Псалом 150 для чего читают
Псалом 150
Господь сотворил человека для Своей славы, цель жизни христианина — воздавать хвалу Творцу своими делами, словами, всей жизнью.
Псалом 150 — песнь хвалы, дающий ответ где, как и когда человек может воздавать славу Создателю.
История и толкование Псалма 150
Есть предположение, что псалмопевец Давид писал Псалом 150 для левитов, служителей Божьих, которые были выбраны для прославления Творца.
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
С первого стиха мы получаем ответ, о том, что нет такого места на небе или земле, где невозможно вознести хвалу Богу.
Относительно последних стихов Псалма 150 нет единого мнения. Некоторые толкователи утверждают, речь идет о духовых инструментах, другие относят слова последнего стиха к ангелам, третьи говорят о человеческих душах.
В первую очередь в прославлении участвуют левиты, церковный хор, но и каждый христианин имеет право возносить фимиам хвалы перед Всевышним Творцом.
Важно! Наши молитвы и воздыхания, произнесенные в искренней чистоте сердец и благоговении — желанная хвала Богу.
Интересный факт, что в первом и последнем псалмах количество стихов одинаково, но они отличаются целью написания:
Псалмопевец постоянно, на разные лады 12 раз повторяет слово «Хвалите».
Святым местом Бога является Церковь, храм Божий, христианская душа.
Далее, в Псалме 151 царь Давид благодарит Бога за то, что в руках его орган, и уста хвалят Творца.
Значение псалма
Возможно, у кого-то возникает вопрос, за что воздавать славу Господу. Псалом 150 в этом вопросе поймут только воцерковленные христиане и люди с чистым сердцем, доверившись жизни Создателю.
Однако, каждый христианин, читая хвалебную оду, воззвание в проявлении торжества Господнего, принимает каждое слово на свой счет.
Псалмом 150 каждый христианин благодарит Создателю за:
За каждый вдох, за каждый шаг, за хлеб и воду Тебя мы, Господи, благодарим.
Всякое дыхание да хвалит господа: 150 псалом
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Псалом 150
На церковно-славянском языке
1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.
2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.
3 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.
4 Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе
5 Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицани я
6 Всякое дыхание да хвалит Господа.
На русском языке (синодальный перевод)
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Хваление Богу как завершение книги песнопений
Эти вдохновенные слова Давида, царя, воина, молитвенника, завершают созданную им Псалтирь – книгу песнопений, которую так любят христиане до наших дней. Последний псалом краток, но эмоционален. Он посвящен восхвалению величия Божия.
Основные мысли, выраженные в псалме
Этот краткое, состоящее всего из 6 стихов песнопение – как бы смысловое завершение двух предыдущих, 148-го и 149-го. Все три песнопения вместе называются на церковно-славянском языке «хвалитными», то есть восхваляющими Бога. Псалмопевец воспевает величие Господа, которое проявляется:
По толкованию свт. Феодорита Кирского, здесь внимание верующих обращается на проявление Господа через людей, особенно близких к Нему, облеченных Его благодатью:
Полезные материалы
Употребление в богослужении
Все три «хвалитных» пелись за Божественной службой еще во времена Ветхого Завета. Считается, что древние евреи воспевали их перед началом утренних молитв. Особую торжественность пению придавали музыкальные инструменты, многие из которых перечисляет царь Давид :
На 150 псалом написаны вокальные арии, даже инструментальные симфонии:
Псалом 150
Сборник Псалтырь царя Давида заканчивает благодарственной песнью «Хвалите Господа во всех святых Его». Псалом 150 – аллилуйный последний псалом. Это глас народа к Богу, благодарность за его милость и деяния.
Текст молитвы
Хвалебный текст псалма 150 в храмах читается на церковнославянском. Не многие могут понять смысл сказанного. В домашний условиях верующий может читать псалом 150 на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 Хвали́те Бо́га во святы́х Его́, хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́.
2 Хвали́те Его на си́лах Его, хвали́те Его по мно́жеству вели́чествия Его.
3 Хвали́те Его во гла́се тру́бнем, хвали́те Его во псалти́ри и гу́слех.
4 Хвали́те Его в тимпа́не и ли́це, хвали́те Его во стру́нах и орга́не.
5 Хвали́те Его в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его в кимва́лех восклица́ния.
6 Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.
На русском языке
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
История написания
Автором текста является царь Давид. Говорят, что он писал данную молитву для служителей Господних, для левитов. Эти люди были выбраны для восхваления Всевышнего.
Для чего читают псалом 150?
Истинный верующий читает текст псалма 150 в следующих случаях:
Толкование псалма 150
Первый и последний псалмы очень схожи между собой. Исключение лишь в мыслях и целях написания. Оба из них имеют всего шесть строк-стихов. Толкование псалма 150:
Стихи 1-6: Каждая строчка из песни наполнена любовью к Господу. Верующий осознает величественность и милость Всевышнего, благодаря его за каждый прожитый день. Не признавать Господа – серьезный грех. Все строки восхваляют и почитают Бога.
Правила чтения
Заключительные псалмы читают при христианской утрени. В иудаизме они используются во время чтения ежедневной утренней молитвы. Также читаются во время празднование еврейского Нового Года ( Рош Ха-Шана).
В чем помощь для верующих чтения молитвы псалом 150
Текст 150 псалма – последний среди хвалебных, аллилуйных псалмов, написанных еврейскими авторами религиозных гимнов по возвращении иудеев из вавилонского плена и окончании восстановления Израильского государства ‑ завершает Псалтирь. Несмотря на свою лаконичность (150 псалом состоит всего из шести стихов), он прекрасно передает радостное настроение, доминирующее в обществе, а также надежды евреев на будущую счастливую жизнь под защитой Бога, который неоднократно являл им Свои милости.
Толкование псалма 150 свидетельствует о том, что он исполнялся во время праздников, поскольку в нем имеется перечисление музыкальных инструментов, под аккомпанемент которых исполнялась эта песнь.
Христианский псалом 150: молитва о даровании утешения
Текст 150 псалма, как и всех остальных, в христианской традиции принято считать сильной молитвой. Читать псалтирь верующим рекомендуется ежедневно, прочитывая за раз по одной кафизме, и сопровождая чтение дополнительными молитвами, входящими в состав канонической Псалтири. Кроме того, псалмы, согласно толкованию святых отцов, можно использовать и отдельно, как молитвы в различных нуждах. Так, читать и слушать онлайн 150 псалом они рекомендуют в качестве молитвы о христианах находящихся на чужбине, чтобы Бог послал им утешение.
Слушать на видео молитву псалом 150 на русском языке
Читать церковный текст молитвы псалом 150 на русском языке
Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Русский Православный Псалтырь, текст псалма 150 на церковно славянском языке
Хвалите Бога во святых eго, хвалите eго во утверженiи силы eго; хвалите eго в силах eго, хвалите eго по множеству величествiя eго; хвалите eго во гласе трубнем, хвалите eго во псалтири и гуслех; хвалите eго в тимпане и лице, хвалите eго во струнах и oргане; хвалите eго в кимвалех доброгласных, хвалите eго в кимвалех восклицанiя. Всякое дыханiе да хвалит Господа.
Аллилуиа (псалом) 150
Сей последний в нашей Псалтири псалом, кроме слова Аллилуиа, не имеет никакого другого надписания и по самому содержанию своему есть хвалебная песнь Богу, от начала до конца призывающая всех к похвалению Бога, И по такому содержанию своему псалом сей составляет как бы заключение двух предшествующих ему псалмов, так как составляет конец всей Псалтири.
Пс.150:1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.
Здесь, как и во всем псалме, пророк ничего не говорит, кроме похвалений, приличествующих одному Богу, Хвалите, или благодарите, Бога во святых Его. Под именем святых большая часть толковников разумеет «святилище ветхозаветное», а затем и вообще все святое, как в Ветхом Завете, так, в особенности, в новозаветной Церкви. И потому думают, что он, в частности, призывает к сему святому делу (хваления Бога) служителей святилища, или святыни, потому что в следующих изречениях поименовывает большую часть музыкальных инструментов, употреблявшихся со времен Давида при совершении торжественных церемоний и обрядов ветхозаветного общественного богослужения, и что употребление этих инструментов в религиозных собраниях лежало на обязанности именно этих служителей, т.е. священников и левитов, которых выше называет преподобными ( Пс.148:14, 149:1,5,9 ), в том же смысле, что и святыми. Посему слова: хвалите Бога во святых Его – можно понимать и так, что все люди должны хвалить и благодарить Бога за то, что Он основал Церковь Свою на земле и дал ей такое святое благоустройство, что люди, принадлежащие к сей Церкви, т.е. лучшие из этих людей, могут быть святыми и уподобиться ангелам. И Святая Церковь верует и знает, что есть бесчисленное множество святых, как ветхозаветной, так особенно новозаветной Церкви, которых сподобил Господь царствовать в вечной славе Его. Согласно с таким пониманием первых слов псалма читается и перевод его с еврейского, в котором весь первый стих изложен в таких словах: «Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его». Последним выражением сего перевода: «Хвалите Его на тверди силы Его» достаточно уясняется неудобопонятное речение славянского перевода: во утвержении силы Его. Как бы продолжая свою мысль, выраженную в первой половине стиха, пророк говорит, что, воздавши хвалу Богу за все святое на земле, люди должны благодарить Его и за то, что они видят на небесах, за ту непостижимую силу Его, какая проявляется на тверди небесной.
Пс.150:2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.
Слово «сила», или «силы», употребляется в псалмах в различных значениях: или как: virtus, fortitudo, vis – «богатство, сила, изобилие, храбрость»; или как: – potentia, virtus – «сила, могущество»; или как: virtus, potentia – «могущество, крепость». Пророк, имея в виду великие дела Божии, или чудеса, совершенные в мире всемогущею силой Божией, говорит об этой всемогущей силе и внушает верным хвалить Бога за эти дела всемогущества Его, в которых, вместе с тем, выражается и множество величествия Его. В том же смысле изречения сего стиха выражены и в переводе с еврейского: «Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его». Это множество величия в псалме 144, стихе 3, выражено более определенно: «2Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца».
Пс.150:3–5 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.
Призывая к хвале Бога весь народ, совокупно со священниками и левитами, пророк напоминает, что они должны при сем общем благодарении Бога употреблять и трубные звуки, и бряцание на псалтири и гуслях. Еще при Моисее, по повелению Божию ( Числ.10:2 ), устроены были две серебряные трубы, для собирания народа, а впоследствии число их значительно увеличилось, и их употребляли, между прочим, для аккомпанемента при пении священных песней, во время богослужения, особенно в великие праздники ( 2Пар. 5:12 ). Эти трубы были прямые, в локоть длины, и издавали громкий звук. Псалтирь и гусли также были в числе музыкальных инструментов, употреблявшихся при богослужении, но это были не трубы, а из числа струнных инструментов, издававших приятные звуки. Гусли были еще при Давиде, который с особенным искусством играл на гуслях ( 1Цар.16:6–23 ). Псалтирь, как музыкальный инструмент, также известен со времен Давида, который, как ниже (в Пс.151:2 ) будет видно, говорит: «Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь». Благодарные иудеи, по словам псалмопевца, должны были хвалить Бога еще в тимпане и лице. Впрочем, яснее и точнее обо всем этом хвалении выражено в переводе с еврейского: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах доброгласных». О существовании тимпана известно еще из истории времен патриархальных ( Быт.31:27 ), а потом и во всей последующей истории иудейского народа под именем тимпана известен был широкий, в локоть длины, металлический или деревянный круг, с натянутой на нем кожей, по которой ударяли пальцами и тем издавали сильные звуки. О хвалении Бога в лице достаточно сказано при объяснении стиха 3 псалма 149. Хвалить в лице – это значит составить «хоровое» (от слова «лик, хор»), или «всенародное пение», с аккомпанементом музыкальных орудий. К числу тех же орудий принадлежали и названные дальше кимвалы. Кимвалом назывался музыкальный инструмент, состоящий из двух широких металлических кружков (медных тарелок), которые, будучи ударяемы один о другой, издают громкий звук ( 2Цар.6:5 ; 1Ездр.3:10 ). К таким же музыкальным орудиям принадлежал и орган, о котором сказано в объяснении псалма 136, стиха 2. Это орудие принадлежало к числу так называемых струнных, т.е. таких, на которые натягивались струны, наподобие арфы или гитары. О них-то и говорит пророк: хвалите Его во струнах и органе. Кимвалы здесь названы доброгласными, т.е. издающими хороший, приятный звук, в отличие от кимвалов противоположного качества. Кимвалами восклицания назывались те, которые употреблялись на войне, для созывания воинов. Все эти музыкальные орудия св. отцами Церкви изъясняются таинственно, или в отношении телесных чувств: зрения, слуха, и проч., – как у св. Иоанна Златоуста; или в отношении сил душевных, как у блж. Августина.
Пс.150:6 Всякое дыхание да хвалит Господа.
Такими словами пророк заканчивает последний из хвалитных псалмов, а в переводе с еврейского слова эти выражены так: «Все дышущее да хвалит Господа». Это значит, что пророк призывает все дышащее к похвалению Господа. Разные толковники псалмов, однако, разделяются в своих мнениях относительно сего пророческого призывания. Одни думают, что словами призывания обозначается всякий духовой инструмент; другие говорят, что они сказаны касательно ангелов, как сотворенных духов, многие же согласны с тем, что псалмист имел в виду действия души, чувства сердца. Наконец, большая часть держится того самого, распространенного мнения, какое выражено в словах еврейского перевода: что все то, что дышит, да хвалит Господа. Присоединимся и мы к сему толкованию и со своей стороны восхвалим Господа за все Его милости и благодеяния, и, в частности, за то, что помог нам совершить сей немалый труд объяснения псалмов.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8