Псалтырь что это такое

Что такое Псалтирь

Псалтырь что это такое

Что такое Псалтирь

Книга Псалтирь — это сборник из 150 псалмов, особого жанра молитвословной поэзии. Псалмы при этом поются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Раньше это были щипковые инструменты, отсюда и название «псалом», от греческого слова «щипать». Сейчас в западноевропейской традиции музыкальное сопровождение псалмов — орган.

История создания

Псалтирь — это одна из книг, входящих в состав Ветхого Завета. Первый автор псалмов — Царь Давид. В иудейской традиции книга Псалтирь называется «тегелим». Поэзия Псалтири возвышенная и восторженная. В числе авторов Псалтири, кроме царя Давида:

Псалтырь что это такое

Когда читают Псалтирь

Псалмы из Псатири закреплены за определенными богослужениями суточного круга, но их исполняют не только в храме. Псалмы подходят и для домашней молитвы. Псалтирь читают и на божественной литургии, молебнах, на заупокойной службе.

Кроме того, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Именно поэтому Псалтирь поделена на разделы, всего их 20, каждый из них в свою очередь делится на кафизмы. В каждой кафизме от шести до девяти псалмов.

Значение Псалтири для христианина

Святитель Григорий Нисский о Псалтири:

«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».

Святитель Афанасий Великий о Псалтири:

«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.

Хор Валаамского монастыря. Псалтирь

Источник

Псалтирь

Текст Псал­тири и пере­воды

Псал­тирь в хра­мо­вом Бого­слу­же­нии

Псал­тирь в келей­ном (домаш­нем) Бого­слу­же­нии

Псал­тирь в Ауди­фор­мате

Псалти́рь или Псал­тырь (от греч. ψαλτήριον (псал­ти­рион) – струн­ный музы­каль­ный инстру­мент) – книга, состо­я­щая из 150 псал­мов, вхо­дя­щая в состав Библии (связь между назва­нием книги, как сбор­ни­ком псал­мов (песней), и назва­нием музы­каль­ного инстру­мента объ­яс­ня­ется тем, что во вре­мена Вет­хого Завета пение псал­мов сопро­вож­да­лось игрой на музы­каль­ных инстру­мен­тах).

Псалтырь что это такое

Наиме­но­ва­ние Псал­тири взято от музы­каль­ного струн­ного инстру­мента, с игрою на кото­ром соеди­ня­лось пение псал­мов при вет­хо­за­вет­ном бого­слу­же­нии. Писа­те­лями псал­мов, судя по над­пи­са­ниям, были Моисей, Давид, Соло­мон, и многие другие; но так как 73 псалма над­пи­сы­ва­ются именем Давида и многие из ненад­пи­сан­ных псал­мов, веро­ятно, напи­саны им же, то и вся книга назы­ва­ется Псал­ти­рью царя Давида.

В Пра­во­слав­ной Церкви, по при­меру вет­хо­за­вет­ной, Псал­тирь более всех других свя­щен­ных книг упо­треб­ля­ется при бого­слу­же­нии, причем для каж­дого бого­слу­же­ния при­ме­нены особые псалмы, кото­рые поются или чита­ются либо в целом виде (напри­мер, на шесто­псал­мии и часах), либо по частям в так назы­ва­е­мых про­ким­нах. Кроме того, за бого­слу­же­нием пра­во­слав­ной Церкви посто­янно совер­ша­ется рядо­вое чтение Псал­тири.

По Уставу цер­ков­ному вся Псал­тирь должна быть про­чи­тана по порядку в тече­ние сед­мицы, а во время Вели­кого Поста – дважды за сед­мицу.

В цер­ков­ном упо­треб­ле­нии Псал­тирь раз­де­ля­ется на 20 частей – кафизм, или седаль­нов, т.е. таких отде­ле­ний, после кото­рых в древ­ней церкви поз­во­ля­лось сидеть (во время пола­гав­шихся вслед за чте­нием псал­мов объ­яс­не­ний их).

Почему Псал­тирь, будучи про­из­ве­де­нием вет­хо­за­вет­ной эпохи, так часто упо­треб­ля­ется в Пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии?

Псал­тирь, как и все вообще Книги, вошед­шие в Свя­щен­ный Канон (в состав Свя­щен­ного Писа­ния), напи­сана по вдох­но­ве­нию Свя­того Духа.

Глав­ным Пред­ме­том содер­жа­ния Книги Псал­мов явля­ется Бог Сам в Себе и в Своём отно­ше­нии к миру.

Несмотря на то, что псалмы были состав­лены в дохри­сти­ан­скую эру, в них много гово­рится о Христе (про­ро­че­ски или посред­ством про­об­ра­зов) ( Пс.21:18-19 ).

Зна­чи­тель­ная часть содер­жа­ния Псал­тири пред­став­ляет собой образ­цо­вые формы сер­деч­ной, воз­вы­шен­ной, бла­го­го­вей­ной молитвы.

Неко­то­рые пса­лом­ские стихи пред­став­ляют собой хва­леб­ные молитвы. В этих стихах Бог вос­хва­ля­ется и про­слав­ля­ется как Все­со­вер­шен­ный Созда­тель, Единый Небес­ный Вла­дыка владык ( Пс.8:2 ).

Другие отоб­ра­жают бла­го­дар­ствен­ное отно­ше­ние веру­ю­щего к Богу за Его бла­го­де­я­ния, изли­ва­е­мые в мир, за Его мило­сти ( Пс.27:6 ).

Немало стихов, если их обоб­щить, выра­жают вопль страж­ду­щего, гиб­ну­щего во грехах чело­века с прось­бой о помощи ( Пс.50:3-7 ).

Несмотря на то, что псалмы были состав­лены в дохри­сти­ан­скую эру, их нельзя назвать уста­рев­шими. Глу­бина содер­жа­ния этих вели­че­ствен­ных про­из­ве­де­ний не исчер­пана до сих пор.

Все они вкупе и каждый в отдель­но­сти служат к нази­да­нию веру­ю­щих и могут исполь­зо­ваться в каче­стве поуча­ю­щих посо­бий ( Пс.1:1-5 ).

В силу этих причин чтение и пение псал­мов было усво­ено бого­слу­жеб­ною прак­ти­кой Церкви.

В каче­стве част­ных причин усво­е­ния ново­за­вет­ным бого­слу­же­нием вет­хо­за­вет­ных псал­мов можно назвать и то, что первое время Цер­ковь Хри­стова при­умно­жа­лась за счёт иудеев, кото­рые были вос­пи­таны на псал­мах и кото­рым они были осо­бенно близки.

Извест­ная на сего­дняш­ний день форма раз­ви­того Пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния появи­лось в Церкви не вдруг. Сугубо хри­сти­ан­ские пес­но­пе­ния, гимны, молитвы, даже Писа­ния фор­ми­ро­ва­лись мед­ленно, посте­пенно. В этом отно­ше­нии трез­вое заим­ство­ва­ние того луч­шего, что вхо­дило в состав вет­хо­за­вет­ной бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции, тоже было уместно.

О псал­мо­пе­нии

В период дея­тель­ного подвиж­ни­че­ства исих­аст, как гово­рит одна гре­че­ская руко­пись XIV века, хра­ня­ща­яся на Афоне в Ивер­ском мона­стыре, имеет три глав­ных дела: первое дело (для начи­на­ю­щих) — ослаб­лять стра­сти; второе (для пре­успе­ва­ю­щих) — зани­маться псал­мо­пе­нием; третье (для пре­успев­ших) — тер­петь в молитве.

Ослаб­лять стра­сти — озна­чает прежде всего не питать их гре­хов­ными делами и помыс­лами, про­ти­во­сто­ять им, следуя цер­ков­ным уста­нов­ле­ниям и при­об­ща­ясь святых таинств, вытес­няя стра­сти при­об­ре­те­нием хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.

В деле же очи­ще­ния от стра­стей и вос­пи­та­ния души для Цар­ствия Божия особое зна­че­ние имеет псал­мо­пе­ние. На этом я хочу оста­но­виться подроб­нее.

Книга Псал­тирь заклю­чает в себе собра­ние духов­ных песен и входит в канон Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета. Свое назва­ния эта книга полу­чила от музы­каль­ного инстру­мента, игрой на кото­ром пророк Давид сопро­вож­дал пение псал­мов.

В бого­дух­но­вен­но­сти и кано­нич­но­сти этой книги нико­гда и никто не сомне­вался. Псалмы есть не что иное, как гла­голы Духа Свя­того, обра­щен­ные ко всем вре­ме­нам и наро­дам, — так гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Поэтому все псалмы про­ник­нуты свя­то­стью. Псал­тирь рас­кры­вает людям Боже­ствен­ное домо­стро­и­тель­ство нашего спа­се­ния, пре­по­дает пра­вила веры. Она, как писал свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, «явля­ется книгой, во-первых, пока­зы­ва­ю­щей учение Откро­ве­ния в жизни, а во-вторых, помо­га­ю­щей осу­ще­ствить это… Книга псал­мов объ­ем­лет все, что пред­став­ляют все другие свя­щен­ные книги. Она про­ро­че­ствует о буду­щем, и при­во­дит на память бывшее, и дает закон для жизни и пра­вила для дея­тель­но­сти».

Несо­мнен­ное вли­я­ние на душу чело­века ока­зы­вает и сам дух Псал­тири, име­ю­щий, как и дух всего Свя­щен­ного Писа­ния, вели­кую очи­ща­ю­щую силу. Книга псал­мов, содер­жа­щая в сокра­ще­нии все книги Свя­щен­ного Писа­ния, пред­став­ляет собой полную сово­куп­ность истин бого­по­зна­ния и бого­по­чи­та­ния. Не слу­чайно ее назы­вают иногда «малой Биб­лией».

«Во всем Свя­щен­ном Писа­нии дышит бла­го­дать Божия, но в слад­кой книге псал­мов она дышит пре­иму­ще­ственно», — счи­тает свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский. Дей­ствие и сила этой Боже­ствен­ной бла­го­дати рас­про­стра­ня­ется на всех чита­ю­щих, поющих и слу­ша­ю­щих псалмы и очи­щает их души. «Надобно знать, — ука­зы­вает древ­ний хри­сти­ан­ский мыс­ли­тель Ориген, — что слово Божие имеет всякую силу и такую кре­пость, что может очи­щать пороки и загряз­нен­ному воз­вра­щать преж­нюю цвет­ность. Ибо живо слово Божие, и дей­ственно, и острее вся­кого меча обо­ю­до­ост­рого ( Евр.4:12 )». На очи­ща­ю­щую силу Своего слова ука­зы­вал и Гос­подь Иисус Хри­стос, когда гово­рил уче­ни­кам: «Вы уже очи­щены чрез слово, кото­рое Я про­по­ве­дал вам» ( Ин.15:3 ). «Даже хотя бы ты не разу­мел силы Боже­ствен­ных слов, при­учай, по край­ней мере, уста про­из­но­сить их, — поучает свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — язык освя­ща­ется этими сло­вами, если они про­из­но­сятся с усер­дием».

Как и когда про­ис­хо­дит это освя­ще­ние? Следуя свя­то­оте­че­скому учению, отве­тить на этот вопрос можно сле­ду­ю­щим обра­зом.

Слова или мысли, вос­при­ни­ма­е­мые чело­ве­ком или воз­ни­ка­ю­щие в нем самом, заклю­чают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мыс­лен­ную силу и ока­зы­вает на чело­века опре­де­лен­ное воз­дей­ствие. Какое вли­я­ние пре­тер­пе­вает чело­век, поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное, зави­сит от того, откуда исхо­дят эти образы. Бог по снис­хож­де­нию и бла­го­во­ле­нию Своему дает веде­ние о Себе в обра­зах, доступ­ных чело­веку. И если чело­век вос­при­ни­мает эти Боже­ствен­ные образы, то они пожи­гают в нем стра­сти и освя­щают его. Тогда они про­ти­во­стоят обра­зам, тво­ри­мым самим чело­ве­ком и вну­ша­е­мым демо­нами. Послед­ние, в случае их при­ня­тия душою, будут извра­щать духов­ный образ чело­века, создан­ного по образу и подо­бию Божию.

Сле­до­ва­тельно, если при чтении Боже­ствен­ного Писа­ния душа чело­века очи­ща­ется от извра­ще­ний и поро­ков, то очень важно на про­тя­же­нии опре­де­лен­ного пери­ода духов­ной жизни питать ум сло­вами и мыс­лями, почерп­ну­тыми из Свя­щен­ного Писа­ния. Поэтому-то древ­ние ино­че­ские уставы и пред­пи­сы­вают, осо­бенно начи­на­ю­щим, учить Псал­тирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно ( 2Тим.3:16 ), для того напи­сано Духом Святым, — объ­яс­нял зна­че­ние Псал­тири свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, — чтобы в нем, как в общей вра­чеб­нице духа, все мы, чело­веки, нахо­дили вра­чев­ство — каждый от соб­ствен­ного своего недуга».

«Как неко­то­рое спа­си­тель­ное вра­чев­ство и сред­ство для очи­ще­ния грехов запо­ве­дали отцы, — гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — читать псалмы каждый вечер (в част­но­сти, «Гос­поди, воз­звах»), чтобы все, чем бы ни осквер­ни­лись мы в про­дол­же­нии дня… мы очи­стили при наступ­ле­нии вечера посред­ством этих духов­ных песен. Они есть вра­чев­ство, кото­рое истреб­ляет все непо­доб­ное. Пение псал­мов обуз­ды­вает силу сла­до­стра­стия, окры­ляет ум и воз­вы­шает душу. Свя­ти­тель при­зы­вает и во время бла­го­ден­ствия, насла­жда­ясь дарами Божи­ими, «воз­но­сить Богу бла­го­дар­ствен­ные песни, чтобы, если от упо­е­ния и пре­сы­ще­ния войдет в нашу душу что-нибудь нечи­стое, псал­мо­пе­нием про­гнать все нечи­стые и пороч­ные поже­ла­ния».

Псал­тирь стала глав­ной учеб­ной книгой в Древ­ней Руси. Из пре­ди­сло­вия к «Сла­вян­ской грам­ма­тике» Меле­тия Смот­риц­кого, издан­ной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле рос­сий­ским дето­вод­цам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часо­слову и Псал­тири». Псал­тирь, как книга свя­щен­ная и посто­янно упо­треб­ля­е­мая при бого­слу­же­ниях, вос­при­ни­ма­лась не только как учеб­ник чтения. Счи­та­лось необ­хо­ди­мым знать ее как книгу самую нужную, самую жиз­нен­ную.

Научив­шись читать по Псал­тири и к тому же выучив ее наизусть, рус­ский чело­век уже нико­гда не рас­ста­вался с ней. Она была настоль­ной книгой наших пред­ков, спут­ни­цей во всех путе­ше­ствиях, иногда она так и назы­ва­лась «дорож­ной кни­жи­цей».

Рус­ский чело­век на осно­ва­нии своего глу­боко рели­ги­оз­ного чув­ства обра­щался к Псал­тири для раз­ре­ше­ния всех недо­уме­ний, находя в ней ответы на труд­ные жиз­нен­ные вопросы и даже поль­зу­ясь ею для исце­ле­ния боль­ных и одер­жи­мых нечи­стым духом.

Псал­тирь и сего­дня оста­ется в частом упо­треб­ле­нии как при бого­слу­же­ниях, так и в повсе­днев­ной жизни. Это свя­зано с тем, что слова Псал­тири не только «очи­щают душу, — как сви­де­тель­ствует свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — но даже один стих может вну­шить вели­кое любо­муд­рие, побу­дить к реше­нию и при­не­сти вели­кую пользу в жизни».

По срав­не­нию с дру­гими кни­гами Свя­щен­ного Писа­ния «книга псал­мов пред­став­ляет для всех обра­зец жизни души, — гово­рит свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий. — Кто читает другие книги, тот про­из­но­сит напи­сан­ное в них не как свои соб­ствен­ные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они гово­рят. Но, уди­ви­тель­ное дело, кто читает псалмы, тот все напи­сан­ное в них, за исклю­че­нием про­ро­че­ства о Спа­си­теле и языч­ни­ках, про­из­но­сит как бы от своего соб­ствен­ного имени, поет их, как будто они были напи­саны о нем или даже им самим. Согласно своей душев­ной рас­по­ло­жен­но­сти, всякий жела­ю­щий нахо­дит в псал­мах вра­че­ва­ние и исправ­ле­ние для каж­дого своего дви­же­ния». «Я думаю, — раз­мыш­ляет далее свя­ти­тель, — что в словах этой книги изме­рена и объята вся жизнь чело­ве­че­ская, все состо­я­ние души, все дви­же­ния мысли, так что в чело­веке ничего нельзя найти более».

Обо­зре­вая свя­то­оте­че­ское учение, мы видим, какое огром­ное зна­че­ние имеет Псал­тирь в нашей жизни. Поэтому при изу­че­нии пра­во­слав­ной куль­туры и в вос­пи­та­тель­ном про­цессе, осно­ван­ном на пра­во­слав­ной куль­туре, нужно исполь­зо­вать опыт пра­во­слав­ной Руси и в первую оче­редь исполь­зо­вать Псал­тирь, как, впро­чем, и все Свя­щен­ное Писа­ние, в каче­стве основы для устро­е­ния пра­виль­ной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить чело­век, но всяким словом, исхо­дя­щим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ).
игумен Петр (Пиголь)

«Какой при­ят­ный спут­ник для людей на всех пунк­тах их жизни пророк Давид. Как хорошо при­спо­соб­ля­ется он ко вся­кому духов­ному воз­расту и раз­де­ляет вся­кого рода заня­тия! С мла­ден­цами Божи­ими он весе­лится, с мужами под­ви­за­ется, юношей настав­ляет, стар­цев под­креп­ляет, – всем все бывает: для воинов ору­жием, для подвиж­ни­ков настав­ле­нием, для обу­ча­ю­щихся борьбе пале­строю, для побе­ди­те­лей венцом, на пир­ше­ствах весе­льем, на похо­ро­нах уте­ше­нием. Нет минуты в жизни нашей, кото­рая была бы лишена вся­кого рода при­ят­ных его бла­го­де­я­ний. Есть ли какая-либо молитва, кото­рой бы не под­креп­лял Давид? Есть ли какое празд­не­ство, кото­рого бы не делал свет­лым сей пророк».
св. Гри­го­рий Нис­ский

«Книга псал­мов объ­яс­няет все полез­ное из всех книг. Она про­ро­че­ствует о буду­щем, при­во­дит на память собы­тия, дает законы для жизни, пред­ла­гает пра­вила для дея­тель­но­сти. Короче говоря, она есть общая сокро­вищ­ница добрых учений и тща­тельно отыс­ки­вает, что каж­дому на пользу. Чему не научишься из псал­мов? Не позна­ешь ли отсюда вели­чие муже­ства, стро­гость спра­вед­ли­во­сти, чест­ность цело­муд­рия, совер­шен­ство бла­го­ра­зу­мия, образ пока­я­ния, меру тер­пе­ния и всякое из благ, какое ни наиме­ну­ешь. Здесь есть совер­шен­ное Бого­сло­вие, пред­ре­че­ние о При­ше­ствии Хри­сто­вом во плоти, надежда Вос­кре­се­ния, обе­то­ва­ния славы, откро­ве­ния Таинств. Все, как бы в вели­кой и общей сокро­вищ­нице, собрано в книге псал­мов».
св. Васи­лий Вели­кий

«По моему мнению, в книге псал­мов изме­рена и опи­сана словом вся жизнь чело­ве­че­ская и душев­ные рас­по­ло­же­ния и дви­же­ния помыс­лов, и сверх изоб­ра­жен­ного в ней ничего более не оты­щется в чело­веке. Потребно ли пока­я­ние и испо­ве­да­ние, постигли ли кого скорбь и иску­ше­ние, гоним ли кто или изба­вился от зло­умыш­ле­нии, стал ли опе­ча­лен и смущен и терпит что-либо подоб­ное ска­зан­ному выше, или видит себя пре­успе­ва­ю­щим, а врага при­ве­ден­ным в без­дей­ствие, или наме­рен вос­хва­лить, воз­бла­го­да­рить и бла­го­сло­вить Гос­пода – для всего этого имеет настав­ле­ние в Боже­ствен­ных псал­мах… Поэтому и сейчас каждый, про­из­нося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услы­шит про­ся­щих пса­лом­ским словом».
св. Афа­на­сий Вели­кий

Источник

Глава I. Псалтирь (что такое представляет собой она для верующего человека)

Для всех людей церковных, а прежде всего для самих священнослужителей и иноков, 7 Псалтирь – книга исключительно важного и именно жизненно-воспитывающего значения. И прямо можно сказать, что и самый тип лучших сынов русского народа, действительно верных сынов Святой Руси, прежде и больше всего вырабатывался и сложился именно под влиянием книги Псалтирь, ибо употребление ее в нашем народе, до последних его поколений, было исключительно широким и глубоким, так как и самое обучение грамоте долгие века велось в нем именно по книге Псалтирь с последовательным заучиванием ее стих за стихом, псалом за псалмом, наизусть. Недаром такой выдающейся церковно-общественный писатель, как С. А. Рачинский (бывший профессором Московского Университета по естествознанию) полстолетия тому назад писал: „Псалтирь – высочайший памятник лирической поэзии всех веков и народов. Содержание ее – цельное и вечное. Это – постоянное созерцание величия и милосердия Божия; сердечный порыв к высоте и чистоте нравственной; глубокое сокрушение о несовершенствах человеческой воли; непоколебимая вера в возможности победы над злом при помощи Божией. Из всех книг, написанных руками человеческими, не исключая Евангелий, ни одна не положила столь неизгладимой, столь повсеместной, столь властной печати своей, как Псалтирь‟. И в самом деле: все книги Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, даже ближе к ней стоящие учительные и пророческие, носят на себе в отношении к тому, кто их читает, внешний, как бы сторонний характер, так что читающий их всегда будет отличать себя от того, кто и что в них говорит. Апостол или пророк, пишущий их, обращается в своей речи к нам от себя, научая иль убеждая нас, и таким образом ставя нас в положение как бы его слушателей или учеников, лишь приводимых данным его словом к тем или иным верованиям и нравственным привычкам. Евангелия же и прямо рисуют, как объективно стоящий пред нашими очами, Богочеловеческий облик Спасителя – в Его Божественных действиях и, связанных с ними, речах Его. Иное дело Псалтирь. Все ее 150 псалмов – сплошь переживания субъективного типа (за редкими и очень краткими вставками характера объективного, представляющими собой как бы отклик Божественной Личности, к Которой направляется мольба: например – в общеизвестном 90 пс. „Живый в помощи Вышняго‟, или 80-м – „Радуйтеся Богу, Помощнику нашему‟). Даже и в тех местах, где содержатся призывы псалмопевца к другим (напр. в ряде псалмов хвалебных), читающий их ставится в положение не этих „других‟, лишь слушающих данный псалом, а тех, кто переживает сам содержание его, и прежде всего – того же писателя псалма, разделяя, выявленную там, настроенность его. Настроенность же эта здесь всегда одна: живое и сердечное отношение наше к Богу, постоянное проникновенное предстояние души нашей пред Ним. И будет ли это прямая молитва к Нему в типе прошения, или благодарности, или хваления и славословий; или это – благоговейное размышление о Нем, воспоминание чудес Его, изображение Промысла Его; будет ли это, как еще чаще, начертание противоположности путей праведника и грешных: всюду и постоянно сердце человека в псалме направлено к Богу, и непременно согревается благоговейными чувствами преданности Ему, всегда влечет и наше сердце к такой же искренней и горячей вере в Него, любви к Нему, непозыблемому упованию на Него. Читать человеку псалмы, и читать хорошо – это значит: утвердить сердце свое в Боге, с Ним беседовать, о Нем мыслить, к Нему устанавливать устремление всей личной жизни своей. Но шевеля так, размягчая, будя и разогревая наше сердце, и привлекая – именно „прилепляя‟ его – к Богу, Псалтирь содержанием своим необычайно обогащает нашу душу, как и отвечает самым разнообразным запросам, нуждам и потребностям ее.

И потому-то самые великие отцы Церкви с особенной убежденностью и одушевлением свидетельствуют нам о таком исключительно-важном значении для нас Псалтири. Так, св. Иоанн Златоуст оттеняет в этом случае, прежде всего обилие чисто догматических истин в Псалтири. „В псалмах, – говорит он, – мы научаемся многим полезным вещам. Давид говорит тебе и о настоящем и о будущем, о видимых и невидимых тварях; он учить тебя и о воскресении, и об Иисусе Христе, и о будущей жизни, и о покое праведных, и о муках грешных; сообщает тебе и нравственное и догматическое учение. Словом, в Псалтири ты найдешь бесчисленные блага‟. Или, как обобщает это св. Василий Великий: „Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во плоти, есть угрожение судом Божиим. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице‟.

Св. Афанасий Великий останавливает наше внимание на другой стороне воздействия Псалтири: „Книга псалмов, – говорит он, – кажется мне, ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли каяться, исповедоваться; угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя, или строят против тебя ковы, уныние ли овладело тобой или беспокойство, или что подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа, – в божественных псалмах найдешь наставление касательно этого.‟ „Ты впал в искушение, – изображает Златоуст это применение псалтыри в нашей практической жизни, – найдешь в ней самое лучшее утешение. Впал в грехи: найдешь бесчисленные врачевства. Впал в бедность или несчастье, – увидишь там много пристаней. Если ты праведник, приобретешь оттуда самое надежное подкрепление, если грешник, – самое надежное утешение. Если тебя надмевают добрые дела твои, там научишься смирению. Если грехи твои повергают тебя в отчаяние, там найдешь для себя всякое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец, или отличаешься высокой мудростью, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, псалмопевец убедит тебя, что на земле нет ничего великого. Если ты поражен скорби, услышишь утешение. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешными, получишь объяснение этого. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно наслаждаются счастьем, научишься не завидовать им. Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей.‟

Подобным же образом и св. Василий, удостоверяя, что все, что есть полезного во всех книгах св. Писания, заключает в себе книги псалмов, и, называя ее „общей духовной сокровищницей благих наставлений‟, ручался в том, что „всякий найдет в ней с избытком то, что для него полезно‟. И далее он указывает, что она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному доставляет быстрое облегчение от боли; она подкрепляет немощное, сохраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляешь спокойствие души, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягчает душу гневную и уцеломудривает – любострастную. А св. Амвросий Медиоланский указывает и основную причину такого действия Псалтири на человека. „Во всем писании, – говорит он, – дышит благодать Божья; но в сладкой песни псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчества предвозвещают, нравоучение убеждает: а книга псалмов успевает во всем этом, и есть самая полная врачебница спасения человеческого‟.

Наконец, приведем характеристику Псалтири, в приложении к каждому из нас, более позднего из типа отеческих толкователей ее – Евфимия Зигабена, который писал: „Псалом есть собеседование с Богом; он приближает к нам ангелов, отгоняет от нас демонов; возбуждает ясное настроение в душе, облегчает дневные труды наши, служит средством к защищению нас от ночных страхов; для начинающих учение, он есть самое первое и основное наставление; для успевающих в учении, он – приращение познаний; для оканчивающих его, он – утверждение в приобретенных познаниях. Псалом, это – необоримый щит, самое лучшее украшение для царей и подданных, как то: начальников и находящихся под начальством; для воинов, и для людей, вовсе незнакомых с воинским искусством; для образованных и необразованных, для отшельников и для людей, принимающих участие в делах государственных; для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и не знающих вовсе никакого ремесла; для мужчин и женщин, для старцев и юношей, для людей всякого происхождения, возраста, положения в свете, для людей всякой профессии. украшение как вообще, так и в частности, и даже в каждую минуту: как у себя дома, так равно и в собрании, в храме, на поле, в пустыне, в дороге и вообще всюду. Коротко сказать, псалом для человека, это – совершенно то же, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь такое, что всякому и необходимо и полезно.

‟Состоя из 150 псалмов, Псалтирь по богослужебному употребление делится на 20 кафизм – частей, приблизительно равных между собою по объему. Наш церковный устав указывает прочитывать при богослужениях Псалтирь каждую неделю (а в Великом Посту – два раза в неделю.) Но живущие в миру, люди наших дней, хорошо сделают, если каждый день будут прочитывать хотя бы по одной кафизме, с теми дополнительными к ним тропарями и молитвами, которые напечатаны в нашем „Домашнем молитвослове.‟ 8

Для того, чтобы нам знать и то, как читать Псалтирь, и к чему направлять такое чтение, полезно ознакомиться здесь еще и с тем предисловием к чтению ее, какое печаталось в богослужебной Следованной Псалтири (лист II изд. 1898 г.) на те случаи, когда приходилось читать ее без иерея.

„Глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. Царю небесный: Трисвятое. По Отче наш. И тропари сия: Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, приносим: помилуй нас.

Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество – небо Церковь показа: с человеки ликуют ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: аллилуйя. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений: к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего – дати ми оставление, яже содеях, лютых, Едина Благословенная! Господи помилуй – 40 раз.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице.

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира! Поспеши и направи сердце мое начати с разумом, и кончати делы благими Богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, их же ныне хощу глаголати аз недостойный. Разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой, и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати-си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю 9 : да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, Дóндеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж. тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая‟.

Данная 1-я глава представляет собой введение в разрабатываемый нами труд – Псалтирь на славянском и русском языках, с вводными разъяснениями к псалмам, а также дополнительными толкованиями по стихам, заимствуемыми нами по преимуществу, из обстоятельнейшего труда архиепископа Иринея. Судя по устарелому, полуславянскому языку, толкованиям этим в настоящее время гораздо более ста лет, а между тем по содержанию своему они представляют собой наиболее солидное и удовлетворительное по полноте, обстоятельности и правильности объяснений, пособие, почему и выдержало оно так много изданий: у нас под руками – издание девятое, 1903-го года (часть первая, стр. 1–536; часть вторая 1–440). Особенно хороша она в первой половине труда.

Ясное указание о таком значении для них книги Псалтирь и об обязанности хорошего знакомства с ней мы находим и в правилах вселенских соборов (см. VII вс. собора правило 2-ое).

Епископ Димитрий. „Домашний молитвослов‟ (для усердствующих). Харбин 1937 г., стр. 1–148.

То есть: не о внешнем произношении устами заботиться, но веселиться о смысле произносимых слов, и приготовлять себя к совершению тех добрых дел, коим учусь и о которых говорю.

Источник: Дмитрий (Вознесенский), еп. Псалтирь протолкованная. Харбин, 1941

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *