Псалмокатара что это такое
Итак, Псалмокатара это особый вид анафемы, когда виновного не только отлучают от церкви, но и буквально проклинают делая жизнь человека невозможной. «Да будет он все лета жизни своей на земле страдать и трястись, как Каин…»
«Падут на них углия огненная»
В 1912 году профессор церковного права Московского университета Александр Алмазов (1859–1920) выпустил на русском языке небольшую книгу под названием «Проклятие преступника псалмами. К истории суда Божьего в Греческой Церкви», где содержались выписки из греческого номоканона 1528 года и греческого рукописного сборника 1542 года. Внимание исследователя привлек особый церковный чин, существовавший в Византийской Церкви по крайней мере с XIII по XVII век, носивший название «Псалмокатара» (в переводе с греческого буквально «проклятие псалмами») и применявшийся в отношении преступников – как церковных, так и уголовных, скрывающихся от правосудия.
Существование самого «чина проклятий» в христианской Церкви уже само по себе интригует. «Не клянитесь», «молитесь за проклинающих вас», «любите врагов ваших» – так учит Евангелие. Целью же рассматриваемого обряда является не только отлучение проклинаемого от Церкви и «предание его в руки диавола», но и призвание на него всевозможных пагуб вплоть до физической и духовной смерти.
Ритуал одобрен церковью и в настоящий момент является действующим и легальным: Священники совершают литургию, при этом когда вспоминают мёртвых первым делом упоминают имя виновного, после чего одевают свою одежду на изнанку а обувь меняют с левой ноги на правую и наоборот. На алтаре должен стоять сосуд с уксусом, 7 чёрных свечей. В сосуд с уксусом кладут ложку извести, что приводит к бурной реакции наподобие кипения,испуская газ и оставляя уродливую массу, зажигают свечи и начинается ритуал.
Ритуал Псалмокатары проводят священники в чине в действующем храме
7 священников (все числа здесь не случайны) становятся вокруг алтаря с бурлящей жижой, берут по одной чёрной свечи читают псалтырь из «Тропаря Иуды», затем по очереди читаются 7 отрывков по 10 строк из трёх Псалмов: 34, 108 и 139 (разрешите мне не приводить их всех, так как это простые и общеизвестные псалмы но по содержанию это, довольно сложные формы проклятий, вот отрывок для понимания)
. Да будет он, как прах пред лицом ветра, и Ангел Господень да прогоняет его; Да будет путь его темен и скользок, и Ангел Господень да преследует его, Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой; Да будут сыновья его сиротами, и жена его – вдовою. Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится» (Пс. 108); «Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление» (Пс. 139).
Считалось, что проклятый по такому чину спустя несколько дней должен почернеть, вспухнуть, рассесться и подпасть гневу Божию, проще говоря – умереть. При этом тело умершего не должно было подвергнуться тлению. В отличие от Русской Церкви, где нетление тела считается свидетельством святости, в Греческой Церкви нетленность считалась признаком особой греховности преступника (то есть грешного настолько, что даже земля его не берет). Не подвергнувшийся тлению мертвец становился вуркалаком (вампиром) – так учили свою паству греческие священники.
Духовные основания для введения в богослужебную практику «института проклятий» были найдены, естественно, в Библии. Псалтирь – самая авторитетная после Нового Завета христианская книга. Помимо псалмов, изобилующих жалобами на притеснения и призывами Всевышнему покарать врагов, в Библии можно найти и немало других рассказов, на которые могли опираться апологеты «Божьего суда» (как еще называют псалмокатару). Например, рассказ о пророке Елисее, который именем Всевышнего проклял дразнящих его детей, после чего тех разорвал медведь (II Цар. 2:24).
Эта древняя ближневосточная традиция, между прочим, перекочевала и в средневековую иудейскую практику. Здесь издревле существовало понятие «херем» – отлучение от синагоги (херему был подвергнут, в частности, в XVII веке философ Бенедикт Спиноза). У хасидов существует также понятие «кфида» – «гнев праведника». Человека, которого поразил сей «гнев», должны постигнуть беды, если он не исправится. К началу XX века совмещение традиций кфиды и херема получило известность под именем пульса де-нура (арам. «удар огня») – страшного проклятия, которому могли быть подвергнуты особо провинившиеся перед ортодоксами индивиды. Уже в наши дни ультраортодоксальные хасидские группировки дважды объявляли о наложении ими проклятий пульса де-нура на премьер-министров Израиля Ицхака Рабина и Ариэля Шарона (соответственно в 1995 и 2005 годах). Угрозы оказались нешуточными. Первый буквально через месяц был убит религиозным фанатиком, второй менее чем через полгода впал в кому, в состоянии которой находится и поныне. И хотя пульса де-нура считается достаточно поздним явлением, его каббалистические корни, возможно, весьма древние. В Талмуде можно встретить описание духовного мира, имеющего вид царского двора Вседержителя, в котором ангельские чины занимают места министров и царедворцев. Ангелы здесь часто подвергаются «телесным» наказаниям, которые описываются как порка «огненными розгами» (таким наказаниям, по мнению талмудистов, подвергался, например, архангел Гавриил и даже пророк Илия).
Хоть и курьезно подобное объяснение событий прошлого, но из истории даже ее самые невероятные листы не вырвешь.
Греческое наследство на Руси
Замечательный российский филолог Борис Успенский в статье «Эпизод из дела Патриарха Никона. Страничка из истории греческо-русских церковных связей» также исследует феномен псалмокатары, делая вывод, что с этой практикой были знакомы и в Русской Церкви. В 1663 году Патриарх Никон, к тому времени уже опальный, был обвинен в том, что, используя тексты псалмов, проклинал царя и его семейство. Дело было тщательно расследовано и столь же тщательно задокументировано. В ходе следствия Никон признался в произношении колдовских клятв, отрицая, правда, что направлены они были против царя. Никон утверждал, что возносил проклятия на стольничего Боборыкина, с которым у Патриарха вышел земельный спор о селах, окрестных патриаршей резиденции в Новом Иерусалиме. В ходе разбирательства выяснилось, что псалмы с проклятиями разным обидчикам и врагам в никоновской обители читались регулярно. Сам Никон даже упорно защищал свое право «молиться на обидевших», ссылаясь на разные священные тексты, и без устали угрожал своим многочисленным врагам ниспослать на их головы Божьи кары. Побывав на одном из таких «молебнов», Боборыкин заметил новоиерусалимской братии: «За такой молебен, какой вы служите, следовало бы вас сжечь», а вернувшись в Москву, донес царю о безобразиях, творящихся в резиденции Патриарха. Правда, колдовские практики последнего приносили ему мало пользы. Многочисленные обидчики Никона не «распухали» и не «расседались», так что ему даже приходилось оправдываться за малодействие своих ритуалов. Так, в челобитной 1665 года Никон объясняет, что отсутствие Божьих кар еще вовсе не означает, что его «молитвы» не действенны, поскольку наказание должно последовать не на этом, а на том свете.
Борис Успенский приводит еще один замечательный пример чернокнижия, описанный в мемуарах архимандрита Лазаря (в миру Луки Заленского, 1729–1807), настоятеля русской посольской церкви в Константинополе в 1766–1799 годах. Архимандрит Лазарь рассказывает о некоем греке, решившем перейти в ислам, но неожиданно скончавшемся, так и не успев совершить задуманного. Возник вопрос – как его хоронить? Турки, признав грека недостойным погребения по исламскому обряду, принудили похоронить его греческого священника. Греческий священник, «возложив себе на шею; епитрахиль наизнанку, взяв в обе руки превеликое кадило с курящимся черным ладаном, употребляемым в поветрие (то есть как средство от эпидемической болезни)», принялся им размахивать, читая во все горло по-турецки и по-гречески: «Не наш, не ваш, приди черт, возьми его, сотворив ему вечную память».
Все последующие знаменитые церковные отлучения и проклятия на русской почве имели, как правило, политический подтекст. Таковым подвергались Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Мазепа, Лев Толстой. В 1911 году саратовский епископ Гермоген предложил предать анафеме «явного еретика Василия Розанова». Дело, однако, затянулось, и к 1917 году разрешилось само собой. Вмешался суд истории, отлучивший от власти и самодержавие, и саму Русскую Церковь. Но тысячелетний опыт церковных проклятий не забыт, как видим, и сегодня.
Диспепсия — что это такое, симптомы, лечение функциональной диспепсии
Диспепсия — комплекс расстройств, которые указывают на нарушения в работе желудка. Причины патологии могут быть органическими и функциональными. Для постановки диагноза необходимо пройти обследование, чтобы исключить другие патологии желудочно-кишечного тракта.
Причины диспепсических расстройств
Неопределенные жалобы на дискомфорт в животе и проблемы с пищеварением возникают у 40% людей. При этом к врачам обращается не более 20% пациентов. Диспепсия бывает функциональной и органической.
Причины органической диспепсии:
При функциональной диспепсии симптомы нарушения работы желудка есть, но органические патологии не выявлены. Причинами функциональной формы заболевания могут быть стрессы, погрешности в питании, прием некоторых лекарственных препаратов.
Под воздействием провоцирующих факторов на стенки желудка повышается чувствительность висцеральных рецепторов. Это приводит к дискоординации моторики желудка и тонкого кишечника, нарушению секреции пищеварительных соков.
У женщин диспепсия встречается чаще, чем у мужчин. Средний возраст пациентов — 17-35 лет.
Классификация заболевания
Выделяют несколько видов диспепсии:
Симптомы и клинические формы функциональной диспепсии
Функциональное расстройство — это совокупность трех основных критериев:
Если проблемы с пищеварением сопровождаются проблемой с глотанием, повышенной температурой тела, присутствием крови в кале, анемией, снижением веса и признаками воспалительного процесса, диагноз диспепсия исключается.
Вид и характер клинических проявлений зависит от варианта течения функциональной диспепсии. При язвенноподобном типе сильная боль в животе появляется ночью или на голодный желудок, дискомфорт часто беспокоит после эмоционального перенапряжения. Дискинетический вариант сопровождается ощущением переполненного желудка после еды, тяжестью в животе, тошнотой и вздутием. Иногда бывает рвота, после которой становится легче.
Признаки рефлюксоподобного типа — изжога, ощущение жжения за грудиной, кислая отрыжка. При неопределенной или неспецифической диспепсии наблюдается множество различных симптомов, выделить ведущий признак невозможно.
Методы диагностики
При диспепсических расстройствах необходимо проконсультироваться с гастроэнтерологом. Диагноз устанавливают после полного обследования пациента, исключения других заболеваний пищеварительной системы.
Во время диагностики выявляют патологии, которые стали причиной диспепсических расстройств, исключают диагноз синдром раздраженного кишечника, функциональная рвота, аэрофагию.
Лечение диспепсии
Цель терапии — уменьшить интенсивность проявлений симптомов болезни, снизить риск развития осложнений и рецидива патологии. В лечении используют комплексный подход — медикаментозное лечение, психотерапия, диетотерапия, коррекция образа жизни.
Выбор лекарственных средств зависит от формы диспепсических расстройств:
Диетотерапия — основной метод лечения заболеваний ЖКТ. Желудок необходимо беречь от термического, химического и механического воздействия. Пища не должна быть острой или пряной, горячей или холодной. В еде не должно быть корочек, твердых и жестких элементов.
Полезные продукты — супы, нежирные сорта мяса и рыбы, молочные и кисломолочные продукты. Хлеб белый, немного подсушенный.
Психотерапия — важный этап в лечении диспепсических расстройств. Психоэмоциональная перегрузка помогает уменьшать количество стрессов, научиться правильно реагировать на отрицательные ситуации. Психотерапевт проводит индивидуальные занятия, рассказывает о причинах механизмах развития болезни. Дополнительно врач назначает антидепрессанты и седативные препараты.
Чтобы лечение было эффективным, необходимо исключить провоцирующие факторы. Стрессы и переживания, эмоциональное и физическое переутомление, отказаться от курения. Показаны ежедневные умеренные физические нагрузки, на работу нервной системы благотворно влияет йога и плавание. Следует соблюдать режим питания, не переедать, избегать длительного голодания. При диспепсии нужно отказаться от приема нестероидных противовоспалительных средств.
Что такое эхогистеросальпингоскопия
Эхогистеросальпингоскопия (ЭХО ГСС) — это необходимая процедура для женщин с подозрением на бесплодие, которая представляет собой метод ультразвукового определения проходимости фаллопиевых труб. Прежнее его название — «эхогистеросальпингография», происходит из рентгенологии, на данный момент устарело и не применяется. Помимо ЭХО ГСС для выявления проходимости маточных труб применяются рентгенологический и лапароскопический методы. Однако ЭХО ГСС является наиболее достоверной, так как дает более точные результаты.
Подготовка к эхогистеросальпингоскопии
Пациенткам, которые готовятся пройти процедуру ЭХО ГСС, необходимо пройти некоторые подготовительные процессы. Обычно ЭХО ГСС проводится через неделю после завершения менструального цикла, но до наступления овуляции. Это исключает проведение обследования беременной женщине, для которой данная процедура нежелательно.
В случае наличия у пациентки инфекционных болезней органов малого таза хронического характера, невылеченных болезней передающихся половым путем, она обязана сообщить об этом своему врачу перед проведением ЭХО ГСС. Категорически нельзя обследоваться при протекающем воспалительном заболевании.
В вечер перед обследованием для очистки кишечного тракта обследуемой может быть назначена клизма, слабительное средство. Эта процедура способствует получению четкого изображения матки и прилегающие анатомических образований.
До проведения процедуры врач может назначить Вам легкое успокоительное средство в целях минимизации рисков возможных дискомфортных ощущений. Иногда терапевты до и после процедуры назначают препараты антибактериального характера. Стоит отметить, что врачу необходимо знать обо всех принимаемых медикаментах и о возможных аллергических реакциях на ЭХО-контрастные составляющие (например, барий, йодосодержащие элементы). Помните, что о любых хронических либо перенесенных в ближайшем прошлом заболеваниях нужно сообщать специалисту.
Во время процедуры понадобится снять свою одежду (частично либо полностью), заменить ее на медицинскую сорочку. Перед ЭХО ГСС снимите все украшения. Нужно убрать с тела зубные протезы (съемного типа), очки, любые другие металлические предметы/изделия, которые могут исказить результаты исследования.
ЭХО ГСС не рекомендуется проводить при беременности во избежание негативных воздействий. Поэтому, если у вас есть подозрения о наступлении беременности, сообщите об этом своему врачу и рентгенологу. В случае, если процедура все же необходима, то важно предпринять все специальные меры для защиты ребенка.
Синусовая брадикардия — что это такое у женщин, мужчин, лечение брадиаритмии
Синусовая брадикардия — замедление сердечного ритма до 60 ударов в минуту при правильном сердечном ритме. Заболевание развивается из-за неспособности синусового узла вырабатывать необходимое количество электрических импульсов. Брадиаритмия не всегда указывает на наличие патологий, в некоторых случаях может быть вариантом нормы.
Синусовая брадикардия — норма или патология
Физиологическая брадиартмия возникает у людей, у которых преобладает тормозящее воздействие нервной системы на работу сердца. Это часто наблюдается у профессиональных спортсменов. Замедление сердечного ритма не является патологией у спящих людей.
При физиологической брадикардии ЧСС не менее 50 ударов в минуту, нет других негативных симптомов и жалоб, ритм сердца не нарушен.
О патологической брадиаритмии свидетельствует замедление сердечного ритма при отсутствии провоцирующих факторов, патология проявляется внезапными приступами, пульс аритмичный, ухудшается общее самочувствие.
Виды патологической брадикардии:
Причины
Синусовая брадикардия — не самостоятельное заболевание, а симптом различных патологий.
О каких болезнях может свидетельствовать брадиаритмия:
К провоцирующим факторам относят курение, алкогольную и наркотическую зависимость, прием препаратов для замедления сердечного ритма, переохлаждение.
Клинические проявления
Выраженность симптомов зависит от степени тяжести брадикардии. При ЧСС 50-60 ударов в минуту общее состояние удовлетворительное, сознание и артериальное давление в норме. Может беспокоить незначительная слабость и головокружение.
При снижении ЧСС до 30-40 ударов в минуту беспокоит:
При пульсе 30-40 ударов в минуту состояние критическое, сознание отсутствует, может наступить кома. Пульс не прощупывается, дыхание поверхностное или отсутствует, АД сильно снижено.
Синусовая брадикардия может быть периодической или хронической. Приступ длится от нескольких минут до нескольких дней. Это опасное состояние, особенно в комплексе с тахикардией. При хронической форме пульс замедлен постоянно, но часто организм подстраивается к такому ритму.
Методы диагностики
Первичный диагноз терапевт или кардиолог ставит на основании жалоб пациента, внешнего осмотра, прослушивания сердечных тонов.
Основной метод диагностики — ЭКГ в покое и после физических нагрузок. На кардиограмме брадикардия отражается увеличением промежутков между правильным синусовым ритмом и желудочковыми комплексами.
Если на ЭКГ брадиаритмия не отображается, назначают холтеровское исследование. В течение суток пациент носит аппарат, который постоянно фиксирует ЧСС, сердечный ритм и другие необходимые показатели.
Лечение синусовой брадикардии
При патологической брадиаритмии назначают препараты для купирования неприятных симптомов, лечения основного заболевания.
Группы лекарственных препаратов:
При тяжелом течении брадикардии, которая развивается на фоне органических поражений, устанавливают электрокардиостимулятор.
Что делать при приступе синусовой брадикардии
При внезапном приступе у человека возникает страх и паника, из-за головокружения он может упасть. Поэтому пациента необходимо уложить на спину, обеспечить доступ кислорода, расслабить все давящие элементы одежды. Под ноги положить подушку или валик. Вызвать скорую помощь.
Что можно сделать до приезда врачей:
Врачу рассказать обо всех проведенных действиях, продолжительности обморока.
Как избежать брадикардии
Чтобы избежать развития синусовой брадикардии, необходимо соблюдать следующие правила:
Без правильного лечения при синусовой брадикардии развиваются опасные осложнения. Это ишемический инсульт, тромбоэмболия легочной артерии, инфаркт миокарда, пароксизмальная желудочковая тахикардия, внезапная остановка сердца.
Зачем христианам «псалмы проклятия»?
Приблизительное время чтения: 12 мин.
«Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» — поет хор слова 136-го псалма на воскресной всенощной в течение нескольких недель перед Великим постом. Медленно и печально, а местами даже грозно звучат эти слова в православных храмах. Мы привыкли к ним настолько, что их страшное содержание уже мало кого шокирует.
Как тонко подметил К.-С. Льюис, «когда мы читаем некоторые псалмы, ненависть пышет нам в лицо, словно жар из печи. Иногда эта ненависть не пугает, но лишь потому, что смешна современному разуму».
Наверное, проще всего было бы вовсе не обращать внимания на эти страшные слова, отбросить их. Но, увы, такие стихи не являются чем-то чужеродным в псалмах и у пророков. Напротив, они вполне органично сочетаются с другими, поистине дивными строками этих же песнопений. Псалмы буквально пронизывают все богослужение Церкви в виде ссылок, намеков, образов. Пропустить их мимо ушей попросту невозможно. Поэтому перед человеком, впервые или совсем недавно пришедшим в храм, неизбежно возникает вопрос: почему же в Церкви, которая проповедует о Боге-Любви, о Христе, Который велел любить даже своих врагов и молился за тех, кто Его распинал, звучат прямо противоположные слова?
Например, на шестопсалмии молящийся в храме услышит такую просьбу псалмопевца, обращенную к Богу: по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (Пс 142 :12). Или в богослужении Первого часа: с раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли (Пс 100 :8). А Великим постом гораздо чаще обычного будут слышны и такие пожелания Псалмопевца: да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих. да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его (Пс 108 :8–12). Примеры богослужебных текстов подобного рода можно приводить довольно долго.
Означает ли все это, что у Бога есть враги, которых Он ненавидит? А если нет, то почему же эти слова звучат в православном храме?
Пусть ярость благородная. Но всё же.
Обычно, вместо внятного объяснения — почему Церковь приняла эти тексты в свой богослужебный обиход, человеку долго и подробно пересказывается исторический контекст, в котором писались ветхозаветные книги. Мол, время было трудное, окружающая среда не способствовала… и так далее. Конечно, тому, кто знаком с кодексом Хаммурапи, закон Моисея покажется мягким и гуманным. И зная, что в жертву финикийским богам ежегодно приносились сотни детей, современным людям легче понять поступок пророка Илии, убившего четыреста пророков Ваала. А уж на фоне языческих правителей той эпохи — любой израильский царь, даже самый нечестивый, будет выглядеть чем-то вроде деда Мороза. И все же… Жестокость не перестает быть жестокостью даже на фоне совсем уж откровенного зверства.
Ничего не объяснит неофиту и тот факт, что апостолы и первые христиане были евреями, для которых псалмы были главнейшим содержанием ветхозаветного богослужения. Да, они и после своего обращения в христианство ходили молиться в иудейский храм. Да, ветхозаветная молитва была для них органичной частью традиции, в которой они выросли, но ведь с тех пор прошло уже две тысячи лет. Неужели же за такой долгий срок у Церкви не нашлось слов, которыми она могла бы выражать свои чувства в молитве как-нибудь более мягко?
Ведь уже во II веке, после смерти апостолов, Церковь в большинстве своем состояла из эллинов. Евреи-христиане продолжали жить небольшими общинами, замкнутыми и обособленными. В этих общинах соблюдалась суббота, они сохранили первоначальное название христиан — «ноцрим», то есть «назаряне», в память об Иисусе из Назарета. Называли их и эвионитами, то есть бедняками. У них были свои епископы, свои храмы. В середине II века Иустин Мученик писал, что он знает таких людей, которые соблюдают Закон и живут по-христиански. Но уже тогда это были именно отдельные общины. В основном же Церковь наполнилась людьми иной, небиблейской традиции, воспитанными на Платоне, Аристотеле, Цицероне и Вергилии.
Так, может быть, те древние христиане как-то по другому воспринимали тексты псалмов? И то, что в Ветхом Завете нас шокирует, было для них вполне приемлемо?
И все же в предисловии к Псалтири мы встречаем замечательные слова о ней того же блаженного Августина, которые, казалось бы, никак не вытекают из буквального текста самих псалмов: «пение псалмов души украшает, ангелов на помощь призывает, демонов прогоняет. Прибавляет веру, надежду, любовь. диавола постыжает, Бога показует. гнев прогоняет, всякую ярость утишает, и гнев сокрушает, это непрестанная хвала Богу. » Так в чем же дело? Почему же высказывания одного и того же святого человека по одному и тому же предмету могут быть столь различны между собой?
В действительности все не так, как на самом деле
В своей «Исповеди» Блаженный Августин так описывает поучения святителя Амвросия: «Я радовался также, что мне предлагалось читать книги Ветхого Завета другими глазами, чем раньше, книги эти ведь казались мне нелепыми, и я изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так. Я с удовольствием слушал, как Амвросий часто повторял в своих проповедях к народу, усердно рекомендуя как правило: “Буква убивает, а дух животворит”. Когда, снимая таинственный покров, он объяснял в духовном смысле те места, которые, будучи поняты буквально, казались мне проповедью извращенности, то в его словах ничто не оскорбляло меня, хотя мне еще было неизвестно, справедливы ли эти слова». Казалось бы — вот ответ на все недоумения! И действительно, этот аргумент чаще всего можно услышать в ответ на вопрос, почему в христианском храме слышатся слова о ненависти и вражде. Аллегорическое, духовное объяснение Псалтири звучит куда убедительнее, чем описание жестоких реалий эпохи, в которую были написаны псалмы. Можно назвать множество христианских авторов, начиная с Оригена и кончая святителем Феофаном Затворником, толковавших Псалтирь в том «животворящем ключе», о котором пишет Блаженный Августин. И, конечно же, такое святоотеческое толкование необходимо для правильного понимания любого священного текста.
Но, к сожалению, сегодня вся эта блестящая аргументация «от отцов» подчас разбивается об один момент культурно-психологического характера. Дело в том, что у современного человека нет ни навыка, ни вкуса в отношении к подобной экзегетике. Более того, сегодняшний читатель подчас испытывает даже какую-то подспудную неприязнь к аллегорическому прочтению Писания. Слова «толкование» и «ложь» для него если и не синонимы, то находятся где-то по соседству в одном понятийном ряду и вызывают ассоциации с лукавым юридическим крючкотворством, только развернутым в иной плоскости. «Закон что дышло. », «попы что хочешь могут истолковать, как им надо. » — эти рассуждения часто можно встретить у современного обывателя на православных форумах в интернете. Такому человеку можно сколь угодно долго объяснять Писание «от отцов», но это его мало впечатлит. В эпоху информационных технологий даже мало-мальски грамотные люди хорошо усвоили, что при желании из любого текста можно вывести какой угодно смысл. Поэтому любое упоминание об иносказательных смыслах нередко воспринимается с рефлекторным недоверием.
Увы, в таком предвзятом отношении есть и своя доля правды. И прежде чем предлагать иносказательное толкование, необходимо сначала объяснить: в чем ценность данного текста самого по себе и зачем его вообще нужно толковать? Почему, несмотря на такие трудные и шероховатые для нашего понимания места, Церковь все же ввела его в свое богослужение?
Великий духовный закон бытия
Рассуждая о псалмах, каждый из нас может справедливо спросить: «А при чем здесь вообще я и моя молитва? Как современный человек может сравнивать себя с тем же царем Давидом или Соломоном?» Те в своих страстях и желаниях действительно могли развернуться по-царски. Нынешний же читатель Псалтири тихо и мирно живет в своей двухкомнатной квартире, войной идти ни на кого не хочет, озабочен одной лишь мыслью, у кого занять денег и с чего их потом отдавать. И даже жену у ближнего уводить не собирается — со своей бы хоть как-нибудь разобраться… Большинство людей благополучно избегают искушения богатством, властью, необычайными талантами и сверхъестественными способностями. Дом, работа, нехитрые развлечения, отпуск, поездка к морю, в лучшем случае за границу; затем опять — дом, работа. И так всю жизнь.
Но есть один духовный закон, который действует в каждом из нас независимо от нашего положения в обществе. Этот закон очень точно сформулировал преподобный Марк Подвижник. Отвечая на вопрос учеников, откуда берутся многоразличные скорби, преподобный Марк говорит: «Причина всякого скорбного случая — помыслы каждого. Я мог бы указать как на причину — на слова и дела, но они не рождаются прежде помыслов, а потому помыслам приписываю все. Предшествует помысл; потом через слова и дела образуется общение человека с человеком». Иными словами, все, что случается с человеком в его жизни, строго обусловлено теми процессами, которые происходят в его душе. То, что происходит в его мысленной сфере, определяет всю его внешнюю жизнь, его слова, поступки и их следствия. Если же высказать это еще проще, то внутри себя, в своих помыслах проживает человек всю свою жизнь.
И главная ценность Псалтири в христианской традиции заключается именно в том, что она является точной, полной и объемной картиной человеческой души. По слову святого Афанасия Великого, «в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая — и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке».
Богатство и бедность, слава и неизвестность, власть и безвластие ничего не меняют в этой картине. Ведь у каждого человека есть свое личное царство, где Бог призвал его быть царем и военачальником одновременно. Это царство — мир наших мыслей и внутренних мотиваций, наше сердце. Именно здесь мы просто обязаны осуществлять свою власть над страстями, именно на этом поле должны воевать с духами злобы.
Кто виноват?
Псалмы не просто молитва: в них, словно в зеркале, открывается перед человеком его собственный внутренний мир — от высот богоподобия до глубин грехопадения. Но опыт переживания, обнаруженного в этом зеркале, может быть очень разный. Кто-то ужаснется тому, что он там увидит, и будет в покаянной молитве просить, чтобы Господь исцелил те темные стороны его души, которые открылись ему в псалмах. А кто-то, возможно, отреагирует так же как персонаж известной басни Крылова «Зеркало и Обезьяна»:
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
«Не может быть, это не я!» — такой крик больной души знаком каждому христианину. Это естественная реакция на грех, на зло в самом себе. Но что делать дальше: «кумушек считать трудиться» или «на себя оборотиться», — вопрос непростой, особенно для человека, еще не укоренившегося в церковной традиции. Кого-то слова о мести, услышанные в православном храме, возмутят, а кто-то, возможно, найдет в них оправдание своему немирному духовному устроению. Ведь нам так порой хочется припечатать всех, кого мы считаем «врагами истины и всего человечества», начиная от сильных мира сего и кончая ведущим очередной пошлой телепередачи с его нападками на Церковь. Был бы гнев праведный, а враги найдутся, не свои — так Божии.
Но это — кардинально неверный взгляд. Преподобный Кассиан Римлянин прямо называет его непотребнейшим толкованием Писания: «Некоторые, усиливаясь извинить эту пагубную болезнь души, покушаются умалить ее [непотребность] при помощи непотребнейшего толкования Писаний, говоря: не беда, если гневаемся на братий погрешающих, так как и Сам Бог воспламеняется гневом и яростью против тех, которые или не хотят знать Его, или, зная, не чтут как должно, как, например: и воспылал гнев Господа на народ Его (Пс 105 :40), или как в другом месте, где пророк молится, говоря: Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня (Пс 6 :2). И не разумеют они, что вместе с тем, как чрез это дают людям свободу действовать по сей страсти на пагубу себе, еще и Богу беспредельному, Источнику всякой чистоты, нечестиво приписывают нечистую плотскую страсть».
Поэтому любая попытка читать псалмы «на вехозаветный манер», обращая свой гнев вовне, на людей, какими бы они ни были, — это уход от Евангелия назад, в мир ветхозаветных отношений. Неслучайно после каждой кафизмы во время домашнего чтения Псалтири есть особые молитвы, дающие душе правильный настрой, при котором только и возможно воспринимать «псалмы проклятия» без вреда для себя. В этих молитвах есть прошения об исцелении души, об исправлении жизни, о прощении грехов читающего. Но нет там ни одной просьбы наказать и покарать каких-либо людей, будь то личные враги молящегося или люди, ненавидящие Бога. И если в этих молитвах встречаются выражения, взятые из Псалтири, вроде: обнажи меч, и прегради путь преследующим меня (Пс 34 :3), то направлены они исключительно против демонов, что очевидно из контекста этих молитв.
Щит Персея
Известный миф о Персее рассказывает о том, как этот герой сражался с чудовищем, взгляд которого обращал все живое в камень. Поэтому Персей бился с Медузой, глядя на ее отражение в полированном щите. Медь щита гасила смертоносную силу взгляда Горгоны, и герой смог ее победить. Комментарием к этому античному сюжету могли бы послужить слова Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем».
Заглянуть в свою душу бывает очень неприятно. Страшно осознавать, что зло, которое ты видишь вокруг, и зло в твоем сердце рождаются из одного источника. Но у каждого христианина, как у Персея, есть щит, при помощи которого он безопасно для себя может смотреть на зло и несправедливость во всем мире и в самом себе. Этот щит — Евангелие, рассказывающее о Воплотившемся Боге, ответившем на все зло мира самоотверженной Любовью и Крестной смертью за этот мир. Христос на все времена оставил Своим ученикам одну только молитву, которой христиане призваны молиться о своих врагах всех мастей и разновидностей.
Конечно, псалмы помогают нам почувствовать горе человека, потерявшего близких, понять того, чье страдание неизмеримо больше нашего. Они помогают плакать с теми, у кого уже не осталось сил даже для проклятий своим обидчикам и небесам. Но все же никакое горе, никакая боль уже никогда не смогут стереть из сердца христиан эти удивительные слова Христа, которые особенно сильно звучат в храме на утрене Страстной Пятницы перед Крестом: Отче! прости им, ибо они не знают, что делают (Лк 23 :34).
*Ереси — богословские мнения, признанные церковной полнотой ложными. — Ред.
**Манихейство — дуалистическое гностическое религиозно-философское учение. В чистом виде существовало с III по Х век. Манихейство признает два равноправных самостоятельных первоначала всего — злое и доброе. — Ред.