Психология что со мной не так
Что со мной не так? Хроники психотерапии.
Я красивая, умная, у меня M.A. по экономике, работа хорошая и я всегда мечтала о семье, о детях. Я не любительница одноразовых отношений, не умею и не хочу вешаться на шею, и как-то не складывается. Только не говорите «У тебя на лбу написано «Хочу замуж! Вот ты всех и отпугиваешь». Вовсе нет. Это никогда не было для меня самоцелью. Чтобы выйти замуж нужно влюбиться, а дальше первого свидания обычно не заходит. Я человека полчаса вижу, как тут можно влюбиться? Мне так хочется найти родственную душу! Но где там. Наверное, сейчас нормальным мужчинам это не нужно – верность, любовь, крепкая семья, умная и нежная женщина рядом… Да что мужчины, у меня даже подруг-то толком нет, потому что обсуждать вот все это «Какое у Лизы новое пальто» или «Маня своего сына в частную школу перевела» мне неинтересно. Так и получается, что даже поговорить не с кем. Что со мной не так?
Я очень часто слышу у себя в кабинете этот вопрос: «Что со мной не так?». «Не так» могут быть какими угодно – «Не задерживаюсь ни на одной работе», «У меня почти нет друзей», «Не понимаю, почему я все время срываюсь на детей и мужа», «До сих пор не знаю, кем буду, когда вырасту» и так далее, и тому подобное. Самое частое «не так», конечно, «не могу найти любимого человека».
«Не так», разумеется, бывают самые разные и причинам их несть числа. Я сейчас хочу поговорить только об одной из этих причин. Растерянные и озадаченные люди, повторяющие «Что со мной не так?» на самом деле часто уверены, что с ними все так (даже больше чем так), а все не так с миром вокруг. Конечно, уверенность эта обычно неосознанная, и часто она распространяется не на все области жизни, а только на «проблемные». Талантливый специалист, часто меняет работу, логично объясняя насколько кошмарный коллектив попался на этот раз. Это может касаться и смены партнеров. «Согласись, с ней же невозможно жить! Я же прав?» вопрошает меня друг старый холостяк, я бы даже сказала «серийно моногамный холостяк». Я то соглашусь, мне не жалко. Невозможно. Ты прав. Но почему это уже пятая или шестая женщина, с которой, невозможно жить? Почему, черт тебя дери, ты все время прав и ни разу не счастлив?
Если повнимательнее прислушаться к тому, что говорят такие клиенты, услышишь, что им очень часто кажется, что они слишком хороши для этого грубого (злого, неромантичного, лживого, меркантильного нужное подчеркнуть) мира. Вот только глобус им попался какой-то неудачный. Главное – что ответственность в их системе координат лежит именно на мире. Это называется «внешний локус контроля». Я уже писала об этом в блоге «От судьбы не уйдешь, а если ушел, значит, не судьба».
«Не так» это очень часто обращенность за ответами только наружу. Это требование к миру соответствовать некоторой жесткой конструкции, а если он не соответствует, тем хуже для него. Модель изначально обреченная на провал. Она предполагает, что есть некоторые четкие правила, и если я их выполняю, то я получу, то, что заказывал Деду Морозу. «Бабушка, я не умру? – Будешь себя хорошо вести, не умрешь».
Очень детский подход. Как будто ты все еще ребенок, который может попросить всемогущего взрослого, что-то сделать с этим хулиганом, со сломанным велосипедом, вообще, с этим неправильным миром.
«— А еще мне в детстве казалось, что все старше меня. Ну, то есть так оно, в общем, и было. Поэтому последняя конфета — кому? — мне. Все, все конфеты мне. И я, очевидно, привык. Поэтому сейчас самая красивая девушка должна быть моей.
— А если она не твоя, то придет папа, отнимет ее у плохого мальчика и отдаст тебе. Или, знаешь, купит такую же.
— Привезет лучше. Из Прибалтики».
Вопрос «Что со мной не так?» предполагает, что у кого-то (например, у меня) есть четкий ответ. Или это просто настойчивый на грани навязчивости поиск внешних логических законов во всех поступках своих и окружения и постоянная озабоченность своей «правотой». При том, что, вроде, пора бы понять, что мы не всегда действуем согласно логике, а часто ломимся вопреки ей. Внешние законы дают только часть информации. Самые достоверные ответы мы получаем изнутри, сталкиваясь с реальностью и прислушиваясь, как она во мне откликается. Именно так можно выяснить доподлинно чего я хочу, а чего – нет. Причем, хочу именно я, а не сотни предков, общественных деятелей и телепрограмм, напихавших мне в голову калейдоскоп мнений и мыслей.
Потом мы обрабатываем эту информацию, действуем на основании полученных данных и снова слушаем, как откликается мир. Тогда получается жить в реальности, а не в умозрительном мире «розовых единорогов», где испытываешь жестокую обиду каждый раз, когда вместо единорогов попадаются гиппопотамы.
Одним словом, если у вас появилось ощущение, что с вами что-то не так, а потом оно перерастает в убеждение «пора менять глобус», попробуйте отключить автопилот привычных представлений и заново собрать данные об окружающем мире и своем месте в нем. Возможно, глобус-таки пора менять, но лишний раз проверить не помешает.
Поначалу способ очень время и энергозатратный, как в анекдоте про сороконожку. Приходится отменять автопилот и лететь вручную, отслеживая показания всех приборов, потому что, находясь на автопилоте, курс изменить невозможно. Автоматически следуя оптимальным раз и навсегда проложенным маршрутом, мы уподобляемся леммингам, которые точно знают, что поколения их предков не могут ошибаться. Но мы давно на другой ступени эволюции.
Повышенная адаптивность человека связана, как это ни забавно, именно с его способностью противодействовать своим животным инстинктам, отказываясь от привычных маршрутов, и способностью рисковать в поиске новых мест обитания, например. При этом человек может настолько подавлять эти инстинкты, что становится невротиком, и тогда его личность перестает действовать как единое целое. Высокая цена. Мы платим ее за то, что стали гораздо свободнее животных.
Чтобы не переплачивать за свою свободу развиваться, здоровой личности очень важно сохранять связь с инстинктами даже когда мы отключаем автопилот и переходим на сознательное поведение. Связь с инстинктами идет через тело и эмоции – камень на душе, комок в горле, в желудке словно узел завязали, голова сейчас лопнет, и т.д. и т.п. Отслеживайте, что происходит с телом, прислушивайтесь к нему, для этого есть простые упражнения. Слишком многое мы теряем «живя в уме лишь».
Но все же «а умище-то куда денешь»? Да не надо его никуда девать, пользуйтесь на здоровье ))) Только сознание способно вытащить нас из-под теплого одеяла зимой и заставить свернуть на совершенно новую тропинку. Инстинкты точно будут нашептывать – «сиди дома, там тепло».
И еще, иногда совершенно иррационально так хочется «другой глобус», может где-то «в Прибалтике» все же завалялся?
«Со мной что-то не так. Я какой-то не такой».
Комментарии 2
Просмотров 2210
Мне нравится 2
Очень часто за каким-то внешним запросом обращения к психотерапевту стоит болезненно – мучительное переживание «со мной что-то не так; я какой-то не такой». Это самоощущение может быть очень недифференцированным, неясным для самого человека. Человек сам не может сформулировать для себя – в чем заключается его недостаточность, но ему кажется, что в нем присутствует какой-то непонятный изъян или даже дефект.
Вина у нас возникает в том случае, когда мы причинили другому человеку какой-то ущерб, нанесли вред. При вине есть внутренний осуждающий и критикующий голос – можно сказать, голос совести, голос нравственных принципов. С чувством вины (если поступок не привел к каким-то трагическим последствиям) бывает легче совладать. При вине есть конкретный (понятный для человека) проступок, за который можно извиниться, можно как-то компенсировать ущерб.
1. Такое переживание себя часто бывает присуще индивидам с нарциссической структурой характера. В каждом нарциссе живет маленький испуганный ребенок, чувствующий себя дефектным и ущербным (может быть, это очень сильные слова, но, к сожалению, нарциссы так себя и ощущают), который боится, что «он какой-то не такой».
В большей степени таким самоощущением обладают с нарциссы уязвимо-чувствительного типа. Этот тип характеризуется присутствием на поверхности заниженной самооценки, неуверенности в себе; а грандиозная часть (при которой в глубине души живет ощущение своей незаурядности, особенности, уникальности) глубоко припрятана и отщеплена.
Так, пациент с шизоидной структурой характера, проходивший терапию, с давних лет страдал от этого ощущения: «я какой-то не такой, со мной что-то не так». До начала терапии – он не мог этого объяснить себе причину этого переживания, но у него явно присутствовало чувство своей инаковости. Страх, что с ним что-то не так, доходил до паники, что если он, приблизится к кому-то и окажется замеченным, его сочтут психически нездоровым и даже шизофреником
В этом примере у пациентки проявляется аутоагрессия (т.е. агрессия, направленная на себя) – в форме стыда, самообвинения: «Я какая-то неправильная. Я плохая и не заслуживаю любви». В психотерапевтической работе пациентка эту агрессию вернула тем адресатам, которым она предназначалась. Женщина прочувствовала упрек в адрес родителей за нанесенную психологическую травму. В дальнейшей работе бывает важно оплакать свое несчастливое детство; и, может быть, попробовать понять и простить родителей, которые оказались неидеальными и небезгрешными.
Если в период раннего детства ребенка мать страдает депрессией, то часто бывает, что малыш ее не радует. Оказываясь погруженной в себя, мать механистически выполняет свои родительские функции. Она редко восхищенно смотрит на ребенка и не отзеркаливает его чувства. Ребенок, переживая разные эмоциональные состояния и не находя возможности разделить их с самым близким человеком, и сам не может принять их. Тогда он воспринимает свои чувства как неадекватные и не имеющие права на существование. Ему кажется: «если я так чувствую, то со мной что-то не то и не так». Подрастая, такое ощущение себя закрепляется, вызывает стыд, чувство своей неадекватности.
Десоматизация
Десоматизация, или телесная анестезия, проявляется утратой способности распознавать ощущения своего тела. Десоматизация может быть частичной, если она касается каких-то частей тела, и тотальной. В последнем случае выпадает восприятие ощущений всего тела. Нередко десоматизация сочетается с нарушением восприятия ощущений о размерах, пропорциях тела и его частей, с выпадением осознавания других телесных ощущений.
| Подобные проявления свидетельствуют о наличии психического заболевания. При проявлении симптомов десоматизации рекомендуем обратиться к психиатру |
Пациенты сообщают об этом следующим образом: «На три месяца отнимались ноги, три месяца я лежала. Не было ощущения ног, я не чувствовала их, и они не слушались. Не чувствовала тогда боли, исчезли сны. Однажды проснулась и почувствовала ноги, заново училась ходить. Голова как не моя, я ее не чувствую. Не ощущаю, как расчесываюсь, а вот зуд в голове чувствую. Плохо ощущаю свое тело, лучше чувствую зубы. При засыпании чувствую легкость тела, не чувствую его, не ощущаю себя. Кажется, и не дышу уже, пульс не стучит. Не ощущаю, где центр тяжести тела. Не знаю как сесть, встать — боюсь упасть. Когда болит голова, я чувствую, как центр тяжести тела смещается к голове. В это время мне кажется, что голова увеличивается, а тело становится как не мое, оно как бы тает, растворяется, исчезает. Я вышла из своего тела, а оно замерло и перестало что-либо ощущать. Потеряла свой вес, не чувствую веса, не ощущаю своих движений, тело легкое, его как бы и нет совсем. Тела как будто нет совсем, остались одни глаза. Просыпаюсь с ощущением, что нет кистей рук, в страхе ищу их. После пробуждения минут 10 не чувствую своих рук, их будто нет совсем. Тела нет, я совсем не чувствую его, только сердце колотится. У меня бывает ощущение человека, который схватил свою отрубленную голову и бежит по улице. Голова разговаривает, а тела нет. Такое чувство, что идет одна голова, а тела как нет совсем. Тела нет, остались только мысли. Голова отделилась от тела, и она его не чувствовала. При засыпании появляется ощущение, будто я оказываюсь в какой-то бездне, полной пустоте. В это же время я не ощущаю себя, не чувствую своего тела. Снилось, что я умираю, потом умерла совсем. Ничего не вижу, не слышу, не ощущаю тела, при этом нет никакого страха. Затем я оживаю. Когда просыпаюсь, долго не могу понять, что со мной было, мне это интересно. Вижу духовные сны, в них тела у меня нет. Летаю во сне, как дух, без тела. Снится, будто я иду в каком-то непонятном состоянии, как пьяная, спотыкаюсь, падаю, чувствую боль в колене. И тут я умираю. Вижу все это со стороны. Вижу сознанием, тела своего не ощущаю». Иногда меняется восприятие внутренней речи: «Я иначе воспринимаю свою внутреннюю речь, она стала какая-то темная и в полосочку».
Иногда обычное ощущение тела не просто теряется, оно подменяется другим, притом весьма необычным. Тело воспринимается как «комочек материи, сгусток энергии, пятнышко, облачко, точка, спираль, водяной знак на бумаге, отрезок линии, шарик, буква». Один пациент описал ощущения своего тела так: «Я видел во сне и чувствовал свое тело как желтый шарик, сгусток энергии. Шарик разлетелся потом на желтые линии, уходящие в разные стороны. У меня было при этом ощущение полета, и я находился в разных местах одновременно, там, где были линии.
Тела своего я в это время не ощущал». Реальный образ тела, как видно, замещается совсем другим, неким геометрическим, графическим символом, знаком, абстрактным представлением. Формально тут можно говорить о символических галлюцинациях собственного тела, но существо дела состоит, видимо, в другом. Упомянутые знаки и отвлеченные представления в повседневной вербальной практике обычно используются людьми для описания внешних впечатлений. У пациентов же, как показывают приведенные иллюстрации, эти символы представляют какие-то болезненные телесные образы.
Иными словами, то, что в норме относится к внешнему миру, в условиях патологии воспринимается за некие внутренние события. Далее мы попытаемся показать, что такая подмена внешнего внутренним связана с другой формой нарушения самовосприятия, а именно с апперсонализацией.
Утрата ясности восприятия своего сознания проявляется ощущением притупления собственного сознания, иногда переживается утрата осознавания своего сознания. «Человеку, — указывает К.Ясперс, — свойственно осознавать свое сознание». Реальные нарушения сознания, такие как делирий, онейроид, сумеречное помрачение, обычно не находят отражения в самовосприятии и не фиксируются в памяти таким образом, чтобы пациент мог их распознать при повторном появлении.
В какой-то степени могут запоминаться лишь состояния, предшествующие угасанию сознания, например обмороку, погружению в сон, оглушению во время наркоза, неполному пробуждению, утрате сознания при черепно-мозговой травме, опьянении. Многие пациенты имеют хотя бы однократный личный опыт утраты сознания, особенно часто это бывают обмороки, другие знают об этом понаслышке, из прочитанного, от знакомых людей.
Именно с упомянутыми состояниями пациенты и сравнивают изменение актов самовосприятия, касающиеся ясности своего сознания: «Ощущение такое, будто я не могу проснуться. Кажется, будто я вижу себя во сне и безуспешно пробую очнуться, разбудить себя. Мое сознание находится как в тени, я тормошу, щипаю себя, чтобы оно восстановилось. Чувствую себя каким-то оглушенным, угорелым, как прибитым, в голове туман, она как ватой забита. Я все время какой-то полусонный, пребываю в какой-то дреме, чувствую себя так, будто не уснул совсем, но и не проснулся окончательно. Кажется, я вот-вот потеряю сознание, еще совсем немного, и оно выключится. Постоянно нахожусь в каком-то полуобморочном состоянии. Иногда я впадаю в обморок, но все при этом слышу и понимаю. При засыпании мне кажется, что я теряю сознание, впадаю в обморок. А когда просыпаюсь, долго не могу понять, где я нахожусь. Сознание туманит, я будто в облаках нахожусь и все вокруг какое-то другое. Такое бывает со мной весной и осенью, а когда проходит, я 2–3 дня бываю веселой и активной».
Утрата осознавания общего чувства проявляется выпадением актов восприятия висцеральных ощущений: «Внутри меня пустота, будто я полый. Я вроде трубы, внутри ничего нет, ничего там не ощущаю. В груди ничего нет, там все затихло, замерло. Голова пустая, она как надутый шар, в ней нет ничего, одни только мысли. Осталась только оболочка тела, а под ней ничего нет. Внутри как в камере холодильника, только холод и пустота, а на стенках ее иней. В животе пусто, органов нет, пища проваливается прямо в таз и там гниет. Не слышу, как бьется мое сердце».
Утрата осознавания когнитивной активности выражается жалобами пациентов на потерю способности представлять, воспринимать, думать, вспоминать, а также на утрату познавательной потребности: «Прошлое представляется мне в тусклом виде и помнится как бы без образов, почти словесно. Фильм на другой день вспоминаю только в общем виде, зрительных образов почти не помню. Журнал посмотрю, закрою и не могу припомнить, какие рисунки в нем я только что видел. Не помню музыку. Все воспринимаю как-то тускло, неотчетливо. Совершенно пустая голова, я только говорю, совсем не думая. Сначала скажу, и только потом до меня доходит, что я сказала. Боюсь сказать что-нибудь не то, так уже было много раз. Слова свои слышу, а мыслей таких нет, я про это и не думаю. Голова пустая, она не думает и кажется мне деревянным шаром с двумя отверстиями по бокам, окаймленными ушными раковинами. Ложусь спать, тело засыпает, а голова нет, она не спит, она совершенно пустая, никаких нет мыслей, я даже не могу сосредоточиться на мысли о том, что надо спать. Мысли у меня какие-то расплывчатые, нечеткие, неоформленные, мне кажется, что я говорю бессмысленные фразы. Мыслей нет, я совсем не думаю, только слышу и говорю. Нет памяти, я не чувствую, как я думаю, я вообще ничего не соображаю, голова пустая, без мыслей. Говорю, не думая, только двигаю языком, голова в этом не участвует. Вопросы слышу, но я их не понимаю, отвечаю на них механически, не обдумывая. Нет ни мыслей, ни воспоминаний, ни воображения, голова отключена. Нет ощущения, что я что-то понимаю или что-то обдумываю, я не знаю заранее, что я скажу. Разговариваю сейчас с Вами как бы по привычке, автоматически, информация входит и выходит, а ум бездействует, у меня его как бы и нет. Не понимаю, как это получается, что я о чем-то говорю, на что-то отвечаю, моего Я в этом нет, его голоса я не слышу. Иногда могу сказать ерунду, получается это как-то само собой, я и не думаю такое сказать. Кто не знает меня, удивляется, переспрашивает, а мне приходится отшучиваться. Дочь говорит мне, что если бы она не знала меня, то приняла бы за сумасшедшую. Вчера было какое-то помрачение, я только видела и слышала, но ничего не понимала, и был страх, что я схожу с ума. Я не существую, а присутствую в жизни. Как будто у меня осталось два глаза, я смотрю, наблюдаю и даже не обдумываю, что вижу. Не хочу ни читать, ни смотреть телевизор, вообще пропал интерес ко всему. Раньше не мог без новостей, всегда хотелось узнать что-то новое. А теперь новости меня совершенно не трогают, не волнуют, вообще я стал каким-то равнодушным. Ночью просыпаюсь, хожу по комнате, вроде что-то ищу. Все узнаю, а что мне нужно, не знаю, я ни о чем в это время не думаю».
Вероятно, с данным нарушением бывают связаны своеобразные провалы памяти: «Иногда не помню, что я делала. Помню, например, как выхожу на улицу погулять. Где бываю в это время, что делаю, из головы вылетает. Помню только, как подхожу с прогулки к общежитию. Из-за этого я два раза попадала под машину. Иду, задумаюсь, о чем думаю, я не помню. И не замечаю, что нахожусь на проезжей части дороги, иду на красный свет. То в туалет пойду и забываю, зачем пришла. Возьму там что-нибудь ненужное и возвращаюсь обратно. Было и так: утром выхожу из общежития на занятия в институт. Что было в институте, ничего не помню». Это нарушение может, по-видимому, проявляться и изменением характера сновидений. Сновидные образы при этом теряют яркость, четкость, окраску, становятся пустыми, блеклыми, размытыми. Аналогичные изменения происходят и с другими компонентами сновидения: эмоциями, ощущениями тела и др.
Физиономист, вглядевшись в него, сказал бы, что тут ни думы, ни мысли нет, а так, какое-то созерцание. У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге. стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший сюда мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то созерцает. Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться, спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе.
Созерцателей в народе довольно». Эти созерцания — явно не обрыв мысли, не шперрунг и не абсанс, тем более не эпизод кататонического ступора. Тут происходит не совсем понятно что; действительно, такое нередко встречается и у как бы вполне здоровых индивидов. В специальной литературе об этом явлении почти не упоминается. Судя по описанию Ф.М.Достоевского, можно, пожалуй, предположить, что речь идет об относительно коротких эпизодах нарушения самовосприятия в виде утраты осознавания собственной когнитивной активности.
Деиндивидуация, или утрата осознавания индивидуальности Я, переживается пациентами как ощущение потери своей самобытности, как неспособность воспринимать свою уникальность, свои отличия от других людей: «Я стал безликим, безымянным, чем-то вроде номера на униформе. Потерял свое лицо, растворился в массе, ничем не выделяюсь среди людей. Живу привычками, рефлексами, я уже забыл, как надо по-моему. У меня не стало ничего своего, я как копия с чего-то, а не оригинал. Меня будто запрограммировали, сделали одинаковым со всеми. Я превратился в какое-то серое, бесцветное, обезличенное существо, все мое будто облетело с меня, как листва с дерева. Ощущаю себя словно в толпе, когда ведешь себя как другие, а не по своему усмотрению. Ничего не стало моего, такого, чего нет у других. Мне кажется, все, что во мне есть, я скопировал, взял от других, сам я ничего своего не придумал и не сделал». Иногда утрата чувства своей оригинальности сочетается с другим или подменяется другим, когда окружающие люди кажутся совершенно одинаковыми, лишенными индивидуальности («куклы. матрешки. однотипные изделия из папье-маше. копии. близнецы. механизмы, в которые вдохнули жизнь. »).
Деиндивидуация переживается также в связи с утратой осознавания чувства новизны собственных переживаний. При этом пациентам кажется, что их мысли, чувства, действия остаются такими же, что и в прошлом, в них нет ничего нового, свежего, они лишь повторяются как по привычке или по памяти. Одновременно притупляется восприятие настоящего и будущего времени, жизнь кажется оставшейся где-то позади, размываются перспективы и впереди пациентов ничего будто не ждет, там все та же томительная монотонность, когда не происходит ничего неожиданного, незнакомого или интересного.
Что со мной не так?
Ответы
Нона Бухутовна
Забыли конкретно что не так, рассказать!
Шендерова Елена Сергеевна
Здравствуйте, Барбара!
Возможно, Вы направили не в ту категорию свой вопрос, Вам нужна Эзотерика, это же раздел Психологии.
Психолог не гадает, не предсказывает и не даёт «готовый» ответ. Психолог помогает человеку вернуть контроль над своей жизнью себе, а не просто верить чужим словам.
Вы видите предметы, но пытаетесь увидеть в них «знак», при этом именно Вы сами наделяете его силой — сила знака — в вере самого человека.
Человек ищет причины того, что у него что-то происходит в жизни, какие-то неприятности — со здоровьем, на работе, в отношениях и т.д. и ищет влияние из вне, чтобы «убрать его» и верит, что тогда и проблемы из его жизни уйдут.
Но, причина того, что у Вас не складывается что-то в жизни ЕСТЬ и она внутри Вас, в том сценарии, который сформирован уже давно, но никак не во влиянии из вне!
Пока Вы будете искать ритуалы, о будет проходить время, но то, что есть внутри Вас, так и не изменится.
Вы может сами того не осознавая разрушать свою жизнь, следуя своему сценарию и неосознанно приводить к проблемам в своей жизни, к тому, что что-то идёт не так или неосознанно останавливать свой выбор на таких людях и ситуациях, с которыми могут быть проблемы или фиксироваться на таких ситуациях, упуская иные.
И именно на это и нужно обратиться внимание — разобрать то, что происходило в жизни — понять, какой сценарий был. Ведь Вы может неосознанно выбирать людей для «отработки» привычного сценария.
Какие были ситуации, какие были проблемы? как решали проблемы? какие были люди рядом? С чем сталкивались? Какие есть установки и убеждения? Какие были отношения между Вашими родителями? как относились к Вам? Ведь сценарий формируется именно в детстве.
Вы видите мир и события через призму установок, страхов, опасений, своего опыта и сценария и при этом, можете искажать реальность и видеть везде подтверждения сценария и своих ожиданий и страхов, неосознанно приводя к проблемам. Вы ждете любви, заботы, внимания, ведь внутри Вас фрустрирована потребность в принятии, в защите, в безопасности.
Предстоит понять, как сформировался такой сценарий там, где у Вас есть проблемы, понять, что Вы хотите изменить и в какую сторону.