Психологи в мчс чем занимаются
О работе психолога в системе МЧС России
Мы начинаем цикл статей под условным названием «о профессии без прикрас». Да, вот так, без приукрашиваний, без красивых фраз, без замалчивания неприглядных сторон. У любой профессии есть две стороны медали – как, в общем-то и у всего. Мы поделали большую работу, беседуя один на один с представителями разных профессий системы МЧС, мы услышали много откровений, именно поэтому все имена вымышленные. Все остальное – настоящее, без цензуры, предельно откровенно.
Для кого работаем?
Во-первых, для нас, для самих сотрудников и работников МЧС. Для того, чтобы каждый понял, что не одинок, для того, чтобы можно было перенять у коллег какой-то опыт. Для руководителей разного уровня, которые способны своими решениями что-то изменить в лучшую сторону. Для каждого из нас – понимая некоторые нюансы работы коллег, мы становимся ближе друг к другу.
Во-вторых, мы очень надеемся, что цикл будет полезным для обычных людей, для тех, ради кого мы работаем, чью безопасность обеспечиваем. Для того, чтобы было поменьше разговоров о том, что «опять пожарные приехали без воды и пьяные», для того, чтобы люди перестали думать, что на службу пожарные приходят спать, для того, чтобы обыватели узнали правду о нашей работе.
И третья цель, преследуемая нами – это наши потенциальные коллеги. Те, кто мечтает о профессии пожарного или спасателя, руководствуясь благородными целями и опираясь в своих стремлениях лишь на романтике профессии. Таких, к сожалению, приходит немало – тех, кто ошибочно представляет профессию чередой подвигов и признаний и неизбежно разочаровывается, сталкиваясь с тем, о чем невозможно узнать из фильмов и книг – с рутинной тяжелой работой, с равнодушием вместо ожидаемой благодарности, с зарплатой меньше той, на которую рассчитывали, наконец. Будет правильнее, если люди будут идти в профессию с реальными представлениями, без розовых очков. Тогда будет меньше разочарований и меньше случайных людей там, где от профессионализма зависит человеческая жизнь.
О профессии
Светлана, 33 года, психолог одного из отрядов государственной противопожарной службы. Стаж в должности – 10 лет.
— Откуда Вы пришли в профессию? Мечтали с детства или стечение обстоятельств? Почему психолог? Почему именно в МЧС?
— Значит, есть шанс просто прийти «с улицы» и быть принятым в ряды МЧС?
— Конечно есть. При условии, что кандидат подходит под все требования к образованию, к состоянию здоровья. На должности младшего начальствующего состава – шансы довольно высокие, на офицерские – пониже. На некоторые должности шансы совсем крошечные. Это в основном должности, считающиеся женскими. Диспетчер, бухгалтер. Психолог относится к ним же. Сюда в основном берут своих же. Так что мне просто повезло.
Психологическая диагностика пожарных
— Каковы функциональные обязанности психолога МЧС? Чем вы занимаетесь?
— Работа психолога МЧС психолога включает в себя направления, которые условно можно разделить на две большие группы. Во-первых, это психологическое сопровождение личного состава МЧС, а во-вторых, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
— Давайте поподробнее о каждом направлении. Что значит психологическое сопровождение личного состава? Кого и куда вы сопровождаете?
— Сам термин дает довольно исчерпывающий ответ. Да, это именно сопровождение, психолог ведет каждого сотрудника на протяжении всего периода его службы. Все кандидаты на службу или работу проходят обязательное собеседование у психолога – это предварительный профессиональный отбор. Психодиагностика – каждый сотрудник с определенной периодичностью должен пройти тестирование для того, чтобы вовремя выявить нюансы, с которыми необходимо поработать. Психокоррекция – это как раз работа с теми нюансами, которые были выявлены на этапе психодиагностики.
Кроме того, мы регулярно мониторим состояние психологического климата в коллективе, работаем с так называемой «группой риска», проводим занятия по психологической подготовке с обязательной проверкой знаний, участвует в работе аттестационной комиссии – все это тоже наши обязанности.
— Второе направление работы психолога МЧС – оказание помощи населению
— Да, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Это направление сравнительно недавно ввели в функциональные обязанности психолога, в самом начале становления психологической службы в пожарной охране мы работали исключительно со своими сотрудниками.
— Стало сложнее?
— Конечно. Это два различных направления, работа с личным составом требует периодичности, регулярности, тщательности. Тогда как оказание экстренной психологической помощи населению предполагает мобильность, готовность в кратчайшие сроки выехать на место происшествия и работать там. Естественно, это ломает график работы с личным составом, восстановить который потом достаточно сложно. Судите сами – в отряде, где служу я, чуть больше тысячи человек. Почти ежедневно запланированы поездки в части. Вариантов немного – периодичность мероприятий я сократить не имею права, значит, необходимо сократить продолжительность, что не может не сказаться на качестве.
— Что для вас в вашей профессии самое трудное?
Кроме психологического напряжения от ожидания вызова, это определенные неудобства. Мы всегда должны быть на связи, мы не можем забыть или отключить на время телефон, мы всегда должны быть в зоне доступа, мы не можем выехать из города без предварительного согласования выезда с руководством.
Разговор с психологом
— А как ваши близкие относятся к вашей работе?
— С пониманием относятся, к счастью. Но совмещать семью и работу психолога МЧС получается не у всех. В большинстве своем на этой должности женщины. Мужчины – психологи есть, но это скорее исключение. Нередки случаи, когда после декрета сотрудница понимает – нужно делать выбор между работой и семьей – слишком много времени и душевных сил требует работа.
— Большая текучесть кадров среди психологов?
— Среди аттестованных психологов – сравнительно не велика. Прежде чем устроиться сюда, кандидат проходит жесткий отбор и чаще всего на этом этапе уже понимает, куда именно идет. Очень огорчает в этой связи отсутствие стабильности, перманентная угроза сокращения. Совсем сокращать должности психологов, конечно, никто не будет – сейчас все понимают необходимость в работе этих специалистов. Но введение гражданских должностей вместо аттестованных уже практикуется. И вот среди вольнонаемных психологов текучесть как раз высокая. Жесткие требования, напряженный график работы – а зарплата в два раза ниже, чем у аттестованных коллег.
— Нужно очень любить свою работу, чтобы работать при таких условиях?
— Я бы немного по-другому сформулировала – нужно иметь возможность любить работу при таких условиях. Не каждый может позволить себе роскошь работать в удовольствие, невзирая на размер зарплаты.
А любить свою работу необходимо при любой зарплате, иначе в профессии психолога работать не получится ни за какие деньги.
Видео
Психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России
Специалисты МЧС России – спасатели, пожарные, водолазы, летчики, врачи, горноспасатели, ежедневно работающие в экстремальных условиях, испытывают большие физические и эмоциональные нагрузки. Именно поэтому вся система психологического сопровождения в МЧС России направлена на минимизацию негативных последствий профессиональной деятельности.
В работу психологов с личным составом МЧС России входят три направления: психологическая диагностика, психологическая подготовка, психологическая профилактика и коррекция.
Психологическая диагностика направлена на своевременное выявление психологического неблагополучия. Психологи определяют наличие этих характеристик у новых сотрудников и абитуриентов ВУЗов МЧС России и в дальнейшем осуществляют наблюдение за психологическим состоянием специалистов в процессе прохождения службы. Мероприятия по психологической диагностике включают: профессиональный психологический отбор, плановые мониторинговые обследования, постэкспедиционные обследования специалистов после участия в ликвидации последствий ЧС.
Психологическая подготовка – это набор знаний и умений, который позволяет спасателю сохранить свое профессиональное здоровье и долголетие, стремление выполнять профессиональные задачи и грамотно взаимодействовать с пострадавшими людьми.
Еще одним из важных направлений деятельности психологов является проведение социологических и социально-прикладных исследований с целью изучения психологического климата в коллективах МЧС России для выявления приоритетных направлений, нуждающихся в особом внимании со стороны руководства.
Ко всем специалистам МЧС России предъявляются высокие требования физического и психического состояния здоровья. Для того, чтобы помочь спасателям как можно быстрее вернуться к обычному состоянию и повседневным обязанностям, психологами проводится медико-психологическая реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление физического здоровья и психологического равновесия.
О профессии психолога в структуре МЧС
С вопросом, кто такой психолог, связано много мифов и путаниц. В современном мире профессия психолога является одной из наиболее востребованных и широко распространённых. Задатки данной профессии зародились ещё в древней Греции, где специально обученные люди вели с пациентами долгие разговоры и пытались с помощью этого вылечить их душу – или, иначе, «психо». За несколько тысяч лет многое в психологии поменялось, однако концепция осталась практически неизменной. Главную роль в данной науке играет внутренний мир человека – его конфликты, травмы, мысли, эмоции.
О профессии психолога, о ее роли в структуре МЧС,о волшебных словах, которые лечат душу, сегодня с нами поделилась психолог 1 пожарной части города Салехарда Ольга Плотникова.
— Ольга Петровна, расскажи, почему Вы выбрали профессию психолога, что повлияло на Ваш выбор?
— Расскажите немного об особенностях службы психолога МЧС?
— Работа психолога в системе МЧС осуществляется по разным направлениям: психологическое сопровождение личного состава, реабилитационные мероприятия с сотрудниками, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров. Одно из главных направлений психологической работы является оказание экстренной психологической помощи населению, попавшему в чрезвычайную ситуацию.
— Бывало, что вас пытались ввести в заблуждение при написании тестов?
— Да, такое в нашей практике случается, человек хочет преподнести себя в лучшем свете. Но есть специальные методы, которые позволяют нам дать объективную оценку.
— Расскажи о своей повседневной работе? Чем она интересна для Вас?
— В своей повседневной деятельности я занимаюсь психодиагностикой личного состава. Ежегодно обследую сотрудников пожарной части на предмет профессионального выгорания. Это изменения в эмоционально-волевой и поведенческой сферах, проявления нервно-психической неустойчивости и т.д. Проводим также тестирования на предмет соответствия занимаемой должности или при переводе на вышестоящую должность. Так как личный состав части работает в экстремальных условиях, им требуются профилактические мероприятия с целью сохранения профессионального здоровья. Это ежемесячные лекции на такие темы, как: психологическая регуляция на рабочем месте, профилактика стресса и способы его преодоления, профилактика суицидальных поступков и многое другое. Эти знания им помогают понять, что происходит с человеком в стрессовой ситуации и как можно с этим справиться. С целью восстановления профессионального здоровья, провожу психокоррекционные мероприятия. Это и практические занятия, направленные на отработку навыков и умений саморегуляции, и индивидуальные консультации по личным запросам. Очень радует то, что чем больше работаешь с пожарными, тем больше у них появляется доверия к тебе как к профессионалу, и они без стеснения обращаются к тебе за помощью.
— Какими должны быть первыми действия психолога в ЧС?
— Какие методы вы применяете для того, что бы вывести человека из острого состояния?
— Наверное, не просто девушке работать в мужском коллективе. Возникают ли сложности?
— Первое время, когда только пришла в систему МЧС, а это было в 2009 году, действительно было сложно. Поначалу казалось, что не справлюсь, волнительно было проводить групповые занятия, Но со временем уверенности в себе стало больше. Да и личный состав уже привык ко мне и воспринимает не как девушку, пришедшую в мужской коллектив, а как специалиста. Работу свою я люблю. Здесь я чувствую себя нужной.
Ольга Петровна, спасибо Вам за интересную беседу!
О работе психологов МЧС России: подробно и профессионально
Алма Хамзина, психолог ОК и ВР ФГКУ «8 ОФПС по Тюменской области»
-Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию психолога МЧС. Почему психолог?
-В профессию я пришла сразу же после окончания университета. Это был осознанный и целенаправленный выбор. Меня привлекали многозадачность деятельности психолога МЧС, значимость профессиональных задач, желание работать в данной структуре. В рядах МЧС я с 2014 года.
Почему психолог? Мне интересна данная сфера, человеческая психика очень многогранна, и до сих пор оставляет загадки для исследователей.
— Какие существуют требования к кандидатам, желающим стать психологом МЧС?
Прежде всего, человек должен иметь оконченное высшее психологическое образование. Пройти обязательное для всех в рамках профессионального отбора в МЧС России психологическое тестирование и несколько собеседований.
-Каковы профессиональные задачи психолога МЧС? Чем вы занимаетесь?
В нашей профессии выделяют два основных направления деятельности. Во-первых, это психологическое сопровождение личного состава. Оно включает в себя проведение психофизиологической диагностики, осуществление психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на поддержание и восстановление оптимального психоэмоционального состояния сотрудников. Также в это направление входит психологическая подготовка личного состава в рамках служебной подготовки.
— Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Чем занимаются психологи в месте возникновения чрезвычайной ситуации?
Перед нами здесь стоит несколько задач. Конечно же, это оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, их родственникам, нормализация их актуального психического состояния. Другим моментом является создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, предупреждение возникновения массовых негативных явлений. Также сюда же входит оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС.
— Как вы считаете, что в профессии психолога МЧС является наиболее сложным?
Наверное, для каждого специалиста психологической службы существуют свои сложные моменты в профессии. Для меня наиболее тяжелым в эмоциональном плане являются столкновения в процессе деятельности со смертью детей, ситуации, когда в результате ДТП, пожаров дети остаются сиротами. Такие случаи оставляют глубокий след внутри. Хочется верить, что наша помощь оказывается действительно нужной и помогает людям, попавшим в сложные жизненные ситуации быстрее вернуться к нормальной жизни.
-Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать психолог МЧС?
Прежде всего, это профессиональная компетентность: необходимая теоретическая подготовка, владение диагностическим инструментарием и так далее. Высокая стрессоустойчивость, способность регулировать свое собственное психоэмоциональное состояние, готовность к быстрой смене деятельности. И, конечно же, это желание работать с людьми, интерес к профессии.
— Возможно, кто-то из читателей обладает желанием стать психологом МЧС. Есть ли на данный момент вакансии в психологической службе ГУ МЧС России по Тюменской области?
Да, есть. У нас открылась вакансия в ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области», г.Ишим, и совсем недавно введена должность психолога в ФГКУ «26 ОФПС по Тюменской области», с.Омутинское. Мы будем рады видеть в своей службе новые лица, готовые вступить в ряды психологов МЧС.
Часто в сообщениях о катастрофах, будь то крушение самолета или стихийное бедствие, с экранов телевизора звучит фраза: «с пострадавшими и родственниками погибших работают психологи МЧС». Эти слова словно бы заверяют зрителя в том, что те, кому нужна поддержка и помощь, находятся в надежных руках.
Сегодня, в День психолога, о тонкостях и особенностях работы такого рода специалиста, мы решили побеседовать с начальником отдела психологического обеспечения Главного управления МЧС России по г. Москве, подполковником внутренней службы – Поршаковой Татьяной Анатольевной.
— Татьяна Анатольевна, расскажите, в чем заключается особенность работы психолога МЧС?
Во время подготовки деятельности личного состава, обучаем специалистов, как работать с пострадавшими, как отрегулировать собственное эмоциональное состояние.
— Для этого существуют какие-то методики?
Реакция людей на трагедии не бывает одинаковой. Люди, пережившие стресс, изначально испытывают шок. После того, как он пройдет, наступает стадия острых стрессовых реакций; кто-то проявляет агрессию, кто-то начинает бесконтрольно суетиться, а кто-то впадает в ступор. И наша задача помочь людям перейти к самой адаптивной, наименее их разрушающей реакции – плачу.
Не менее тяжелой является работа на телефоне «Горячей линии», где ты слышишь только голос в телефонной трубке и при этом очень сложно отследить реакции человека. В каждой ЧС есть люди, которых ты помнишь и не забудешь. Каждый со своим горем, и проживают они все его по-разному.
— Работать с такими психоэмоциональными нагрузками невообразимо тяжело. Как удается спасателям с этим справляться?
— Разумеется, у личного состава существуют профессиональные методы, личностная позиция, позволяющая держать себя в ресурсном состоянии, чтобы в критической ситуации не терять хладнокровия и самообладания. Специалистами Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП МЧС России) была разработана методическая база, образование наших сотрудников в большей степени их заслуга. Есть пособие с практическими примерами «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных», написанное под руководством Юлии Сергеевны Шойгу, доступное для понимания даже тем, кто не имеет специального психологического образования. Для нас этот учебник настольная книга.
— А насколько важно для психолога сохранять ресурсное состояние?
— Крайне важно. Специалисты должны быть мобилизованы и всегда в ресурсном состоянии. Больше всего я сопереживаю родителям, которым сообщают о смерти детей.
В некоторых ситуациях нам приходится напряженно работать в течение длительного времени, иногда это даже месяцы. Когда, например, проводится генетическая экспертиза и мы продолжаем сопровождать пострадавших, участвуя в следственных мероприятиях, захоронении. И чтобы сохранять постоянный ресурс, используем метод супервизия.
— Как это происходит на практике?
— Специалист, не принимавший участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работает с личным составом. Это может быть дебрифинг или групповые занятия, на которых обмениваемся информацией или эмоционально яркими моментами, сильно затронувшими нас.
— При работе стараетесь скрывать себя за «стеклянной стеной» и не принимать случившееся близко к сердцу?
— Ни в коем случае! Мы сопереживаем, стараемся быть рядом, быть для людей поддержкой и опорой и даем им об этом знать. Быть равнодушным в нашей профессии специалист не имеет права, это негативные профессиональные качества. Мы часто продолжаем общение с пострадавшими или их родственниками даже много позже, после совместного пережитого. Могу привести пример из собственной биографии: мой первый большой, негативный опыт это падение самолета Airbus A321 над Синаем. С родственниками погибших общаемся уже несколько лет, встречаемся иногда на кладбище, поздравляем друг друга с праздниками.
— Существует ли у психологов «тревожный чемоданчик»? Что в нем?
А для себя берем термос с травяным чаем, орешки, печенья для легкого перекуса.
— Наверное, родственники погибших задаются вопросом: зачем близкий человек поехал, полетел, или сделал то, что привело к трагедии? Какие слова находите, чтобы утешить и как часто произносите фразу «все будет хорошо»?
— Да, такие вопросы задают родственники, потому что их мучает чувство вины, им кажется, что они могли предотвратить гибель близкого человека. Чувство вины разрушающее, поэтому важно его распознать и перевести человека из этого состояния в другое русло. Чтобы к происходящему он относился с сожалением, но без вины. А вот фразу «всё будет хорошо» нельзя использовать, это непрофессионально, поскольку она обесценивает чувства. Лучше сказать: «я с тобой, я разделяю твои чувства».
В некоторых случаях отрабатываем с человеком «здесь и сейчас», а затем, передаем его специалистам РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) для оказания пролонгированной психологической помощи. Наши коллеги могут оказывать такую помощь достаточно длительное время.
— Представим ситуацию: при ЧС, видите человека, которому нужна психологическая помощь. Как действуете? С какой фразы заговариваете?
— Как считаете, должны ли быть у населения базовые знания по психологической помощи?
— Базовые знания безопасности обязательно должны быть. Главное управление МЧС России по г. Москве проводит обширную работу с населением в рамках профилактики базовых знаний, в которых мы непосредственно, принимаем участие. В прошлом году, в рамках празднования ГО (гражданской обороны) в школах проводили открытые уроки. Особенно активно работаем с родителями и детьми. Рассказываем им о методах поведения ребенка при различных ситуациях в быту, будь то пожар, отравление, обморожение и т.д. Издаем брошюры, придумываем игры, викторины, флэш-мобы, недавно вот, проводился фестиваль «Добрые люди» в «Парке Горького». Учим детей оказывать допсихологическую помощь при различных душевных состояниях у сверстников. Рассказываем, как можно друг друга поддерживать.
— Как лично вы снимаете стресс?