Психологическая акция я выбираю жизнь

ГОЛОСУЕМ ЗА ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ

О профилактике подросткового суицида

Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища… Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был…

Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог не только должен все знать об этом, одной из его задач становится профилактика суицида среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с родителями, и непосредственно с подростками.

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14–24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить c собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из-за стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

В качестве профилактических мероприятий школьными психологами могут использоваться психологические акции. По мнению М.Битяновой, акция создает в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками. А почему бы не поговорить всей школой о самом главном, о жизни? Включаясь в акцию «Я выбираю жизнь!», родители, учителя, ученики задумываются не только о смыслах жизни, но и о том, как сделать свою жизнь и жизнь окружающих наполненной радостью и другими положительными эмоциями, формирующими психологический иммунитет.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ
«Я выбираю жизнь!»

Цель: профилактика суицидального риска.

• улучшение эмоционального состояния участников акции;

• повышение компетентности родителей и педагогов в области профилактики суицидального поведения;

• повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.

Категории участников: школа, родители, приглашенные специалисты.

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, карандаши, обои или ватман, цветные стикеры, двухсторонний скотч, ножницы, гуашевые краски, емкости для краски (одноразовые тарелочки), широкие кисти (по количеству цветов).

В фойе первого этажа по всему периметру стен прикреплены белой стороной обои (либо ватман). В нескольких местах под обоями стоят столы, на которых расположены емкости с яркой краской (гуашью) и салфетками. У столов дежурят медиаторы. На центральной стене висит плакат с девизом: «Мы голосуем за жизнь!» Каждый приходящий в школу приглашается к столам с краской. Медиаторы берут его за руку, с помощью широкой кисти покрывают ладонь тем цветом, который человек выбирает, и предлагают оставить свой отпечаток на обоях, проголосовать «За жизнь!». Ладонь можно вытереть салфеткой.

В школьных коридорах на разных этажах организуется выставка «Жизнь замечательных людей». Выставленный материал включает в себя фотографию человека (не только известных, великих и авторитетных для детей людей, но и замечательных родителей, учителей, выпускников школы и др.) и наиболее интересные факты его жизни (кратко, на листах формата А4).

В фойе второго этажа (либо там, где находятся средние классы) располагается «Дерево жизни». Это нарисованное на ватмане большое дерево без листочков, либо довольно крупная ветка, укрепленная в горшке, как дерево. Около дерева дежурят медиаторы. У них есть стикеры в виде листочков и фломастеры. Медиаторы предлагают всем, кто проходит мимо, написать на стикере, почему он выбирает жизнь, и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни».

В фойе третьего этажа (там, где учатся старшие классы) выставка фотографий старшеклассников «Я выбираю жизнь». Под каждой фотографией можно прикрепить чистый лист, чтобы проходящие мимо могли написать свои мысли на тему, заданную фотографией. На выставке дежурят несколько медиаторов.

В конце учебного дня по всей начальной школе проводятся классные часы на тему: «Путешествие в Жизнь». Классные руководители рассказывают о том, что же такое жизнь, какие она имеет смыслы (на различных позитивных примерах). Затем ребятам предлагается с помощью бумаги и карандашей совершить путешествие в свою жизнь: нарисовать линию своей жизни и отметить на ней настоящие и будущие достижения, нарисовать рядом с линией то и тех, ради кого мы живем, для чего мы живем и пр.

По всей средней школе в формате ток-шоу проходят классные часы на тему: «Один день жизни». Желающие рассказывают об одном дне своей жизни, когда хотелось все бросить и уйти, не хотелось жить, все было плохо. Класс задает уточняющие вопросы и предлагает варианты выхода из подобной ситуации (как можно больше) и ищет ресурсы (кто мог бы помочь, поддержать, остановить).

По всей старшей школе проходят классные часы на тему «ОтражениЯ» (формат ток-шоу). Классные руководители показывают социальные ролики о суициде, а затем организуют ток-шоу по данной теме.

В ток-шоу участвуют приглашенные специалисты, родители.

Для педагогов в актовом зале проводится семинар по профилактике суицидального риска (с просмотром роликов).

Каждый ученик в этот день получает памятку для родителей «О здоровой и радостной жизни». Для желающих родителей организован консультационный пункт, который работает в течение всей акции.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь
sakovich@academy.edu.by

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде
(Эрл Гроллман)

Для начала автор рекомендует не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется:

• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;

• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;

• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

• постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

• привести конструктивные способы ее решения;

• одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Правила для работы с подростками,
друг или подруга которых совершили самоубийство
(Эрл Гроллман)

Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии у них знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.

Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливом времени и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.

Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.

Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходит после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Афоризмы для классных часов на тему «ОтражениЯ»

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).

«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «Я выбираю жизнь!»

Психологическая акция я выбираю жизнь

ГОЛОСУЕМ ЗА ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ

В качестве профилактических мероприятий школьными психологами могут использоваться психологические акции. По мнению М.Битяновой, акция создает в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками. А почему бы не поговорить всей школой о самом главном, о жизни? Включаясь в акцию «Я выбираю жизнь!», родители, учителя, ученики задумываются не только о смыслах жизни, но и о том, как сделать свою жизнь и жизнь окружающих наполненной радостью и другими положительными эмоциями, формирующими психологический иммунитет.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ
«Я выбираю жизнь!»

Цель: профилактика суицидального риска.

• улучшение эмоционального состояния участников акции;

• повышение компетентности родителей и педагогов в области профилактики суицидального поведения;

• повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.

Категории участников: школа, родители, приглашенные специалисты.

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, карандаши, обои или ватман, цветные стикеры, двухсторонний скотч, ножницы, гуашевые краски, емкости для краски (одноразовые тарелочки), широкие кисти (по количеству цветов).

В фойе по всему периметру стен прикреплены белой стороной обои (либо ватман). В нескольких местах под обоями стоят столы, на которых расположены емкости с яркой краской (гуашью) и салфетками. У столов дежурят медиаторы. На центральной стене висит плакат с девизом: «Мы голосуем за жизнь!» Каждый приходящий в школу приглашается к столам с краской. Медиаторы берут его за руку, с помощью широкой кисти покрывают ладонь тем цветом, который человек выбирает, и предлагают оставить свой отпечаток на обоях, проголосовать «За жизнь!». Ладонь можно вытереть салфеткой.

В школьных коридорах организуется выставка «Жизнь замечательных людей». Выставленный материал включает в себя фотографию человека (не только известных, великих и авторитетных для детей людей, но и замечательных родителей, учителей, выпускников школы и др.) и наиболее интересные факты его жизни (кратко, на листах формата А4).

В фойе (либо там, где находятся средние классы) располагается «Дерево жизни». Это нарисованное на ватмане большое дерево без листочков, либо довольно крупная ветка, укрепленная в горшке, как дерево. Около дерева дежурят медиаторы. У них есть стикеры в виде листочков и фломастеры. Медиаторы предлагают всем, кто проходит мимо, написать на стикере, почему он выбирает жизнь, и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни».

В фойе (там, где учатся старшие классы) выставка фотографий старшеклассников «Я выбираю жизнь». Под каждой фотографией можно прикрепить чистый лист, чтобы проходящие мимо могли написать свои мысли на тему, заданную фотографией. На выставке дежурят несколько медиаторов.

В конце учебного дня по всей начальной школе проводятся классные часы на тему: «Путешествие в Жизнь». Классные руководители рассказывают о том, что же такое жизнь, какие она имеет смыслы (на различных позитивных примерах). Затем ребятам предлагается с помощью бумаги и карандашей совершить путешествие в свою жизнь: нарисовать линию своей жизни и отметить на ней настоящие и будущие достижения, нарисовать рядом с линией то и тех, ради кого мы живем, для чего мы живем и пр.

По всей средней школе в формате ток-шоу проходят классные часы на тему: «Один день жизни». Желающие рассказывают об одном дне своей жизни, когда хотелось все бросить и уйти, не хотелось жить, все было плохо. Класс задает уточняющие вопросы и предлагает варианты выхода из подобной ситуации (как можно больше) и ищет ресурсы (кто мог бы помочь, поддержать, остановить).

