Психологические паузы встречаются в речи чем реальные паузы
Какое предназначение паузы и какие их виды Вам известны?
(из реферата Интонация – в папке сцен.речь (1 курс) – январь 2012)
ПАУЗА ЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. ТЕМП И РИТМ РЕЧИ.
Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но «в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении»
Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого.
Иногда место логической паузы определяется знаками препинания:
Хотя услуга нам I при нужде дорога, I Но за нее не всяк умеет взяться. II (И. Крылов.)
Не дай бог с дураком связаться! II Услужливый дурак I опаснее врага.II (И. Крылов.)
Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении. Прочтём:
1. Синий, синий,I ходит он плавным разливом I и середь ночи, как середь дня, I виден за столько вдаль, I за сколько видеть может человечье oкo.II
2. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, I дает он по себе серебряную струю; I и она вспыхивает, словно полоса дамасской сабли; I а он, I синий, I снова заснул. (Н. Гоголь.)
Вот одна из заключительных сцен «Тамани», где М. Лермонтов описывает борьбу русского офицера, случайно попавшего «в мирный круг честных контрабандистов», с девушкой-контрабандисткой.
Для овладения «музыкальной» речью К. С. Станиславский советует: «Берите за образец подлинных певцов и заимствуйте для своей речи их четкость, правильную размеренность и дисциплину в речи. Передавайте правильно длительность букв, слогов, слов, остроту ритма при сочетании их звуковых частиц, образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения), типичные для переживаемых чувств, страсти или для создаваемого образа». Эти советы молодым актерам как нельзя более пригодны и для чтеца, и для диктора, желающего совершенствовать речь, добиваясь ее большей выразительности.
Психологические паузы встречаются в речи чем реальные паузы
Ивакина Надежда Николаевна
Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие 2-е издание
Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность.
П. Сергеич. Искусство речи на суде
…нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами.
А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры
…для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.
А. П. Чехов. Хорошая новость
Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума.
K.П. Луцкий. Судебное красноречие
Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка.
Г.А. Золотова. Слово и штамп
Книга написана лингвистом. Много раз я спрашивала себя, имею ли право давать юристам какие-либо советы по подготовке и произнесению судебных речей. И пришла к убеждению, что имею. 15-летний опыт участия в судебных процессах в качестве народного заседателя Красноярского краевого суда и многолетний опыт чтения студентам юридического факультета Красноярского госуниверситета собственного курса «Культура речи юриста» дают мне это право.
Целью курса «Культура речи юриста» было воспитание языкового вкуса будущих юристов, развитие коммуникативных навыков. Разработка программы и методов преподавания шла путем поисков. Были неудачи, были успехи. «Учебником» по данному курсу была практическая деятельность юристов: посещали со студентами судебные процессы, анализировали судебные речи дореволюционных судебных ораторов, современных прокуроров и адвокатов; читали и анализировали процессуальные акты, делали выводы. Проводили конференции с работниками прокуратуры и следственных органов, с судьями. Студенты выполняли курсовые, даже дипломные работы, хотя курс не был профилирующим; выступали с докладами на научных студенческих конференциях в городах Красноярске, Перми, Казани, Москве. В результате большой работы был накоплен материал для учебного пособия «Культура речи юриста» в двух частях, вышедшего в 1994 г. в издательстве Красноярского госуниверситета. В 1995 г. в московском издательстве «БЕК» вышло учебное пособие «Культура судебной речи». В 1997 г. в том же издательстве было издано учебное пособие «Профессиональная речь юриста». В 1999 г. в издательстве «Юристъ» вышло второе издание учебного пособия «Культура судебной речи» под названием «Основы судебного красноречия (Риторика для юристов)».
Но в работах, написанных в постсоветские годы, ставится вопрос о том, что убедительная речь должна строиться «…по всем правилам ораторского искусства»: «Одна из причин неубедительности речей государственных обвинителей в суде с участием присяжных заседателей (впрочем, как и в обычном суде) заключается в том, что они при разработке и произнесении своих речей не придают должного значения ораторскому искусству» [172. С. 141].
В пособии впервые сформулировано определение понятия судебного красноречия[2]. Судебная речь рассматривается с точки зрения ее особенностей как жанра публичной речи, с точки зрения ее убедительности, композиции, этических основ и устности; продемонстрировано, что выбор языковых средств связан с темой речи; даются рекомендации по использованию языковых средств, способствующих логичности и экспрессивности судебного выступления; а также предлагаются ораторские приемы, которые помогут приобрести отдельные навыки в подготовке и произнесении судебных речей. Приводятся многие правила риторики, позволяющие молодому, начинающему оратору овладеть основами судоговорения.
В пособии приведено большое количество цитат из работ юристов о судебной речи для того, чтобы показать, что вопросы судебного красноречия волновали и волнуют юристов; что мои выводы из исследований о судебной речи совпадают с мнениями ученых-юристов и подтверждаются ими. Кроме того, точки зрения дореволюционных, советских и современных юристов обобщаются, сопоставляются, систематизируются, что позволит студентам познакомиться с литературой и на основе этого составить собственное мнение по многим вопросам.
По каждой теме, предлагаемой в учебном пособии, даны необходимые лингвистические термины, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и примерный план практического занятия. К пособию прилагаются тексты судебных речей. В речи, записанной на магнитную пленку, знаки препинания не поставлены; речевые сегменты отделены друг от друга наклонными линиями. Фамилии красноярских судебных ораторов не названы из этических соображений.
Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)
Марченко Татьяна Викторовна
Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)
1.3. Психологические паузы……………………………………………. …. 8
1.4. Ритмические (стиховые) паузы…………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………….…19
Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)
А почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? не приступ ли? Или он на что-то обиделся? Или засомневался в правоте моих слов? Мы с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора.
Раздельность речи – первое условие ее понятности.
Хорошая речь –это осмысленно паузированная речь. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.
Из грамматики мы знаем, что слово или несколько слов, обозначающих законченную мысль, называются предложением. В устной речи предложение обычно именуется фразой. Фраза от фразы отделяется паузой.
Паузы получаются в результате группировки звуков речи, причем в каждой группе есть центр, вокруг которого эти звуки объединяются. Самой меньшей группой звуков является слог, центр которого – слогообразующий гласный звук – как бы притягивает к себе остальные звуки. Слоги группируются в слова. Роль центра в слове играет ударный, т. е. наиболее полнозвучный, слог.
Различают паузы логические, психологические, ритмические.
Паузы, отделяющие фразу от фразы или звено от звена, называются логическими паузами.
Логические паузы – не случайные остановки в речи, их место строго определено строением мысли, выражаемой произносимым текстом.
Такие паузы вносят в речь порядок, придают фразе стройность и завершённость. Поэтому их отсутствие или паузы случайные, непродуманные затрудняют понимание произносимого текста, делают высказываемую мысль неясной или искажают ее.
Логические паузы часто совпадают со знаками препинания, поэтому их называют ещё и грамматическими паузами.
Роль логических пауз ясна: необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить» часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова «хочу». В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не «безумно хочет», а хочет «безумно жить».
Друзей || то и дело менять || не годится. (Гесиод)
Степень завершения первой паузы в этой фразе ниже степени завершения второй (переломной), после которой тон речи резко понижается.
Степень продолжительности паузы и степень ее ощутимости не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда и физически короткая пауза бывает довольно ощутимой, особенно в эллиптических фразах, а также в тех случаях, когда пауза находится на стыке контрастирующих тонов, темпов, ритмов.
И вмиг || ворота на запор. (И. А. Крылов)
Эта безглагольная фраза очень динамична, она произносится быстро и резко, и паузы в ней довольно ощутимы, особенно вторая.
Не позволю мямлить стих и мять. (В. Маяковский)
В этой фразе инверсивное слово «стих» произносится с меньшим силовым нажимом, нежели слова «мямлить» и «мять», но логика фразы требует его выделения, и оно звучит весомей благодаря паузам (инверсивным).
Или вот, например, в былинном стихе благодаря паузам заметно выделяется слово «богатырь».
Ай ты славный v богатырь v святорусский.
Так как логические паузы и объединяют слова в речевые такты и отделяют их друг от друга, работу по речи и слову надо начинать всегда, с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз.
К. С Станиславский предупреждает, что психологическая пауза, поставленная не на месте, мешает, вносит путаницу. Психологическая пауза может совпадать с логической и ритмической:
откуда, мол, и что это за
географические новости? (В. Маяковский).
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним || живая голова.
Уже произнося слово «чудо», исполнитель увидит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразится в мимике чтеца и будет подчеркнуто паузой (на два счета) после местоимения «ним». Эту паузу можно сделать еще более заметной, если ее выдержать с чуть приоткрытым в растерянности ртом.
Детей. | я все-таки | тебе. | не отдам.
Вот еще пример пауз, нагнетающих тяжелое чувство:
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.
Кому память, кому слава,
Ни приметы, || || ни следа.
Необходимо помнить, чтоподготовляет чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию- начальная пауза. В отрезке начальной паузы чтец приводит себя в то психологическое состояние, которое требуется для исполнения первых слов, фраз текста. Это состояние будет запечатлено в выражении его лица и позе.
Важно также иметь представление и о финальной паузе.Неопытные декламаторы иногда комкают финальные фразы исполняемого текста в стремлении поскорее избавиться от тяжести чтения и резко обрывают чтение на последнем слове. Тогда как грамотное исполнение требует завершать чтение миниатюрной немой сценкой: когда последнее слово исполняемого текста вылетает из уст чтеца, он не порывает внезапно с той психологической атмосферой, в которой он и его слушатели находятся, а продолжает еще несколько мгновений, несколько секунд находиться в ней, понуждаемый к этому силой инерции очарования.
Один из мастеров декламации Н. Ф. Першин говорит, что без такой паузы «немыслимо представить себе завершение изложенного. Пример тому рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином». Рассказ заканчивается грустным вопросом одинокого художника: «Мисюсь, где ты?»
Если чтец сразу оборвет после этого рассказ, если он не выдержит необходимой, насыщенной психологической паузы, фраза сразу потеряет свой смысл и впечатление от рассказа будет сразу безнадежно испорчено».
Такими финальными паузами завершаются «Бородино», «Смерть поэта», «Железная дорога» и другие произведения.
1.4.Ритмические (стиховые) паузы.
Различают следующие виды ритмических пауз: межстиховые, цезуры, леймы.
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил.
Этот технический прием Станиславский называет «загибом» и заявляет: «Загиб дразнит любопытство». Загиб указывает на то, что фраза не завершена в конце произносимой строки, что продолжение следует.
Но бывают случаи, когда «загиб» может звучать неестественно:
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей. (Н. А. Некрасов)
Повышение тона при произнесении слова «судами» если и допустимо, то в очень малой степени, и указать на продолжение мысли после стиховой паузы можно с помощью приема небольшого растяжения ударного слога в этом слове.
К сожалению, у чтецов иногда ослабляется внимание к переносам. Даже В.И. Качалов, читая:
..И умер бедный раб у ног
не делает паузы после слова «раб» и ставит интонационную точку после слова «ног».
Говоря о продолжительности межстиховой паузы, Артоболевский утверждает, что установить закон длительности межстиховой паузы невозможно. Однако продолжительность самой короткой паузы может занимать время, необходимое для мысленного отсчета одного метрического удара («раз!»), а самая длинная «не должна быть длительнее самого стиха». Но дело не только в физической продолжительности межстиховой паузы, а в том, замечает Артоболевский, что она будет «наиболее заметна, когда предыдущий стих заканчивается ударением, а последующий с ударения начинается». Например:
Чу! Восклицанья послышались грозные,
Топот и скрежет зубов
Тень набежала на стекла морозные. (Н. А. Некрасов)
К. С. Станиславский справедливо заметил, «что трудность выдерживания пауз среди стихотворной речи усложняется заботой о сохранении рифмы».
