Псалом 101 для чего читают в чем помогает
Почему 3-й, 53-й, 58-й, 142-й и 101-й псалмы читаются во время посещения скорбей?
Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.
Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.
Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом».
Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?
3-й псалом
Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».
Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).
И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.
Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.
53-й псалом
Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).
58-й псалом
142-й псалом
Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.
101-й псалом
Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».
Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню – храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).
История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.
Заключение
Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.
Первая из них – твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.
И третья – нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…
Псалом 101 «Господи, услыши молитву мою»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Псалом 101 читать:
1 Моли́тва ни́щаго, егда́ уны́ет, и пред Го́сподем пролие́т моле́ние свое́
2 Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет. 3 Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́: во́ньже а́ще день скорблю́, приклони́ ко мне у́хо Твое́: во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя. 4 Я́ко исчезо́ша я́ко дым дни́е мои́, и ко́сти моя́ я́ко суши́ло сосхо́шася. 5 Уя́звен бых я́ко трава́, и и́зсше се́рдце мое́, я́ко забы́х сне́сти хлеб мой. 6 От гла́са воздыха́ния моего́ прильпе́ кость моя́ пло́ти мое́й. 7 Уподо́бихся нея́сыти пусты́нней, бых я́ко нощны́й вран на ны́рищи. 8 Бдех и бых я́ко пти́ца осо́бящаяся на зде. 9 Весь день поноша́ху ми врази́ мои́, и хва́лящии мя мно́ю кленя́хуся. 10 Зане́ пе́пел я́ко хлеб ядя́х, и питие́ мое́ с пла́чем растворя́х. 11 От лица́ гне́ва Твоего́ и я́рости Твоея́: я́ко возне́с низве́ргл мя еси́. 12 Дни́е мои́ я́ко сень уклони́шася, и аз я́ко се́но изсхо́х. 13 Ты же, Го́споди, во век пребыва́еши, и па́мять Твоя́ в род и род. 14 Ты воскре́с уще́дриши Сио́на, я́ко вре́мя уще́дрити eго́, я́ко прии́де вре́мя. 15 Я́ко благоволи́ша раби́ Твои́ ка́мение eго́, и персть eго́ уще́дрят. 16 И убоя́тся язы́цы и́мене Госпо́дня, и вси ца́рие зе́мстии сла́вы Твоея́. 17 Я́ко сози́ждет Госпо́дь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Свое́й. 18 Призре́ на моли́тву смире́нных, и не уничижи́ моле́ния их. 19 Да напи́шется сие́ в род ин, и лю́дие зи́ждемии восхва́лят Го́спода. 20 Я́ко прини́че с высоты́ святы́я Своея́, Госпо́дь с Небесе́ на зе́млю призре́, 21 услы́шати воздыха́ние окова́нных, разреши́ти сы́ны умерщвле́нных, 22 возвести́ти в Сио́не И́мя Госпо́дне, и хвалу́ Его́ во Иерусали́ме. 23 Внегда́ собра́тися лю́дем вку́пе, и царе́м, е́же рабо́тати Го́сподеви. 24 Отвеща́ eму́ на пути́ кре́пости eго́: умале́ние дней мои́х возвести́ ми. 25 Не возведи́ мене́ в преполове́ние дней мои́х: в ро́де родо́в ле́та Твоя́. 26 В нача́лех Ты, Го́споди, зе́млю основа́л еси́, и дела́ руку́ Твое́ю суть небеса́. 27 Та поги́бнут, Ты же пребыва́еши: и вся, я́ко ри́за обетша́ют, и я́ко оде́жду свие́ши я́ и изменя́тся. 28 Ты же то́йжде еси́, и ле́та Твоя́ не оскуде́ют. 29 Сы́нове раб Твои́х вселя́тся, и се́мя их во век испра́вится.
Псалом 101 на русском:
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.
Псалом 101 слушать:
Надпись псалма называет «нищим» того человека, который нуждается в Божественной помощи: сему-то, говорит, приличествует молитва сего псалма, или самый псалом, когда он унывает или малодушествует, будучи борим невидимыми врагами и приносит прошение свое Богу. Ибо излию, говорит, пред Ним моление мое, что, изъясняя, прибавляет в последствии: печаль мою пред Ним возвещу (Пс. 141:3).
Но предварительно Давид написал сей псалом для самого себя, когда был гоним и малодушествовал, почему и молился Богу. Этот псалом содержит также и пророчество о Христе в разных местах. Евфимий Зигавинос (Зигабен). Толковая псалтирь
Псалом 101
2. С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе».
3. С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня».
4. Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость».
5. Уязвен 561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой».
6. С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей».
9. И хвалящии мя мною (на мя) кленяхуся. Т.е. «ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде, потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие»! (Бл. Феод.). «Друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною».
11. Яко вознес низвергл мя еси. Т.е. «показав меня высоким и соделав для всех видным, внезапно иизвергнул» (Бл. Феод.). Или: вознес на высоту славы, и низверг в бездну злостраданий. С Евр.: «От гнева Твоего и негодования Твоего; ибо Ты вознес меня, и низверг меня».
12. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. «На самом западе жизни, я уподобляюсь тени, уклоняющейся и уже исчезающей, подобен стал сухостию траве, призывающей на себя руки косцев» (Бл. Феод.).
15. Яко благоволиша 568 раби Твои камение его, и персть его ущедрят. С Евр.: «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его (Сиона), и о прахе его жалеют». Рабам Твоим даже камни Сиона приятны и о самом прахе его они жалеют. «Весьма вожделенен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны рассыпанные камни его, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет под камением уверовавших в Христа ( Зах. 9:16 ), под рабами – св. Апостолов, под перстию – людей перстных, земных, еще неверующих; но и они достойны милости, ибо останок их блюдется до последнего дня и они в последние дни «спасутся чрез пророка Илию» (Св. Афан.).
16. И убоятся язы́цы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея, т.е. убоятся и уверуют, смотря на возвращение Евреев из плена и построение Иерусалима, а еще более смотря на чудеса Христовы. «Здесь пророческое слово, – говорит бл. Феод., – предвозвещает перемену во всех народах и царях; и это частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится». Св. Афанасий также видит здесь призвание и обращение язычников.
19. Да напишется сие в род ин. Т.е. что напишется? «Или молитва, заключающаяся в псалме, – говорит св. Афан., – или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передается Иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова». И людие зиждемии восхвалят Господа. «Людьми зиждемыми пророк называет, – говорит бл. Феод., – народ собранный из язычников. 2Кор. 5:17 ; Пс. 21:30–31 ». В буквальном смысле можно разуметь и Еврейский народ, о возвращении которого из плена здесь говорится, и который вновь устроился по возвращении. С Евр.: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа».
20. Яко приниче с высоты святыя Своея. «Представляет нам, – говорит св. Афан., – причину призвания язычников. Это есть явление Спасителя нашего Христа». С Евр.: «Ибо Он приникнул с святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю».
21. Услышати воздыхание окованных, разрешите сыны умерщвленных. С Евр.: «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти». Т.е. «чтобы пленные Иудеи (находящися в узах) возвратились на место умерщвленных» (Бл. Феод.). «Кто сии окованные, – говорит св. Афан., – как не те, которых ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идослужителями во грехах своих» (Св. Афанасий).
22. С Евр.: «Дабы возвещали на Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме».
23. С Евр.: «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу».
24. Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. «Когда сподобимся возвратиться, говорит пророк, и (ст. 23) соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе: тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость – даровать нам приложение лет и не предавать смерти (ст. 25) в преполовение дней наших. Путем крепости пророк называет свое возвращение, дарованное крепостию Божиею» (Бл. Феод.). Отвеща ему на пути крепости Его. «Ответствует пророческий лик, как вопрошавший Бога, – говорит св. Афанасий. – Путем крепости Его (Господа) называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал (лик пророков) знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный» (Св. Афан.). С Евр.: «Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои».
25. Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. С Евр.: «Я сказал: Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов». Т.е. не дай нам умереть в половине жизни; «ибо Ты имеешь беспредельное бытие, и Тебе нетрудно и других соделать долговечными» (Бл. Феод.). По св. Афан., «преполовением дней своих или жизни своей, (пророческий лик) именует время, пока пребывает в одном видении пришествия (Христова). Посему молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его (лика пророческого). В роде родов лета Твоя. Пророческий лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я, как смертный. Ты же един, Владыка, пребудешь и в оные роды» (Св. Афан.).
26. С Евр.: «В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук».
28. С Евр.: «Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся».
Уязвен επληγην ( πλησσω – бью, рублю, секу, поражаю). Я скошен как трава.
Неясыти πελεκανι – пеликану – птице, живущей уединенно.
Вран νυκτικοραξ ; по Еврейски: кос. LХХ, Акила, Феодотіон, V издание LХХ перевели это слово: ночной ворон, Симмах – удод, VI издание сова. «С последним больше и мы согласны, говорит блажен. Иероним в письме к Суннии, заявляя впрочем, что многіе переводят: филин.
Нырищи οικοπεδω – ος – всякое пустое место, развалины. «Сделался я, как сова на развалинах». Бл. Иерон.
Νυκτικοραξ – ворон, от νυξ ; – ночь и κραζω – каркаю, кричу.
Птица στρουθιον – passer – воробей и вообще малая птичка. Здесь разумеется одиноко живущая, – особящаяся; может быть, сова, как думает Бохарт.
Благоволиша ευδοκησαν – κεω – одобряю, кажусь хорошим.
См. Догм. Богословие А. Макария, т. 2, стр. 646, изд. 1868 г.
Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 101
В трудные минуты человек обращается к Господу с мольбой и просьбами, так как не видит других источников спасения. Бог всегда слышит обращения верующих и не оставляет их в беде. Псалом 101 словно крик души взывает к Господу, наполненная страданиями и отчаянием молитва обращена к единственному Спасителю и Защитнику.
Текст молитвы псалом 101
На церковнославянском языке
Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое
1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.
2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.
3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.
4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.
5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.
6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.
7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.
8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.
9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.
10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.
11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.
12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.
13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.
14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.
15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.
16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.
17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.
18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.
19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,
20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,
21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.
22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.
23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.
24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.
25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.
26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.
27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.
28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.
На русском языке
Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.
1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.
2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.
3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.
4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.
5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.
6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.
7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.
8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.
9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял
10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.
11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.
12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.
13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,
14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.
15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,
16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.
17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.
18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,
19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,
20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,
21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,
22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.
23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: «О немногих днях моих возвести мне;
24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои».
25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;
26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.
27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.
28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.
История написания
Точной информации об авторстве псалма 101 нет, мнения специалистов разделились на два лагеря. Анализ других текстов Священного Писания и песен Псалтири показал противоречивые результаты. Одни склоняются к тому, что песнь была написана царем Давидом в период восстания его родного сына Авессалома, который не только склонил на свою сторону многих придворных, но и преследовал отца. Предательство сына стало страшным ударом для Давида, от него отвернулись многие вельможи, даже армия подчинилась Авессалому, желавшего свергнуть отца. Одинокий, преданный, вынужденный прятаться Давид был разбит и сломлен, он молил Господа о помощи и защите, не находя спасения ни в чем другом.
Другая часть теологов полагает, что текст псалма 101 относится к событиям вавилонского пленения евреев. Авторство песни они приписывают пророкам Даниилу или Неемии, но даже здесь нет точности.
Когда читать псалом 101?
Для лучшего понимания дома разрешается читать псалом 101 на русском языке, во время церковных служб песни исполняются в старославянском варианте. Обращаться к тексту следует в следующих ситуациях:
Читать псалом 101 рекомендуется перед иконами, можно зажечь свечу или лампаду. Важно понимать, что эта молитва состоит не из жалости к себе и утешений, а мольбы о помощи и раскаянии.
Толкование псалма 101
Для разбора песни, толкования псалма 101, следует обратиться к каждому стиху по отдельности.
В первых стихах описывается прискорбное положение автора, при этом не следует забывать и о подписи к тексту псалма 101, из которого становится ясно, что трудности в жизни бывают у всех, и у царя, и у пастуха. Бедствия и несчастья, описанные в этих строках, показывают отчаянное положение псалмопевца, его уныние и бессилие перед лицом врага. Автор говорит о себе, как о чем-то высохшем и обгоревшем, что от нечаянного касания или дуновения ветра может обратиться прахом. Так же следует сравнение с пеликаном, обитателем полноводных мест, оказавшимся в пустыне. Эти строки подходят как к истории еврейского народа, оторванного от дома и лишенного будущего, так и к жизнеописанию царя Давида, покинутого всеми и преследуемого сыном.
Истинное раскаяние прослеживается в стихах, автор признает свою вину перед Господом и Его всемогущество. И всё же не утихает мольба о прощении, о милости Божьей, которая является единственным спасением, как для человека, так и целого народа.
В стихах 17-24 псалма 101 у автора появляется надежда и уверенность в будущем. Говорится о том, что Господь услышит молитвы, освободит от бед и проклятий верующих и покарает грешных за их преступления. В последних стихах воздается хвала Господу, как Создателю и Защитнику. Бог вечен, поэтому только в нём найдут спасение и утешение праведные.