Прюнелевые ботинки это что
Прюнель
Прюне́ль распространённый в XIX веке плотный смесовый текстиль, разновидность ластика. До середины века материал производился практически всегда чёрным (отсюда и французское название «prunelle», от латинского «pruna» — уголь). В составе плотной ткани преобладал шёлк, что гарантировало особый блеск формоустойчивой ткани. Прюнелевой могла быть обивка дивана или кресел, покрывала на кровать шить полагалось из более пёстрых и мягких тканей, да и чёрные портьеры, мягко говоря, не вписывались в общепринятые для XIX века нормы декорирования окон. Несмотря на свойственный шелкам блеск, прюнелевое покрывало — чёрное, как вороново крыло, также трудно представить в романтичном интерьере того времени.
Ткань прюнель использовалась в основном для пошива лёгкой обуви. Сперва чёрная, по требованиям моды ткань к концу века стала разноцветной (модной дамской обуви полагалось цветом повторять цвет подкладки платья). Популярные в XIX веке штиблеты, как женские, так и мужские шили из обычного сукна. Штиблеты плотно обтягивали ногу, но всё же казались простоватыми, единственным украшением их был ряд пуговиц. Мода на обувь того времени больше была связана не столько с формой носка и высотой каблука, сколько с выбором материала, применяемого в пошиве. Если атласные и шёлковые башмачки были преимущественно паркетными — для танцев, то прюнелевые «лодочки», туфли с застёжкой, полуботинки и штиблеты были больше пригодны для прогулок по городу. Материал из смесового сырья был гораздо прочней обычного плотного сукна, хоть и оставался уязвимым к воздействию пыли и грязи, мало подходил для влажной сырой погоды.
Не только ежедневная, но и нарядная обувь вскоре стала по большей мере прюнелевой, ведь производимая из плотного шёлка была очень недолговечной, атлас был слишком тонок, репс простоват. Состоящая из крепких нитей смесового состава прюнель внешне была гладкой и блестящей и по причине содержания шёлка в составе и из-за особенностей структуры. Прюнель могла быть расшитой контрастными основному цвету нитями, часто декорировалась кружевом, бантами, лентами. Известно о производстве прюнели сложным атласным переплетением из сильно кручёных тонких нитей. Плотный застил лицевой поверхности однородный, довольно декоративный, глянцевый, отчего ткань становится похожей на атлас с лица, с изнанки напротив, не имела блеска.
Суровье после опаливания подвергалось горячему прессованию, предварительная проклейка специальным раствором «гумми» способствовала более эффективному каландрированию — прюнель становилась формоустойчивей, крепче. При раскрое обуви учитывалось направление волокон прюнели: наружные детали выкраивались по направлению основных нитей, а подкладка — по уточным, для выравнивания удлинения заготовки. В процессах раскроя, строчки, обтяжки и снятия с колодок ткань не деформировалась, во время носки растягивалась в ограниченных пределах, возвращаясь вновь к прежним размерам (из-за редких изгибов уточных и основных нитей ткани прюнель была свойственна эластичность).
Покрывало гобелен
Вышивка гобелен
Картины из гобелена
Решение для покрывал на кровать шить декоративные подушки собственными силами можно только приветствовать, в нашем салоне можно приобрести необходимый расходный материал, а также посоветоваться с консультантом по поводу подбора удачных сочетаний фактур и оттенков. Для мехового покрывала на кровать чёрного цвета можно подобрать дополнением гладкий текстиль «хищных» расцветок. Не забудьте добавить чёрного портьерам — в декоре подхватов, например, тогда текстильное оформление комнаты будет смотреться органично.
Значение слова «прюнелевый»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЮНЕ’ЛЕВЫЙ, ая, ое. Сделанный из прюнели. Прюнелевые ботинки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прюне́левый
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным прюнель; свойственный, характерный для неё
2. сшитый, сделанный из прюнели ◆ Я уверен, что летом он ходит непременно в каких-нибудь цветных прюнелевых ботиночках с перламутровыми пуговками сбоку. Фёдор Достоевский, «Бесы», 1872 г. ◆ Даровитый артист был в прюнелевых полусапожках, имел на левой руке перчатку, курил сигару и даже издавал запах гелиотропа, но, тем не менее, все-таки сильно напоминал путешественника, заброшенного в страну, где нет ни бань, ни прачек, ни портных… Антон Чехов, «Актёрская гибель», 1885—1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мы бы, например, не удивились, если бы однажды увидали его в цветном жилете и в ботинках на пуговицах, с прюнелевым верхом. Валентин Катаев, «Алмазный мой венец», 1975—1977 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коротковатый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «прюнелевый»
Предложения со словом «прюнелевый»
Цитаты из русской классики со словом «прюнелевый»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «прюнелевый»
Одет он был безукоризненно: визитка, серые брюки с лампасами и прюнелевые ботинки с лакированным носком, одноглазка на резиновом шнурке и короткая цепь у часов, где мотались замысловатые брелоки того времени: ножичек, вилочка, окорок, бутылка и т. п.
Были здесь и креолы, старые виноторговцы из французского квартала, со своими семьями; костюмы их отличались живописностью: пышные жабо, собранные у пояса панталоны, светлые прюнелевые башмаки и массивные драгоценности.
Рано утром на открытой невысокой веранде перед входом стоят семь пар обуви: мужские ботинки, потом белые прюнелевые лодочки, а дальше – пять пар резиновых кумасин – одни большие, чёрные, остальные беленькие – уменьшаются друг за другом, как матрёшки, а последние – совсем крохотные, голубеют, словно два подснежника.
Прюнелевые туфли юных ленинцев
Прюнелевые туфли юных ленинцев
На протяжении 1930-х годов советский потребитель сталкивался с большими проблемами при поиске детской одежды. Так, в середине 1930-х годов в Ленинграде был открыт детский универсальный магазин Дома ленинградской торговли, но уже через несколько дней многие вещи были раскуплены, а другие в продажу не поступали.
Девочки носили удлиненные платья, часто типа матросок из кашемира, платья из фланели в горошек, сарафанчики из ситца, из сатина «либерти» для лета. Трикотажные чулочки на резиночках с пуговками и петельками прикреплялись к лифчикам. Такие белые лифчики шили дома и вышивали цветочными узорами, например незабудками, гладью или стебельчатым швом цветными нитками мулине. Мальчики носили матроски с короткими штанишками. Интересно свидетельство газет того времени: «…для ребенка до двух лет ни в одном магазине не найти верхней одежды. Нелегкое дело и обуть ребенка в возрасте до пяти лет — обуви нет. С трудом разыскивают родители костюмы и пальто для школьников, а чулок 8, 9 и 10 номеров в продаже совсем нет».
Известная в 1930-е годы балерина Большого театра, тетка Майи Плисецкой, Суламифь Мессерер вспоминала: «В то время, когда сажали людей, нам, артистам, сделали невероятную зарплату, в два раза повысили. Я получала 6000 рублей, и мы всё могли купить. В Столешниковом переулке был маленький комиссионный магазинчик, где продавалось много импортных детских вещей из семейств репрессированных. И когда посадили мою сестру, я для моей племянницы Майи бегала туда покупать очаровательные вещи…»
Зимой девочки носили шубки из овчины, крота, кролика, плюша. На голову надевали капоры, которые украшались маленьким цветочком на полях, либо помпоном. В середине 1930-х годов, в эпоху гражданской войны в Испании, в моду входят пилотки-«испанки» с красной кисточкой в переднем углу. «Испанки» носили и мальчики, и девочки, их чаще всего делали синего цвета — из сатина или шерстяной редины. Летом очень популярными были белые панамки из пике. Подростковая мода у девушек часто сводилась к трикотажным футболкам и простым льняным юбкам. Модные кинообразы пропагандировали спортивный стиль, а также форму стахановок и комсомолок тех лет, носивших, как правило, гимнастерки и «юнгштурмовки», немецкое название которых тогда еще не резало слух.
Нехватка готовых фабричных вещей отчасти возмещалась переделкой старых маминых платьев для девочек, вязанием из остатков ниток одежды для мальчиков. Чаще всего у советского ребенка было тогда по одному лишь платью или паре штанишек. Вот объяснение этому факту: «В то время как дамское плюшевое манто дает тресту 100 процентов прибыли, на детских вещах он терпит 12 процентов убытка. В этом и заключается секрет сокращения производства детской одежды. Трест «Ленодежда» организовал ателье мод, выпустил журнал фасонов, в котором можно найти все что угодно. Но в продаже есть только дамские плюшевые манто. Фабрика «Комсомолка» выпускает некоторое количество пальто для маленьких детей, но все из грубошерстной ткани, которая до крови натирает младенцам шеи. Фабрика «Скороход», снабжавшая всю Россию отличной обувью, оказывается, не шьет обуви для мальчиков», — писал парижский журнал «Иллюстрированная Россия» в 1936 году.
Модными у детей были синие парусиновые или белые прюнелевые туфли со шнурками. Летом надевали сандалии из бежевой кожи, застегивавшиеся на ремешок и пряжку. Такую обувь носили с белыми носочками или с белыми гольфами. Самой популярной зимней обувью для детей были серые валенки с галошами, которые в конце 1930-х годов стали делать обрезиненными, наподобие бурок. Зимой девочки ходили с маленькими муфтами.
Вторая мировая война внесла свои трагические ноты в историю детского костюма. Детская мода 1940-х годов развивалась в том же историческом контексте, что и женская. Основные тенденции развития детской моды были заложены сталинской политикой еще в 1930-е годы. Образ ребенка-октябренка, затем пионера, юного строителя социалистического государства был взращен на таких детских примерах «героев социалистического строительства», как мальчик-предатель эпохи раскулачивания Павлик Морозов, узбекская девочка, сборщица хлопка Мамлакат Нахангова, кабардинский мальчик, выращивавший лошадей, Барасби Хамгоков и многие другие. В театре, кино, школе и дома дети воспитывались в духе патриотизма и любви к Родине.
Детская мода в общих чертах с некоторыми оговорками повторяла в уменьшенном размере взрослую моду. Предвоенная эпоха во всем мире создала образ «хорошей девочки», чуть-чуть озорной, но умной и послушной школьницы. В голливудском кино такую маленькую девочку сыграла Ширли Темпл, наряды и прически которой повсеместно копировались. В 1939 году на мировые экраны вышел знаменитый фильм «Волшебник страны Оз» с молоденькой, вокально одаренной актрисой Джуди Гарланд. Ее косички, ситцевый сарафанчик и блузка с рукавами-фонариками, белые носочки и сандалии стали символом детской моды в ту эпоху.
Самой популярной одеждой советской девочки в 1940-е годы было платье, присборенное на талии, с коротенькой расклешенной юбочкой и рукавами-фонариками. Для них использовалась набивная бумазея, фланель, вискозные ткани, и, как правило, их отделывали рюшами, оборками, вышивали крестом. В моде были пальто из бархата, шерсти, льна, чуть закрывавшие колени. Носочки и гольфы, а также хлопчатобумажные чулки были необходимым дополнением туалета каждой девочки. Мальчики часто носили костюмчики полуспортивного типа с хлястиком на спине и с длинными брюками, весной и летом — шорты и бриджи с гольфами или носками. Популярны были двубортные драповые пальто, пальто из коверкота и кепки из букле — «лондонки». Очень широко использовался в детской одежде трикотаж домашней вязки — жилеты, джемперы и так далее. Мальчики носили рубашки с галстуком, стараясь выглядеть по-взрослому опрятно.
Мода военного времени для детей имела одно основное отличие — это была обычно одежда с чужого плеча, переделанная и перешитая. Некоторые носили американские вещи, которые приходили в посылках по ленд-лизу.
Но в послевоенные годы наметилось некое разнообразие в детской моде, связанное как с немалым количеством военных трофеев, так и с открытием домов моделей. Стали появляться брючные комбинезоны для девочек, вошли в обиход застежки-молнии. Но фоном для этого была «блатная мода» уличных подростков, одевавшихся на свой собственный лад: они носили самодельные брюки-клеш со вставными клиньями, которые иногда заправляли в сапоги, гимнастерки, полосатые тельняшки, телогрейки, офицерские сапоги, кепки-«малокозырки», курили «Беломорканал», «Казбек» или «Звездочку» и порой оборачивали зуб золотой фольгой, как в известной в то время блатной песне «В кепке набок, и зуб золотой» — в подражание модным тогда «уркаганам».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Здесь юных дев шаги звучали
Здесь юных дев шаги звучали Юное создание выпорхнуло из двери, выходящей в длинный коридор, освещенный пламенем свечей, и, подхватив развевающийся подол, поспешно скрылось в одной из соседних комнат. Потом стайка подобных существ продефилировала в противоположном
ПРЮНЕЛЬ
Смотреть что такое ПРЮНЕЛЬ в других словарях:
ПРЮНЕЛЬ
плотная шерстяная (иногда с шелком) ткань из тонкой (№ 40 метрич. и тоньше) гребенной пряжи (см.); переплетение (см.): 5-ти или 7-ремизный основной атл. смотреть
ПРЮНЕЛЬ
прюнель ж. Легкая плотная ткань, идущая на изготовление верха обуви, обивку мебели.
ПРЮНЕЛЬ
ПРЮНЕЛЬ
ПРЮНЕЛЬ
Прюнель — плотная шерстяная (иногда с шелком) ткань из тонкой (№ 40 метрич. и тоньше) гребенной пряжи (см.); переплетение (см.): 5-ти или 7-ремизный основной атлас; цвета, обыкновенно, черного. Отделка (см.): опаливание и затем горячее прессование или галандрование, иногда предварительно проклейка раствором гумми. Идет главным образом на дамскую обувь, а также на мебель, галстуки и т. п. С. Ганешин. Δ .
ПРЮНЕЛЬ
ПРЮНЕЛЬ(фр.). Дикий сорт французских слив, которые заготовляются вялеными.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,191. смотреть
ПРЮНЕЛЬ
ПРЮНЕЛЬ
1) Орфографическая запись слова: прюнель2) Ударение в слове: прюн`ель3) Деление слова на слоги (перенос слова): прюнель4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ПРЮНЕЛЬ
ПРЮНЕЛЬ
-и, ж. Тонкая, плотная хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная ткань, идущая на изготовление верха обуви, обивку мебели.[франц. prunelle]Синонимы: с. смотреть
ПРЮНЕЛЬ
Плотная шерстяная ткань для обивки мебели. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Синонимы: слива, ткань
ПРЮНЕЛЬ
ПРЮНЕ́ЛЬ, і, ж.Тонка цупка бавовняна або шовкова тканина, яку використовують для верху жіночого взуття, оббивки меблів тощо.
ПРЮНЕЛЬ
Rzeczownik прюнель f prunela f
ПРЮНЕЛЬ
ПРЮНЕЛЬ
-і, ж. Тонка цупка бавовняна або шовкова тканина, яку використовують для верху жіночого взуття, оббивки меблів тощо.
Обувь XIX века: «Принеси те самые черевички, которые носит царица, выйду тот же час за тебя замуж»
Всем, наверняка, известна эта фраза гордой красавицы и модницы Оксаны, из произведения Н.В. Гоголя «Ночь на кануне Рождества». Моё, чисто женское любопытство, не могло пройти мимо этого высказывания. Действительно, а какие же «черевички» могла носить русская императрица?
Погрузившись в мир старинной, дамской обуви, которая восхитила меня своим изяществом и красотой исполнения, не могу остаться равнодушной и не поделиться своими находками с местными ценителями красоты и высокой моды.
Итак, в продолжении темы свадебного наряда 19 века, позвольте представить небольшую фото подборку дамской обуви этого времени.
Стоит отметить характерные черты и детали женской обуви 19 века. Самой большой популярностью пользовались туфли или ботинки на каблуке средней высоты с квадратными, либо вытянутыми вперёд носами. Модными были ботинки с узкой щиколоткой на высокой шнуровки, либо расположенных сбоку пуговицах. Обувь «на выход» шили из атласа, репса и шёлка, украшая её кружевами, лентами и замысловатой вышивкой. Бальный туфельки нередко декорировали кружевом. Самые элегантные барышни выбирали прюнелевые башмачки.
Повседневную обувь изготавливали из более прочных и практичных материалов, таких, как кожа, парусина и сукно. Чаще всего дамские ботинки и сапожки шили из тонкой, мягкой кожи – шевро или лайки.