Психологическая азбука 1 класс что это такое

Программа «Психологическая азбука» (1 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании М/о Зам. Директора по УВР Директор школы

________рук м/о ______Мандан-оол И.Д. _______ Мареев В.В.

«___»_______2014г «___»________2014г «___»_______2014г

курса внеурочной деятельности

Ступень обучения: начальное общее образование – 1 класс

Уровень общего образования: базовый

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Количество часов: 33ч

Педагог-психолог МБОУ СОШ №1

Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»

Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;

Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

Учить методам и приемам познания себя;

Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

Научит детей осознавать и называть собственные переживания;

Помочь осознать свои задатки и способности;

Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Общая характеристика предмета

Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.

На занятиях по «Психологической азбуке» дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по «Психологической азбуке» представляют собой развивающие групповые занятия.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе «Психологическая азбука» заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.

В комплект методических материалов к программе входят:

Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;

Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;

Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

Место предмета в учебном плане

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:

Виды личностных УУД:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодоле нию разрыва между этими областями.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

• способность к оценке своей учебной деятельности;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, вклю чающая социальные, учебно-познавательные и внешние мо тивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному матери алу и способам решения новой задачи;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопережива ние им.

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст никами — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в по иске и сборе информации.

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма ми родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия.

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;

Виды регулятивных УУД:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2. Планирование — определение последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррек тив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уров ня усвоения; оценка результатов работы.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится :

• принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутрен нем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

вносить необходимые коррективы в действие после его за вершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и ино странном языках;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существен ных, несущественных).

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Подведение под понятие, выведение следствий.

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.

Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение об щности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:

1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).

Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.

2 раздел. Введение в мир психологии.

Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.

3 раздел. Психика и познание мира.

Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.

4 раздел. Темперамент и характер.

Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.

5 раздел. Я и мои эмоции.

Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Планируемые образовательные результаты

познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу

— эмоционально-положительное отношение к школе;

— адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

— принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания

создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание

познакомить с правилами школьной жизни и занятий

помочь в осознании социальной позиции школьника

Знакомство с Пси-Магом

создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Введение в мир психологии

Королевство Внутреннего мира

поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности

— способность к самопознанию и самооценке;

— зачатки личностной рефлексии

Сказка о волшебных зеркалах-1

укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Сказка о волшебных зеркалах-2

актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии

Что я знаю о себе и о других?

помочь посмотреть на себя глазами других людей

помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии

Психика и познание мира

показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений

— осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

— стремление к самоизменению

Мое восприятие мира

содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира

содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность

Как быть внимательным?

развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания

Развиваем свое внимание

помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание

Я умею быть внимательным

мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность

Темперамент и характер

Что такое темперамент?

содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента

осознание и оценка особен ностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспеш ности общения в школе;

— ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы

Разные люди — разные типы темперамента

закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаруже ние у себя особенностей того или иного типа темперамента, разви вать экспрессивные возможности

Разные люди — разные

обогатить запас слов, используе мых для обозначения черт характе ра, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

Какой у меня характер?

мотивировать на осознание черт соб ственного характера, актуализировать нравственные представления о хоро ших и плохих чертах характера, спо собствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представ лений о себе

Какой характер у других

Мой характер: оценим недостатки

содействовать осознанию неприв лекательных черт своего характера за счет получения от одноклассни ков обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей

мотивировать на познание соб ственного эмоционального мира, способствовать осознанию соб ственных эмоций

осознание и оценка соб ственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодей ствия;

использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;

зачатки эмпатии как понимания чувств других людей

Какие бывают эмоции?

показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций

Что я знаю о своих эмоциях?

способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

Королевство внутреннего мира

стимулировать интерес к самопоз нанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию

Источник

Рабочая программа на тему «Психологическая азбука» 1 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г.Красноармейска Саратовской области»

на педагогического совета МБОУ СОШ №4 г. Красноармейска Протокол № ______

от «___» ________ 20__ г

___________ /Чуева Л.В./

от «___» _________20___г.

по курсу внеурочной деятельности

срок реализации 1 год

Гринина Ольга Валерьевна,

2017- 2018 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологическая азбука» составлена на основе авторской программы развивающих занятий в 1 классе Вачкова И.В., Аржакаевой Т.А., Поповой А.Х.

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки.

Снижение уровня школьной тревожности.

Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований.

Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД.

Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны уметь:

— осознавать требования учителя и соответствовать им;

— устанавливать межличностные отношения с педагогом;

— принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

Учащиеся должны знать:

— навыки коллективной деятельности.

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» рассчитана на 1 учебный год 33 учебных часа.

Режим занятий – 1 час в неделю.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

— внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

— самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

— смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

— ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное;

— умение слушать собеседника;

— поиск и выделение необходимой информации;

— самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

— анализ объектов с целью выделения признаков.

Содержание разделов программы

РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник

Занятие 1. Знакомство (теория – 1 час)

Занятие 2. Знакомство продолжается (практика – 1 час)

Занятие 3. Я теперь школьник (теория – 1час)

Занятие 4. Что значит быть школьником? (практика – 1 час)

Занятие 5. Знакомство с Пси-Магом (практика – 1)

РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии

Занятие 6. Королевство Внутреннего Мира (теория – 1 час)

Занятие 7. Сказка о волшебных зеркалах-1 (практика – 1 час)

Занятие 8. Сказка о волшебных зеркалах-2 (практика – 1 час)

Занятие 9. Что я знаю о себе? (теория – 1 час)

Занятие 10. Что я знаю о себе и о других? (практика – 1 час)

Занятие 11. Я — это кто? (практика – 1 час)

Занятие 12. Я – мечтатель (практика – 1 час)

Занятие 13. Интересные заметки (теория – 1 час)

Занятие 14. Рисуночная терапия (теория – 1 час)

РАЗДЕЛ III.Психика и познание мира

Занятие 15. Мои ощущения (теория – 1 час)

Занятие 16. Мое восприятие мира (теория – 1 час)

Занятие 17. Мое внимание (теория – 1 час)

Занятие 18. Как быть внимательным? (практика – 1 час)

Занятие 19. Развиваем внимание (практика – 1 час)

Занятие 20. Я умею быть внимательным (практика – 1 час)

РАЗДЕЛ IV. Темперамент и характер

Занятие 21. Что такое темперамент? (теория – 1 час)

Занятие 22. Типы темперамента (теория – 1 час)

Занятие 23. Разные люди — разные типы темперамента (теория – 1 час)

Занятие 24. Разные люди — разные характеры (практика – 1 час)

Занятие 25. Какой у меня характер? (практика – 1 час)

Занятие 26. Какой характер у других? (практика – 1 час)

Занятие 27. Мой характер: оценим недостатки (практика – 1 час)

РАЗДЕЛ V. Я и эмоции

Занятие 28. Что такое эмоции? (теория – 1 час)

Занятие 29. Какие бывают эмоции? (теория – 1 час)

Занятие 30. Конкурс чувствоведов (практика – 1 час)

Занятие 31. Что я знаю о своих эмоциях? (практика – 1 час)

Занятие 32—33. Королевство Внутреннего Мира (практика – 2 часа)

Какие бывают эмоции?

Что я знаю о своих эмоциях?

Королевство Внутреннего Мира

Королевство Внутреннего Мира

1.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344с.

2.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

3.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998.

4.Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 10985.

5.Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.

6.Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога

7.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2, 2004. – 456с.

Психологическая азбука 1 класс что это такое

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Психологическая азбука 1 класс что это такое

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Психологическая азбука 1 класс что это такое

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Психологическая азбука 1 класс что это такое

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологическая азбука» составлена на основе авторской программы развивающих занятий в 1 классе Вачкова И.В., Аржакаевой Т.А., Поповой А.Х.

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знанийо себе, своих личных и возрастныхособенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только вособом культурно-образовательном пространстве, способствующемупсихологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Цель программы— научить ребенка использовать психологические знания длябыстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Задачи программы:

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны уметь:

— осознавать требования учителя и соответствовать им;

— устанавливать межличностные отношения с педагогом;

— принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

Учащиеся должны знать:

— навыки коллективной деятельности.

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука» рассчитана на 1 учебный год 33 учебных часа.

Режим занятий – 1 час в неделю.

Планируемые результаты:

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

— внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

— самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

— смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

— ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное;

— умение слушать собеседника;

— поиск и выделение необходимой информации;

— самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

— анализ объектов с целью выделения признаков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *