качестве примеров рассматриваются такие виды творческой деятельности, как художественное творчество, научное исследование, конструирование технических изделий и др. Определены структура творческого потенциала личности и свойства творческой личности, ставится проблема развития творческого потенциала личности, строится модель личности современного специалиста.

Излагаются различные подходы и концепции обучения (деятельностный подход, концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения, компетентностный и исследовательский подходы), методы проблемного обучения, проектного обучения, эвристические и другие методы.

Рассматриваются современные представления об исследовательском обучении, вопросы организации исследовательского обучения на занятиях и научно-исследовательской работы студентов, педагогические условия организации исследовательского обучения, особенности инновационных образовательных технологий; дана характеристика деятельности и личности преподавателя в системе исследовательского обучения. Представлена педагогическая инноватика как творчество в сфера образования. Особое внимание уделяется вопросам диагностирования уровня развития творческих способностей.

В приложении приведены соответствующие диагностические тесты.

По содержанию монографии составлен словарь терминов. По теме исследования представлена обширная библиография, включая и зарубежные источники.

Книга предназначена всем тем, кто интересуется проблемой развития творческих способностей – учителям и родителям, учащимся школ и студентам вузов, преподавателям вузов и техникумов, специалистам и руководителям образовательных организаций и промышленных предприятий.

Источник

Научная электронная библиотека

Психология и педагогика творчества что это

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

4.2. ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА

Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения.

Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).

Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Возникают вопросы: «Как же рождается творчество?»; «можно ли научить человека творчеству?»; «Почему деятельность одного чрезвычайно продуктивна и оценивается творческой, а другой оказывается способным только к репродуктивному труду?».

Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.

Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.

Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).

В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.

Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

Творческий подход к выполняемой работе не возможен без широкой мобилизации и правильного применения накопленных знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления вариантов его использования. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:

Приобщение студентов к получаемой профессии, активизация интереса и увлечение будущей профессиональной деятельностью складываются в процессе вовлечения студентов в НИР, которая значительно расширяет их кругозор и научный уровень, повышая качество подготовки специалистов. Следовательно, важнейшим условием развития творчества студента является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. В период обучения каждый должен получить У и Н исследовательской работы, самостоятельно работать над научной темой и участвовать в коллективной НИР, в работе СНО (О.А. Чернова, 2004).

Многие педагоги указывают на то, что их работа не может быть сведена к некоторым шаблонам, она предполагает творчество.

Творчество предполагает наличие у личности ЗУН, способностей, мотивов, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Развитие реальных творческих возможностей, по мнению И.Я. Лернера, предполагает обучение самостоятельному переносу усвоенных знаний в новую ситуацию, видению в привычных условиях новой функции знакомого предмета, новой структуры объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных.

Исследуя творческие способности личности и учебно-творческую деятельность обучаемых, обращают внимание на наличие противоречений и барьеров, стоящих на их пути.

С точки зрения системного подхода В.И. Андреева (1988) можно выделить 3 группы противоречий развития творческих способностей личности:

А.М. Матюшкин (1993) указывает на 3 основных противоречия:

1. противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач; обучаемому требуется актуализация опыта переконструирования знаний, мобилизация творческих способностей и помощь со стороны педагога, чтобы учебная программа была решена;

2. противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;

3. противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом.

Нормативность требований и творчество в образовании иллюстрируют единство противоположностей, в котором нормативные знания служат основной для творческого процесса. Однако стереотипы приводят к борьбе между нормативностью и творчеством, в котором чаще верх одерживают нормативность и стандарт, но в итоге они проигрывают в эффективности и результативности. Содержание образования должно сочетать знания и элементы творчества.

Становление творческой личности обучаемого противоречиво в своей основе. Теоретический анализ педагогических противоречий позволяет отыскать психолого-педагогические подходы и стратегии разрешения этих противоречий и, тем самым сформулировать соответствующие принципы педагогики творчества.

Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности.

В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:

Следовательно, организация принципов педагогики творчества в учебно-воспитательном процессе создает творческую атмосферу в образовательном учреждении, «пропитывая» все методы обучения элементами творчества и обеспечивая инновационный подход к осуществлению СПО.

Источник

Психология и педагогика творчества что это

.2 Виды и формы творчества

Глава 2. Природа и смысл творчества

.1 Потребность личности в самореализации

.2 Творчество как психофизиологическая закономерность

ловом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

Способность и потребность творить является наиболее интересным в человеке явлением. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением.

Глава 1. Творчество как психологический термин

1.1 Понятие творчества

Проблема творчества первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo). С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н.Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество». Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об «абсолютном» (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.

Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы имеют первостепенное значение и для разгадки «тайны» творчества. Объективные предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К.А. Тимирязеву), можно назвать «панкреацианизмом» (по аналогии с понятиями пантеизма, панпсихизма и др.). При такой широкой трактовке термина «творчество» наука о творчестве была бы неосуществимой, так как охватывала бы все сущее. Продолжающиеся споры по данному вопросу свидетельствуют о необходимости обогащения теоретико-методологической базы эвристических исследований и более детального выяснения объективных предпосылок творчества, возможно, и в форме своеобразного «предтворчества».[5]

Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.

Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики. Сущность творческого отношения человека к миру наиболее адекватно выражена в знаменитых ленинских афоризмах: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его». Здесь совершенно определенно указывается на взаимосвязь, но не тождественность отражения и творчества. Важно подчеркнуть два аспекта во взаимоотношении этих понятий: 1) отражение присуще всей материи, творчество же сугубо социальное явление; 2) сущность отражения состоит в возможно более полном и точном воспроизведении действительности, тогда как творчество необходимо результируется в преобразовании внешнего мира и самого человека. [3] Основной смысл приведенных афоризмов заключается во взаимообусловленности правильного отражения действительности человеком и ее целенаправленного преобразования в его интересах. В этом отношении очевидна перекличка ленинского афоризма со знаменитым одиннадцатым тезисом К. Маркса о Фейербахе, с проектом «регуляции» природы Н. Федорова и т.д. Критическое острие ленинских афоризмов явно направлялось на преодоление ограниченности созерцательного подхода, присущего ранее многим философам. Признавая оправданность такого акцента, в то же время следует отметить, что в настоящее время не меньшего осуждения заслуживает безоглядный активизм, не соизмеряющий поставленных целей со средствами и возможными последствиями. Подлинная суверенность субъекта основывается на адекватном познании необходимости и соответствующем образе действий. [3]

Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д.

Значение репродуктивной деятельности нельзя недооценивать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно получить его. Например, такой вид репродуктивной деятельности, как воспроизводство общественных отношений, чрезвычайно важен для формирования человека и общества, а подражание, как заметил еще французский социолог Г. Тард, является наиболее естественным для индивида путем усвоения социальных ценностей. И все же необходимо подчеркнуть ведущую роль продуктивной деятельности, неотчуждаемой от человека, в отличие от репродуктивной, которую в принципе можно передать машине или животному.

1.2 Виды и формы творчества

творчество самореализация психофизиологический педагогический

Разграничение сфер влияния различных видов творчества, отчасти закрепленное в специальных институтах, регламентирующих их функционирование и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и др.), не только не исключает, но, напротив, предполагает взаимодействие всех видов творчества: например, на стыке научного и технического творчества возникает научно-техническое творчество; своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн.

Дифференциация творческой деятельности не исчерпывается выделением основных видов и подвидов. Не менее важна дифференциация в аспекте форм творчества. Под формой творчества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и внутреннюю напряженность творческого действия.

Прежде всего необходимо учитывать различие форм творчества в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической соподчиненности: определенные формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выдающимися достижениями культуры. Место в этой иерархии характеризует уровень творчества. Формы творчества располагают при этом как от низшей к высшей, так и от высшей к низшей.

Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой самостоятельности предшествует подражание известным образцам. Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй, принадлежит главенствующая роль в условиях действующей культуры. Так, крупнейшие изобретения открывают новые направления общественного развития, побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям. Конечно, следует учитывать и непрерывное изменение градаций на шкале новизны в ходе исторического развития.

Закономерное возрастание роли профессионального и самодеятельного творчества в структуре экономической деятельности имеет в настоящее время важное значение для России Практика неоспоримо свидетельствует о высокой деловой активности слоя предпринимателей (особенно занимающихся малым и средним бизнесом), которые более динамично создают новые рабочие места, осваивают новые виды продукции. Сказанное, однако, отнюдь не означает недооценки государственного сектора экономики, но для его работников еще предстоит найти адекватные новым условиям формы поощрения творческой активности.

Глава 2. Природа и смысл творчества

2.1 Потребность личности в самореализации

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

2.2 Творчество как психофизиологическая закономерность

Вопрос о природе побуждения к творчеству относится к числу самых главных.

Неудовлетворенные потребности, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность.

В последние годы даже в психоаналитической литературе все более настойчиво звучат утверждения, что творческая активность отражает первичный, свободный от конфликтов потенциал личности, что это не механизм компенсации невротических расстройств, а самостоятельная внутренняя потребность. Но при этом остается открытым вопрос, имеет ли эта потребность биологическую основу и если имеет, то какую именно.

К тому же состояние отказа имеет тенденцию к иррадиации, к распространению с одной сферы деятельности на другую. Это особенно характерно для специфического отказа от поиска путей решения мотивационного конфликта, который лежит в основе невроза. Известно, что невроз отрицательно сказывается на творческой продуктивности и в этом проявляется иррадиация отказа от поиска.

2.3 Творчество как психолого-педагогическое исследование

Д.И.Фельдштейн отмечал, что растущий человек становится личностью в той мере, в какой у него формируются социальные качества, определяющие его как социальное существо, члена конкретного общества, сознательного, общественно ответственного субъекта. «Сознательно определяя свое отношение к окружающему и проявляя свою социальную значимость, свою человеческую сущность для других людей, используя «других» в качестве не средства, а цели, человек и выступает как личность. Основой и сутью этого процесса становления личности является развитие деятельности».

Л.И.Божович характеризовала личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, на котором человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я».

По утверждению А.В.Петровского, «быть личностью означает осуществлять такие «вклады» в других людей, которые бы приводили к изменению их жизни и судьбы».

Самоценность каждой личности, ее разносторонность, жизненная устойчивость определяют жизнеспособность и перспективу любого коллектива, объединения, организации.

Важнейшей задачей, стоящей перед современной школой, было и остается целенаправленное формирование творческой личности, отмечала Д.Б.Богоявленская

Став субъектом социального творчества, школьник принимает участие в социально значимой деятельности. Л.И.Божович отмечала: «Приобщение к участию в общественно-ценных делах. могут не только снять аффективные переживания и конфликты, но и создать у подростков подъем жизнедеятельности, вызвать положительные переживания и возбудить их творческую активность». [6]

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении «играть» на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

. Л.Н.Боголюбов,Л.Ф.Иванова и др.Человек и общество. Просвещение 2001.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *