Псалом 141 для чего

Псалом 141

По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь разумеется пребывание Давида в Одолламской пещере. ( 1Цар. 22:1–2 ) во время гонений от Саула.

Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1–4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей, и тогда праведные соберутся вокруг меня (5–7).

«Излил. моление» – указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу.

«Изнемогал. дух» – когда я терял мужество, Ты, Господи, «знал стезю мою» – полюбил, одобрил мои действия, оказывал мне защиту и благоволение. – «Никто не признает меня» – не было никого из людей, кто бы был ко мне близок, от меня все сторонились. – «Не стало для меня убежища» – мне некуда было бежать, чтобы укрыться от врагов, почему я только в Тебе и ищу защиты.

«Выведи из темницы душу мою» – избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты «явишь мне благодеяние» – защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления.

Псалмы 140 и 141 употребляются на вечерне. Как и в Пс.129 псалме здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы наподобие «жертв ы вечерн ей» ( Пс. 140:2 ) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна – (образ Ветхого Завета).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 141

В тексте псалма 141 Давид сообщает, что раньше Господь всегда сопровождал его на жизненном пути. В настоящее время рядом нет никого, кто бы мог ему помочь и защитить. Давид обращается к Богу с мольбой о спасении. Он считает, что это убедит иудеев в силе Божией, и они посчитают его избранником Господа.

Текст молитвы псалом 141

На церковнославянском языке с ударениями

Разума Давиду, внегда быти ему в вертпе молящемуся

1 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.

2 Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.

3 Внегда исчезати от мене духу моему: и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.

4 Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.

5 Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых.

6 Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

7 Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

На русском языке

В научение. Давида, когда он был в пещере и молился.

1 Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился.

2 Изолью пред Ним моление моё, печаль мою пред Ним возвещу.

3 Когда изнемогал во мне дух мой, – и тогда Ты знал стези мои; на этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня.

4 Смотрел я направо и взирал, и никто не признавал меня; стало невозможно мне бежать, и некому вступиться за душу мою.

5 Я воззвал к Тебе, Господи, сказал: «Ты – надежда моя, доля моя на земле живых».

6 Внемли молению моему, ибо я унижен весьма; избавь меня от гонящих меня, ибо они укрепились более меня.

7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё: меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне.

История псалма 141

Псалом 141 для чего

В Ветхом Завете повествуется, что вначале царь Саул проникся расположением к молодому победителю Голиафа и приблизил его ко двору. Со временем популярность Саула среди народа начала падать. Давид же легко завоевал симпатии при дворе. Он впал в немилость, и на него была объявлена охота. Пришлось бежать и в течение долгого времени скрываться в Одолламской пещере. Именно об этих событиях Давид и повествует в псалме 141.

Для чего читается псалом 141?

В православном богослужении псалом 141 читается на вечерней службе после малой ектении. В нем звучит мольба к Господу о спасении от бедствий.

Каждый раз, когда мы просим Господа вызволить нас из беды, мы должны помнить о том, что это благоприятный момент для воздаяния хвалы Всевышнему. Милости Господа дают нам возможность для благодарения и восхваления Его.

Дома псалом 141 читают на русском языке в следующих случаях:

Основной посыл псалма – это мольба о спасении. Люди, находящиеся в сложном физическом, материальном или душевном состояниях, при пении данного псалма могут утешиться. Если вас постигло несчастье, вы печалитесь и ни в ком не находите поддержки, обязательно читайте псалом 141. Перед прочтением обратитесь к Господу своими словами, откройте Ему свое сердце.

Толкование

Чтобы понять текст псалма 141, разберем толкование его стихов по отдельности:

Источник

Псалом 141 «Гласом моим ко Господу воззвах»

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Псалом 141 читать:

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролiю пред ним моленiе мое, печаль мою пред ним возвещу. Внегда изчезати от менe духу моему, и ты познал eси стeзи моя; на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Сматрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене; погибе бегство от менe, и несть взыскаяй душу мою. Воззвах к тебе, Господи, рех; ты eси упованiе мое, часть моя eси на земли живых. Вонми моленiю моему, яко смирихся зело; избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче менe. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему; мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

Псалом 141 на русском:

Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился; излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.

Псалом 141 слушать:

Псалмы 140 и 141 употребляются на вечерне. Как и в Псалме 129 здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы наподобие «жертвы вечерней» и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна – (образ Ветхого Завета).

Источник

Псалом 141

Псалом сей принадлежит пророку Давиду, что видно как из надписания его, так и из содержания, которое есть не что иное, как молитва пророка об избавлении от опасности, угрожавшей ему со стороны царя Саула, преследовавшего Давида в горах и пустынях иудейских.

Составляет надписание псалма, состоящее из следующих слов: Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся.

По переводу с еврейского, это надписание читается так: «Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере». В то время, когда Саул, преследуя неповинного пред ним Давида, искал его смерти единственно за то, что подозревал в нем будущего царя израильского народа, и когда Давид, принужденный укрываться от преследований Саула, ушел сначала к Анхусу, царю Гефскому, а потом, возвратившись в Иудею и скрываясь по горам и пустыням, вошел однажды в пещеру, в которую зашел потом и Саул. И здесь, в темной пещере, никем не замеченный, Давид отрезал край одежды Сауловой, не коснувшись самого царя. Когда потом, выйдя из пещеры, Давид издали показал Саулу этот отрезанный край одежды и просил мира, тогда Саул понял все, – понял, что Давид не имеет злобной вражды против него и, сознавшись, что напрасно гонит Давида, признал свою вину пред ним. Но и после того злоба Саула против Давида не укротилась, и он опять, по ложной боязни Давида, продолжал гнать его вплоть до самой смерти своей ( 1Цар.21–31 ). Находясь в крайней опасности подвергнуться смерти от рук Саула и его приближенных, Давид обращается к Господу Богу с такою молитвой:

Пс.141:2–3 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.

Такая молитва может исходить только от сердца, слишком отягощенного скорбию. Сначала неизвестный, а потом за великие заслуги сделавшийся не только известным, но и близким и даже родственным царю Саулу человеком, сын Иессея из Вифлеема, Давид подвергается жестокой ненависти и преследованию со стороны Саула, по одним только подозрениям. Эти подозрения и ненависть к Давиду, постепенно усиливаясь, возросли до такой степени враждебности, что Саул постоянно преследовал Давида и искал его смерти. Такое печальное и горестное положение Давида могло довести его до отчаяния. Но мы знаем, что он имел крепкую надежду на Бога и никогда не предавался отчаянию, за что и пользовался всегда милостию Божией и помощию от Бога, о чем он и не переставал свидетельствовать пред Богом и всеми людьми: «Чаях Бога», т.е. я надеялся на Бога, говорил он в подобных случаях, «спасающаго мя от малодушия и от бури; аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» ( Пс.54:9,17 ). То же самое говорит и здесь: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему» (по переводу с еврейского). Не простую молитву совершил он пред Богом, но соединенную с великою скорбию, с печалию сердца. Как горный ручей изливается в море, так, говорит, излил и я моление свое в бездну милосердия Божия.

Продолжая свою молитву к Богу, пророк говорит, что опасное положение его со стороны врагов доходит до крайней степени, и он, хотя не подвергается отчаянию, но сознает изнеможение и упадок духа своего, в чем и признается (внегда изчезати от Мене духу моему). И чем более сознавал это, тем большую надежду возлагал на Бога, выражая в своей молитве, что Господу Богу известны стези, или те жизненные пути, по которым он, волею Промысла Божия, должен был пройти к своему назначению. Словами: Ты познал еси стези моя – пророк выразил также уверенность свою в том, что у Господа Бога готовы и те способы, какими Он мог и хотел спасти его от опасности со стороны врагов. Высказывая (возвещу) печаль свою пред Богом, он жалуется на то, что враги его скрытно расставили сети для него, как выражено по переводу с еврейского: «На путь, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня». Жалуется далее на то, что между людьми не имеет никакого защитника. «Смотрю, – говорит, на правую сторону и вижу, что никто меня не признает; убежища не стало для меня, никто не заботится о душе моей» (пер. с евр.). В прежнее время, как бы так говорит, я мог бегством спасаться от врагов, а теперь и этого средства не имею (бегство погибе от Мене ) и нет никого из людей, кто бы позаботился о моей жизни, и несть взыскаяй душу мою. По изъяснению блж. Феодорита, «ни от кого, говорит пророк, ни с какой стороны не видел я помощи. Ибо правою стороною назвал тех, которые принадлежат к числу благомыслящих» [7, с. 1107].

Пс.141:6–7 Воззвах к тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

Выражение: Воззвах к Тебе, – здесь не имеет значения громогласного воззвания, а употреблено в смысле глубоко сердечного устремления мысли и сердца к Богу вездесущему с мольбою о помощи и потому добавлено словом: рех. Что же именно, застигнутый в мрачной пещере и окруженный преследующими его врагами, сказал тогда из глубины души пророк Давид? Он сказал: Ты еси, Господи, упование мое, часть моя еси на земли живых. То есть, он как бы так сказал: Никого нет у меня из близких и знакомых живущих на земле людей, кто мог бы помочь мне и защитить от враждующих против меня. Ты един, Господи, на кого я возлагаю все упование мое! Все, что может быть дорогого для меня на земле живых людей, – все это заключается в Тебе едином, Ты один – часть моя. «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых» (пер. с евр,). По изъяснению блж. Феодорита, «часто божественный Давид называет своею частию Бога, и теперь то же самое сделал, ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни» [7, с. 1107]. Выразив такую беспомощность свою, далее опять просит внять его молитве, причем указывает на свои злострадания. Вонми, говорит, молению моему, яко смирихся зело. Смирихся – от слова «смиритися» (affigi, «быть унижену, угнетену») – значит: «я изнурен». Так читается это и по переводу с еврейского: «Внемли воплю моему, ибо я весьма изнурен». «Смирением здесь называет бедствия», – говорит блж. Феодорит [6, с. 663]. А словом зело, по словам св. Иоанна Златоуста, пророк означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждущего. Тут же указывает и другую причину, побуждающую его к молению об избавлении от гонителей, – в том, что они усилились (укрепишася паче мене), заключив его в пещере, которую окружили войском.

Пс.141:8 Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне.

По объяснению св. отцев Церкви, под темницею должно разуметь или ту мрачную пещеру, в которую, спасаясь от преследования врагов, зашел гонимый Давид, и в которой он окружен был войском Саула, или те злострадания и скорби его вообще, которым он подвергся по причине гонения Саулова; а душею своею, как и в других случаях, пророк называет жизнь свою и вообще всего себя; и, таким образом, в первой половине сего последнего стиха он выражает моление Богу о том, чтобы Господь, избавив его от окружающих его бед, дал ему возможность исповедатися, т.е. прославить и возблагодарить святое имя Господа. «Исповедатися, – говорит св. Иоанн Златоуст, – здесь сказано вместо: «благодарить»; смысл слов следующий: «избавь меня от бедствий». Темницею пророк называет здесь крайние несчастия». А блж. Феодорит к сему прибавляет: «Потому-то как бы взаперти и в узилище находился он, когда враги сидели при входе в пещеру. Обещает же пророк, улучив спасение, воздать за благодеяния песнопениями» [6, с. 663]. Мене ждут праведницы, а по переводу с еврейского: «Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». Это, по словам блж. Феодорита, значит, что «праведные оказанное мне благодеяние примут, как залог собственного своего спасения, и будут песнословить Тебя, праведного Судию» [7, с. 1108]. А св. Иоанн Златоуст говорит так: «И праведникам, говорит пророк, принесет это великую пользу, они будут радоваться, веселиться, восхищаться, видя мое избавление от бедствий».

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалом 141

По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь разумеется пребывание Давида в Одолламской пещере. (1Цар 22:1−2) во время гонений от Саула.

Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1−4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей, и тогда праведные соберутся вокруг меня (5−7).

Пс 141:3. излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему.

«Излил. моление» — указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу.

Пс 141:4. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.

Пс 141:5. Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.

Пс 141:6. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых.

Пс 141:7. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.

«Изнемогал. дух» — когда я терял мужество, Ты, Господи, «знал стезю мою» — полюбил, одобрил мои действия, оказывал мне защиту и благоволение. — «Никто не признает меня» — не было никого из людей, кто бы был ко мне близок, от меня все сторонились. — «Не стало для меня убежища» — мне некуда было бежать, чтобы укрыться от врагов, почему я только в Тебе и ищу защиты.

Пс 141:8. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.

«Выведи из темницы душу мою» — избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты «явишь мне благодеяние» — защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления.

Псалмы 140 и 141 употребляются на вечерне. Как и в Пс 129 псалме здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы наподобие «жертвы вечерней» (Пс 140:2) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна — (образ Ветхого Завета).

комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 141

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *