Псалом 106 на русском для чего читают
Псалом 106 на русском для чего читают
По отвержении народа иудейского весьма кстати изображает призвание язычников Апостолами. Поэтому и повелевает восхвалять Бога и исповедаться Ему за великую Его милость.
Кто же эти собранные от четырех стран вселенной, как не все народы, древле чуждые богочестия и не причащавшиеся Божественной влаги, но пребывавшие в великой жажде?
потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении.
потому что не имели у себя хлеба, укрепляющего сердце человеку, ни воды живой, о которой сказано: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Ин. 4, 14 ).
т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: «Аз есмь путь» ( Ин. 14, 6 ).
Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.
Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: «алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? И душу алчущу исполни благ» ( Пс.106:5 ), т. е. мысленного хлеба.
«Пленицами своих грехов кийждо затязается» ( Прит. 5, 22 ), обнищав от всего доброго и прекрасного.
нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего.
Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому «всем человеком хощет спастися и в разум истины пpиити» ( 1Тим. 2, 4 )?
потому что никто не был в силах истребить грех.
Какая же нужда больше этой – в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам?
Словом «растерза» показывает мгновенное истребление греха.
В другой раз повторил то же о благодеяниях Его.
имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал «сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся» ( Ис. 49, 9 ).
потому что не было слова, которое бы могло напитать их. «Врата же смертная» суть грехи, ведущие к смерти.
Обращает речь к святым Апостолам, потому что они преподали нам таинства Нового Завета.
Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.
Разумеет иудейскую синагогу, потому что демоны были гражданами этого земного градоправления, а плодопринесло его нечестие. Но иссушили его солью учения Апостолы, о которых сказано: «вы есте́ соль земли» ( Мф. 5, 13 ).
подразумевает народ из язычников. Ибо пророчество здесь слито и вводит лицо двух народов, говорит об отвержении одного, и о введении другого народа.
т. е. благое и небесное жительство.
Что разуметь под селами, учить Сказавший: «изыде сеяй сеяти семене своего» ( Лк. 8, 5 ). А винограды суть Церкви, по сказанному: «винограды созре́ша, даша воню́» ( Песн. 2, 13 ).
Скотами называет неразумных в Церкви, по сказанному: «ско́тен бых у тебе » ( Пс. 72, 22 ); и: «человеки и скоты спасеши Господи» ( Пс. 35, 7 ).
т. е. принадлежащие к народу древнему.
Разумеет книжников и фарисеев.
И заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути.
Ибо блуждают они, не познав Рекшего: «Аз есмь путь» ( Ин. 14, 6 ).
Кто же убогий? Не тот ли, о ком сказано: «блажени нищии духом» ( Мф. 5, 3 )?
Своими собственными признал, говорит пророк, из всех отечествий собранные паствы.
Кто эти правые? не те ли, о ком сказано: «ваша же блаженна очеса, яко видят» ( Мф. 13, 16 )?
И всякое беззаконие заградит уста своя.
«Бог оправдаяй. Кто осуждаяй?» ( Рим. 8, 33 )
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 106
Да восхвалят Господа избавленные от врага и собранные ото всех стран света! Там они терпели всякие лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2–7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз их (9–14). Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их (16–20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту (23–30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33–43).
Под «мор ем» здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.
Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. – «Не находили населенного города» – точнее можно передать – не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины.
Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.
Радостное чувство возвращения на родину сравнивается с чувством удовлетворения жаждущим своей жажды и алчущим своего голода.
Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло «слово Господа», т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.
Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.
Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.
Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.
Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 106
Псалтырь создавалась на протяжении столетий. Многие ее песни были написаны еще израильским царем Давидом. Но ряд текстов были добавлены в псалтырь уже после его смерти. К таким текстам относится псалом 106. В нем неизвестный автор возносит благодарность Господу за избавление евреев от рассеивания между другими народами, за возможность создания ими своего государства в благословенной Палестине.
Текст молитвы псалом 106
На церковнославянском языке с ударениями
1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.
2 Да реку́т изба́влении Го́сподем, и́хже изба́ви из руки́ врага́
3 и от стран собра́ их, от восто́к и за́пад, и се́вера, и мо́ря.
4 Заблуди́ша в пусты́ни безво́дней, пути́ гра́да оби́тельнаго не обрето́ша.
5 Алчуще и жа́ждуще, душа́ их в них исчезе́.
6 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изба́ви я́,
7 и наста́ви я́ на путь прав, вни́ти во град оби́тельный.
8 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим,
9 я́ко насы́тил есть ду́шу тщу и ду́шу а́лчущу испо́лни благ.
10 Седя́щыя во тьме и се́ни сме́ртней, окова́нныя нище́тою и желе́зом,
11 я́ко преогорчи́ша словеса́ Бо́жия и сове́т Вы́шняго раздражи́ша.
12 И смири́ся в труде́х се́рдце их, и изнемого́ша, и не бе помога́яй.
13 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́,
14 и изведе́ я́ из тьмы и се́ни сме́ртныя, и у́зы их растерза́.
15 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим,
16 я́ко сокруши́ врата́ ме́дная и вереи́ желе́зныя сломи́.
17 Восприя́т я́ от пути́ беззако́ния их, беззако́ний бо ра́ди свои́х смири́шася.
18 Вся́каго бра́шна возгнуша́ся душа́ их, и прибли́жишася до врат сме́ртных.
19 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́,
20 посла́ сло́во Свое́ и исцели́ я́, и изба́ви я́ от растле́ний их.
21 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим,
22 и да пожру́т Ему же́ртву хвалы́, и да возвестя́т дела́ Его в ра́дости.
23 Сходя́щии в мо́ре в корабле́х, творя́щии де́лания в вода́х мно́гих,
24 ти́и ви́деша дела́ Госпо́дня и чудеса́ Его во глубине́.
25 Рече́, и ста дух бу́рен, и вознесо́шася во́лны его,
26 восхо́дят до небе́с и низхо́дят до бездн, душа́ их в злых та́яше:
27 смято́шася, подвиго́шася, я́ко пия́ный, и вся му́дрость их поглощена́ бысть
28 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изведе́ я́,
29 и повеле́ бу́ри, и ста в тишину́, и умолко́ша во́лны его́.
30 И возвесели́шася, я́ко умо́лкоша, и наста́ви я́ в приста́нище хоте́ния своего́.
31 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим:
32 да вознесу́т Его в це́ркви людсте́й и на седа́лищи ста́рец восхва́лят Его.
33 Положи́л есть ре́ки в пусты́ню, и исхо́дища водна́я в жа́жду,
34 зе́млю плодоно́сную в сла́ность, от зло́бы живу́щих на ней.
35 Положи́л есть пусты́ню во езе́ра водна́я и зе́млю безво́дную во исхо́дища водна́я.
36 И насели́ та́мо а́лчущыя, и соста́виша гра́ды оби́тельны,
37 и насе́яша се́ла, и насади́ша виногра́ды, и сотвори́ша плод жи́тен.
38 И благослови́ я́, и умно́жишася зело́, и скоты́ их не ума́ли.
39 И ума́лишася, и озлоби́шася от ско́рби зол и боле́зни.
40 Излия́ся уничиже́ние на кня́зи их, и облазни́ я́ по непрохо́дней, а не по пути́.
41 И помо́же убо́гу от нищеты́ и положи́ я́ко о́вцы оте́чествия.
42 У́зрят пра́вии и возвеселя́тся, и вся́кое беззако́ние загради́т уста́ своя́.
43 Кто прему́др и сохрани́т сия́? И уразуме́ют ми́лости Госпо́дни.
На русском языке
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,
34 землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,
40 он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
История написания
Исходя из текста псалма 106 можно предположить, что он был написан после возвращения еврейского народа из вавилонского плена. В этот период евреи были озабочены засеванием полей и разведением виноградников, восстановлением разрушенных городов.
Неизвестный псалмопевец подробно описывает общие черты бедствий человеческой жизни и показывает, что в трудную минуту Бог отвечает на молитвы, оказывает помощь страждущим.
Когда и для чего читают псалом 106?
Псалом 106 входит в состав XV кафизмы. В соответствии с этим в православных храмах его читают на пятничном богослужении на церковнославянском языке. При домашней молитве, для того чтобы лучше понимать смысл, допускается читать псалом 106 на русском языке. Во время Великого поста псалтырь прочитывается в храме два раза в неделю, поэтому к тексту псалма 106 обращаются во вторник и в пятницу. На Светлой седмице кафизмы не положены.
Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для подходящего к различным жизненным случаям благословения, особенно если на особую потребность не имелось церковного чинопоследования. Так псалом 106 он советовал читать для избавления от женского бесплодия.
Толкование
Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.
В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.
Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:
В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.
Псалом 106 «Исповедайтеся Господеви, яко Благ»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Псалом 106 читать:
1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́. 2 Да реку́т изба́влении Го́сподем, и́хже изба́ви из руки́ врага́ 3 и от стран собра́ их, от восто́к и за́пад, и се́вера, и мо́ря. 4 Заблуди́ша в пусты́ни безво́дней, пути́ гра́да оби́тельнаго не обрето́ша. 5 А́лчуще и жа́ждуще, душа́ их в них исчезе́. 6 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изба́ви я́, 7 и наста́ви я́ на путь прав, вни́ти во град оби́тельный. 8 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим, 9 я́ко насы́тил есть ду́шу тщу и ду́шу а́лчущу испо́лни благ. 10 Седя́щыя во тьме и се́ни сме́ртней, окова́нныя нище́тою и желе́зом, 11 я́ко преогорчи́ша словеса́ Бо́жия и сове́т Вы́шняго раздражи́ша. 12 И смири́ся в труде́х се́рдце их, и изнемого́ша, и не бе помога́яй. 13 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́, 14 и изведе́ я́ из тьмы и се́ни сме́ртныя, и у́зы их растерза́. 15 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим, 16 я́ко сокруши́ врата́ ме́дная и вереи́ желе́зныя сломи́. 17 Восприя́т я́ от пути́ беззако́ния их, беззако́ний бо ра́ди свои́х смири́шася. 18 Вся́каго бра́шна возгнуша́ся душа́ их, и прибли́жишася до врат сме́ртных. 19 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́, 20 посла́ сло́во Свое́ и исцели́ я́, и изба́ви я́ от растле́ний их. 21 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим, 22 и да пожру́т Ему́ же́ртву хвалы́, и да возвестя́т дела́ Его́ в ра́дости. 23 Сходя́щии в мо́ре в корабля́х, творя́щии де́лания в вода́х мно́гих, 24 ти́и ви́деша дела́ Госпо́дня и чудеса́ Его́ во глубине́. 25 Рече́, и ста дух бу́рен, и вознесо́шася во́лны eго́, 26 восхо́дят до небе́с и низхо́дят до бездн, душа́ их в злых та́яше: 27 смято́шася, подвиго́шася, я́ко пия́ный, и вся му́дрость их поглощена́ бысть. 28 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изведе́ я́, 29 и повеле́ бу́ри, и ста в тишину́, и умолко́ша во́лны eго́. 30 И возвесели́шася, я́ко умолко́ша, и наста́ви я́ в приста́нище хоте́ния своего́. 31 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим: 32 да вознесу́т Его́ в це́ркви людсте́й и на седа́лищи ста́рец восхва́лят Его́. 33 Положи́л есть ре́ки в пусты́ню, и исхо́дища водна́я в жа́жду, 34 зе́млю плодоно́сную в сла́ность, от зло́бы живу́щих на ней. 35 Положи́л есть пусты́ню во езе́ра водна́я и зе́млю безво́дную во исхо́дища водна́я. 36 И насели́ та́мо а́лчущыя, и соста́виша гра́ды оби́тельны, 37 и насе́яша се́ла, и насади́ша виногра́ды, и сотвори́ша плод жи́тен. 38 И благослови́ я́, и умно́жишася зело́, и скоты́ их не ума́ли. 39 И ума́лишася, и озло́бишася от ско́рби зол и боле́зни. 40 Излия́ся уничиже́ние на кня́зи их, и облазни́ я́ по непрохо́дней, а не по пути́. 41 И помо́же убо́гу от нищеты́ и положи́ я́ко о́вцы оте́чествия. 42 У́зрят пра́вии и возвеселя́тся, и вся́кое беззако́ние загради́т уста́ своя́. 43 Кто прему́др и сохрани́т сия́? И уразуме́ют ми́лости Госпо́дни.
Рукописная Псалтирь в переводе архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского). 1814 г.
Собрание рукописных книг протоиерея А. В. Горского
Псалом 106 на русском:
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет,- и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
Псалом 106 слушать:
Должно исповедоваться Господу с исповеданием своих грехов, как врачу, и с благодарением за то, что оказал нам благодеяния, в которых мы имеем залог человеколюбия Его; и что Он не только благ, но и продолжает милость свою во все настоящие веки. Евфимий Зигавинос (Зигабен). Толковая псалтирь
Псалом 106
Псалом сей так же, как и два предшествующих ему, вместо надписания, имеет одно и то же краткое славословие Богу: Аллилуиа («хвалите Бога»). И начинается он теми же словами, как и предыдущий, 105-й, псалом. Кроме того, и по содержанию своему, т.е. и по мыслям и выражениям, он имеет большое сходство с псалмом 105, а равно и с 104. На основании такого сходства, многие ученые исследователи и толкователи псалмов выводят заключение, что все эти псалмы принадлежат одному и тому же писателю, и что они составлены не раньше, как в последнее время плена вавилонского, и не позже, как в первое время после возвращения из сего плена. Кроме сходства с предыдущими двумя псалмами, 104 и 105, по содержанию своему, псалом сей представляет некоторую значительную разницу с ними и свою особенность: так, в 104-м псалме описываются чудеса Божии, совершенные для народа израильского, во время пребывания его в Египте и при выходе из сей страны, а в псалме 105 перечисляются разные заблуждения и грехи израильского народа, во все время двадцатилетнего странствования его по пустыне Аравийской и при вступлении его в землю обетованную, и затем вместе указываются и различные наказания, последовавшие от Бога, как возмездие за те грехи. В настоящем же, 106-м, псалме пророк псалмопевец призывает народ к исповеданию и благодарению Бога за Его милости и благодеяния, указывает примеры сих благодеяний в различных периодах исторической жизни народа: и в путешествии израильтян, под предводительством Моисея, по Аравийским пустыням (ст. 4–18), и в сказании о морских бурях, которые Господь воздвигает и утишает, и проч. Кроме сего, в одном только этом, 106-м, псалме введено повторение, до четырех раз, стиха: Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим (ст.8, 15, 21 и 31), – и другого стиха: Я воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я (ст. 6, 13, 19 и 28).
Пс.106:1–3 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага, и от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря.
И в начале, и во всем продолжении псалма пророк призывает к прославлению Господа, за Его благость и милость к человекам: «Славьте Господа, ибо Он благ, и милость Его пребывает во век». Особенно же так должны прославлять Его те, которые избавлены Господом, которых Он избавил из руки врага. Особенно должны благодарить и славить Господа Бога те, которые были содержимы во власти язычников, в плену вавилонском, за то, что Он избавил их от ужасного рабства, что Он собрал их опять в свое возлюбленное отечество, из разных стран, по которым они, как пленники, были рассеяны, из разных земель, по которым они были рассеяны, как изгнанники из своего отечества, от стран востока и запада, от севера и моря, граничащего с южной стороны, а также с морских островов, так как Иисусу Христу надлежало умереть «не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин.11:52 ).
Пс.106:4–7 Заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: и настави я на путь прав, внити во град обителный.
Судя по ходу речи, пророк говорит здесь о тех, которые получили свободу от рабства и пленения, и, возвращаясь в свое отечество, блуждали в пустыне безводной, как те израильтяне, которые сорок лет странствовали из Египта для вступления в землю Ханаанскую и не находили города для обитания, как и те евреи, которые, получив такое же освобождение от плена вавилонского, возвращаясь в землю Иудейскую, которая была опустошена и разрушена, и потому не имела для пристанища града обителнаго. Во всем они крайне нуждались: терпели голод и жажду, душа их истаевала в них, и они могли говорить о себе: «Ныне душа наша изнывает» ( Числ.11:6 ). Все это видели на себе, все это претерпели избавленные Господом. Но все это, по изъяснению св. отцев Церкви, нужно понимать в духовном смысле, не о египетских и не о вавилонских пленниках, избавленных, а о тех народах, которых Господь Иисус Христос избавил кровию Своею от руки врага человекоубийцы. «Не сказал просто, – говорит св. Иоанн Златоуст, – спасенные, но искупленные (греч., redempti), показывая сим, что он положил цену за них, ибо Он пролил за нас кровь» [7, с. 849]. «Как иудеи некогда, – говорит блж. Феодорит, – блуждали в Вавилоне – этой безводной пустыне, – и пути града обителнаго не обретоша – не могли спастись в свое отечество, в свои населенные грады, так и язычники, до обращения их, жили в духовной пустыне и не обретали пути в божественный град» [6, с. 517–518]. Так же объясняет это место и св. Афанасий Александрийский. «Как евреи без законного богослужения в Вавилоне, так и язычники без божественного учения находились в гладе и жажде духовных» ( Ам.8:11–12 ; Ин.4:13 ). Все бедствовавшие, как некогда в Египте, так впоследствии и в Вавилоне, «воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу» (по переводу с еврейского). «Иудеям, – говорит блж. Феодорит, – даровал это чрез персидского царя Кира, а язычников поставил чрез св. апостолов» [6, с. 518]. А св. Афанасий под градом обителъным разумеет «Церковь, или небесный Иерусалим» [3, с. 342].
Пс.106:8–14 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ: седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: и изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза.
Пс.106:15–20 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: посла слово Свое, и изцели я, и избави я от растлений их.
Вот и еще псалмопевец призывает, чтобы все верные исповедали, рассказывали другим о милостях и чудесах Божиих, совершенных при разных затруднительных обстоятельствах жизни. При сем нужно заметить, что к слову: да исповедятся, – в издании славянской Библии 1890 г., в подстрочном примечании, приписано: «да исповедят», т.е. что слово: да исповедятся, – нужно читать: «да исповедят». Пусть всем рассказывают (да исповедят), прибавляет к прежде сказанному псалмопевец, что Господь Бог силен избавить от всяких бед: Он сокрушил врата медная и сломил вереи (воротные столбы) железныя. «В сих словах, – говорит св. Афанасий Александрийский, – пророк имеет в виду сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы; о чем говорит и пророк Исайя ( Ис.45:2 )» [3, с. 343]. Блж. Феодорит говорит о сем так: «Вратами медными и вереями железными пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому ход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и иудеям избежать рабства вавилонского и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довольно к тому, чтобы разрушить державу и вавилонян, и смерти, и даровать освобождение от горестей» [6, с. 520]. Восприят я от пути беззакония, т.е. Господь Бог отстранил их от пути беззакония их тем, что предал их страданиям и болезням, «безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои» (по переводу с еврейского), и теми страданиями они смирились, доведены были до сознания своего бедственного положения. По болезненному состоянию, всякой пищи отвращалась душа их, они приближались ко вратам смерти. «Врата же смертная, – по словам св. Афанасия Александрийского, – суть грехи, ведущие к смерти» [3, с. 343]. Блж. Феодорит же о сем так говорит: «Иудеи и все люди несли наказание за то, в чем согрешили, однако и тех, и других Господь сподобил спасения» [6, с. 520]. Доведенные грехами до врат смертных, воззваша ко Господу во время скорби своей; Господь услышал их скорби, раскаяние и молитвы и спас их от бедствий их. В раскаянии своем, они сознали, что «не о хлебе едином, но о всяком словеси, исходящем из уст Божиих, жив будет человек» ( Втор.8:3 ). И Господь, спасающий их, послал им Слово Свое, не то только слово, которое писано в Законе их ( Ин.15:25 ), но Слово ипостасное, Отчее, Единородного Сына Своего, «исцеляющего всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф.4:23 ). И Он «исцелил их и избавил от могил их» (по переводу с еврейского), т.е. от вечной смерти, главною причиною которой являются грехи людей. По словам блж. Феодорита, и Бог Отец послал Сына Своего, Бога Слово, Которое, вочеловечившись, исцелило и спасло грешников от погибели [6, с. 521].
Еще раз псалмопевец возбуждает и призывает всех, получивших от Бога ту или другую милость Его, благодарить и прославлять Его за все полученные от Него милости, исповедовать и рассказывать другим о всех чудесах Его. Этим самым они исполнят благую волю Божию и принесут самую угодную Ему жертву: «жертву хвалы» ( Пс.49:14,23 ) и молитвенного благодарения с пением. В особенности же должны благодарить и прославлять Господа Бога те, которым приходилось плавать в море на кораблях, по торговым делам или вообще по роду их занятий и морских предприятий (творящии делания в водах многих). Чего не приходилось им видеть и испытывать во время таких плаваний? Тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Здесь псалмопевец говорит, однако, не о тех чудесах Божиих, которые находятся в глубине морской и отчасти известны естествоиспытателям, а о тех чудесных действиях Промысла Божия, которые испытывают на себе люди во время мореплавания, как это видно и из следующих слов пророка: Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны Его, т.е. на море, по воле Божией, случаются такие страшные бури, которые угрожают мореплавателям опасностию кораблекрушения. По слову Божию (рече), «волны морские восходят до небес и нисходят до бездн, и душа их (плавающих по морю) истаевает в бедствии (пер. с евр.). Они кружатся и шатаются, как пияные, т.е. находятся в таком же отчаянном положении, в каком некогда были ученики Христовы, плывшие с Ним, во время сильной бури, по Галилейскому морю (см. Мк.4:38 ). И вся мудрость их поглощена бысть, – это сказано также о мореплавателях, мудрость которых, т.е. все специальные их сведения по науке мореплавания, исчезают во время страшной бури, оказываются бесполезными, ничтожными. Апостолы Христовы, как призванные в большей части из рыбаков Галилейского моря, были посему достаточно знакомы с делом мореплавания, но вот и они, когда увидели себя в опасности морского потопления, разбудили спавшего Иисуса Христа и закричали: «наставниче, погибаем!» В смертной опасности, как и все вообще мореплаватели, и они воззваша ко Господу, и Господь, внегда скорбети им, вывел их из бедственного положения: Он повелел буре стихнуть, и настала тишина, и волны морские умолкли. Мореплаватели успокаиваются и веселятся, видя, что воды умолкли, и Господь Бог наставил их, т.е. привел в то пристанище, или в ту пристань, к которой они стремились. По словам блж. Феодорита, в изречениях о мореплавателях нужно разуметь следующее: «Как плавающие на кораблях, переходя обширные моря, преимущественно видят великие дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды, получают спасение, так и иудеи, впав в оные бедствия и получив освобождение, дознали Божию силу, а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежнего обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего» [6, с. 522].
Пс.106:31–37 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. Положил есть реки в пустыню и исходиша водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен.
В четвертый, и последний, раз пророк обращается с призывом к верным о том, чтобы исповедали милости Господни и рассказывали о всех чудесах Его пред всеми людьми. Таким исповеданием и такими рассказами должны превозносить Бога в церкви людстей, т.е. в общенародной христианской Церкви (далее по переводу с еврейского), «и да хвалят Его в соборе старейшин». В последних словах нужно разуметь управление Церкви Христовой, под руководством епископов и пресвитеров (на седалищи старец). По словам блж. Феодорита, это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех, по всей вселенной, церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодателя, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия [6, с. 523]. Далее пророк перечисляет различные перемены, которые, по действию Промысла Божия, на пользу человека, происходят в мире физическом и, главным образом, на земле, которую населяют люди; иногда такие перемены происходят в наказание людям, за нечестие живущих на земле, от злобы живущих на ней. Положил есть Бог: «превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод. И поселяет там алчущих, и они строят города для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые им приносят обильные плоды» (пер. с евр.). Люди неверующие или невнимательные к путям Промысла Божия могут приписывать все эти перемены слепому случаю или естественному изменению действия сил природы. Но так рассуждать было бы безумно и недостойно звания человека, существа разумного, созданного по образу Божию. Человек же, способный к здравому суждению о вещах, легко может уяснить себе вопрос: отчего происходит, что одна страна делается бесплодна, а другая, наоборот, получает необыкновенную тучность и плодородность? Для него ясно, что Единый Творец и Вседержитель мира, во гневе Своем, от одной страны отнимает благословение Свое за нечестие живущих на ней, а другую благословляет плодородием и изобилием благ, для пропитания алчущих. Св. отцы Церкви, как Афанасий Александрийский и блж. Феодорит, объясняют это в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие иудеи; пустыни и иссохшие земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. благое и небесное жительство, они засеяли поля, т.е. сердца, Словом Божиим, – насадили виноградники, т.е. основали церкви по разным местам [3, с. 343–344; 6, с. 523].
Пс.106:38–41 И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали. И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни: излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия.
Благословлять, по буквальному словопроизводству, значит: «сказать доброе слово» (греч., лат. benedicere). Благословение дается от большого малому, от Бога человеку ( Евр.7:7 ; Лк.24:50 ), или человеку именем Господним ( Сир.45:19 ). В практическом смысле благословение Господне сопровождается умножением благ всякого рода, обогащением, умножением потомства и размножением скота вьючного, полевого и всякого другого, как у древних патриархов ( Притч.10:22 ; Быт.30:43 ). Здесь также, как и выше, отцы Церкви изъясняют пророческое слово в иносказательном и духовном смысле о Церкви христианской. «Господь Бог благословляет их (т.е. алчущих, о которых сказано выше), и они весьма размножаются, и скота их не умаляет. Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, – Он изливает безчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей» (пер. с евр.). В день Своего Божественного вознесения на небо Господь Иисус Христос благословил апостолов, а чрез них благословил и тех, которые приняли веру и проповедь апостольскую о Христе и новозаветной Церкви Его, почему и умножились они, т.е. от двенадцати и семидесяти апостолов, посланных Христом ко всем народам, число христиан быстро умножилось и возросло до бесчисленного множества. Он и скоты их не уменьшит. Под именем скотов, по словам блж. Феодорита, разумеются ученики апостолов, которые, наподобие скотов, без рассуждения последуют за апостолами туда, куда они ведут их, принимая от них духовную пищу, как словесные овцы. И сии-то простые по нраву ученики апостолов умножались день ото дня и стали многочисленны, как засвидетельствовано о сем в книге Деяний апостолов ( Деян.2:47 ). Сказав о быстрых успехах проповеди евангельской, пронесенной апостолами по всем странам, псалмопевец говорит далее и об искушениях и гонениях, постигших первобытную Церковь христианскую. Умалишася и озлобишася, говорит, т.е. многие тысячи из первенствующих христиан в разных странах умерщвлены были гонителями христиан, посредством различных терзаний и мучений за имя Христово. Они пострадали от скорбей, искушений и болезней, которые претерпели от гонителей при расхищении имения их, при различных биениях и терзаниях и от нанесения бесчисленных бедствий. Далее говорит об уничижении, которому, по суду Божию, подверглись те князи, цари и правители, под властию которых состояли первенствующие христиане и от которых последние претерпевали гонение. Выражение облазни я в подстрочном примечании славянской Библии заменено словами: «заблуждати сотвори». Это значит, что Бог попустил тем князьям и правителям, которые преследовали первых христиан, блуждать по непроходному, неровному и утесистому пути, т.е. заблуждать в нечестивых и пагубных учениях обмана и идолослужения. Народу же христианскому, бедствовавшему от нищеты и скудости, которую он предпочитал всему ради Христа, Господь Бог помогал, и в их отдельные общества, т.е. находящиеся в разных местах отдельные Церкви, принял как овцы отечествия, под Свое покровительство, как членов Единой Церкви Своей, овец единого стада ( Ин.10:16 ). С таким объяснением вполне согласны и слова дополнительные, означенные в подстрочном примечании к стиху 41, а именно: и снабди и, яко овцы отечествия Его.
Пс.106:42–43 Узрят правии и возвеселятся; и всякое беззаконие заградит уста своя. Кто премудр и сохранит сия; и уразумеют милости Господни.
В заключение всего псалма пророк составитель как бы так говорит: настанет время, когда праведные, видя дела Божии в спасении людей, эту чудную в них перемену, и удостоверившись, что все это, предсказанное пророками и апостолами, в точности исполнилось, возрадуются и возвеселятся, и радости их не будет конца; а неверующие, нечестивые и беззаконные, от всего этого приходя в удивление и изумление, заткнут уши свои, онемеют и не найдут, что сказать, – заградят уста своя пред славою и величием чудесных дел Божиих. Кто премудр, – так оканчивается псалом, а, по переводу с еврейского, «кто мудр, тот заметит сие, и да познают милости Господа». «Не всякий, – по словам блж. Феодорита, – может разуметь и различить человеколюбивые дела смотрения Спасителева или сохранить божественные законы, но только тот, кто имеет мудрость и разумение, и кто взывает ко Господу: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:18 )» [6, с. 525].
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8