Психологическое упражнение тропический дождь для чего
Психологическое упражнение тропический дождь для чего
Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена
«АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ»
Игра-разминка для тренинга.
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Время проведения: 5 мин.
Ход упражнения:
Участники встают в круг. Ведущий дает инструкцию:
«Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!»
1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).
3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
10. Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
— Легко ли вам было выполнять это упражнение?
— Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
— Ваши впечатления по проведенному упражнению?
Упражнение «дождь»
Для успешного выполнения этого упражнения необходимо вспомнить образ и ощущении, когда вы, измучившиеся от летнего зноя, покрытые пылью, усталые, наконец попадаете под живительные потоки приятно-теплого и вместе с тем освежающего летнего дождя. При этом рядом с грозовой тучей ярко сияет только что умывшееся Солнце. От этого струйки дождя сверкают и искрятся, а лучезарный Ра[2] раскинул свою семицветную дугу на горизонте. Можно и попроще: после тяжелого трудового дня вы с удовольствием, переходящим в негу, принимаете освежающий и молодящий душ, не горячий, не холодный, а очень комфортный. Запомните эти ощущения.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Встаньте прямо. Лицом к солнцу или в ту сторону, где оно в данный момент должно быть. Стопы поставьте параллельно друг дружке, чуть уже ширины ваших плеч. Колени слегка согнуты, настолько, чтобы бедра дали возможность расслабить поясницу, плечи чуть-чуть приподняты, снимая тем самым напряжение с мышц спины; руки свободно опущены; макушка устремлена вверх, но так, чтобы шея не напрягалась. Предстаньте, пользуясь «внутренним экраном в области межбровья» (че-ло – славянское слово, аджна – арийское), что из невообразимой выси к вашей голове приближается мягкий, теплый, но вместе с тем тонизирующий поток золотистого дождя.
На вдохе стремитесь макушкой и плечами втянуться в этот поток.
На выдохе пустите струйки дождя по передней поверхности тела, сливая их в Землю с пальцев ступней. При этом носки (в дальнейшем – мыски (слав.)) упираются в опору. Повторить 1-3 раза. Далее омываем, обе сразу, боковые поверхности тела. Также на вдохе, втягиваясь в поток, можно для полноты ощущений приподняться на мысках.
На выдохе сливаем поток с внешних боковых поверхностей стоп, упирая их в опору.
Повторить 1 –3 раза. Затем точно так же работаем с задней поверхностью тела, но сливаем поток уже по пяткам, упирая их в Землю. И в завершение омываем внутреннее пространство тела, сливая поток с внутренних поверхностей стоп. Хорошо при данном упражнении (омовение внутренней поверхности), слегка скручивая позвоночник, увидеть, как из межпозвонковых пространств выдавливается черная, тягучая жидкость и стекает по копчику в Землю. Повторить 1-3 раза. После окончания упражнения слегка протрясти тело и конечности. Желательно уйти с этого места, так как на поверхности опоры (особенно если это не земля, а твердое покрытие (бетон, асфальт и т.д.) негативная энергетика может оставаться какое-то время (от 5 минут до 72 часов в особых случаях).
В дальнейшем, когда вы научитесь получать яркое ощущение омовения и чистоты вашего Ведогона, упражнение можно унифицировать, «омывая» все поверхности и внутреннее пространство одновременно.
Упражнение «Дождь» можно выполнять в любое время, в любом месте с целью улучшить самочувствие, снять напряжение, головную боль, снизить артериальное давлен ие, максимальное уменьшить воздействие знергоинформационного удара. Его также необходимо выполнять перед и после комплексов и упражнений Славянской гим настики.
Практикум на сплочение группы
Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, снижение тревожности
Время – 3 ч.
Условия проведения, оборудование: комната для проведения групповых занятий, мячи, мягкие игрушки.
Продолжительность занятий: практикум включает 3 занятия, длительность занятия — 40 минут.
Количество участников: 6-10 человек.
Возраст участников: 7-11 лет.
Занятие 1
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: установка эмоционального контакта.
Время – 5 мин.
Инструкция: Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами будем знакомиться, но будем делать это необычно. Каждый из вас по кругу должен будет назвать свое имя и определение на первую букву своего имени.
2. Упражнение «Узнай по голосу»
Цель: игра на внимание, на сплочение.
Время – 10 мин.
Инструкция: В первом упражнении мы с вами познакомились, а теперь давайте посмотрим, как вы запомнили голоса друг друга. Сейчас один из вас выйдет в центр и встанет к нам спиной. Остальные ребята по очереди будут говорить фразу: «За твоей спиной стою я, Угадай скорей меня».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.
3. Упражнение «Ловля моли»
Время – 10 мин.
Цель:создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы, формирование произвольного контроля.
Инструкция: Итак, мы уже достаточно хорошо знаем друг друга, и сейчас мы с вами пришли в гости к одному из участников (указываем на одного из участников группы, представляя ее как хозяина (хозяйки), в гости к которому все пришли). У него дома развелось много моли, и все приглашены для того, чтобы избавиться от моли. Сейчас мы с вами должны будем избавиться
от всей моли, и будем делать это так (демонстрируем, хлопая в ладоши, по предметам, по участникам, акцентируя внимание на том, что по участникам нужно хлопать не сильно).
В игру включаются все участники. Игра продолжается с учетом меры вовлеченности в нее всех участников.
4. Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Время – 10 мин.
Участники встают в круг.
Обратная связь:
– Легко ли вам было выполнять упражнения? Какая игра понравилась больше всех? А что в ней понравилось больше всего? Какое у тебя сейчас настроение?
– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
Занятие 2
1. Упражнение «Липучки»
Цель: повышение сплоченности группы.
Время – 10 мин.
Инструкция: Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, вы должны остановиться и объединиться с кем-либо, так как я скажу, например руками, ногами и т.д. Вы должны слушать меня внимательно. Давайте попробуем.
2. Упражнение «Жучок»
Цель:сплочение группы.
Время – 10 мин.
Инструкция: Мы с вами дотрагивались друг за друга ногами, руками. И сейчас мы проверим, кто кого запомнил. Водящий выходит в центр и встает спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки. А мы с вами считаем, кто угадал больше всех.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли ведущего.
3. Упражнение «Не вижу – не слышу»
Цель: создание положительного эмоционального фона, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.
Время – 10 мин.
4. Упражнение «Лимон»
Цель: снятие напряжения.
Время – 5 мин.
Выполнение упражнения может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Обратная связь:
– Легко ли вам было выполнять упражнения? Какая игра понравилась больше всех? А что в ней понравилось больше всего? Какое у тебя сейчас настроение?
– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
Занятие 3
1. Упражнение «Пересядьте те, кто. »
Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя.
Время – 10 мин.
Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого светлые волосы» – и все, у кого светлые волосы должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
В конце игры дать задание разделиться на 2 команды, по признаку, например, мальчики и девочки (или любой другой признак, главное, чтобы число участников было примерно равным).
2. Упражнение «Крепость»
Цель: игра дает детям возможность выплеснуть агрессию.
Время – 15 мин.
3. Упражнение «Общее движение»
Цель: снятие напряжения в группе, сплочение.
Время – 10 мин.
Инструкция: Вы все молодцы каждый отлично защищал свою крепость. И сейчас мы вновь одна команда. Мы встаем в круг, и каждый по очереди начинает показывать определенное движение, остальные по очереди повторяют это движение.
Упражнение выполняется до тех пор, пока свое движение не продемонстрирует каждый ребенок.
4. Упражнение “Задуй свечу”
Цель: снятие напряжения.
Время – 5 мин.
Инструкция: А сейчас мы представим, что в центре круга горит свеча, и мы вместе с вами должны ее задуть. Для этого надо глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
Обратная связь:
– Легко ли вам было выполнять упражнения? Какая игра понравилась больше всех? А что в ней понравилось больше всего? Какое у тебя сейчас настроение?
– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
Тренинговое занятие, направленное на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения «Австралийский дождь»
Тренинг для коллектива «Австралийский дождь»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие сплоченности.
Упражнение «Мой цветок»
Упражнение «Я и другие»
Упражнение «Счет до десяти»
Упражнение «Аборигены и миротворцы»
Упражнение «Храм тишины»
Упражнение «Австралийский дождь»
Объявление цели. Рассказать что такое тренинг.
Напишите на своих бейджиках как вы хотите, чтобы вас называли на тренинге. Это может быть просто имя, имя отчество, прозвище, либо уменьшительно-ласкательное слово.
Уважать чужую точку зрения.
Упражнение «Мой цветок»
Участникам тренинга предлагается нарисовать на бумаге цветок, в центре которого каждый пишет свое имя. Далее на каждом лепестке записываются ответы на следующие вопросы:
в чем Я хорошо разбираюсь?
за что Я нравлюсь самому себе (или люблю самого себя)?
После выполнения данного задания участники зачитывают свои ответы и обсуждают их с другими участниками тренинга.
Упражнение «Я и другие»
Это упражнение проводится в закрепление упражнения «Мой цветок». Каждому участнику предлагается бросить мяч другому, отвечая на вопросы:
что хорошего он знает об этом участнике?
что общего у него с этим участником?
4.Упражнение «Счёт до десяти»
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
5. Разминка Упражнение «Пожалуйста»
Ход упражнения: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).
После разминки переходим к основной части тренинга. Группа делится пополам (нарезанные ленты двух цветов и разной длины, группа формируется по длине полосок).
Упражнение «Аборигены и миротворцы»
Вся группа делится на 2 подгруппы. Одна группа миротворцы, вторая аборигены.
( Мост делается из бумаги: Ширина 15 см. Длина 7 стандартных листов формата А-4. Самим делать мост нельзя. Можно показать на примере одного листа, но и он в состав моста входить не будет. Причем при постройке моста, кто-то один должен держать ножницы, другой должен держать лист, третий клеить, четвертый измерять и т.д.).
Инструкция аборигенам: Вы – группа аборигенов из Австралии. Вам очень хорошо живется без цивилизации, вы счастливы, воспитываете детей. Всех людей из других цивилизаций вы не любите, т.к. они постоянно хотят навязать вам свои правила без которых вы итак очень хорошо живете. Все попытки проникнуть в ваш мир заканчиваются плачевно для «пришельцев» Вы понимаете только свой язык, других вы не понимаете. Каждый день вы совершаете обряд моления, преклоняясь перед своим идолом. (Сегодня вы будете совершать его каждые три минуты по моей команде). Понимает «пришельцев» только вождь, но говорить на их языке он не может. Донести до вас, что говорят и хотят от вас пришельцы может только он и то, если посчитает это нужным. Дальнейшие инструкции вы получите в ходе игры. Не забывайте про молитву.
Дальнейшая инструкция для аборигенов: Если вы согласились строить мост, то вам даются разноцветные фигурки. Их вы должны приклеивать на каждый лист бумаги, тем самым внося свои коррективы и напоминая о том, что вы тоже имеете свою точку зрения.
Какие были ощущения у групп?
С чем можно сравнить данную ситуацию?
Напоминает ли вам данная ситуация ситуацию в интернате?
Кто в какой роли выступает?
Какие приемы использовались в создавшейся ситуации для ее решения?
Всегда ли правильно мы ведем себя по отношению к подопечным? (на примере игры)
Упражнение «Храм тишины»
«Представьте, что вы попали в незнакомый город. Вокруг много высоких зданий, которых вы никогда не видели. Они окружают вас со всех сторон. Все незнакомо, враждебно, вызывает страх, но вам надо идти по этому городу, идти к определенному объекту. Вы идете по улице, где очень шумно, много машин и людей, все толкаются, не обращают на вас никакого внимания, идут по своим делам. У всех злые, враждебные, незнакомые вам лица. Но вам нужно идти сквозь эту толпу, сквозь этот отталкивающий хаос. Запомните свои ощущения. Нравится вам здесь или нет. Запомните улицу,… какая она, запомните лица. И идите дальше.
Преодолевая эту толпу, вы поворачиваете на соседнюю улицу, она немного другая. Здесь не так шумно, здания намного ниже и немного меньше людей. Здесь уже не так тесно и не так страшно. Вы идете, разглядываете дома, людей, некоторые вам улыбаются, но их очень мало. В основном все также бегут по своим делам и не обращают на вас внимания. Но вы идете, идете к своей цели. Запомните свои ощущения и на этой улице. Запомните свое отношение к ней. И идите дальше. Поверните на другую улицу. Вы видите перед собой улицу не такую как прошлые две: Здесь почти нет машин, очень мало людей, уже нет такой тесноты. Все встречающиеся люди не озлоблены, а… либо доброжелательны, либо равнодушно идут, прогуливаясь по этой необычной улице. Вокруг себя вы уже не слышите оглушительного шума, недовольных криков и ругани. Кое-где слышен только щебет птиц и легкий шум ветра. И в такой обстановке вы идете дальше, хорошо запоминая свои чувства. И хорошо обдумывая, вернетесь ли вы еще сюда?
Вы сворачиваете на другую улицу и понимаете, что никогда не видели столь пустынной улицы. Здесь нет машин, дома расположены далеко друг от друга. Людей здесь тоже нет. Где-то вдали видны лишь силуэты идущих не спеша двух молодых людей. И все… Вы идете наедине с самим собой. Обратите внимание о чем вы думаете, хотите ли вы, что бы с вами шел кто-то рядом? Или может вам нравится быть в одиночестве? С этими мыслями вы подходите к огромному храму. Он поражает вас своими размерами и красотой. Его красота вас завораживает, вы останавливаетесь около него и думаете «Войти или нет?» Вы решили войти. Открывается дверь и вы оказываетесь в Храме тишины… Он очень большой, очень красивый, все выдержано в прелесных тонах, здесь высоченные потолки и ….тишина. Мертвая тишина…. Вы слышите, как бьется ваше сердце. Т.К. ничего другого услышать нельзя, вокруг ни души, вы наедине с самим собой…. Посмотрите вокруг, прочувствуйте все, что вас окружает, запомните свое отношение к этим стенам, к этому месту. Подумайте о себе, о своих желаниях. И сделайте это здесь…. В храме тишины!! Хотите ли вы остаться в нем или нет? Запомните свое отношение к нему и свои чувства. Еще раз посмотрите вокруг, насладитесь тишиной и покоем и вернитесь в эту комнату……
Упражнение «Австралийский дождь»
Все садятся в круг и повторяют за ведущим по очереди: «Трут ладошки, щелкают пальцами, бьют по груди, бьют по коленкам, бьют ногами и затем в обратном порядке»
5. Обратная связь (заполнение анкеты)
Упражнение «Дождь в джунглях»
Цель: снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.
Время: 10 минут.
Инструкция: Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру.
Анализ: Как вы себя чувствуете после такого массажа? Приятно или нет было выполнять те или иные действия?
Поделитесь своими ощущениями и настроением.
Упражнение «Сердце нашей группы»
Цель: развитие чувства эмпатии, доверия, сплоченности.
Время: 15 минут.
Материал: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.
Инструкция: Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы. Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами весь тренинг!
Анализ: Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение? Понравилась ли вам это упражнение? Что вам нравится в этом сердце? Легко ли было сказать что-нибудь приятное? Нравится ли вам то, что написано на других сердечках?
Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?»
Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
Время: 10 минут.
Материал: игрушка «Колобок».
Инструкция: Сядьте удобнее, образуя большой круг, и посмотрите на этого чудесного Колобка, который находится у меня в руках. Сейчас он весело покатится по вашим рукам. Тот, у кого окажется Колобок, выскажет впечатления и пожелания участникам группы. Все остальные должны внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая, уважая своих одноклассников.
Анализ: Что принес вам этот день? Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?
Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: «Эмоции и поведение»
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карточки с различными эмоциями, свеча.
Упражнение «Повтори за мной»
Цель: отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь».
Время: 10 минут.
Инструкция: Сядем полукругом. Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе, называть свое имя и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять имя и каждое предложенное приветствие.
Анализ: Как вы себя чувствуете? Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?
Упражнение «Мои лица»
Цель: помочь обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими.
Время: 10 минут.
Материалы: бланк с рисунками и фломастеры.
Инструкция: Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено. А теперь поговорим о том, что у нас получилось.
Анализ: Когда у тебя бывает такое лицо? Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно? Как бы ты выразил свои переживания? Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.