По всей старшей школе проходят классные часы на тему «ОтражениЯ» (формат ток-шоу). Классные руководители показывают социальные ролики о суициде, а затем организуют ток-шоу по данной теме.

В ток-шоу участвуют приглашенные специалисты, родители.

Для педагогов в актовом зале проводится семинар по профилактике суицидального риска (с просмотром роликов).

Каждый ученик в этот день получает памятку для родителей «О здоровой и радостной жизни». Для желающих родителей организован консультационный пункт, который работает в течение всей акции.

Источник

Профилактическая акция «Мы выбираем Жизнь!» Профилактика ПАВ в подростковой среде СРЦН

Психологическая акция я выбираю жизнь Марина Павельева
Профилактическая акция «Мы выбираем Жизнь!» Профилактика ПАВ в подростковой среде СРЦН

Акция «Мы выбираем жизнь

Психологическая акция я выбираю жизнь

1. предупреждение распространения наркомании среди молодежи, формирование в молодежной среде идеи необходимости здорового образа жизни.

2. формирование у подрастающего поколения здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью.

3. формирование негативного отношения у молодежи к потреблению наркотиков.

Психологическая акция я выбираю жизнь

Антинаркотическая акция «Мы выбираем ЖИЗНЬ проводилась в начале летнего отдыха детей в Центре «Надежда» в целях профилактики злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами среди молодежи, пропаганды здорового образа жизни.

Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь

Во время проведения месячника антинаркотической направленности, воспитатели Центра говорили с ребятами о здоровом образе жизни, о факторах и составляющих здоровья, о влиянии на организм вредных привычек, в том числе и наркотических средств.

Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь

Детскому вниманию был представлен видеофильм «Во все колокола», после которого ребята смогли определить, какими качествами характера должен обладать человек, чтобы устоять от соблазна.

Психологическая акция я выбираю жизнь

Участники мероприятия приняли участие в викторине «Здоровый образ жизни», играли в «Поле чудес» по теме, заполнили анкеты, отражающие отношение подростков к вредным привычкам. Мероприятие позволило проверить знания детей о здоровом образе жизни. В ходе мероприятия ребята познакомились с опасностью, которую таят наркотики, рассуждали и анализировали последствия употребления наркотиков.

Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь

В заключении мероприятия воспитанники приняли участие в акции «Мы выбираем жизнь«, которую провели в центре города Поронайск. Дети раздавали прохожим буклеты, сделанные своими руками с громкими слоганами о здоровом образе жизни.

Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь Психологическая акция я выбираю жизнь

Психологическая акция я выбираю жизньАкция «Вторая жизнь ненужных вещей», приуроченная к году экологии в России. Часть 2 «Торт и пирожные» для сюжетно-ролевых игр » Мы в кафе ВСЕХ приглашаем, запаслись какао, чаем. А ещё у нас, для ВАС, есть особенный заказ! Он на блюде расписном с разукрашенным.

Психологическая акция я выбираю жизньАкция «Вторая жизнь ненужных вещей», приуроченная к году экологии в России. Часть 3 «Чайный сервиз для сюжетно-ролевых игр» Цель: Повышение профессионально мастерства педагогов, способствовать повышению интереса педагогов к поиску новых способов изготовления.

Психологическая акция я выбираю жизньАкция «Вторая жизнь ненужных вещей», приуроченная к году экологии в России. Часть 4 «Корзинка-лукошко из пакетов» Цель: Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами, его вторичном использовании.

Психологическая акция я выбираю жизньАкция «Вторая жизнь ненужных вещей», приуроченная к году экологии в России. Часть I Российская Федерация является одним из наиболее загрязненных государств в мире и в последнее время ситуация, несмотря на некоторые принимаемые.

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ!»

Маголина Оксана Николаевна, педагог-психолог ГУО «Слуцкий СПЦ»

Психологическая акция я выбираю жизнь

Психологическая акция я выбираю жизнь

Психологическая акция я выбираю жизнь

Психологическая акция я выбираю жизнь

Психологическая акция я выбираю жизнь

Психологическая акция я выбираю жизнь

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определено, что решение задачи по формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося предполагает создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности. На современном этапе нашей жизни, когда остро встают такие проблемы как социальная дезадаптированность молодёжи, отсутствие профессиональной перспективы, неприспособленность к жизненным проблемам, инфантилизм, неумение решать жизненные проблемы, противостоять стрессам, невозможно обойти стороной такое понятие, как «суицид» детей и подростков.

В Беларуси частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% случаев суицидальное поведение свидетельствует о намерении покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение внимания к своей личности. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 1600 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Подростковый возраст является одним из переломных моментов в жизни человека. За достаточно короткий период, примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребенка превращается во взрослого. Трудности в подростковом возрасте неизбежны. В этот сложный переходный период велик риск появления суицидальных покушений, мыслей, попыток, проявлений.

Подростки, состоящие на различных видах учета, часто отличаются повышенным уровнем агрессии и аутоагрессии, низкой эмоциональной рефлексией, проживают в неблагополучных семьях, где отец либо демонстрирует агрессивное или асоциальное поведение (алкоголизм и т.п.), либо не участвует в воспитании (или отсутствует в семье), и ребенок с детства находится под влиянием преимущественно женского воспитания (мать, педагоги, бабушка), которое, при неблагоприятном развитии, нивелируется или теряет свой авторитет и влияние.

Сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки: необходимо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок. Ведь именно взрослый, осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у подростка.

В данном занятии используется преимущественно метод вербального общения, который, в соответствии с возрастными особенностями, является естественным для подростков.

Цели: сплочение группы, углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, профилактика девиантного поведения, суицидального риска, развитие толерантности.

Задачи:

— создание атмосферы, способствующей укреплению психологического здоровья учащихся;

— позитивизация эмоционального состояния всех участников акции.

Категории участников: учащиеся школ подучетной категории (ИДН, ВК, СОП).

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, карандаши, обои или ватман, цветные стикеры, двухсторонний скотч, мяч, ножницы, гуашевые краски, емкости для краски (одноразовые тарелочки), широкие кисти (по количеству цветов).

Дата проведения: 28.04.2015 года. (1200)

Место проведения: ГУО «Слуцкий СПЦ».

Подготовили и провели: педагог-психолог СПЦ Маголина О.Н., педагог социальный СПЦ Барановская А.И.

1. Приветствие участников.

Участникам предлагается занять места вокруг стола.

Рекомендация: желательно использовать любой игровой метод рассадки, во избежании возникновения стихийных микрогрупп и с целью более продуктивной работы.

Обязательно! Объяснить участникам правила работы в группе (см. приложение 1).

Презентация работ. Обсуждение.

Беседа после рисования (целесообразнее проводить с использованием мяча):

– Кого вы считаете агрессивным человеком?

– Какие его качества вам особенно не нравятся?

– Что вы чувствуете по отношению к нему?

– Что бы вы хотели изменить в таком человеке?

Вопросы для обсуждения:

– Что это были за ситуации?

– Кто был рядом с вами?

– Обиделись ли вы на взрослых или на сверстников?

Задание: в спомните все ваши обиды (или одну, самую главную) и поместите ее в копилку для обид. Вы можете записать свои обиды или нарисовать их.

Обсуждение. Участники по кругу проговаривают то, что у них получилось по формуле: я почувствовал(а) обиду, когда.

После проговаривания ведущий задаёт вопросы участникам:

– Скажи те ему (ей), что вы чувствуете.

– Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное?

– Можете рас сказать это всем?

– Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах?

– До каких разме ров? Покажите.

Подведение итогов в упражнении. Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: рассказать кому-нибудь (другу) о своей обиде; написать, нарисовать, «выплакать» обиду; сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции; попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.

Ведущий: я буду продавцом, который обменивает одни качества на другие. Любой из вас может выбрать одну или несколько «вещей», которых у вас нет. (Это те качества, которые слабо выражены у данного участника. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен. Например, участник мо жет расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.)

Для работы используется заранее нарисованное на ватмане большое дерево без листочков. У чащимся предлагаются стикер ы разных цветов и фломастеры. Ведущие предлагают всем подойти и написать на стикере, почему он выбирает жизнь, и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни» (пропаганда жизнеутверждающих принципов).

Мне понравилось / не понравилось сегодня.

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *