психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни юнг
Карл Юнг, Андре Моруа и Бертран Рассел о здоровом образе жизни
Как великие умы XX века видели и понимали главные вопросы, которыми человек задается и сегодня?
Карл Густав Юнг, «Анализ сновидений», зимний семестр. Лекция III от 5 февраля 1930 год:
«Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни. Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина, они нуждаются во множестве солей и одержимы аптеками. Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца. Действительно, грешник обычно чувствует себя лучше праведного, ведь сорняки всегда распускаются гуще пшеницы. Все добродетельные люди на это жалуются. Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил».
Андре Моруа, из книги «Искусство жить»:
«Переход от молодости к старости происходит так медленно, что тот, с кем это происходит, едва ли его замечает. Когда осень сменяет лето, то эти превращения настолько постепенны, что их невозможно уловить. Однако в некоторых случаях осень «атакует» внезапно. До поры она скрывается за слегка «обесцвеченными» листьями деревьев, но однажды ноябрьским утром ветер вдруг срывает золотую маску, и за ней обнаруживается изможденный скелет зимы. Листья, которые мы считали живыми, были, оказывается, мертвы и еле держались за ветки. Сильный ветер только обнажил зло, а не вызвал его. Мужчина или женщина могут казаться молодыми, несмотря на свой возраст. «Она очаровательна», — говорим мы. Или: «Он в отличной форме». Мы восхищаемся их активностью, их проницательным умом и умением вести беседу. Но однажды мы замечаем, что, совершив неблагоразумный поступок, за который бы молодой человек заплатил бы не более чем головной болью или простудой, они платят сердечным приступом или пневмонией. Через несколько дней после такого «шторма» их лица бледнеют, спина сгибается, глаза утрачивают блеск. Так один момент превращает нас в стариков. Это означает, что мы начали стареть уже задолго до него»
Бертран Рассел, из интервью с Вудро Уайэтта, 1959 год:
«— Каковы, Вы думаете, составляющие счастья?
— Я думаю, самые важные — четыре. Возможно, первая из них — здоровье, вторая — достаточные средства, чтобы уберечь вас от нужды, третья — счастливые личные связи и четвертая — успешная работа.
— А почему здоровье? Почему Вы придаете ему такое важное значение?
— Если вы не очень здоровы, сложно действительно быть счастливым. Нездоровье влияет на сознание и заставляет вас чувствовать себя несчастным. Определенные болезни вы можете переносить стоически, но не все.
— Как Вы полагаете, то, что вы здоровы, делает вас счастливым или то, что вы счастливы, делает вас здоровым?
— Я думаю, прежде всего то, что вы здоровы, делает вас счастливым, но и другое помогает тоже. Я полагаю, что счастливый человек с меньшей вероятностью может заболеть, чем несчастливый»
«Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни», — Карл Густав Юнг.
Еще в 1930 году Карл Густав Юнг говорил: «Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни. Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина, они нуждаются во множестве солей и одержимы аптеками. Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца.
Действительно, грешник обычно чувствует себя лучше праведного, ведь сорняки всегда распускаются гуще пшеницы. Все добродетельные люди на это жалуются. Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил».
Что интересно, эти слова сейчас становятся крайне актуальными. Здоровый образ жизни набирает всё большей популярности, что нельзя назвать плохой тенденцией. Вот только иногда он перерастает в манию, а это уже далеко от здоровья. Редакция Мир Путешествий считает, что всё должно быть в меру, поэтому мы расскажем тебе, как не перейти эту тонкую грань между здоровым образом жизни и фанатизмом.
Как вести здоровый образ жизни
Все мы прекрасно знаем, что здоровый образ жизни — это очень хорошо, полезно и важно. Соблюдение его принципов помогает держать тело в хорошей форме и сохранять здоровье на долгие годы. Нужно правильно питаться, заниматься спортом и закаляться, однако, всё хорошо в меру.
Случается, что стремление к здоровому образу жизни перерастает в одержимость им, а это уже психическое расстройство — орторексия. Человек больной орторексией очень строго относится к качеству пищи, старается питаться исключительно здоровой пищей. Поначалу это не предвещает ничего плохого и ужасного, но со временем человек начинает отказываться от продуктов, которые вовсе и не вредны.
Такие люди обычно уверены в правильности своих действий. Коварство в том, что последствия этого незаметны еще довольно долго. Человек выглядит здоровым, подтянутым, но со временем в организме возникает нехватка важных для организма элементов, в частности калия. В первую очередь страдают сердце и суставы. Тело истощается, и это может перерасти в серьезные проблемы со здоровьем.
Орторексия не считается клиническим заболеванием, ведь количество случаев довольно маленькое. Вот только оно не менее опасно, чем анорексия или булимия. Причем, если от них страдают в основном женщины, то орторексия частенько встречается и у мужчин.
Важно понимать, что кратковременные диеты или отказ от некоторых продуктов — это не страшно, это правильно и полезно для здоровья. Страшно, когда человек сознательно ограничивает себя в продуктах питания, без которых не может нормально функционировать и не получает необходимых витаминов.
Такие люди часто страдают недоеданием, и это вполне можно отнести к нарушению питания. Знаешь, если человек думает о правильном питании, калориях и похудении больше трех часов в сутки — это серьезный повод задуматься.
«Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца», — эта цитата Юнга уместна здесь, как не что иное. Потому что человек, одержимый здоровым образом жизни (хотя это уже не совсем то), вечно придумывает себе новые запреты, выдумывает что-то новое, ищет, что бы такого себе запретить. А ведь на самом деле не нужно придумывать велосипед. Ведь основы здорового образа жизни до банальности просты.
В принципе, это основные пункты, которые нужно соблюдать. Важно во всём сохранять баланс, не усердствовать, но и не филонить — тогда всё будет хорошо. А еще можно время от времени почитывать Юнга, очень познавательно. Береги себя и свое здоровья!
Карл Юнг, Андре Моруа и Бертран Рассел о здоровье, здоровом образе жизни и старости
Как великие умы XX века видели и понимали главные вопросы, которыми человек задается и сегодня?
Карл Густав Юнг, «Анализ сновидений», зимний семестр. Лекция III от 5 февраля 1930 год:
«Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни. Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина, они нуждаются во множестве солей и одержимы аптеками. Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца. Действительно, грешник обычно чувствует себя лучше праведного, ведь сорняки всегда распускаются гуще пшеницы. Все добродетельные люди на это жалуются. Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил».
Андре Моруа, из книги «Искусство жить»:
«Переход от молодости к старости происходит так медленно, что тот, с кем это происходит, едва ли его замечает. Когда осень сменяет лето, то эти превращения настолько постепенны, что их невозможно уловить. Однако в некоторых случаях осень «атакует» внезапно. До поры она скрывается за слегка «обесцвеченными» листьями деревьев, но однажды ноябрьским утром ветер вдруг срывает золотую маску, и за ней обнаруживается изможденный скелет зимы. Листья, которые мы считали живыми, были, оказывается, мертвы и еле держались за ветки. Сильный ветер только обнажил зло, а не вызвал его. Мужчина или женщина могут казаться молодыми, несмотря на свой возраст. «Она очаровательна», — говорим мы. Или: «Он в отличной форме». Мы восхищаемся их активностью, их проницательным умом и умением вести беседу. Но однажды мы замечаем, что, совершив неблагоразумный поступок, за который бы молодой человек заплатил бы не более чем головной болью или простудой, они платят сердечным приступом или пневмонией. Через несколько дней после такого «шторма» их лица бледнеют, спина сгибается, глаза утрачивают блеск. Так один момент превращает нас в стариков. Это означает, что мы начали стареть уже задолго до него»
Бертран Рассел, из интервью с Вудро Уайэтта, 1959 год:
«— Каковы, Вы думаете, составляющие счастья?
— Я думаю, самые важные — четыре. Возможно, первая из них — здоровье, вторая — достаточные средства, чтобы уберечь вас от нужды, третья — счастливые личные связи и четвертая — успешная работа.
— А почему здоровье? Почему Вы придаете ему такое важное значение?
— Если вы не очень здоровы, сложно действительно быть счастливым. Нездоровье влияет на сознание и заставляет вас чувствовать себя несчастным. Определенные болезни вы можете переносить стоически, но не все.
— Как Вы полагаете, то, что вы здоровы, делает вас счастливым или то, что вы счастливы, делает вас здоровым?
— Я думаю, прежде всего то, что вы здоровы, делает вас счастливым, но и другое помогает тоже. Я полагаю, что счастливый человек с меньшей вероятностью может заболеть, чем несчастливый»
О ФАНАТАХ ЗОЖ И СТРАХЕ СМЕРТИ
Наш век начался с огромного внимания без преувеличения всего человечества, не взирая на границы и национальные менталитеты, к здоровью, к правильному образу жизни, питанию, заботе о своей внешности и моделированию своего тела. Успешный человек XXI века уже не только влиятелен, богат и счастлив, но и здоров и конечно же выглядит много моложе своего возраста. Итак, что это? Верные тенденции, которые позволят человечеству достичь древнейшей мечты о бессмертии или признак отклонения?
Знаменитый швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг утверждал: «Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни» («Анализ сновидений», Зимний семестр. Лекция III от 5 февраля 1930 г.).
Данные выводы врача из наблюдений за душевнобольными пациентами крайне интересны и дают нам всем почву для размышлений.
Юнг отмечал, что психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни, ищущие правильную пищу и напитки, ни в коем случае не курящие и не употребляющие алкоголь, нуждающиеся во множестве солей и витаминов и абсолютно одержимые аптеками.
Еще одно важное замечание Юнга – эти люди всегда «с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца». Он добавляет, что «грешник обычно чувствует себя лучше праведного, ведь сорняки всегда распускаются гуще пшеницы. Все добродетельные люди на это жалуются. Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил».
Итак, уважаемые дамы и господа, на какой стороне Вы? Это не вопрос «нормальны ли Вы?», на который считается, что здоровый человек ответит — «нет», а больной – «да». Вопрос – на сколько забота о себе и своем здоровье занимает важное место в Вашей жизни, не приобрело ли это избыточную форму, вытеснив само понятие «жизнь», или, напротив, не слишком ли критично мало внимания Вы уделяете ЗОЖ, питанию, профилактическим мероприятиям и лечению?
Попробуем порассуждать на страницах специализированного медицинского центра ЭВО или в кабинете нашего психоаналитика (запись на прием +7(812) 701 – 03 – 30)
О фанатиках ЗОЖ и страхе смерти
Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни.
Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина, они нуждаются во множестве солей и одержимы аптеками.
Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца. Действительно, грешник обычно чувствует себя лучше праведного, ведь сорняки всегда распускаются гуще пшеницы. Все добродетельные люди на это жалуются.
Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил».
Карл Юнг «Анализ Сновидений. Лекция III от 5 февраля 1930 г.»
Дубликаты не найдены
Психология | Psychology
7.7K постов 42.8K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Автор, на больное людям надавил👏. Вообще не люблю, когда мне что то навязывают, здоровый образ жизни в том числе. Модно бегать по утрам? Пожалуйста, бегите, а я посплю подольше
А я думал нездоровые люди, это те кто не могут нормально существовать, без наркотических стимулов, начиная с табакокурения и употребления алкоголя, заканчивая инъекциями героина.
Но в тексте нет упоминания наркотических средств. Это больная тема для вас?
UPD Сорри, нашла. А вообще между ЗОЖниками и здоровым образом жизни огромная пропасть.
это другая крайность, вопрос в золотой середине
Вот да. Именно так я себя и веду.
тут главное, про то, что «ведь я еще не жил», понятно, что инстинкт самосохранения важная штука
как-то вас в крайности бросает.
ну я не курю, совсем редко употребляю стакан пива, люблю вкусную еду, не употребляю наркотики, смотрю много порнухи
но все равно ебанутый наглухо
Ох*еть! Если я не пью из лужи, а набираю воду в роднике, то психически нездорова!)
Была продолжительно в КМВ по работе, вот как раз подобную из горной реки набирала по дороге из Домбая каждый раз в бутыли. Девственницы плакали).
Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
Мастер и Маргарита.
я убью тебя быстрее АХАХАХ
Нет, еще не пора. Вот когда ты и Пикабу начнешь игнорировать, тогда и подумаем, что с тобой делать.
Невротическая, депрессивная и бредовая ретроспекция
Всем привет! Сегодня рассмотрим очень простой, но полезный материал по медицинской психологии.
Как-то я читал то ли учебник, то ли монографию по различным психическим нарушениям. И среди разных биографических данных, историй болезни, рассказов пациентов о себе вдруг увидел кое-то интересное. Прям бросилось в глаза. Чуть ли не каждый второй случай описания своей жизни, болезненных проявлений, отличался одной и той же закономерностью. На жизненном пути светлых моментов не было, всё мрачно и печально, неудачи или плохие воспоминания о дошкольных заведениях, школе, институтах, техникумах и т. д. Далее разводы, плохие жёны или мужья, безрадостные взаимоотношения с детьми, нарушенная или совсем ужасная коммуникация с родственниками. Потом гнетущая или потерянная работа. Вредные привычки. И бездна болезни.
Причём если при неврозах отдельные события на биографической линейке виделись особенно чёрными при общей пасмурности, то вот при депрессии рассказ о себе приобретал характер самообвинений, самобичевания, вины. Отдельно выделялись бредовые расстройства. Которые добавляли в повествования определённые нелогичные или сумбурные вставки, нерациональные страхи, обсессии отношений (когда все, даже малозначимые события этого мира якобы имеют отношение к респонденту), магическое мышление, подробности нереальных преследований, попыток отравления, похищения и т. д.
То есть общим закономерным трендом почти любого рассказа о себе выступали ВОСПОМИНАНИЯ, причём явно видоизменённые тем или иным психологическим, а может, и психическим нарушением. Что немаловажно заметить, даже то, что, возможно, когда-то трактовалось положительно, нейтрально, без эмоций, без каких-либо особенных деталей, приобретало одно заметное и странное качество: всё менялось в сторону нересурсности, неуспешности, подавленности и неудачничества.
Следует сделать акцент на том, что, если невроз просто «подсвечивал чернотой» ряд событий, то, например, депрессия порождала малозамечаемый, но тем не менее серьёзный болезненный элемент: негативный образ прошлого. А вот при бредовых нарушениях прошлые события не только ухудшались по эмоциональной ауре, но и к ним «додумывалось» что-то новое, никогда не существовавшее и мало поддающееся анализу рациональной логикой.
Обычно такие вещи не так-то просто остледить. Иногда при депрессивных ретроспекциях возникают и своеобразные «разделы на периоды». Когда, например, детство видится ярким, насыщенным событиями, счастливым, а вся остальная жизнь после этого возраста тусклой, унылой, никчемной и странной.
Основным выводом здесь может стать следующее утверждение. Главное вовремя отследить НЕГАТИВНЫЙ ОБРАЗ ПРОШЛОГО (или его негативный пересмотр), понять что именно его трансформирует, негативно видоизменяет, и противопоставить болезни корректную психотерапию.
Всем спасибо за внимание и берегите себя.
Зачем нужны эмоции
Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.
Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.
Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?
Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.
Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?
Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.
Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.
Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.
Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.
Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.
Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.
Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.
Фобии. Как найти себе психолога?
Опять про ЗОЖ
Будучи православным священником, во время самых жестоких гонений на церковь в 30-е годы до самого своего ареста открыто исповедовал христианство, везде носил рясу и при этом преподавал студентам электротехнику, заведовал лабораторией диэлектриков ГОЭРЛО, был членом Центрального электротехнического совета Главэлектро. В ссылке на Соловках построил целую фабрику по добыче йода из водорослей и разработал ряд новых устройств, чем облегчил ручной труд сотням заключенных. Будучи заключенным одного из дальневосточных лагерей советской лагерной системы, Павел Флоренский работал в научно-исследовательском отделе, занимался изучением вечной мерзлоты и внёс огромный вклад в мировую науку. Подробнее об отце Павле Флоренском можно почитать здесь https://fil.wikireading.ru/2304 или на википедии. Ниже приведены выписки из его писем детям, которые он посылал из лагерей, находясь там в нечеловеческих условиях.
Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды или на лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.
Мои милые, в это тяжелое время друзья и знакомые много помогали нам, и без помощи их нам не выжить бы. И вы, мои хорошие, будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет; не надо благотворительности. Но старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи. Будьте добры и щедродательны.
Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его.Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги – все это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам.
И еще – не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его.
Говорите себе: “Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?” Осуждение рождается большей части из зависти и есть мерзость. Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом. Смотрите на свое собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте все, что делаете, не для других, а для себя самих, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания.
Милые мои детки, тоскует мое сердце по вас. Когда вы вырастете, то узнаете, как тоскует отцовское и материнское сердце по детям. И тоскует оно по моей бедной маме, которая сидит одинокая и к которой нет сил приблизиться внутренно. Много-много хочется написать мне вам. Приходят вереницы мыслей и чувств, но нет ни времени, ни сил записывать. Вот одно, что особенно настойчиво просится к записи: Привыкайте, приучайте себя все, чтобы ни делали вы, делать отчетливо, с изяществом, расчлененно; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчетливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества /…/
Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчетливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль – Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли.
Работа на телефоне доверия
Работаю медицинским психологом в суицидологическом центре с телефоном доверия (ведём консультации и амбулаторно, и по телефону). Иногда сравниваю свою деятельность с работой фельдшеров, оказывающих первую медицинскую помощь: «заклеиваю» рану пластырем и отправляю на приём к психотерапевту.
Древний лайфхак по ОКР: габитуация страха
Всем привет, друзья! Сегодня у нас на рассмотрении довольно давний лайфхак, которому уже, наверное, лет 60. О нём знают многие, кто интересуется психологией. По сути сведения о нём можно найти в интернете, но здесь мы разберём самые основные моменты.
Однако на практике оказалось, что сам испытуемый иногда не может остановится. Поэтому здесь может быть рекомендована «габитуация с ассистентом». То есть к терапии привлекается психолог, психиатр, близкий человек, друг, подруга, родственники и т. д. Главное человеку вовремя напомнить, что он должен остановится и переждать 15, 20, 30 минут. И самое интересное, на протяжении этого стрессового периода вы должны успокаивающе разговаривать с личностью, и по возможности отвлекать её внимание от страшных мыслей. Это, кстати, тоже важная часть терапии.
Любопытно и то, что габитуацию с ассистентом можно попробовать использовать и при страхе незакрытых дверей (когда ручку дёргают очень долго и не появляется ощущение закрытости замка). То есть кто-то из вашего окружения останавливает вас во время второй проверки, и предлагает вам идти дальше и переждать определённое время (15-40 минут). ВАЖНО! Не поддаваться на уговоры человека самому подёргать двери (когда как бы два субъекта убеждаются, что всё хорошо). Потому что если вы на это пойдёте, то эта личность никогда не сможет самостоятельно решить свои проблемы, будет всегда полагаться на вас! В итоге, когда испытуемый будет уже ехать в транспорте на работу, его внимание постепенно отвлечётся от дверей и настанет габитуация.
После месяца такой терапии (может быть, даже понадобится гораздо меньше времени) этот человек должен сам, как говорят любители компьютерных игр, выйти против «босса-двери» самостоятельно. И здесь будет очень большая вероятность, что на поведенческом уровне навязчивый страх незакрытого замка будет побежден. При определённых трудностях, можно дополнительно усилить терапию, попросив кого-то со стороны заснять то, как вы долго дёргаете дверную ручку. Поверьте, после просмотра такого видео, вы сами поймёте, что эти все ритуалы нужно прекращать.
Всем спасибо за внимание и берегите себя.
16. Психология. Проекция и Перенос
Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.
Примерно 2-3 недели назад мне довелось быть тем, на кого проецировали образ иррационально мыслящего угнетателя без способности к сопереживанию (примерно тем, кого современные феминистки назвали бы «консервативным патриархальным ублюдком»). Был удивлён тем, как эти люди приписывали мне слова, мысли, качества и даже чувства, которых я не только не испытывал, но и к которым многократно доказывал свою непричастность. (Завершилось это общение тем, что я перестал поддерживать связь с этими людьми.)
Этот случай возбудил во мне интерес к теме психологии проекции и психологии переноса. Тем, что нашёл для себя интересным или значимым, делюсь с Вами.
1. Пример: человек, склонный к измене, может обвинять своего партнера (свою партнершу) в склонности к измене.
2. Пример: Задира проецирует свои чувства незащищенности и уязвимости (которые он в себе не одобряет) на людей вокруг себя, и «борется» с ними.
Позже термин «проекция» обрёл более широкие границы, его перестали считать лишь средством защиты внутреннего «Я». Теперь проекцию принято рассматривать как одно из средств интерпретации (трактовки) мира. То есть проекция может иметь место практически везде и в любых отношениях (даже в отношении к каким-то предметам или явлениям). Мы можем наделять людей, животных, предметы, ситуации и даже абстрактные понятия «человечными» (то есть собственными) качествами. Пример: «очеловечивание» своих питомцев или животных, необоснованное (иррациональное) наделение целых групп людей (по политическому/расовому/половому признаку) определенными качествами, «одухотворение» предметов. Проецировать мы можем не только плохие качества, но и добрые, а так же мысли, чувства
Некоторые ученые также рассматривают проекцию как реакцию на неизвестность (когда мы сталкиваемся с чем-то/кем-то незнакомым, мы чаще всего проецируем на этот объект один из архетипов).
Проекцию также соотносят с эмпатией. Проекция помогает нам сопереживать окружающим людям, так как она исходит из представления о том, что «ты такой же как и я».
Перенос и Контрперенос
Он возникает, чаще всего, между людьми с разным статусом: психолог и клиент, работодатель и работник, учитель и ученик, старший и младший. Человек переносит на другого человека своё отношение к какой-то значимой личностью из прошлого (чаще всего из детства, но бывают исключения). Пример: студент может перенести своё отношение к отцу на преподавателя.
Перенос имеет несколько отличительных черт:
1. Он иррационален. Человек приписывает другому человеку слова, качества, мысли, чувства, которых нет.
2. Перенести могут и хорошие, и плохие качества. Пример: девушка может идеализировать своего терапевта, приписывая ему/ей качества, отношения, желания, которые она ожидала найти в своих отношениях с родителем, но которые не были реализованы. (поэтому уместно опасаться людей, которые слишком сильно к нам привязаны, которые имеют идеализированные ожидания от наших с ними отношений, хотя бы потому, что их ожидания и не )
3. Перенос бессознателен. Часто человек не способен дать отчёт о том, почему он поступает подобным образом, считая свои поспешные выводы обоснованными.
4. Перенос появляется, чаще всего, при нейтральном отношении человека, на которого переносят, к тому, кто этот перенос осуществляет. (Часто психотерапевты стараются быть «чистыми листами» (относиться нейтрально к клиентам), потому что при таких условиях клиент легче осуществит свою бессознательную «дорисовку» личности психотерапевта, что в свою очередь открывает для психотерапевта окно в прошлое клиента.)
5. Перенос чаще всего является следствием неразрешенных конфликтов между клиентом и значимой личностью.
Стать жертвой или даже инициатором переноса может быть кто угодно. Мы сами до некоторой степени воспроизводим отношения с родителями в отношениях с другими людьми. Это не хорошо и не плохо, это просто стратегия, способ ориентироваться в пространстве межличностных взаимоотношений. «Плохо» начинается тогда, когда мы присваиваем людям те, слова, мысли, черты, чувства, которые им не свойственны.
Благодарю Вас за то, что прочитали этот материал.
При желании, оставляйте свои предложения для тем, я буду рад удовлетворить Ваш интерес.
2. Психология. Карл Юнг
Продолжение серии постов о темах по психологии, которые мне интересны, или которые рекомендуют читатели.
—
Душа по Юнгу
—
Многие представляют Юнгианскую систему души в форме пирамиды, где на пике стоит «Эго» или «Персона» (смотря кого спрашивать), а у основания находится коллективное бессознательное. Хочу поделиться своим подходом.
Чтобы легче представить себе то, как Карл Юнг описывал душу (психику), я рисую для себя такую картинку:
Тёмный ночной лес с высокими деревьями, растущими на горной местности. В сердце этого леса стоит небольшая избушка, её окна полны света, благодаря ему даже виден двор дома, но оставляет остальной мир во тьме.
Ещё, из леса медленно течёт речка, она исходит из какого-то неведомого родника, спускается по скалам и пересекает двор Эго, обеспечивая его водой. Без этого родника не было бы ни Эго, ни Персоны, ни Тени. Река называется «Самость», она даёт Эго силу быть собой.
Это не единственные обитатели бессознательного леса. Кроме уже упомянутых, можно так же встретить, существ необъяснимой природы, если уйти достаточно глубоко в лес, в область коллективного бессознательного. Эти существа, называемые «архетипами» всем знакомы, но никто не может сказать откуда они их знают. Они часто безобидны, представляют из себя коллективные представления или интуиции о мироздании, о человеческом характере и его жизненном пути.
—
Коллективное бессознательное по Юнгу
—
Будучи человеком из религиозной семьи, с развитым воображением и тягой к изучению окружающего мира, Юнг обратил своё внимание на мифы и религии разных народов. Он стал изучать вопрос о том, почему у несвязанных между собой народов имеются так много общих символов с общим значением, или мифологических персонажей с общей сюжетной ролью. Активно разбирая данную тему, он заметил, что эти символы и образы интуитивно знакомы очень многим людям (даже душевно больным), они «всплывают» в их снах и продуктах творческой деятельности. Эти наблюдения навели Карла на мысль том, что у людей есть наследуемое коллективное бессознательное, внутри которого и находятся эти архетипы, архетипические вопросы и символы.
—
Терапия по Юнгу
—
Юнг, в отличии от Фрейда, был более открыт к своим клиентам на сеансах. Он вёл с ними беседы на личные и философские темы, одобрял выражение пациентом своих переживаний через образы, сказки, поэтические сравнения, был даже не против в некоторых случаях допустить психологический перенос клиентом, в целях более плодотворной работы. Совокупность этих подходов можно описать как «лечение души душой».
При этом Юнг делал акцент на том, что психолог должен сам находится с хорошем душевном состоянии, чтобы практиковать лечение, иначе эффекта от практик не будет, или проблемы могут даже усугубиться (как у пациента, так и у врача).
Юнг разработал несколько способов:
* Ассоциативный ряд слов.
Клиенту зачитывается длинный ряд слов (может доходить до 100 и больше), он, свою очередь, должен на каждое слово дать ассоциатицию. Затем человеку зачитывается список заново, и помечаются те слова, где у клиента возникают затруднения или опознания в предоставлении ассоциации. Этот метод иногда применяют даже с использованием часов.
* Интерпретация сновидений.
Клиент должен отслеживать и, желательно, записывать свои сны, после чего вместе с психоаналитиком эти сны разбираются на символы или паттерны, и интерпретируются. Юнг, в отличии от Фрейда, сновидения никогда не интерпретировал «по книжке», считая каждый образ во сне уникальным и индивидуальным.
* Терапия искусством.
Человек, в целях самовыражения, самоописания, или для передачи наиболее точного образа сцен и элементов своих снов и идей, воплощает своё видение в рисунок, в сказку, в скульптуру или другой продукт творческой деятельности. (В дальнейшем этот метод развился в терапию музыкой, терапию танцем и арт-терапию)
***
Спасибо за то, что прочитали этот пост. Пока составлял его, пришла Анима (Юнг ассоциирует её с вдохновением), и получился рисунок, которым хочу с Вами поделиться.