Психогимнастика для чего нужна

Психогимнастика для дошкольников

Психогимнастика для чего нужна

Самая большая ценность для человека – здоровье. Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ. Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование инновационных оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.

Что такое психогимнастика

Психогимнастика является универсальной методикой, находящейся на стыке психотерапии, психологии и педагогики. Она включает в себя курсы занятий, наполненных играми, различными упражнениями, этюдами. Все эти приемы помогают развитию ребенка, корректируют его поведение, личностные характеристики и эмоциональную сферу.Психогимнастика для чего нужна
В ходе игр и занятий ребенка учат общаться без слов и при этом не теряться в обществе.

Основные принципы и достоинства психогимнастики

Широкое распространение в мире психогимнастика получила благодаря несомненным достоинствам метода. Занятия дают следующие умения:

Для максимального эффекта от занятий психогимнастику нужно проводить в четыре этапа:

Занятия строятся по единым правилам.

При проведении занятий родители, психологи, педагоги, воспитатели ориентируются на следующие принципы:

В курсах психогимнастики разработаны отдельные методики и рекомендации для младших и старших дошкольников.

Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников

Младшие дошкольники – это дети 3-4 лет. Обязательное условие для проведения занятий – фоновая музыка, лучше всего классическая, подходящая по эмоциональному заряду с проводимыми упражнениями.

Каждое занятие должно начинаться с приветствия. Детям предлагают улыбнуться такой же улыбкой, которой они приветствуют своих друзей. Малыши любят погримасничать, покривляться и останавливать их в этом не стоит. На следующем обязательном этапе, разминке, детям показывают какую-нибудь необычную игрушку и просят описать ее жестами и мимикой. Можно сначала подсказать вопросами: «Как прыгает кенгуру?», «Как лисичка заметает хвостом свои следы?» и т.д.

В ходе занятий детей подбадривают похвалой, но не оценивают по ранжиру словами «Самый лучший», «Лучше всех».

Игры на движение:

Психогимнастика для чего нужнаОценочные реакции на чувства и поступки людей.

Главной трудностью для педагога станет сохранение внимания и активности детей в течение всего занятия. Нужно постараться держать малышей в фокусе на протяжении всех игр. Только тогда будет получен эффект от упражнений. Поэтому важно разнообразить игры любыми источниками, используя сюжеты детских книг, мультфильмов, телепередач.

Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников

Психогимнастика для старших дошкольников проходит по тем же принципам и с такой же тактикой, как и для малышей. Используются сюжеты и персонажи книг, мультфильмов, фильмов, соответствующих этому возрасту.
Также в начале занятий создается комфортная благожелательная атмосфера, проводится приветствие, разминка.

Детей нужно хвалить за их выполнение задания, особенно отмечая оригинальные и неожиданные версии (поздороваться рожками, хвостиками и т.д.). Для развития эмоциональной сферы рекомендуются сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Теремок», «Золушка» и др. Персонажи вызывают широкий диапазон чувств и эмоций, которые изображают дети.

Для психомышечной тренировки предлагается изобразить любопытство инопланетянина, высадившегося на Землю, виртуально помочь бабушке на огороде, изобразить радостную собачку на прогулке или кошку, которая ловит мышей, движения и эмоции Человека-Паука или Супер-Героя.

Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека. Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей.

Помогут в этом следующие игры:

В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.

Вместо заключения

Элементы психогимнастики могут проводиться в обычной жизни между родителями и детьми, между старшими и младшими членами семьи. Уникальность методики в том, что она помогает уравновесить свое психо-эмоциональное состояние взрослым, занять интересной игрой ребенка, создать позитивную атмосферу в группе, коллективе семье. Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.

Источник

Для чего нужна психогимнастика?

«Так уж случилось, что наша любимая воспитательница нас покидает. Дети ее просто обожают. Что теперь будет, не представляю, т.к. замена откровенно не устраивает ни родителей, ни детей. Как помочь ребенку пережить эту ситуацию? Боюсь, что возникнет проблема: «Мам, давай не пойдем сегодня в садик». И вот итоги первых дней с новой воспитательницей — ежедневно мокрые штаны.

Конечно, это бывало и раньше, но чаще ночью (началось где-то с прошлого августа). В июле родилась сестренка, мы много времени проводили на улице, нам такое положение дел доставляло множество неудобств.

Вчера впервые забрала из садика в таком виде — в мокрых штанах.

Сегодня после моего разговора с воспитательницей с просьбой уделить этому внимание и перед улицей ребенка сводить в туалет, домой пришли сухие, но написала уже дома, стоя рядом со мной… Как помочь ребенку, как поддержать, как повысить стрессоустойчивость?» Вопрос психологу.

Конечно, попасть к хорошему воспитателю, к которому ребенок пойдет с удовольствием — большое везение. Теперь этот воспитатель уходит — все расстроены. Родители в значительной степени… Поэтому первое, что необходимо сделать, это успокоиться самой маме, чтобы иметь ресурс для поддержки дочери. Подумайте, как здорово, что дочь смогла адаптироваться к саду с прекрасным, симпатичным ей педагогом, теперь девочка старше, ей легче переживать превратности судьбы в виде смены воспитателя, у нее есть позитивный опыт, на который она может опереться. Дома девочке можно помочь, если отмечать позитивные моменты происходящего сейчас. Например, расспрашивать о новых играх, которые проводит воспитатель, о самом интересном на занятии. Чтобы ощущать себя подкованной в этих вопросах, маме необходимо изучить групповой уголок.

Подобная проблема возникала сразу после рождения сестры, поэтому стоит подумать о том, что можно сделать для профилактики ревности.

Если есть сбои в режиме, постараться их ликвидировать. Проводить со старшей дочерью больше времени вообще и выделить ей в персональное владение (когда вы будете только с ней и для нее) немного вашего времени. Возможно, «мокрые штаны» — это реакция девочки в стрессовой для нее ситуации. А рождение сестры, как и смена воспитателя, безусловно, стрессовые ситуации, хотя и неравнозначные.

В основе стрессоустойчивости лежит умение управлять своими чувствами и эмоциями. Поэтому повысить стрессоустойчивость ребенка можно, занимаясь с ним психогимнастикой. Самый простой способ начать занятия — ознакомиться с книгой Маргариты Чистяковой «Психогимнастика», где доступным и понятным языком изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительными движениями.

Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Заниматься психогимнастикой означает выполнять с ребенком задания, упражнения примерно такого типа:

Этюды на выражение гнева

Гневная Гиена. Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная Гиена,
Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.

Выразительные движения. Усиленная жестикуляция. Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Выразительные движения. Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.

Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

Источник

Психогимнастика для чего нужна

Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.

ПСИХОГИМНАСТИКА – ЧТО ЭТО И ЗАЧЕМ НУЖНА?

Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности. Психогимнастика дает разрядку, и детские переживания не дорастают до патологического уровня.

Особенно полезна психогимнастика для детей дошкольного возраста. В период с 3 до 7 лет активно формируется эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, эффективно ими управлять и контролировать.

Главная цель психогимнастики – дать представление о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов), и научиться управлять своими эмоциями.

ДЖОН ГОТТМАН ПРО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

Существует немало книг, посвященных развитию эмоционального интеллекта ребенка. Среди них – книга Джона Готтмана с одноименным названием. Она по праву считается «настольной».

По мнению автора, эмоциональное воспитание – это способность родителей правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним об этом.

Книга учит обсуждать такие вопросы открыто. Прочитав ее, родители лучше понимают, как помочь ребенку справляться с трудностями. Часто после этого они становятся лучшими друзьями для своего чада.

ПСИХОГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) применяются разные виды психотренингов. Но психогимнастика среди них явление редкое. Хотя именно она наиболее доступна для воспитателей. Игра, которая лежит в основе психогимнастики, является основным видом деятельности дошкольников. Для проведения занятий не обязательно иметь квалификацию психолога. Достаточно подобрать подходящие игры и упражнения.

Введение психогимнастики в образовательный процесс под силу каждому воспитателю.

ПСИХОГИМНАСТИКА ЧИСТЯКОВОЙ

Книга М. И. Чистяковой «Психогимнастика» представляет собой методическое пособие по развитию и комплексной коррекции психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщив свой многолетний опыт, автор предложил оригинальный курс игровых занятий.

В пособии много игр и упражнений для внимания, памяти, эмоционального интеллекта. Очень интересны этюды, совершенствующие воображение и нравственные представления детей. Материал снабжен иллюстрациями и нотами. И что, немаловажно, книгу можно найти в свободном доступе.

«Психогимнастика» Чистяковой – «христоматия» и сборник материалов, необходимый каждому воспитателю детского сада.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Самое главное в психогимнастике – это чуткое, внимательное отношение к ребенку. Нужно оставить место для самовыражения. Игры на развитие эмоционального интеллекта – это не сухие задачи и работа на результат. Каждая игра – маленькая жизнь.

Считается, что наибольшую пользу приносят занятия в группе. Одно занятие может состоять из 5-7 игр. Важно составить его так, чтобы за напряжением следовало расслабление. Рекомендуется включать фоном классическую детскую музыку. При выборе упражнений важно учитывать возрастные особенности детей.

ПСИХОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Детям 3-4 лет важно научиться понимать свое эмоциональное состояние. Они знакомятся с основными эмоциями: грустью, радостью, гневом, страхом. Рекомендуются упражнения, развивающие выразительность движений и формирующие целостный положительный образ тела.

«ТУЧКА-СОЛНЫШКО»

Игра стимулирует внимание, учит быстрой и точной реакции на подаваемые сигналы.

Первый раз психогимнастика длится 30 секунд. Постепенно скорость смены рук (подачи сигналов) увеличивается, а время занятия доходит до 2 минут.

«ЭМОЦИИ»

Игра снимает эмоциональное напряжение и развивает мимику. Педагог читает стих про эмоции, показывая их на лице. Дети повторяют:

Учит подчиняться определенным правилам, вызывает здоровое эмоциональное возбуждение и бодрость, отвлекает от болезненных мыслей.

«РОСТОЧЕК»

Упражнение снимает мышечные зажимы, напряжение, тревожность, помогает сблизиться с другими людьми. Рекомендуется к выполнению в детском саду.

«СЕРДИТЫЙ ДЕДУШКА»

Учит понимать эмоции других людей, адекватно выражать злость и гнев.

«ЗЛАЯ СОБАКА»

Помогает избавиться от страхов и научиться контролировать свои эмоции.

ПСИХОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В 5 лет остаются актуальными упражнения на развитие способности понимать и выражать эмоции. В силу возраста дети начинают сравнивать себя со сверстниками. Важно научиться делиться своими переживаниями, радоваться успехам товарищей, взаимодействовать друг с другом.

«ВЕЛИКАНЫ»

Развивает умение контролировать психические и физические зажимы. Помогает убрать скованность перед выходом на сцену, придает уверенности в своих силах.

Во время упражнения важно, чтобы дети не смеялись, а вжились в роль. В дальнейшем его можно усложнить, добавив надвигающийся потолок и поднимающийся пол.

«ПОССОРИЛИСЬ ДВА ПЕТУШКА»

Пробуждает здоровую активность ребенка, учит адекватно выражать свои эмоции, в частности, злость.

«ЛЕТЕЛ ПО НЕБУ ШАРИК»

Игра помогает сплотить детский коллектив, расслабляет, и знакомит с разными эмоциями.

Развивает моторно-слуховую память и наблюдательность.

«КОРОЛЬ БОРОВИК НЕ В ДУХЕ»

Учит понимать состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции (недовольство).

«ОТЧАЯНЬЕ»

Развивает сочувствие, сопереживание, избавляет от тревожности и страхов.

«РОБКИЙ РЕБЕНОК»

Помогает понять желательную и нежелательную модель поведения, осознать такую отрицательную черту характера, как робость:

ПСИХОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Начиная с 6 лет, дети распределяют между собой роли лидеров и аутсайдеров. У них появляются самостоятельность, инициативность, возникает желание влиять на своих сверстников и самоутверждаться. Одновременно развивается способность оценивать поступки с нравственной стороны. В этом возрасте важны упражнения, которые вселяют уверенность в своих силах, помогают преодолеть застенчивость. Сюжетные линии для психогимнастических этюдов усложняются. В них включают ситуации морально-нравственного выбора.

«ВЕРЕТЕНО»

Стимулирует здоровую активность, дисциплинирует и помогает сплотиться со сверстниками. Кроме того, игра развивает быстроту реакции, ловкость и сообразительность.

«ГНЕВНАЯ ГИЕНА»

Учит справляться со злостью и правильно ее выражать, снимает напряжение.

«ДВА РЫБОЛОВА»

Развивает эмоциональную отзывчивость и выразительность, учит адекватно реагировать на неудачи.

«ЛЮБОПЫТНЫЙ»

Развивает этическое осознание, воспитывает нравственность и адекватное проявление эмоций.

«НАГЛЕЦ»

Воспитывает нравственность, помогает выражать и контролировать свои эмоции, и понимать эмоции других.

Развитие эмоционального интеллекта актуально в любом возрасте. Занятия психогимнастикой принесут пользу и школьнику, и подросткам, и взрослым. Многие мечтают повысить качество жизни, стать более жизнерадостным и наладить взаимоотношения с окружающими. Но не знают как. Психогимнастика учит справляться с разными жизненными ситуациями. Когда ребенок (взрослый) осознает существование связи между мыслями, чувствами и поведением, большая часть проблем разрешается сама собой. Ведь именно неверное восприятие ситуации чаще всего оказывается корнем зла.

Источник

Психогимнастика как метод развития и коррекции различных сторон психики ребенка

Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития детей.

Основная цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять.

Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.

В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья

А. А. Осипова считает, что психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации. Сам термин «психогимнастика», по мнению А. А. Осиповой, имеет широкое и узкое значение. В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека, в том числе и эмоцианально- личностной. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.

Метод психогимнастики, разработан Г. Юновой и модифицирован М. И. Чистяковой. Занятия по психогимностике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз. Первая фаза – это снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, растерянности, удивления). Третья фаза – заключительная, направлена на закрепление чувства принадлежности к группе.

Структура психогимнастики

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, длительность всего курса – около 3 месяцев, частота встреч – 2 занятия в неделю, длительность каждого занятия – от 25 мин до 1 ч. 30 мин., продолжительность занятия зависит от возраста, свойств внимания и поведения детей.Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз:

1. Мимические и пантомимические этюды.

Цель – выразить изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств.Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.

Цель – моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.

Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

4. Фаза психомышечной тренировки.

Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. В пределах зала, где происходит психогимнастика, они могут делать все, что хотят. Ведущий не вмешивается в их общение. Необходимо договориться о сигнале (звонок, колокольчик, свисток и т. п., сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым, но обязательно – постоянным.

Между 3 и 4 фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, подвижную игру.

Каждое занятия состоит из ряда этюдов. Этюды должны быть коротки, разнообразны, доступны по содержанию (принцип от простого – к сложному).Количество детей в группе дошкольников – не более 6.

Каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети группы. По мнению М. И. Чистяковой,нет смысла составлять группы только по какому-то одному признаку: боязливые, аммимичные, дети с неустойчивым вниманием. Необходимо следить за тем, чтобы в группе было не более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Дети с раздражительностью, тиками, страхами, навязчивостью, заиканием, истощаемостью могут заниматься вместе. Однако детей с нормальным интеллектом и пограничной умственной отсталостью следует развести по разным группам, т. к.вторые должны заниматься вдвое больше: используется время двух курсов психогимнастики. Также раздельно должны заниматься дети с ЗПР и дети с умственной отсталостью.

В группу приглашаются 1–2 ребенка, не нуждающиеся в психогимнастике, а имеющие артистическую жилку. Они используются для создания эмоционального фона. Хорошо известно, что внешнее выражение эмоций выражает соответствующие подражательные реакции, поэтому с помощью артистичных детей легче заразить других детей нужной эмоцией.

Необходимо вести журнал,в котором указываются: причина приглашения ребенка на занятие психогимнастикой, планирование игр, основные психологические цели для данной группы в целом.

Цель курса психогимнастики для группы № 1.

1. Обучение детей выразительным движениям.

2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.

3. Формирование у детей моральных представлений.

4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

5. Снятие эмоционального напряжения.

6. Обучение ауторелаксации.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Иногда ребенок, у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку, а потом выбирает себе любую роль. Но так как оценка повторяется несколько раз, ребенок получает сведения о том, как другие дети справляются с данной ситуацией. Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии. Заканчивается занятие успокоением детей, обучением их саморегуляции.

На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А. В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный для дошкольников.

Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной». При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение.

В пособии М. И.Чистяковой представлены два комплекса: «Медвежата в берлоге», «На берегу моря».

Почти каждый этюд у М. И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

В книге М. И. Чистяковой представлены 201 систематизированный этюд и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Кроме этюдов и игр, М. И. Чистякова предлагает использовать такой прием, как сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. О том, как сочинять такие истории, и конкретное их содержание можно найти в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя. Психотерапевтические истории для детей» (1996).

Взрослый начинает историю, а дети ее продолжают.Взрослый помогает им связками: «однажды», «далеко-далеко», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось», он вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были предложены детьми. Юмор и театрализованность повышают заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. В конце каждой истории дети придумывают для нее заглавие, помогающее психологу или педагогу выделить наиболее важный аспект истории.

В занятиях по методу М. И. Чистяковой широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональное состояние. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоусилению влияния на ребенка и той и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками.

Наглядность в виде пиктограмм, разрезных шаблонов-пиктограмм, условных фигурок-скелетиков, изображающих различные позы, фотографий с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике.

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Например; «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «Какой предмет самый большой, теплый, шершавый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный?» и др. Подвижная игра должна быть направлена на общую деятельность, совместные движения, контакт.

Время разминки примерно 5—6 минут.

— дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога;

— тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

— тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

— тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Таким образом психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства.

Например,педагог говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся, как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечиках? А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».

Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.

Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

Дозировка упражнений от пяти-шести раз до одной-двух минут, в зависимости от упражнения и возраста детей.

В последовательности психогимнастическихупражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнение противоположных по характеру движений:

— едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

— вращений тела и прыжков;

— свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.

Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.

В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры.

Воспитатель или психологдолжен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающимся, соблазняющим, показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.

На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по-своему, как могут.

Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможны, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо.

В сюжет, каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Цель:овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях,

контролируя ощущение.Формы упражнений: пантомимические загадки, игры, представления, задания.

Список эмоций, оттенков, состояний,используемый в упражнениях:

Этюды повторяются два-три раза.

Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

В упражнения включают, обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.

В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

В тренинге обязательно участвуют все дети.

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

— проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;

— отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее в детском саду, школе или дома;

— загадки на решение различных конфликтных ситуаций;

— самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний;

— домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.

В процессе проигрывания обеспечивается смена ролей.

Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Содержание: хоровое пение с элементами танца, хороводы, скандирование любимых веселых стихов с движением (Бардиер Г., Ромазан П., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1993).

Таким образом психогимнастика в дошкольном возрасте включает в себя различные варианты арттерапии и игротерапии.

Педагогам и психологам целесообразно все упражнения и игры проигрывать на себе.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики, включив ее как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий и в повседневной деятельности детей.

Все занятия психогимнастики строятся только на воображаемом материале, поэтому использование различных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая должна лишь лежать в ее основе.

Занятия удобнее вести вдвоем, если есть такая возможность.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Психогимнастика помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У него вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Ребенок осознаёт, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Он учится справляться с жизненными трудностями.

В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять. Благодаря подобным методикам:

• преодолеваются барьеры в общении детей;

• снимается психическое напряжение;

развивается лучшее понимание себя и других;

• создаются возможности для самовыражения ребенка.

Курсы по психогимнастике дают ребенку возможность:

• просто общаться с одногодками,

• легко выражать свои чувства,

• свободно понимать чувства других,

• исключить невротические проявления (неуверенность, страхи,

развивать позитивные черты характера (доброту, смелость, честность, уверенность.

Применение метода психогимнастики оказывает положительное влияние на эмоционально-психическое здоровье ребенка.

Психогимнастика для чего нужнаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Психогимнастика для чего нужнаИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Психогимнастика для чего нужнаФотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Психогимнастика для чего нужнаПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *