Псалом 119 для чего

Псалом 119

Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в послепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа.

Пс.119 можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст.

Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7).

Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана.

«Уст ами лживы ми» и »язык ом лукав ым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.

Писатель спрашивает, какая польза от лжи для его врагов? Что она может дать им? Не иное что, как вызвать гнев Сильного, т. е. Господа, который пошлет на них кару ( «стрелы» ) с углями дрока. Дрок – кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь – образ продолжительных бедствий, которые за «ложь» будут посланы Богом.

Мосок или Моски, местность в Армении, около Черного моря. «Шатр ы Кидар ян» – кочевое племя, по одним – бродившее между Месопотамией и Каменистой Аравией, по другим – жившее в Египте. В этом стихе указание, что писатель изображает в псалме состояние евреев, еще находившихся в рассеянии среди разных языческих народов.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 119

Псалом 119, наряду с другими, относится к так называемым «Песням восхождения». Вариантов этого названия существует множество.

В некоторых из них предполагается, что песни исполнялись на ступенях храма: каждая – на отдельной. Всего Песен восхождения 15, равно как и ступеней к храму. И по мере их исполнения певец поднимался все выше, к храмовым воротам.

По другой считалось, что под словом «восхождение» понималось повышение тональности голоса при исполнении псалма 119.

Наконец, одна из гипотез утверждает, что псалмы восхождения (возвращения) исполняли евреи, вернувшиеся из вавилонского плена. При этом исполнению придается большой смысл: его исполнение помогает стать человеку на путь истинный, повысить свой духовный уровень, «возвыситься» над своим прежним состоянием. Читать его лучше в уединении, дабы глубже прочувствовать каждое слово и посеять благодатное зерно в своей душе.

Текст молитвы псалом 119

На церковнославянском языке с ударениями

Отличием текста псалма 119 является его небольшой размер. При восхождении в храм он исполнялся певцами на церковнославянском (старославянском) языке:

1 Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти ми, воззва́х, и услы́ша мя.

2 Го́споди, изба́ви ду́шу мою́ от усте́н непра́ведных и от язы́ка льсти́ва.

3 Что да́стся тебе́, или́ что приложи́тся тебе́ к язы́ку льсти́ву?

4 Стре́лы си́льнаго изощре́ны, со у́гльми пусты́нными.

5 Увы мне, я́ко прише́льствие мое́ продолжи́ся, всели́хся с селе́нии Кида́рскими.

6 Мно́го прише́льствова душа́ моя́, с ненави́дящими ми́ра бех ми́рен:

7 егда́ глаго́лах им, боря́ху мя ту́не.

На русском языке

Для лучшего понимания сути, более глубокого проникновения в душу молящегося, Пс. 119 можно исполнять в уединении и читать его на русском языке:

1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.

2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.

3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?

4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.

5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.

6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир.

7 Я мирен: но только заговорю, они — к войне.

История написания

Псалом 119 для чего

Написание песни предположительно связано с нахождением Давида у царя Саула, который боялся и ненавидел юного помазанника Божьего. Желая избавиться от опасного молодого и любимого народом Давида Саул начал открытые гонения. Давид был вынужден скрываться бегством. Пристанище он нашел в филистимском городе Гефе, где правил царь Анхус.

Песнь – это молитва изгнанника. В ней он сокрушается, что приходится жить среди варваров на чужбине слишком долго и терпеть их несправедливость и оскорбления (злоречия), и просит Господа о спасении.

Для чего и как читают псалом 119?

В иудаизме этот псалом рекомендовали беременным женщинам, дабы набраться терпения и покорно принимать свое состояние.

Его также читают в пост, если долгое время нет дождя.

Наиболее эффективна молитва для тех, кто стал жертвой лжи или несправедливого обвинения и просит помощи и защиты у Господа. Она помогает не опустить руки и избавиться от лживых врагов, обретя милость и помощь Божию.

Толкование

Небольшой, всего в семь строк, псалом 119 имеет свои композиционные особенности. В его тексте имеются повторяющиеся фразы: «язык коварный», «на чужбине». И если псалом 119 звучит на русском языке, они подчеркивают трагизм ситуации, о которой идет речь в песне. Так как псалом является частью «Песен восхождения», то дальнейшее развитие сюжета происходит именно в них.

Источник

Песнь Степеней, 119

Первый из псалмов, имеющих надписание: Песнь степеней, 119, – изображает и бедствия народа израильского, и Божие благоволение к нему. «Первую песнь степеней, – говорит св. Афанасий Александрийский, – воспевает Богу народ в Вавилоне, скорбя о продолжительности плена и умоляя освободить его» [3, с. 390]. Эта песнь начинается так:

Пс.119:1–2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива.

Прискорбна и тягостна вообще жизнь рабов и пленников, обиды и притеснения сыплются на них со всех сторон, и потому естественно, что евреи в плену скорбели, перенося эти обиды, и жаловались на оскорбления. Но кто избавил бы их от этих притеснений и оскорблений, если не воззвали бы они ко Господу Богу их? Вот почему от лица всего бедствующего народа пророк говорит здесь: в то время, когда я претерпевал скорби (внегда скорбети ми), с усиленною молитвою я обратился к Богу (ко Господу воззвах), и Он услышал меня. В особенности много вредили пленникам те враждебные люди, которые, желая причинить им вред и какое-либо зло, клеветали на них, как клеветали впоследствии на возвратившихся уже из плена иудеев самаряне при персидском дворе, силясь воспрепятствовать иудеям в деле построения храма. Вот от таких людей, употребляющих лесть, клеветы и лживые доносы, пророк и умоляет Бога избавить душу его, не просто говорит: «избави мя», – а избави душу мою, чтобы показать, что льстецы, клеветники и вообще лукавые люди опасны и вредны не столько для внешней жизни, сколько для души, причиняя ей разные тревоги и опасения.

Пс.119:3–4 Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными.

В этих двух стихах заключаются вопрос и ответ, выраженные по поводу того злобного и льстивого языка, об избавлении от которого пророк молится в предыдущем стихе. Пророк вопрошает: что может быть дано тебе Богом за твою неправду, или какое, соответственное твоему льстивому и коварному языку, будет назначено наказание? И на этот вопрос свой сам же как бы так отвечает: не скорби, или утешься, ты, обиженный и оскорбляемый! У всемогущего Бога готовы изощренные стрелы (стрелы сильного изощрены) против беззаконных и льстивых людей, и вместе с ними приготовлены истребительные и опустошительные угли, дабы в одно и то же время и стрелы поражали, и угли жгли и истребляли. Блж. Феодорит так изъясняет слова пророка: «Итак, не унывай, когда тебя поражает стрела льстивого языка: ибо готовы наказания, посылаемые от праведного Судии, которые по своему действию подобны самым острым стрелам и опустошающим углям. Итак, чего ты еще более желаешь, чтобы тебе дано было? И какого другого прибавления для себя требуешь, после такого приготовления со стороны сильного против нечестивых?» [7, с. 1000]. Израильтяне просят Господа о избавлении от языка льстива, от людей, которые обманывали народ пустыми обещаниями; пророк, обращаясь к сим неправедным людям, говорит: какая польза в неправедном и льстивом языке? Что приобретешь ты льстивым языком? Гнев Божий, который, как стрелы сильного со углями пустынными, поразит тебя. Говорят, что в древности к стрелам присоединяли горящий можжевельник, дабы горящие иглы делали раны неисцелимыми. Угли пустынные так названы или потому, что можжевельник, или дроковый кустарник, растет в пустыне, или это значит – «опустошающие».

Пс.119:5–7 Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселился с селении Кидарскими: много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне.

Здесь пророк, с одной стороны, выражает скорбь о продолжительности пленного состояния: Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, много пришелствова душа моя, с другой стороны, он жалуется на вынужденную и бедственную жизнь свою, в сообществе с людьми грубыми и зверонравными: вселихся с селении Кидарскими. Кидаром называлась пустынная страна, лежащая к востоку, невдалеке от Вавилонского царства, куда пленены были израильтяне, – это нынешняя пустынная Арабия. «Горе мне, – говорит пророк, – что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских» (пер. с евр.). Мосох, по сказанию книги Бытия ( Быт.10:2 ), сын Иафета, родоначальник мосхов, живших на горах между Ивериею, Армениею и Колхидою, т.е. в тех местах, коими владел царь Навуходоносор, а жители Кидарских селений, нынешние бедуины, произошли от Кидара, сына Измайлова, потомками которого и населена нынешняя Арабия. Так изображает пророк бедственное странствование своего народа, так, как бы он сослан был в землю разбойников, которые жили не в населенных городах, а в грязных и закоптелых кущах и берлогах, наподобие зверей. По словам блж. Феодорита, «Кидар населен народом сарацинским, имеющим зверские свойства, обитающим в шатрах и кущах и подражающим праотцу своему Кидару от которого и страна сия получила наименование. Кидар же был второй сын Измаила» [7, с. 1001]. Много пришелствова душа моя, т.е. много лет я жил странником в плену. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не по множеству называет лета продолжительными, но по трудности и неприятности дел. Ибо хотя и не много их, но представляются многочисленными. Такие свойства должны иметь и мы: хотя бы мы и не много лет жили здесь, но по стремлению к будущему мы должны считать их продолжительными. Я это говорю не для того, чтобы осуждать настоящую жизнь, но чтобы возбудить в вас любовь к будущей» [5, с. 396]. Далее пророк жалуется на лицемерных и вероломных врагов своих, которые добрых и невинных людей без всякой причины гонят и ненавидят, говоря как бы так: я, который ничего так не люблю, как мир, принужден жить с неподобными мне людьми, с ненавидящими мира, или, как выражено в переводе с еврейского: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они – к войне». Егда глаголах им, т.е. когда я совершенно спокойно высказывал свои религиозные убеждения, исповедовал свою веру, они преследовали меня за это, когда выражал желание мирного сожительства, предлагал мирные условия, они отвергали мои предложения, и все было напрасно: боряху мя туне.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалом 119

1. С Евр.: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня».

2. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива. Св. Афанасий под языком лживым и неправедным разумеет Вавилонян, как идолослужителей, и как – врагов. Злат. и бл. Феод.

3. Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву. С Евр.: «Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый»? «Пророк, – поясняет св. Злат., – сими словами выражает то, что коварство нечестивых (Вавилонян) есть великий порок, тяжкое зло; или то, что в самом пороке заключается наказание. Т.е. какое достойное наказание найдется для этого зла? Или: какое еще может быть наказание для такого порока? Здесь никакого, кроме поражения от Бога».

4. Стрелы сильного изощрены, со угльми пустынными. 627 С Евр.: «Изощренныя стрелы сильного, с горящими углями дроковыми». Симмах и Феодотион перевели: «Стрелы сильного, с углями собранными в кучу», Акила – «с углями можжевеловыми». «Здесь, – поясняет св. Злат., – заключается одна мысль о наказаниях. То же выражают и LХХ толковников словами: со угльми пустынными, т.е. опустошительными, разрушительными, истребительными». Казнь здесь видит и св. Афанасий. «Сильным, – говорит бл. Феод., – называет Бога всяческих, а стрелами сильного – скорость наказаний, и заимствует образ речи от пущенных стрел, которые удобно рассекают воздух; углями же пустынными изображает жестокость наказания, истребляющую и опустошающую его силу. Ибо таково свойство огня. Пророк как бы так говорит: не приходи в уныние поражаемый языком неправедным; наказания, посылаемые праведным Судиею, уподобляются быстроте стрел, опустошительной силе углей».

6. 7. Много пришельствова душа моя, т.е. «продолжительно время преселения» (Бл. Феод.). «Однако немного, только семьдесят лет. Но пророк называет их многими не по количеству, а по трудности обстоятельств. Для страждущих и немногие годы кажутся многими» (Злат.). С ненавидящими мира бех мирен. Т.е. среди враждолюбивых врагов я жил мирно, скромно, но как только (ст. 7) начинал говорить с ними, они ссорились, враждовали – егда глаголах им, боряху мя туне. «Такова злоба Вавилонян, что ни за что ведут войну с живущими в мире» (Св. Афан.). «Во время самой беседы, говорит, когда я особенно выражал любовь свою, когда произносил дружелюбные слова, тогда они и раздражались, строили козни, и ничто не укрощало их» (Злат.). С Евр. ст. 6: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир». Ст. 7: «Я мирен: но только заговорю (т.е. мирно), они к войне».

15 псалмов так названы, думают, по числу 15 ступеней Иерусалимского храма, на коих пелись сии псалмы; по другим – потому, что пелись голосом постепенно возвышающимся. Некоторые раввины думают, что Еврейское слово маалот (восхождение) означает музыкальный инструмент, под игру которого должно было петь сии псалмы. Калмет представляет другую догадку. Так как Иудейская страна, по отношению к Вавилону, находилась, сравнительно, выше: то Иудеи, говоря о возвращении из Вавил. плена в Палестину, употребляли слово: маалот – восхождение (от ала – восходил). Отселе и псалмы сии, написанные по случаю возвращения из плена, в память сего события называются восхождениями. См. у Калм.

Мосоха, в Евр: Мешех. Мосох, сын Иафета, родоначальник Мосхов, кои жили на горах между Ивериею, Армениею и Колхидою, т. е. в тех местах, коими владел царь Навуходоносор, и где могли жить Евреи, переселенные Салманассаром – за Евфрат. 4Цар. 17:23, 18:11 – См. у Калм.

Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 119 «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя»

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Псалом 119 читать:

1 Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти ми, воззва́х, и услы́ша мя. 2 Го́споди, изба́ви ду́шу мою́ от усте́н непра́ведных и от язы́ка льсти́ва. 3 Что да́стся тебе́, или́ что приложи́тся тебе́ к язы́ку льсти́ву? 4 Стре́лы си́льнаго изощре́ны, со у́гльми пусты́нными. 5 Увы́ мне, я́ко прише́льствие мое́ продолжи́ся, всели́хся с селе́нии Кида́рскими. 6 Мно́го прише́льствова душа́ моя́, с ненави́дящими ми́ра бех ми́рен: 7 егда́ глаго́лах им, боря́ху мя ту́не.

Псалом 119 для чегоРукописная Псалтирь из собрания РГБ. XVI–XVII вв.
Собрание рукописных книг архим. Амфилохия
https://lib-fond.ru

Псалом 119 на русском:

1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.

2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.

3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?

4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.

5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.

6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир.

Псалом 119 слушать:

Блаженны, говорит, и счастливы те христиане, которые читают закон и слова Божии с последованием, вниманием и прилежанием и постигают духовное сокровище, скрывающееся в них; потому что вместе с сим исследованием они станут всем сердцем своим искать Бога, увидев мысленно красоту Его и постигнув сладость света Его. Посему-то они устремляют к Богу все свое желание, и, минуя и презирая житейские дела мира сего, стараются и подвизаются познать Бога посредством благоугождения Ему. А ищет Бога усердно тот, кто идет путем заповедей Его, которые ведут к Богу. (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *