Психолог 2 категории что это значит
Должностная инструкция психолога II категории
«______» _______________ 20___ г.
Психолога II категории
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность психолога II категории [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Психолог II категории относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Психолог II категории подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность психолога II категории назначается лицо, имеющее: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
1.5. Психолог II категории должен знать:
1.6. В своей деятельности психолог II категории руководствуется:
1.7. В период временного отсутствия психолога II категории его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Психолог II категории исполняет следующие обязанности:
2.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников Компании в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2.2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
2.3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
2.4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
2.5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
2.6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
2.7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
2.8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
2.9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
2.10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль над их выполнением.
2.11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
2.12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
2.13. Консультирует руководителя Компании по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
В случае служебной необходимости психолог II категории может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Психолог II категории имеет право:
3.1. Требовать от руководства Компании оказания содействия в исполнении своих обязанностей.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Компании, касающимися его деятельности.
3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
3.5. Получать от работников Компании информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Психолог II категории несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы психолога II категории осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы психолога II категории является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы психолога II категории определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью психолог II категории обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
6. Право подписи
6.1. Психологу II категории для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.
Категории педагогов-психологов
Аттестация педагога-психолога: Как получить категорию психологу. Аттестация психологов.
Категории педагогов-психологов
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда
(приведены в соответствии с Приказом Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.95 об изменении и дополнении к Приказу Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 463/1268 от 31.08 95):
7 разряд – среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” без предъявления требований к стажу работы;
8 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” без предъявления требований к стажу работы или среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология’ и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет;
9 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет;
10 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образования с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;
11 разряд –
12 разряд (II квалификационная категория) –
13 разряд (педагог-психолог 1 категории):
должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу II квалификационной категории:
14 разряд (педагог-психолог высшей категории):
должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу 1 квалификационной категории:
Источник: Вестник образования. 1995г. № 11
Определение разряда оплаты труда педагога-психолога образовательного учреждения
С 1 декабря 1992 г. оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, введенной постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».
Критерием при установлении разрядов оплаты труда педагогов-психологов образовательных учреждений является их квалификация.
Критерием для определения уровня квалификации является образование и стаж педагогической работы или наличие квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.
В требованиях к квалификации педагогических работников при установлении им отдельных разрядов оплаты труда непосредственно предусмотрены требования к уровню образования, в частности к педагогам – психологам предъявляются требования о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического с дополнительной специальностью «Психология».
Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает специалисту право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Стаж по специальности отличается от общего трудового стажа.
Общий трудовой стаж – это время любой работы в любой должности.
Психологический стаж или педагогический стаж – это специальный стаж, определяемый для установления разрядов оплаты труда педагогов-психологов.
В связи с тем, что специалист работает на должности педагог-психолог, ему может зачитываться педагогический стаж (например, работа по специальности воспитатель или учитель, или педагог дополнительного образования) независимо от того, когда он приступил к выполнению должностных обязанностей психолога. В стаж педагогической работы включается также время работы в качестве учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения для взрослых.
За время своей трудовой деятельности специалист может выполнять разную работу, например, быть служащим в различных организациях, которая ему может учитываться в общий трудовой стаж, но при определении разряда оплаты труда по ЕТС учитываться не будет.
Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.
Стаж работы по специальности, не подтвержденный записями в трудовой книжке, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений. Справки должны содержать данные о том, с какого и по какое время, в каком учреждении и на каких должностях работал специалист, указана дата выдачи.
Определение размера оплаты труда может также зависеть от квалификационной категории, присвоенной педагогу-психологу по результатам прохождения аттестации.
Квалификационные категории могут быть трех видов:
После присвоение педагогу-психологу той или иной квалификационной категории необходимо, чтобы руководитель образовательного учреждения сделал соответствующую запись в трудовой книжке: «Присвоена первая квалификационная категория по должности «Педагог-психолог»» с указанием приказа, его даты и номера. Это очень важная запись, так как где бы потом не работал педагог-психолог квалификационная категория будет действительна в любом образовательном учреждении России. Срок действия квалификационной категории 5 лет, после чего необходимо подтверждение данной категории.
Однако, действие категории в необходимых случаях может быть продлено по следующим основаниям в индивидуальном порядке на один год после выхода на работу по окончании:
По истечению сроков по всем перечисленным для сохранения квалификационной категории основаниям педагогическим работникам, не пожелавшим пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, устанавливаются разряды оплаты труда, соответствующие их образованию и стажу педагогической работы.
Новая система аттестации учителей в 2021 году
Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России. По последним данным модель планируют запустить с 1 сентября 2021 года.
Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?
Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:
Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний:
1) Первичную,
2) На соответствие занимаемой должности
3) И в целях получения категории.
1) Первичная оценка знаний
Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.
Процедуру проводят также для специалистов, которые:
2) Аттестация учителей в 2021 году на “соответствие занимаемой должности”
Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273.
Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:
Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности?
В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.
Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.
В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.
На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.
3) Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории
Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию.
Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.
Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.
Новые категории:
Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:
Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.
Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.
При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.
Вынесение категории профессиональной психологической пригодности.
Путем математической обработки для каждой категории специалистов нами были выделены критерии выставления категории профессиональной психологической пригодности. Также был составлен алгоритм вынесения категории ППП.
Для начала определим, что означает каждая из категорий профпригодности.
I категория профпригодности означает, что кандидат рекомендован на должность в первую очередь, поскольку его индивидуально-психологические качества полностью соответствуют предъявляемым требованиям.
II категория профпригодности означает, что кандидат рекомендован на должность, поскольку его индивидуально-психологические качества в основном соответствуют предъявляемым требованиям.
III категория профпригодности означает, что кандидат рекомендован условно, поскольку его индивидуально-психологические качества лишь частично соответствуют предъявляемым требованиям.
Кандидаты, отнесенные к этой категории, рекомендуются к приему на работу при недостатке кандидатов первой и второй категорий.
IV категория профпригодности означает, что кандидат не рекомендован на данную должность, поскольку его индивидуально-психологические качества не соответствуют предъявляемым требованиям.
Алгоритм вынесения категории профпригодности таков:
1. Посчитать количество ПВК, анти-ПВК и Резервных ПВК, набранных кандидатом. При этом качество учитывается, только если его выраженность совпадает с требуемым диапазоном значения, приведенным в описании психограммы специалиста соответствующей специальности (Приложения 1-10).
2. Вынести категорию профессиональной психологической пригодности по таблице «Выставление категории профессиональной психологической пригодности» в конце соответствующего приложения.
· Найти уровень выраженности ПВК и категорию, соответствующую данному уровню.
· Соотнести уровень выраженности анти-ПВК и категории, соответствующей данному уровню. Если категории, соответствующие уровням выраженности ПВК и анти-ПВК не совпадают, то выставляется более низкая категория ППП.
· Соотнести уровень выраженности Резервных ПВК и категории, соответствующей данному уровню. Если категории, соответствующие уровням выраженности анти-ПВК и Резервных ПВК не совпадают, то общая категория профпригодностивыставляется по более низкой.
3. Следующим этапом происходит вынесение категории по маркерам факторов риска. Если категория, выносимая по маркерам факторов риска не совпадает с категорией, выносимой по таблице «Выставление категории профессиональной психологической пригодности»,то общая категория профпригодности выставляетсяпо более низкой.
4. Для категорий специалистов, чьи психограммы отсутствуют в данном руководстве, например, бухгалтеров, делопроизводителей и т.д., выставление категории ППП происходит только по маркерам факторов риска.
Пример выставления категории:
Допустим, данные кандидата на должность спасателя таковы:
Таблица 2. Данные психологического тестирования кандидата на должность спасателя.
Для наглядности и удобства оценка наличия и количества ПВК, анти-ПВК и Резервных ПВК производилась при помощи построения таблицы (см. Таблицу 3 ниже).Однако составление подобной таблицы не является обязательной процедурой обработки данных.
В таблицу 3 в графы «Оценка ПВК у кандидата», «Оценка анти-ПВК у кандидата» и «Оценка резервных ПВК у кандидата» вносилась цифра «1», если качество было в наличие у кандидата, и цифра «0», если качества не было у кандидата. В итоговой строке подсчитывалась сумма цифр в каждом из упомянутых столбцов, что отражало соответственно общее количество ПВК, анти-ПВК и резервных ПВК.
Как мы видим, у данного кандидата в наличие 5 ПВК, 1 анти-ПВК, и 5 резервных ПВК.
Из таблицы«Выставление категории профессиональной психологической пригодности спасателям МЧС России» в конце Приложения 1 следует, что хотя наличие 5 резервных ПВК соответствуют I категории профпригодности, 5 ПВК и 1 анти-ПВК соответствует II категории профпригодности. Значит категория, выносимая по таблице – II (вторая).
Далее смотрим, какие маркеры факторов риска в наличие у респондента (см. Приложение 11). Допустим, в беседе у кандидата выявлено неоднократное употребление легких наркотиков (марихуаны) 5-6 раз более четырех лет назад. Соответственно выставляем маркер –2.1.21.– в 2 (два) балла. Таким образом, по маркерам факторов риска у кандидата III(третья) категория ППП.
Общая категория профпригодности по результатам подсчета по таблице и маркерам – III (третья).
Таблица 3. Пример выставления категории профессиональной психологической пригодности кандидату на должность спасателя.
№ | ПВК | Оценка ПВК у кандидата | Анти-ПВК | Оценка Анти-ПВК у кандидата | Резервные ПВК | Оценка Резервных ПВК у кандидата |
1. | Тест возрастающей трудности Дж. Равена (6-9 ст.). | Тест возрастающей трудности Дж. Равена (1-5 ст.). | 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор B (7-10 ст.). | |||
2. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 51 б.). | Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≥ 52 б.). | Методика «Установление закономерностей» (11-16 правильных ответов). | |||
3. | 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор М (4-7 ст.). | 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор М (1-3 ст.). | Методика «Пространственное мышление» (7-16 ответов). | |||
4. | 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор Q4 (1-3 ст.). | 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор Q4 (4-10 ст.). | Методика «Счет по Крепелину»: концентрация внимания (91-100%). | |||
5. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (45-64 Т-баллов). | Анкета «Прогноз»: НПУ (1-8 ст.). | 16 PFКеттелл, форма A: фактор L (1-4 ст.). | |||
6. | Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≥ 31 балла). | Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»: КС (1-3 Q). | 16 PFКеттелл, форма A: фактор O (1-5 ст.). | |||
7. | — | — | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (≥ 65 Т-баллов). | Анкета «Прогноз»: НПУ (9-10 ст.). | ||
8. | — | — | Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≤ 30 баллов). | — | — | |
Итого | Итого | Итого |
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Раздел I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
2. Должности специалистов
Психолог
Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.