Психологическая теория что это кратко

психологическая теория

частная система психологических принципов, закономерностей, концептуальных положений, а также теоретических фактов в своей совокупности обьясняющих ту или иную сторону психической реальности и являющихся результатом решения крупной научной проблемы в психологии.

Смотреть что такое «психологическая теория» в других словарях:

Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.… … Википедия

Психологическая теория права — право возникло в результате биологических и психологических факторов человека. Содержание 1 Представители 2 Основные идеи теории … Википедия

психологическая теория цикла — теория зарубежных политических экономистов, находящаяся на границе психологии и экономической науки и пытающаяся обьяснить смену фаз экономического цикла такими субьективными, психическими факторами, как смена настроений и состояний: уныния,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психологическая теория цикла — буржуазная теория, пытающаяся объяснить смену фаз капиталистического цикла (См. Капиталистический цикл) субъективно психологическими факторами. Широкое распространение П. т. ц. получила с конца 19 в. Английский экономист У. Джевонс… … Большая советская энциклопедия

Психологическая теория нравственной санкции — система идей и доказательств того факта, что в природе человека нравственные чувства являются врожденными, что субъективные эмоции и чувства вполне способны «различить» добро и зло, что в природе человеческой психики есть осуждение зла. Теория… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психологическая теория права — возникла в конце XIX начале XX в. Родоначальниками теории считаются Г. Тард и Л.И. Петражицкий. Ценно в этой теории то, что она акцентирует внимание на эмоциональной стороне человеческого поведения. Однако она преувеличивает роль психологического … Теория государства и права в схемах и определениях

Дифференциально-психологическая теория — психологическая теория, объясняющая закономерности психологических и психофизиологических различий между людьми … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ГИЛЛА, СТОУНА, БИБРИНГА и др. — Психоаналитическое исследование механизмов защиты и сопротивления, переносов и производных влечений у пациентов с выраженной характерологической патологией и пограничной личностной организацией показало, что структурные характеристики… … Психотерапевтическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОЛЕЙ — теория, описывающая и объясняющая ролевое поведение людей в обществе и в непосредственном общении друг с другом … Словарь терминов по психологическому консультированию

Источник

Психологическая теория государства и права

Психологическая теория государства и права – концепция, в основе которой лежит мысль о том, что государство образовано из-за разделения общества по психологическим причинам: одна часть людей могут подчинять и управлять, другая – подчиняться и быть ведомыми. По мнению авторов теории, в основе потребностей человека лежит потребность нахождения в сообществе, а также необходимость коллективного взаимодействия. Характерной чертой психики человека является сознание и в данной концепции она раскрывается как механизм, который развивает в индивиде самосознание, следствием чего и стало возможно создать государство и право. Таким образом, развитие человека с его психологическими особенностями привело к возникновению государственности. Свое широкое распространение данная теория получила в конце XIX – начале XX века.

Психологическая теория — основные идеи

Основоположник психологической теории государства и права

Основоположником теории является Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931 г.). По его мнению, государство возникло ввиду того, что человек обладает определенными психологическими особенностями. К ним он относил потребности, эмоции, переживания. Но самой первопричиной образования государства является возникновение определенное психическое состояние массового сознания: особенности психологически сильных людей, их способность принимать решения, создавали условия для подчинения, исполнения принятых указов, более пассивными группами населения. Людям, которые склонные подчиняться авторитету, свойственна потребность подражать, что вносит в души людей спокойствие и чувство стабильности, уверенности в поведении.

В своих работах «Введение в изучение права и нравственности» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» ученый изложил взаимосвязь между теорией права и психологией. Правовая политика, обоснованная с позиции психологических взглядов, открыло новые рубежи в познании социальных функций права.

Ученый считал, что государство необходимо для того, чтобы удовлетворять потребности большинства людей в подчинении, послушании определенным лицам в обществе, а также для того, чтобы подавлять агрессию отдельных индивидов. Систематизируя и классифицируя юридические нормы, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве. В своих трудах ученый рассматривает исключительно социологический подход к праву.

Возникновение теории непосредственно связано с развитием психологии и выделением ее в отдельную отрасль знаний и интерес значительно возрос, когда в психологии начали применять экспериментальные методы исследований. Далее, ввиду вышеуказанных изменений, начали формироваться крупные школы, мнение которых о трактовке психики, разнилось. В свою очередь, границы научного осмысления правовых и государственных процессов были расширены юридической наукой. Человеческая психика, значительно более развитая, нежели психика животного, имеет признаки чувств солидарности и коллективизма.

Сторонники теории, называя все психологические качества людей импульсами, эмоциями, переживаниями – не видели между ними разницы. Но психика человека разделяется на эмоциональную, мыслительную и волевую сферы. Последняя крайне важна при взаимодействии индивидов между собой и на этой основе устанавливается психологическая соподчиненность между индивидами. Образуется социальная «пирамида», одной из разновидностью которых, является государство, естественными лидерами которого становятся люди, чьи сильные волевые качества толкают их на это.

Исходя из психологических особенностей и потребностей, теория в полной мере рассмотрела возможности общества, но последние формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов. Положительной чертой теории и причиной актуальности является то, что активно развивается идея личностного участия и воли индивида и общества в процессе принятия решений. Несмотря на все эти факторы, теория, как и большинство ей предшествующих, достаточно в однобоком смысле рассматривает факторы, повлиявшие на возникновение государства. Основным упущением психологической теории в том, что ее основатели и сторонники не определили первоисточник связи социально-политической действительности и человеческой психики. Они не учли, что под действием первого фактора формируется общественное сознание, а не наоборот.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

Источник

10 основных психологических теорий

Психология была основана на десятилетиях исследований поведения и психических процессов, с помощью которых легко потеряться среди стольких подходов и концепций, которые невозможно понять без понимания теорий, в которых они созданы.

Основные теории в психологии

Различные психологические теории пытаются описать различные важные аспекты нашей личности, нашего поведения, нашего когнитивного развития и наших мотиваций, а также многие другие вопросы. то Вы можете увидеть некоторые мазки по основным психологическим теориям которые вырезали то, что мы знаем о человеческом уме.

Декартова дуалистическая теория

Дуалистическая теория Рене Декарта Он устанавливает, что разум и тело являются двумя сущностями разной природы, что первая обладает способностью контролировать вторую и что они взаимодействуют друг с другом где-то в мозге.

Это, по сути, трансформация в теории своего рода философской позиции дуализма, одним из главных представителей которого является Платон. Хотя теория картезианского дуализма формально отбрасывалась на протяжении десятилетий, она продолжает принимать новые формы и остается неявной в том, как сосредоточены многие исследования в области психологии и нейробиологии. В некотором смысле, оно «проникает» в мышление многих исследовательских групп, не осознавая этого, поэтому оно все еще актуально, даже если оно недопустимо.

Психологическая теория что это кратко

Теория Гештальта

психологическая теория гештальта Это касается того, как мы воспринимаем внешний мир через наши чувства. Посредством законов Гештальта, разработанных в основном немецкими психологами в первой половине 20-го века, он отражает способ реализации восприятия, давая значение тому, что воспринимается, а не вещь после другой Вы можете прочитать больше об этой теории в этой статье.

Поведенческая теория стимула-ответа

Исследователи в поведенческой психологии, которые опирались на оперантную обусловленность Б. Ф. Скиннер отстаивал идею, что обучение, которое мы делаем, зависит от того, каким образом определенные виды поведения более или менее подкрепляются приятными или неприятными стимулами сразу после того, как это поведение было выполнено.

Эта теория была поставлена ​​под сомнение Эдвардом Толманом, который в середине двадцатого века показал, что обучение можно проводить, даже если некоторые виды поведения не были сразу вознаграждены, открывая путь к когнитивной психологии, которая должна была появиться в 60-х годах.

Психологическая теория что это кратко

Теория обучения Жана Пиаже

Но обучение зависит не только от нашего прошлого опыта, но и от биологических факторов, отмеченных, среди прочего, жизненным этапом, на котором мы находимся. Именно поэтому он создал модель этапов когнитивного развития, о которой вы можете прочитать больше здесь.

Психологическая теория что это кратко

Социокультурная теория Льва Выготского

В то время как в начале 20-го века многие психологи изучали обучение, ориентируясь на то, как люди взаимодействуют с окружающей средой, советский исследователь Лев Выготский Это придало социальную направленность тому же предмету исследования.

Для него общество в целом (хотя особенно через родителей и опекунов) является средством и одновременно средством обучения, благодаря которому мы можем развиваться интеллектуально. Вы можете узнать больше об этой психологической теории в этой статье.

Психологическая теория что это кратко

Теория социального обучения Бандуры

На протяжении своих расследований Альберт Бандура Это показало, в какой степени обучение не является чем-то, что происходит от решения одних только проблем, но также происходит, будучи погруженным в среду, в которой мы можем видеть, что другие делают, и результаты, которые другие имеют, когда они следуют определенные стратегии. Чтобы узнать больше об этой психологической теории, нажмите здесь.

Психологическая теория что это кратко

Теория когнитивного диссонанса

Теория обработки информации

Эта теория начинается с идеи, что разум работает как набор механизмов, обрабатывающих сенсорную информацию (входные данные), чтобы сохранить его часть в «хранилищах памяти» и одновременно преобразовать комбинацию между этой информацией о настоящем и информацией о прошлом в цепочки действий, как это сделал бы робот.

Таким образом, наше восприятие проходит через ряд фильтров, пока наиболее важные данные не становятся вовлеченными в сложные умственные операции и, следовательно, не влияют на поведение, возникающее в ответ на эти стимулы. Это одна из наиболее актуальных психологических теорий в когнитивной психологии.

Теория воплощенного познания

Психологическая теория что это кратко

Теория рационального выбора

Это часть как области экономики, так и когнитивной психологии Поэтому его можно считать важным представителем психологических теорий. Согласно этой идее, каждый человек принимает решения в соответствии со своими интересами и выбирает варианты, которые он считает более выгодными (или менее вредными) для себя из рационального критерия.

теория рационального выбора Он имел огромное значение в социальных науках, но его все чаще ставят под сомнение новые парадигмы, из которых показано, как часто в нас проявляется поведение, которое классически считается «иррациональным».

ЧТО ТАКОЕ ПСИХАНАЛИЗ ФРЕЙДА И КАК ОН РАБОТАЕТ (December 2021).

Источник

Психологические теории личности

Психологическая теория что это кратко Психологическая теория что это кратко Психологическая теория что это кратко Психологическая теория что это кратко

Психологическая теория что это кратко

Психологическая теория что это кратко

Исследования структуры личности основаны на конкретных результатах изучения личности, которые отражают семь основных подходов к проблеме. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Анализу основных теорий личности посвящена одна из работ В.М. Ру-салова [243]. Рассмотрим кратко основные теории личности.

1. Психодинамическая теория личности. Разработана 3. Фрейдом, по мнению которого главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. libido– влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение).

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

· ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений;

· эго («Я») – совокупность преимущественно сознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих в широком смысле все наши знания о реальном мире;

· суперэго («сверх-Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, социальные ценности того общества, в котором живет человек.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

2. Аналитическая теория личности. Основателем аналитического подхода к изучению личности является К. Юнг. Глав ным источником развития личности он считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы», а смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. Основные элементы личности – это психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека (черты характера).

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:

· коллективное бессознательное – средоточие всего культурно-исторического опыта человечества;

· индивидуальное бессознательное – совокупность эмоционально заряженных мыслей и чувств («комплексов»), вытесненных из сознания;

· индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания, сознательной деятельности.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость», который обеспечивает «индивидуацию» человека (или выход из коллективного бессознательного). «Самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает его уникальность. Это достигается двумя способами такой интеграции:

· экстраверсия – установка на наполнение врожденных архетипов внешней информацией;

· интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.

3. Гуманистическая теория личности. Выделяются два основных направления: «клиническое» (К. Роджерс) и «мотивационное» (А. Маслоу). Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации.

По Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции: первая («самоактуализирующаяся тенденция») содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности; вторая («организмический отслеживающий процесс») представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития воз никает личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я» и находится в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтность) до полной дисгармонии.

А.Г. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые только усиливаются после их реализации. В качестве блоков личности выступают пять уровней мотивации: 1) физиологический; 2) потребности в безопасности (в жилище, на работе); 3) потребности в принадлежности (другому человеку, семье); 4) самооценки (самоуважения, компетенции, достоинства); 5) потребность в самоактуализации (в творчестве, красоте, целостности и т. д.). Автор сформулировал закон поступательного развития мотивации – от нижнего уровня к высшему (самоактуализации).

Психологическая теория что это кратко

По мнению гуманистов, целостность личности, основное качество «полностью функционирующей личности», достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостную личность характеризуют эффективное восприятие реальности; спонтанность, естественность и простота поведения; ориентация на решение проблемы, на дело; постоянная «детскость» восприятия; частое переживание «пиковых» чувств, экстаза; искреннее желание помочь всему человечеству; глубокие межличностные отношения; высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самореализации.

4. Когнитивная теория личности. По мнению ее основоположника Дж. Келли, главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Эта теория подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главное понятие в этой теории – «конструкт», которое включает в себя особенности всех познавательных процессов. Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Основополагающий постулат теории утверждает, что личностные процессы психологи чески обеспечивают человека таким образом, чтобы создать возможности максимального предсказания событий. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, совместное функционирование которых обеспечивают целостные свойства личности.

Когнитивно сложная личность от когнитивно простой отличается следующими характеристиками: 1) имеет лучшее психическое здоровье; 2) лучше справляется со стрессом; 3) имеет более высокий уровень самооценки; 4) более адаптивна к новым ситуациям.

5. Поведенческая теория личности. Основоположниками социального направления этой теории являются А. Бандура и Дж. Роттер. По их мнению, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т. д. Бандура назвал поведение человека саморегуляцией, основная задача которой – обеспечивать самоэффективность, то есть совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы (подражание, опыт, самоинструктаж и т. д.).

Целостность свойств личности проявляется в единстве действия блоков субъективной значимости (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступности (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением и их результатами (подкреплениями), по мнению Дж. Ротте-ра, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля» («экстерналы» не управляют ситуацией). Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и его результатами, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля» («интерналы» управляют ситуацией).

Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

6. Диспозиционная теория личности. Согласно диспозици-онной (от англ. disposition – предрасположенность) теории, главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Так, Э. Кречмер установил связь между телесной конструкцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.

Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия–экстраверсия» (замкнутость–общительность) обусловлена функционированием ретикулярной формации мозга. У интровертов она обеспечивает более высокий тонус коры, поэтому им не нужна излишняя сенсорная стимуляция, они избегают излишних контактов с внешним миром. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции, потому что у них пониженный тонус коры. Он отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели личности представлены три фундаментальных свойства: 1) интроверсия–экстраверсия; 2) нейротизм (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность); 3) психотизм.

Исследования отечественных психологов Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова и других посвящены разработке формально-динамического направления диспозицион-ной теории личности. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический, обусловленный соот ношением свойств нервной системы, темпераментальными характеристиками, и содержательный (знания, навыки, умения, интеллект, характер, установки, смыслы и т. д.).

В.М. Русалов в качестве основного элемента личности выделяет четыре формально-динамических свойства [243]:

· эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;

· пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие;

· скорость – индивидуальный темп поведения;

· эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

7. Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Бруш-линский). Главным источником развития личности согласно этой теории является деятельность, которая понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которых и формируются свойства личности [150]. В рамках деятельно-стного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте. В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные.

Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект [1].

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *