Псалом 101 для чего читают в чем
Псалом 101 «Господи, услыши молитву мою»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Псалом 101 читать:
1 Моли́тва ни́щаго, егда́ уны́ет, и пред Го́сподем пролие́т моле́ние свое́
2 Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет. 3 Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́: во́ньже а́ще день скорблю́, приклони́ ко мне у́хо Твое́: во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя. 4 Я́ко исчезо́ша я́ко дым дни́е мои́, и ко́сти моя́ я́ко суши́ло сосхо́шася. 5 Уя́звен бых я́ко трава́, и и́зсше се́рдце мое́, я́ко забы́х сне́сти хлеб мой. 6 От гла́са воздыха́ния моего́ прильпе́ кость моя́ пло́ти мое́й. 7 Уподо́бихся нея́сыти пусты́нней, бых я́ко нощны́й вран на ны́рищи. 8 Бдех и бых я́ко пти́ца осо́бящаяся на зде. 9 Весь день поноша́ху ми врази́ мои́, и хва́лящии мя мно́ю кленя́хуся. 10 Зане́ пе́пел я́ко хлеб ядя́х, и питие́ мое́ с пла́чем растворя́х. 11 От лица́ гне́ва Твоего́ и я́рости Твоея́: я́ко возне́с низве́ргл мя еси́. 12 Дни́е мои́ я́ко сень уклони́шася, и аз я́ко се́но изсхо́х. 13 Ты же, Го́споди, во век пребыва́еши, и па́мять Твоя́ в род и род. 14 Ты воскре́с уще́дриши Сио́на, я́ко вре́мя уще́дрити eго́, я́ко прии́де вре́мя. 15 Я́ко благоволи́ша раби́ Твои́ ка́мение eго́, и персть eго́ уще́дрят. 16 И убоя́тся язы́цы и́мене Госпо́дня, и вси ца́рие зе́мстии сла́вы Твоея́. 17 Я́ко сози́ждет Госпо́дь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Свое́й. 18 Призре́ на моли́тву смире́нных, и не уничижи́ моле́ния их. 19 Да напи́шется сие́ в род ин, и лю́дие зи́ждемии восхва́лят Го́спода. 20 Я́ко прини́че с высоты́ святы́я Своея́, Госпо́дь с Небесе́ на зе́млю призре́, 21 услы́шати воздыха́ние окова́нных, разреши́ти сы́ны умерщвле́нных, 22 возвести́ти в Сио́не И́мя Госпо́дне, и хвалу́ Его́ во Иерусали́ме. 23 Внегда́ собра́тися лю́дем вку́пе, и царе́м, е́же рабо́тати Го́сподеви. 24 Отвеща́ eму́ на пути́ кре́пости eго́: умале́ние дней мои́х возвести́ ми. 25 Не возведи́ мене́ в преполове́ние дней мои́х: в ро́де родо́в ле́та Твоя́. 26 В нача́лех Ты, Го́споди, зе́млю основа́л еси́, и дела́ руку́ Твое́ю суть небеса́. 27 Та поги́бнут, Ты же пребыва́еши: и вся, я́ко ри́за обетша́ют, и я́ко оде́жду свие́ши я́ и изменя́тся. 28 Ты же то́йжде еси́, и ле́та Твоя́ не оскуде́ют. 29 Сы́нове раб Твои́х вселя́тся, и се́мя их во век испра́вится.
Псалом 101 на русском:
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.
Псалом 101 слушать:
Надпись псалма называет «нищим» того человека, который нуждается в Божественной помощи: сему-то, говорит, приличествует молитва сего псалма, или самый псалом, когда он унывает или малодушествует, будучи борим невидимыми врагами и приносит прошение свое Богу. Ибо излию, говорит, пред Ним моление мое, что, изъясняя, прибавляет в последствии: печаль мою пред Ним возвещу (Пс. 141:3).
Но предварительно Давид написал сей псалом для самого себя, когда был гоним и малодушествовал, почему и молился Богу. Этот псалом содержит также и пророчество о Христе в разных местах. Евфимий Зигавинос (Зигабен). Толковая псалтирь
Псалом Давида 101
Человеческая жизнь напоминает зебру, то черная полоса, то белая. Счастливы те люди, у кого белые полосы шире черных, но порой жизненная ситуация становится просто неуправляемой, кажется все, впереди тупик. Спасибо великому Создателю, что Он всегда рядом, готовый прийти на помощь по первому искреннему зову Его детей.
Псалом 101 — крик души, наполненной страданиями, пленной проблемами и не видящей выхода, кроме, как спасение от Творца.
История написания псалма
Среди священства и толкователей Священного Писания нет единого мнения по поводу авторства этой молитвы плача. Одни теологи склоняются к тому, что эта песнь отчаяния написана Давидом в период восстания Авессалома, старшего сына царя. Загнанный в пещеры, страдающий от жестокости и предательства родного человека, Давид не раз взывал, кричал, плакал к Богу, не видя выхода из создавшейся ситуации.
Другие теологи относят Псалом 101 к периоду вавилонского пленения еврейского народа и отдают авторство его написания одному из пророков Даниилу, Неемии и другому человеку.
Толкование песни плача и упования
Для тех, кто не знает старорусского языка, доступнее всего читать Псалом 101 на русском, чтобы пережить всю скорбь и печаль, которые переживал псалмопевец в период написания молитвы плача.
1 Молитва убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое
2 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да вознесется!
3 Не отвращай лица Твоего от меня; в день, когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; в день, когда призову Тебя, вскоре услышь меня!
4 Ибо исчезают, как дым, дни мои, и кости мои, подобно хворосту, высохли.
5 Срезан был я, как трава, иссохло сердце мое, и даже забывал я вкушать хлеб мой.
6 От непрестанных стенаний моих присохла кость моя к плоти моей.
7 Уподобился я птице пустынной, был я как филин в ночи на развалинах.
8 Бодрствовал я и был как птица одинокая на кровле.
9 Всяк день поносили меня враги мои и те, кто прежде хвалили меня, клятвенно от меня отрекались.
10 Пепел ел я с хлебом и воду пил со слезами,
11 Удрученный гневом Твоим и яростью Твоей, ибо Ты вознес меня, но затем низверг.
12 Дни мои, словно тень, канули, и я, будто сено, иссох.
13 А Ты, Господи, вовеки пребываешь, и помнят Тебя из рода в род.
14 Ты восстанешь и явишь милость Сиону, ибо время явить милость, уже пришло время!
15 Ибо возлюбили рабы Твои камни Сиона, и даже прах его дорог сердцу их.
16 И устрашатся народы имени Господа, и цари земные — славы Его;
17 Ибо Господь воздвигнет Сион и явится в славе Своей.
18 Услышал Он молитву смиренных, не отверг моления их.
19 Да возвестится это поколениям грядущим, и потомки наши восхвалят Господа;
20 Ибо Он приклонился с высоты святой Своей, Господь с Небес на землю воззрел;
21 Услышит Он воздыхания пленников, развяжет узы сыновей убитых отцов.
22 И возвестится на Сионе имя Господне, прославят Его в Иерусалиме,
23 Когда соберутся воедино народы и цари служить Господу.
24 Говорил я Богу, когда был в полноте сил своих: «Поведай мне, много ли еще осталось дней жизни моей.
25 Не отними жизнь мою на половине лет моих!» Неисчислимы годы Твои!
26 В начале Ты, Господи, сотворил землю, и дело рук Твоих — небеса.
27 Они погибнут, а Ты пребываешь вовеки; точно одежда, они обветшают, и словно ризу, совьешь Ты их, и преобразятся;
28 А Ты пребываешь неизменным, и годы Твои не иссякнут.
29 Сыновья рабов Твоих вселятся с праведными, и потомство их вовеки будет жить в правде.
При чтении плачевной оды можно выделить главные линии:
Написано, что это молитва нищего, потерявшего все в определенный момент жизнь, и при этом неважно, царь ты или пастух, Господь готов выслушать каждого.
В первых стихах Псалма 101 передается ужасная картина бедствия. Это могло быть пребывание Давида в пещерах, окруженного врагом, или жизнь евреев в изгнании, когда Божий храм разрушен, народ находится в поношении врагов, под страхом смерти вынужденный поклоняться идолам.
Описывая свое тяжелое положение, автор сравнивает себя с обожженной головешкой, в которой не осталось ничего живого, тронь, и она обратится в пепел.
Автор хорошо знаком с миром природы. Он сравнивает себя с пеликаном, которому для обитания нужна вода, а он загнан в пустыню, где единственная жидкость — слезы порабощенного пленника.
Филин — ночная птица, глупо ему думать о солнце. Так и народ, находящийся в плену, не может мечтать о благосостоянии.
Еврейский народ стал прообразом несчастий, если кому-то желают зла, тогда клянут евреями. Об этом читаем в стихе 9.
Псалмопевец осознает свою вину и понимает, что в какое положение он попал. Некогда вознесенный на вершину славы и благополучия, еврейский народ начал поклоняться идолам, и был низвергнут в пучину плена.
Вызвав гнев Господа, человек усыхает, как травяной покров под палящими лучами солнца. Жизнь евреев была так же нестабильна, как и тень, которая исчезает от любой тучи.
В середине стиха автор псалма кричит к Богу, просит Его послать помощь, ибо вечен Господь и Его обетования, у Него на все Свое время миловать или наказывать.
Со стиха 16 по 23 звучит уверенность, что молитва смиренного и расскаянного сердца обязательно будет услышана Богом, и пленники обстоятельств будут освобождены из плена.
Господь создал человека для славы Своей, и вызволенный из плена узник обещает возвещать хвалу Спасителю перед всеми народами.
Псалмопевец уверен в спасении, дарованном Всевышним, однако, время человеческой жизни и его физические возможности ограничены, поэтому автор умоляет Бога даровать ему видение момента спасения.
В конце своей оды псалмопевец возвышает свой голос, он уже не рыдает, воспевает Господу песнь хвалы, утверждая, что все созданное может исчезнуть, но вечен Бог, Сущий от начала, в котором нет конца.
Когда читать
Псалом 101 на русском языке следует читать всем, кто:
Псалом 101
В трудные минуты человек обращается к Господу с мольбой и просьбами, так как не видит других источников спасения. Бог всегда слышит обращения верующих и не оставляет их в беде. Псалом 101 словно крик души взывает к Господу, наполненная страданиями и отчаянием молитва обращена к единственному Спасителю и Защитнику.
Текст молитвы псалом 101
На церковнославянском языке
Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое
1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.
2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.
3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.
4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.
5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.
6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.
7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.
8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.
9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.
10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.
11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.
12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.
13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.
14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.
15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.
16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.
17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.
18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.
19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,
20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,
21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.
22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.
23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.
24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.
25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.
26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.
27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.
28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.
На русском языке
Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.
1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.
2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.
3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.
4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.
5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.
6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.
7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.
8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.
9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял
10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.
11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.
12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.
13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,
14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.
15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,
16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.
17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.
18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,
19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,
20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,
21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,
22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.
23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: «О немногих днях моих возвести мне;
24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои».
25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;
26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.
27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.
28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.
История написания
Точной информации об авторстве псалма 101 нет, мнения специалистов разделились на два лагеря. Анализ других текстов Священного Писания и песен Псалтири показал противоречивые результаты. Одни склоняются к тому, что песнь была написана царем Давидом в период восстания его родного сына Авессалома, который не только склонил на свою сторону многих придворных, но и преследовал отца. Предательство сына стало страшным ударом для Давида, от него отвернулись многие вельможи, даже армия подчинилась Авессалому, желавшего свергнуть отца. Одинокий, преданный, вынужденный прятаться Давид был разбит и сломлен, он молил Господа о помощи и защите, не находя спасения ни в чем другом.
Другая часть теологов полагает, что текст псалма 101 относится к событиям вавилонского пленения евреев. Авторство песни они приписывают пророкам Даниилу или Неемии, но даже здесь нет точности.
Когда читать псалом 101?
Для лучшего понимания дома разрешается читать псалом 101 на русском языке, во время церковных служб песни исполняются в старославянском варианте. Обращаться к тексту следует в следующих ситуациях:
Читать псалом 101 рекомендуется перед иконами, можно зажечь свечу или лампаду. Важно понимать, что эта молитва состоит не из жалости к себе и утешений, а мольбы о помощи и раскаянии.
Толкование псалма 101
Для разбора песни, толкования псалма 101, следует обратиться к каждому стиху по отдельности.
В первых стихах описывается прискорбное положение автора, при этом не следует забывать и о подписи к тексту псалма 101, из которого становится ясно, что трудности в жизни бывают у всех, и у царя, и у пастуха. Бедствия и несчастья, описанные в этих строках, показывают отчаянное положение псалмопевца, его уныние и бессилие перед лицом врага. Автор говорит о себе, как о чем-то высохшем и обгоревшем, что от нечаянного касания или дуновения ветра может обратиться прахом. Так же следует сравнение с пеликаном, обитателем полноводных мест, оказавшимся в пустыне. Эти строки подходят как к истории еврейского народа, оторванного от дома и лишенного будущего, так и к жизнеописанию царя Давида, покинутого всеми и преследуемого сыном.
Истинное раскаяние прослеживается в стихах, автор признает свою вину перед Господом и Его всемогущество. И всё же не утихает мольба о прощении, о милости Божьей, которая является единственным спасением, как для человека, так и целого народа.
В стихах 17-24 псалма 101 у автора появляется надежда и уверенность в будущем. Говорится о том, что Господь услышит молитвы, освободит от бед и проклятий верующих и покарает грешных за их преступления. В последних стихах воздается хвала Господу, как Создателю и Защитнику. Бог вечен, поэтому только в нём найдут спасение и утешение праведные.
Псалом 101
Псалом 101: Троица на Голгофе
Ключ к пониманию этого псалма — в способности проследить, от чьего лица идет речь.
Ст. 2−12 Господь Иисус, висящий на кресте, обращается к Богу. Ст. 13−16 Отец отвечает Своему возлюбленному Сыну; мы знаем это, потому что можем сравнить стих 13 с Евреям 1:8.
Ст. 17−22 Мы не знаем, кто здесь говорит, но можем смело предположить, что это Дух Святой, описывающий будущее возрождение Израиля во время правления Мессии. Ст. 24,25а — Спаситель снова говорит о том, как страдает от рук Бога за наши грехи.
Ст. 25б-29 — Снова, сравнивая этот раздел с Евреям 1:10−12, мы узнаем, что здесь Отец говорит со Своим Сыном.
Здесь, как нигде в Библии, мы получаем возможность узнать, о чем говорили между Собой три ипостаси Троицы, когда Господь Иисус искупал грехи мира.
101:2,3 Читая молитву страждущего в стихах 2 и 3, мы не перестаем удивляться тому, что вечный Сын Бога смирил Себя настолько, что был послушен даже до смерти, даже смерти на кресте.
Иисус, Помощник, Целитель, Друг;
Почему, скажите мне, почему Он там?
Мы слышим, как Он умоляет Господа услышать Его молитву, быть рядом с Ним в печали, скоро ответить Ему.
101:4−8 Потом Он описывает некоторые из страданий, которые Ему пришлось претерпеть как Человеку скорбей. Он понимал, что жизнь Его подходит к концу; Его дни исчезли, как дым. Его тело горело в огне лихорадки. Его внутренние органы словно были поражены и иссохли, так что Он забыл о голоде. Его мучения продолжались столько, что от Него остались только кожа и кости. Как пеликан в пустыне, как филин на развалинах, Он одинок, Он в отчаянии. Конечно же, заснуть Он не мог. Оставленный Богом и людьми, Он был, как одинокая птица на кровле.
101:9−12 Его враги оскорбляли Его. Его имя использовалось как проклятие. (До сих пор сокращенная форма еврейского имени Yeshua, Yeshu, используется Его врагами как проклятие, означающее: «Пусть имя Его не упоминается больше на земле»). Пепел тоски — Его хлеб, слезами печали разбавлено Его питье.
В целом Он понимает, что страдает из-за Божьего гнева и негодования. Бог гневается не лично на Него, а на наши грехи, которые Агнец Божий принял на Себя, когда тело Его было вознесено на древе. Оставленный Богом, Он чувствовал Себя вознесенным и низвергнутым. Дни Его угасают, как тень, жизнь Его иссохла, как трава.
101:13−16 Теперь Бог отвечает Господу Иисусу, укрепляя и ободряя Его.
Называя Своего Сына Господом, Он напоминает Ему, что Он вовек пребывает, что память о Нем в род и род. Хотя Он умрет, Он восстанет и вознесется на небеса. Потом Он вернется на землю как Лев из колена Иудина и умилосердится над Сионом. Это будет время, когда избранный народ, на время отвергнутый, снова будет помилован. Ожидая этого возрождения, люди Израиля возлюбили камни Сиона и о прахе его жалеют. Это проявляется, в частности, в почитании Западной стены, известной как Стена плача, и сентиментальной привязанности к старому городу Иерусалима. Когда Сион снова будет приветствовать своего Царя, языческие народы убоятся имени Господа, и все цари земные будут воздавать Ему почет.
101:17−23 В стихах 17−23 нет личных местоимений первого и второго лица, только личные местоимения третьего лица. Мы предполагаем, что это голос Святого Духа, описывающего будущее возрождение Израиля во время правления Христа. Мессия вернется во власти и великой славе и восстановит Сион. В тот день Его народ в рассеянии получит ответ на свои молитвы. Они увидят, что молились не напрасно. Будущие поколения смогут прочесть чудесную сагу о том, как Господь взглянул с небес, услышал крики Своего гонимого, рассеянного народа и вернул его в землю Израиля. Когда народы соберутся в Иерусалиме, чтобы поклоняться Господу, они вспомнят, как Он освободил узников и осужденных, и будут восхвалять Господа за Его благодать, дарованную Израилю.
101:24−29 Теперь псалом возвращается к Господу, умирающему на кресте. Он был еще молод в то время — немногим старше тридцати. Но Его силы уже были подорваны. Его жизнь должна была преждевременно оборваться. Поэтому Он молится: «Боже мой! не восхити меня в половине дней моих».
Бог немедленно отвечает Ему (ст. 25б): «Господи, живи вечно» (САВ).
Мы знаем, что здесь говорит Бог, потому что эти слова вкладываются в уста Бога Отца в Послании к Евреям 1:10−12. Обратите внимание, что Бог говорит о Своем Сыне:
Он активно участвовал в сотворении: Он основал землю, и небеса — дело Его рук. Творение погибнет, а Он пребудет. Творение износится и будет сменено на лучшее, как риза. Но Христос неизменен и вечен.
Он не только вечен, Он обеспечивает вечность Своему народу и их потомству. Сыны рабов Его будут жить, и семя их тоже будет жить под Его защитой.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 101
Псалом 101
Толкование Псалма 101
Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс 21,68,78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис 40−66.
А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2−12)
Пс 101:2−12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! — молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.
Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс 36:2; 102:15−16; Ис 40:6−8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него «кожа да кости» (стих 6). В стихах 7−8 — образы его одиночества.
Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.
В. Господь умилосердится над Сионом (101:13−23)
Пс 101:13−14. Внезапный «поворот темы» — от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.
Пс 101:15−18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль («прах»), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.
В. Лета Твои не кончатся (101:24−29)
Пс 101:24−29. И опять неожиданный «поворот темы»: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.
В стихах 26−28 — краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и «изменяемостью» творения (сравните 2Пет 3:10; Откр 21:1).
«Гимн» этот цитируется автором послания к Евреям (Евр 1:10−12). Псалмопевец обращается в стихе 26−28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и «содержит» его силой Своей.
В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, «уклонился» от путей, указанных ему, и на «сегодняшний день» предназначение это осуществляется христианами.
толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 101