Психологическая азбука что это
Рабочая программа «Психологическая азбука» в рамках ФГОС НОО (1-4 кл)
Для учащихся «Психологическая азбука» – один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие групповые занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея преподавания психологии в начальной школе.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, – принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от ситуаций урока, от возникающих вопросов, уровня развития класса и конкретных учеников, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи учителя и одноклассников.
Программа предполагает проведение одного урока в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10–14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме — кружковой или факультативной работы.
Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка. Есть еще кое-что: в процессе работы по программе развивается сам ведущий, поскольку лишь это дает ему возможность быть успешным. Проведение уроков «Психологической азбуки» требует от психолога (педагога), помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
Подобная работа по сопровождению психического развития и обучения младших школьников подразумевает постоянный и содержательный контакт с учителями и родителями детей. Предметом для налаживания контакта может быть заинтересованное обсуждение полученных в ходе уроков сведений о психологических особенностях детей, которые, безусловно, будут востребованы учителями и родителями. Обсуждение можно провести на родительском собрании.
Этот курс является вводным, он готовит детей к восприятию специализированных и углубленных курсов психологии, с которыми учащиеся встретятся в старших классах, и подразумевает создание непрерывной целостной системы школьного психологического образования, которая, по нашему мнению, должна быть разработана и внедрена в школу в будущем.
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.
Продолжительность каждого занятия 30–35 минут. На первый учебный год запланировано по 33 занятия, 2-3 классы – 34 занятия (одно занятие в неделю). В программу каждого года обучения включено по пять разделов.
В комплект методических материалов к программе входят:
методическое пособие для психолога, включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий в 1–4 классах;
Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;
е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:
традиционные обучающие приемы;
ритуалы знакомства, представления, прощания;
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
психотехники самооценки и взаимооценки;
упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
экспрессивные техники (приемы самовыражения);
Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе
Методическое пособие является частью комплекта материалов к программе «Психологическая азбука», предназначенной для работы в начальной школе (1–4).
Кроме методического пособия, в комплект входит тетрадь, а также сборник текстов для работы с детьми «Сказки о самой душевной науке». В пособии представлены обоснование программы, а также сценарии занятий.
Главная цель программы — развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.
Пособие предназначено для психологов, работающих с учащимися 1-го класса.
Оглавление
Программа «Психологическая азбука» в свете ФГОС НОО
Сценарии занятий
РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник
Занятие 1. Знакомство
Занятие 2. Знакомство продолжается
Занятие 3. Я теперь школьник
Занятие 4. Что значит быть школьником?
Занятие 5. Знакомство с Пси-Магом
РАЗДЕЛ II.Введение в мир психологии
Занятие 6. Королевство Внутреннего Мира
Занятие 7. Сказка о волшебных зеркалах-1
Занятие 8. Сказка о волшебных зеркалах-2
Занятие 9. Что я знаю о себе?
Занятие 10. Что я знаю о себе и о других?
Занятие 11. Я — это кто?
РАЗДЕЛ III.Психика и познание мира
Занятие 12. Мои ощущения
Занятие 13. Мое восприятие мира
Занятие 14. Мое внимание
Занятие 15. Как быть внимательным?
Занятие 16. Развиваем внимание
Занятие 17. Я умею быть внимательным
РАЗДЕЛ IV.Темперамент и характер
Занятие 18. Что такое темперамент?
Занятие 19. Типы темперамента
Занятие 20. Разные люди — разные типы темперамента.
Занятие 21. Разные люди — разные характеры
Занятие 22. Какой у меня характер?
Занятие 23. Какой характер у других?
Занятие 24. Мой характер: оценим недостатки
РАЗДЕЛ V. Я и эмоции
Занятие 25. Что такое эмоции?
Занятие 26. Какие бывают эмоции?
Занятие 27. Конкурс чувствоведов
Занятие 28. Что я знаю о своих эмоциях?
Занятие 29—30. Королевство Внутреннего Мира
Предисловие
Для учащихся «Психологическая азбука» — один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие групповые занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Главная цель программы — развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений —к самопознанию и личностному развитию.Такова основная концептуальная идея преподавания психологии в начальной школе.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, — принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от ситуаций урока, от возникающих вопросов, уровня развития класса и конкретных учеников, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи учителя и одноклассников.
В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:
Программа предполагает проведение одного урока в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10–14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме — кружковой или факультативной работы.
Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка. Есть еще кое-что: в процессе работы по программе развивается сам ведущий, поскольку лишь это дает ему возможность быть успешным. Проведение уроков «Психологической азбуки» требует от психолога (педагога), помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
Подобная работа по сопровождению психического развития и обучения младших школьников подразумевает постоянный и содержательный контакт с учителями и родителями детей. Предметом для налаживания контакта может быть заинтересованное обсуждение полученных в ходе уроков сведений о психологических особенностях детей, которые, безусловно, будут востребованы учителями и родителями. Обсуждение можно провести на родительском собрании.
Этот курс является вводным, он готовит детей к восприятию специализированных и углубленных курсов психологии, с которыми учащиеся встретятся в старших классах, и подразумевает создание непрерывной целостной системы школьного психологического образования, которая, по нашему мнению, должна быть разработана и внедрена в школу в будущем.
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.
Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. В случае работы с подгруппой (половиной класса) хорошим вариантом можно считать кабинет (не менее 18 кв.м.) с ковровым покрытием и свободно передвигающимися учебными столами. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках/четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно или «квартетом» и др.
Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность. Если занятие проводится с целым классом, то в качестве игрового пространства (учитывая реальные возможности стандартных школьных помещений) используются проходы между рядами или место у школьной доски.
Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов (специальный мольберт или фланелеграф), цветные карандаши (фломастеры), краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3). Желательно также, чтобы в помещении имелись телевизор, компьютер, зеркала на стенах, скрываемые шторками; маты, набор разнообразных игрушек.
Продолжительность каждого занятия 35–45 минут. На каждый учебный год запланировано по 30 занятий (одно занятие в неделю). При наличии времени в учебной сетке или возможности проводить занятия дважды в неделю за пределами урочного времени ресурсы программы позволяют фактически удвоить количество часов занятий для более глубокой проработки каждой темы.
В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.
Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
В комплект методических материалов к программе входят:
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;
е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА
ДЛЯ ПЕРВОКЛАШЕК
Развивающие уроки
«Школьный психолог» продолжает публикацию занятий по программе «Психологическая азбука»
(см. №№ 33, 35, 36, 46, 47, 48, 1998 г., №№ 33, 35, 37, 1999 г., №№ 1, 3, 6, 7, 9, 2000 г.).
ЗАНЯТИЕ 6
ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И ДРУГИХ
Задачи
Развивать у детей потребность в самоанализе и рефлексии.
Помочь детям посмотреть на себя глазами других людей.
Материалы
Психологические альбомы, фломастеры или цветные карандаши, трафаретки для зеркал.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности.
2. Настрой на занятие
Проверка домашнего задания
Психолог. Теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. Кто расскажет о своем знаменитом тезке?
Психолог выслушивает детей, просит одноклассников назвать еще знаменитых людей с тем же именем. Если не все дети выполнили домашнее задание, то психолог спрашивает, знают ли они, что означают их имена, и рассказывает, как расшифровывается каждое.
3. Работа по теме
Задание «Как расселить людей в доме?»
Психолог. Откройте свои альбомы на чистом листе. Сверху на листе напишите слова «Что я знаю о других». Это тема нашего урока. Теперь нарисуйте здесь три больших дома. В каждом из них должно быть пять этажей. Расположите дома так, чтобы все они поместились на листе.
Каждый дом имеет свое название, которое нужно написать на крыше. Первый дом — дом Доброты, второй — Ума, а третий — Щедрости.
Что такое щедрость? Это способность человека делиться чем-то своим, ему принадлежащим, отдавать что-то свое другим, помогать другим.
Написали названия домов на крышах? Хорошо. Расселением людей в этих домах ведает Волшебник. Он заселяет дома по следующему правилу: на самых верхних этажах живут самые добрые (первый дом), самые умные (второй дом), самые щедрые (третий дом). Нижние этажи Волшебник предоставляет тем, у кого доброты, ума и щедрости меньше всех, то есть злым, глупым и жадным.
Напиши, на каком этаже в каждом из домов Волшебник поселит разных людей: твоих родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, друзей, одноклассников, учителей. Найди место в каждом доме и для себя.
Сначала Волшебник расселяет жителей в доме Доброты: напиши имена его жителей в окнах дома.
Написали? Молодцы.
А теперь Волшебник заселяет дом Ума — напиши имена жителей на тех этажах, куда он их поселяет.
И, наконец, последний дом, заселенный жителями с вашей помощью, — дом Щедрости. Напиши в его окнах имена жителей.
В том случае, если дети успешно справляются с этим заданием, психолог предлагает более сложный вариант — поселить себя в этих трех домах так, как поселил бы тебя твой друг (подруга), если бы был (была) Волшебником.
Упражнение «Самый-самый»
Психолог. По моей команде нужно каждому выбрать одного человека — того, кто был сегодня самым, например, активным на уроке. Свой выбор вы показываете молча, подойдя к этому человеку и положив ему свою ладошку на плечо. Выбор свой нужно сделать быстро — на счет «1, 2, 3». Задание понятно? Приготовились!
Итак, кто сегодня на занятии был самым-самым сообразительным? А самым шумным? А самым послушным, дисциплинированным? А самым задумчивым?
Задание «Три дома»
Психолог. На чистом листе альбома сверху напиши название рисунка «Что другие знают обо мне?». Теперь здесь же нарисуй три дома по пять этажей в каждом. Названия домов вы напишете позже. Расселением в первом доме ведают твои родители (или только мама, или только папа — как хочешь). Подпиши под первым домом, кто расселяет в нем жителей.
Во втором доме всех расселяет твой самый близкий друг (подруга). Поэтому под этим домом напиши «друг».
В третьем доме расселением распоряжается твоя учительница (напиши под ним «учительница»).
Задание следующее: напиши, пожалуйста, свое имя на том этаже первого дома, куда бы по твоему мнению тебя поселили родители.
Теперь во втором доме тебя поселит друг — напиши свое имя на том этаже, куда бы тебя поселил друг.
И последнее — в третьем доме напиши свое имя на том этаже, куда бы тебя поселила учительница.
Назови дома так, как ты хочешь. Это могут быть различные психологические качества, по которым тебя расселяют родители, друг, учительница.
4. Домашнее задание
Психолог. Найди свою фотографию, где тебе больше трех лет, и с помощью родителей подготовь рассказ о себе «Когда я был маленьким» (можно устный, можно письменный).
ЗАНЯТИЕ 7
Задачи
Помочь детям осознать собственную уникальность.
Помочь детям осознать себя в прошлом, настоящем и будущем.
Развитие у детей способности к самоанализу, к оценке других людей, к рефлексии.
Материалы
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности.
2. Настрой на занятие
Проверка домашнего задания
Психолог. Дома вы подготовили рассказ о себе по фото «Когда я был (была) маленьким (маленькой)». Сейчас каждый расскажет о себе и покажет свое фото. Все внимательно слушают, и только после рассказа можно задавать вопросы.
Психолог предоставляет детям слово по очереди, по их желанию показывает фото одноклассникам, поддерживает неуверенных. Не следует настаивать на том, чтобы все рассказали о себе.
Беседа-опрос по пройденному материалу
Психолог. Вот мы с вами уже проучились две четверти. Что вы узнали на наших занятиях? Что интересного делали? Вспомните.
Психолог спрашивает тех, кто поднял руку, приглашает отвечать неактивных детей.
Игра «Это я. Это мое»
Психолог. Эта игра на внимание. Представьте, что к вам в гости пришел незнакомый человек, он видит вас в первый раз и поэтому задает различные вопросы, чтобы познакомиться. Вы можете отвечать только жестами: вместо слов «это я» вы указательным пальцем показываете на себя, а вместо слов «это мое» — прижимаете ладошку к груди. Если ответ «это не я», «это не мое» или «нет» — вы вертите головой из стороны в сторону. Отвечать на вопросы словами нельзя — только жестами
Психолог спрашивает детей: «Кто Саша (Сережа, Наташа, Таня и т. д.)?» или «Чей это альбом (пенал, дневник, фломастер)?»
3. Работа по теме
Упражнение «Поддерживающие руки»
Психолог. Давайте встанем все вместе в тесный кружок, повернем ладошки в центр круга, руки согнем в локтях. В центр круга становится. (называется имя активного, смелого ребенка), закрывает глазки и представляет себя цветочком, которого поддерживают ласковые руки. Те, кто стоят в кругу, своими ладошками осторожно и ласково поддерживают хрупкий цветочек, который колышет ветер.
«Цветочками» по указанию психолога становятся замкнутые, неуверенные, застенчивые дети. Если дети по каким-то причинам не поддерживают «цветочек», а толкают его, проявляя агрессивность, то упражнение следует прекратить.
Упражнение «Каждый спит» (Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 83)
Психолог. Все выходят на середину комнаты. Мы сейчас поиграем в сонное царство. Я выйду за дверь и сразу же зайду. Как только я войду, каждый из вас застынет неподвижно, как будто он неожиданно заснул в заколдованном сне. Я буду вас будить — тормошить, двигать руки, голову, но безуспешно: вы не должны просыпаться до тех пор, пока я не сниму с вас колдовство волшебными словами. Понятно?
Психолог выходит и быстро заходит.
Я вхожу и что же вижу?
Тьму людей, и каждый спит.
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот сидит, раскрывши рот.
Сейчас я вас расколдую, и вы проснетесь: «Крамбли, крумбли, бумс!»
Задание «Рассказ о своем Я»
Психолог. Я буду говорить начало фразы, а каждый из вас по очереди должен ее завершить, чтобы получилось законченное предложение. Правило следующее: до своей реплики повторяются слова предыдущего ученика. Таким образом, сначала повторяются только что прозвучавшие слова, а потом уже дается завершение фразы.
Психолог первым заканчивает фразу, а потом дает слово детям, следя за тем, чтобы они в точности повторяли в третьем лице реплику предыдущего участника, например: «Саша больше всего на свете любит конфеты, а я больше всего на свете люблю маму». Ни в коем случае не следует заставлять, настаивать — при нежелании ребенка говорить он может пропустить ход. Если ребенок постоянно пропускает ходы, после занятия психолог в личной беседе с учеником слушает его ответы на неоконченные фразы.
4. Подведение итогов
Игра «Путанка»
Психолог. Хочется подвигаться, верно? Тогда выйдите на середину класса, встаньте все в один ряд, возьмитесь за руки. Образовалась прочная цепочка. Теперь надо запутаться. Для этого ведущий. (называет имя ребенка, который образует крайнее звено цепочки) проходит под и над руками играющих, а другие звенья цепочки двигаются за ним, запутываясь все больше. Когда я скажу «стоп», вы останавливаетесь, а ведущий «сцепляет» свободную руку с рукой участника, оказавшегося крайним звеном в цепочке. Так, запутались очень здорово, а теперь попробуем распутаться. Главное правило — нельзя размыкать рук. Распутываться вам придется до тех пор, пока не образуется единая, без разрывов и лишних завитков цепочка.
Психолог следит за тем, чтобы дети запутывались и распутывались спокойно, не нанося друг другу синяков и ушибов.
Игра «Самый-самый»
Психолог. Каждый выбирает того, кто, по его мнению, был сегодня на уроке «самым-самым». Когда я спрошу: «Кто сегодня был самый-самый. например, активный?» — каждый из вас должен выбрать одного человека, подойти к нему и положить ему ладошку на плечо. Свой выбор нужно сделать быстро, на счет «раз-два-три». Понятно, как играть?
Итак, кто сегодня на уроке был самый-самый активный (внимательный, сообразительный, помогающий другим, шумный)?
5. Домашнее задание
Психолог. Нарисуй себя таким, каким ты был раньше (в прошлом), какой ты сейчас (в настоящем), каким будешь (в будущем) — всего три рисунка.
Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук