психологические особенности здорового образа жизни

Психологические особенности здорового образа жизни

Ключевые слова: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; МОТИВАЦИЯ; ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ; HEALTHY LIFESTYLE; MOTIVATION; PROPER NUTRITION.

Введение.

Важность ведения здорового образа жизни, особенно в XXI веке, переоценить невозможно, однако зачастую бывает такое, что люди, обзаведясь различными вредными привычками, уже к 25-35 годам имеют целый ряд заболеваний, которые могут превратиться в хронические болезни. Результатом же ведения здорового образа жизни станет сохранение нравственного, психического и физического состояния на протяжении всей жизни.

Таким образом, актуальность данной работы представляется освещением проблем, связанных с формированием здорового образа жизни и сохранением нравственного, психического и физического состояния.

Целью выполненной работы является определение и обоснование потребности формирования здорового образа жизни при использовании средств физической культуры.

К задачам можно отнести следующее:
1. Определение понятия здорового образа жизни;
2. Организация ЗОЖ с помощью физической культуры;
3. Проведение исследования;
4. Анализ полученных результатов.

Методы исследования: в процессе написания статьи были использованы:
1. Метод реферирования;
2. Метод анализа и обобщения;
3. Метод теоретического исследования.

Научная новизна обоснована углублением представления роли здорового образа жизни в условиях современного мира.

Организация здорового образа жизни является первым шагом на пути к укреплению и улучшению здоровья людей, посредством изменения образа жизни и избавления от вредных привычек.

Здоровый образ жизни – это определенная форма и методы ведения жизнедеятельности, благодаря которым происходит укрепление и совершенствование резервных возможностей организма, что обеспечивает благополучное исполнение социально-профессиональных задач.

Для мотивации формирования здорового образа жизни посредством физической культуры и спорта предоставляется возможным вывести следующую структуру:

I. Непосредственный мотив:
1. потребность самовыражения и самоутверждения;
2. потребность в выносливости, быстроте, гибкости, ловкости, силе;
3. устремление к проявлению своих качеств в тяжелых ситуациях.

II. Опосредованный мотив:
1. желание быть в форме;
2. устремление к готовности выполнения задач, связанных с физической нагрузкой;
3. ответственность в выполнении упражнений.

Целостностью личности человека принято, прежде всего, считать взаимосвязь и взаимодействие резервов организма. Так, например, в состоянии покоя человеческие легкие способны пропускать около 6-10 литров воздуха каждую минуту, а спортсмены способны в произвольном порядке увеличить данную норму примерно в 15-25 раз, то есть они в состоянии каждую минуту пропускать через свои легкие объем воздуха равный 150 литрам, что и является наглядным примером использования резервов нашего организма. Функциональные резервы нашего организма можно разделить на следующие резервы:
1. Биохимический резерв (обмен в организме);
2. Физиологический резерв (клеточный уровень);
3. Психический резерв.

Основными элементами ЗОЖ принято считать такие элементы повседневной жизнедеятельности, как: планирование распорядка дня, рационализация нагрузок, правильная техника дыхания, здоровый сон (6-8 часов в зависимости от организма), активный образ жизни, личная гигиена, способы закаливания и т.п.

Также немаловажно упомянуть, что к здоровому образу стоит относить морально-нравственные устои, которые формируют сознание населения нашей страны.

Одним из ключевых аспектов здорового образа жизни является правильное питание, которое следует двум основным законам:
I. Закон равновесия принятия пищи подразумевает то, что организм должен расходовать ровно столько энергии сколько он получает, так как избыточное употребление пищи может привести к таким серьезным заболеваниям, как: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет.
II. Закон разнообразия питания подразумевает сбалансированное употребление продуктов, содержащих необходимое количество жиров, белков и углеводов.

Существует некий свод правил, придерживаться которых должен каждый человек:
1. Принятие пищи непосредственно при ощущении чувства голода;
2. Последний прием пищи должен быть минимум за 2 часа до сна;
3. Перерыв между приемом пищи до/после серьезных физических нагрузок должен составлять не менее 1-2 часов;
4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение и т.п.).

Должное внимание при соблюдении здорового образа жизни стоит уделить двигательному режиму, основой которого являются регулярное выполнение физических упражнений, и найти свой оптимальный уровень.

Комплексное развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости содействуют улучшению общего самочувствия и здоровья. Так, например, для профилактики заболеваний необходимо тренировать выносливость в симбиозе с закаливаниями. Обязательным минимумом физических упражнений являются регулярная гимнастика по утрам и ходьба на свежем воздухе на протяжении 1 часа.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что в веке технического прогресса, как никогда раньше, необходимость в ведении здорового образа жизни крайне важна, ведь трудовая деятельность рабочих на производстве сводится к минимуму, снижая их мышечную активность, что приводит к пониженной работе органов в организме, с чем могут справиться правильно подобранные физические упражнения и правильное питание.

Помимо всего вышеперечисленного занятия физкультурой и спортом воспитывают такие важные качества личности, как: воля, мужество, упорство, ответственность. Вести ли правильный образ жизни или нет –выбор каждого человека, однако стоит осознавать, что лишь ведя правильный образ жизни возможно прожить долгую и счастливую жизнь.

Источник

психологические особенности здорового образа жизни

психологические особенности здорового образа жизни

психологические особенности здорового образа жизни

психологические особенности здорового образа жизни

психологические особенности здорового образа жизни

психологические особенности здорового образа жизни

психологические особенности здорового образа жизни

психологические особенности здорового образа жизни

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Сегодня, проблема здоровья является одной из актуальных проблем.

Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять.

Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

Также на состояние здоровья человека влияет экологическая обстановка в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных природных условий. В районе с экологическими проблемами поддержание здоровья носит первостепенный характер.[5]

Поговорим о ЗОЖ. Личность – это социальная категория, это характеристика человека, как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. «От начала и до конца личность это явление социальной природы, социального происхождения…» Понятие «личность» указывает на связь человека и общества. Таким образом, из выше написанных мною слов, следует, что нужно обращать особое внимание на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) личности. Ведь, если каждая личность будет вести ЗОЖ, то тогда всё наше общество будет здоровым, а это весьма значительно.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.[1]

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание;

Источник

Психологические особенности здорового образа жизни

Психологические особенности здорового образа жизни.

Левданская Елена Викторовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МАУ ДО «Дом детского творчества» г.Печора

Рассмотрение любой проблемы с точки зрения такой науки как психология всегда происходит более сложно и интересно, потому что задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, поскольку только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.

Психология работает везде и всегда: дома, на работе, на отдыхе, на учебе. Везде, где есть человек, есть психология. Зная её, человек сможет лучше понимать себя и окружающих его людей.

Данная тема представляет особую актуальность, так как ф ормирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений. С другой стороны, возникает противоречие: актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Поэтому одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни учащихся должна стать потребностно-мотивационная среда, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии и психологии здоровья.

Вышесказанное подтверждает мнение многих авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с тем, что темпы социальных, экономических, технологических, экологических изменений в мире требуют от человека быстрой адаптации к условиям жизни и деятельности.

С позиции практической психологии и с целью решения проблемы сохранения собственного здоровья человек должен научиться управлять собственными чувствами и переживаниями, преодолевать депрессии, кризисы жизни и гнетущие состояния, противостоять негативным эмоциональным атакам окружающих и пережить стрессовые ситуации, освобождаться от болезненных переживаний и получать доступ к необходимому состоянию спокойствия и уверенности, и, наконец, способен развивать положительные черты характера, способствующие грамотному искусству общения и самосохранению.

В настоящее время в практику работы МАУ ДО «Дом детского творчества» г.Печора Республик Коми широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы: программа деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, программа мониторинга «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, воспитание чувства уверенности в себе, самоуважения и уважения к окружающим людям, такие как «Здоровый образ жизни», «Азбука закона», «Познай себя», «Дорожная азбука». Исключением не будут и дополнительные общеобразовательные – дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности, направленные на формирование здорового образа жизни, такие как «Подвижные игры», «Гимнастика», «Каратэ», «Мини-футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и другие.

В рамках данных программ ежегодно проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, формирование знаний и умений понимать проблемы формирования, сохранения, укрепления собственного здоровья, а также умений соблюдать правила здорового образа жизни. Используются методы, направленные на обеспечение двигательной активности учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья (гимнастика, музыкотерапия), технологии обучения здоровью (гигиеническое обучение), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов), профилактика травматизма, профилактика употребления злоупотребления психоактивными веществами, технологии воспитания культуры здоровья (воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения).

Главным условием формирования здорового образа жизни становится позиция, при которой педагог должен помочь учащимся осознать, что здоровье человека зависит не только от того, как он проявляет себя в учебе, общении, как организовывает свой досуг, как питается, но и от самого человека, его сознания и активного отношения к своему здоровью, от его эмоциональных (психологических) условий жизни. Это должно стать жизненной позицией, образом и стилем жизни человека.

У человека, который не умеет адекватно в сложных ситуациях вести себя, появляются нарушения психологического состояния. Уже многие понимают, что это влияние ведет ко многим заболеваниям, которые уже стали синонимами нашего времени. Первично любая болезнь возникает на фоне сложного комплекса ежедневных негативных эмоций. Поэтому важно знать и использовать приемы, которые являются поддержкой человеку в сложной ситуации, которая провоцирует психическое напряжение. А если такие ситуации возникают, то они помогают уменьшить стресс и не получить психических, да и физических расстройств.

Одна из важнейших характеристик психологически здорового человека – это стрессоизменчивость: поиск в трудной ситуации сил в самом себе и как следствие этого позитивные самоизменения. Соответственно ведущей тенденцией становления психологического здоровья можно назвать постепенное развитие у ребенка способности к стрессоизменчивости.

Для старших дошкольников и младших школьников чаще используются ролевые образы, в основе которых принятие учащимися ролей животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана Царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т. п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.

В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом используется либо смена ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения. Кроме того, драматизироваться или «оживляться» могут мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, т. е. разыгрывание только пальцами этюдов или сказок.

В ролевых ситуациях учащийся сталкивается с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности, и ставится перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде ведущего рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине другого. При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно.

Ведущий предлагает ребятам превращаться в животных поочередно: больших, сильных и маленьких, слабых (волк – мышонок, слон – котенок, тигр – ежонок).

Дети превращаются поочередно то в маму, то в ее ребенка у различных животных (слониху – слоненка, кота – котенка, лошадь – жеребенка).

Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя).

Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми. Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачниками, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.

Предугадывание и предвосхищение событий. Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации. Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств.

Положительное толкование своей ситуации. Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»).

Отрицание и непринятие, травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Таких примеров применения приемов и техник, которые являются поддержкой человеку в сложной ситуации, провоцирующей психическое напряжение, существует множество. Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологической поддержки, психологической терапии и диагностики.

И хочется отметить, что успешность осуществления поставленных задач формирования здорового образа жизни и решения проблемы сохранения собственного здоровья как важного слагаемого человеческого фактора во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации программ образовательной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, осознанного понимания каждым педагогом дополнительного образования, педагогом-психологом значимости стоящих перед ним задач.

Человек в сложной жизненной ситуации: психологические аспекты: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Т.Д. Василенко – Курск: КГМУ, 2012. – 244 с.

Хухлаева О. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

Источник

Психологические особенности здорового образа жизни (ЗОЖ)

Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Рассмотрим некоторые из них.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями человека.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

— Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

— Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья,

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки.»Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10—15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику.

Стресс может оказывать как мобилизующее, так и негативное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Одними и, наверное, наиболее, значимыми их них являются физическая культура и спорт.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Физическая культура — составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного, труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, без нее многие органы человеческого тела работают на сниженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную нагрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они испытывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

Источник

«Психологические особенности здорового образа жизни»

Психологические особенности здорового образа жизни

здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно- эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять.

Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

Также на состояние здоровья человека влияет экологическая обстановка в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных природных условий. В районе с экологическими проблемами поддержание здоровья носит первостепенный характер.

Перед тем, как подобно написать о ЗОЖ я хотел бы пояснить, что именно нас побуждает в его формировании. Это, конечно же, мотивы!

Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или своё собственное поведение, начинает с поисков причин соответствующих действий – мотивов поведения. Эти поиски не представляли никакой бы трудности, если бы поведение человека всегда определялось лишь одним мотивом. Многими экспериментами доказано, что и у людей и у животных поведение чаще всего определяется одновременным наличием нескольких мотивов. Но если у животных реакция выбора при действии комплекса раздражителей осуществляется на уровне смежных условных рефлексов, то у человека проявление мотивации опосредствовано функцией сознания, которое представляет высший эволюционный уровень регуляционных механизмов нервной системы. Поэтому у человека определяющую роль в принятии и изменении решений при актуализации того или иного мотива, играет так называемый сознательный мотив. Говоря о мотиве, как об осознанном побуждении к определённому образу действий, следует иметь в виду, что сам по себе мотив не является причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними объективными явлениями.

Мотивация при формировании ЗОЖ средствами ФК и С, как и в любой другой деятельности, занимает особое место. И мотивы, побуждающие человека заниматься ФК и С имеют свою структуру:

1. Непосредственные мотивы:

потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

потребность в самовыражении, самоутверждении.

стремление стать сильным, здоровым;

стремление через физические упражнения подготовить себя к практической жизни;

чувство долга («стал заниматься физическими упражнениями, потому что нужно было посещать уроки ФК как обязательные в школьной программе»).

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание

искоренение вредных привычек,

оптимальный двигательный режим,

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

Рациональный режим труда и отдыха

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Искоренение вредных привычек

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Оптимальный двигательный режим

В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование

В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

психологические особенности здорового образа жизни

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

психологические особенности здорового образа жизни

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

психологические особенности здорового образа жизни

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Психологические особенности здорового образа жизни здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно- эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей. Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений. Мотивация Перед тем, как подобно написать о ЗОЖ я хотел бы пояснить, что именно нас побуждает в его формировании. Это, конечно же, мотивы! Каждый, кто хочет понять поступки другого человека или своё собственное поведение, начинает с поисков причин соответствующих действий – мотивов поведения. Эти поиски не представляли никакой бы трудности, если бы поведение человека всегда определялось лишь одним мотивом. Многими экспериментами доказано, что и у людей и у животных поведение чаще всего определяется одновременным наличием нескольких мотивов. Но если у животных реакция выбора при действии комплекса раздражителей осуществляется на уровне смежных условных рефлексов, то у человека проявление мотивации опосредствовано функцией сознания, которое представляет высший эволюционный уровень регуляционных механизмов нервной системы. Поэтому у человека определяющую роль в принятии и изменении решений при актуализации того или иного мотива, играет так называемый сознательный мотив. Говоря о мотиве, как об осознанном побуждении к определённому образу действий, следует иметь в виду, что сам по себе мотив не является причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними объективными явлениями. Мотивация при формировании ЗОЖ средствами ФК и С, как и в любой другой деятельности, занимает особое место. И мотивы, побуждающие человека заниматься ФК и С имеют свою структуру: 1. Непосредственные мотивы: потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; потребность в самовыражении, самоутверждении. 2.Опосредованные мотивы: стремление стать сильным, здоровым; стремление через физические упражнения подготовить себя к практической жизни; чувство долга («стал заниматься физическими упражнениями, потому что нужно было посещать уроки ФК как обязательные в школьной программе»). Резервы Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы: 1. Биохимические резервы (реакции обмена). 2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов). 3. Психические резервы. Основные элементы здорового образа жизни Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: распорядок дня рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание дыхание режим сна искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, плодотворный труд, личную гигиену, массаж закаливание и т.д. Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *