Прямое и косвенное распоряжение акциями

Особенности косвенного распоряжения голосами (правами) в стратегическом обществе

Можно предположить, что для большинства лиц, сталкивающихся с применением Закона № 57[1], вопрос о сущности понятия косвенного распоряжения голосами стратегического общества не представляет собой какой-то большой загадки. Казалось бы, косвенное распоряжение – это просто распоряжение голосами через третьих лиц, например через цепочку владения от иностранной компании до российского общества. И чаще всего такая цепочка построена достаточно просто: в ней существует единственный или мажоритарный участник, который осуществляет контроль на каждой ее ступени. В такой ситуации вопрос косвенного контроля может и не возникнуть, поскольку в подавляющем большинстве случаев контроль действительно присутствует.

Однако не стоит забывать, что Закон № 57 предусматривает сниженные пороги согласования / контроля для целого ряда субъектов и для таких случаев также использует конструкции «косвенного» приобретения или приобретения «через третьих лиц» (например, в случае приобретения прямо или косвенно 25% акций (долей) и более в стратеге-недпропользователе[2]). В этом случае определение наличия или отсутствия косвенного владения может представлять собой более сложный вопрос даже в рамках, казалось бы, простой ситуации.

Представим, что компании А и Б владеют 75% и 25% голосов в компании В соответственно. При этом компания В владеет 100% голосов в стратегической компании Д. Означает ли это, что компания Б косвенно владеет 25% голосов в компании Д?

Кому-то может показаться, что ответ очевиден и косвенное распоряжение голосами налицо. Например, по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, доля косвенного участия действительно будет составлять 25%.

Однако, если задуматься, самой по себе данной структуры недостаточно для того, чтобы сделать такой вывод, ведь исходя из определения понятия косвенного распоряжения голосами (п. 4 ст. 6 Закона № 57) ключевым признаком является получение возможности «фактически распоряжаться голосами» через третьих лиц. В такой ситуации наличие 25% голосов в компании В совсем не означает, что компания Б будет иметь возможность фактически распоряжаться аналогичным пакетом голосов в компании Д. Многое в этой ситуации будет зависеть от положений устава и возможного акционерного соглашения, а финальный вывод может и вовсе оказаться противоположным.

Это означает, что расчет доли косвенного участия, применяемый для целей налогового законодательства, не может и не должен в чистом виде применяться для определения доли косвенного участия по Закону № 57.

В то же время, приходя к такому выводу, нужно учитывать, что ФАС фактически применяет соответствующий метод расчета на практике. Примером этого является кейс, связанный с участием группы Total в компании «Арктик СПГ-2», совместном предприятии Total и «Новатэка».

Дело в том, что, помимо получения доли 10% в «Арктик СПГ-2», Total владела 19,4% самого «Новатэка», доля которого в «Арктик СПГ-2» с учетом сделки составляла 90%. Получается, что если в чистом виде применить расчет доли косвенного участия (как это и сделал антимонопольный орган), то она составит 27,46%, что превышает порог в 25% для согласования сделок в отношении недропользователей.

Верен ли данный подход? На мой взгляд, делать такой вывод без анализа того, какие права дает доля 19,4% в «Новатэке» и позволяет ли она фактически распоряжаться голосами в дочерних компаниях, неверно. Тем не менее применение такого подхода было публично подтверждено регулятором без каких-либо оговорок о проведении анализа иных обстоятельств. Это означает, что игнорировать результаты соответствующих расчетов довольно рискованно, учитывая общий крайне консервативный подход антимонопольного органа к толкованию Закона № 57[3].

Другим интересным примером, связанным с косвенным осуществлением прав в отношении стратегического общества, является получение прав блокирования. При этом тут интересен не сам факт получения косвенных прав блокирования, к чему уже все привыкли, а механизм получения таких прав.

Допустим, есть российская компания А, акционерами которой являются иностранная компания, контролируемая гражданином Российской Федерации, являющимся налоговым резидентом России, не имеющим иного гражданства, и иностранная компания, контролируемая иностранным государством. Указанным акционерам принадлежит 85% и 15% акций соответственно. Также между ними заключено акционерное соглашение, по которому миноритарный иностранный участник обладает правом блокирования[4] в отношении дочерних обществ компании А. Далее компания А совершает сделку по приобретению 100% акций стратегической компании Б, в результате чего миноритарный участник компании А получает права блокирования в отношении компании Б.

Влечет ли указанная ситуация обязанность миноритарного участника по согласованию с точки зрения Закона № 57?

С одной стороны, соответствующий участник не совершал какую-либо сделку, как того требует ч. 3 ст. 2 Закона № 57. С другой стороны, п. 5 ч. 1. ст. 7 указанного закона говорит о необходимости согласования сделок, направленных на приобретение иностранным государством прав блокирования в стратегических обществах.

Означает ли данная фраза, что сделка может осуществляться иным лицом, иметь совершенно другой предмет, но в результате данной сделки иностранное государство может получить права блокирования в отношении приобретаемой компании и, соответственно, такая сделка подлежит согласованию?

На мой взгляд, такое толкование прямо не вытекает из Закона № 57. Как уже было сказано выше, положения ч. 3 ст. 2 указывают на необходимость совершения такой сделки именно иностранным государством (подконтрольным ему лицом).

Более того, если бы Закон № 57 действительно учитывал такую ситуацию, то более очевидным было бы употребление конструкции «сделок, в результате которых иностранное государство приобретает права блокирования в стратегических обществах», как это, например, сделано в ч. 3.1 ст. 7 в отношении необходимости согласования «иных действий, в результате которых иностранный инвестор приобретает права контроля». Однако такая формулировка в законе отсутствует.

В то же время, как мы помним, позиция антимонопольного органа чаще более консервативна и предполагает скорее сущностное толкование. Так и в этом случае: на запрос в отношении разъяснения указанной ситуации регулятор дал однозначный ответ о необходимости согласования соответствующей сделки с Правительственной комиссией со ссылкой на п. 5 ч. 1. ст. 7 Закона № 57.

Но, как и в случае с косвенным расчетом, вопрос даже не в сути ответа и не в подходах, применяемых регулятором (все же сфера регулирования весьма специфическая), а в том, что частое отступление от текста закона создает значительную правовую неопределенность для иностранных инвесторов, негативно влияя на соответствующий микроклимат и все больше придавая Закону № 57 процессуальный характер.

Данная неопределенность вполне могла бы быть устранена путем внесения комплексных изменений в Закон № 57, которые бы напрямую разрешили многочисленные спорные ситуации и отразили практические подходы регулятора к его применению. Однако, к сожалению, пока этого не происходит, и ФАС по какой-то причине предпочитает давать разъяснения за пределами нормативно-правовых актов, не используя уже апробированные пакетные методы внесения изменений.

[1] Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

[2] Для целей этой заметки оставляем за скобками разумность существования единого 25%-ного порога для согласования, в котором есть логика с точки зрения акционерных обществ, но нет логики с точки зрения обществ с ограниченной ответственностью, поскольку он не дает даже прав вето в отношении решений, принимаемых квалифицированным большинством голосов. Особенно странным такой порог выглядит при наличии отдельных порогов в Федеральном законе «О защите конкуренции» в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

[3] Любопытно, что это не первый кейс, связанный с компанией «Новатэк». В 2010 году суд уже разбирался с особенностями косвенного контроля при совершении сделки по приобретению ОАО «Ямал СПГ» (дочерняя компания «Новатэка») 100% акций ОАО «Тамбейнефтегаз» и указывал на необходимость анализа в том числе учредительных документов и особенностей корпоративного управления для формулирования вывода о косвенном распоряжении голосами. Тогда решение ФАС было отменено (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 № 09АП-17025/2010 по делу N А40-165513/09-17-1301).

[4] В понимании п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 57.

Источник

Прямое и косвенное распоряжение акциями

Глава 38. Сообщение о существенном факте о приобретении лицом права (о прекращении у лица права) распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента

38.1. В форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о приобретении лицом или прекращении у лица права прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента, распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, если указанное количество голосов составляет пять процентов либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

38.2. В сообщении о существенном факте о приобретении лицом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, указываются:

вид права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которое приобрело соответствующее лицо (прямое распоряжение; косвенное распоряжение);

в случае приобретения лицом права косвенного распоряжения последовательно все подконтрольные такому лицу организации (цепочка организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем такого лица), через которых такое лицо приобрело право косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента. При этом по каждой такой организации указываются полное фирменное наименование, место нахождения, ИНН (если применимо), ОГРН (если применимо);

признак права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которое приобрело соответствующее лицо (самостоятельное распоряжение; совместное распоряжение с иными лицами);

основание, в силу которого лицо приобрело право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента (приобретение доли участия в эмитенте; заключение договора доверительного управления имуществом; заключение договора простого товарищества; заключение договора поручения; заключение акционерного соглашения; заключение иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента); иное основание;

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

количество и доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которым имело право распоряжаться лицо до наступления соответствующего основания;

количество и доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, право распоряжаться которым лицо получило после наступления соответствующего основания;

дата наступления основания, в силу которого лицо приобрело право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

38.3. В случае если общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, не соответствует общему числу размещенных (находящихся в обращении) обыкновенных акций (размеру долей, из номинальной стоимости которых составляется уставный капитал) эмитента, в сообщении о существенном факте о приобретении лицом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, дополнительно указываются:

фактор (факторы), под действием (влиянием) которого (которых) произошло изменение общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента (непринятие решения о выплате дивидендов или принятие решения о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе эмитента; поступление акций эмитента в его распоряжение в результате приобретения эмитентом своих акций или по иным основаниям; приобретение эмитентом, являющимся обществом с ограниченной ответственностью, доли или части доли, составляющей уставный капитал такого эмитента; приобретение более 30, 50 или 75 процентов общего количества акций эмитента, являющегося акционерным обществом, лицом, не исполнившим обязанность по направлению обязательного предложения, соответствующего требованиям статьи 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах»; иное), а также краткое описание действия (влияния) указанного фактора (факторов);

общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, с учетом действия (влияния) указанного фактора (факторов);

доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которым имело право распоряжаться лицо, указанное в пункте 38.2 настоящего Положения, до наступления соответствующего основания с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора (факторов);

доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которым получило право распоряжаться лицо, указанное в пункте 38.2 настоящего Положения, после наступления соответствующего основания с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора (факторов).

38.4. Моментом наступления существенного факта о приобретении лицом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, является дата, в которую эмитент узнал или должен был узнать, в том числе посредством получения соответствующего уведомления такого лица, о наступлении основания, в силу которого такое лицо приобрело право распоряжаться определенным количеством голосов, которое составляет пять процентов либо стало больше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

Датой наступления основания, в силу которого соответствующее лицо приобрело право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, является одна из следующих дат в зависимости от того, какая из указанных дат наступает раньше.

38.4.1. В случае приобретения права прямого распоряжения:

дата заключения соответствующим лицом договора (вступления в силу заключенного соответствующим лицом договора) доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента.

38.4.2. В случае приобретения права косвенного распоряжения:

дата заключения подконтрольной соответствующему лицу организацией договора (вступления в силу заключенного подконтрольной соответствующему лицу организацией договора) доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента;

дата приобретения соответствующим лицом (подконтрольной соответствующему лицу организацией) права прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) организации, имеющей право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

(абзац введен Указанием Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

38.5. В сообщении о существенном факте о прекращении у лица права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, указываются:

вид права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которое прекращено у соответствующего лица (прямое распоряжение; косвенное распоряжение);

в случае если оставшееся после прекращения у лица соответствующего права количество голосов, которым такое лицо имеет право косвенно распоряжаться, составляет пять или более процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, последовательно все подконтрольные такому лицу организации (цепочка организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем такого лица), через которых такое лицо имеет право косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента. При этом по каждой такой организации указываются полное фирменное наименование, место нахождения, ИНН (если применимо), ОГРН (если применимо);

признак права распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которое прекращено у соответствующего лица (самостоятельное распоряжение; совместное распоряжение с иными лицами);

основание, в силу которого у лица прекращено право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента (прекращение (снижение доли) участия в эмитенте; расторжение или прекращение по иным основаниям договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения и (или) иного соглашения, предметом которого являлось осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента);

количество и доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которым имело право распоряжаться лицо до наступления соответствующего основания;

количество и доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которым имеет право распоряжаться лицо после наступления соответствующего основания;

дата наступления основания, в силу которого у лица прекращено право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

38.6. В случае если общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, не соответствует общему числу размещенных (находящихся в обращении) обыкновенных акций (размеру долей, из номинальной стоимости которых составляется уставный капитал) эмитента, в сообщении о существенном факте о прекращении у лица права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, дополнительно указываются:

фактор (факторы), под действием (влиянием) которого (которых) произошло изменение общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента (непринятие решения о выплате дивидендов или принятие решения о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе эмитента; поступление акций эмитента в его распоряжение в результате приобретения эмитентом своих акций или по иным основаниям; приобретение эмитентом, являющимся обществом с ограниченной ответственностью, доли или части доли, составляющей уставный капитал такого эмитента; приобретение более 30, 50 или 75 процентов общего количества акций эмитента, являющегося акционерным обществом, лицом, не исполнившим обязанность по направлению обязательного предложения, соответствующего требованиям статьи 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах»; иное), а также краткое описание действия (влияния) указанного фактора (факторов);

общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, с учетом действия (влияния) указанного фактора (факторов);

доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которым имело право распоряжаться лицо, указанное в пункте 38.5 настоящего Положения, до наступления соответствующего основания с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора (факторов);

доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, которым имеет право распоряжаться лицо, указанное в пункте 38.5 настоящего Положения, после наступления соответствующего основания с учетом и без учета действия (влияния) указанного фактора (факторов).

38.7. Моментом наступления существенного факта о прекращении у лица права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, является дата, в которую эмитент узнал или должен был узнать, в том числе посредством получения соответствующего уведомления такого лица, о наступлении основания, в силу которого количество голосов, которым такое лицо имеет право распоряжаться, стало меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

Датой наступления основания, в силу которого у соответствующего лица прекращено право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, является одна из следующих дат в зависимости от того, какая из указанных дат наступает раньше.

38.7.1. В случае прекращения права прямого распоряжения:

дата расторжения или прекращения по иным основаниям заключенного лицом, у которого прекращено соответствующее право, договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения и (или) иного соглашения, предметом которого являлось осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента;

дата наступления иного события, в результате которого у соответствующего лица прекратилось право прямого распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

38.7.2. В случае прекращения права косвенного распоряжения:

дата расторжения или прекращения по иным основаниям заключенного организацией, подконтрольной лицу, у которого прекращено соответствующее право, договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения и (или) иного соглашения, предметом которого являлось осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента;

дата наступления иного события, в результате которого у соответствующего лица прекратилось право косвенного распоряжения определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

Источник

1. Порядок определения взаимозависимости лиц в отдельных случаях прямого и косвенного участия

1. Порядок определения взаимозависимости лиц в отдельных случаях прямого и косвенного участия.

Взаимная зависимость между участниками сделки определяется в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 Кодекса.

Согласно статье 105.1 Кодекса для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться:

— в силу участия одного лица в капитале других лиц;

— в соответствии с заключенным между ними соглашением;

— при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

При этом порядок определения доли участия одной организации в другой организации установлен статьей 105.2 Кодекса. Указанный порядок применяется также при определении доли участия физического лица в организации.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

Определение доли прямого участия одной организации в другой организации возможно тремя способами:

— по непосредственно принадлежащей одной организации доле голосующих акций другой организации;

— по непосредственно принадлежащей одной организации доле в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;

— по непосредственно принадлежащей одной организации доле, определяемой пропорционально количеству участников в другой организации (при невозможности использования первых двух способов).

Учитывая изложенное, при определении доли прямого участия необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях организаций, как обыкновенных, так и привилегированных.

Документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.

В случае, если у владельцев привилегированных акций не возникло право принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса, их привилегированные акции не будут рассматриваться голосующими при условии документального подтверждения данного обстоятельства.

Например, если ОАО владеет 75 процентами уставного капитала ЗАО, что составляет 100 процентов обыкновенных акций, в то время как другие акционеры владеют 25 процентами уставного капитала ЗАО, являющимися привилегированными акциями (без права голоса на общем собрании акционеров), следовательно, для целей определения доли участия одной организации в другой на долю ОАО приходится 100-процентный пакет голосующих акций ЗАО.

Обращаем внимание, что при возможности использования каждого из указанных выше способов определения доли прямого участия одной организации в другой организации, долей прямого участия, по мнению Минфина России, в целях Кодекса признается максимальная из долей, определенных различными способами.

Помимо прямого участия одной организации в другой возможно косвенное участие в организации. Это наблюдается в ситуациях, когда одна организация участвует в другой организации через третьих лиц.

При применении нижеуказанных положений следует учитывать, что Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ статья 105.2 НК РФ изложена в новой редакции с 15 марта 2016 года, в связи с чем изменилось содержание некоторых положений и нумерация пунктов в статье.

В соответствии с пунктом 3 статьи 105.2 Кодекса долей косвенного участия одной организации в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

— наличие собственных акций (долей), принадлежащих организации (см. Приложение N 1);

При наличии собственных акций (долей), принадлежащих организации, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Федерального закона N 208-ФЗ акции, приобретенные обществом, не предоставляют право голоса, они не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Аналогичная норма действует и в отношении обществ с ограниченной ответственностью: согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» доли, принадлежащие обществу, не учитываются при определении результатов голосования на общем собрании участников общества, при распределении прибыли общества, а также имущества общества в случае его ликвидации.

При применении нижеуказанных положений следует учитывать, что Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ статья 105.2 НК РФ изложена в новой редакции с 15 марта 2016 года, в связи с чем изменилось содержание некоторых положений и нумерация пунктов в статье.

Например, если ОАО владеет 65% уставного капитала ЗАО, а оставшиеся 35% принадлежат непосредственно ЗАО, то для целей Кодекса доля участия ОАО в ЗАО составляет 100% (в порядке пункта 4 статьи 105.2 Кодекса).

В случаях «перекрестного» или «кольцевого» владения (взаимного владения) порядок определения прямого (косвенного) участия в организации, находящейся в «перекрестном» или «кольцевом» владении, по мнению Минфина России, аналогичен порядку определения доли косвенного участия, установленному пунктом 3 статьи 105.2 Кодекса. При этом, с учетом того, что в случаях «перекрестного» и «кольцевого» владения создается ситуация бесконечного числа последовательностей участия одной организации в другой, возможно математическое преобразование доли прямого участия одной организации в другой организации, находящейся в «перекрестном» или «кольцевом» владении в следующем порядке:

определение доли косвенного участия организации в собственном капитале;

распределение данной доли на внешних собственников пропорционально их долям участия в капитале.

Пример расчета «перекрестного» участия приведен в Приложении N 4.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *