Псалом 4 для чего читают в чем заключается
Псалом Давида 4
Великий и милостивый Господь даровал своему народу множества путей обращения к Нему через Святую Троицу, Святых, Богородицу и молитвы. Имея во всеоружии множество воззваний, православные верующие часто обращаются к Псалтырю, хранителю молитв, проверенных веками.
Псалом 4 — одна из многих песен, написанных царем Давидом в час испытаний и страданий, на которую псалмопевец получил ответ и поддержку Бога.
Толкование Псалма 4
Авессалом, предавший отца и поднявший на царя восстание, уничтожен. Давид благодарит Бога за спасение, подчеркивая свою преданность Творцу, но в его душе живет боль.
В самом начале этой песни написано «В конец». Многие толкователи Библии сходятся в том, что это означает приход Христа.
Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
И в этот раз Давид в скорби обращается к Творцу, у него тяжело на душе, но, несмотря на великую боль, царь утверждает, что Господь слышит молитвы взывающих.
Другие псалмы царя Давида:
Акцент этого стиха стоит на утверждении, что Бог — наша правда, Он есть праведность, покровительство и сила нашего оправдания.
Предавший отца Авессалом многое обещал восставшим воинам, они обольстились обещаниями предателя, увлеклись мирской суетой, забыв, что Давид — помазанник Божий.
Читайте также интересные статьи:
Чтобы познать дивную силу Творца, нужно встать на путь истины, отказаться от лживых увлечений и пристрастий.
Вседействующий промысел Господний сходит на преподобных Создателю. Давид полностью осознает, кто он есть перед Богом. Любящий Отец знает о наших грехах, слышит покаяния и видит в каждом, призывающим имя Иисуса, Свое подобие.
Милостивый Творец избавил Давида от восставших воинов и даровал ему победу, как ответ на хвалу.
Бесчинствуют, забывая, что суд должен творить только Всевышний. Бог есть любовь, и не может от любящего создания течь река грязной ругани, гнева.
Важно! Не согрешайте, когда в пылу возмущения, посылаете проклятия в жизнь своих людей. Ведь придется пожинать посеянное через жертву правды. Упование на Бога — великая награда для всех последователей Христа.
На ложах своих, то есть в состоянии покоя, размышляйте о содеянном, дурном. Анализируйте все слова и помыслы, которые овладевали вами на протяжении дня. Раскаяние и умиротворение сменит гнев и раздражение в суетном, наполненном возмущении сердце.
Нераскаянный грех захлопнет двери милости Божьей, и тогда можно часами вопрошать, почему нет ответа, ибо Богу угодно прощение и смирение.
Статьи о Ветхом Завете:
Псалмопевец отвечает просто, что слепым не дано видеть, настолько благ и милостив Господь, ибо на уповающих на Создателя всегда снисходит свет Его Лица.
Когда и как читать псалом
Бог наш, Всевышний Создатель, всегда с нами, Он готов прийти на помощь во всех ситуациях, когда:
Подробное толкование и роль псалма 4 в православной вере
История написания
Из надписания псалма следует, что он предназначен для исполнения на струнных инструментах. В Библии на еврейском, греческом и латинском языках авторство приписывается царю Давиду. Это подтверждается содержанием текста, в котором отражается бегство царя из Иерусалима из-за восстания Авессалома.
Автор указывает, что он «в тесноте», а о врагах говорит, как о любящих суету и ищущих ложь. Он рассказывает о том, что людям, которые его сопровождают и хранят ему верность, испытывают нехватку продовольствия, чуть ли не отчаиваются, а затем получают пропитание. В это время царь находился в пустыне Маханаим, а продовольственная проблема решилась благодаря дару муки, меда, ячменя, овец и зерен, который принесли Сови, Махир и Верзеллий.
Обратившись к Господу, моля о помощи, псалмопевец предложил восставшим на него одуматься и покаяться. А сам пророк, получивший помощью Божию, в мире засыпает. По последним словам можно предположить, что это вечерняя молитва. Она дополняет 3-й псалом, который можно рассматривать, как молитву утреннюю.
Псалом 4 предназначен для исполнения на струнных инструментах
Толкование и смысл псалма
Архиепископ Ириней (Клементьевский) предложил свой вариант толкования псалма. По его мнению, в тексте говорится о благодарении Давидом Господа за избавление от наговоров Авессалома. Это содержание является историческим. В духовном смысле царь и пророк личным примером убеждает народ всегда прибегать к Богу и просить Его помощи в сложных обстоятельствах. Это показывает, что промысел Божий в большей мере относится к благочестивым. Здесь же автор учит тому, что благополучие человека – это не обилие земных благ и богатств, но спокойная совесть.
По толкованию святителя Афанасия Великого, этот псалом царь Давид написал после победы над врагами. Слова «в конец» Акила и Веодотюн трактовали как «победителю», а Симмах – «победная песнь».
В стихе 2 автор говорит, что Господь не только вывел его из сложных обстоятельств, но и помог стать на «широте». Им были получены пища и ткани в то тяжелое время, когда он спасался от Авессалома в пустыни. Врагам сказано, что суетна и лжива надежда погубить праведного, надеясь на многочисленное войско.
Пророк обратился к своим домашним, а вместе с ними и ко всем людям, говоря, что если человек допустит в себе гнев, то его можно нейтрализовать «умилением сердца в безмолвии».
Псалом 4 содержит в себе наставление псалмопевца о том, как преодолевать врагов. Для этого нужно делать правду и приносить это в жертву Господу.
Видео «Чтение псалма 4»
В этом видео представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.
Когда и как читать псалом
Псалтирь читается в храмах, но ее можно и нужно читать во время домашней молитвы. Псалтырь делится на 20 кафизм. Псалом 4 входит в чинопоследование Великого повечерия и находится в первой кафизме. Сколько кафизм читать и о чем молиться на «Славе», человек определяет сам, посоветовавшись с духовником, чтобы молитвенное правило было ему по силам.
Псалмы следует читать на церковнославянском языке. Чтобы было легче, используются церковнославянские тексты, написанные русскими буквами. Не стоит использовать перевод, оправдываясь невозможность понять смысл. Во-первых, постоянно читая Псалтирь, человек постепенно привыкает и вникает в суть. Во-вторых, как учил прп. Арсений Великий, «бесы понимают и бегут».
Существует практика чтения отдельных псалмов в определенных нуждах. Псалом 4 читают в следующих случаях:
Псалом Давида 4: рассмотрим все нюансы
Псалом 4 — одна из тех многочисленных песен, которые были написаны царем Давидом в часы выпавших на его долю страданий и испытаний. Он сокрушается по поводу ожесточения сердец человеческих и просит Бога помочь людям освободиться от жестокосердия.
Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу
Читать четвертый Псалом необходимо тем людям, которые отличаются раздражительность, суетливостью и нервозность. Которым непросто взять себя в руки и успокоится. Кто постоянно переживает по поводу всяких мелочей. Любит ссорится и выяснять отношения. Суетятся попусту. Не могут полностью довериться Богу и все свои проблемы возложить на Него. Доподлинно не известно, когда именно этот Псалом был написан Давидом. Но это явно было тяжелое для него время. Тогда его слава как царя была поругана. Многие были недовольны его правлением. Может, в то время была война, может, он бежал от своего сына Аввессалома, который хотел занять его престол еще при жизни отца. Историки разнятся во мнениях.
Но ясно одно, что Давид переживал по поводу волнений среди своего народа и своего шаткого положения. Но продолжал уповать на Господа, который никогда его не подводил. И в это раз царь был уверен, что все будет хорошо. Бог много раз до этого доказывал Давиду, что всегда находится рядом и следит за тем, что жизни Давиду ничего не угрожало. В каких бы сражениях ни участвовал Давид, он всегда возвращался с поля боя живым и здоровым. Вот и сейчас, как тяжело не было бы царю на сердце, но уверен, что Всемогущий не оставит его, а поддержит, как делал это на протяжении всей жизни мужчины.
Текст молитвы псалом 4
При проведении богослужений используется церковнославянский или старославянский язык. С его помощью молитва достигает Господа и доносит просьбы и мольбы верующих
На церковнославянском языке
В конец, в песнех псалом Давиду
1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.
2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?
3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.
4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.
5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.
6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.
8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.
На русском языке
Если читать псалом 4 на русском языке, то становятся более понятны переживания и страдания певца, его смятение и желание найти защиту Господа:
К исполнению, на струнах. Песнь Давида.
1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.
2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?
3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.
4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.
5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.
6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!
7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.
8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.
История написания
Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.
Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.
При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.
Толкование Псалма 4
Авессалом, предавший отца и поднявший на царя восстание, уничтожен. Давид благодарит Бога за спасение, подчеркивая свою преданность Творцу, но в его душе живет боль.
В 4 псалме Давид просит Бога услышать его молитву
В самом начале этой песни написано «В конец». Многие толкователи Библии сходятся в том, что это означает приход Христа.
Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
И в этот раз Давид в скорби обращается к Творцу, у него тяжело на душе, но, несмотря на великую боль, царь утверждает, что Господь слышит молитвы взывающих.
Другие псалмы царя Давида:
Акцент этого стиха стоит на утверждении, что Бог — наша правда, Он есть праведность, покровительство и сила нашего оправдания.
Предавший отца Авессалом многое обещал восставшим воинам, они обольстились обещаниями предателя, увлеклись мирской суетой, забыв, что Давид — помазанник Божий.
Чтобы познать дивную силу Творца, нужно встать на путь истины, отказаться от лживых увлечений и пристрастий.
Вседействующий промысел Господний сходит на преподобных Создателю. Давид полностью осознает, кто он есть перед Богом. Любящий Отец знает о наших грехах, слышит покаяния и видит в каждом, призывающим имя Иисуса, Свое подобие.
Милостивый Творец избавил Давида от восставших воинов и даровал ему победу, как ответ на хвалу.
Бесчинствуют, забывая, что суд должен творить только Всевышний. Бог есть любовь, и не может от любящего создания течь река грязной ругани, гнева.
Важно! Не согрешайте, когда в пылу возмущения, посылаете проклятия в жизнь своих людей. Ведь придется пожинать посеянное через жертву правды. Упование на Бога — великая награда для всех последователей Христа.
На ложах своих, то есть в состоянии покоя, размышляйте о содеянном, дурном. Анализируйте все слова и помыслы, которые овладевали вами на протяжении дня. Раскаяние и умиротворение сменит гнев и раздражение в суетном, наполненном возмущении сердце.
Бог дает через Давида совет, как можно совладать с гневом, чтобы не согрешить
Нераскаянный грех захлопнет двери милости Божьей, и тогда можно часами вопрошать, почему нет ответа, ибо Богу угодно прощение и смирение.
Статьи о Ветхом Завете:
Псалмопевец отвечает просто, что слепым не дано видеть, настолько благ и милостив Господь, ибо на уповающих на Создателя всегда снисходит свет Его Лица.
Когда и как читать псалом
Бог наш, Всевышний Создатель, всегда с нами, Он готов прийти на помощь во всех ситуациях, когда:
Важно! Читать Псалом 4 нужно с покаянным сердцем и полным доверием Создателю.
Псалом 4
Пс.4:1 В конец, в песнех, псалом Давиду,
Пс.4:2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.
Случаются с каждым, можно сказать, человеком скорби, которые происходят или от клеветы, или от другой какой напасти или несчастья. Такие скорби производят в сердце человека тугу, тесноту сердечную, человек испытывает такое стесненное состояние, что, не зная, чем и как облегчить эту тяжесть на душе, впадает в уныние, иногда предается даже отчаянию; но такое состояние бывает только с теми, кто не обращается с молитвою к Богу. Человек верующий и преданный во всех обстоятельствах жизни своей Промыслу Божию, в молитвах к Богу всегда получает успокоение и утешение. Кто имел великую скорбь и обращался с усердною молитвою к Богу, тот испытал, конечно, и наступавшую после скорби радость в сердце своем. И как скорбь производит тесноту в сердце, так радость производит в нем простор, как бы распространяет его. Радость эта происходит от благодати Божией, наполняющей сердце во время молитвы. Пророк Давид, конечно, испытал все эти состояния духовные и различные скорби, и глубокое сердечное сокрушение в молитве, и облегченное состояние души – радость, наступающую по освобождении от скорбей и напастей. А потому он говорит: «Когда воззвал я, услышал меня Бог правды моей: в тесноте давал Ты мне простор: будь щедр и милостив ко мне, и услышь молитву мою». Но прежде всего о Боге выражается: Бог правды моея. Давид не потому так говорит, чтобы свидетельствовать о своей правде и добродетели, а потому, что он всегда исповедовал праведность Божию, правосудие, на которое он всегда надеялся и которое и наказывало, и оправдывало его, и покровительствовало ему: и таким образом правду Божию он называет правдой своей.
Пс.4:3 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?
Так как псалом 4, по объяснению отцов Церкви, написан вскоре после поражения Авессалома с преданными ему мятежниками, восставшими против помазанника Божия, то Давид, воздав благодарное слово к Господу Богу за избавление его от врагов, обращает свою речь к этим мятежникам, называя их сынами человеческими, или, что то же, сынами века сего, порабощенными мирской суете, у которых сердце отяжелело oт нечистых мирских привязанностей. Назвав свое положение основанным на правде, так как он царствовал по избранию и помазанию от Бога, а восставших против него мятежников, увлекших льстивыми и суетными обещаниями Авессалома, людьми тяжкосердыми, преданными лжи и мирской суете, Давид обращает их внимание на то, что они уклонились от истины, возлюбили суету и ищут того, что основано на лжи, увещевает обратиться к Богу и добродетели и оставить лживые увлечения и пристрастные расположения.
Пс.4:4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.
Тех же сынов века сего, преданных лжи и суете мирской, псалмопевец увещевает, чтобы образумились и познали дивную силу вседействующего Промысла Божия, столь очевидно и столь дивно явленную на преподобном Своем, каковым Давид назвал себя, сказав: удиви Господь преподобного Своего (вместо того чтобы сказать: невинного и никого ничем не обидевшего). При этом опять выражает уверенность в том, что Господь услышит его молитву и подаст милость Свою всегда, когда бы он ни обратился к Нему. А на этот раз Господь удивил милость Свою на нем тем, что не только избавил от приключившихся ему бедствий со стороны мятежников, но и торжественно пред всеми прославил чрез одержанную так неожиданно победу над врагами.
Пс.4:5–6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.
По объяснению св. отцов, Давид относит эту речь к своим домашним, т.е. к тем, которые остались ему верными во время восстания против него врагов и которых несправедливое восстание врагов Давида приводило в сильный гнев. Он допускает гнев как естественное страстное возбуждение, особенно когда негодование возбуждается против людей неправедных и нерадивых, против порочной и дурной жизни, против греха; но отвергает несправедливый гнев и безрассудное продолжительное негодование. А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, продолжительным и безрассудным гневом против врагов, не воздавали бы им зла за зло, а старались бы зло побеждать добром, размышлять о причинах и последствиях гнева – на ложах своих. Как бы так говорит: когда придете в состояние гнева и раздражительности, то, чтобы не согрешить вам, – в наступающую ночь, когда будете находиться в постели, на ложах ваших, обдумайте все, что в течение дня говорили в сердцах ваших, все страстные порывы и чувства и все дурные помыслы, какие вы имели; это приведет вас в чувство раскаяния и умиления. Тогда гнев и греховная раздражительность пройдут, и вы успокоитесь сердцем. Повторяя это псаломское предостережение от гнева, и апостол Павел наставляет ефесских христиан так. «Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Но к предостережению от несправедливого греховного гнева псалмопевец присовокупляет наставление о праведности: пожрите жертву правды, т.е. не надейтесь на искупление греха от несправедливого гнева жертвоприношением волов или козлов, а делайте правду, добрые дела творите, приобретайте праведность и ее приносите в жертву Богу, и ко всему этому присоедините надежду на Бога: пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Не предавайтесь самонадеянности и самомнению, даже и тогда, когда будете творить добро и приобретете праведность, а уповайте на Господа.
Пс.4:7 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
В связи с предыдущим увещанием пророка о праведности и уповании на Бога, последние слова его имеют такой смысл: вот, Ты научаешь нас, говорят многие, не согрешать во гневе, а размышлять о поводах и причинах, возбуждающих гнев, приносить в жертву Богу дела правды и надеяться на Господа; но какая от всего этого польза? Где то добро, какое должно последовать от правды, которую Ты нам предлагаешь? Кто явит нам благая! Подобные вопросы возникают, конечно, от тех многих, которых раньше пророк назвал тяжкосердыми, преданными суетной материальной жизни, которые поэтому не видят Промысл Божий и не видят тех благодеяний и милостей Божиих, которые изливаются безразлично на всех – «добрых и злых» ( Мф. 5:45 ). И сам же на безрассудный вопрос этих любящих суету и ищущих лжи людей тут же дает ясный ответ: вы, как бы так говорит, не видите благ и милостей Божиих, а между тем на нас ясно отпечатан – знаменася свет благости и милости Господа. Свет лица Твоего, Господи, Твое покровительство, Твое попечение и промышление о нас, уповающих на Тя, очевидны для всех: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
Пс.4:8 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.
В этих изречениях Давид представляет как бы очевидное доказательство милости и благодеяний Божиих, изливаемых как на него, так и на тех, которые говорят: «кто явит нам благая?» Несмотря на то, что на меня, говорит он, нападают враги мои, меня гонят и преследуют, я не печалюсь, в сердце моем радость; Ты, Господи, дал ecи веселие в сердце моем, а они, жестокосердые, любящие суету и ищущие ложь, хотя тоже изобилуют всеми вещественными благами, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася (под пшеницею, вином и елеем разумеются и другие блага), но в своем ожесточении и ослеплении как будто не видят Щедрого Подателя и Раздаятеля благ и дерзают говорить: где блага Божии? Кто их даст нам?
Пс.4:9 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.
В этом последнем стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне. И не просто это выражает, а опять в виде молитвенного обращения к Богу, как бы так говорит: я, Господи, на Тебя надеюсь, и Ты, утвердив меня в этой надежде, сохраняешь меня в мире и безопасности одного, вне сообщества людей порочных, лживых и злых.
Таким образом, все содержание 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию. Урок этот имеет особенную важность для отрекшихся от мира. «Сын Иессеев, – говорит св. Ефрем Сирин, – настроив цевни свои, воспевает: «Блажени непорочнии в пути Господни, ходящий в законе Его» ( Пс. 118:1 ). И Спаситель наш в Евангелии жизни сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени сетующие, яко тии утешатся; блажени плачущие, яко тии возвеселятся ( Мф. 5:4–8 ; Лк. 6:21–23 ). Отрекшимся от мира и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся утехами его, в Евангелии спасения дано обетование воздаяния – непреходящий чертог и нескончаемая жизнь. Из любви к Господу своему оставили они в мире семьи, родных, родителей, богатства и имение; ибо слышали, что блажени нищии духом. И за сие ожидает их горнее Царство. Тела свои соделали они храмом Духа Святого, строгостью жизни препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали жизнь свою. Христос взывает к ним, говоря: приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из которого никогда не выйдут званные» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8