Психологи утверждают что если в момент произнесения той или иной
Лексические нормы, задание 6 ЕГЭ
данная презентация предназначена для учащихся 11 класса при подготовке к ЕГЭ, даётся теория задания 6, алгоритм выполнения задания, рассматриваются типичные ошибки, даётся практический материал для подготовки.
Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы, задание 6 ЕГЭ»
Задание 6. ЕГЭ по русскому языку
Приведем примеры. 1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Ответ: потерпели Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Для успешного выполнения задания необходимо:
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье). Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)
Задание 6. ЕГЭ по русскому языку
Лексические нормы слов
В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов
Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.
Было уже поздно возвращаться назад, поскольку большую часть пути мы с Васей преодолели.
Лихорадочная суета, цейтнот времени, стрессы на работе, напряжение, постоянные избыток раздражений и информации превращают отдых в одно из самых заветных желаний и потребностей
Я впервые познакомилась с творчеством А.П. Чехова в пятом классе: именно тогда зародилась моя любовь к малой прозе.
Говорят, что две трети идей терпят полное фиаско не потому, что они плохие, а потому, что их плохо изложили.
Бальзак создаёт удивительно точные портреты молодых юношей, которые последовательно продвигаются вверх и ведут упорную борьбу за собственное благополучие.
Коренные аборигены Австралии, также иногда называемые «австралийскими бушменами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира.
Психологи утверждают, что если в момент произнесения той или иной фразы собеседник вдруг искренне улыбнулся, словно воспоминания о предмете разговора приносят ему удовольствие, то, вероятно, он говорит истинную правду.
Вывести толпу людей из панического состояния можно лишь целенаправленными, категорическими командами лидеров и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации .
Студенты расспрашивали преподавателя, как стать выдающимися менеджерами в любой области и добиться самых максимальных результатов в работе.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Пусть Победа и память о ней будут всегда в наших сердцах, в добрых начинаниях, в постоянной заботе о пожилых ветеранах войны и тружениках тыла
Центральные районы огромного мегаполиса — Стамбула сконцентрированы как раз там, где появились первые поселения: ближе всего к побережью Босфора, Мраморного моря и прекрасного залива Золотой Рог.
Если смотреть на окружающее глазами, ослеплёнными тёмным мраком невежества и неверия, мир покажется бессмысленным и неправильным.
«Пятихатка», «петенька», «фиолет», «пётр» — всё это просторечные названия самой ходовой и популярной в России денежной купюры достоинством пятьсот рублей, дизайн которой посвящён Архангельску.
С обзорных площадок Храма Христа Спасителя туристам открывается широкая панорама столицы: Московский Кремль, Арбат, Воздвиженка, Остоженка и Пречистенка, высотки МИДа и МГУ, другие уникальные архитектурные объекты, созданные в разное время и в различных стилях.
Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.
Задание 6 ЕГЭ практика
Задание №6 ЕГЭ. Практика.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Было уже поздно возвращаться назад, поскольку большую часть пути мы с Васей преодолели.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Лихорадочная суета, цейтнот времени, стрессы на работе, напряжение, постоянные избыток раздражений и информации превращают отдых в одно из самых заветных желаний и потребностей.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я впервые познакомилась с творчеством А.П. Чехова в пятом классе: именно тогда зародилась моя любовь к малой прозе.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Говорят, что две трети идей терпит полное фиаско не потому, что они плохие, а потому, что их плохо изложили.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Бальзак создаёт удивительно точные портреты молодых юношей, которые последовательно продвигаются вверх и ведут упорную борьбу за собственное благополучие.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Коренные аборигены Австралии, также иногда называемые «австралийскими бушменами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Психологи утверждают, что если в момент произнесения той или иной фразы собеседник вдруг искренне улыбнулся, словно воспоминания о предмете разговора приносят ему удовольствие, то, вероятно, он говорит истинную правду.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вывести толпу людей из панического состояния можно лишь целенаправленными, категорическими командами лидеров и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Студенты расспрашивали преподавателя, как стать выдающимися менеджерами в любой области и добиться самых максимальных результатов в работе.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Пусть Победа и память о ней будут всегда в наших сердцах, в добрых начинаниях, в постоянной заботе о пожилых ветеранах войны и тружениках тыла.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Великий князь Московский и всея Руси Иван III взял в жёны племянницу византийского императора Софью Палеолог, которая привезла с собой ценное сокровище — греческие и латинские рукописные книги.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Центральные районы огромного мегаполиса — Стамбула сконцентрированы как раз там, где появились первые поселения: ближе всего к побережью Босфора, Мраморного моря и прекрасного залива Золотой Рог.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Если смотреть на окружающее глазами, ослеплёнными тёмным мраком невежества и неверия, мир покажется бессмысленным и неправильным.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
«Пятихатка», «петенька», «фиолет», «пётр» — всё это просторечные названия самой ходовой и популярной в России денежной купюры достоинством пятьсот рублей, дизайн которой посвящён Архангельску.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С обзорных площадок Храма Христа Спасителя туристам открывается широкая панорама столицы: Московский Кремль, Арбат, Воздвиженка, Остоженка и Пречистенка, высотки МИДа и МГУ, другие уникальные архитектурные объекты, созданные в разное время и в различных стилях.
Задание №6 ЕГЭ. Практика.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Было уже поздно возвращаться назад, поскольку большую часть пути мы с Васей преодолели.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Лихорадочная суета, цейтнот времени, стрессы на работе, напряжение, постоянные избыток раздражений и информации превращают отдых в одно из самых заветных желаний и потребностей.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я впервые познакомилась с творчеством А.П. Чехова в пятом классе: именно тогда зародилась моя любовь к малой прозе.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Говорят, что две трети идей терпит полное фиаско не потому, что они плохие, а потому, что их плохо изложили.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Бальзак создаёт удивительно точные портреты молодых юношей, которые последовательно продвигаются вверх и ведут упорную борьбу за собственное благополучие.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Коренные аборигены Австралии, также иногда называемые «австралийскими бушменами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Психологи утверждают, что если в момент произнесения той или иной фразы собеседник вдруг искренне улыбнулся, словно воспоминания о предмете разговора приносят ему удовольствие, то, вероятно, он говорит истинную правду.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вывести толпу людей из панического состояния можно лишь целенаправленными, категорическими командами лидеров и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Студенты расспрашивали преподавателя, как стать выдающимися менеджерами в любой области и добиться самых максимальных результатов в работе.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Пусть Победа и память о ней будут всегда в наших сердцах, в добрых начинаниях, в постоянной заботе о пожилых ветеранах войны и тружениках тыла.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Великий князь Московский и всея Руси Иван III взял в жёны племянницу византийского императора Софью Палеолог, которая привезла с собой ценное сокровище — греческие и латинские рукописные книги.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Центральные районы огромного мегаполиса — Стамбула сконцентрированы как раз там, где появились первые поселения: ближе всего к побережью Босфора, Мраморного моря и прекрасного залива Золотой Рог.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Если смотреть на окружающее глазами, ослеплёнными тёмным мраком невежества и неверия, мир покажется бессмысленным и неправильным.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
«Пятихатка», «петенька», «фиолет», «пётр» — всё это просторечные названия самой ходовой и популярной в России денежной купюры достоинством пятьсот рублей, дизайн которой посвящён Архангельску.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С обзорных площадок Храма Христа Спасителя туристам открывается широкая панорама столицы: Московский Кремль, Арбат, Воздвиженка, Остоженка и Пречистенка, высотки МИДа и МГУ, другие уникальные архитектурные объекты, созданные в разное время и в различных стилях.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-289690
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 6
Данный вариант из пособия Г Т Егораевой полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 6»
Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания
Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле- точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2)Покровительницей города была Артемида — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно и естественно решение процветающих горожан построить храм в честь такой богини. (3)(. ) это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков».
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Город Эфес достиг небывалого расцвета, потому что его покровительницей была богиня Артемида.
2) Процветающие горожане в знак признательности и благодарности решили построить храм в её честь.
3) Решение построить храм в честь богини Артемиды в процветающем городе Эфесе было продиктовано практическими соображениями богатых горожан-ростовщиков.
4) Эфесцы вели крупные ростовщические операции, отдавая деньги под большие проценты.
5) Стремление увековечить покровительницу города Эфеса — Артемиду было связано у процветающих горожан с желанием дополнительного обогащения.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Следовательно, Впрочем, Даже / Казалось бы, В результате
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБОРОТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Употребление, использование. Пустить в о. юбилейную монету. Вошло в о. новое слово.
2) Отдельная часть, отдельное звено, стадия какой-н. деятельности, развития чего-н. (спец.). О. полевых культур. О. стада (изменение его структуры и численности за определённый период).
3) Законченный цикл операций, производимых средствами передвижения (напр. движение куда-н. с возвращением к исходному пункту) (спец.). О. вагонов.
4) Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. О. капитала (его непрерывно возобновляющийся кругооборот). Годовой о. предприятия. Торговый о.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тОрты / обзвОнит / создАв / добралАсь / договОр
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Саудовская Аравия готова к снижению мировых цен на нефть на ДЛИТЕЛЬНЫЙ период времени.
С ДРУЖЕСТВЕННЫМ визитом прибыла к нам делегация из Конго.
ДРУЖНЫМИ аплодисментами приветствовали зрители Иосифа Кобзона.
Душа у Фомича была чуткая, ДОБРОТНАЯ, отзывчивая.
Технология ВЫРАЩИВАНИЯ вёшенок в домашних условиях очень проста.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ОБОИМ ботинкам / к пятому МАРТУ / СЕМИСОТ двадцати / вдоль ПОБЕРЕЖИЙ
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
1) Бунин путешествовал на пароходе «Чайке» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2) Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века.
B) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
3) Благодаря усилиям матери уже с детства Карл и его братья и сестры приобщился к театру и участвовал в любительских спектаклях.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
4) Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от центральной фигуры Аленушки.
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом
5) Большинство учеников, которые добросовестно готовились к экзаменам, которые оказались непростыми, вскоре стали студентами престижных вузов.
6) Николай Семенович Лесков — один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой.
7) Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы готовы сдать билеты.
8) Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи».
9) Обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка печально сидит на большом валуне у лесного пруда.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
соприк..саться / укл..ниться / взб..раясь / пол..гаться / лот..рея
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
нед..любить, д..срочно / трёх..ярусный, обез..яна
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
плюш..вый / груш..вый / опраш..вать / гор..вать / запечатл..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
вид..вший / необуч..нные / непромока..мый / застел..нные / немыслимый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Братьев Орловых отличала жажда деятельности, мощная энергия, (НЕ)ОБУЗДАННЫЕ страсти.
(НЕ)ВСЯКИЙ из приближённых Петра I мог похвастаться дворянским происхождением. (НЕ)РЕДКО, а часто вельможами становились совершенно удивительным образом.
Князь Меньшиков не получил даже начального образования, но, тем (НЕ)МЕНЕЕ стал первым русским членом Лондонского королевского общества, причем диплом ему подписал сам Исаак Ньютон.
Желтков звонит Вере и просит ее о малом — о возможности хоть изредка видеть ее, (НЕ)ПОКАЗЫВАЯСЬ при этом ей на глаза.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(К)ВЕРХУ сосны геологи привязали яркую тряпку, ЧТО(БЫ) вертолёт заметил её с воздуха.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ своей речи знаменитый хирург Пирогов поблагодарил слушателей и ТО(ЖЕ) самое сделали его ассистенты.
(В)ВИДУ болезни главного конструктора все разговоры (НА)СЧЁТ очередного испытания космического корабля прекратились.
Сергей Петрович (НА)ПАМЯТЬ знал всего «Медного всадника» и мог (НА)ИЗУСТЬ прочитать любой фрагмент знаменитой поэмы.
(ОТ)ТОГО озера, что находится за горой, мальчишки ехали (ПОЛ)ЧАСА.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
В московском доме горнозаводчика Порфирия Демидова мозаичные полы были уст- ла(1)ы соболи(2)ыми шкурами, в столовой находился серебря(3)ый фонтан, а под потолком висели золотые клетки с птицами, собра(4)ыми со всех концов света.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга.
2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
4) За стеной выл ветер и грозно шумело море.
5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отражая атаки шведов (1) и (2) отчаянно обороняясь (3) русские войска (4) медленно продвигались (5) по истоптанной врагами земле.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Ольга Петровна (1) это выступление (1) значит (2) для меня многое. Однако (3) по правде говоря (4) я больше переживаю за свою научную лабораторию.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Валериана лекарственная (1) лечебные свойства (2) которой (3) давно известны людям (4) прекрасно успокаивает нервы.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наши нелепые поступки всегда нас чему-то учат (1) и (2) если мы разберёмся в обстоятельствах (3) с ними связанных (4) то велика вероятность (5) не повторить их вновь.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Психологи утверждают, что если в момент произнесения той или иной фразы собеседник вдруг искренне улыбнулся, словно воспоминания о предмете разговора приносят ему удовольствие, то, вероятно, он говорит истинную правду.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный. (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.
(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
— Спасибо за подарок!
(21)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(25)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что.
(26)Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(29)А эта книга. (30)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали.
(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. (По В. Дроганову)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Заступничество матери усиливало неприязнь одноклассников к Кольке Бабушкину.
2) Колька Бабушкин решил, что книга ему подарена на день рождения, и был очень благодарен одноклассникам за проявленное внимание.
3) Не стоит сожалеть о своих давних проступках, нужно просто не совершать новые.
4) Веру в людей, в их добрые намерения можно легко разрушить.
5) Рассказчик извинился перед Колькой за свой проступок.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 13-15 представлен описательный фрагмент.
2) Предложение 33 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.
3) В предложениях 27-28 содержится рассуждение.
4) В предложениях 22-24 говорится о последовательно совершаемых действиях.
5) В предложении 26 содержится оценочное суждение.
23. Из предложений 12-13 выпишите устаревшее слово.
24. Среди предложений 8-12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Рассказчик, возвращаясь в своё прошлое, со стыдом и болью вспоминает о том, как он и его одноклассники относились к Коле Бабушкину, и троп (А)___(«презрительно-высокомерное отношение» в предложении 12) подчёркивает степень их неоправданной жестокости. Они так и не смогли принять Колю, а ведь (Б)___(предложение 16) даёт возможность понять, как богат духовный мир этого подростка. В синтаксисе запоздалое раскаяние рассказчика помогает острее почувствовать (В)___(предложение 30) и такой троп, как (Г)___(предложение 33)».