Псалтырь что это такое
Что такое Псалтирь
Что такое Псалтирь
Книга Псалтирь — это сборник из 150 псалмов, особого жанра молитвословной поэзии. Псалмы при этом поются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Раньше это были щипковые инструменты, отсюда и название «псалом», от греческого слова «щипать». Сейчас в западноевропейской традиции музыкальное сопровождение псалмов — орган.
История создания
Псалтирь — это одна из книг, входящих в состав Ветхого Завета. Первый автор псалмов — Царь Давид. В иудейской традиции книга Псалтирь называется «тегелим». Поэзия Псалтири возвышенная и восторженная. В числе авторов Псалтири, кроме царя Давида:
Когда читают Псалтирь
Псалмы из Псатири закреплены за определенными богослужениями суточного круга, но их исполняют не только в храме. Псалмы подходят и для домашней молитвы. Псалтирь читают и на божественной литургии, молебнах, на заупокойной службе.
Кроме того, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Именно поэтому Псалтирь поделена на разделы, всего их 20, каждый из них в свою очередь делится на кафизмы. В каждой кафизме от шести до девяти псалмов.
Значение Псалтири для христианина
Святитель Григорий Нисский о Псалтири:
«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».
Святитель Афанасий Великий о Псалтири:
«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.
Хор Валаамского монастыря. Псалтирь
Псалтирь
Текст Псалтири и переводы
Псалтирь в храмовом Богослужении
Псалтирь в келейном (домашнем) Богослужении
Псалтирь в Аудиформате
Псалти́рь или Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах).
Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.
В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.
По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.
В церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 частей – кафизм, или седальнов, т.е. таких отделений, после которых в древней церкви позволялось сидеть (во время полагавшихся вслед за чтением псалмов объяснений их).
Почему Псалтирь, будучи произведением ветхозаветной эпохи, так часто употребляется в Православном богослужении?
Псалтирь, как и все вообще Книги, вошедшие в Священный Канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению Святого Духа.
Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своём отношении к миру.
Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством прообразов) ( Пс.21:18-19 ).
Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной молитвы.
Некоторые псаломские стихи представляют собой хвалебные молитвы. В этих стихах Бог восхваляется и прославляется как Всесовершенный Создатель, Единый Небесный Владыка владык ( Пс.8:2 ).
Другие отображают благодарственное отношение верующего к Богу за Его благодеяния, изливаемые в мир, за Его милости ( Пс.27:6 ).
Немало стихов, если их обобщить, выражают вопль страждущего, гибнущего во грехах человека с просьбой о помощи ( Пс.50:3-7 ).
Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, их нельзя назвать устаревшими. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор.
Все они вкупе и каждый в отдельности служат к назиданию верующих и могут использоваться в качестве поучающих пособий ( Пс.1:1-5 ).
В силу этих причин чтение и пение псалмов было усвоено богослужебною практикой Церкви.
В качестве частных причин усвоения новозаветным богослужением ветхозаветных псалмов можно назвать и то, что первое время Церковь Христова приумножалась за счёт иудеев, которые были воспитаны на псалмах и которым они были особенно близки.
Известная на сегодняшний день форма развитого Православного богослужения появилось в Церкви не вдруг. Сугубо христианские песнопения, гимны, молитвы, даже Писания формировались медленно, постепенно. В этом отношении трезвое заимствование того лучшего, что входило в состав ветхозаветной богослужебной традиции, тоже было уместно.
О псалмопении
В период деятельного подвижничества исихаст, как говорит одна греческая рукопись XIV века, хранящаяся на Афоне в Иверском монастыре, имеет три главных дела: первое дело (для начинающих) — ослаблять страсти; второе (для преуспевающих) — заниматься псалмопением; третье (для преуспевших) — терпеть в молитве.
Ослаблять страсти — означает прежде всего не питать их греховными делами и помыслами, противостоять им, следуя церковным установлениям и приобщаясь святых таинств, вытесняя страсти приобретением христианских добродетелей.
В деле же очищения от страстей и воспитания души для Царствия Божия особое значение имеет псалмопение. На этом я хочу остановиться подробнее.
Книга Псалтирь заключает в себе собрание духовных песен и входит в канон Священного Писания Ветхого Завета. Свое названия эта книга получила от музыкального инструмента, игрой на котором пророк Давид сопровождал пение псалмов.
В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому все псалмы проникнуты святостью. Псалтирь раскрывает людям Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры. Она, как писал святитель Василий Великий, «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».
Несомненное влияние на душу человека оказывает и сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».
«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно», — считает святитель Амвросий Медиоланский. Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. «Надобно знать, — указывает древний христианский мыслитель Ориген, — что слово Божие имеет всякую силу и такую крепость, что может очищать пороки и загрязненному возвращать прежнюю цветность. Ибо живо слово Божие, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого ( Евр.4:12 )». На очищающую силу Своего слова указывал и Господь Иисус Христос, когда говорил ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» ( Ин.15:3 ). «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».
Как и когда происходит это освящение? Следуя святоотеческому учению, ответить на этот вопрос можно следующим образом.
Слова или мысли, воспринимаемые человеком или возникающие в нем самом, заключают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мысленную силу и оказывает на человека определенное воздействие. Какое влияние претерпевает человек, положительное или отрицательное, зависит от того, откуда исходят эти образы. Бог по снисхождению и благоволению Своему дает ведение о Себе в образах, доступных человеку. И если человек воспринимает эти Божественные образы, то они пожигают в нем страсти и освящают его. Тогда они противостоят образам, творимым самим человеком и внушаемым демонами. Последние, в случае их принятия душою, будут извращать духовный образ человека, созданного по образу и подобию Божию.
Следовательно, если при чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, то очень важно на протяжении определенного периода духовной жизни питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писание богодухновенно и полезно ( 2Тим.3:16 ), для того написано Духом Святым, — объяснял значение Псалтири святитель Василий Великий, — чтобы в нем, как в общей врачебнице духа, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от собственного своего недуга».
«Как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов заповедали отцы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — читать псалмы каждый вечер (в частности, «Господи, воззвах»), чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня… мы очистили при наступлении вечера посредством этих духовных песен. Они есть врачевство, которое истребляет все неподобное. Пение псалмов обуздывает силу сладострастия, окрыляет ум и возвышает душу. Святитель призывает и во время благоденствия, наслаждаясь дарами Божиими, «возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания».
Псалтирь стала главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири». Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужениях, воспринималась не только как учебник чтения. Считалось необходимым знать ее как книгу самую нужную, самую жизненную.
Научившись читать по Псалтири и к тому же выучив ее наизусть, русский человек уже никогда не расставался с ней. Она была настольной книгой наших предков, спутницей во всех путешествиях, иногда она так и называлась «дорожной книжицей».
Русский человек на основании своего глубоко религиозного чувства обращался к Псалтири для разрешения всех недоумений, находя в ней ответы на трудные жизненные вопросы и даже пользуясь ею для исцеления больных и одержимых нечистым духом.
Псалтирь и сегодня остается в частом употреблении как при богослужениях, так и в повседневной жизни. Это связано с тем, что слова Псалтири не только «очищают душу, — как свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, — но даже один стих может внушить великое любомудрие, побудить к решению и принести великую пользу в жизни».
По сравнению с другими книгами Священного Писания «книга псалмов представляет для всех образец жизни души, — говорит святитель Афанасий Великий. — Кто читает другие книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но, удивительное дело, кто читает псалмы, тот все написанное в них, за исключением пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы от своего собственного имени, поет их, как будто они были написаны о нем или даже им самим. Согласно своей душевной расположенности, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения». «Я думаю, — размышляет далее святитель, — что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более».
Обозревая святоотеческое учение, мы видим, какое огромное значение имеет Псалтирь в нашей жизни. Поэтому при изучении православной культуры и в воспитательном процессе, основанном на православной культуре, нужно использовать опыт православной Руси и в первую очередь использовать Псалтирь, как, впрочем, и все Священное Писание, в качестве основы для устроения правильной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ).
игумен Петр (Пиголь)
«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк».
св. Григорий Нисский
«Книга псалмов объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов».
св. Василий Великий
«По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».
св. Афанасий Великий
Глава I. Псалтирь (что такое представляет собой она для верующего человека)
Для всех людей церковных, а прежде всего для самих священнослужителей и иноков, 7 Псалтирь – книга исключительно важного и именно жизненно-воспитывающего значения. И прямо можно сказать, что и самый тип лучших сынов русского народа, действительно верных сынов Святой Руси, прежде и больше всего вырабатывался и сложился именно под влиянием книги Псалтирь, ибо употребление ее в нашем народе, до последних его поколений, было исключительно широким и глубоким, так как и самое обучение грамоте долгие века велось в нем именно по книге Псалтирь с последовательным заучиванием ее стих за стихом, псалом за псалмом, наизусть. Недаром такой выдающейся церковно-общественный писатель, как С. А. Рачинский (бывший профессором Московского Университета по естествознанию) полстолетия тому назад писал: „Псалтирь – высочайший памятник лирической поэзии всех веков и народов. Содержание ее – цельное и вечное. Это – постоянное созерцание величия и милосердия Божия; сердечный порыв к высоте и чистоте нравственной; глубокое сокрушение о несовершенствах человеческой воли; непоколебимая вера в возможности победы над злом при помощи Божией. Из всех книг, написанных руками человеческими, не исключая Евангелий, ни одна не положила столь неизгладимой, столь повсеместной, столь властной печати своей, как Псалтирь‟. И в самом деле: все книги Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, даже ближе к ней стоящие учительные и пророческие, носят на себе в отношении к тому, кто их читает, внешний, как бы сторонний характер, так что читающий их всегда будет отличать себя от того, кто и что в них говорит. Апостол или пророк, пишущий их, обращается в своей речи к нам от себя, научая иль убеждая нас, и таким образом ставя нас в положение как бы его слушателей или учеников, лишь приводимых данным его словом к тем или иным верованиям и нравственным привычкам. Евангелия же и прямо рисуют, как объективно стоящий пред нашими очами, Богочеловеческий облик Спасителя – в Его Божественных действиях и, связанных с ними, речах Его. Иное дело Псалтирь. Все ее 150 псалмов – сплошь переживания субъективного типа (за редкими и очень краткими вставками характера объективного, представляющими собой как бы отклик Божественной Личности, к Которой направляется мольба: например – в общеизвестном 90 пс. „Живый в помощи Вышняго‟, или 80-м – „Радуйтеся Богу, Помощнику нашему‟). Даже и в тех местах, где содержатся призывы псалмопевца к другим (напр. в ряде псалмов хвалебных), читающий их ставится в положение не этих „других‟, лишь слушающих данный псалом, а тех, кто переживает сам содержание его, и прежде всего – того же писателя псалма, разделяя, выявленную там, настроенность его. Настроенность же эта здесь всегда одна: живое и сердечное отношение наше к Богу, постоянное проникновенное предстояние души нашей пред Ним. И будет ли это прямая молитва к Нему в типе прошения, или благодарности, или хваления и славословий; или это – благоговейное размышление о Нем, воспоминание чудес Его, изображение Промысла Его; будет ли это, как еще чаще, начертание противоположности путей праведника и грешных: всюду и постоянно сердце человека в псалме направлено к Богу, и непременно согревается благоговейными чувствами преданности Ему, всегда влечет и наше сердце к такой же искренней и горячей вере в Него, любви к Нему, непозыблемому упованию на Него. Читать человеку псалмы, и читать хорошо – это значит: утвердить сердце свое в Боге, с Ним беседовать, о Нем мыслить, к Нему устанавливать устремление всей личной жизни своей. Но шевеля так, размягчая, будя и разогревая наше сердце, и привлекая – именно „прилепляя‟ его – к Богу, Псалтирь содержанием своим необычайно обогащает нашу душу, как и отвечает самым разнообразным запросам, нуждам и потребностям ее.
И потому-то самые великие отцы Церкви с особенной убежденностью и одушевлением свидетельствуют нам о таком исключительно-важном значении для нас Псалтири. Так, св. Иоанн Златоуст оттеняет в этом случае, прежде всего обилие чисто догматических истин в Псалтири. „В псалмах, – говорит он, – мы научаемся многим полезным вещам. Давид говорит тебе и о настоящем и о будущем, о видимых и невидимых тварях; он учить тебя и о воскресении, и об Иисусе Христе, и о будущей жизни, и о покое праведных, и о муках грешных; сообщает тебе и нравственное и догматическое учение. Словом, в Псалтири ты найдешь бесчисленные блага‟. Или, как обобщает это св. Василий Великий: „Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во плоти, есть угрожение судом Божиим. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице‟.
Св. Афанасий Великий останавливает наше внимание на другой стороне воздействия Псалтири: „Книга псалмов, – говорит он, – кажется мне, ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли каяться, исповедоваться; угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя, или строят против тебя ковы, уныние ли овладело тобой или беспокойство, или что подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа, – в божественных псалмах найдешь наставление касательно этого.‟ „Ты впал в искушение, – изображает Златоуст это применение псалтыри в нашей практической жизни, – найдешь в ней самое лучшее утешение. Впал в грехи: найдешь бесчисленные врачевства. Впал в бедность или несчастье, – увидишь там много пристаней. Если ты праведник, приобретешь оттуда самое надежное подкрепление, если грешник, – самое надежное утешение. Если тебя надмевают добрые дела твои, там научишься смирению. Если грехи твои повергают тебя в отчаяние, там найдешь для себя всякое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец, или отличаешься высокой мудростью, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, псалмопевец убедит тебя, что на земле нет ничего великого. Если ты поражен скорби, услышишь утешение. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешными, получишь объяснение этого. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно наслаждаются счастьем, научишься не завидовать им. Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей.‟
Подобным же образом и св. Василий, удостоверяя, что все, что есть полезного во всех книгах св. Писания, заключает в себе книги псалмов, и, называя ее „общей духовной сокровищницей благих наставлений‟, ручался в том, что „всякий найдет в ней с избытком то, что для него полезно‟. И далее он указывает, что она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному доставляет быстрое облегчение от боли; она подкрепляет немощное, сохраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляешь спокойствие души, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягчает душу гневную и уцеломудривает – любострастную. А св. Амвросий Медиоланский указывает и основную причину такого действия Псалтири на человека. „Во всем писании, – говорит он, – дышит благодать Божья; но в сладкой песни псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчества предвозвещают, нравоучение убеждает: а книга псалмов успевает во всем этом, и есть самая полная врачебница спасения человеческого‟.
Наконец, приведем характеристику Псалтири, в приложении к каждому из нас, более позднего из типа отеческих толкователей ее – Евфимия Зигабена, который писал: „Псалом есть собеседование с Богом; он приближает к нам ангелов, отгоняет от нас демонов; возбуждает ясное настроение в душе, облегчает дневные труды наши, служит средством к защищению нас от ночных страхов; для начинающих учение, он есть самое первое и основное наставление; для успевающих в учении, он – приращение познаний; для оканчивающих его, он – утверждение в приобретенных познаниях. Псалом, это – необоримый щит, самое лучшее украшение для царей и подданных, как то: начальников и находящихся под начальством; для воинов, и для людей, вовсе незнакомых с воинским искусством; для образованных и необразованных, для отшельников и для людей, принимающих участие в делах государственных; для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и не знающих вовсе никакого ремесла; для мужчин и женщин, для старцев и юношей, для людей всякого происхождения, возраста, положения в свете, для людей всякой профессии. украшение как вообще, так и в частности, и даже в каждую минуту: как у себя дома, так равно и в собрании, в храме, на поле, в пустыне, в дороге и вообще всюду. Коротко сказать, псалом для человека, это – совершенно то же, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь такое, что всякому и необходимо и полезно.
‟Состоя из 150 псалмов, Псалтирь по богослужебному употребление делится на 20 кафизм – частей, приблизительно равных между собою по объему. Наш церковный устав указывает прочитывать при богослужениях Псалтирь каждую неделю (а в Великом Посту – два раза в неделю.) Но живущие в миру, люди наших дней, хорошо сделают, если каждый день будут прочитывать хотя бы по одной кафизме, с теми дополнительными к ним тропарями и молитвами, которые напечатаны в нашем „Домашнем молитвослове.‟ 8
Для того, чтобы нам знать и то, как читать Псалтирь, и к чему направлять такое чтение, полезно ознакомиться здесь еще и с тем предисловием к чтению ее, какое печаталось в богослужебной Следованной Псалтири (лист II изд. 1898 г.) на те случаи, когда приходилось читать ее без иерея.
„Глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. Царю небесный: Трисвятое. По Отче наш. И тропари сия: Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество – небо Церковь показа: с человеки ликуют ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: аллилуйя. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений: к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего – дати ми оставление, яже содеях, лютых, Едина Благословенная! Господи помилуй – 40 раз.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице.
Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира! Поспеши и направи сердце мое начати с разумом, и кончати делы благими Богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, их же ныне хощу глаголати аз недостойный. Разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой, и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати-си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю 9 : да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Таже постой мало, Дóндеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж. тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая‟.
Данная 1-я глава представляет собой введение в разрабатываемый нами труд – Псалтирь на славянском и русском языках, с вводными разъяснениями к псалмам, а также дополнительными толкованиями по стихам, заимствуемыми нами по преимуществу, из обстоятельнейшего труда архиепископа Иринея. Судя по устарелому, полуславянскому языку, толкованиям этим в настоящее время гораздо более ста лет, а между тем по содержанию своему они представляют собой наиболее солидное и удовлетворительное по полноте, обстоятельности и правильности объяснений, пособие, почему и выдержало оно так много изданий: у нас под руками – издание девятое, 1903-го года (часть первая, стр. 1–536; часть вторая 1–440). Особенно хороша она в первой половине труда.
Ясное указание о таком значении для них книги Псалтирь и об обязанности хорошего знакомства с ней мы находим и в правилах вселенских соборов (см. VII вс. собора правило 2-ое).
Епископ Димитрий. „Домашний молитвослов‟ (для усердствующих). Харбин 1937 г., стр. 1–148.
То есть: не о внешнем произношении устами заботиться, но веселиться о смысле произносимых слов, и приготовлять себя к совершению тех добрых дел, коим учусь и о которых говорю.
Источник: Дмитрий (Вознесенский), еп. Псалтирь протолкованная. Харбин, 1941
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»