Прямая речь что это такое 6 класс
Прямая речь
Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.
Что такое прямая речь?
В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.
«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.
«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей:
Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:
Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:
В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.
В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.
Прямая речь может находиться
Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:
Прямая речь перед словами автора
Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие ставятся перед кавычками. Затем ставим тире, а слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.
Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора
Примеры
«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.
«Сколько можно звать тебя!» — воскликнула сестра.
«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.
«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.
Прямая речь после слов автора
Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. В конце прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие ставятся перед кавычками, а точка — после них.
Схемы предложений с прямой речью после слов автора
Примеры предложений
Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».
Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»
Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»
Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»
Слова автора внутри прямой речи
Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.
Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.
«В весеннем саду, — сказала Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».
Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.
Прямая речь
Всего получено оценок: 411.
Всего получено оценок: 411.
Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. В данной статье рассмотрим, что такое прямая речь в русском языке, из каким компонентов она состоит, как оформляется и от чего зависит оформление прямой речи, а также приведем конкретные примеры.
Оформление
Для передачи прямой речи используются определенные синтаксические конструкции.
Прямая речь состоит из двух компонентов: собственно прямой речи и слов автора.
Чтобы понять, как оформляется прямая речь, нужно понимать зависимость собственно прямой речи от слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает собственно прямая речь по отношению к словам автора.
Рассмотрим все варианты отношений прямой речи и слов автора, а также приведем конкретные примеры предложений с прямой речью.
Прямая речь стоит после слов автора
Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора становится двоеточие, а прямая речь выделяется кавычками. В этом случае собственно прямая речь начинается с заглавной буквы. Завершающие предложение знаки препинания, кроме точки, входят в состав прямой речи.
К завершающим предложение знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Пример: Мама сказала ему: «Завтра пойдем в парк!».
Прямая речь стоит внутри слов автора
Если прямая речь стоит внутри слов автора, то перед авторской речью ставится двоеточие, а после прямой речи ставится запятая или тире.
Пример: Мама сказала: «Завтра пойдем в парк!» – и вышла из комнаты.
Прямая речь стоит перед словами автора
Если прямая речь стоит перед словами автора, то прямая речь выделяется кавычками. Завершающие знаки препинания, кроме точки, ставятся внутри кавычек, а если такие знаки отсутствуют, то ставится запятая, но уже после кавычек. После этого ставится тире, за которым следуют слова автора, которые пишутся со строчной буквы.
Пример: «Завтра пойдем в парк», – сказала мама.
Прямая речь обрамляет слова автора
Если прямая речь обрамляет слова автора, то кавычки ставятся в начале и в конце всей прямой речи. Между прямой речью и словами автора повторно кавычки ставить не нужно.
Если первая часть прямой речи включает в себя завершающие знаки препинания, кроме точки, то их нужно ставить не в конце всей прямой речи, а в конце первой части собственно прямой речи.
После первой части прямой речи ставится запятая (при отсутствии завершающих предложение знаков препинания, кроме точки) и тире, после чего следуют авторские слова, которые пишутся со строчной буквы. Если после первой части прямой речи должна быть точка, то она ставится после слов автора.
После слов автора ставится запятая (если первая часть прямой речи не должна заканчиваться точкой) и тире, а затем следует вторая часть прямой речи.
Примеры: «Завтра, – сказала мама, – пойдем в парк». «Завтра пойдем в парк? – спросил мальчик. – Я очень хочу».
Что мы узнали?
Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Оно состоит из двух компонентов: прямой речи и слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает прямая речь по отношению к словам автора. Прямая речь может стоять после слов автора, внутри слов автора, перед словами автора и обрамлять слова автора. В каждом случае прямая речь оформляется по-своему.
«Прямая речь» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Предложения с прямой речью. 5 класс.
Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения.
Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:
Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится двоеточие. Из-за двери ответили: «С вами говорит участковый». А: «П». А: «П!» А: «П?»
Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится тире, а после кавычек —запятая. «Солнышко село», — удивился муравей. «П», — а.
Составьте схемы к предложениям: Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую». А: «П». Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» А: «П?» Мишка кричит: «Здорово получается!» А: «П!»
Вставьте пропущенные знаки препинания. Брат сказал Я хочу с тобой поехать Брат сказал: «Я хочу с тобой поехать». Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь, безумный мальчишка Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!»
Елизавета спросила Как долго вы будете отсутствовать Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?»
Слова автора содержат глаголы говорения: сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.
Прочтите отрывок из русской народной сказки «Царевна- лягушка». Найдите в тексте все глаголы, с помощью которых вводится прямая речь.
Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».
Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».
Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений. 1) Вот жадина изумилась сестра. 2) Спасибо Павлуша сказала я. 3) Отец успокоил ты спи. 4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил. 5) Стой окрикнул Пётр.
Дополните определение прямой речи. Прямая речь — это _______ какого-либо лица, которые переданы _________ без изменений. На источник прямой речи указывают слова ________. Они могут стоять __________ прямой речи. Прямая речь часто вводится специальными словами — глаголами _________ и мышления или существительными с тем же значением. Слова для справок: слова, на письме, автора, до, после и внутри, говорения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1574897
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Прямая речь. Диалог» 6 класс
КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 класс)
1. Название модуля: «Прямая речь. Диалог».
1. Что такое прямая речь, диалог? Приведите пример (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц. ).
Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Например. И.С. Тургенев говорил: «Русский язык — великий дар великому народу».
Слова автора Прямая речь
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.
Петя спросил: «Какая сегодня погода?» А: «П?»
Четкое разграничение прямой речи и слов автора — опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.
Схемы предложений с прямой речью
А: «П!» Мама сказала: «Давай быстрее!»
А: «П?» Бабушка спросила: «Ты будешь завтракать?»
А: «П». Брат ответил: «Я хочу поиграть».
«Я хочу поиграть, — ответил брат. — Присоединяйся ко мне».
«Я хочу поиграть. — ответил брат, — а ты мне только мешаешь».
Диалог — разговор двух или нескольких лиц.
Знаки препинания в диалоге
Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.
Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек).
Как твои дела? — спросил Миша.
Хорошо, — ответил Саша.
** Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять и др.
в) закрепление ранее изученного материала.
1. Старший молвил : «Что за диво!»
3. «Ну, трогай!» — громко скомандовал вожак.
Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.
«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».
Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.
Методический комментарий для учащихся: дополните предложения прямой речью, обращая внимание на заданные знаки препинания.
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы 2-х предложений.
1. Какая у тебя славная сабля и ранец!» сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!
3. Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил А зачем мне туда лезть?
Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Знакомство с новым другом». Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.
«Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик», — советовала старая утка . Повествовательное.
Заяц сказал : «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!» Побудительное.
«Ах, как ты меня напугала, глупая!» — проговорил заяц. Повествовательное.
Она с надеждой спрашивала : «Ведь вы весной вернетесь?» Вопросительное.
« Неужели река замерзнет?» — думала Серая Шейка. Вопросительное.
Маша посмотрела на него и ответила : «Мне все равно». Повествовательное.
Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.
Методический комментарий для учащихся: Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.
Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!
Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.
Пришла зима. Ответила мама.
Маша сказала. Мы будем лепить снеговика с папой завтра.
Куда вы поедете летом? Спросила учительница.
Малыш интересовался. Почему идет снег?
Ответ. 1. Пишут птицы и зверушки: «Сделай нам кормушки!» 2. « Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице», — сказала девочка. 3. «Пришла зима», — ответила мама. 4. Маша сказала: «Мы будем лепить снеговика с папой завтра». 5. «Куда вы поедете летом?» — спросила учительница. 6. Малыш интересовался: «Почему идет снег?»
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, исправьте пунктуационные ошибки. Составьте схемы 2-х предложений.
Эх, чуть не забыл! : воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
«Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво, ответила ведьма.
Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок другу, которого не оказалось дома, разговор с его бабушкой). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.
Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.
Методический комментарий для учащихся : прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.
1. «А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила Лиса.
2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», — ответила Серая Шейка.
3. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник».
4. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?»
5. «Ты уверен?» — переспросил я.
6. Он мечтательно воскликнул: «Вот бы мне покататься на таком корабле!»
«А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила Лиса. Повествовательное.
Максим Горький говорил : «Хорошая книга – праздник». Повествовательное.
Учитель спросил : «Вы читали сказки А.С.Пушкина?» Вопросительное.
«Ты уверен?» — переспросил я. Вопросительное .
Он мечтательно посмотрел на море и прокричал : «Возьмите меня с собой на корабль!» Побудительное.
Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.
Методический комментарий для учащихся : подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
«Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!»
«Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница.
«Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун.
Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца: видеть я б хотел отца».
Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!»
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
Леопольд, мы сдаемся! прокричали мыши, плавая в стакане газировки.
Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу, взмолился Иван Царевич .
Облизнулся волк и спрашивает Куда ты идешь, Красная Шапочка
Едет лисица на волке и потихоньку поет Битый небитого везет, битый небитого везет!.
Сивка-Бурка, вещий каурка! закричал Иванушка-дурачок. Стань передо мной как лист перед травой!
Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. Вы дадите нам три корочки хлеба?
Ответ. 1. «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки. «П», – а. 2. «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич . «П?» – а. 3. Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». А: «П?» 4. Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!». А: «П!» 5. «Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!» «П! – а. – П!» 6. «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?» «П, – а. – П?»
Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, закрепить умение использовать прямую речь на практике.
Методический комментарий для учащихся: перепиши предложения, поставив недостающие знаки препинания, в местах пропусков впиши глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? Из какого произведения взяты эти предложения.
1. Купец _______________ _____________ Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете.
2. Мохнатое чудовище ____________ ____________ Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок.
Ответ. (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек») 1. Купец удивлено спросил: «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» 2. Мохнатое чудовище громко прокричало: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?». 3. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – громко сказала старшая дочь.
Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок в поликлинику, чтобы уточнить, как работает врач и что необходимо взять с собой на обследование). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.
5. Выходной контроль.
1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил говорит ему конек, у его вертяся ног.
б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил
в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять
г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.
д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его
е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.
3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания расставлены частично).
В. Это правда, сударыня, смущенно ответила Элли. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой
Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть
Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя
Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.
4. Укажите предложения с прямой речью с пунктуационными ошибками.
а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.
в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».
г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.
е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»
5. Укажите предложения с диалогической речью с пунктуационными ошибками.
а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?
б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин. Все, Баранкин. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.
в) Фокина! сказал я официальным голосом. «Не при-ста-вай. »
д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.
е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.
Ответы. 1 – в, д. 2 – г, е. 3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г. 4 – а, б, д. 5 – в, г, е.
1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил говорит ему конек, у его вертяся ног.
б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил
в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять
г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.
д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его
е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.
3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания расставлены частично).
А. Мама сказала Элли В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись
Б. Ой, Тотошка, какой ты смешной сказала Элли.
В. Это правда, сударыня, смущенно ответила Элли. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой
Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть
Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя
Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.
4. Укажите предложения с прямой речью с пунктуационными ошибками.
а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.
в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».
г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.
е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»
5. Укажите предложения с диалогической речью с пунктуационными ошибками.
а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?
б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин. Все, Баранкин. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.
в) Фокина! сказал я официальным голосом. «Не при-ста-вай. »
д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.
е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.
6. В каких предложениях нет глаголов «говорения»?
а) Испугался Осел и сказал: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».
б) «Ах, Осел, пожалей меня! Я тебе пригожусь» – обещала собака.
в) «Что ты такой невеселый?» – спросил Осел, заметив Кота.
г) Радостно прокричал Петух: «Огонек светится!».
д) «Замолчи!» – обрезал он.
е) Заглянул Осел в окно и промолвил: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют».
Ответы. 1 – в, д. 2 – г, е. 3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г. 4 – а, б, д. 5 – в, г, е. 6 – б, д.
1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил говорит ему конек, у его вертяся ног.
б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил
в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять
г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.
д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его
е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.
3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания расставлены частично).
А. Мама сказала Элли В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись.
Б. Ой, Тотошка, какой ты смешной сказала Элли.
В. Это правда, сударыня, смущенно ответила Элли. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой
Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть
Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя
Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.
4. Укажите предложения с пунктуационными ошибками в оформлении прямой речи.
а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.
в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».
г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.
е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»
5. Укажите предложения с пунктуационными ошибками в оформлении диалога.
а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?
б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин. Все, Баранкин. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.
в) Фокина! сказал я официальным голосом. «Не при-ста-вай. »
д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.
е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.
6. В каких предложениях нет глаголов «говорения»?
а) Испугался Осел и сказал: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».
б) «Ах, Осел, пожалей меня! Я тебе пригожусь» – обещала собака.
в) «Что ты такой невеселый?» – спросил Осел, заметив Кота.
г) Радостно прокричал Петух: «Огонек светится!».
д) «Замолчи!» – обрезал он.
е) Заглянул Осел в окно и промолвил: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют».
7. Перед вами предложение с прямой речью, замените его на предложение с диалогической речью. Найдите соответствующий вариант.
«Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту.
г) «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису: сказал кот, собираясь на охоту.
Ответы. 1 – в, д. 2 – г, е. 3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г. 4 – а, б, д. 5 – в, г, е. 6 – б, д. 7 – в.
Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».