Цезура, которая расчленяет стих пополам, встречается не только в гекзаметрах. Чтецу важно помнить, что, чем ближе к цезуре ударный слог в предцезурном слове, тем заметнее будет цезура. В этом легко убедиться, сопоставив цезуры в «Трех пальмах» М. Ю. Лермонтова:
В песчаных степях || аравийской земли
Три гордые пальмы || высоко росли.
Улыбаясь царь повелел тогда
Вина сладкого [да] заморского
Нацедить [да] в свой золоченый ковш
И поднесть его [да] опричникам. (М. Ю. Лермонтов).
Рубен Симонов произносит не «чтоб», а «чтобы». Вставку лишнего слога он делает и читая «Песню о Соколе» («. и поживешь [ты] еще немного в твоей стихии»).
Леймы исследовал Г. А. Шенгели. В отличие от других пауз, являющихся мигом молчания, лейма, по его мнению, является мигом напряженного молчания. Поэтому Шенгели называет леймы динамическими паузами и замечает, что наличие напряжения голосовых связок в момент леймической паузы подтверждается и непосредственным ощущением, и записями осциллографа.
Как отмечает Шенгели, леймы встречались также и у русских классиков, «но, видимо, не осознавались как леймы». По-видимому, то же можно сказать о леймах в былинных стихах:
Ай ты славный v богатырь v святорусский.
Охотник дунул (эс!). Тишина! Дунул еще. Тишина.
Болгарский Поэт Любомир Левчев писал о лейме: «Пропущенный слог зияет, как рана в метрической схеме. Не является ли это первым шагом к свободному стиху?».
В некоторых случаях лейма может заполняться растягиванием ударного слога, находящегося после нее. В стихотворении Маяковского «Необычайное приключение. » есть строка, изображающая, как садилось Солнце: медленно и верно.
Душевное v отупение
v v Великий грех. (А. Вознесенский).
Обратим внимание: односложные леймы в первом и втором стихе и особенно двусложные в четвертом, выполняют психологическую функцию, содействуя выделению слов, после них находящихся.
Стихотворение К. М. Симонова «Сын артиллериста» насыщено леймами. Они помогают автору воссоздать психологически угнетающую обстановку крайнего напряжения духовных сил во время войны против фашистских захватчиков:
А через две v недели
шел в скалах тяжелый v бой;
чтоб выручить всех, v обязан
кто-то рискнуть v собой.
Стихи, произносимые без соблюдения лейм, не произведут должного впечатления.
Список используемой литературы.
1. Бройтман С.Н.Русская лирика ХIХ — начала ХХ века в свете исторической поэтики (Субъектно-образная структура). М., 1997.
2. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2006.
3. Винокур Г.О.Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990.
4. Грехнев В.А.Словесный образ и литературное произведение: Кн. для учителя. Нижний Новгород, 1997.
5. Жирмунский В.М.Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
6. Корман Б.О.Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
7. Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
8. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
Методическая разработка на тему: «Выразительные свойства паузы в речи»
I .Пауза, ее роль и значение в речи.
Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна и какие паузы бывают.Итак что же такое пауза….
Различают паузы интонационно-синтаксические, логические, психологические, ритмические, паузы размышления (обдумывания).
Логическая пауза – это остановка в звучащей речи, которая отделяет и связывает слова, либо группы слов.
Такие паузы вносят в речь порядок, придают фразе стройность и завершённость. Поэтому их отсутствие или паузы случайные, непродуманные затрудняют понимание произносимого текста, делают высказываемую мысль неясной или искажают ее.
Логические паузы часто совпадают со знаками препинания, поэтому их называют ещё и грамматическими паузами.
Грамматические паузы-это паузы, связанные со знаками препинания.
Роль логических пауз ясна: Например, первую строку известного стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить» часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова «хочу». В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не «безумно хочет», а хочет «безумно жить».
Логические паузы включают характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности.
Степень завершенности паузы зависит от того, на каком уровне произносится слово, находящееся перед паузой. Например:
Друзей || то и дело менять || не годится. (Гесиод)
Степень завершения первой паузы в этой фразе ниже степени завершения второй (переломной), после которой тон речи резко понижается.
Так как логические паузы и объединяют слова в речевые такты и отделяют их друг от друга, работу по речи и слову надо начинать всегда, с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз.
Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка.она может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами и в конце фразы – после прочитанных слов. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения.
К. С Станиславский предупреждает, что психологическая пауза, поставленная не на месте, мешает, вносит путаницу. Психологическая пауза может совпадать с логической и ритмической:
Например :Г. Артоболевский приводит впечатляющий пример из «Руслана и Людмилы»:
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним || живая голова.
Уже произнося слово «чудо», исполнитель увидит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса.
Детей. | я все-таки | тебе. | не отдам.
Вот еще пример пауз, нагнетающих тяжелое чувство:
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.
Кому память, кому слава,
Различают следующие виды ритмических пауз: межстиховые, цезуры, леймы.
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил.
Этот технический прием Станиславский называет «загибом» и заявляет: « Загиб дразнит любопытство». Загиб указывает на то, что фраза не завершена в конце произносимой строки, что продолжение следует.
Но бывают случаи, когда «загиб» может звучать неестественно:
Водит он армии; в море судами
Повышение тона при произнесении слова « судами» если и допустимо, то в очень малой степени, и указать на продолжение мысли после стиховой паузы можно с помощью приема небольшого растяжения ударного слога в этом слове.
К сожалению, у чтецов иногда ослабляется внимание к переносам. Даже В.И. Качалов, читая:
..И умер бедный раб у ног
не делает паузы после слова « раб » и ставит интонационную точку после слова « ног».
Говоря о продолжительности межстиховой паузы, Артоболевский утверждает, что установить закон длительности межстиховой паузы невозможно. Однако продолжительность самой короткой паузы может занимать время, необходимое для мысленного отсчета одного метрического удара («раз!»), а самая длинная «не должна быть длительнее самого стиха». Но дело не только в физической продолжительности межстиховой паузы, а в том, замечает Артоболевский, что она будет «наиболее заметна, когда предыдущий стих заканчивается ударением, а последующий с ударения начинается». Например:
Чу! Восклицанья послышались грозные,
Топот и скрежет зубов
Тень набежала на стекла морозные. ( Н. А. Некрасов)
К. С. Станиславский справедливо заметил, «что трудность выдерживания пауз среди стихотворной речи усложняется заботой о сохранении рифмы».
Цезура, которая расчленяет стих пополам, встречается не только в гекзаметрах. Чтецу важно помнить, что, чем ближе к цезуре ударный слог в предцезурном слове, тем заметнее будет цезура. В этом легко убедиться, сопоставив цезуры в «Трех пальмах» М. Ю. Лермонтова:
В песчаных степях || аравийской земли
Три гордые пальмы || высоко росли.
Улыбаясь царь повелел тогда
Вина сладкого [да] заморского
Нацедить [да] в свой золоченый ковш
И поднесть его [да] опричникам. (М. Ю. Лермонтов).
Рубен Симонов произносит не «чтоб», а «чтобы». Вставку лишнего слога он делает и читая «Песню о Соколе» («. и поживешь [ты] еще немного в твоей стихии»).
Леймы исследовал Г. А. Шенгели. В отличие от других пауз, являющихся мигом молчания, лейма, по его мнению, является мигом напряженного молчания. Поэтому Шенгели называет леймы динамическими паузами и замечает, что наличие напряжения голосовых связок в момент леймической паузы подтверждается и непосредственным ощущением, и записями осциллографа.
Как отмечает Шенгели, леймы встречались также и у русских классиков, «но, видимо, не осознавались как леймы». По-видимому, то же можно сказать о леймах в былинных стихах:
Охотник дунул (эс!). Тишина! Дунул еще. Тишина.
Болгарский Поэт Любомир Левчев писал о лейме: «Пропущенный слог зияет, как рана в метрической схеме. Не является ли это первым шагом к свободному стиху?».
В некоторых случаях лейма может заполняться растягиванием ударного слога, находящегося после нее. В стихотворении Маяковского «Необычайное приключение. » есть строка, изображающая, как садилось Солнце: медленно и верно.
v v Великий грех. (А. Вознесенский).
Обратим внимание: односложные леймы в первом и втором стихе и особенно двусложные в четвертом, выполняют психологическую функцию, содействуя выделению слов, после них находящихся.
Стихотворение К. М. Симонова «Сын артиллериста» насыщено леймами. Они помогают автору воссоздать психологически угнетающую обстановку крайнего напряжения духовных сил во время войны против фашистских захватчиков:
Стихи, произносимые без соблюдения лейм, не произведут должного впечатления.
Список используемой литературы.
1. БройтманС.Н.Русская лирика ХIХ — начала ХХ века в свете исторической поэтики (Субъектно-образная структура). М., 1997.
2. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2006.
3. Винокур Г.О.Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М., 1990.
4. ГрехневВ.А.Словесный образ и литературное произведение: Кн. для учителя. Нижний Новгород, 1997.
5. ЖирмунскийВ.М.Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
6. КорманБ.О.Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
7. Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
8. Хализев В.Е . Теория литературы. М., 1999.
Игры и упражнения на выделение пауз в речи.
Назовите все варианты прочтения следующих фраз. Кто назовёт быстрее, тот и победил.
Поездку отложить / нельзя выезжать.
Поездку отложить нельзя/ выезжать.
На утес одинокий / орел садится.
У каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопровождая его ударами о бубен, на паузы – поднять бубен вверх.
Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Бубен, спой ещё разок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Прочитайте предложения парами. Скажите, от места паузы изменяется смысл высказывания? Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга!
Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс | принесли журнал.
У нас | с братом беда.
У нас с братом | беда.
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили?
Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
Я не видел брата товарища и его сестру.
Определите варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орел садится.
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.. Что тут напутано? Поставьте все слова на свои места. Правильно расставьте паузы и запятые.
Где поставить запятую
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал
— Вот что значит запятая!
Надо устранить смысловую нелепость, правильно расставив знаки препинания и обозначить паузы вертикальной линией. Затем прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
«Что написал почтальон Печкин?»
Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы, обозначив их вертикальной чертой.
Здравствуйте мама и папа!
Игры и упражнения на выделение пауз
После ухода учителя | в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс | принесли журнал.
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили?
Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
Я не видел брата товарища и его сестру.
В классе организуется конкурс чтецов, который состоит из 2 туров.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1-ГО ТУРА
Прочитайте вслух стихотворение Эдуарда Успенского. Вы, наверное, заметили, что в нем часто употребляется многоточие. Как вы думаете, почему? О чем говорит этот знак? А как вы передадите его в устной речи? Правильно, паузой, но не обычной, а какой?
Стихотворение о любимом друге
У меня что-то сердце щемит,
Будто в нем поселился термит.
Но он про меня забыл.
Не пишет, не шлет телеграмм,
Живет себе где-то там!
Но кажется, и Сергей.
И был мне… Володя Кружков
Ближе всех прочих дружков.
Нет, не Кружков, а Квадратиков.
И жили мы, как пара братиков.
Сядем мы с ним на диван,
Пойдем с тобою в тайгу,
Уехал он с мамой в Италию,
И я так грущу по … Виталию.
Забудьте об этом … Косте.
Не пишет тебе … Клим.
И ладно! И бог с ним!
А может быть, в этом далеком
Вася мой ранен в жестоком
А вдруг он сидит в Магадане
С папой на чемодане?
А там дуют сильные ветры
И не продают конверты.
Нам сейчас хорошо в Москве,
А он там, вдали, в тоске.
Я сегодня весь день погрущу
И себя никуда не пущу.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2-ГО ТУРА
Вот шагает гражданин
Вот шагает гражданин.
Вслед за ним бежит щенок.
Этот маленький щенок
Над собакою – сорока,
Вот шагает гражданин.
Эй! Скорей остановись!
На дорогу оглянись!
Стихотворение о любимом друге
У меня что-то сердце щемит,
Будто в нем поселился термит.
Но он про меня забыл.
Не пишет, не шлет телеграмм,
Живет себе где-то там!
Но кажется, и Сергей.
И был мне… Володя Кружков
Ближе всех прочих дружков.
Нет, не Кружков, а Квадратиков.
И жили мы, как пара братиков.
Сядем мы с ним на диван,
Пойдем с тобою в тайгу,
Уехал он с мамой в Италию,
И я так грущу по … Виталию.
Забудьте об этом … Косте.
Не пишет тебе … Клим.
И ладно! И бог с ним!
А может быть, в этом далеком
Вася мой ранен в жестоком
А вдруг он сидит в Магадане
С папой на чемодане?
А там дуют сильные ветры
И не продают конверты.
Нам сейчас хорошо в Москве,
А он там, вдали, в тоске.
Я сегодня весь день погрущу
И себя никуда не пущу.
Вот шагает гражданин
Вот шагает гражданин.
Вслед за ним бежит щенок.
Этот маленький щенок
Над собакою – сорока,
Вот шагает гражданин.
Эй! Скорей остановись!
На дорогу оглянись!
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи
Как вы знаете, выбор темпа зависит от содержания, смысла высказывания. Прочитайте следующие предложения и скажите, в каком темпе должно произносится каждое из них.
Работу сделали за два дня.
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
У него нога за ногу заплетается.
Выбор темпа зависит от ситуации общения – от того, когда, где и с кем вы говорите. Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»
К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находится аптека. Расскажи ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как ты будешь гово
Прочитайте предложения парами. Скажите, от места паузы изменяется смысл высказывания? Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга!
Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс | принесли журнал.
У нас | с братом беда.
У нас с братом | беда.
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили?
Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
Я не видел брата товарища и его сестру.
Определите варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орел садится.
Логические интонационные паузы
Отработка навыка постановки логических пауз помогает сделать темп речи более оптимальным (не быстрым и не замедленным). Для данного упражнения необходимо использовать стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения. Оно состоит из двух этапов:
Ребенку дается листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Его задача проставить знак «/» в местах логических пауз. Например, Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.
Логические паузы будут в следующих местах: Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / — Потому что он / хороший.
Теперь школьнику нужно прочитать данное стихотворение с учетом всех логических пауз.
Для усложнения задачи в стихотворениях можно убрать знаки препинания.
Пауза логическая и психологическая.
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. В предложении пауза выделяет обособленное определение, отделяет однородные сказуемые и концовку – придаточное. Так же отделяет деепричастный оборот, является предупреждением о перечислении действий, противопоставлении их. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».
Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка.она может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами и в конце фразы – после прочитанных слов. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения.
Упражнение 1. Прочитайте, расставив паузы в рассказе Л.Н.Толстого «Павлин»
Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.
— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.
Человек услыхал их и сказал:
— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.
Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился туман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:
— Сегодня парад придется отменить. Туман!
И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.
Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, королева говорила:
В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.
Б) А теперь прочитайте текст, соблюдая мелодику и темп, соответствующие содержанию произведения.
Упражнение 2 Выберите текст из Приложения №1 и прочитайте, соблюдая все компоненты интонации.
Практическое занятие 4
При подготовке текста к выразительному чтению учителю необходимо как – то зафиксировать правильно найденные интонации, сделать заметки, которые пригодились бы в дальнейшей работе, отметить части рассказа, записать их название и т. д. Этому помогает составление речевой партитуры, или «нот выразительного чтения».
«Ноты выразительного чтения» нужны в процессе подготовки учителя к чтению, в процессе обдумывания текста, анализа его логической стороны, идейного содержания. Партитура дает своего рода предупреждающие сигналы о том, как надо прочитать то или иное место в тексте. Однако текст, испещренный пометками, отвлекает внимание чтеца. Разумеется, в этих случаях следует оставить в тексте лишь самые необходимые пометки и знаки, например: названия частей плана, психологические паузы, трудные случаи постановки логических ударений, усиление темпа связи с содержанием, трудные случаи произношения слов.
В процессе работы над выразительным чтением существуют известные знаки, принятые для обозначения различных явлений устной речи. Назовем основные из них, чтобы потом использовать в практической работе над материалом.
1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ′, на ё знак ударения не ставится.
2. Ударение фразовое, логическое и психологическое обозначается: первое – ударное слово подчеркивается пунктиром, второе – одной чертой, третье – двумя чертами.
3. Пауза обозначается: короткая – расположенными по вертикали точками (:), средняя – одной вертикальной чертой ( ), длительная – двумя вертикальными чертами ( ).
5. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки.
6. Замечания о темпе чтения ставятся на полях справа словами: быстро, медленно, ускоряя и т. п.
7. Названия частей рассказа, «кусков», или фрагментов, записываются слева на полях, части нумеруются.
Упражнение 1. Подготовьте для чтения вслух (составьте партитуру текста) отрывок из произведения
Этапы работы над паузой.
Работа над овладением умением членить речь на синтагмы может проходить по трем этапам.
По I этапу можно рекомендовать следующую последовательность в работе.
На третьем этапе можно предложить составление небольших предложений, текстов по картинкам и без них с последующим анализом учащимися правильного паузального членения самостоятельной речи учащихся на синтагмы.
Такая система работы не только позволит научиться улавливать на слух связи слов в речи окружающих людей, но будет способствовать выразительности речи и формированию словесно-логического мышления.
Например: учитель говорит-сегодня мы будем учиться делить предложения на части паузами. Паузы обозначаются чертой (/). Послушайте первое предложение: День / был теплый. Где стоит пауза? Иди к доске Ваня, поставь паузу. А теперь правильно прочитай. Аналогичная работа проводится со всеми предложениями текста.
Трудности и проблемы в освоении и применении паузы в речи у слабослышащих и неслышащих школьников.
Одной из важнейших проблем для речи детей с нарушением слуха является недостаточная их выразительность, которая связана как с ее восприятием на слух, так и с ее воспроизведением.
Речь слабослышащих детей имеет ряд характерных недостатков: она не модулирована, монотонна, лишена логического ударения. Отсутствие даже одного из средств ее выразительности, в частности пауз, затрудняет понимание речи окружающими людьми.
Следует отметить, что восприятие чужой речи неслышащими детьми затруднено. Так, о громкости звучания, темпе, паузальном делении речи они судят, исходя из оптической выразительности речи и на основе тактильно – вибрационных ощущений. Еще большие трудности встречают неслышащие дети при восприятии интонации и логического ударения.
Неслышащие дети с остатками слуха находятся в более выгодном положении, т.к. они в состоянии воспринимать громкость речи, паузы и темп не только с помощью зрения и тактильно – вибрационных ощущений, но и с помощьюслуха. Несколько большие возможности у слабослышащих детей.
Для обеспечения успешного формирования умений и навыков каждого ученика нужнапоэтапность работы;
использование различных опор (зрительных, слухо-зрительных, вибрационно-тактильных);
сочетание учительского контроля и оценки умений и навыков с самооценкой и самоконтролем;
создания благоприятного психологического климата и ситуации успеха.
Нужно обратить внимание на то, что особенно доступным для восприятия на слух детям с нарушением слуха является паузальное членение фразы на синтагмы.
Умение группировать слова в синтагмы, отделять их друг от друга паузой является важнейшей предпосылкой дляразвития словесно-логического мышления и формирования мысли у детей с нарушением слуха.
Большинство учащихся допускают грубые нарушения в членении фраз на синтагмы. Это касается и речи, и чтения вслух. Я отметила для себя, что наиболее распространено пословное произнесение фраз, при котором паузы,