психологическая готовность к семейной жизни

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Литература:
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн. 1989.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М. 1991.
Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М. 1986.
Трухин И.А. Будущему семьянину. К. 1987.
Шапиро Б.Ю. От знкомства к браку. М. 1990.
Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М. 1996.
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М. 1991.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.
Крайг Г. Психология развития. СПб. 2000.
Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М. 1987.
Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

Психологи сетуют, что люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если вы не пройдете соответствующей подготовки, вы не сможете получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке от вас не требуется почти ничего. А между тем семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляют к нему и немало требований. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно обращаться с партнером. Франклин (Franklin, 1987), например, считает: если страдающий от безысходной любви мужчина чувствует, что должен наконец что-то предпринять, пусть он лучше пойдет и «наколет дров»! Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарованность недолговечна, что она рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни.
Молодость – пора становления личности, пора поисков и определения своего места в жизни. Это этап, оказывающий определяющее влияние на профессиональное становление, на семейную жизнь, на всю судьбу человека. Поэтому присущие ей социальные и психологические отличия заслуживают особого внимания.
Основная трудность характеристики молодого поколения, видимо, заключается в том, что с возрастом происходит значительная дифференциация молодых людей. До 15 лет это были школьники. Начиная с 15 лет и старше одни становятся учащимися колледжей и студентами институтов, другие – рабочими или служащими. Некоторые становятся семейными, другие пока не обзавелись семьей и т.п. Надо учитывать и тот факт, что с возрастом усиливаются различия в способностях, в характере, особенно мужском и женском. Но мы все-таки попытаемся выделить некоторые социально-психологические особенности, отметить общие тенденции, наблюдающиеся в молодежной среде.
Молодежь отличается от других возрастных групп населения прежде всего повышенной социальной активностью. Этот рост связан с тем, что молодой человек как бы «примеряет» на себя разные социальные роли, виды и способы общественной деятельности, разные формы общественного сознания. Он активно входит в жизнь. В 18-25 лет такие понятия, как трудовая деятельность, супружество, воспитание из сферы теории переходят в практику. Наука, политика, искусство, спорт, любовь, семья – все это входит в сферу интересов молодого человека, являясь одновременно и средством его самоутверждения. Отсюда напряженный интерес к различным сторонам человеческой жизни, поиск приемлемых и значимых сфер деятельности, стремление все узнать, испытать на себе, найти смысл жизни.
Для молодежи также характерна повышенная эмоциональность. Именно обостренностью чувств, высокой чувствительностью к окружающему миру, к людям, к взаимоотношениям объясняется ее романтичность, мечтательность и свежесть мысли, порыв, максимализм и категоричность, непримиримость к недостаткам, повышенная требовательность в оценках и критичность, открытость и резкость. Повышенная эмоциональность порой приводит молодых людей к прямолинейности и бескомпромиссности. У юношей и девушек зачастую теряется чувство меры, отсутствует такт, гибкость, выдержанность по отношению не только к сверстникам, но и к людям старшего возраста.
В юношеском возрасте резко возрастают интеллектуальные возможности. В этот период молодежь способна овладеть самыми сложными науками, быстро накапливать информацию, успешно овладевать новыми социальными ролями и соответственно активно усваивать новые формы поведения. Для молодых людей характерна повышенная готовность к различным переменам в жизни, к принятию всего нового, интересного, особенно – новых идей в науке, технике, литературе и искусстве.
Именно на этот возраст приходится пик развития потребности в общении. Наиболее полно удовлетворяется оно в коллективных формах жизни и деятельности.
Наряду с тем, что молодежь характеризуется повышенной социальной активностью, общительностью, эмоциональностью, стремлением искать смысл жизни, легкостью в усвоении знаний и социальных ролей, можно отметить запоздалое развитие социальной и гражданской зрелости как тенденцию, тревожащую общество. Молодежь не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в изменяющихся сложных социальных процессах, иногда пасует перед трудностями, не берет на себя ответственность, старается избежать конфликтных ситуаций.
Отмечается и факт чрезмерной опеки молодежи со стороны государства, семьи, общественных организаций. Это мешает развитию у молодого поколения чувства ответственности за свое будущее. Многие юноши и девушки строят свои жизненные планы, опираясь не столько на собственные силы и возможности, сколько в расчете на помощь родителей, общества в целом. Чрезмерная опека приводит к потребительству, инфантилизму. Запаздывание молодежи в социальном становлении, чрезмерная ее опека прямо сказываются на жизнестойкости молодой семьи, ее стабильности. К явлениям, затрудняющим становление молодой семьи, можно отнести чрезмерную заорганизованность, приводящую к снижению внутренней активности, повышенную критичность к другим людям, когда самокритичности им порой не хватает. У современной молодежи наблюдаются завышенные требования к условиям и особенно к содержанию труда. Это порождает состояние неудовлетворенности трудом, проявление пассивности, затягивает сроки профессионального становления, отрицательно сказывается на семейных отношениях.
Перечисленные социально-психологические особенности молодежи говорят о том, что от взрослых и родителей требуется повышенная психологическая напряженность, тактичность, внимательность в общении с молодыми людьми. Обычно такая напряженность начинает проявляться, когда сын или дочь вступают в возраст активного полового созревания, в возраст любви.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них установок, ориентаций на вступление в брак.
Итак, для чего нужна семья:
-чтобы было на кого опереться;
-чтобы было с кем посоветоваться;
-чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
-чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;
-чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;
-чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;
-чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;
-чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;
-чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;
-чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;
-чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом;
-чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.
Все вышеперечисленное и составляет в совокупности образ семьи как надежного убежища в мире бушующих политических, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни.
У юношей и девушек можно выделить четыре вида установок на семейную жизнь.
Реальная установка. Молодые люди относятся к будущей семейной жизни с пониманием, считают, что она должна основываться на взаимной любви, совместном преодолении трудностей. Так считают 47% обследованных юношей и 63% девушек.
Осторожная установка. Юноши и девушки относятся к будущей семейной жизни настороженно. Их тревожит увеличивающееся количество разводов, сложности семейной жизни. По этому они не спешат обзаводиться семьей. Такие взгляды свойственны 23% юношей и 14% девушек.
Идеализированная установка. Молодые люди считают, что в их семейной жизни все сложится прекрасно. Данная установка имелась у 9% юношей и 21% девушек.
Неопределенная установка. Ее высказали 21% юношей и 2% девушек, которые не имеют конкретного представления о будущей семейной жизни и серьезно не задумываются о ней.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В.Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

Без сильного чувства, сердечного влечения, а по рассудку находят друг друга 15-20% молодоженов. Причины в этом случае указываются разные: «боятся засидеться в девках», пришло время жениться, хочется остаться в городе после учебы, по примеру подруг и друзей, «назло» тому (или той), кто не обратил на нее (него) внимания, желание продемонстрировать родителям свою самостоятельность; некоторые думают, что из них выйдет хорошая семейная пара и т.д. Многие создают семью по материальным соображениям.
Готовность к самостоятельности включает в себя умение вести семейный бюджет, наладить быт; ухаживать за детьми, наличие определенной материальной независимости от родителей, желание решать другие жизненно важные вопросы. Чувство ответственности за создаваемую семью предполагает продуманность решения, согласованность позиций жениха и невесты по многим вопросам, в том числе материальном и жилищном. Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей – неполноценная.
Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности.
Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым.
Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода.
Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию.
Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям.
Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя наличие необходимых педагогических знаний, умений и навыков, хозяйственно-экономические умения и навыки в домашнем быту.
Педагогическая грамотность юношей и девушек, вступающих в семейную жизнь, предполагает знания закономерностей развития детей и их воспитания, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным делам.
Сексуальная воспитанность предполагает наличие необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, серьезного взгляда на отношения полов, знаний о том, как беречь свою любовь, культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.
По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.
К ним относятся:
-готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;
-понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
-стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
-умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
В.С.Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих.

Источник

Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста

Актуальность данного исследования связана с тем, что общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Семья является одним из важнейших социальных институтов. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Основу семейных отношений составляет брак как исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как супружескую пару, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций [3, 5, 6, 7].

Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособными. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений.

Семье и браку посвящено большое количество российских и зарубежных исследований. Особое внимание уделялось её структуре, в которой нашли отражение такие немаловажные вопросы, как мотивы вступления в брак, причины

семейных конфликтов и разводов, функции семьи, методы семейной терапии, супружеские и детско-родительские отношения (А.Г. Харчев, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В. Сатир, Г. Навайтис и др.). В психологии психологическая готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

В психологических и педагогических исследованиях наблюдается множественность подходов к определению понятия «психологическая готовность». Она характеризуется как:

— определённое психическое состояние, возникающее перед началом деятельности, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение;

— существенный признак установки, целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности;

— устойчивая характеристика личности (в данном случае речь идёт о так называемой устойчивой готовности или о подготовленности личности, которая существует длительное время и которую не нужно формировать каждый раз с целью выполнения поставленной задачи), качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия.

Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытиё), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.

«Ядром» современных брачно-семейных отношений являются супружеские. Эти отношения обычно «задают тон» всем остальным внутрисемейным отношениям. Супружеская диада, супружеская подсистема-это основополагающий элемент, лежащий в основе развития и функционирования всей системы семьи, выполнения семьёй её основных функций. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде выступает как психологическое отношение между супругами.

Сложность брака и семьи обуславливается большим количеством определений этих понятий, встречающихся в научной литературе, одно из которых говорит, что брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости.

В большинстве случаев браки заключаются в студенческом возрасте, ведь студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Этот этап развития соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и готовностью образовать собственную семью.

В психологии готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

Существуют разные точки зрения на то, какие компоненты включает в себя психологическая готовность к браку. Т.В. Андреева, И.В. Гребенников и В.А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку [5,8]:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В современном мире нет установленных рамок определения среднего возраста вступления в брак. Принято считать, что каждая пара должна принять свое решение о заключении брака.

Так, в 16-20 лет легко даются серьезные решения и поступки. Девушки и юноши еще не обдумывают последствия своих действий. Это возраст, когда влюбленность и вожделение принимается молодыми людьми за настоящее чувство. Конечно, необходимо проверить свои чувства, попытаться определить их серьезность. Но и в эти годы можно заключить брачный союз, который станет надежным оплотом на всю дальнейшую жизнь [9].

В 20-30 лет человек оценивает себя более трезво. В основном в этом возрасте он уже закончил обучение и приступил к построению своей карьеры. У него есть опыт общения с различными людьми. Но это время неограниченных возможностей и порой не хочется сковывать себя узами брака, а также обязанностью заботиться о супруге и детях.

Человек старше 30 лет обладает отличным багажом знаний и прекрасно отдает себе отчет в том, чего же он хочет от жизни. И казалось бы, что вот он, тот идеальный возраст вступления в брак. Однако в жизни людям этого возраста трудно идти на компромисс и подстраивать свою жизнь под желания партнера. Поэтому медленнее идет привыкание к другому человеку.

Вступать в брак наиболее приемлемо для девушки в возрасте от 18 до 23 лет. К этому времени завершается ее половое созревание, она уже не только физически, но и нравственно подготовлена к материнству. Роды в эти годы благотворно влияют на ее организм, способствуют расцвету физических и духовных сил. Наилучший брачный возраст мужчин признан от 22 до 25 лет.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

В.Н. Дружинин особое внимание уделяет личностной зрелости молодых людей, вступающих в брак. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) [4].

Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

4. Позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.

В. Сатир утверждает, что, вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сделает его или её жизнь еще хуже. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой семьи. Когда надежды начинают рушиться, появляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить, ответят, что женились по любви.

Целью нашего эмпирического исследования было изучение психологической готовности к супружеской жизни студентов факультета Педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского [1,2]. Для решения поставленных задач нами была использована методика тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.) (рис.1).

психологическая готовность к семейной жизни

Рис. 1. Психологическая готовность юношей и девушек к семейной жизни

Достаточное количество баллов свидетельствует о высокой подготовленности к семейной жизни, испытуемые вполне готовы к вступлению в брачные отношения, к созданию положительного семейного фона, поддержанию уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитанию детей, интимной жизни, а так же налаживанию здорового семейно-бытового режима. Сумма баллов в среднем звене, говорит об удовлетворительной готовности, т.е. испытуемые могут вступать в семейную жизнь, но они не полностью готовы к перспективным трудностям, с которыми приходится сталкиваться молодым семьям. Недостаточная сумма баллов свидетельствует о недостаточной подготовленности к вступлению в брачные отношения.

Иерархия семейных ценностей среди юношей и девушек

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *