Психика отличается пластичностью что дает возможность выберите один ответ
Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность
Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.
В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».
Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».
В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.
С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.
Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
· детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
· развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослых;
· закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;
· закон развития высших психических функций (согласно которому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию).
· Отличительные особенности высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов;
· детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминиру ющей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен толь ко через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»).
A воспитание
d. субкультура детства.
05. Составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).
a. философия;
06. Дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.
b. социология;
07. Является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.
c. физиология;
08. Дает знание о морали и природе эстетического, образует основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.
d. этика и эстетика;
09. Обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.
c. проективно-конструктивная функция дошкольной педагогики;
e. мировоззренческая функция дошкольной педагогики.
15. Методы педагогического исследования – это…
a. совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития; 01. Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека отражает…
a. аксиологический подход;
02. Приобщение детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания отражает…
b. культурологический подход;
03. Упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое отражает…
c. системный подход;
04. Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом.
d. деятельностный подход;
05. Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности отражает…
e. деятельностно-творческий подход;
06. Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания, отдает…
f. личностный подход
07. Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы использует…
g. синергетический подход.
a. педагогическая теория;
b. педагогическая концепция;
b. Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.;
03. Утверждали, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием.
c. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др..
04. Чрезмерное упрощение и обеднение, когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений, называется…
05. Обогащение детского развития за счет максимально полного проживания возраста называется…
Определите, о какой теории личности идет речь
Выдвигает на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы; | Ответ когнитивная теория | |
Рассматривает развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения; | Ответ психоаналитическая теория |
07. Целостное развитие ребенка – это…
a. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских
Выберите один или несколько ответов:
a. принцип современного состояния педагогической теории, который вскрывает взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;
b. процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы, объединение форм и методов познавательной деятельности;
c. результат, форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом, интегрированные занятия, модульное обучение.
В старшем дошкольном возрасте дети способны:
b. к самостоятельному исполнению танцев с перестроениями, сольным и коллективным исполнениям
В движениях под музыку и музыкально-ритмическом творчестве старшие дошкольники уже могут передавать:
d. изменение высоты в пределах одного регистра
В старшем дошкольном возрасте репродуктивный компонент музыкального слуха ребенка проявляется как:
a. исполнение знакомой или малознакомой мелодию на инструменте, имеющих звукоряд
Дети 6-7 лет могут на детских музыкальных инструментах играть:
a. импровизированные диалоги на инструментах
Диапазон голоса детей старшего дошкольного возраста расширяется следующим образом:
c. от ре первой октавы – до ре второй октавы
Музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста характеризуется:
b. все ответы верны
На основе анализа чувственной программы музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста определяют:
a. определяют строение произведения
При дифференцированном восприятии музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста:
Выберите один ответ:
a. могут выделить отдельные средства музыкальной выразительности и связывают их с характером музыкального образа
Просьба повторить любимое музыкальное произведение характеризует уровень развития:
d. музыкального восприятия
b. верхний головной регистр певческого голоса
a. процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности,
личности и познания;
c. очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
02. Детская психология, наряду с другими науками, изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает…
a. развитие психики на протяжении детства;
03. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность, это значит, что…
a. каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления;
04. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени, это значит, что…
a. каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни;
05. В качестве возрастных новообразований выступают:
Выберите один или несколько ответов:
a. новый тип строения личности и ее деятельности;
b. психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь;
c. позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
06. Под социальной ситуацией развития Л.С. Выготский понимал…
a. соотношение внешних и внутренних условий развития психики;
07. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация…
a. состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности; Вопрос 8
08. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Интеграция…
b. обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики;
a. меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант;
b. становится иным и соотношение разных социальных детерминант;
10. Психика отличается пластичностью, что дает возможность…
a. для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта;
01. Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает…
a. первые недели жизни малыша;
02. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована, такое опосредование состоит…
a. в уходе за ребенком;
b. в социально организованном образе жизни младенца;
03. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
a. отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности
c. выделение первого объекта в окружающей действительности
e. появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого
04. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
d. развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.
06. Ведущие достижения в младенческом возрасте в сфере познавательной деятельности: несколько ответов:
a. возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства;
b. развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать;
c. появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей;
d. возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом;
e. складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
f. появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого.
b. связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом).
08. Среди перечисленных ниже, выделите ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: несколько ответов:
a. складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
c. формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
e. возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
01. Главная потребность ребенка дошкольного возраста состоит в том,
a. чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними;
02. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает
a. сюжетно-ролевая игра;
a. освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира;
04. В сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является
c. возникновение первых этических инстанций, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.
05. Смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы
a. понять причины их поведения;
c. заметить их склонности и создать условия для их развития;
d. правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность;
f. вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки;
Психика отличается пластичностью что дает возможность выберите один ответ
Выберите один ответ:
a. освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира
b. освоение широкого круга деятельности игровой, трудовой, продуктивной, бытовой, общения, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая
c. возникновение первых этических инстанций, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание
02. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована, такое опосредование состоит…
Выберите один или несколько ответов:
a. в уходе за ребенком
b. в социально организованном образе жизни младенца
c. в том, что родители выполняют все функции за ребенка
d. в невозможности коммуникации с ребенком
04. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
Выберите один или несколько ответов:
a. выделение материальных объектов окружающей действительности
b. формирование ответных реакций на яркие игрушки
d. развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого
01. Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает…
Выберите один ответ:
a. первые недели жизни малыша
b. первые месяцы жизни малыша
c. первую неделю жизни малыша
d. первый год жизни малыша
Выберите один ответ:
a. характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха
b. связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом)
06. Ведущие достижения в младенческом возрасте в сфере познавательной деятельности:
Выберите один или несколько ответов:
a. возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства
b. развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать
c. появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей
d. возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом
e. складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами
f. появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого
Выберите один ответ:
a. характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха
b. связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом)
03. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
Выберите один или несколько ответов:
a. отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности
b. формируются сосательный и хватательный рефлексы
c. выделение первого объекта в окружающей действительности
d. заканчивается формирование зрительного анализатора ребенка
e. появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого
08. Среди перечисленных ниже, выделите ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:
Выберите один или несколько ответов:
a. складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности
c. формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи
d. в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать
e. возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам»
10. Психика отличается пластичностью, что дает возможность…
Выберите один ответ:
a. для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта
b. подвергать ее воспитательному и коррекционному воздействию
c. изменяться человеку на протяжении всей своей жизни
04. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени, это значит, что…
Выберите один ответ:
a. каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни
b. подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися
c. каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период
Выберите один или несколько ответов:
a. процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания
b. уменьшение или увеличение каких-либо показателей, простое повторение того, что было раньше
c. очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной
02. Детская психология, наряду с другими науками, изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает…
Выберите один ответ:
a. развитие психики на протяжении детства
b. развитие личности на протяжении детства
d. развитие психики
03. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность, это значит, что…
Выберите один ответ:
a. каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления
b. важные для жизни психические функции созревают первыми
c. созревание психических функций у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков
08. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Интеграция…
Выберите один ответ:
a. состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности
b. обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики
c. не связана с интеграцией
05. В качестве возрастных новообразований выступают:
Выберите один или несколько ответов:
a. новый тип строения личности и ее деятельности
b. психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь
c. позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития
06. Под социальной ситуацией развития Л.С. Выготский понимал…
Выберите один ответ:
a. соотношение внешних и внутренних условий развития психики
b. особенности социальной ситуации в которой находится ребенок
c. внешние условия созданные для оптимального развития ребенка
Выберите один или несколько ответов:
a. меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант
b. становится иным и соотношение разных социальных детерминант
c. меняется ведущая деятельность
d. становится иным и соотношение психических новообразований
07. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация…
Выберите один ответ:
a. состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности
b. обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики
c. не связана с интеграцией
04. Чрезмерное упрощение и обеднение, когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений, называется…
Выберите один ответ:
A. симплификацией
Выберите один или несколько ответов:
a. принцип современного состояния педагогической теории, который вскрывает взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей
b. процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы, объединение форм и методов познавательной деятельности
c. результат, форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом, интегрированные занятия, модульное обучение
05. Обогащение детского развития за счет максимально полного проживания возраста называется…
Выберите один ответ:
05. Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности отражает…