Псалом 141 для чего читают
Псалом 141
Псалом сей принадлежит пророку Давиду, что видно как из надписания его, так и из содержания, которое есть не что иное, как молитва пророка об избавлении от опасности, угрожавшей ему со стороны царя Саула, преследовавшего Давида в горах и пустынях иудейских.
Составляет надписание псалма, состоящее из следующих слов: Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся.
По переводу с еврейского, это надписание читается так: «Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере». В то время, когда Саул, преследуя неповинного пред ним Давида, искал его смерти единственно за то, что подозревал в нем будущего царя израильского народа, и когда Давид, принужденный укрываться от преследований Саула, ушел сначала к Анхусу, царю Гефскому, а потом, возвратившись в Иудею и скрываясь по горам и пустыням, вошел однажды в пещеру, в которую зашел потом и Саул. И здесь, в темной пещере, никем не замеченный, Давид отрезал край одежды Сауловой, не коснувшись самого царя. Когда потом, выйдя из пещеры, Давид издали показал Саулу этот отрезанный край одежды и просил мира, тогда Саул понял все, – понял, что Давид не имеет злобной вражды против него и, сознавшись, что напрасно гонит Давида, признал свою вину пред ним. Но и после того злоба Саула против Давида не укротилась, и он опять, по ложной боязни Давида, продолжал гнать его вплоть до самой смерти своей ( 1Цар.21–31 ). Находясь в крайней опасности подвергнуться смерти от рук Саула и его приближенных, Давид обращается к Господу Богу с такою молитвой:
Пс.141:2–3 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.
Такая молитва может исходить только от сердца, слишком отягощенного скорбию. Сначала неизвестный, а потом за великие заслуги сделавшийся не только известным, но и близким и даже родственным царю Саулу человеком, сын Иессея из Вифлеема, Давид подвергается жестокой ненависти и преследованию со стороны Саула, по одним только подозрениям. Эти подозрения и ненависть к Давиду, постепенно усиливаясь, возросли до такой степени враждебности, что Саул постоянно преследовал Давида и искал его смерти. Такое печальное и горестное положение Давида могло довести его до отчаяния. Но мы знаем, что он имел крепкую надежду на Бога и никогда не предавался отчаянию, за что и пользовался всегда милостию Божией и помощию от Бога, о чем он и не переставал свидетельствовать пред Богом и всеми людьми: «Чаях Бога», т.е. я надеялся на Бога, говорил он в подобных случаях, «спасающаго мя от малодушия и от бури; аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» ( Пс.54:9,17 ). То же самое говорит и здесь: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему» (по переводу с еврейского). Не простую молитву совершил он пред Богом, но соединенную с великою скорбию, с печалию сердца. Как горный ручей изливается в море, так, говорит, излил и я моление свое в бездну милосердия Божия.
Продолжая свою молитву к Богу, пророк говорит, что опасное положение его со стороны врагов доходит до крайней степени, и он, хотя не подвергается отчаянию, но сознает изнеможение и упадок духа своего, в чем и признается (внегда изчезати от Мене духу моему). И чем более сознавал это, тем большую надежду возлагал на Бога, выражая в своей молитве, что Господу Богу известны стези, или те жизненные пути, по которым он, волею Промысла Божия, должен был пройти к своему назначению. Словами: Ты познал еси стези моя – пророк выразил также уверенность свою в том, что у Господа Бога готовы и те способы, какими Он мог и хотел спасти его от опасности со стороны врагов. Высказывая (возвещу) печаль свою пред Богом, он жалуется на то, что враги его скрытно расставили сети для него, как выражено по переводу с еврейского: «На путь, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня». Жалуется далее на то, что между людьми не имеет никакого защитника. «Смотрю, – говорит, на правую сторону и вижу, что никто меня не признает; убежища не стало для меня, никто не заботится о душе моей» (пер. с евр.). В прежнее время, как бы так говорит, я мог бегством спасаться от врагов, а теперь и этого средства не имею (бегство погибе от Мене ) и нет никого из людей, кто бы позаботился о моей жизни, и несть взыскаяй душу мою. По изъяснению блж. Феодорита, «ни от кого, говорит пророк, ни с какой стороны не видел я помощи. Ибо правою стороною назвал тех, которые принадлежат к числу благомыслящих» [7, с. 1107].
Пс.141:6–7 Воззвах к тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.
Выражение: Воззвах к Тебе, – здесь не имеет значения громогласного воззвания, а употреблено в смысле глубоко сердечного устремления мысли и сердца к Богу вездесущему с мольбою о помощи и потому добавлено словом: рех. Что же именно, застигнутый в мрачной пещере и окруженный преследующими его врагами, сказал тогда из глубины души пророк Давид? Он сказал: Ты еси, Господи, упование мое, часть моя еси на земли живых. То есть, он как бы так сказал: Никого нет у меня из близких и знакомых живущих на земле людей, кто мог бы помочь мне и защитить от враждующих против меня. Ты един, Господи, на кого я возлагаю все упование мое! Все, что может быть дорогого для меня на земле живых людей, – все это заключается в Тебе едином, Ты один – часть моя. «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых» (пер. с евр,). По изъяснению блж. Феодорита, «часто божественный Давид называет своею частию Бога, и теперь то же самое сделал, ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни» [7, с. 1107]. Выразив такую беспомощность свою, далее опять просит внять его молитве, причем указывает на свои злострадания. Вонми, говорит, молению моему, яко смирихся зело. Смирихся – от слова «смиритися» (affigi, «быть унижену, угнетену») – значит: «я изнурен». Так читается это и по переводу с еврейского: «Внемли воплю моему, ибо я весьма изнурен». «Смирением здесь называет бедствия», – говорит блж. Феодорит [6, с. 663]. А словом зело, по словам св. Иоанна Златоуста, пророк означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждущего. Тут же указывает и другую причину, побуждающую его к молению об избавлении от гонителей, – в том, что они усилились (укрепишася паче мене), заключив его в пещере, которую окружили войском.
Пс.141:8 Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне.
По объяснению св. отцев Церкви, под темницею должно разуметь или ту мрачную пещеру, в которую, спасаясь от преследования врагов, зашел гонимый Давид, и в которой он окружен был войском Саула, или те злострадания и скорби его вообще, которым он подвергся по причине гонения Саулова; а душею своею, как и в других случаях, пророк называет жизнь свою и вообще всего себя; и, таким образом, в первой половине сего последнего стиха он выражает моление Богу о том, чтобы Господь, избавив его от окружающих его бед, дал ему возможность исповедатися, т.е. прославить и возблагодарить святое имя Господа. «Исповедатися, – говорит св. Иоанн Златоуст, – здесь сказано вместо: «благодарить»; смысл слов следующий: «избавь меня от бедствий». Темницею пророк называет здесь крайние несчастия». А блж. Феодорит к сему прибавляет: «Потому-то как бы взаперти и в узилище находился он, когда враги сидели при входе в пещеру. Обещает же пророк, улучив спасение, воздать за благодеяния песнопениями» [6, с. 663]. Мене ждут праведницы, а по переводу с еврейского: «Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». Это, по словам блж. Феодорита, значит, что «праведные оказанное мне благодеяние примут, как залог собственного своего спасения, и будут песнословить Тебя, праведного Судию» [7, с. 1108]. А св. Иоанн Златоуст говорит так: «И праведникам, говорит пророк, принесет это великую пользу, они будут радоваться, веселиться, восхищаться, видя мое избавление от бедствий».
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 141
В тексте псалма 141 Давид сообщает, что раньше Господь всегда сопровождал его на жизненном пути. В настоящее время рядом нет никого, кто бы мог ему помочь и защитить. Давид обращается к Богу с мольбой о спасении. Он считает, что это убедит иудеев в силе Божией, и они посчитают его избранником Господа.
Текст молитвы псалом 141
На церковнославянском языке с ударениями
Разума Давиду, внегда быти ему в вертпе молящемуся
1 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.
2 Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.
3 Внегда исчезати от мене духу моему: и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.
4 Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.
5 Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых.
6 Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.
7 Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.
На русском языке
В научение. Давида, когда он был в пещере и молился.
1 Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился.
2 Изолью пред Ним моление моё, печаль мою пред Ним возвещу.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, – и тогда Ты знал стези мои; на этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня.
4 Смотрел я направо и взирал, и никто не признавал меня; стало невозможно мне бежать, и некому вступиться за душу мою.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, сказал: «Ты – надежда моя, доля моя на земле живых».
6 Внемли молению моему, ибо я унижен весьма; избавь меня от гонящих меня, ибо они укрепились более меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё: меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне.
История псалма 141
В Ветхом Завете повествуется, что вначале царь Саул проникся расположением к молодому победителю Голиафа и приблизил его ко двору. Со временем популярность Саула среди народа начала падать. Давид же легко завоевал симпатии при дворе. Он впал в немилость, и на него была объявлена охота. Пришлось бежать и в течение долгого времени скрываться в Одолламской пещере. Именно об этих событиях Давид и повествует в псалме 141.
Для чего читается псалом 141?
В православном богослужении псалом 141 читается на вечерней службе после малой ектении. В нем звучит мольба к Господу о спасении от бедствий.
Каждый раз, когда мы просим Господа вызволить нас из беды, мы должны помнить о том, что это благоприятный момент для воздаяния хвалы Всевышнему. Милости Господа дают нам возможность для благодарения и восхваления Его.
Дома псалом 141 читают на русском языке в следующих случаях:
Основной посыл псалма – это мольба о спасении. Люди, находящиеся в сложном физическом, материальном или душевном состояниях, при пении данного псалма могут утешиться. Если вас постигло несчастье, вы печалитесь и ни в ком не находите поддержки, обязательно читайте псалом 141. Перед прочтением обратитесь к Господу своими словами, откройте Ему свое сердце.
Толкование
Чтобы понять текст псалма 141, разберем толкование его стихов по отдельности:
Псалом 141
По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь разумеется пребывание Давида в Одолламской пещере. ( 1Цар. 22:1–2 ) во время гонений от Саула.
Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1–4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей, и тогда праведные соберутся вокруг меня (5–7).
«Излил. моление» – указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу.
«Изнемогал. дух» – когда я терял мужество, Ты, Господи, «знал стезю мою» – полюбил, одобрил мои действия, оказывал мне защиту и благоволение. – «Никто не признает меня» – не было никого из людей, кто бы был ко мне близок, от меня все сторонились. – «Не стало для меня убежища» – мне некуда было бежать, чтобы укрыться от врагов, почему я только в Тебе и ищу защиты.
«Выведи из темницы душу мою» – избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты «явишь мне благодеяние» – защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления.
Псалмы 140 и 141 употребляются на вечерне. Как и в Пс.129 псалме здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы наподобие «жертв ы вечерн ей» ( Пс. 140:2 ) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна – (образ Ветхого Завета).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 141
Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся.
Значение надписания «разума» мы не однократно уже объяснили. Под «вертепом» же разумеет ту пещеру, в которой Давид скрывался, когда убегал от Саула. Когда Давид находился во внутренности пещеры, Саул, не зная этого, остановился также у входа в пещеру; в это время Давид, видя себя окруженным врагами и как бы запертым, произнес эту молитву к Богу.
Так как он, чтобы не быть тотчас схваченным и не погибнуть, не мог взывать и кричать голосом, то под гласом здесь должно разуметь напряженное состояние сердца, без слов взывающего и умственно молящегося к Богу.
Предложу, говорит, Богу молитву мою.
Печаль мою пред Ним возвещу
Снова повторяет то же самое. Представлю, говорит, Ему вместо молитвы скорбь мою, которая может преклонить Господа к милости. Ибо скорбь не только делает обыкновенно людей более внимательными, и старательными, но и дарует не малое дерзновение к Богу тому, кто с благодарением переносит ее. Она приобретает великое право быть услышану.
Это, говорит, я делаю потому, что нахожусь в опасности смерти. Не ожидая ни откуда помощи, всецело обратился к Богу.
И Ты познал вси стези моя
Так я поступаю, потому что нахожусь в крайней опасности; но Тебе, Господи, известны пути моей жизни, Ты знаешь, что я ничего не сделал из того, что по зависти несправедливо клевещут на меня.
На пути сем, по нему же хождах, скрыта сеть мне
на этом пути бегства моего они скрыли сеть, тайно воставши против меня и заперши предумышленно выход мне. Можно это разуметь также и о духовных врагах, которые не только на пути порока расставляют сети, но, что важнее, и на пути добродетели, как например в милосердии сеть тщеславия, и в терпении – гордость и мечтательность. (1)
(1) Почему и Сирах сказал: Знай, что среди сетей ты идешь и по крепостным городским стенам ходишь ( Сир. 9:18 ). Феодорита: Как охотники сидят пути зверей и на них поставляют сети, так и диавол для идущего по пути целомудрия поставляет сеть сластолюбия, для упражняющегося в милостыни – тенета тщеславия, для нелюбостяжательнаго – случаи к возбужденно сребролюбия, и вообще для каждого в жизни – легко уловляющую засаду.
На правой стороне сражающегося обыкновенно стоят друзья, содействующие и вспомоществующие в брани. Итак, Давид говорит о себе: я смотрел на правую сторону, и не было никого, не только вспомоществующего, но даже и знающего меня, что, по словам Златоуста, особенно увеличивает бедствие.(1)
(1) Златого Святителя: Не многим свойственно находиться при бедствиях и помогать, когда сии бедствия угрожают опасностями. Итак, когда увидишь бедствия увеличивающимися, не упадай в духе, но тем более бодрствуй. Ибо Бог для того попускает им возвышаться, чтобы отрясти от тебя нерадение, чтобы пробудить тебя от сна. Тогда лишнее отсекается, все житейское сдувается; тогда ты делаешься пламеннее в молитвах, и всякая страсть, будучи прогонима печалью, удобно побеждается, Феодорита: Ни от кого, говорит, ни с какой стороны не видел я помощи. Ибо правою стороною назвал тех, которые принадлежат к числу благомыслящих.
Погибе бегство от Мене ; и несть взыскаяй душу мою
Для меня, продолжает, несчастного погиб способ бегства и спасения: поелику я заключен в пещере и не могу бежать; потому что Саул находится у входа в пещеру; и посему нет никого, кто позаботился бы об освобождении жизни моей от опасности.
Находясь, продолжает, в таком затворе и отчаянии, я мысленно воззвал к Тебе, Господи, сердцем моим (ибо в присутствий Саула я не мог воззвать к Тебе чувственно); и я сказал: Ты один вся моя надежда; и доколе нахожусь на земле живых, то есть доколе я жив и нахожусь с живыми людьми, я только Тебя имею частью и богатством и сокровищем, и другого земного наследства не имею никакого. Или Ты мое наследство и богатство на небеси: так как небо есть земля праведных, всегда живых и никогда не умирающих.(1)
(1) Слова Феодорита: Часто божественный Давид называет своею частью Бога, и теперь то же самое сделал: ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни.
Внемли, говорит, Господи, молитве моей, если не за что-либо другое, то по крайней мере за великое злострадание мое; ибо смирением Давид, по словам Феодорита, называет злострадание и бедствие, которое и употребляет в посредство к тому, чтобы услышал его Бог и старается преклонить оным Владыку к человеколюбию. И в другом месте он же сказал: я был озлоблен и смирен до крайности ( Псал. 37:9 ). (1)
(1) Златословесного: Hapечие весьма, не означает порицания событий, но печаль и бессилие страждущего: ибо если (говорит) Ты воззришь на то, чего стоять грехи, то невелико угнетение: а если на бессилие того кто несет его, то чрезмерно велико. Ибо Бог никогда не подвергает за преступления достойному наказанию.
Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене
Избавь, продолжает, меня, Господи, от врагов, преследующих меня; потому что они сделались сильнее меня, заключив меня в таком месте, из которого я не в состоянии убежать.
Темницею Давид называет ту пещеру, в которой он был заперт, а душою – жизнь и всего себя. Итак, он говорит: изведи меня, Господи, из сей пещеры, чтоб я мог благодарить имени Твоему. В высшем же значении под темницею разумеется тело, в котором связана и заключена душа. (1)
(1) Посему и премудрый Нил сказал: это тело есть темница, поелику связывает и стесняет заключенную в ней душу. Итак, мы молимся и говорим: изведи из темницы душу мою исповедоваться имени Твоему, разумеется, потому что тело препятствует приносить Богу чистое исповедание. Ибо если чувство стремится к чувственному, а ум к умственному, Бог же наш есть из умственных предметов первый: то ум желает освободиться от чувственных, чтобы наедине беседовать с одним Богом. Симмах же перевел так: поставь вне заключения душу мою.
Мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне
Акила это перевел так: меня ожидают ( περιμενωσι ) праведники, доколе не воздашь мне. Праведники, говорит, ожидают меня, надеясь что я освобожусь от бедствий и искушений, и будут ожидать, доколе Ты, Господи, не воздашь мне за несправедливо терпимое мною злострадание и угнетение сие. (1) Ибо таковы души святых и праведных: они, по словам Златословесного, с несчастными печалятся, и с счастливыми радуются. (2)
(1) Златословесного: Называет воздаянием за дни угнетения. Ибо и это не малый подвиг – переносить скорбь с благодарностью; почему и будущую награду за нее называет воздаянием. Итак, не станем изнемогать в скорбях, но молиться, потому что чрез сие и соделанные грехи слагаем с себя, и если мы сделали какую-либо правду, мы можем сделать ее тем блистательнее. Скорбь часто побеждает и природу. Ибо и вниз стремящаяся, и текучая вода поднимается вверх быстро; a сие конечно случается и с людьми: потому что те, которые легко переносят скорби, чрез сие становятся выше, хотя бы прежде были и весьма склонны к земному, низки и поникшие к земле, и получают от нее много пользы.
(2) Феодорит сказывает, что Симмах перевел: имя твое увенчают праведники, когда ты окажешь мне благодеяния: ибо оказанное мне благодеяние праведники примут для себя как залог спасения и прославят Тебя, как праведного судию.
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»