психологические проблемы смысла жизни и акме
XXII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
Психологический институт, Моховая ул., д.9, стр.4
м. «Библиотека им.В.И.Ленина», «Боровицкая»
12-13 апреля 2017 года состоится XXII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме».
Основные направления работы симпозиума:
— Общепсихологические и онтологические проблемы смысла жизни и акме;
— Смысл жизни, акме и проблемы современного образования;
— Смысложизненные и акмеологические проблемы профессиональной деятельности;
— Философские, литературоведческие и культуроведческие аспекты смысла жизни и акме;
-Проблемы смысла жизни и акме в практике психологической консультации, психотерапии и социореабилитации;
-Проблемы и современные тенденции развития логотерапии;
— Молодежная секция;
Заявки на участие в симпозиуме и материалы (до 10000 знаков с пробелами) принимаются до 1 марта 2017 г. по e-mail: smyslsimp@yandex.ru
Молодежная секция
Симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» ежегодно проходит в Психологическом Институте Российской Академии Образования. На симпозиуме рассматриваются психологические и философские аспекты смысла жизни и акме, проблемы нравственного развития (саморазвития) личности, воспитания подрастающего поколения и т.д.
Участники симпозиума: ученые (в том числе, доктора и кандидаты наук), преподаватели вузов, учителя, психологи, философы, аспиранты, студенты, школьники.
В рамках симпозиума проводится молодежная секция. Лучшие доклады публикуются в электронном сборнике Симпозиума, участникам вручаются сертификаты и дипломы, организуется экскурсия по лабораториям Психологического Института РАО.
Приглашаем старшеклассников и студентов для участия в молодежной секции симпозиума.
Убедительная просьба изучить все прикрепленные документы. В них вы сможете найти подробности о подаче заявок, адреса, требования к оформлению, информацию об оргвзносах и другую полезную информацию.
Источник: ПИО РАО
Телефоны:
(495) 695-93-63, (495) 695-88-76 (директор),
(495) 697-89-62 (аспирантура)
XXV Юбилейный международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
Организаторы симпозиума: ФГБНУ «Психологический институт РАО», г. Москва, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, г. Гродно, Беларусь, Высшая школа логотерапии Московского института психоанализа, г. Москва, РОО Научный центр развития личности «Акме» г. Санкт-Петербург, Московское отделение РПО.
Основные направления работы симпозиума
— Психологические и онтологические проблемы смысла жизни и акме
— Смысл жизни, акме и проблемы современного образования
— Смысложизненные и акмеологические проблемы профессиональной деятельности
— Философские, литературоведческие и культуроведческие аспекты смысла жизни и акме
— Проблемы смысла жизни и акме в практике, психологической консультации, психотерапии и социореабилитации
— Проблемы и современные тенденции развития логотерапии
-Проблемы и современные тенденции развития экзистенциальной психологии, экзистенциального анализа, экзистенциального консультирования, экзистенциальной психотерапии
-Молодежная секция
Руководители молодежной секции: к.психол.н. Т.А. Попова (Москва, Россия), д.п.н. И.В. Ульянова, к. психол.н.. Е.В. Федосенко (Санкт-Петербург, Россия) магистр психологии И.И. Манина (Москва, Россия), руководитель казахстанской молодежной секции докторант КазНПУ С.Т. Исалиева (Алматы, Казахстан)
Технический секретарь: Е.И. Елистратова, лаборант-исследователь ФГБНУ «ПИ РАО» (Москва, Россия)
Оплату необходимо произвести до 25 марта 2020 г. Реквизиты и форма квитанции в прикрепленном файле.
ВНИМАНИЕ! КБК обязательно к заполнению, в ином случае деньги не попадают на счет института. Сканированную копию квитанции необходимо выслать на эл. Почту smyslsimp@gmail.com.
Требования к оформлению материалов:
текст Microsoft Word (doc., docx.), размер шрифта (кегль) – 12, тип – Times New Roman, межстрочный интервал – одинарный, без переносов; без схем, таблиц, рисунков.
Параметры страницы: все поля по 2 см.
Структура материалов:
УДК (http://teacode.com/online/udc/), название статьи прописными буквами, на русском языке: Ф.И.О. автора (авторов), должность, место работы, город, аннотация (4-6 строк, до 300 знаков), ключевые слова. На английском языке: название статьи прописными буквами, Ф.И.О. автора (авторов), аннотация (4-6 строк, до 300 знаков), ключевые слова, текст статьи на русском языке без графиков, рисунков, таблиц; библиографические ссылки в тексте статьи оформляются квадратными скобками, без ссылок; список литературы – в алфавитном порядке.
Имя файлов в электронном варианте должно быть оформлено следующим образом: «Иванов_статья. doc», «Иванов_заявка. doc», “Иванов. Лицензионный договор”
Оргкомитет оставляет за собой право отбора и редактирования предоставленных материалов.
В отдельных файлах присылаются:
1. Заявка на участие в симпозиуме (Приложение 1)
2. Статья
3. Лицензионный договор (сканкопия) (Приложение 3)
4. Квитанция об оплате с КБК (сканкопия)
Контактное лицо: Попова Татьяна Анатольевна
../../ XIII симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
Основные направления работы симпозиума:
— Общепсихологические и онтологические проблемы смысла жизни и акме;
— Смысложизненные и акмеологические проблемы профессиональной деятельности;
— Философские, литературоведческие и культуроведческие аспекты смысла жизни и акме;
— Смысл жизни, акме и проблемы психотерапии и социореабилитации.
Оргкомитет: Г.А. Вайзер (председатель), Н.В.Волкова (зам. председателя), Н.Л. Карпова.
Заявки на участие в конференции и тезисы (1-2 стр.) принимаются до 20 марта 2008 г. на e-mail: smyslsimp@mail.ru.
Кроме того, распечатку заявки и тезисов просим отправить по адресу:125009, Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4, Психологический институт РАО, к. 33, Вайзер Галине Александровне. Материалы симпозиума (тезисы) будут опубликованы в сети INTERNET.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора и редактирования представленных материалов.
— фамилия, имя, отчество;
— место работы и должность;
— ученая степень и звание;
— адрес для почтовой корреспонденции, телефоны, E-mail;
— название сообщения на русском языке;
— название сообщения, фамилия, имя отчество авторов на английском языке
— направление, к которому относится сообщение.
При отправке заявки и тезисов не забудьте включить в Вашей почтовой программе запрос уведомления о получении Вашего сообщения.
ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ
ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ
Симпозиум проведен в рамках конкурсной программы «Феномены «смысл жизни » и «акме «: сущность, характер их соотношения в процессе жизни человека (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) «. Проект № 000600255а поддержан РГНФ.
2425 апреля 2001 г. в Москве в Психологическом институте РАО состоялся VII симпозиум «Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья «. В его работе приняли участие более 80 представителей Москвы, Московской области, Самары, Киева, СанктПетербурга, Екатеринбурга, Ульяновска, Таганрога. Во вступительном слове В.Э.Чудновский отметил всевозрастающий интерес ученых и практиков к проблемам смысла жизни, акме, счастья, широкий диапазон экспериментальных исследований, а также обсуждение общепсихологических вопросов представителями самых разных научных направлений.
Значительное число докладов и сообщений было посвящено теоретическому осмыслению поставленных проблем, соотнесению категорий смысла жизни, акме и счастья. В обобщающем докладе «О субъектном акме человека и факторах, его определяющих » А.А.Бодалев подчеркнул, что субъектная ипостась человека проявляется и формируется прежде всего и главным образом в разных видах деятельности, которые поразному инициируют активность основных систем человека. Поэтому достижение человеком своего субъектного акме в определенных видах деятельности имеет свои специфические особенности. Анализируя факторы, обеспечивающие успехи подлинных творцов нового, А.А.Бодалев выделил у этой категории лиц высокие личностные качества, способности (не только общие, но и специальные), а также мощный постоянный энергетический потенциал организма. Докладчик показал, что все великие люди, приумножившие результатами своей деятельности материальные и духовные ценности, были поистине несравненными тружениками, а деяния этих людей почти всегда соответствовали их мировоззрению и самосознанию.
Н.Л.Карпова высказала мнение, что понятие «акме » применимо к определению зрелости в развитии не только человека, но и коллектива, социального явления, института. В ее докладе «Смысл жизни и акме в процессе социореабилитации » изложены итоги исследования динамики смысложизненных проблем у пациентов и их родственников в процессе групповой семейной логотерапии. Результативность процесса социореабилитации позволила сделать вывод, что методика групповой семейной логотерапии, рассматриваемая как особая методологическая стратегия, находится сейчас в состоянии своего акме.
Методологические проблемы смысла жизни были представлены в докладе В.И.Панова «Проблемы смысла жизни с точки зрения принципа процессуальной анизотропности «. Он раскрыл содержание понятий «структурная анизотропность » и «процессуальная анизотропность «, обосновал возможность и целесообразность использования принципа процессуальной анизотропности для изучения вопросов становления смысла жизни человека и выявления причин различных нарушений в этом процессе.
Вопрос о праве на счастье как основном праве каждого человека рассматривался в докладе Е.Д.Яхнина «Счастье homo, счастье sapiens, счастье socialis «. Он включил в понятие смысла жизни человека его устремленность к счастью и описал классификацию проявлений, видов счастья. Счастье homo
Л.Б.Волынская в докладе «Акме, смысл жизни и счастье как цель, восхождение к ней и награда » показала, что смыслом жизни человека можно считать стремление к акме, понимаемое не как результат, достижение вершины, а как процесс восхождения к ней, сопровождаемый ощущением счастья. Счастье имеет как эмоциональную, так и когнитивную составляющие. Оно включает в себя поиски, нахождение и пересмотр смысла жизни на разных ее этапах и фактически невозможно без болезней роста. Счастье предполагает умение пройти через них и выйти победителем.
Необходимость содержательного и системноструктурного анализа феноменов идентичности и смысла жизни человека обосновывалась в докладе О.В.Дашкевича «Смысл жизни и проблема личностной идентичности «. Он обратил внимание на существенное сходство ряда особенностей этих феноменов (субстанциональность, отнесенность к высшим уровням интеграции и саморегуляции), выделил общие содержательные и психодинамические характеристики (связь с самосознанием, сходство переживаний и ряд других). И смысл жизни и идентичность личности подвержены общим внешним и внутренним деформирующим факторам, что указывает на их общий генезис. В докладе высказано предположение: смысл жизни как психологическая составляющая является ведущим фактором становления идентичной личности.
В докладе Д.Б.Богоявленской «Смысл жизни и творчество » проблемы смысла жизни были рассмотрены в контексте проблем поддержания не просто существования человека, а реализации его родовой сущности и расширения ее границ. По мнению Д.Б.Богоявленской, при анализе взаимосвязи смысла жизни и творчества следует не только выявлять роль творчества и его место в структуре смыслообразования, но исходить из того, что само творчество определяется наличным смыслом жизни: чем больше человек забывает о себе, тем в большей мере он реализуется как человек.
Е.Е.Вахромов в докладе «Самоактуализация в контексте жизненного пути человека » рассмотрел индивидуальный смысл как прижизненное приобретение человека, проанализировал этапы становления этого смысла. Он показал возможность описания первых этапов в рамках теории самоактуализации и подчеркнул роль акмеологического подхода, который позволяет применительно к жизненному пути в целом находить не ситуационно обусловленные частные смыслы, а то общее, что связывает воедино всю предствующую жизненную мозаику и способствует нахождению «сквозного смысла «.
Своеобразным откликом на проблему значимости малых смыслов для человека, поставленную и развиваемую на предыдущих симпозиумах В.Э.Чудновским, стал доклад И.В.Калинина (Ульяновск) «К проблеме малых смыслов в психологии «. Он полагает, что эти смыслы обладают широким спектром действий, в целом ряде случаев содействуют конструктивности поведения человека. По его мнению, смыслы малых интенсивностей являются теми «смысловыми лучами «, которые фокусируются в ходе жизнедеятельности человека и влияют на становление ценностных и смысловых структур. И.В.Калинин сформулировал ряд актуальных вопросов «смысловой оптики » и показал, что поиск ответов возможен при условии объединения психологов и специалистов из сферы сопредельных и несопредельных с психологией наук.
В докладе А.Л.Киселева «О поисках жизненного смысла относительно научных идей XX века » показано, что поиски жизненных смыслов рубежа второго и третьего тысячелетий неизбежно опираются на ведущие идеи таких ученых, как А.Эйнштейн, В.И.Вернадский и другие. Докладчик отметил плодотворность этих поисков, которые реализуются на путях синтеза религиознофилософского, научного и художественного познания. На симпозиуме выступил В.С.Крикоров, который на основе фундаментальных обобщений современной науки создал «теорию единого поля » и осуществил расшифровку физического смысла чисел в мифологическорелигиозном наследии человечества.
Обоснование важности и в то же время сложности реализации междисциплинарного подхода в изучении смысла жизни содержалось в докладе Д.А.Леонтьева «Смысл жизни и мировоззрение «. Он подробно изложил результаты исследования, в котором стояла задача соотнести личностные характеристики человека и мировоззрение. Результаты показали, что нет прямой связи между мировоззренческими представлениями о смысле жизни и его реальным влиянием на жизнь.
В.С.Трипольский в докладе «Формирование смысложизненных установок в практике культовых организаций » показал, что существуют общие механизмы самовоздействия личности и воздействия различных организаций типа культов (религиозных, политических, социальных) в процессе формирования смысложизненных ориентаций. Это воздействие идет по нескольким направлениям: управление информационными потоками, мышлением, эмоциями, жесткий контроль и управление поведением. Культы широко используют принудительные методы для рекрутирования членов и индоктринации их сознания. Докладчик подробно остановился на методах управления мышлением и поведением людей, находящихся под влиянием различных культов.
В докладе Е.А.Максимовой «Смысл жизни и педагогическое творчество » были представлены данные экспериментального исследования. Выявлена следующая закономерность: педагогитворцы в отличие от нетворческих педагогов менее подвержены педагогическим кризисам и эмоциональному сгоранию. Она провела тренингсеминар, направленный на развитие эмоциональной гибкости, повышение уровня педагогической компетентности и мотивации педагогической деятельности, что в целом способствует восстановлению профессионального здоровья учителя.
Попытка прояснить психологический портрет российского предпринимателя путем использования метода глубинного интервью была предпринята О.Н.Никитиной. Ей удалось выделить некоторые стратегии, которыми руководствуются успешные предприниматели в своем бизнесе.
Психологопедагогические аспекты проблемы смысла жизни были представлены в сообщениях о результатах анкетирования, которое интенсивно используется в последние годы. Н.Л.Быкова (Самара) проанализировала трансформацию структуры ценностей личности (семья, карьера, удовольствие идр.) в разные периоды жизни человека. С.Г.Шуман и Л.В.Радина (Самара) охарактеризовали
три группы старшеклассников, различающихся содержанием ценностных ориентаций. На раскрытии значения художественной литературы и работы со словом для становления представлений о смысле жизни у школьников остановилась Е.И.Черноземова в докладе «Сохранение человеческого достоинства. Современный аспект проблемы глазами школьников «.
И.А.РыбаковаДацишина (Киев) в докладе «Смысл жизни как психологическая проблема » рассказала о результатах экспериментального исследования становления смысла жизни у школьников. В докладе Г.А.Вайзер «Выпускники средней школы о смысле жизни » было показано, что учащиеся пытаются не только осознать смысл своей жизни, но и анализировать причины его утраты (расцвет наркомании и алкоголизма в современном обществе, катастрофическое экономическое положение страны идр.). О.Г.Дунаева обратила внимание на связь темы симпозиума с возрастающим интересом общества к процессу социализации и адаптации подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. З.В.Голышева на основе анализа данных анкетирования обосновала необходимость использования в практике образования представлений школьников о смысле жизни.
Отмечая многоаспектность психологических проблем смысла жизни, акме и счастья, участники симпозиума рассмотрели их в русле изучения личности людей с физическими недостатками. А.В.Смирнов и А.И.Лошкин (Екатеринбург) в докладе «Физическая инвалидность как особая форма существования личности » отметили, что у большинства инвалидов была бы иная судьба, если бы в процессе формирования жизненных смыслов был сделан выбор: преодоление страха, активность и открытость вместо бегства, пассивности, враждебности. Необходимость специальной организации и адаптации достижений цивилизации адекватно физическому и психическому состоянию человека на данном этапе его развития, становления и реализации жизненных смыслов была рассмотрена в докладе А.А.Маркова (СанктПетербург) «Проблемы смысла жизни, акме и счастья человека с особыми нуждами «.
Симпозиум завершился проведением «круглого стола » на тему «Смысл жизни, акме и счастье: первоочередные проблемы и пути их решения «. В выступлениях была обоснована необходимость поиска новых методов для решения поднятых проблем (О.В.Дашкевич), раскрыто понимание роли учителя в формировании смысложизненных ориентаций у подрастающего поколения (Е.Д.Яхнин), отмечен возросший уровень взаимной открытости и доверия учителя и ученика (Е.В.Перепелкина), отражен взгляд на коммуникативный аспект счастья в современном обществе (О.В.Сульчинская).
Участникам симпозиума была представлена возможность ознакомиться с письменными докладами и тезисами С.А.Минюровой (Екатеринбург), Т.А.Бирюковой (Волгоград), П.В.Яньшина (Самара), О.Б.Михайловой (Омск), Ф.Г.Жарского (Ивановская обл.), В.Н.Лукьяненко, Л.В.Давыдюк (Таганрог), а также с работами ряда ученых и практических психологов Москвы и Московской области, которые не смогли присутствовать на симпозиуме.
Психологические проблемы смысла жизни и акме
В сборнике представлены материалы юбилейного Международного XX симпозиума, проведённого в ФГБНУ «Психологический институт РАО» в 2015 году. В работе симпозиума приняли участие более 150 представителей из Австрии, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Польши, Украины и из 15 регионов России. Подведены итоги работы симпозиума за двадцать лет и намечены перспективы исследований по проблемам смысла жизни и акме. В представленных статьях рассмотрены общепсихологические, социально-психологические, культурологические, профессиональные, возрастные и социореабилитационные проблемы смысла жизни и акме, а также проблемы современного образования. Авторы материалов – преподаватели высших и средних учебных заведений, учителя и работники научных центров. В последнем разделе сборника отражены материалы докладов, сообщений и выступлений участников молодежной секции, организованной в рамках симпозиума. Представленные материалы будут интересны философам, психологам, педагогам и широкому кругу читателей.
Представлены результаты эмпирического исследования индивидуальных различий в стратегиях выстраивания жизни на выборке взрослых (N=122) с использованием личностно-ориентированного подхода. Выделены 5 стратегий, демонстрирующих достоверные связи с рядом показателей психологического благополучия.
Статья посвящена рассмотрению результатов эмпирического исследования связи субъективного благополучия и осмысленности жизни. Данная работа представляет попытку научного изучения данных феноменов в условиях контролируемой актуализации установок, влияющих на возможность обнаружения смысла.
В число авторов вошли ведущие российские и белорусские специалисты в области психологических исследований смысла жизни, известные своими оригинальными теоретическими, методическими и прикладными разработками.
Сборник включает в себя материалы трех последних научных симпозиумов, посвященных психологическим и междисциплинарным аспектам смысла жизни и акме. Психологам и представителям других наук о человеке.
Прослеживается развитие концепции призвания в различных религиозных и философских течениях, рассматривается текущее состояние проблемы в психологии и намечаются направления дальнейших исследований.
В главе обсуждаются гедонистический и эвдемонический подходы к определению счастья в позитивной психологии, обосновывается важность изучения имплицитных концепций счастливой и осмысленной жизни для понимания сути соответствующих субъективных феноменов. Результаты исследования имплицитных концепций счастливой и осмысленной жизни на выборке из 122 респондентов свидетельствуют о содержательных различиях между этими имплицитными концепциями и о связях их отдельных составляющих с показателями счастья, поиска смысла и осмысленности жизни по данным психометрических методик.
В XXI веке кардинально меняются роль и место труда как основного социального института. Казалось бы, труд – одно из основных условий существования и развития человеческого общества. И ничто не способно поколебать это устоявшееся представление. Однако особенности современной эпохи свидетельствуют о серьезных изменениях характера и содержания процесса труда. И эти изменения, о которых пойдет речь в нашей книге, совпадают с желанием современного человека освободиться от столь тяготивших его тенет труда. Что ждет человека, выросшего в цивилизации труда, убежденного, что труд – это одна из основных жизненных потребностей. Какие перспективы рисует нам информационная эпоха, что будет с трудом как с одним из видов человеческой деятельности? Эти и другие вопросы в центре внимания книги «Жизнь без труда или труд во спасение?» Сидориной Татьяны Юрьевны – известного российского исследователя в области философии культуры, социальной теории, социальной философии, доктора философских наук, ординарного профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Раздел содержит системное рассмотрение человека в системе общественных отношений, процессов социализации и индивидуализации, поведения, социального контроля, самоопределения и ответственности.
На основании компенсаторной теории, предложенной Иоахимом Риттером, Германном Люббе и Одо Марквардом, в статье анализируется проблема ориентации в обществе модерна. В статье анализируются следствия ориентационного кризиса, в частности, эмфатический поиск смысла жизни. Особое внимание уделяется вопросу о том, могут ли гуманитарные науки, в частности философия, способствовать решению проблемы ориентации в сложной модерновой действительности. Представленные в статье результаты могут быть интересны в контексте дискуссий о значении гуманитарных наук в современную эпоху.
Монография посвящена онтологии стандартной и девиантной квантификации. В работе сопоставляются эвристические возможности и онтологические обязательства двух парадигм интерпретации кванторов: как второпорядковых предикатов и как функций выбора от их истоков (Г. Фреге и Ч.С. Пирс) до современного состояния (абстрактные логики и IF-логика). Новизна исследования связана с философской оценкой технических результатов последних лет о выразительных и дедуктивных возможностях логик с нестандартной квантификацией. Монография включает апробацию разработанных методов в логическом анализе языка, а также в логико-онтологической экспликации классических философских затруднений, обусловленных предикативной трактовкой существования.
Книга предназначена для специалистов в области логики, философии, когнитивной лингвистики и психологии, онтологической инженерии, а также для всех тех, кто интересуется историей и современным состоянием логики, аналитической философии и феноменологии, философскими основаниями математики и компьютерных наук.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
В книге, приуроченной к юбилею классика российской семантической школы Е.Д.Смирновой, рассматриваются перспективы логической семантики, дисциплинарный статус которой изначально определялся задачами обоснования математики, для философии языка и эпистемологии.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.