Псалом 114 для чего

Для чего читать псалом 114 православным верующим

Текст христианского псалма 114 представляет собой радостное восклицание человека, получившего ответ от Бога на свою молитву. Авторство псалма не установлено, как и обстоятельства, подтолкнувшие псалмопевца к его написанию, но по содержанию песни становится понятно, что причины ее написания являются глубоко личными. Автор возносит хвалу Господу, благодаря Его за исцеление от смертельных болезней, из-за которых он, очевидно, начал уже прощаться с жизнью.

Исходя из толкования 114 псалма, исцеление было столь внезапным и скорым, что автор не смог удержаться от славословия, решив поделиться свое радостью со всем народом.

Текст православного 114 псалма в помощь в бедственном положении

Текст 114 псалма, видимо, призван был поддержать духовное состояние евреев, вернувшихся из вавилонского рабства: словами «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 113, 6) он обращает внимание своих сограждан на то, что Бог бывает особенно благорасположен к людям, которые трудятся во славу Его, а не ропщут из-за лишений. В таком положении были евреи по возвращении из плена: разоренная земля, требующая восстановления, и следующие за этим лишения часто повергали их в уныние. В православной традиции читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 114 псалма советуют людям, находящимся в тяжелом материальном состоянии.

Слушать на видео молитву псалом 114 на современном русском языке

Читать текст молитвы псалом 114 на русском языке

Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

Православный Псалтырь, текст псалма 114 на церковнославянском языке

Возлюбих, яко услышит Господь глас моленiя моего, яко приклони ухо свое мне; и во дни моя призову. Обяша мя болезни смeртныя, беды адовы обретоша мя; скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах; О, Господи, избави душу мою; милостив Господь и праведн, и Бог наш милует. Храняй младенцы Господь; смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя; яко изят душу мою от смерти, oчи мои от слез и нозе мои от поползновенiя. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Источник

Псалом 114

Это благодарственный псалом. Неясно, написал ли его Давид по какому-то определенному случаю или благодаря тому, что имел перед собой общую картину многих милостивых избавлений, которые Бог совершил для него, избавив от шести бед и семи. Эти случаи побудили его использовать очень энергичные выражения поклонения, любви и благодарности. С подобными благоговейными чувствами должны возноситься наши души к Богу, воспевая Его. Обратите внимание на:

(I) великую беду и опасность, в которой оказался псалмопевец и которая довела его почти до отчаяния (ст. 3).

(II) Его обращение к Богу, когда он находился в этой беде (ст. 4).

(III) Проявления Божьей милости к нему в ответ на Его молитву. Бог услышал его (ст. 1,2), посочувствовал ему (ст. 5,6), избавил его (ст. 8).

(IV) Его беспокойство о том, чтобы он мог публично признать проявленную к нему Божью милость.

(1) Он будет любить Бога (ст. 1).

(2) Он будет продолжать призывать Его (ст. 2).

(3) Он будет покоиться в Нем (ст. 7).

(4) Он будет ходить пред ним (ст. 9). Подобные дыхания святой души свидетельствуют о том, что она очень счастлива.

Стихи 1−9. В этих стихах нам представлено:

I. Общее описание ощущений Давида и его благочестивые решения (ст. 1,2), которые представляют собой содержание всего псалма и дают о нем представление.

1. Он ощутил милость Божью к нему в ответ на свою молитву: «Господь услышал голос мой, моление мое». Давид в стесненных обстоятельствах смиренно и настоятельно просил у Бога милости; и Бог услышал его, то есть милостиво принял его молитву, ознакомился с его ситуацией и даровал ему благоприятный ответ. «Он приклонил ко мне ухо Свое», — говорит псалмопевец. Это означает, что Он был готов и хотел услышать молитву; Он как бы прикладывает Свое ухо к молящимся устам, чтобы услышать молитву, даже если это будут воздыхания неизреченные. Он наблюдает и слушает (Иер 8:6). В то же время эти слова также подразумевают, что Бог чудесным образом снисходит и приклоняет Свое ухо, чтобы услышать молитву. Господи, что такое человек, чтобы Бог так снисходил до него!

2. Размышляя обо всем этом, он принял решение посвятить себя полностью Богу и Его славе.

(1) Он еще сильнее будет любить Бога. Давид начинает этот псалом с неожиданного исповедания того, чем было переполнено его сердце: «Я люблю Тебя, Господи!»31 (как и Пс 17:2). Он вполне уместно начинает псалом этими словами, так как они соответствуют первой великой заповеди и цели, которую достигает Бог, даруя нам дары Своей щедрости. «Я люблю лишь Его и никого, кроме Него, и то, что люблю, люблю ради Него». Сострадательная любовь Господа к нам справедливо в ответ от нас требует любви, удовлетворенной в Нем.

(2) Он будет еще больше любить молитву: «…и потому буду призывать Его». Ощущения Божьей милости к нам, проявленной в ответ на молитву, являются великим ободрением продолжать молиться. Мы хорошо продвинулись в молитве, несмотря на свою недостойность и слабости, так почему бы нам не продолжить? Бог отвечает на молитву, чтобы заставить нас любить ее, и ожидает от нас этого чувства в ответ на Его благоволение. Зачем подбирать колосья на другом поле, если на этом с нами хорошо обращались? Более того, буду призывать Его во все дни мои (пока живу, англ. пер., KJV) — каждый день, до последнего дня. Отметьте: пока продолжается наша жизнь, мы должны продолжать молиться. Этим воздухом мы должны дышать до самого последнего вдоха, так как после него мы освободимся от дыхания, а до того момента у нас будет постоянная возможность молиться.

II. Более детальный пересказ милостивого обращения с ним Бога и добрых впечатлений, которые они отложили на нем.

1. Бог в Своем отношении к нему проявил себя добрым Богом, и об этом он свидетельствует Ему, оставляя свои слова в записи (ст. 5): «Милостив Господь и праведен. Он праведен и не огорчал меня, причиняя мне зло; Он очень милостивый и добрый, поддерживая и избавляя меня». Давайте всегда говорить о Боге так, каким мы открыли Его для себя. И разве когда-то Он был для нас каким-то другим, а не справедливым и милостивым? Нет, наш Господь милостив, милостив к нам, ибо по милости Господа мы не исчезли.

(1) Давайте еще раз посмотрим на ощущения Давида.

[1] Он был в великой беде и страдании (ст. 3): «Объяли меня болезни смертные, то есть такие болезни, которые могли привести его к смерти и которые очень напоминали муки смертные». Возможно, критическая телесная боль или беспокойство разума здесь названы муками адскими, ужасом в совести, возникающим из-за чувства вины. Отметьте: скорби смертные являются великими скорбями, а муки адские — великими муками. Поэтому давайте усердно готовиться к первому, чтобы избежать второго. Болезни смертные объяли его со всех сторон; они арестовали, крепко схватили его, чтобы он не мог сбежать. Снаружи — сражения, внутри — страхи. «Я встретил тесноту и скорбь; не только они встретили меня, но и я встретил их». Люди, склонные к меланхолии, часто находят скорби. Большую часть трудностей они сами себе создают, потакая своему воображению и страстям. Благочестивые люди также иногда имеют эту слабость. Когда Божье провидение делает условия нашей жизни плохими, то давайте не делать их еще хуже своим безрассудством.

[2] Оказавшись в беде, Давид верной и ревностной молитвой просит помощи у Бога (ст. 4). Он говорит нам, что молится: «Тогда призвал я имя Господне»; когда он был доведен до крайности, то прибегнул к молитве, но не как к последнему, а как к проверенному средству, которое, по его собственному опыту, залечивало любую рану. Он рассказывает, что это была за молитва. Она была короткая, но имела цель: «Господи! избавь душу мою, спаси меня от смерти и от греха, так как он убивает мою душу». Смирение и ревностность молитвы подчеркиваются словами: «Господи, умоляю Тебя…» (в русском переводе эти слова отсутствуют). Когда мы приступаем к престолу благодати, то приходим как просящие подаяния и необходимой пищи. Следующие слова (ст. 5) «милостив Господь» можно воспринять, как часть этой молитвы — как повод, усиливающий эту просьбу и ободряющий веру и молитву просящего: «Господи! избавь душу мою, ибо Ты милостив и милосерд и я уповаю лишь на помощь Твою».

[3] Бог в ответ на эту молитву приходит со своевременной и действенной помощью. Давид на собственном опыте познал, что Бог милостив и милосерд и в Своем сострадании хранит простодушных (ст. 6). Бог хранит их, так как они простодушны (т.е. искренни, правые сердцем и без лукавства), как Он хранил Павла, который жил в мире не по плотской мудрости, а в простоте и богоугодной искренности. Хотя они простодушны (т.е. слабы, беспомощны и не способны обойтись без посторонней помощи — люди, не имеющие проницательности и замыслов), в то же время Бог хранит их, так как они вручили себя Ему и не полагаются на собственную достаточность. Тот, кто верой отдает себя под защиту Бога, будет в безопасности.

(2) Давайте послушаем, что Давид говорит о своем опыте.

[1] Бог поддерживал его в бедствиях: «Я изнемог, — говорит Давид, — погрузился в пучину несчастья, и тогда Он помог мне — помог услышать наихудшее и надеяться на лучшее, помог мне молиться, чтобы желание не покинуло меня, помог мне ожидать, чтобы вера моя не пошатнулась. Я был одним из простодушных, кого Бог сохранил, нищим, который воззвал, — и Господь услышал его» (Пс 33:7).Отметьте, что Народ Божий никогда не изнеможет, так как над ним простерта вечная мышца, и не погибнет тот, кто ею поддерживается. Более того, Богу нравится помогать, когда человек в нужде, в критическом положении (Втор 32:36).

[2] Бог спас его от бед (ст. 8): «Ты избавил…» Эти слова означают, что либо Бог предотвратил отчаяние, в которое он готов был впасть, либо исцелил от отчаяния, в котором он уже находился. Бог милостиво избавил, во-первых, его душу от смерти. Отметьте, великая милость Бога к нам проявляется в том, что мы живы; эта милость особенно ощутима, если мы были на пороге смерти, но Бог пощадил и поднял нас — предал гибели, но потом повелел вернуться. То, что жизни так часто можно лишиться и она подвергается опасности, но в то же время продляется, является чудом милости. Все те, кто сейчас освящается, а вскоре будет прославлен, особенно должны быть признательны за избавление души от духовной и вечной смерти. Во-вторых, его глаза — от слез, то есть его сердце — от чрезмерной скорби. Великая милость — быть избавленным от оснований для скорби, от зла, которое является причиной скорби, или, по крайней мере, от состояния, когда человек чрезмерно скорбит. Когда Бог утешает огорченных — снимает вретище скорбящего и препоясывает весельем, — тогда Он избавляет очи их от слез, что не сможет быть сделано окончательно до тех пор, пока мы не придем в тот мир, где отрет Бог всякую слезу с очей их. В-третьих, ноги его от преткновения, чтобы они не стали на путь греха и несчастья. Великое счастье — иметь Бога, который держит нас за правую руку, когда наши ноги почти поскользнулись (Пс 72:2,23), поэтому хотя мы и впадаем в искушение, но оно не побеждает и не свергает нас. Или эти слова можно понимать так: «Ты избавил ноги мои от преткновения — от падения в могилу, когда одна нога уже была там».

2. Давид, благодаря Бога, показывает себя благочестивым человеком. Господь все это сделал для него, и поэтому:

(1) Он будет жить, наслаждаясь Богом (ст. 7): «Возвратись, душа моя, в покой твой.

[1] Отдохни и успокойся, не волнуй себя подозрительными и беспокойными страхами, как ты иногда это делала. Успокойся и возвеселись. Бог милостиво обращался с тобой, и поэтому ты не должна опасаться, что Он в дальнейшем будет суров к тебе».

[2] «Успокойся в Боге. Возвратись в Него, как в свой покой, и не ищи в творении тот покой, который может быть лишь в Нем». Бог — место покоя для души; только в Нем она может пребывать в покое, и поэтому к Нему она должна возвращаться и радоваться в Нем». Господь облагодетельствовал нас. Он обеспечивал нас всем необходимым для нашего утешения и восстановления и ободрял прийти к Нему ради собственного блага во все времена и во всех случаях. Поэтому давайте удовлетворимся этим. Возвратитесь в тот покой, который Христос дает труждающимся и обремененным (Мф 11:28). Вернись к своему Ною, чье имя означает «покой», как голубица, которая не нашла покоя и возвратилась в ковчег. Я не знаю более подходящих слов, которые можно было бы произнести, закрывая глаза перед ночным сном или в смертный час, чем эти: «Возвратись, душа моя, в покой твой!»

(2) Он посвятит свою жизнь Богу (ст. 9): «Буду ходить пред лицем Господним на земле живых», то есть в этом мире до тех пор, пока живу. Отметьте:

[1] наш великий долг — ходить пред лицем Господним, то есть поступать так, словно мы находимся в Его присутствии и под Его бдительным оком, одобрять Его как святого Бога, подчиняться как всемогущему Богу и покоряться Его воле как Богу вседостаточному, радостно уповая на Него. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною» (Быт 17:1). Мы должны поступать достойно Бога, во всем угождая Ему.

[2] Размышления о том, что мы живем на земле живых, должны побудить нас поступать именно так. Бог продолжает щадить нас и поддерживает на земле живых Своей силой, терпением и милостью, и поэтому мы должны добросовестно исполнять перед Ним свой долг. Земля живых — это земля милости, за которую мы должны благодарить. Это земля огромных возможностей, которую мы должны использовать. Ханаан называли землей живых (Иез 26:20), и те, чей жребий указал на эту землю видений, особым образом заботятся, чтобы всегда видеть пред собою Господа. Если Бог избавил нашу душу от смерти, то мы должны ходить перед Ним. Новая жизнь, безусловно, должна быть новой жизнью.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 114

Источник

Псалом 114

Псалом 114 входит в состав 16 кафизмы. Псалом надписан словом «Аллилуйя», то есть «хвалите Бога», он относится к числу благодарственных. Автор псалма неизвестен, можно только догадаться по содержанию, что эта песнь-размышление написана уже после избавления от бед и болезней.

Текст молитвы псалом 114

На церковнославянском языке с ударениями

1 Возлюби́х, я́ко услы́шит Госпо́дь глас моле́ния моего́,

2 я́ко приклони́ у́хо Свое́ мне, и во дни моя́ призову́.

3 Объя́ша мя боле́зни сме́ртныя, беды́ а́довы обрето́ша мя, скорбь и боле́знь обрето́х, и и́мя Госпо́дне призва́х:

4 о, Го́споди, изба́ви ду́шу мою́. Ми́лостив Госпо́дь и Пра́веден, и Бог наш ми́лует.

5 Храня́й младе́нцы Госпо́дь: смири́хся, и спасе́ мя.

6 Обрати́ся, душе́ моя́, в поко́й твой, я́ко Госпо́дь благоде́йствова тя.

7 Яко изъя́т ду́шу мою́ от сме́рти, о́чи мои́ от слез и но́зе мои́ от поползнове́ния.

8 Благоугожду́ пред Го́сподем во стране́ живы́х.

На русском языке

1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;

2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.

3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне:

4 Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.

5 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

6 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

7 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.

8 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

История написания

Псалом 114 для чего

В псалме автор вспоминает, какие страдания и тяжкие внутренние мучения он претерпел. Иудеи читали псалом 114 в благодарность Богу за избавление от трудностей при строительстве второго Иерусалимского храма после возвращения из Вавилонского плена.

Для чего читают псалом 114?

Толкование псалма 114

Псалом 114 для чего

Чтобы благодарность Богу была принята, а молитва – услышана, следует понять смысл стихов, читать текст псалма 114 в мирном состоянии души и сердца, простив обиды и избавившись от злых чувств.

Источник

Псалом 114

Близкое соответствие благодарности сего, 114-го, псалма с предшествующею ему молитвою псалма 113 дает основание признать сей краткий псалом благодарственною песнию иудеев Господу Богу за избавление их от тех затруднительных обстоятельств, в каких находились они при построении второго храма Иерусалимского. Надписывается он так же, как и предшествующие и последующие ему псалмы, словом Аллилуиа («хвалите Бога»).

Пс.114:1–2 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне: и во дни моя призову.

Хотя по краткости речи пророк не досказал здесь, кого он возлюбил, но это ясно видно из последующих его слов, когда он тут же благодарит Господа Бога за то, что Он услышал его молитву. Вместо возлюбих по переводу с еврейского читаем: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». Слова различны, но чувства, выраженные словами, одни и те же. Сильная молитва, когда она бывает услышана, производит в молящихся чувство радости и еще большую любовь к Тому, от Кого видит удовлетворение своей молитвы. А потому и сказать ему: «возлюбил я» – не то же ли значит, что сказать: «я рад, что Господь услышал моление мое»? И как не радоваться, как не любить Того, как бы так продолжает речь свою пророк, Который будучи Господом всяческих и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушиванию молитв недостойных рабов Своих, что мы благонадежно и дерзновенно во всех нуждах наших можем призывать Его, и я потому всегда во дни моя, при всяких обстоятельствах, в счастии и в несчастии, буду призывать Господа.

Пс.114:3–4 Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен, и Бог наш милует.

Пс.114:5 Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя.

Младенцев в собственном смысле хранит Господь, по учению Св. Церкви, чрез ангелов хранителей, особенно потому, что они, как слабые силами, особенно нуждаются в таком хранении. Здесь же пророк говорит о младенцах не по возрасту, а по нраву, почему это изречение о младенцах и читается по переводу с еврейского так «Хранит Господь простодушных». Таково и учение Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). В том же смысле говорит и апостол Павел: «Братие! не будьте дети умом: на зло будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни». Таков и есть смысл псаломского изречения, которое продолжается следующими словами: смирихся, и спасе мя. Это значит, я страдал от искушений, и Он спас меня, т.е. Господь избавил меня от них. По изъяснению св. Василия Великого, эти слова можно разуметь так: «поелику я смирился, вел себя и жил, как младенец, принимая Царствие Небесное как отрок, и посредством незлобия я низвел себя к детскому смирению, то хранитель младенцев Господь спас меня от болезней смертных и от бед адских. Не сказал: не попустил пасть в беды, но что – и по падении спас» [7, c. 912).

Пс.114:6–8 Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Выразив полную признательность Богу за Его благодеяния и возблагодарив Его, пророк утешается чрез обращение к самому себе, к душе своей, говоря: «Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (пер. с евр.). Благодеяния Его все предо мною: Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения; все опасности смертные и все прежние беды миновали; Он отгнал от меня всякую печаль, и мне остается только предаться в волю Божию и благоугождать Ему. Об этом я и постараюсь. Благоугожду пред Господем во стране живых, а по переводу с еврейского: «буду ходить пред лицем Господним на земле живых». Страною, или землею, живых, говорит св. Афанасий Александрийский, «пророк называет небесный Иерусалим» [3, с. 360]. А по мнению св. Василия Великого, Иоанна Златоустого и блж. Феодорита, это страна живых, не умирающих грехом, но живущих истинною жизнию во Христе Иисусе [7, с. 914; 5, с. 343; 6, с. 558].

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалом 114

К этому псалму в еврейской Библии присоединяется следующий по счету LXX-ти 115 псалом, и таким образом с 116 псалма по греческой Библии, а по еврейской 117, восстанавливается прежний счет на один псалом вперед.

То чувство радости, которое изображается в этом и следующих двух ( Пс.115–116 ) псалмах, показывает, что они написаны после уже получения помощи от Господа.

Я радуюсь, так как Господь помогает мне, когда я воззвал к Нему при гнетущих меня обстоятельствах (1–4). Господь милостив и помогает всем простодушным пред ним (5–6). Я покоен, так как Господь осушил мои слезы и дал мне при жизни увидеть ниспосланные Им блага.

Господь «хранит простодушных» – т. е. тех, кто просто и глубоко, как дети, веруют в Него, или беспомощных, как дети, а потому нуждающихся в защите со стороны. Такими простодушными по вере и беспомощными, как дети, были евреи данного времени, возвратившиеся из плена, так как жили верой и ожиданиями исполнения предсказанных пророками обетований, они же были и беспомощны, так как им самим, без всякого стороннего содействия и при нищете приходилось начинать снова устроение своей земли как в политическом и религиозном, так в гражданском и экономическом отношениях.

«Возвратись, душа моя, в покой твой» – период страданий и опасностей миновал, настало время довольства и благоприятного течения жизни, так как Господь «облагодетельствовал».

«Ходить пред лицем Бога» – служить Ему своей жизнью; на «земле живых» на земле людей своего народа, теперь довольного и осчастливленного.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *