Псалом 121 для чего читают
Православная Жизнь
Митрополит Антоний (Паканич) о самом таинственном псалме.
121-й псалом самый таинственный. В нем присутствует своеобразный концентрат мудрости. И в этой мудрости высшая справедливость жизни.
Строки псалма иносказательно говорят об основах мироздания, высшем смысле бытия, уготовленной человечеству участи.
Понявшему зашифрованные в псалме обращения открывается новый мир, невиданный доселе.
«Возвеселился я о сказавших мне: «В дом Господа мы пойдём». Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим».
Иерусалим – Церковь Небесная, царящая на Небе и утвержденная на земле. Церковь Небесная –продолжение Церкви земной. Она принимает праведников в объятья свои при переходе.
Живущие с Богом уже на земле касаются душой Небесной обители, стопы любящих Бога – в Ее притворе. «И я, Иоанн, увидел святой Иерусалим, новый, входящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2).
«Иерусалим, созидаемый как город, чья общность – в его единстве».
Во все голоса поют Ангелы и трубят небесные трубы: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.
Это дивное пение раздается со всех сторон, и нет ему конца.
Место, где обитает имя Господа, город мира, где Божий народ вечно живет вместе с Богом.
«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3).
«Ибо туда взошли колена, колена Господни, во свидетельство Израилю, прославлять имя Господне, ибо там поставлены престолы для суда, престолы в доме Давидовом».
Все пророки и святые служат Господу в Царстве Его, постоянно беседуют с Ним. Совершенное Божие домостроительство открывается их взорам. Божья премудрость разлита везде. Новый мир раскрывается во всей красоте.
«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5).
«Просите же того, что к миру Иерусалима; и изобилие – любящим тебя; да будет же мир в силе твоей, и изобилие в башнях твердынь твоих».
Земная жизнь – борьба, поприще для состязаний, небесная – вечный мир, новое рождение, утоление Богожажды.
«Жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:6).
«Ради братьев моих и ближних моих я говорил «мир» о тебе; ради дома Господа, Бога нашего, взыскал я блага тебе».
Святые достигают совершенства, когда уподобляются Богу излиянием любви своей и человеколюбия во всем. Когда приобретает кто любовь, облекается в Самого Бога и наследует Его Царство.
«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:7).
Песнь Степеней, 121
В ряду псалмов, носящих название: Песнь степеней, – это третий псалом. По надписи в еврейской Псалтири, этот псалом написан Давидом. Он мог быть написан им в то время, когда кивот Завета был перенесен на Сион и когда началось совершаться величественное богослужение, организованное Давидом ( 1Пар.16 ). Не мог не заботиться Давид о том, чтобы израильтяне всех колен усердно и охотно собирались в Иерусалим на три главные праздника ( Исх.23:17 ; Втор.16:16 ), чтобы приучались там сознавать себя и чувствовать при общественном богослужении чадами одного Бога, святым и избранным народом; но ничто так сильно не могло питать и возвышать сознания единства и национального чувства евреев, как общие праздничные торжества в Иерусалиме. Чтобы сделать посещение этих праздников полезным и приятным для народа, Давид мог написать несколько песней для путешествовавших в Иерусалим. Одна из таких песней и сохранилась в этом псалме. Она рассчитана для праздничного каравана путешественников, прибывших в Иерусалим, к воротам его, и собирающихся идти с процессией к скинии (которая называется уже и домом Божиим), на гору Сион. Псалом сей, по словам блж. Феодорита, есть песнь евреев, получивших уже добрую весть о возвращении из Вавилона в отечество и вступивших в вожделенный путь, вместе с тем, он есть и воспоминание, или пророчество, о славе храма и Иерусалима (7, с. 1006).
Пс.121:1–2 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме.
Пс.121:3–5 Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове.
Возвращавшиеся в свое отечество пленники вавилонские, еще не доходя до Иерусалима, представляют себе теперь этот город вновь созидаемым после разрушения его Навуходоносором, и как бы так его приветствуют (по переводу с еврейского): «Иерусалим, устроенный как город (а не как село или деревня. – Авт.), слитый в одно», – последними словами выражено славянское речение: емуже причастие его вкупе, т.е. вид которого представляет сплошной ряд домов, а не разбросан, как в деревнях. Причастие («participatio, участие, общение») указывает на внутреннюю связь домов. Вкупе (in id ipsum) – в одно и то же целое соединяются все дома. Некоторые объясняют это так: Иерусалим есть город, в построении которого принимают участие все израильтяне, так как он есть религиозный и политический центр народа, духовное его отечество. Пораженные величественным (хотя только воображаемым) видом города, шедшие в него восклицают: ты Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город, но еще славнее, как религиозный центр всех колен народа израильского, где находился дом Господень. И тамо взыдоша колена Господня, – в этих словах заключается наилучшая похвала, какую только могли сделать израильтяне Иерусалиму. Это город, говорили они, «куда восходят колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне» (пер. с евр.). Туда, то есть в Иерусалим, восходили раньше (до плена) все племена Господни, – называет их Господними, как народ особенный, отличный от других народов, как подчиненный Господу. Пророк воспоминает здесь о прежнем величии и славе Иерусалима, когда туда собирались все племена (колена) три раза в год на великие праздники: Пасху, Пятидесятницу и Кущей ( Исх.23:17 ). Исповедатися имени Господню – это, по словам св. Иоанна Златоуста, значит: «благодарить, совершать богослужение, молитвы, приносить дары и жертвы» [5, с. 377]. Свидением Израилевым пророк назвал, по словам блж. Феодорита, закон, ясно повелевающий собираться на месте, «которое изберет Господь Бог» ( Втор.12:5, 16:16 ) [6, с. 613], а по св. Иоанну Златоусту – это свидетельство промышления Божия о еврейском народе – «закон, собрания, богослужение» [5, с. 377]. Кроме сего, Иерусалим служил и политическим центром иудейской земли, как средоточие всякой правительственной и судебной власти: яко тамо седоша престолы на суд, престолы в дому Давыдове. То есть там жили цари из рода Давидова и иереи, и там стояли престолы, или скамьи, для суда, который производился царем и его представителями над домом Давидовым, или, что то же – над народом израильским. Упоминание о престолах сделано двукратно: по объяснению св. Иоанна Златоуста, первое относится к престолам архиереев и священников, а вторично престолами называются престолы царей [5, с. 377].
Пс.121:6–7 Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих.
Подходя с радостию близко к Иерусалиму, возвращавшиеся из Вавилона путники говорили между собою: «Вот уже близко Иерусалим; поздравляйте и приветствуйте его». Вопросите (греч. – «спросите, осведомитесь»), наслаждается ли Иерусалим тем миром, какой приличествует ему по имени («Иерусалим» значит «жилище мира»), – Вопросите же яже о мире Иерусалима; а по переводу с еврейского: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!» Так путешественники убеждают друг друга молиться о преизобилии божественной милости Иерусалиму. К приветствию Иерусалима, говорят, присовокупите и это: город Иерусалим! Да будет благополучие и изобилие не только твоим гражданам, но и всем окружающим тебя народам, которые любят тебя. «Узнав, – говорит св. Афанасий, – каков был некогда Иерусалим, молитесь о мире его, не домогаясь ничего, кроме того, что способствует к миру его» [3, с. 393]. А св. Иоанн Златоуст говорит: «молитесь о том, чтобы он пришел в первое благосостояние, чтоб освободился от частых браней, ничего другого не желайте ему и не просите, как только полезного для него мира» [7, с. 1009]. А путники, продолжая приветствие свое к Иерусалиму, говорят: Буди же мир в силе твоей, т.е. да будет мир воинам твоим, так как силу города составляют способные к брани войска, а желаемый мир состоит в том, чтобы не было ни брани, ни врагов; по переводу же с еврейского стих 7 читается так: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих». В столпостенах (греч., in turribus) как-будто недостаточно понимать только: «в стенах», или «чертогах», – этим словом обозначаются высокие дворцы, сильные оборудованные крепости. Но пророк, влагая в уста путникам разные благожелания Иерусалиму, имеет в виду не внешнее только благополучие города, а испрашивает, чтобы он был огражден со всех сторон Божиим благословением.
Пс.121:8–9 Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе. Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.
В сих последних стихах пророк объясняет причины, по коим он выразил все свои благопожелания городу Иерусалиму. Да не подумает кто, как бы так говорит он, что я, выражая свои желания мира и других благ Иерусалиму, имею в виду какую-нибудь свою выгоду, – нет, я высказал свои пожелания мира единственно ради братий моих – иудеев и всех племен Израилевых, чтобы они, живя в мире, служили здесь Богу и благодарили Его. По той причине, говорит он далее, что в тебе, Иерусалим, построен храм Господень, я сильно желал (взысках), чтобы ты имел тишину и изобилие во всем, т.е. чтобы ты снова получил первое свое величие и узаконенное богослужение. По словам блж. Феодорита, пророк так говорит: «Сего желаю тебе не потому, что сам жить буду в тебе; ибо как это может быть, когда я кончу жизнь задолго до того времени? Но потому, что я участвую в судьбе единоплеменников и желаю, чтобы дом Божий получил первую знаменитость» [7, с 1009]. А св. Иоанн Златоуст от лица сего же пророка говорит: «Желаю мира для славы Божией, для восстановления Его богослужения, для большего распространения Его учения» [5, с. 379].
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 121 для чего читают
Третья песнь продолжающим еще путь благовествует о вшествии в дом Божий. Потому и говорит:
Это – слова старцев, переживших плен, и поведающих, как ноги их, утруждаемые теперь путешествием, в прежнее время стояли в Иерусалиме.
В прежнее время был городом, не разбросанным там и здесь, но так застроенным, что казался одним домом, потому что здания были часты и расположены в порядке.
Все колена, исшедшие из Египта Господнею силою, поспешали в этот город – засвидетельствовать или возблагодарить Бога Израилева.
Исповедатися имени Господню
в том, что исполнил Господь дивное обетование. Говорит же, что в нем поставлены престолы дома Давидова; потому что Давид пророчествует о, царстве всех, разумея не правление кого-либо одного, но общее начальство над совершенными и богочестивыми, которыми воздвигается царство Давидово по благодати Христа, давшего власть судить Израиля двенадцати Апостолам, сидящим на двенадцати престолах.
И по истории, там жилища царей и престолы иереев, что и украшало город, как бы двойным каким венцом и двойною диадемою. А теперь все утрачено, и видны самые малые остатки прежнего благоденствия.
В этом городе, т. е. в Иерусалиме, поставлены были царские престолы, чтобы совершать правдивый суд. На них восседал первый Давид, а потом восседали происходившие от него по плоти. Поэтому, пророк и именует дом самого Давида.
Узнав, каков был некогда Иерусалим, молитесь о мире его, не домогаясь ничего иного, кроме споспешествующего к миру его.
т. е. в царских твоих чертогах. Желаю, говорит, тебе благ, ради обитающих в тебе, как ближних и братий. Ибо старцы сего желают Иерусалиму, т. е. чтобы в стенах его (так как под словом «сила» разумеются стены) был мир, или – по другому смыслу – были святые.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 121
Пророк Давид всю свою жизнь служил Богу. О своей вере он говорил и другим народам. Давид хотел сделать так, чтобы все израильтяне собирались вместе в Иерусалиме на три главных праздника. Чтобы эти посещения стали полезными и приятными для народа, царь Давид написал несколько песней для путешествия. Одна из таких песней и составляет — псалом 121.
Текст молитвы псалом 121
На церковнославянском языке с ударениями
1 Возвесели́хся о ре́кших мне: в дом Госпо́день по́йдем.
2 Стоя́ще бя́ху но́ги на́шя во дво́рех твои́х, Иерусали́ме.
3 Иерусали́м зи́ждемый я́ко град, ему́же прича́стие его вку́пе.
4 Та́мо бо взыдо́ша коле́на, коле́на Госпо́дня, свиде́ние Изра́илево, испове́датися и́мени Госпо́дню,
5 я́ко та́мо седо́ша престо́ли на суд, престо́ли в дому́ Дави́дове.
6 Вопроси́те же я́же о ми́ре Иерусали́ма: и оби́лие лю́бящым тя.
7 Бу́ди же мир в си́ле твое́й и оби́лие в столпостена́х твои́х.
8 Ра́ди бра́тий мои́х и бли́жних мои́х глаго́лах у́бо мир о тебе́.
9 До́му ра́ди Го́спода Бо́га на́шего взыска́х блага́я тебе́.
На русском языке
1 Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».
2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
История написания
По еврейской Библии псалом 121 написан царем Давидом. Написан он был в то время, когда Кивот Завета уже был перенесен в Иерусалим. Псалом 121 — это песнь восхождения. Ранее его воспевали левиты, когда шли к храму в Иерусалим на религиозные праздники. Воспевали песнь евреи, которые только возвратились из плена. В псалме ярко выражена не только радость человека, который вернулся домой с чужбины, но и любовь к своему родному дому, своей семье, и, конечно же, к Богу.
Для чего читают псалом 121?
Псалом 121 читают во время поездки в другую страну, а также о благословении и сохранении жизни вдали от своего дома. Также считалось, что данный псалом можно читать, чтобы сберечься от сглаза и всякого другого несчастья, которое может причинить вред человеку. Псалом дает силы на борьбу, а самое главное в этой борьбе — это истинная вера во Христа, которая способна на великие чудеса.
В храме принято использовать тексты на старославянском языке, но дома можно читать псалом 121 на русском языке. Перед прочтением псалма, необходимо настроиться на молитву. Можно слегка приглушить свет и зажечь лампадку у икон. Сосредоточьтесь полностью на том, что читаете. Текст псалма читается без интонации, негромко.
Толкование псалма Давида 121
Для лучшего понимания смысла 121 псалма, нужно разобрать каждый его стих подробно:
Псалом 121
Этот стих, по словам Феодорита, с великою радостью произносили евреи, при вступлении в вожделенный путь и возвращении своем из Вавилона в Иерycaлим.
Сей стих есть как бы ответ на предыдущий стих: как только, говорит, мы услышали слова прочих наших спутников: мы пойдем в Иерусалимский храм Господа, то вслед за сим представилось в воображении, что ноги наши уже стоят в самых дворах Иерусалима: ибо так настроило наши мысли великое и сильное желание возвратиться в Иерyсалим. (1)
(1) Евсевия: Те юноши, которые родились в Вавилоне в продолжении 70 лет плена, спрашивали на пути оставшихся от плена старцев: знают ли они Иерусалим, куда мы идем? На что они отвечали: в Иерусалимский дом Господень. Слыша это, юноши веселились и вторично вопрошали старцев: откуда это знаете? Они ответствовали, что мы говорим это не по слуху, но как самовидцы: потому что мы некогда сами были в Иерусалиме; и сии самые ноги, которые теперь идут с вами, стояли в дворах Иерусалима, и вид городских строений, и местоположение и вид города еще теперь в памяти у нас. К сему прибавляет Феодорит: Это отзыв благочестия; веселятся и радуются не о получении снова домов, но о том, что увидят дом Божий. Златословесного: Но ныне многие досадуют на подобное слово. Если бы кто, идя на беззаконные зрелища, стал сзывать других, то многие побежали бы туда, но когда зовут в дом молитвы, то многие медлят. Но не таковы Иудеи. Что же может быть хуже того, когда христиане представляются нерадивее первых? От чего же те таковы? Они сделались лучшими по причине плена и о самых словах радовались, как бы получившие самую вещь по великой расположенности к молитвенному дому и городу. Ибо так Бог поступает часто: когда, обладая благами, мы нечувствительны, то Он вырывает их из рук наших, чтобы чего нельзя было достигнуть чрез обладание, то было достигнуто чрез лишение.
Иерусалим, описывает, сладчайшее отечество наше, ты, который построен, как настоящий, в собственном значении, город древних времен! А слова: которого участвование есть совокупное, в другом переводе заменены словами: которого соприкосновенность одного к другому, т. е. в котором (Иерусалиме) жилища и строения были, как изъясняет Златоуст, соединены одни с другими по причине множества жителей. (1)
(1) Евсевия: Ибо этот город не разбросан по разным местам и связь его не пресекалась, и не было дальних расстояний между многими частями его; но он был построен так, что представлялся одним домом по соприкосновенности и связи строений его одного с другим. Стивастийский под домом Божиим разумеет внутреннее состояние душ; а под Иерусалимом землю бесстрастия; далее под строением дома оного – то здание, которое составляется из различных добродетелей, коего основание есть смиpeние и духовная нищета; наконец участвование его есть участвование во свете, которое соблюдается без ущерба посредством любви и смиренномудрия. Златоуста: Иудеи, возвратясь в город и видя опустошение его, воспоминают о прежнем его благосостоянии и, произнося похвалы ему, говорят, что тот город, который был блистателен и славен и имел великое многолюдство, получил теперь такой печальный вид. Оригена: Когда у верующих одно сердце и одна душа, и члены пекутся один о другом взаимно; тогда они представляют тот Иерусалим, участвование которого есть совокупное.
Это величайшая похвала, какую только мог сделать Иерусалиму народ еврейский. Он, говорит, не столько украшался великим пространством своим и строениями, сколько тем, что трижды в год приходили в оный и собирались двенадцать племен израилевых во время великих и всенародных праздников, т. е. в пасху, в пятидесятницу и в водружение кущей: туда, говорит, в Иерусалим, т. е. до плена, восходили прежде племена Господни, и собирались там, где сии племена называет Господними, как отличный народ Господа и как подчиненный Господу.
Сие в продолжении года собрание в Иерусалим двенадцати племен Израилевых было, говорит, для народа Израильского свидетельством того, что исполнилось обещание, данное Богом Аврааму, т. е. об умножении потомства его и о наследстве обетованной земли. Или под свидетельством должно разуметь то свидетельство, которое дано Израилю Богом: ибо Бог засвидетельствовал и повелел ему собираться в Иерусалим в три времена года, т. е. в три упомянутые праздники. А ровнее сочинение сих слов таково: туда восходили племена Господни, во свидетельство Израилю, так что союз: ибо – излишен. Восходили, говорит, по причине свидетельств и повелений, т. е. по повелению Божию. Для чего же восходили? Чтобы благодарить имени Божию, без околичности иначе – Бога посредством узаконения подзаконного богослужения.(1)
(1) Феодорита: Свидетельством Израиля называет божественный закон, ясно повелевающий Израилю собраться на то место, которое имел избрать Господь Бог. Божественного Златоуста: Целию собрания всех в Иерусалим было богопознание, дабы блуждая везде не подвергались случаям исхода к: идолослужению. Сие то показывая и он говорит: там племена восходили во свндетельство Израилю, т. е. в обличение безответственности их в обращении к идолам. Стиватийца: Как, по разделении при Иеровоаме; племен, десять из них отделились от Давидова царства; а по возращении составили одно правительство, и все усердно собирались в Иерусалим по закону для совершения обыкновенного богослужения: так и душевные силы каждого, уклонившись из естественного в неестественное состояние отделяются от царства Божия; а по принесении покаяния соединяются в одно естественное владычество и царство Христово и приносят Богу, как чистую и обыкновенную в сокрушенном духе жертву, естественные движения и действия свои.
Вот и другая похвала Иерусалиму! Там, повествует, в Иерусалиме поставлены царские престолы, т. е. престолы в дому Давидовом для произведения для народа суда. Или первое упоминание о престолах относится к престолам apxиeреев и священников, а вторично престолами называются престолы царей, как изъясняет Златоуст.
Приветствуйте, продолжает, Иерусалим, с желанием ему мира, и скажите ему: да будет мир тебе, город Иерycaлим, да будет мир народу твоему; так как и в будущее время он будет иметь глубокий мир и великую радость. Другой переводчик выразился так: приветствуйте его. (1)
(1) Златоуста: Спросите, т. е. просите о том, чтоб он пришел в первое благосостояние; чтоб освободился от частых браней; ничего другого не желайте ему и не просите, как только полезного для него мира.
Поздравляйте, говорит, Иерyсалим и скажите ему и сие: город Иерусалим! да будет благополучие и изобилие не только твоим гражданам, но и всем окружающим тебя народам, которые любят тебя. Очевидно это пророчество о будущих событиях. (1)
(1) Златословесного: В сем городе великое изобилие счастья, когда блага не ограничиваются только им, но изливаются и на любящих его. Кто же это такие? Или разумеет тех, которые им содействуют, или и самих граждан.
(1) Того же: Что значит: силе твоей? Находящимся в тебе жителям твоим. поелику война пагубна, и она погубила его, то желает ему мира.
(2) По Златоусту: Не только пророчествует об освобождении от зол, но и о прибавлении благ – мира, изобилия и плодородия. Ибо какая польза от мира во время голода? Или от изобилия во время брани. Стиватийца: Ибо если не будет в душевных наших силах мира, производимого Духом, то и Бог не может обитать в нас, и не может быть изобилия плодов Духа чрез сияние Его в сердцах наших. А под башенными градами, если будешь разуметь главные добродетели, не погрешишь и не сделаешь ничего неприличного.
Сии слова сказывает пророк Давид от лица своего Иерyсалиму, т. е. что я желал тебе, Иерусалим, мира по причине сродников твоих – иудеев и по причине племен Израилевых, чтобы, живя в мире, служили в тебе Богу и благодарили Его. (1)
(1) Феодорита: Сего, говорит, желаю тебе, не потому, что сам буду жить в тебе; ибо как это может быть, когда я кончу жизнь за долго до того времени? Но потому, что я участвую в судьбе единоплеменников и желаю, чтобы дом Божий получил первую знаменитость.
По той, говорит, причине, что в тебе, Иерусалим, построен храм Господень, я сильно желал, чтобы ты имел тишину и изобилие, т. е. чтобы ты снова получил первое свое величие и узаконенное богослужение. (1)
(1) Златоуста: Видишь ли, как усмиряет высокоумие их? Ибо чтобы не думали, что они получили сии блага как достойные воздаяния, но знали, что для славы Божией возвратились в свое отечество, и, узнав, пребывали в великой безопасности и, удаляясь от грехов, опять получали те же блага, он прибавил, что ради храма я сильно желал тебе благ.
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»