Психологи создают профессиональные общественные организации для чего

Психологи как профессиональная общность. Презентация

Психология стала в современном мире не только популярной отраслью знания, но и распространённой сферой профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Это достаточно типичная тенденция, характерная для многих стран, прежде всего для стран Северной Америки и Европы.

Основные места работы профессиональных психологов

Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации. В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам её участников.

Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности

Основные цели объединения психологов в общественные организации

В 1951 году Была основана Крупнейшая международная организация психологов – Международный союз психологической науки – The International Union of Psychogical Science.

В настоящее время объединяющий психологов 54 стран (национальных психологических ассоциаций).

В составе этого Союза Россию представляет Российское психологическое общество при Президиуме Российской академии наук.

Международный союз организует всемирные психологические конгрессы, последний из которых XXVI Международный психологический конгресс состоялся в 1996 Канаде.

В Союз входят различные международные объединения специализированной направленности

Российское психологическое общество

Крупнейшее объединение отечественных психологов, образованное в 1994 г. и являющееся преемником Общества психологов СССР. В состав Общества входят 54 региональных отделения. Руководство Обществом осуществляет Координационный совет, избираемый съездом Общества, а между съездами – Президент и Президиум Координационного совета.

Психологи создают профессиональные общественные организации для чего Президент Российского психологического общества

Московское психологическое общество (МПО)

М.М. Троицкий объяснял необходимость создания МПО в связи с потребностью более интенсивного развития молодой науки психологии. Причину её отставания от других наук он видел в самой специфике её предмета, самого сложного по сравнению с другими науками.

Для успешной её разработки представлялось необходимым объединение различных специальных знаний из антропологии, физиологии, анатомии, этнографии, истории, лингвистики и других наук. Это и привело заведующего кафедрой философии М.М. Троицкого к выводу о необходимости учреждения научного психологического общества, которое бы объединяло представителей специальностей, нужных для развития психологии.

Санкт-Петербургское психологическое общество

Санкт-Петербургское психологическое общество является общественной организаций, входящей в состав федеральной организации «Российское Психологическое Общество» (РПО). Оно объединяет психологов Петербурга, представляет их интересы на региональном, российском и международном уровнях. Своё новое название оно получило в 1996 году, изначально (с 1956 года) являясь отделением «Общества психологов СССР» при Президиуме Академии Педагогических Наук СССР.

Источник

Профессиональные сообщества и объединения психологов в России и за рубежом

Как уже говорилось, профессионалы — не только психологи, но и представители многих других профессий — организуют сообщества (союзы, ассоциации, объединения), действующие как общественные организации и служащие главным образом целям профессионального общения, обмена опытом, выработки стратегий и тактик профессионального развития, выявлению резервов и перспектив. Эти сообщества различны по масштабам, объединяя как всех профессионалов, так и профессионалов определенного региона либо определенного направления.

Крупнейшая международная организация психологов — Международный союз психологической науки — The International Union of Psychological Science, основанный в 1951 г. и в настоящее время объединяющий психологов 54 стран (национальных психологических ассоциаций). В составе этого Союза Россию представляет Российское психологическое общество при Президиуме Российской академии наук, о котором речь ниже. Международный союз организует всемирные психологические конгрессы, последний из которых — XXVI Международный психологический конгресс — состоялся в 1996 г. в Канаде. Помимо национальных ассоциаций, в Союз входят различные международные объединения специализированной направленности — например, Международная ассоциация прикладной психологии, Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов, Европейская ассоциация психологии личности, Международное общество изучения развития поведения и ряд других. Наряду с всемирными психологическими конгрессами, Союз организует и конференции по специальным тематикам.

Российское психологическое общество

Крупнейшее объединение отечественных психологов, образованное в 1994 г. и являющееся преемником Общества психологов СССР. В состав Общества входят 54 региональных отделения. Руководство Обществом осуществляет Координационный совет, избираемый съездом Общества, а между съездами — Президент и Президиум Координационного совета. Ниже приводим Устав Российского психологического общества. Президент Российского психологического общества — доктор психологических наук, академик Российской академии образования Евгений Александрович Климов.

Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные сообщества. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов. Профессиональное сообщество составляют люди, профессионально выполняющие психологическую работу.

Психологическое сообщество – это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности. Наиболее важными аспектами жизни психологического сообщества являются:

— состав психологического сообщества;

— система подготовки профессиональных психологов;

— обмен информацией и опытом деятельности;

— профессиональные встречи психологов;

— профессиональные общественные организации.

Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации.К основным целям таких организаций можно отнести:

— обмен научной информацией и опытом практической деятельности;

— регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности;

— повышение квалификации профессиональных психологов;

— регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.

Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества и ассоциации. В России таким обществом является – Российское Психологическое Общество, в США – Американская Психологическая Ассоциация, в Великобритании – Британское Психологическое Общество и т.д. Американской Психологической Ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных.

В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. В ряде стран существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности (например, ассоциация школьных психологов). Кроме РПО в России действуют такие общественный организации как Российская психотерапевтическая ассоциация, Психоаналитическая Ассоциация РФ, Ассоциация Гуманистической психологии, Ассоциация перинатальной психологии и медицины (г.Иваново), Коллегия семейных психологов (с.-Петербург), Международная Академия Психологических Наук с центром в Ярославле, Международная Академия Акмеологических Наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая Ассоциация, Ассоциация Гуманистической психологии.

Национальные психологические общества и ассоциации объединяются в международные. К такого типа организациям относятся Европейская Федерация Ассоциаций Профессиональных Психологов, Международный Союз Психологической науки, Международный Совет Психологов.

Кроме того, существует огромное количество международных обществ и ассоциаций по отдельным отраслям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятся, например, Международная Ассоциация Прикладной Психологии, Международная Ассоциация Школьной Психологии, Международная Ассоциация Кросс-Культурной Психологии, Общество Изучения Стресса и Тревожности, Международная Ассоциация Групповой Психотерапии.

Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, съезды, конференции. Одни организации проводят такие встречи раз в четыре года, другие – раз в два года, третьи – ежегодно. На них психологи обсуждают научные и практические проблемы профессиональной деятельности, организационные вопросы. Каждое общество или ассоциация обычно выпускают регулярные информационные бюллетени, журналы.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2312 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Профессиональное сообщество психологов и его функции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. Р. ДЕРЖАВИНА

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ПСИХОЛОГА

Организационные и этические аспекты

Профессиональной деятельности психолога

Учебное пособие

Тамбов 2010

УДК15(075.8)

ББК 88 я 73

В 24

Автор-составителькандидат психологических наук доцент кафедрыобщей психологииР.С.Черкасова (Апенок)

Научный редактор заслуженный работник высшей школы РФ кандидат психологических наук профессорВ.Н.Косырев

Введение в профессию психолога. Организационные и этические аспекты профессиональной деятельности психолога: учеб. пособие / авт.-сост. Р.С.Черкасова (Апенок); М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос.

Ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов, издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. 46 с,

Настоящий лекционный курс является вводным в системе работы по подготовке студентов-психологов и в значительной степени влияет на формирование профессионального мировоззрения будущего специалиста. Студенты получают первоначальное представление о специфике психологии как науки и как профессии, об этических сторонах деятельности психолога и его личностных особенностях.

Задачи курса: познакомить студентов с основными теоретическими и практическими проблемами психологической науки, показать основные направления работы профессионального психолога, акцентировать внимание на этических сторонах его деятельности, пробудить и углубить интерес к психологии и предмету ее изучения, способствовать рациональной адаптации будущих специалистов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1. Психологи как профессиональная общность

2.1. Профессиональное сообщество психологов и его функции.

2.2.- Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного и неквалифицированного психолога.

2.3. Содержание принципов и правил работы психолога.

2.4. Права и обязанности психологов.

Лекция 2. Личность психолога и её связь с особенностями выполняемой деятельности

3.1. Личность психолога-теоретика и психолога- практика.

3.2. Идея самоактуализирующейся личности в психологии.

Лекция 3. Специфика работы практического психолога

4.1. Социальный заказ на работу практического психолога.

4.2. Клиент, заказчик и пользователь психологической информации.

4.3. Задачи взаимодействия клиента с психологом.

4.4. Способы получения знаний о другом человеке.

Лекция 4. Этические принципы в работе практического психолога.

6.1 Этические принципы профессиональной деятельности психолога.

6.2. Этический кодекс московских практических психологов.

6.3. Этический кодекс психологов ФРГ.

ВВЕДЕНИЕ

Научные достижения являются плодом коллективного труда. Коллективный характер научной деятельности делает необходимым регламентацию взаимоотношений как в среде профессионалов, так и между профессионалами и клиентами. Поэтому в данном пособии акцентируется внимание на специфике психологии как профессии, на этических сторонах деятельности психолога на отношениях внутри профессионального сообщества.

Настоящий курс является вводным в системе работы по подготовке студентов – психологов и в значительной степени влияет на формирование профессионального мировоззрения будущего специалиста.

· познакомить студентов с основными теоретическими и практическими проблемами психологической науки;

· акцентировать внимание на этических сторонах его деятельности;

· пробудить и углубить интерес к психологии и предмету ее изучения.Материал подобран таким образом, чтобы, по возможности, не дублировать те разделы психологической науки, которые рассматриваются в других курсах.

ЛЕКЦИЯ 1. Психологи как профессиональная общность.

— Профессиональное сообщество психологов и его функции.

— Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога.

— Содержание принципов и правил работы психолога

— Права и обязанности психологов

Профессиональное сообщество психологов и его функции

Профессиональное сообщество психологов выполняет в обществе определенные функции, отвечая на запросы практики. Выделяют внешние и внутренние функции профессионального психологического сообщества.

К внешним функциям профессионального сообщества психологов (обращённым на благо общества) относятся следующие.

1. Предоставление потребной информации, необходимой для людей самых разных специальностей.

2. Систематическая работа по повышения психологической грамотности и психологической культуры населения. Это необходимое условие признание психологии в обществе, условие её развития.

3.Активное внедрение психологического знания в практику, даже туда, где ещё не осознана потребность в психологических знаниях (т.е. давать не то, что общество просит, а то, что ему нужно).

4.Профессиональный контроль за уровнем психологической культуры тех людей, которые выступают от имени психологии в поисках заработка (в сфере бизнеса) Это функция борьбы с психологическими «сорняками» )

Внутренние функции профессионального сообщества психологов обращены на нужды самого сообщества.

1.Отбор и подготовка студентов-психологов.

2. Обеспечение связи и преемственности исследовательской и практической работы в современных условиях.

3.Профессиональное воспитание и самовоспитание специалиста-психолога, его обучение и переподготовка

4.Производство полной и достоверной научной информации, новых научных знаний.

5. Совершенствование информационного обеспечения теоретической, практической, учебно-профессиональной работы.

6. Организационное и материально-хозяйственное обеспечение всех внешних и внутренних функций психологического профессионального сообщества. Именно в связи с этим, по мнению академика Е.А.Климова, необходим ещё один тип специалиста – психолог-менеджер.

При этом подчеркивается равноценность разных профессиональных функций и разных трудовых постов психологов – профессионалов. (. )

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1368 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

§ 5. Профессиональные сообщества психологов.

Психология стала в современном мире не только популярной отраслью знания, но и распространенной сферой профессиональной активности специалистов-психологов. Это достаточно типичная тенденция, характерная для многих стран, прежде всего для стран Северной Америки и Европы.

Ко второй половине XX века, по мнению Дэвида Майерса, сложилось три мира психологии. Соединенные Штаты Америки описываются им как первый мир психологии — супердержава академической психологии. Другие индустриальные державы формируют второй мир. Великобритания, Германия, Франция, например, как и Северная Америка, имеют устоявшиеся традиции в научной психологии. Но в силу того, что университетская система там не так обширна, академические психологи составляют всего лишь 1/25 часть от количества психологов в Соединенных Штатах.

Развивающиеся страны, такие как Бангладеш, Куба и Нигерия, формируют, по мнению Д. Майерса, третий мир психологии (Майерс, 1997, с. 39). Причем в течение последних десятилетий количество психологов стремительно возрастало во многих странах как в научной, так и в практической психологии.

В России, например, в последние годы во много раз увеличилось число специалистов в области психологии. Если в начале 1980-х годов их было 6—7 тысяч, то в настоящее время насчитывается более 30 тысяч.

Основные места работы профессиональных психологов — научные учреждения, учебные заведения, организации и фирмы, которые нуждаются в психологических услугах. Некоторые психологи работают частным образом.

Наиболее известными научно-исследовательскими центрами в России считаются Психологический институт Российской Академии образования — ПИ РАО (Москва), Институт психологии Российской Академии наук — ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, Институт развития личности (Москва).

В последние годы значительно активизировалась исследовательская работа и во многих других российских университетах. Психологические лаборатории действуют также в составе некоторых других научных институтов.

В 1990-х годах появилось несколько институтов практической психологии. Работа психологов стала обычным явлением в учреждениях образования и в медицинских учреждениях. Ставки психологов стали вводиться в штатный состав и многих других организаций. В стране сейчас много заметных очагов профессиональной психологической культуры.

Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации. Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации: Российское психологическое общество — в России, — в США Американская психологическая ассоциация — в США, Британское психологическое общество — в Великобритании и т.д.

В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.

Можно выделить следующие основные цели объединения психологов в общественные организации:

1) обмен научной информацией и опытом практической деятельности;

2) регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности;

3) повышение квалификации профессиональных психологов;

4) регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.

В России существуют и некоторые другие объединения психологов, например, Международная академия психологических наук с центром в Ярославле, Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.

Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта. Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.

Источник

Тема «Профессиональное сообщество психологов»

Психологи создают профессиональные общественные организации для чего Психологи создают профессиональные общественные организации для чего Психологи создают профессиональные общественные организации для чего Психологи создают профессиональные общественные организации для чего

Психологи создают профессиональные общественные организации для чего

План

1. Психологические общества и ассоциации.

2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.

Основные понятия: психологическое общество, научные центры, оппонентный круг, научные публикации, монография.

Конспект лекции

1. Психологические общества и ассоциации

Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные организации. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов.

Психологическое сообщество – это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Наиболее известными в России научными центрамисчитаются Психологический институт Российской Академии образования (Москва), Институт психологии Российской Академии наук (Москва), факультет психологии Московского государственного университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, институт развития личности (Москва).

Наиболее известным профессиональным сообществом психологов в России является Российское психологическое общество. РПО было создано в 1994 году. основные цели РПО. Задачи РПО (задачи, ориентированные в основном на потребности народа, страны; задачи, ориентированные в основном на потребности существования и развития сообщества психологов-профессионалов). Функции РПО.

Аналогичные профессиональные объединения психологов имеются практически во всех странах: Американская психологическая ассоциация, Британское психологическое общество и т.д. Нередко существуют ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.

Также необходимо определить оппонентный круг профессионального психолога.

Оппонентный круг (от лат. opponens — возражающий) — круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность субъекта творчества. Выявление оппонентного круга — важное условие социально-психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от межличностных отношений.

Понятие об оппонентном круге введено М.Г.Ярошевским с целью анализа коммуникаций ученого под углом зрения зависимости динамики его творчества от конфронтационных отношений с коллегами. Из этимологии термина «оппонент» явствует, что имеет в виду «тот, кто возражает», кто выступает в качестве оспаривающего чье-либо мнение. Речь пойдет о взаимоотношениях ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы. У каждого исследователя имеется «свой» круг таких фигур. Очевидно, что оппонентный круг имеет различную конфигурацию. Его может инициировать ученый, когда бросает вызов коллегам. Но его создают и сами коллеги, не приемлющие идеи других, воспринимающие их как угрозу своим воззрениям (а тем самым и своей социальной позиции в науке) и потому отстаивающие их в форме оппонирования.

Чтобы создать оппонентный круг (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский), ученый должен быть определенным образом мотивирован. Ведь участие в полемике, критический анализ теоретических воззрений, признанных неприемлемыми, защита и развитие в противовес им собственной позиции – все это требует сочетания интеллектуальной работы и порой непомерных затрат мотивационной энергии.

2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.

Все психологические общества и ассоциации проводят конференции, съезды, на которых психологи обсуждают научные и практические проблемы профессиональной деятельности. Каждое общество выпускает свои регулярные издания.

Научные публикацииможно разделить на два типа. Первый тип – этонаучные книги, которые предназначены для профессионалов – практических психологов. Они пишутся научным языком, ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме. Студенты и широкие круги читателей-непрофессионалов могут испытывать трудности при чтении таких трудов, которые связаны с недостаточностью профессиональных знаний в области психологии.

Психологи создают профессиональные общественные организации для чего

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они также пишутся научным языком, но степень сложности и доступности изложения материалов соответствует специфике аудитории, для которой предназначены учебники.

Третий тип публикаций – научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей. Для чтения такой литературы не нужна специальная подготовка. Специальные знания адаптированы для читателей-непрофессионалов. Задача такой литературы – популяризация научных знаний, повышение психологической культуры читателей.

Выделяют типы психологических изданий: монографии, коллективные монографии, сборник научных трудов. Монография – это книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, если книга написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, объединенных сходной тематикой. Для оперативного информирования психологов о новейших исследованиях существуют журналы.

В России специальными периодическими изданиями для психологов являются:

· журнал «Вопросы психологии», издается Российской Академией образования;

· «Психологический журнал», издается Российской Академией наук;

· «Прикладная психология и психоанализ»;

· «Журнал практического психолога»;

· газета «Школьный психолог»

· «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»;

· «Детский практический психолог» и другие издания.

Также существуют профессиональные сайты и Интернет-ресурсы (см. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы).

Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта.

Список литературы

1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 391-425.

2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 440-444.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *