Псалом 131 для чего читают в чем помогает
Псалом 131
Толкование Псалма 131
Этот псалом поначалу (стихи 1−5) звучит как молитва-напоминание всего израильского сообщества Господу относительно того, как «сокрушался» царь Давид и как клялся он найти достойное место, где бы мог постоянно пребывать ковчег завета, великая святыня еврейского народа. В стихе 7 — слова, сопутствовавшие шествию к храму для богопоклонения, в стихах 8−10 — продолжение молитвы. В последней части псалма (начиная со стихом 11) напоминание (как бы в ответ на молитву в стихе 1−5) звучит уже в адрес израильского сообщества.
Трудно судить о времени и обстоятельствах написания Пс 131. Приведем два существующих на этот счет предположения. Псалом мог возникнуть как молитва возвратившихся из изгнания евреев, которых глубоко занимала мысль, исполнит ли Бог Свои обещания Давиду, в первую очередь те, которые касались вечного правления дома Давидова и поклонения в духе праведности на Сионе. Это предположение не вполне, однако, согласуется со стихом 10.
Об этом и о втором предположении ниже, в тексте толкований.
А. Вспомни, Господи, Давида (131:1−5)
Пс 131:1. Тема псалма вводится горячей мольбой к Господу «вспомнить Давида». Возвращенцами из Вавилона жизнь Давида и вся его деятельность на израильском престоле воспринимались очень обостренно — ведь он был царем, которому народ обязан был созданием центра богопоклонения на Сионе.
Пс 131:2−5. Здесь молитве сосредоточена на «напоминании» о клятве Давида «не успокоиться» до тех пор, пока не возведет жилища Господу (Сильному Иакова; стих 5). Может быть, подразумевается желание Давида построить храм (2Цар 7), свидетельствовавшее о великом благочестии этого человека, с которым Господь заключил завет.
Следует заметить, что для еврейского сообщества времен Ездры и Неемии Давидов завет значил не меньше, чем Авраамов завет для Моисея. Молитвенная часть Псалма 131 в устах паломников послепленного периода могла звучать как призыв к Богу исполнить данные Им обещания — в то время, когда исполнение их было, казалось, под угрозой срыва.
Б. Поклонимся… (131:6−10)
Тон псалма меняется; псалмопевец передает ощущение сообщества, что на молитву будет отвечено.
Пс 131:6−8. Поющие вспоминают, что слышал о ковчеге (стих 8); в стихе 6 названы два места на земле Кириафиаримской (о Ефрафе также в Быт 35:16,19; 48:7; так в глубокой древности назывался Вифлеем и территория вокруг него). В Кириафнариме ковчег находился 20 лет (1Цар 7:1−2), пока царь Давид не перенес его оттуда на Сион (2Цар 6).
«Подножием ног Его» (стих 7) назван ковчег, крышка которого служила местопребыванием невидимого Господа, Его земным троном. В том же значении следует понимать места покоя в стих 8. Здесь же ковчег назван «ковчегом могущества», потому что в битвах левиты несли его перед сражающимися евреями; ковчег символизировал силу и победоносность Божии.
Пс 131:9−10. При более точном прочтении 1-ая часть стиха 9 должна звучать так: Священники Твои да облекутся правдою; другими словами, это молитва о том, чтобы священники провозглашали в народе правду Божию (закон Его) и учили ей народ. В англ. переводе Библии стоит не «правдою», а «праведностью»; впрочем, оба значения близки друг другу: блюдущие праведность священники должны подавать соплеменникам пример достойном жизни в согласии с законом. «Святыми», которые да возрадуются, назван в стихе 9 весь еврейский народ.
Обратимся к стиху 10. Упомянутый тут «помазанник» нелегко ассоциируется с самим Давидом. Скорее стих звучит так, как если бы кто-то из его преемников просил Господа «не отвратить» (не отвергнуть) его, тоже помазанника, ради Давида. Исследователи Библии, рассматривающие Пс 131 как молитву, возникшую в после пленный период, высказывают предположение, что автором псалма была заимствована древняя народная молитва о Давиде, относившаяся к тому времени, когда он утверждал на Сионе центр богопоклонения, и применена к «нуждам» после пленного времени: паломники, таким образом, просили Бога этими древними словами, чтобы обещания, данные Давиду, Он исполнил на них.
Существует, однако, и такое мнение, что Псалом 131 был написан царем Соломоном по случаю перенесения ковчега в храм. Разделяющие его видят в стихе 1 «напоминание» преемника Давида о нем Господу. Но кто бы и при каких обстоятельствах ни написал этот псалом, в послепленное время, из уст возвратившихся в обетованную землю, он мог звучать именно как мольба к Богу благословить исполнением обещаний, данных Давиду, потомков его.
В. Клялся Господь… (131:11−18)
Пс 131:11−18. В этих стихах запечатлено откровение от Господа Давиду, или клятва Его ему (названа «истиной, от которой Бог не отречется») во веки сохранить на престоле Давидовом его потомков (стих 11; сравните Пс 88:3−4,27−29,35−37), если они не формально, но от сердца будут сохранять завет с Богом и чтить откровения Его (стих 12). История еврейского народа — живая иллюстрация непреложности этого обетования: хранивших Ему верность преемников Давида Господь благословлял на их престоле. Но отступничество приводило и привело (взяв верх!) к печальным результатам.
Как ненарушимые в будущем звучат, однако, слова в стихах 13−14: Ибо избрал Господь Сион… «Это покой Мой на веки, ибо Я возжелал его». В стихах 15−16 Господь говорит о грядущих всесторонних благословениях Иерусалима (Сиона). Заключительная часть Пс 131 носит мессианский характер. Светильник (стих 17) был непременной принадлежностью скинии. Здесь это образ неугасимости династии Давида (сравните 2Цар 21:17; 3Цар 11:36). Под «помазанником» в стихе 17 понимается в первую очередь сам Давид, затем каждый из преемников его и, наконец, Мессия, Христос: это Он победит всех врагов Своих, и венец его… будет сиять… на нем.
Рог (стих 17), символизирующий силу вообще, символизирует на страницах Библии и сильных правителей (Дан 7:24). Здесь Бог говорит, что «возрастит рог Давиду». Возможно, именно это место имел в виду Захария, отец Иоанна Крестителя, в своей молитве (Лк 1:69). В целом это образ «отрасли Давидовой» (Иер 23:5; 33:15; Зах 3:8; 6:12), Царя-Мессии.
Псалом 131 подтверждал таким образом надежду на то, что как бы ни складывались обстоятельства на протяжении истории Израиля, Бог Свои обещания ему исполнит.
толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 131
Псалом 131
Песнь степеней. «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – имеет великую близость с 88 псалмом; потому что и здесь, как и в том, пленные в Вавилоне умоляют Бога всяческих, вместо молитвы представляя обетования, данные Богом великому Давиду, и прося сподобить прощения. Псалом содержит и пророчество о Спасителе вселенной». Св. Златоуст видит в сем псалме молитву потомка Давидова, стоявшего, по возвращении из плена, во главе народа, и управлявшего им 644 » (т.е. Зоровавеля).
9. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. С Евр.: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (в 2Пар. 6:41 : «и преподобные Твои да насладятся благами»). «Правдою здесь он называет, – поясняет св. Злат., – священные обряды, священство, богослужение, жертвы, приношения, а вместе с тем и безпорочный образ жизни. И преподобнии Твои возрадуются, т.е., когда это сбудется». «Когда построен будет дом (храм), и кивот снова поставлен во святилище, тогда священники, совершающие служение по закону, оправдаются, а не принявшие священнического сана, однакоже возревновавшие о благочестии, исполнятся всякого веселия» (Бл. Феод.). Слова: облекутся правдою, по св. Афан., значат: «облекутся в самую правду, а правда есть Христос».
10. Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего. С Евр.: «Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего» (в 2Пар. 6:42 : «Господи Боже, не отврати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему». Слова Соломона). «Помазанного – т.е. того, – говорит св. Злат., – кто был тогда помазан, управлял и стоял во главе народа». Бл. Феодорит разумеет под помазанным не лице определенное, а царский род. «Поелику, – говорит он, – тогдашние цари (Вавилонские) были злочестивы, то просят (пленные Евреи) ради Давида не угашать царского рода». Ради Давида – т.е. ради обетования, ему данного о продолжении царского рода в его потомстве, именно следующего:
12. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. поелику же потомки Давида нарушали завет Божий, преогорчевали Господа, невниманием к Его откровениям, соделались недостойны, то и лишились царства (Бл. Феод.).
13, 14. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. С Евр.: «Ибо избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе. Это покой мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его». «Смысл слов пророка, – говорит св. Злат., – следующий: месту, которое Ты взял, не попусти разрушиться и погибнуть. Ибо Ты сказал: зде вселюся. Но Бог сказал это с условиями», ст. 12. Св. Афанасий разумеет о церквах христианских – на местах распятия, воскресения и вознесения.
15. Ловитву 649 его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы. С Евр.: «Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом». «Ловитвою, – говорит св. Злат., – пророк называет обилие жизненных припасов, плодородие». Т.е. «подам им обилие всех благ» (Бл. Феод.).
16. Священники его облеку во спасение, по св. Златоусту, будут в безопасности; по св. Афанасию, облекутся во Христа; по бл. Феодориту, облекутся правдою, ст. 9. С Евр.: «Священников его облеку во спасение, и святые его радостию возрадуются».
17. Тамо возвращу рог Давидови. Тамо, т.е. в Иерусалиме, на Сионе произращу Я рог – силу, могущество, славу Давида, или потомков Давида, и всего более славу Христа Спасителя, к Которому сей псалом и относит св. Апостол Петр ( Деян. 2:30–31 ). Рогом спасения называется Спаситель у св. Евангелиста Луки ( Лк. 1:69 ) (Св. Афанасий, бл. Феод.). Относить же к Зоровавелю сих слов нельзя, потому что, как говорит бл. Феод., Зоровавель власти народоправления не передавал ни потомкам, ни детям. «Слова сии предвозвещают, – говорит бл. Феод., – по плоти Христово рождение». Уготовах светильник помазанному Моему. «Светильником, – говорит св. Злат., – пророк называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия». Но по мнению св. Афан, – «это сказано об Иоанне (Предтече Господнем), по изреченному Господом: он бе светильник горя и светя ( Ин. 5:35 )».
18. На немже процветет святыня 650 Моя. С Еврейск.: «Врагов Его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его». «На немже, т.е. на народе. Мне кажется, – говорит св. Златоуст, – что здесь говорится о благополучии, безопасности, силе, царстве. То, что я определил ему в начале, говорит Господь, будет процветать, умножаясь, неувядая, не уменьшаясь». Бл. Феодорит под святынею разумеет «церкви, именуемые телом Владыки Христа, и от Него приемлющие источники освящения».
Сих слов нет в Еврейском тексте, в Сирсвой и Халдейской Псалтири; – в экзаплах Оригена отмечены черточкою, т. е. как прибавление. Скрания κροτοφος висок. Vulg: temporibus – тоже, ибо tempus значит и время и висок.
Ловитву θηραν – добычу. Так читали у LХХ бл. Феодорит и Златоуст; но в других изданиях: την χηραν – вдову, так же в Вульгате: vіduam. «Пишется же, говорит св. Афан., и вдову его, т. е. лишенную покровительства». Святитель этот приводит то и другое чтение: – и ловитву и вдову.
Святыня. Неизвестные переводчики, коих приводит св. Злат., перевели – один: рог, другой: определение, третий: определенное ему. Еврейское слово здесь незер значит: separatio, соrоnа – отделение, венец.
Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 131
В отличие от многих песен в Псалтири псалом 131 был написан не царем Давидом, а его сыном, царем Соломоном. Просительная песнь посвящена важному событию для израильтян, которое произошло за 1000 лет до Рождества Христова. Царь просил у Господа благословение на перенесение Кивота Завета из скинии.
Текст молитвы псалом 131
На церковнославянском языке
1 Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго:
2 яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:
3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея,
4 аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима,
5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.
6 Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы.
7 Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.
8 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.
9 Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются.
10 Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего.
11 Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.
12 Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.
13 Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.
14 Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.
15 Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы,
16 священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются.
17 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему.
18 Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
На русском языке
1 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его,
2 как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова:
3 «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё,
4 не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим,
5 пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!»
6 Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных,
7 войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.
8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, –
9 священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём;
12 если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём».
13 Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе:
14 «Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его.
15 Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом,
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему:
18 врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя.
История написания
Царь Давид, отец Соломона, был простым пастухом, но Богом был венчан на царство. В историю он вошел, как человек праведный, хотя не раз совершал грехи и был за них наказан. Путь Давида был труден, но он никогда не оставлял Господа. Он перенес Ковчег Завета, или Кивот Завета согласно Библии, в скинию. Псалом 131 написал царь Соломон, чтобы получить благословение Господа перенести Кивот Завета в новый храм, который был восстановлен при нем, из скинии, созданной его отцом.
В тексте псалма 131 чувствуется то же беспокойство, которое испытывал царь Давид, моля о перенесении Кивота Завета – величайшей святыни еврейского народа. Эта же тревога сквозит в словах, относящихся к восстановлению храма, который должен стать домом для Господа, куда каждый верующий может прийти в поиске благословения и помощи.
Для чего читают псалом 131?
Несмотря на то, что песнь была написана, как просьба о благословении, псалом 131 читают для поиска защиты и помощи в разных ситуациях. К тексту молитвы обращаются люди, которые ищут поддержки и защиты, целые народы, страдающие от нападок врагов, молят Господа о спасении с помощью этой молитвы.
В церковных службах принято исполнять молитвы в старославянском переводе, но дома разрешается читать псалом 131 на русском языке. Молитвы читают ежедневно до тех пор, пока просьба не будет услышана и исполнена. Строгих правил для чтения молитв нет, слова допускается менять, но важно сохранять смысл текста. Главное, чтобы молитва была искренней и честной, отражала мысли верующего и просьбу.
Толкование
Чтобы понять толкование псалма 131, следует разобрать смысл отдельных стихов:
Песнь Степеней, 131
Псалом сей принадлежит также к числу тех песней восхождения, которые назначены были для пения при богослужении, после построения второго храма Иерусалимского. Так как в псалме сем говорится о построении первого храма в Иерусалиме, то некоторые из толковников составление его приписывают царю Давиду, который, по их мнению, передал его сыну своему Соломону с тем, чтобы он пет был по устроении храма. Другие же с наибольшею вероятностию думают, что псалом составлен Соломоном после того, как он, по создании храма, перенес в него ковчег Завета и поставил его на приготовленное для него место, причем совершил торжественное освящение новоустроенного им храма и произнес благодарственную и просительную Господу Богу молитву. В подтверждение сего предположения мы имеем и прямое свидетельство древнего предания во 2-й книге Паралипоменон. Писатель этой священной книги, которым признается живший около времени создания второго храма известный ученый и богодухновенный священник Ездра, 8, 9 и 10-й стихи сего псалма вносит в состав вышеозначенной молитвы Соломона, на освящение новоустроенного им храма Иерусалимского ( 2Пар.6:41–42 ), и таким образом ясно показывает, что, несмотря на употребление этого псалма вместе с другими песнями степеней при богослужении второго храма, он и его современники не считали его произведением времени этого храма, а признавали молитвенною песнию Соломона на освящение первого храма. Царю Соломону хорошо были известны ревность и заботы Давида, отца его, о построении храма в Иерусалиме, известны были также и воля Божия о сем храме ( 2Цар.7:5,13 ), а также кроткий нрав Давида и покорность его воле Божией, превратности жизни сего царя и данные ему от Бога обетования, касательно судьбы его дома и всего народа израильского. Все это в кратком псалме и изложено Соломоном для того, чтобы потомки Давида воспоминали о тех делах, которые уже совершены, равно и о тех, о которых Бог, за благочестие Давида, клятвенно обещался ему, и из них поучались воле Божией, по примеру царя и пророка Давида.
Пс.131:1–2 Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю.
Так псалмопевец молится о Давиде, не то, конечно, выражая, что он признает Бога забывшим о Давиде, а как бы для того, чтобы показать пред всеми благочестие и любовь к Богу царя и пророка Давида, который главной заботою в своей жизни имел ревность о построении храма Божия, по каковой он и дал клятвенное обещание пред Богом: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю. А когда Давид узнал чрез пророка Нафана, что нет воли Божией на то, чтобы ему строить храм, то всегда носил в душе своей сокрушение о том, каковое слово, вместо «кротость», и читается по переводу с еврейского: «Помяни, Господи, Давида и все сокрушение его». Под словом «сокрушение» разумеются, конечно, и кротость, и смиренномудрие, о котором сказано в предыдущем псалме. Все эти свойства души пророка Давида говорят об одном, что кротость нрава была отличительною чертою и главною добродетелию его.
Пс.131:3–5 Аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: Дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.
В этих изречениях псалмопевец показывает, в чем состояло клятвенное обещание Давида пред Богом. Как человек благочестивый и вполне преданный в волю Божию, Давид знал, что кивот Господень, или ковчег Завета, устроенный по повелению Божию при Моисее и служивший святыней для всего израильского народа, где Господь Бог, чрез пророков и благочестивых священников, открывал волю Свою народу, что этот ковчег, по допущению Божию взятый в плен филистимлянами, при первосвященнике Илие, с тех пор не имел постоянного местопребывания, а переносим был с одного места на другое. Сознание всего этого причиняло Давиду царю немалую скорбь, и вот почему, с самого воцарения своего, он был весьма озабочен делом построения Храма, как места селения Богу Иаковлю. Вот почему он и клялся, и обет Богу дал, что не взойдет он в дом свой, что не будет ложиться и на постель свою, или, как лучше и точнее это выражено по переводу с еврейского: «Не войду в шатер моего дома, не взойду на постелю ложа моего; не дам сна глазам моим и веждям моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища крепкому Богу Иакова». И хотя он скоро после своего воцарения построил на горе Сион новую скинию и торжественно перенес в нее ковчег Завета, но и это все считал недостаточным и потому стал приготовлять для построения храма нужные материалы, а также чертежи и рисунки.
Пс.131:6–7 Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубвравы: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.
Вот мы слышали, говорит псалмопевец от лица благочестивых израильтян, что ковчег Завета был в Евфрафе. Местоимение я в Вульгате переведено таковым же относительным местоимением – «eam», относящимся к существительному «arcam», т.е. «ковчег, ящик». Под словом Евфраф одни разумеют Вифлеем иудейский, во многих местах Писания обозначаемый тем же именем ( Быт.48:7 ; Руф.1:2 ; Мих.5:2 ; Мф.2:5–6 ), но в какое время находился в нем ковчег Завета, этого из Писания не видно. Другие же разумеют под Евфрафой колено Ефремово, где первоначально, еще со времени Иисуса Навина, в городе Силоме, находилась скиния Моисеева, с ковчегом Завета. Но потом, когда «Господь отринул скинию Силомскую», за нечестие израильтян, тогда ковчег Завета взят был филистимлянами и отправлен сначала в Азот, потом в Геф, Аскалон и отсюда на особо сооруженной и запряженной двумя коровами колеснице отправлен в Вефсамис иудейский, а оттуда – в Кариафарим ( 1Цар.5–6 ), где и обретен был Давидом на полях дубравы, о чем по переводу с еврейского читаем: «Се, мы слышали, что он был в Ефремовой земле, нашли его на полях Кариафарима», т.е. в местах лесистых. Отринув скинию Силомскую, Господь избрал «колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби» ( Пс.77:60,68 ). Сказав об обретении и перенесении Давидом ковчега Завета на гору Сион, псалмопевец приглашает израильтян идти в селение Божие, в новоустроенный храм, чтобы поклониться на место, где стояли ноги его, т.е. на «подножие ног Его», изображаемое ковчегом Завета (ср. Пс.98:5 ).
Пс.131:8–10 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего.
При перенесении ковчега Завета в великолепно устроенный храм, Соломон произносит Господу Богу торжественную молитву, в конце которой просит Его восстать во всем величии славы Своей и войти в этот храм, не для временного пребывания, а для постоянного жительства и упокоения в сем храме, как бы так говоря: востани, Господи, от того места, в котором Ты доселе пребывал, как временный гость, и вниди в собственный дом Твой, чтобы не переходить уже с места на место, как это было доселе. А чтобы показать, что он мыслит о Боге не так, как мыслили о Божестве языческие народы, ограничивая присутствие Божие каким-либо местом, а что Его вездеприсутствие не могут вместить и небеса небес, – он прибавляет: Ты и кивот святыни Твоея, и этими словами дает понять, что присутствие Бога и пребывание Его во храме должно понимать не иначе, как в том смысле, что Он, невидимо присутствуя в кивоте, являет здесь силу Свою. Почему в еврейском тексте употреблено вместо «святыни» другое слово: «могущества»: «Стань, Господи, на месте покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего». Как свидетельствует история еврейского народа, кивот Завета был для него не пустое изображение, но Господь Бог самым делом показывал, что Он близок к Церкви Своей и являл ей силу Своего могущества; почему и названо пребывание кивота Завета в храме покоем, так как Сам Господь назначил ему быть таковым, как о сем сказано будет дальше. По принесении молитвы о кивоте Господнем, Соломон молится Богу о священниках и о всем верном народе, называя его именем преподобнии. Священницы Твои, говорит, облекутся правдою, то есть благочестием и святостию жизни, или жизнию, соответствующею их священному званию, а о преподобных говорит, что они возрадуются. Те же самые слова в соответствующем месте 2-й книги Паралипоменон ( 2Пар.6:41 ) выражены так: «Священницы Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобнии Твои возвеселятся во благих». То же самое и Христос Спаситель, взойдя на гору, говорил ученикам Своим и народу: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:12 ). Тут же Соломон присовокупляет молитву и о себе, называя себя «помазанником», каковым он и был, как помазанный Богом царь израильского народа. Давида ради, раба Твоего, – говорит он в своей молитве, – не отврати лица Твоего от меня, когда я буду призывать Тебя на помощь. Называя себя помазанником Божиим, тем самым не отвергает он и своей близости к Богу, но в то же время просит о милости ради Давида, ради данного Богом Давиду обещания (о котором будет речь дальше, в ст. 11 и 12), ради его кротости, его добродетелей, его бедствий и заслуг, – просит так: не отврати лице помазаннаго Твоего. Как бы снова повторяя прежде сказанное: помяни, Господи, Давида и всю кротость его, – говорит: ради сего Давида не отврати лица Твоего от меня, т.е. не лиши меня благодати и милости Твоей и не презри моления от меня, как человека близкого к Тебе, как помазанника (по-гречески, Христа) Твоего.
Пс.131:11–12 Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.
Изложив свои прошения в молитве пред Богом, псалмопевец, т.е. сам царь Соломон, выражает потом надежду на то, что эти прошения его к Богу будут исполнены. Эту надежду он основывает на том, что молится Тому же Господу Богу, Который благоволил к Давиду, отцу его, и, оказывая свое благоволение, Господь дал разные обетования Давиду, которые, относясь лично к Давиду, вместе с тем, относились к лицу Иисуса Христа, Сына Божия (см. 2Цар.7:16 ; Ис.9:6 ; Лк.1:32–33 ; Деян.2:20,31 ). И эти обетования не просто дал, но с клятвою. Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: последними словами как бы подтверждает, что обетования Божии непреложны, что истина Господня неизменна, хотя и под условием. От плода чрева твоего посажду на престоле твоем, т.е. от семени Давида произойдут цари еврейского народа. «Но конец обетования, – говорит блж. Феодорит, – утверждает Владыка Христос, возобладав царством Давида». «Это одно обещание, – продолжает тот же Феодорит, – и оно получило исполнение: ибо не только Соломон, но и сыны Соломона удостоились царских престолов, а конец обещания подтвердил Владыка Христос, приняв во власть свою царство Давидово. Это предсказал, по внушению Божию, и пророк Исайя: «Отрок родился нам», и несколько далее: «На престоле Давидовом и на царстве его исправить его отныне и до века» ( Ис.9:6 ). Итак, сие-то обещание, как я сказал, утвердил Христос, а другое, т.е. нижеследующее, дал Бог не неопределенно, но с некоторым ограничением» (7, с. 1044]. Это ограничение, или условие, под которым Бог обещал Давиду посадить на царском престоле его потомков его, имеющих произойти от плода чрева его, состояло в следующем: «Если, – говорит, – сыны твои, Давид, будут хранить завет Мой и свидетельства, или откровения Мои (свидения Моя сия), которым Я научу их (посредством чтения их); если, говорю, сохранят закон Мой имеющие быть преемниками царства сыны твои, то не только сыны твои, но и сыны сынов их вовеки будут сидеть на престоле твоем, т.е. непрерывно будут царствовать». Потомки Давида на царстве его не исполнили, однако, сего условия: они не сохранили завета Божия и, как видно из истории, начиная с Соломона, они постепенно более и более отступали от закона Божия и тем все более и более навлекали на себя гнев Божий и окончательно потеряли милость Божию и царство свое, быв отведены в плен, в Вавилон. Таким образом, клятвенное обетование Давиду: «И царство его до века предо Мною: и престол его будет исправлен во век» ( 2Цар.7:16 ), – не исполнившееся по означенной причине, на ближайших потомках его, вполне исполнилось на Божественном Потомке его по плоти, Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, к Которому оно и относится, по учению Св. Церкви. Здесь о клятвенном обещании нужно заметить, что когда Бог Отец клянется Единородному Сыну Своему, то делает сие без всякого условия, как сказано в Пс. 109:4 : «Клятся Господь и не раскается». Когда же клянется, или дает обещание другим сынам, то делает это условно, как здесь и также в некоторых других местах ( 1Пар.28:7, 9 ; Пс.82:17, 19 ; 3Цар.9:4–7 ).
Пс.131:13–14 Яко избра Господь. Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.
Согласно с этими словами говорится и в псалме 77 ( Пс.77:60, 68 ), что когда Господь отринул скинию Силомскую, то избрал гору Сион, которую возлюбил и назначил в жилище Себе. Сказав то же самое и здесь, Соломон вводит Самого Бога говорящим и как бы отвечающим на высказанные (ст. 8 и 10) прошения его, чтобы показать, что Господу Богу благоугодно намерение его, и что он не напрасно предпринял заботы и труды по устроению храма, ибо Господь, изволивший вселиться в сем храме, ниспослет руку Свою с небеси, благословит его и самым делом покажет, что богослужение, совершаемое в нем, будет Ему приятно. Все это Соломон, говоря по понятию человеческому, выразил под именем покоя и жилища Божия; в сущности же, желая означить невидимое присутствие Божие, как бы так говорит от лица Господня: здесь пребуду Моею благодатию и человеколюбием во век века, что и Самым делом исполнил. Потому что хотя и храм был разорен, и алтарь разрушен, и все законное богослужение уничтожено, но слава и величество Божие вскоре потом во всем своем блеске просияли, так что и храм, и престол царский до самого Христова пришествия стояли непоколебимо.
Пс.131:15–16 Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы: священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются.
Ловитву его, т.е. Сиона, в котором Господь основал вечный покой Свой, благословлю. В высшем духовном значении, под именем вечного покоя Божия, основанного на Сионе, разумеется Церковь Христова, которой и «врата ада не одолеют» ( Мф.16:18 ). Но так как здесь речь идет о горе Сионе и городе Иерусалиме, на ней расположенном, то составитель псалма, вместе с другими обещаниями, данными от Бога Давиду, говорит здесь и о тех, которые обещаны собственно городу сему и его жителям. Так как каждая страна и город имеют особые нужды, на удовлетворение которых они имеют, конечно, и особые статьи дохода, например, сдачу земельных участков, каменоломен и т.п., – то и город Иерусалим имел таковые, т.е. имел особые статьи прихода и особые статьи расхода. На эту мысль наводит чтение 15-го стиха по переводу с еврейского. Сказав в предыдущем 14-м стихе: «Се, место покоя Моего навеки, здесь вселюся, ибо Я возлюбил его», в следующем 15-м стихе говорит: «Пищу его благословлю, нищих его насыщу хлебом». Слово «пищу» в еврейском тексте LXX толковников перевели словом «добычу»; так и читали его блж. Феодорит и св. Иоанн Златоуст; а в других изданиях вместо «добычу» поставлено «вдову», так же, как и в Вульгате – «viduam, вдовицу». Так как вдовы и городские нищие более всего нуждаются в пище и хлебе, то Господь Бог чрез пророка и дает обещание благословить ловитву, или добычу, города, т.е. ту доходную статью, которая предназначена на удовлетворение пищей вдов и сирот и, вообще, на прокормление нищих и нуждающихся жителей города. Изобилие плодов земных и вообще материальных средств жизни в Священном Писании обыкновенно приписывается благословению Божию. Тех священников, говорит далее псалмопевец от лица Господня, которые облекутся правдою (по ст. 9), то есть святою жизнию, Я облеку во спасение, т.е. приведу ко спасению во Христе и к вечному блаженству, – и преподобнии его радостию возрадуются, т.е. не только священники, но и все те из народа, которые ревнуют о святой жизни, сподобятся той же вечно блаженной участи и возрадуются. Под ловитвою в высшем духовном значении разумеется ловитва проповеди апостольской, чрез которую апостолы Христовы, как сетию, уловляли человеков (см. Мк.1:17–18 ) к вере во Христа и делали их наследниками вечной жизни. Тут же разумеются и нищие, которым обещано насыщение; в числе этих нищих были, без сомнения, и «нищие духом», которым, кроме благословения и насыщения телесного, обещано Христом блаженство «в Царстве Небесном» ( Мф.5:3 ).
Пс.131:17–18 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светилник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня Моя.
Здесь высказано еще несколько обещаний от Господа, относящихся как лично к самому Давиду, так и к потомкам его. Известно, что именем «рога» в Священном Писании означается «сила и крепость». А потому словами: Тамо возращу рог Давыдови – Господь обещает возрастить, возвеличить и усилить царство Давидово в Иерусалиме. Всем известно, как Давид, быв призван к царскому званию и служению от пастушеского звания и от овечьих стад, долго не мог утвердиться на царском престоле, но потом постепенно и сверх чаяния Господь возрастил и возвеличил силу его царствования, так что он с Божией помощию легко мог покорять врагов своего царства. И что всего важнее, чрез него Бог возрастил тамо, т.е. в Иерусалиме, силу и славу потомков Давида и всего более славу Христа Спасителя, к Которому и относит слова псалма сего св. апостол Петр ( Деян.2:30–31 ) и Который называется «рогом спасения» у евангелиста Луки ( Лк.1:69 ). Уготовах светилник помазанному Моему. «Светильником, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк называет здесь или царя, или покровительство, или спасение, или свет, а вместе с тем величайший вид благополучия». Но по мнению св. Афанасия Великого, это сказано об Иоанне, Предтече Господнем, по изреченному Господом: «Он бе светильник горя и светя» ( Ин.5:35 ). Как выше Господь сказал: «Священники его облеку во спасение», так здесь наоборот говорит: Враги его облеку студом, подавая этими словами верным гражданам Иерусалима надежду на то, что защитит их от внешнего нападения и насилия со стороны врагов. Как бы утешая верных израильтян, Господь говорит им (пер. с евр.): «Врагов его (Сиона) облеку стыдом, а на нем (помазаннике Моем) будет сиять венец его». По переводу LXX толковников, под именем святыни разумеется сила освящения или помазания святого, что и будет значить: слава Царства Божия над помазанниками Давида процветет, и Церковь прославится.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8