Психологическая азбука 1 класс что это такое
Программа «Психологическая азбука» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании М/о Зам. Директора по УВР Директор школы
________рук м/о ______Мандан-оол И.Д. _______ Мареев В.В.
«___»_______2014г «___»________2014г «___»_______2014г
курса внеурочной деятельности
Ступень обучения: начальное общее образование – 1 класс
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Количество часов: 33ч
Педагог-психолог МБОУ СОШ №1
Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»
Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
Учить методам и приемам познания себя;
Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
Помочь осознать свои задатки и способности;
Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Общая характеристика предмета
Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.
На занятиях по «Психологической азбуке» дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по «Психологической азбуке» представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе «Психологическая азбука» заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
В комплект методических материалов к программе входят:
Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Место предмета в учебном плане
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодоле нию разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, вклю чающая социальные, учебно-познавательные и внешние мо тивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному матери алу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопережива ние им.
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст никами — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в по иске и сборе информации.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма ми родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррек тив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уров ня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится :
• принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутрен нем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его за вершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и ино странном языках;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существен ных, несущественных).
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение об щности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Планируемые образовательные результаты
познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу
— эмоционально-положительное отношение к школе;
— адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
— принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания
создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание
познакомить с правилами школьной жизни и занятий
помочь в осознании социальной позиции школьника
Знакомство с Пси-Магом
создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности
Введение в мир психологии
Королевство Внутреннего мира
поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности
— способность к самопознанию и самооценке;
— зачатки личностной рефлексии
Сказка о волшебных зеркалах-1
укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию
Сказка о волшебных зеркалах-2
актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии
Что я знаю о себе и о других?
помочь посмотреть на себя глазами других людей
помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии
Психика и познание мира
показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений
— осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
— стремление к самоизменению
Мое восприятие мира
содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира
содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность
Как быть внимательным?
развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания
Развиваем свое внимание
помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание
Я умею быть внимательным
мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность
Темперамент и характер
Что такое темперамент?
содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента
осознание и оценка особен ностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспеш ности общения в школе;
— ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы
Разные люди — разные типы темперамента
закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаруже ние у себя особенностей того или иного типа темперамента, разви вать экспрессивные возможности
Разные люди — разные
обогатить запас слов, используе мых для обозначения черт характе ра, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения
Какой у меня характер?
мотивировать на осознание черт соб ственного характера, актуализировать нравственные представления о хоро ших и плохих чертах характера, спо собствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представ лений о себе
Какой характер у других
Мой характер: оценим недостатки
содействовать осознанию неприв лекательных черт своего характера за счет получения от одноклассни ков обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей
мотивировать на познание соб ственного эмоционального мира, способствовать осознанию соб ственных эмоций
осознание и оценка соб ственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодей ствия;
использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;
зачатки эмпатии как понимания чувств других людей
Какие бывают эмоции?
показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций
Что я знаю о своих эмоциях?
способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок
Королевство внутреннего мира
стимулировать интерес к самопоз нанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию
Рабочая программа на тему «Психологическая азбука» 1 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г.Красноармейска Саратовской области»
на педагогического совета МБОУ СОШ №4 г. Красноармейска Протокол № ______
от «___» ________ 20__ г
___________ /Чуева Л.В./
от «___» _________20___г.
по курсу внеурочной деятельности
срок реализации 1 год
Гринина Ольга Валерьевна,
2017- 2018 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологическая азбука» составлена на основе авторской программы развивающих занятий в 1 классе Вачкова И.В., Аржакаевой Т.А., Поповой А.Х.
Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки.
Снижение уровня школьной тревожности.
Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований.
Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД.
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
— осознавать требования учителя и соответствовать им;
— устанавливать межличностные отношения с педагогом;
— принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
Учащиеся должны знать:
— навыки коллективной деятельности.
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» рассчитана на 1 учебный год 33 учебных часа.
Режим занятий – 1 час в неделю.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
— внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
— самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
— смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
— ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— умение слушать собеседника;
— поиск и выделение необходимой информации;
— самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
— анализ объектов с целью выделения признаков.
Содержание разделов программы
РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник
Занятие 1. Знакомство (теория – 1 час)
Занятие 2. Знакомство продолжается (практика – 1 час)
Занятие 3. Я теперь школьник (теория – 1час)
Занятие 4. Что значит быть школьником? (практика – 1 час)
Занятие 5. Знакомство с Пси-Магом (практика – 1)
РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии
Занятие 6. Королевство Внутреннего Мира (теория – 1 час)
Занятие 7. Сказка о волшебных зеркалах-1 (практика – 1 час)
Занятие 8. Сказка о волшебных зеркалах-2 (практика – 1 час)
Занятие 9. Что я знаю о себе? (теория – 1 час)
Занятие 10. Что я знаю о себе и о других? (практика – 1 час)
Занятие 11. Я — это кто? (практика – 1 час)
Занятие 12. Я – мечтатель (практика – 1 час)
Занятие 13. Интересные заметки (теория – 1 час)
Занятие 14. Рисуночная терапия (теория – 1 час)
РАЗДЕЛ III.Психика и познание мира
Занятие 15. Мои ощущения (теория – 1 час)
Занятие 16. Мое восприятие мира (теория – 1 час)
Занятие 17. Мое внимание (теория – 1 час)
Занятие 18. Как быть внимательным? (практика – 1 час)
Занятие 19. Развиваем внимание (практика – 1 час)
Занятие 20. Я умею быть внимательным (практика – 1 час)
РАЗДЕЛ IV. Темперамент и характер
Занятие 21. Что такое темперамент? (теория – 1 час)
Занятие 22. Типы темперамента (теория – 1 час)
Занятие 23. Разные люди — разные типы темперамента (теория – 1 час)
Занятие 24. Разные люди — разные характеры (практика – 1 час)
Занятие 25. Какой у меня характер? (практика – 1 час)
Занятие 26. Какой характер у других? (практика – 1 час)
Занятие 27. Мой характер: оценим недостатки (практика – 1 час)
РАЗДЕЛ V. Я и эмоции
Занятие 28. Что такое эмоции? (теория – 1 час)
Занятие 29. Какие бывают эмоции? (теория – 1 час)
Занятие 30. Конкурс чувствоведов (практика – 1 час)
Занятие 31. Что я знаю о своих эмоциях? (практика – 1 час)
Занятие 32—33. Королевство Внутреннего Мира (практика – 2 часа)
Какие бывают эмоции?
Что я знаю о своих эмоциях?
Королевство Внутреннего Мира
Королевство Внутреннего Мира
1.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344с.
2.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
3.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998.
4.Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 10985.
5.Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
6.Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога
7.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2, 2004. – 456с.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологическая азбука» составлена на основе авторской программы развивающих занятий в 1 классе Вачкова И.В., Аржакаевой Т.А., Поповой А.Х.
Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знанийо себе, своих личных и возрастныхособенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только вособом культурно-образовательном пространстве, способствующемупсихологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Цель программы— научить ребенка использовать психологические знания длябыстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Задачи программы:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
— осознавать требования учителя и соответствовать им;
— устанавливать межличностные отношения с педагогом;
— принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
Учащиеся должны знать:
— навыки коллективной деятельности.
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» рассчитана на 1 учебный год 33 учебных часа.
Режим занятий – 1 час в неделю.
Планируемые результаты:
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
— внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
— самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
— смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
— ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— умение слушать собеседника;
— поиск и выделение необходимой информации;
— самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
— анализ объектов с целью выделения признаков.