Психолог в 2 года что спрашивает
Психолог в 2 года что спрашивает
ГБУЗ ТО «Областная больница №19»
Служба неотложной помощи:
03, 112
Единый телеф. номер по вопросам COVID-19
122
В июне 2019 года Минздрав разработал приказ, в соответствии с которым дети, достигшие возраста двух лет, будут проходить скрининг на наличие нарушений психического развития. Называется он «О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 года».
В нем прописано, что «в рамках профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних, достигших возраста 2 лет, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития осуществляется путем проведения анкетирования родителей детей, осмотр врачом-психиатром детским осуществляется в отношении детей, включенных в группу риска возникновения или нарушений психического развития».
Елена Ивановна Караева, врач-психиатр детский ГБУЗ ТО «ОБ №19» отметила, что рекомендация показать ребенка врачу-психиатру нередко предлагается родителям при подготовке документов к детскому саду и прохождении медосмотра, такая мера в том числе нацелена и на выявление аутизма.
К двум годам у ребенка уже достаточно развиты механизмы эмоционального взаимодействия, которые необходимы для гармоничного развития эмоциональной сферы, профилактики нарушений поведения в более позднем возрасте, создают основы для развития речи, обучения ребенка.
Консультация психиатра в этом возрасте позволит оценить уровень развития взаимодействия и вовремя сгладить нарушения коммуникации, а также поможет родителям спокойно подойти к кризисным моментам в жизни малыша: началу проявления своего Я, становлению речевой функции, началу формирования мышления.
— словарный запас и понимание обращенной речи;
— уровень приобретенных знаний и умений.
Основные причины, способствующие отклонениям в психоречевом развитии:
— поражение центральной нервной системы (ЦНС);
— тяжелые инфекционные заболевания;
Врач-психиатр рекомендует родителям внимательно отнестись к ряду симптомов, наличие которых является поводом обращения к специалисту:
Есть и другие сигналы, которые нельзя оставлять без внимания.
Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ. Сведения, которые вы предоставите в кабинете детского психиатра, охраняются «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и не могут быть разглашены третьим лицам без вашего согласия.
Психиатры будут проверять всех двухлетних детей, опрашивая родителей
Если ответы родителей покажут, что ребенок в группе риска, то его направят на осмотр к психиатру. Мы постарались узнать, несет ли нововведение пользу, или, может быть, угрозу для семей с детьми
В октябре 2019 г. Минздрав официально опубликовал приказ, в соответствии с которым дети, достигшие двух лет, будут проходить скрининг на наличие нарушений психического развития. Проводиться он будет путем анкетирования родителей. Предполагается, что им придется ответить на вопросы теста, и скорее всего речь будет идти о выявлении аутизма, считают эксперты.
«В целом это хорошая новость, – уверены в ассоциации “Аутизм – регионы”. – Раннее выявление рисков РАС, ранняя диагностика и раннее вмешательство очень важно для детей с диагнозом аутизм». В ассоциации надеются, что для скрининга в России будут использованы современные научно обоснованные подходы. В частности, там считают необходимым использовать такие инструменты, как международно признанный тест на выявление расстройств аутистического спектра M-CHAT-R. Ассоциация направила в Минздрав письмо с просьбой ответить на вопрос о выборе инструментов скрининга.
«Принятое решение о проведении скрининга для выявления, что очень важно, группы риска возникновения нарушений психического развития, в том числе и аутизма, следует считать значительным прогрессом в сфере организации системы ранней помощи», – рассказала Милосердию.ru психиатр, д.м.н. Наталия Устинова.
– Большинство экспертов, с которыми мы обсуждали этот вопрос, предполагают, что будет использоваться M-CHAT, один из наиболее известных и хорошо зарекомендовавших себя опросников – продолжает врач. – Бланк опросника заполняется одним из родителей. На осмотр к психиатру ребенок будет направляться только в случае соответствия результатов скрининга критериям группы риска.
До настоящего времени, в соответствии с порядком профилактических осмотров, к психиатру должны были попадать все дети двухлетнего возраста. Однако родители неохотно обращались к психиатру из опасений стигматизации ребенка.
В новых условиях, когда скрининг будет применяться на уровне участковой педиатрической службы, необходимую помощь ребенок может получить значительно раньше.
Думаю, несмотря на все возможные трудности, это нововведение поддержит и врачебное, и родительское сообщество.
– Тест ориентирован на выявление именно аутизма, или и других заболеваний?
– Если речь идет о M-CHAT, да, он нацелен на расстройства аутистического спектра.
В принципе выявление нарушений нервно-психического развития входит в функции участкового педиатра. В приказе минздравсоцразвития «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» указывается, что участковый педиатр проводит динамическое медицинское наблюдение не только за физическим, но и нервно-психическим развитием детей.
Однако в реальной практике этого не происходит из-за особенностей проявлений нарушений развития в раннем возрасте, требующих специальной подготовки врача, поэтому на каком-то этапе эта функция была практически утрачена. Сейчас мы видим попытку ее восстановления.
– В опросниках будут вопросы о том, употребляют ли родители алкоголь, были ли в семье случаи психических болезней, и т.п? Если да, где гарантия, что родители захотят отвечать на них объективно, предоставлять информацию, которая потом может попасть в какие-то контролирующие службы?
– Если речь идет об опроснике M-CHAT, таких вопросов там нет. Это структурированный опросник, где отражены, прежде всего, характеристики развития самого ребенка: смотрит ли в глаза, использует ли указательные жесты, играет ли в определенные игры…
Показатели развития ребенка, навыки, которые должны у него быть сформированы к двум годам, оцениваются без связи с возможным употребления родителями алкоголя или какими-то другими неблагоприятными социальными факторами.
Для того, чтобы родители правдиво отвечали на вопросы, необходимо их должным образом информировать о целях проводимого обследования, о дополнительных возможностях ранней помощи, и о том, как она, в случае необходимости, будет организована.
Фото: Zuma\TASS
– На что надо обращать внимание родителям, с какого возраста?
– Важно, что нарушения нейроразвития могут обнаруживаться, например, при некоторых, так называемых, редких заболеваниях. Если ребенок не пытается разговаривать, не реагирует должным образом на происходящее вокруг него, не коммуницирует совсем или взаимодействует с окружающими каким-то особым образом, занят однообразной игрой или производит стереотипные, одни и те же действия – это может быть не только проявлением РАС, но и наследственного заболевания, связанного с нарушениями обмена веществ или другой патологией.
Поэтому важно, чтобы в систему раннего выявления нарушений нейроразвития была вовлечена педиатрическая служба.
– Но до сих пор приходится слышать жалобы родителей, что во многих регионах, несмотря на разъяснения минздрава, врачи не признают существования РАС, ставят шизофрению всем детям, попавшим к ним на осмотр с их симптомами, прописывают нейролептики. Что-то в этой области изменилось?
– Ситуация меняется, хотя она различная в разных регионах. Там, где активно действуют родительские организации, фонды, НКО, где обеспечивается должная информированность и диагностическая настороженность, указанные проблемы встречаются реже.
– Можно ли рекомендовать родителям для страховки обращаться в местные профильные НКО?
– Конечно. Это сейчас основной способ для тех, кто опасается некорректной диагностики и добивается права на соответствующее образование для своего ребенка.
– Как будет выглядеть работа с родителями, если тест даст основания для беспокойства? Им позвонят из поликлиники, вызовут к психиатру?
– Надеюсь, это будет осуществляться в рамках врачебного приема. Педиатр сообщит родителям о риске нарушений в развитии их ребенка, предоставит полную информацию о том, как им дальше действовать, какую помощь они могут получить и где.
– Этот скрининг будет добровольным?
– Все медицинские обследования у нас добровольные. Есть риск, что из-за опасений родителей возможны отказы от участия в скрининге. Но нужно разъяснять, не угрожать, а объяснять, что в случае выявления проблем семья получит необходимую помощь. Что сейчас ребенку с нарушениями развития необходимо установление диагноза, чтобы он смог получить необходимый ему набор образовательных услуг. Уже начиная с детского сада – это конкретные меры поддержки.
Необходимо широкое распространение информации о скрининге, о РАС с использованием возможностей федеральных телеканалов и СМИ.
Защита прав своих пациентов – первостепенная задача каждого врача. Если с проведением скрининга будут связаны какие-то злоупотребления, и психиатры, и педиатры, все профессиональное сообщество должно активно противодействовать этому. Только так возможно завоевать и сохранить доверие семей наших пациентов.
Ожидаемое решение
«Это ожидаемое решение», – прокомментировала внедрение минздравом психиатрического скрининга двухлетних детей президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.
– Еще в 2015 году, будучи членом общественного совета при минздраве РФ я с медицинскими экспертами ЦПА представляли концепцию медицинской помощи детям с РАС, где заявили необходимость выделения категории «группа риска по РАС и нарушениям нейроразвития» – продолжает Екатерина.
– Для нас было принципиально обозначить категорию, которая еще «не с диагнозом», но уже нуждается во вмешательствах. Потом было поручение Голодец минздраву это сделать, и было принято решение внести изменения в приказ о профилактических осмотрах детей.
Сейчас, помимо психиатра для двухлеток, внесено аудиологическое обследование в 2 месяца и эндокринолог в 6 лет, что тоже важно для нашей категории детей.
Хочу уточнить, что скрининг посредством опросника будет проводиться в два этапа: сперва педиатром, и только в случае тревожных звонков педиатр направит семью к детскому психиатру.
Это правильно, с одной стороны, не страшно для родителей (они боятся психиатров), с другой – это означает ответственность врачей за внимание к развитию ребенка, а не полный ее перенос на головы несведущих родителей.
Как я понимаю, опросник будет отражать апелляцию к разного рода нарушениям и охватывать широкую область возможных расстройств.
Хорошо известные тесты CARS и M-CHAT относятся к раннему скринингу именно аутизма. Эти тесты давно существуют на русском, сами родители перевели эти опросники еще в 2007 году, и они есть в разных редакциях в интернете на самых разных ресурсах.
Однако свежее исследование, опубликованное в международном журнале «Педиатрия» в сентябре этого года, показало, что скрининг M-CHAT не столь эффективен, и выявляет только 40% детей из тех, у кого реально будет диагностирован аутизм. Особенно M-CHAT неточен для девочек.
Но это никак не отменяет ценности раннего скрининга. Педиатры могут рекомендовать родителям, чьи данные при официальном опросе будут указывать на риски, обратиться к открытым тестам для самопроверки более дифференцированного нарушения. Педиатры у нас не ставят диагнозы из психоневрологической нозологической группы, поэтому у них нет мотива углубляться в дифференциацию.
А вот от врачей-психиатров уже хотелось бы ожидать более точной диагностики и, главное, назначения тех научно-доказательных методов вмешательства, которые точно имеют эффект и максимально безопасны. Это вызовет доверие родителей ко всей системе. Однако и тут надо оговориться, в стране такого количества, которое бы отвечало масштабам задачи, именно детских психиатров пока нет.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
30 вопросов детским психологам, которые вы хотели задать
Как подготовить ребенка к детскому саду, нужно ли помогать ему с уроками и как быть с детской ревностью? BeautyHack.ru задал психологам вопросы, которые волнуют каждого родителя.
Лариса Суркова
Психолог, кандидат наук, автор 15 книг, мама пятерых детей
Нужны ли детям школы раннего развития?
К программам раннего развития я отношусь с восторгом, если это нужно маме. Если она к шести или двенадцати месяцам жизни ребенка «одурела» от сидения дома и от соцсетей, где постоянно сравнивает себя с гламурными картинками, и ей нужны люди – пусть хоть в три месяца ведет ребенка на занятия, где счастливые мамы топают и танцуют вокруг своих малышей.
Ребенка не нужно в 2-3 года усаживать за парту на полчаса и просить выполнять задания по шаблону: солнце должно быть желтым с пятью лучами. Ты не нарисовал солнце? Значит не получишь наклейку! Оценивание неприемлемо в таком возрасте. Шаблонное мышление тормозит развитие творческого потенциала. У детей же образное мышление, они мыслят картинками, много фантазируют и так развиваются – они должны играть и бегать. А после таких занятий ребенок к семи годам будет ненавидеть все, что связано с учебой, а вы получите большие проблемы в школе.
Как научиться не срываться на ребенка?
Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему – нужна внутренняя рефлексия.
Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны).
Можно ли демонстрировать свои чувства при детях?
Как не испытывать чувство вины, если вы мало времени проводите с ребенком?
Вы можете провести с ребенком час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться.
Нет ничего хуже, если, придя домой с работы, мама продолжает «впахивать» дома: убираться, готовить.
Таким женщинам действительно очень тяжело. Бог с ней, с этой посудой, лучше проведите время с ребенком. А посуду именно сегодня возьмите одноразовую!
В большой семье каждый ребенок должен иметь возможность хотя бы полчаса в день общаться с одним из родителей наедине. Со старшей Машей мы ездим за покупками. Ей это нравится, и мы успеваем пообщаться по рабочим моментам: она помогает мне вести второй аккаунт в Instagram. С Глашей мы общаемся на тему животных. Она сейчас разводит ящериц, поэтому я постоянно навещаю питомцев, слушаю ее истории. Ну а самой маленькой Матреше везет больше всех – ей достаются даже совместные ночи.
Как выбирать школу?
Я не считаю современную российскую систему образования идеальной. Скорее наоборот: с детского сада все делается для того, чтобы пригасить потенциал ребенка. Цель 90% наших школ – получить хороший бланк ЕГЭ. Конечно, есть исключения в виде учителей, которые зажигают, ведут за собой.
Школа не должна подавлять потенциал детей, а, наоборот, давать возможность развивать предметы, которые детям интересны. Еще важно, чтобы в ней не было культа экзаменов, когда детей натаскивают на правильные ответы в тестах еще с 8 класса. Когда моя старшая дочь училась в школе, в 8 классе я перестала ходить на родительские собрания, потому что на них начали «проходиться» по детям, говоря, что они глупые и ничего не сдадут. Я слово сдержала, а Маша при этом закончила школу с двумя «четверками», написала ЕГЭ и сейчас учится на промышленного дизайнера.
Нужно ли помогать ребенку с уроками?
Школа – не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей.
Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа – это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.
Как готовиться к путешествиям с детьми?
Родителям я советую пить валерьянку накануне переезда и делать хорошую медицинскую страховку. Ребенок – зеркало родителя! Если вы спокойны, уверены, что все делаете правильно, дети тоже будут спокойны. Если мама боится самолетов, вирусов и вообще всего, не надо ехать, потому что вы, скорее всего не готовы. Когда вы действительно подцепите вирус, будете радостно кричать: «Ну вот я же говорила, что не надо было ехать».
В целом, детям путешествия полезны. Есть такое понятие «психология положительных стрессов» – их дети старше года переживают во время поездок. Это стресс, который подталкивает к развитию. Часто родители замечают, что в поездках дети быстрее схватывают информацию, начинают разговаривать, ходить.
Оксана Бланк
Детский психолог «Центра успешных отношений»
Как не вырастить ребенка-эгоиста?
Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.
Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.
Как привить ребенку самостоятельность?
Многие мамы, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. В результате к 14 годам дети не могут заправить кровать или приготовить себе завтрак. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.
Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника?
Меня удивляет, когда ребенок ходит на новогодние праздники в пять мест, потому что у него четыре кружка и детский садик. В результате 3-летний малыш видит Деда Мороза пять дней подряд, до конца не понимая, кто это. Мама стремится записать ребенка в несколько секций, объясняя это его бешеной активностью. Наоборот, из-за большого количества секций дети устают и от этого перевозбуждаются, не могут уснуть, успокоиться.
В дошкольный период главный вид деятельности – это сюжетно-ролевая игра. В результате игр со сверстниками и родителями ребенок приобретает все необходимые знания и навыки. Ко мне на прием приходил дошкольник. В его расписании была хореография, музыка, рисование, итальянский язык – около 6 занятий. Как думаете, было ли у него время на отдых или игры во дворе?
Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.
Нужно ли навязывать детям гендерные роли?
Когда девочки не хотят надевать платья или юбки, мамы усугубляют ситуацию, говоря: «Она как мальчишка!». Если вы расслабитесь, не исключено, что в будущем у вашей дочери появится подруга, которая научит ее носить юбки и платья. Если ваша дочь хочет заниматься мужским видом спорта – в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы это не отразилось на здоровье.
То же самое и с мальчиками. Если ваш сын готовит, поддержите его. Но при этом развивайте в нем мужские черты.
Когда я наблюдаю за играми дошкольников, вижу, что они уже очень четко на интуитивном уровне распределяют социальные роли «пап» и «мам». Избегайте фраз «В будущем ты будешь должен/на…». Никто не знает, как сложится их жизнь. Если мама и папа одинаково участвуют в воспитании детей, они не сталкиваются с гендерными сложностями.
Как быть с детской ревностью?
Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие!
Покажите его значимость, вместе с младшим ребенком радостно встречайте его с садика, обеспечьте ему максимум позитивных переживаний в это время.
Как рассказать ребенку о разводе?
Приемлема только констатация фактов. Обычно ребенок не хочет знать, кто прав, а кто виноват. Дайте ему исчерпывающую информацию, чтобы он не тревожился. Но при этом нужно донести, что после развода вы не перестаете быть родителями своему ребенку.
Как вести себя с ребенком после развода?
Легче всего дети переносят разводы до трех лет и после совершеннолетия. Агрессия – один из способов проявления переживаний. Просто у мальчиков она выражается не вербально, как у девочек (из-за этого она более заметна), а физически и обычно не в кругу семьи. Дети относятся к разводу через призму женских переживаний. Окружите их вниманием, помогите в критический момент.
Нужно понимать, что у детей никогда не будет другого настоящего папы. А мамы часто досаждают бывшим мужьям, используя детей. Обычно в ход идет негативная информация о папе, которую мама доносит до ребенка, объясняя этим невозможность с ним встретиться.
В итоге ему приходится жить с тем, что его отец (его «половина») – негодяй.
Как воспитывать мальчика, если вы в разводе?
Если до развода ваш бывший муж катался по выходным с ребенком на велосипеде, пусть продолжает это делать (если он не против). Не нарушайте ритм жизни сына. Для него это стабильность, эмоциональный комфорт, символ благополучия. Задача родителей – минимизировать последствия развода для ребенка и, конечно, вырастить уравновешенного, мужественного сына.
Важно, чтобы у ребенка был пример мужского поведения. Это может быть дядя, тренер или даже муж вашей подруги. Сложно осваивать социальные роли, когда нет примера. Можно проводить время с родителями друзей вашего сына.
Как рассказать ребенку о новых отношениях?
И мальчики, и девочки борются за внимание мамы. Поэтому, если у вас новые отношения, будьте готовы к конфликтам. Знакомить детей с новым человеком нужно постепенно, а не «сегодня представила, а завтра сообщила, что вы съезжаетесь». Мужчине нужно найти точки соприкосновения: совместные поездки, баскетбол – важно, чтобы дети почувствовали себя в безопасности.
Другая ситуация: мама не хочет, чтобы дети виделись с папой на его территории, оставались ночевать – у него уже новые отношения. Такую позицию нельзя осуждать. Для ребенка первое время видеть папу с другой женщиной – психологически тяжело. Потому что эта женщина останется для него чужим человеком. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда достаточно взрослые дети (13-14 лет) говорят, что лучшим событием в их жизни могло бы стать воссоединение родителей. Они понимают, что в реальности это невозможно, но это доказательство того, что для ребенка нет более важных людей, чем мама и папа.
Елена Кушнерова
Психолог, автор блога о раннем развитии и детском творчестве Smileymommies
Как развивать мелкую моторику у ребенка?
Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Мои самые любимые и эффективные занятия: пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко бутылки.
Как подбирать развивающую методику в раннем возрасте?
Лучшая развивающая методика – та, которую придумала мама. Мама, как никто другой, чувствует и понимает своего малыша. Никакие Монтессори, Доманы, Вальдорфы не заменят маму и ее интуицию. Все методики хороши по-своему, но ни одна из них не подходит малышам на 100%: один ребенок усидчивый, другой – нет, один – холерик, другой – флегматик, одному по душе творчество, а другому – спорт.
Выбирайте не методику, а сочетание подходов и занятий. Мы играем по системам Монтессори и Тепляковой, используем карточки Домана, перенимаем кое-что из принципов Вальдорфской школы. Почти все я делаю сама: нахожу в интернете тематические комплекты, игры, заготовки, карточки, которые потом печатаю. С ними мы изучаем цвета, времена года, животных. Я провожу тематические недели. Сейчас у нас на кухне море, в спальне – осенняя неделя, а в зале – лесные и домашние животные.
Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?
Раннее развитие эффективно, если игры, занятия, чтение регулярны. Не принуждайте ребенка, занимайтесь с ним, когда он готов воспринимать новую информацию. Если ребенок настроен на свободную игру, не навязывайте ему занятия. Ваша цель – не зубрить учебники, а вырастить всесторонне развитого человека.
Создайте для него обучающую среду. Это личное пространство ребенка: уголок или комната с его собственными игрушками, книгами, кубиками, развивашками для получения новых тактильных, зрительных, слуховых и вкусовых ощущений. Здорово, если есть возможность установить шведскую стенку или спортивный комплекс.
Как привить ребенку любовь к книгам?
Пример, который подает родитель, – основа основ! Хотите, чтобы дети читали и любили книги? Делайте это сами! А еще лучше на виду у малышей. Заинтересовывайте ребенка книгой: полистайте ее, посмотрите картинки, обсудите увиденное. Непоседам нужно расслабиться, чтобы сесть за чтение. «Окутайте» ребенка спокойствием. Уберите все отвлекающие предметы. Если ребенок все равно не проявляет интерес, возможно, он просто голоден или устал.
Пока вы читаете, малыш должен что-то разглядывать. Берите короткие по содержанию, понятные и хорошо иллюстрированные издания. Истории на 200 страниц отложите до лучших времен!
Анита Антипова
Детский психолог международного образовательного клуба Global Child
Как воспитать в ребенке лидерские качества и не вырастить тирана?
Такая проблема часто возникает у родителей-боссов. В психологических тестах есть такой вопрос: «Когда ты вырастешь, будешь как мама или папа?» Дети, склонные к лидерству и манипулированию и имеющие родителей-боссов, часто отвечают, что будут как папа всеми командовать или как мама отдавать приказы, дословно «говорить, что делать». Это то, что они слышат от родителей. Понаблюдайте за детьми. Обычно такая манера поведения переносится на игрушки. Тут нужно корректировать свое поведение дома и не переносить рабочие вопросы в семью. А ваши лучшие лидерские качества ребенок и так усвоит!
Нужно ли развивать в ребенке перфекционизм?
Детям перфекционистов очень сложно. Ребенку задается высокая планка, всегда нужно соответствовать ожиданиям родителей. Если у него не выходит, появляются страхи и растет внутриличностный конфликт. Например, если тревожно-боязливый ребенок не может дать сдачи, не нужно на него давить и кричать. Интроверт может не хотеть иметь много друзей, в то время как мама стремится перезнакомить его со всем двором.
Советую мамам-перфекционисткам совершенствовать себя и мотивировать детей не на успех, а на совершение небольших, но значимых шагов. Развивайте не свои амбиции, а способности ребенка. Отправляя его на футбол не говорите, что он станет великим футболистом, расскажите, что он научится бегать и станет сильным.
Нина Ливенцова
Детский психолог
Как пережить кризис трех лет?
Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним – малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость.
Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, малыш перестает чувствовать границы.
Своими «хочу» ребенок проверяет, как далеко сможет зайти. Найдите «золотую середину!
В семье должны быть «красные» правила, которых малыш придерживается и соблюдает вне зависимости от обстоятельств – чаще всего они связаны с безопасностью. «Условные» правила: их нужно соблюдать, но иногда можно нарушать (конфета перед завтраком, например). «Зеленые» правила – то, что он делает сам всегда и везде: решает, что ему взять на улицу, одевается (выбор зависит от родителей).
Родители должны понять: то, что происходит с ребенком – нормально! Не ждите от него «младенческой» формы поведения – не надо делать все так, как сказала мама. Пересмотрите свое отношение к ребенку и осознайте, что у него есть свои желания, не соответствующие вашим. Дайте ему возможность самому проверить этот мир «на прочность» (разумеется, в рамках безопасности).
Как регировать на детский плач?
Ребенок плачет не из-за того, что вредничает – он расстроен. Дайте ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.
Найдите в себе силы не ограничиваться фразой «не плачь» – позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.
Как научиться отказывать ребенку?
Любой отказ должен сопровождаться аргументацией. Общаться с ребенком нужно через «потому что» и «я тебя понимаю». «Я понимаю твои чувства, но не могу тебе купить шоколадку, потому что от нее портятся зубы».
Перед тем, как отказать, подумайте, действительно ли просьба малыша совсем неприемлема, или сегодня это правило можно отнести к «условным». Придерживайтесь выбранной модели поведения.
Ситуация, когда вы говорите «нет», а потом меняете его на «да» гораздо хуже.
Как отучить ребенка есть с гаджетами?
По-хорошему, к этому не нужно приучать. Нет ничего полезного в том, что вы пытаетесь накормить малыша, включая ему мультики. Так развиваются проблемы с пищевым поведением. Ребенок должен чувствовать голод, понимать, когда он насытился, ощущать вкус еды. Сначала вам может показаться: «Как здорово! Ребенок хотя бы поел!». На самом деле, лучше бы он остался голодным и позже сам попросил еду.
Если проблема все-таки есть, хладнокровно забирайте гаджеты и разграничивайте понятия: мультики, игры и еда. Ребенку можно предложить поиграть после, но за столом он должен быть сфокусирован на еде.
Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?
Все зависит от возраста. Первые вопросы обычно появляются в 4-5 лет. В это время говорите на языке ребенка. Здесь ваша фантазия безгранична. Но предлагаю такую схему: у мамы и папы есть клетки, которые соединяются, и ребенок начинает расти у мамы в животике. Это ровно столько, сколько ребенок готов понять.
В энциклопедиях часто эта информация доносится очень деликатно и красиво. Только выбирайте пособия по возрасту. В 6-7 лет ребенку нужны другие книги. Вообще с этим вопросом сын или дочь должны ознакомиться до школы.
Как приучать ребенка к горшку и нужно ли спешить?
В этом вопросе очень много спорных моментов: кто-то говорит, что малыша нужно «высаживать» чуть ли не с рождения, кто-то считает, что время все расставит на свои места.
Мое мнение: до 1,5 лет ребенку сложно осознать, что такое горшок, и тем более себя контролировать. Если кто-то говорит вам, что в таком возрасте малыш ходит на горшок – это выдумка и заслуга мамы. Она может 10 раз напомнить, следить за ребенком, часто усаживать его на горшок. Но ребенок все равно не чувствует связи между этим предметом и позывами своего организма.
Советую начинать знакомство с 1,5 лет. Но не насильно, когда малыша садят на горшок и держат, пока он не сделает свои дела. Расскажите ему, зачем этот предмет, посадите туда игрушку, поставьте горшок на видное место. С 1,5 до 3 лет он обязательно все поймет.
Если ребенок врет, что делать?
Задача родителей – понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?
Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.
Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.
Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договариваться?
Договориться с малышом очень трудно, но родители должны понимать: это их решение – отправить ребенка в детский сад, значит и ответственность нужно брать на себя.
Если вы знаете, что малыш через полгода пойдет в детский сад, готовьте его заранее. Расскажите о садике, устройте его дома, привлекая к игре знакомые малышу игрушки. Гуляйте рядом с детским садом.
Малышу не нужно рассказывать «сказки», что в детском саду будет весело и здорово! Самый большой стресс у ребенка возникает тогда, когда он попадает в среду, о которой ничего не знает. Возможно, дети не захотят с ним сразу играть, а ему раньше говорили, что в детском саду все дружные и очень веселые.
Многие родители думают, что если не рассказывать ребенку заранее, что в саду он будет без мамы, он легче смирится, когда его поставят перед фактом. Нет! Родители должны объяснить заранее, что в саду малыш будет без мамы и папы. Стресс он испытает все равно, но если подойти к подготовке мудро, процесс привыкания будет менее болезненным. А еще никогда не уходите без прощания и приходите за ребенком в то время, в которое пообещали.