Психологическая азбука 1 класс что это
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА
ДЛЯ ПЕРВОКЛАШЕК
Развивающие уроки
«Школьный психолог» продолжает публикацию занятий по программе «Психологическая азбука»
(см. №№ 33, 35, 36, 46, 47, 48, 1998 г., №№ 33, 35, 37, 1999 г.).
ЗАНЯТИЕ 1
ЗНАКОМСТВО
Задачи
Познакомить детей друг с другом.
Создать у них мотивацию на познание самих себя.
Дать первоначальное представление о существовании психики (внутреннего мира).
Материалы
Альбомы, цветные карандаши, фломастеры, бумага для записей, булавки, мячик, кукла Пси-Маг.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети рассаживаются по местам, раскладывают свои альбомы.
2. Настрой на занятие
Упражнение «Давайте знакомиться»
Психолог. Давайте познакомимся. На счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя, а по сигналу «молчок» (я поднесу палец к губам) нужно закрыть рот ладошкой.
Дети дружно выкрикивают свои имена.
Ой, какой шум и гам. Узнали ли вы имена друг друга? Узнала ли я, как вас зовут? Получилось ли у нас знакомство? Почему?
Дети отвечают. Применяется такой прием: учитель бросает мячик ребенку, тот отвечает.
Итак, знакомство у нас не состоялось: получились шум и гам. Мы не услышали имена друг друга. Поэтому надо говорить по очереди, и тогда мы услышим каждого.
Игра «Снежный ком»
Давайте встанем в круг. Сейчас мы будем знакомиться, называя свои имена по очереди. Получая мячик от соседа, каждый сначала называет имена двух предыдущих соседей, а только потом — свое.
Психолог первым произносит свое имя. Дети, получая в руки мячик, называют свои имена по кругу. Психолог подсказывает, если у учащихся возникают затруднения.
Задание «Визитка»
Теперь мы будем знакомиться с помощью визитки. (Психолог раздает каждому ребенку по листочку.) Сейчас возьмите фломастер или цветной карандаш любого цвета и на листочке сверху посередине напишите свое имя. Теперь немного ниже нарисуйте любой значок, символ, по которому вас можно узнать, определить. Это может быть какой-либо предмет, игрушка, животное, растение, явление природы.
Это и есть ваша визитка.
Психолог булавками прикрепляет листочки к груди детишек.
Теперь рассмотрите визитки друг друга. Встаньте из-за парт, выйдите на середину класса, подойдите друг к другу, посмотрите, что нарисовано на визитке ваших одноклассников, запомните, какой у кого рисунок. На следующем занятии мы по рисунку будем угадывать, чья это визитка.
Дети подходят друг к другу. Психолог должен проследить, чтобы дети были активны, никто не остался в стороне.
3. Работа по теме
Беседа
Психолог. Вы теперь — ученики школы. Здесь бывают различные уроки. Какие уроки проходят в школе?
Дети отвечают. Применяется такой прием: учитель бросает мячик ребенку, тот отвечает. Если ребенок затрудняется, нужно предложить ему вспомнить, какие уроки были сегодня.
На каждом уроке вы узнаете что-то новое, учитесь что-то делать. Что вы узнаете на уроках чтения (математики, рисования и др.)?
Дети отвечают.
Как вы думаете, что мы будем изучать на наших уроках «Психологической азбуки»?
По кругу пускается мячик, и каждый по очереди отвечает на вопрос психолога.
На уроках «Психологической азбуки» мы с вами узнаем о таинственном и загадочном Королевстве Внутреннего мира. Это Королевство есть у каждого из вас. Надо только уметь обнаружить его у себя и у других людей. Найти это таинственное и загадочное Королевство нам поможет мудрый и добрый гном-старичок. Он обещал прийти к нам сегодня на занятие. Чтобы гномик появился, нужно ладошками закрыть глазки, не зажмуриваться, только прикрыть. Ждем, когда гномик появится.
Психолог имитирует появление Пси-Мага.
Откройте глаза. Ладошки положите на стол. Сегодня к нам на урок пришел гном-волшебник. Его зовут Пси-Маг (психолог рукой показывает надпись на доске, а дети хором по команде читают ее).
«Пси» означает психолог (психологический), «Маг» — это значит волшебник. Имя Пси-Маг означает Психолог-волшебник, Психологический волшебник. Давайте познакомимся с Пси-Магом так, как мы уже умеем, по очереди называя свое имя и здороваясь за руку.
Пси-Маг здоровается с каждым ребенком.
Вот мы и познакомились с Пси-Магом. Ребята, а вы хотите подружиться с ним?
Если дети говорят «да», сказать, что Пси-Маг сообщил психологу на ушко, что очень рад знакомству и хочет с подружиться со всеми детьми в классе.
Пси-Маг поможет нам познакомиться с Королевством Внутреннего мира. Он просит вас прикрыть глазки ладошками. Пси-Маг перенесется сейчас в Королевство Внутреннего мира. Не открывая глаз, представьте себе Пси-Мага. Вы видите его в своем Королевстве Внутреннего мира. Рассмотрите волшебника: как он выглядит, во что одет, какого цвета его одежда, шапочка, башмачки, есть ли у него борода и усы, какой значок изображен у него на штанишках. Потом вы мне все это расскажете.
Откройте глазки. Перед вами Пси-Маг. Рассмотрите его внимательно. Расскажите, какой он?
Дети по очереди, получая мячик по кругу, называют качества гномика.
Что за значок у Пси-Мага на штанишках? Это символ психологии. Запомните этот значок.
Посмотрите внимательно на Пси-Мага. Прикройте глазки ладонями. Представьте себе Пси-Мага. Сейчас он перенесется в ваше Королевство Внутреннего мира. Здесь вы можете встретиться с Пси-Магом, когда захотите. Откройте глазки.
Игра «Паровозик и вагончики»
Паровозиком будет. (называется наиболее понятливый ребенок). Паровозик подходит по очереди к каждому, прикасается к плечу и таким образом цепляет к себе вагончик за вагончиком. Вагончик прицепляется руками к плечам предыдущего вагончика. Паровозик движется, пыхтит, гудит, а вагончики стучат колесами.
Сейчас я буду читать по одной строчке из стихотворения, а вагончики будут стучать колесами «тук-тук-тук» после каждой строчки. Когда я произнесу слово «машинист», только паровозик будет говорить «чух-чух-чух». Итак, начинаем.
Теперь паровозик движется к своей парте и отцепляется от вагончиков. Паровозиком становится первый вагончик, и так до тех пор, пока все не рассядутся по местам.
4. Подведение итогов
Дети отвечают на вопросы психолога: С кем мы познакомились сегодня на занятии «Психологической азбуки»? Кто такой Пси-Маг? Зачем он к нам пришел на урок?
5. Домашнее задание
Нарисуйте в альбоме Пси-Мага таким, каким вы его представляете.
Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
Психологическая азбука 1 класс
МБОУ Володарская СОШ
Директор МБОУ Володарской СОШ
дополнительного образовательного курса
во внеурочной деятельности
для обучающихся 7-8 лет
Срок реализации дополнительного
Составитель: Малахова Кристина Михайловна
пос. Володарского, 2015 г.
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Первый год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2003г.-168с.)
Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Новизна: курс направлен на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих личностному развитию учащихся.
Актуальность: курс актуален для личностного развития учащихся, перехода на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей учащихся.
Целесообразность: курс целесообразен для развития воображения, интуиция, мышления, приобретения представления о нормах поведения и нравственных ценностях.
Цель дополнительного образовательного курса: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, познавательных возможностей в тех пределах, которые определяются возрастными требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Задачи дополнительного образовательного курса:
• помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
• познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и её предметом;
• учить методам и приемам познания себя;
• ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
• способствовать гармоничному становлению психических функций;
• ориентировать детей на стремление к творчеству в учебной деятельности
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является опора на принцип метафоризации психологических представлений. Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. «Ключевая» метафора – Королевство Внутреннего Мира, реализуется в контексте развертывания цепочки особых сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.
Важнейшими функциями сказочной метафоры являются:
осознание системы отношений между субъектами и снижения воздействия негативных эмоций в случае получения болезненной информации;
обеспечение раскрытия творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности;
раскрытие содержания научных психологических представлений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-8 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год (1 час в неделю,33 часа за 1 год).
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр, инсценировок.
• обучение навыкам эффективного общения;
• выработка адекватной самооценки;
• овладение приемами эмоциональной саморегуляции;
• овладение навыками разрешения конфликтов.
• развитие познавательных способностей;
• осознание себя в системе учебной деятельности;
• обучение навыкам эффективного общения;
Способы их проверки: методы наблюдения за учащимися, беседы с учащимися, учителями и родителями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: беседа с учащимися.
дополнительного образовательного курса « Психологическая азбука»
Программа «Психологическая азбука» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании М/о Зам. Директора по УВР Директор школы
________рук м/о ______Мандан-оол И.Д. _______ Мареев В.В.
«___»_______2014г «___»________2014г «___»_______2014г
курса внеурочной деятельности
Ступень обучения: начальное общее образование – 1 класс
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Количество часов: 33ч
Педагог-психолог МБОУ СОШ №1
Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»
Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
Учить методам и приемам познания себя;
Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
Помочь осознать свои задатки и способности;
Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Общая характеристика предмета
Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.
На занятиях по «Психологической азбуке» дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по «Психологической азбуке» представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе «Психологическая азбука» заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
В комплект методических материалов к программе входят:
Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Место предмета в учебном плане
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодоле нию разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, вклю чающая социальные, учебно-познавательные и внешние мо тивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному матери алу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопережива ние им.
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст никами — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в по иске и сборе информации.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма ми родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррек тив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уров ня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится :
• принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутрен нем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его за вершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и ино странном языках;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существен ных, несущественных).
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение об щности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Планируемые образовательные результаты
познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу
— эмоционально-положительное отношение к школе;
— адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
— принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания
создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание
познакомить с правилами школьной жизни и занятий
помочь в осознании социальной позиции школьника
Знакомство с Пси-Магом
создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности
Введение в мир психологии
Королевство Внутреннего мира
поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности
— способность к самопознанию и самооценке;
— зачатки личностной рефлексии
Сказка о волшебных зеркалах-1
укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию
Сказка о волшебных зеркалах-2
актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии
Что я знаю о себе и о других?
помочь посмотреть на себя глазами других людей
помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии
Психика и познание мира
показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений
— осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
— стремление к самоизменению
Мое восприятие мира
содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира
содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность
Как быть внимательным?
развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания
Развиваем свое внимание
помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание
Я умею быть внимательным
мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность
Темперамент и характер
Что такое темперамент?
содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента
осознание и оценка особен ностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспеш ности общения в школе;
— ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы
Разные люди — разные типы темперамента
закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаруже ние у себя особенностей того или иного типа темперамента, разви вать экспрессивные возможности
Разные люди — разные
обогатить запас слов, используе мых для обозначения черт характе ра, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения
Какой у меня характер?
мотивировать на осознание черт соб ственного характера, актуализировать нравственные представления о хоро ших и плохих чертах характера, спо собствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представ лений о себе
Какой характер у других
Мой характер: оценим недостатки
содействовать осознанию неприв лекательных черт своего характера за счет получения от одноклассни ков обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей
мотивировать на познание соб ственного эмоционального мира, способствовать осознанию соб ственных эмоций
осознание и оценка соб ственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодей ствия;
использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;
зачатки эмпатии как понимания чувств других людей
Какие бывают эмоции?
показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций
Что я знаю о своих эмоциях?
способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок
Королевство внутреннего мира
стимулировать интерес к самопоз нанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию