Прямой договор в ати что это
Перевозка, оказание услуг, аренда транспорта, фрахтование: как правильно оформить доставку груза Версия для печати
Оформить перевозку грузов можно разными способами; каждый из них имеет свои особенности. О различиях между типами договоров рассказывает юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» Алексей Крайнев.
Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.
Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг
Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.
Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.
Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.
Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.
Чем отличаются: договор перевозки
В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют.
Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки.
Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».
Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.
Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг
Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.
Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.
Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь.
И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.
Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.
При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.
Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».
Договор перевозки и договор аренды транспортного средства
Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).
Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.
Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.
Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).
При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).
На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.
Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).
Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что
перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.
Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.
Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования
По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.
Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.
Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца.
Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.
(Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).
В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.
Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.
Прямой договор по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 31 декабря
Прямой договор по 44-ФЗ: как заключать и что учесть
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Для участвующих в закупках людей может быть актуален вопрос, что такое прямой договор по 44-ФЗ. Данное соглашение заключается с единственным поставщиком, что позволяет исключить проведение определённых процедур.
Но в каких ситуациях возможно заключение прямого договора, какие нюансы при этом следует обязательно учесть, плюс какие нововведения ожидаются в 2020-м году? Ответы на все эти вопросы вы найдёте в нашей статье.
Что такое прямой договор по 44-ФЗ
Вначале разберемся с тем, что означает прямой договор по 44-ФЗ и до какой суммы его можно заключать. Этот термин применяется к контракту, который заказчик подписывает с единственным поставщиком при небольших объемах закупки. С 1 июля 2019 года в ст. 93 закона 44-ФЗ были внесены изменения, касающиеся суммы прямого договора (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).
Раньше прямой договор можно было заключить на поставку товаров и услуг в пределах 100 тыс. руб., теперь же эта сумма выросла до 300 тыс. руб. Изменения закона не коснулись остальных ограничений, общий объем малых закупок в течение года да по-прежнему должен находиться в пределах 2 млн руб. или не превышать 5 % от совокупного объема и 50 млн руб. Лимиты при этом также не распространяются на закупки, которые идут на нужды администраций населенных пунктов сельского типа.
Одной из сторон экономической деятельности предприятий является ежедневное совершение различных сделок. Часть из них оформляется прямыми договорами между заказчиком и непосредственным исполнителем. Заказчик имеет право заключить прямой договор на монтаж оборудования либо с подрядной организацией, либо с производителем этого оборудования, не подключая к сделке генподрядчика.
Также заказчик может сам определить подрядную организацию и заключить с ней прямой договор на возведение объектов специального назначения или выполнение особых работ. В этом случае потребуется согласовать данную сделку с генподрядчиком. Такие взаимоотношения сторон являются закупкой по прямому договору по 44-ФЗ (ст. 93), то есть сделка совершается с единственным поставщиком, конкурсная процедура выбора подрядчика не проводится.
Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ
Предприятия могут вести свою деятельность не только в пределах России, но и иметь зарубежных партнеров, закупки у которых осуществляются также на конкурсной основе либо по прямым договорам. Контрагенты при этом заключают контракт ВЭД (внешней экономической деятельности). Российская фирма-импортер закупает товар у зарубежного производителя, следовательно, данная сделка подпадает под нормы таможенного законодательства, а не контрактного.
Статья 93 44-ФЗ устанавливает следующие условия для прямых закупок у единственного поставщика:
Эти ограничения по лимиту прямых договоров по 44-ФЗ введены с лета 2019 года. По первому пункту до 01.07.2019 было 100 000 руб., а по второму до 31.07.2019 – 400 000 руб.
Если заключается прямой договор с единственным поставщиком, то у заказчика нет необходимости обосновывать целесообразность выбора исполнителя, цены и прочих значимых положений договора. Также нет необходимости размещать сведения о прямых закупках в ЕИС. Необходимо только составлять план график, в который вносится информация по общему объему закупок, дифференцированная по существенным условиям договора, в том числе по прямым поставкам. Для того чтобы удобнее было составлять финансовые отчеты, целесообразно вести отдельный реестр прямых контрактов.
Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч
В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ приводится перечень организаций, для которых установлена максимальная сумма прямого договора по 44-ФЗ в 400 тыс. руб.:
Кроме того, закон вводит дополнительные ограничения на подобные прямые закупки: их общий объем должен быть не более 50 % от годовой суммы закупок или не выше 20 млн руб.
Как заключать прямой договор по 44-ФЗ: порядок и нюансы
Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.
Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:
Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году
1. С января 2020 года вступают в силу изменения в 44-ФЗ. В таблице ниже приводится перечень новых норм с комментариями.
Дата вступления изменений в силу
Суть изменений
Нормативный акт
Для всех закупок (в том числе прямых) обязательно нужно указать страну происхождения товара.
Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019
В течение 2020 г. и планового периода 2021-2022 гг. при исполнении федерального бюджета будет уменьшаться сумма субсидий для регионов. При этом субсидия сокращается в зависимости от полученной регионами экономии при заключении контрактов за счет федеральной субсидии.
Регионы должны ежеквартально (или чаще) передавать в Минфин отчеты по этой деятельности. Сэкономленные средства будут направляться в резервный фонд правительства, из которого в дальнейшем планируется финансировать ряд региональных программ.
Фактически, если при заключении контракта исполнители предложат цену поставки ниже НМЦК, то именно на эту разницу регионы будут получать меньшую субсидию.
Постановление Правительства № 1803 от 24.12.2019
Начинает работу ГИС «Независимый регистратор». Ранее ее ввод в действие планировался с 01.10.2019, но этого не произошло. Система отслеживает все действия и бездействие участников контрактной системы в ЕИС.
Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019
Изменилось содержание перечня ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств.
Распоряжение правительства № 2406-р 12.10.2019
Электронные площадки будут предоставлять заказчикам не только сведения о регистрации потенциальных поставщиков, но и о фактах их привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях за получение незаконного вознаграждения.
Новые положения 44-ФЗ дают возможность заказчикам проверить добропорядочность потенциальных подрядчиков в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.
Постановление правительства № 917 от 18.07.2019
Общественное обсуждение закупок будет проводиться по новым правилам.
Постановление правительства № 1635 от 05.11.2019
Указывать страну – производителя товара необходимо также и в реестре контрактов.
Постановление правительства № 1400 от 11.12.2019
Юридические лица могут делать закупки по 223-ФЗ у предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) в размере не менее 20 % от общего объема в год. А доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, вырастет до 18 %.
Постановление правительства № 1001 от 01.08.2019
Нормы 223-ФЗ предусматривают уменьшение срока, в течение которого заказчики должны рассчитаться со своими поставщиками по выполненным договорам. Теперь на это отводится не более 15 рабочих дней.
Постановление правительства № 1205 от 18.09.2019
Если предметом поставки являются лекарства, то начальная (максимальная) цена контракта определяется по новым условиям.
Приказ Минздрава № 871н от 26.10.2017 утратит силу.
Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019
В реестр договоров необходимо вносить следующую информацию:
1. Конкретный признак, на основании которого заказчик попадает под перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если такой есть).
2. Календарное число, с которого юридическое лицо числится в реестре МСП (для субъектов МСП). Для получения этих сведений достаточно указать ИНН и КПП предприятия, и информация подтянется из реестра МСП автоматически.
Если договор предусматривает несколько исполнителей или субподрядчиков, то в реестр вносятся сведения по каждому из них.
Приказ Минфина № 92н от 10.06.2019
При закупке лекарственных средств или ветеринарных препаратов контракт в обязательном порядке должен содержать типовые положения.
Приказ Минсельхоза России № 501 от 26.08.2019.
В дополнение к положениям Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013 вводится норма, допускающая при закупках новых машин и оборудования возможность заключать контракт жизненного цикла.
Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019
2. Нововведения в закон о контрактной системе с апреля 2020 г.
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ с 1 апреля 2020 года вводит в 44-ФЗ новые правила, по которым будет проводиться контроль за процедурами закупок.
Следующие этапы контроля – отсутствие превышения данных сумм в протоколах по отношению к извещениям, в проектах контрактов по сравнению с условиями протоколов. Порядок контрольных мероприятий также будет устанавливаться Правительством РФ.
3. Нововведения в закон о контрактной системе с июня 2020 года.
Новые положения 44-ФЗ с 01.07.2020 приведены в таблице ниже.
Суть изменений
Нормативно-правовой акт
Нюансы
Процедура электронного запроса котировок подвергнется большим изменениям:
— Процедура возможна при НМЦК не более 3 млн рублей.
— Отменяется максимальная планка в 100 млн рублей.
— Предельный срок подачи заявки сокращается до 4 рабочих дней начиная со следующего после публикации извещения дня.
— Опубликованные извещения нельзя корректировать, но отменить закупку можно не менее чем за час до окончания приема заявок.
— Участник конкурса по требованию заказчика должен предоставить документы, помимо декларации, доказывающие, что он вправе быть поставщиком или подрядчиком (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
— Заказчик не должен требовать от участника предоставления документов, которые производитель передает вместе с продукцией.
— Потенциальный поставщик должен предъявить решение об одобрении крупной сделки, если для него такой сделкой является не только сама сумма договора, но и обеспечение его исполнения.
— По результатам процедуры оформляется только итоговый протокол. Его содержание остается таким же, как и до нововведений. Обязательно указываются данные об увеличении цены из-за предоставления преимуществ организациям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, а также отмечается факт признания процедуры запроса котировок несостоявшейся.
— Рассматривать заявки с целью их ранжирования и присваивать порядковые номера с учетом роста цены предложения участников будет закупочная комиссия. По старым правилам эта функция возлагалась на электронную площадку. Результаты ранжирования включаются в итоговый протокол.
— После того как в ЕИС опубликован итоговый протокол, заказчик обязан в течение 3 часов разместить проект контракта в ЕИС и на электронной площадке.
Затем в течение одного рабочего дня победитель должен подписать договор и опубликовать его. Заказчику после этого дается еще один рабочий день на то, чтобы самому подписать контракт. Таким образом, окончательная процедура заключения договора не может занимать менее 2 дней после публикации извещения в ЕИС.
— Протокол разногласий будет упразднен.
— Если на конкурс будет подана единственная заявка или только одна заявка допущена, то можно будет заключать прямой контракт с этим единственным участником без необходимости продлевать процедуру и принимать дополнительные заявки.
Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019
Если договор заключается с единственным поставщиком следствие того, что конкурсная процедура не состоялась, корректируются правила согласования с ФАС этих сделок.
Установлен лимит для малых закупок в форме электронных процедур в размере 3 млн руб.
Вот пошаговая инструкция, как они будут проходить:
Шаг 1. Потенциальный поставщик размещает на электронной площадке свою заявку на участие в закупке. В ней должно содержаться:
— название и характеристики товара;
— товарный знак, если имеется;
— страна – производитель товара;
— при применении правил национального режима документальное подтверждение страны происхождения товара (оригинал или копия);
— стоимость одной единицы продукции;
— максимальный объем поставки;
— период актуальности предложения (максимально 1 месяц с даты подачи заявки);
— информация о заявителе;
— документы, подтверждающие, что заявитель соответствует требованиям закона о контрактной системе;
— декларация, подтверждающая соответствие участника требованиям 44-ФЗ;
— решение об одобрении крупной сделки.
Шаг 2.
Заказчик размещает в ЕИС извещение, в котором приводится цена договора и ее обоснование. Далее в течение одного часа оператор электронной площадки рассматривает поступившие предложения и отбирает 5 из них, которые не противоречат установленным заказчиком требованиям и содержат минимальную цену за единицу товара.
Если на конкурс поступает менее 2 заявок, оператор площадки обязан проинформировать об этом заказчика и опубликовать извещение о признании конкурса несостоявшимся. При этом поступившая заявка заказчику не передается.
Шаг 3. Заказчику дается один рабочий день для рассмотрения заявок, отобранных оператором площадки. По результатам этой процедуры формируется и публикуется на электронной площадке итоговый протокол. В нем необходимо указать решение по каждой заявке, в том числе причины их отклонения.
Шаг 4. Стороны подписывают договор, используя упрощенную процедуру, принятую при проведении нового запроса котировок в электронной форме.
С 01.01.2021 процедуры электронных малых закупок будут отражаться в ЕИС.