Прямая речь что это такое 6 класс

Прямая речь

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

«Да не пере­жи­вай ты так!» — ска­за­ла сест­ра и обод­ря­ю­ще улыб­ну­лась мне.

«Что мне отве­тить ему?» — поду­ма­ла Катя.

Прямая речь что это такое 6 класс

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

Прямая речь перед словами автора

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие ста­вят­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

Примеры

«Я уже про­чи­та­ла эту повесть Пушкина», — ска­за­ла Аня.

«Сколько мож­но звать тебя!» — вос­клик­ну­ла сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огор­чи­лась Настя.

«Как здесь тихо и тем­но…» — поду­мал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если сло­ва авто­ра вво­дят пря­мую речь, то после них ста­вят­ся двое­то­чие, а пря­мая речь оформ­ля­ет­ся кавыч­ка­ми. Первое сло­во пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це пря­мой речи ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак кон­ца пред­ло­же­ния. Учтем, что вопро­си­тель­ный, вос­кли­ца­тель­ный знак и мно­го­то­чие ста­вят­ся перед кавыч­ка­ми, а точ­ка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Примеры пред­ло­же­ний

Саша ска­зал сво­е­му дру­гу Алёшке: «Я отре­мон­ти­ро­вал вело­си­пед и нака­чал шины, можем поехать на реку».

Мама взгля­ну­ла в окно и вздох­ну­ла: «Когда же закон­чит­ся этот нуд­ный дождь?»

Через мину­ту из дома на крыль­цо выско­чил босо­но­гий Петька и закри­чал: «Айда на речку!»

Валя с гру­стью поду­ма­ла: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делит­ся на две части, если автор­ские сло­ва нахо­дят­ся в её середине.

Если пря­мая речь пред­став­ля­ет собой одно пред­ло­же­ние, кото­рое раз­ры­ва­ет­ся сло­ва­ми авто­ра, то после пер­вой её части ста­вит­ся запя­тая и тире, а сло­ва авто­ра пишут­ся с малень­кой бук­вы. После них сно­ва ста­вит­ся запя­тая и тире. Прямая речь про­дол­жа­ет­ся со строч­ной бук­вы. В кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий цели или инто­на­ции пред­ло­же­ния пунк­ту­а­ци­он­ный знак.

«В весен­нем саду, — ска­за­ла Лена, — лепест­ки цве­тов ябло­ни как розо­вое облако».

Если пря­мая речь состо­ит из несколь­ких пред­ло­же­ний, а сло­ва авто­ра рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду ними, то зна­ки пре­пи­на­ния после пер­вой части пря­мой речи те же. После слов авто­ра ста­вит­ся точ­ка и тире. Следующее пред­ло­же­ние пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак препинания.

Источник

Прямая речь

Прямая речь что это такое 6 класс Прямая речь что это такое 6 класс

Всего получено оценок: 411.

Всего получено оценок: 411.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. В данной статье рассмотрим, что такое прямая речь в русском языке, из каким компонентов она состоит, как оформляется и от чего зависит оформление прямой речи, а также приведем конкретные примеры.

Оформление

Для передачи прямой речи используются определенные синтаксические конструкции.

Прямая речь состоит из двух компонентов: собственно прямой речи и слов автора.

Чтобы понять, как оформляется прямая речь, нужно понимать зависимость собственно прямой речи от слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает собственно прямая речь по отношению к словам автора.

Рассмотрим все варианты отношений прямой речи и слов автора, а также приведем конкретные примеры предложений с прямой речью.

Прямая речь стоит после слов автора

Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора становится двоеточие, а прямая речь выделяется кавычками. В этом случае собственно прямая речь начинается с заглавной буквы. Завершающие предложение знаки препинания, кроме точки, входят в состав прямой речи.

К завершающим предложение знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Пример: Мама сказала ему: «Завтра пойдем в парк!».

Прямая речь стоит внутри слов автора

Если прямая речь стоит внутри слов автора, то перед авторской речью ставится двоеточие, а после прямой речи ставится запятая или тире.

Пример: Мама сказала: «Завтра пойдем в парк!» – и вышла из комнаты.

Прямая речь стоит перед словами автора

Если прямая речь стоит перед словами автора, то прямая речь выделяется кавычками. Завершающие знаки препинания, кроме точки, ставятся внутри кавычек, а если такие знаки отсутствуют, то ставится запятая, но уже после кавычек. После этого ставится тире, за которым следуют слова автора, которые пишутся со строчной буквы.

Пример: «Завтра пойдем в парк», – сказала мама.

Прямая речь обрамляет слова автора

Если прямая речь обрамляет слова автора, то кавычки ставятся в начале и в конце всей прямой речи. Между прямой речью и словами автора повторно кавычки ставить не нужно.

Если первая часть прямой речи включает в себя завершающие знаки препинания, кроме точки, то их нужно ставить не в конце всей прямой речи, а в конце первой части собственно прямой речи.

После первой части прямой речи ставится запятая (при отсутствии завершающих предложение знаков препинания, кроме точки) и тире, после чего следуют авторские слова, которые пишутся со строчной буквы. Если после первой части прямой речи должна быть точка, то она ставится после слов автора.

После слов автора ставится запятая (если первая часть прямой речи не должна заканчиваться точкой) и тире, а затем следует вторая часть прямой речи.

Примеры: «Завтра, – сказала мама, – пойдем в парк». «Завтра пойдем в парк? – спросил мальчик. – Я очень хочу».

Прямая речь что это такое 6 класс

Что мы узнали?

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Оно состоит из двух компонентов: прямой речи и слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает прямая речь по отношению к словам автора. Прямая речь может стоять после слов автора, внутри слов автора, перед словами автора и обрамлять слова автора. В каждом случае прямая речь оформляется по-своему.

Источник

«Прямая речь» 6 класс

Прямая речь что это такое 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Предложения с прямой речью. 5 класс.

Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения.

Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:

Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится двоеточие. Из-за двери ответили: «С вами говорит участковый». А: «П». А: «П!» А: «П?»

Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится тире, а после кавычек —запятая. «Солнышко село», — удивился муравей. «П», — а.

Составьте схемы к предложениям: Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую». А: «П». Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» А: «П?» Мишка кричит: «Здорово получается!» А: «П!»

Вставьте пропущенные знаки препинания. Брат сказал Я хочу с тобой поехать Брат сказал: «Я хочу с тобой поехать». Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь, безумный мальчишка Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!»

Елизавета спросила Как долго вы будете отсутствовать Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?»

Слова автора содержат глаголы говорения: сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.

Прочтите отрывок из русской народной сказки «Царевна- лягушка». Найдите в тексте все глаголы, с помощью которых вводится прямая речь.

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».

Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений. 1) Вот жадина изумилась сестра. 2) Спасибо Павлуша сказала я. 3) Отец успокоил ты спи. 4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил. 5) Стой окрикнул Пётр.

Дополните определение прямой речи. Прямая речь — это _______ какого-либо лица, которые переданы _________ без изменений. На источник прямой речи указывают слова ________. Они могут стоять __________ прямой речи. Прямая речь часто вводится специальными словами — глаголами _________ и мышления или существительными с тем же значением. Слова для справок: слова, на письме, автора, до, после и внутри, говорения.

Прямая речь что это такое 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Прямая речь что это такое 6 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Прямая речь что это такое 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Прямая речь что это такое 6 класс

Номер материала: ДБ-1574897

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Прямая речь что это такое 6 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Прямая речь что это такое 6 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Прямая речь что это такое 6 класс

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Прямая речь что это такое 6 класс

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Прямая речь что это такое 6 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Прямая речь что это такое 6 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Прямая речь что это такое 6 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока «Прямая речь. Диалог» 6 класс

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 класс)

1. Название модуля: «Прямая речь. Диалог».

1. Что такое прямая речь, диалог? Приведите пример (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц. ).

Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Например. И.С. Тургенев говорил: «Русский язык — великий дар великому народу».

Слова автора Прямая речь

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.

Петя спросил: «Какая сегодня погода?» А: «П?»

Четкое разграничение прямой речи и слов автора — опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью

А: «П!» Мама сказала: «Давай быстрее!»

А: «П?» Бабушка спросила: «Ты будешь завтракать?»

А: «П». Брат ответил: «Я хочу поиграть».

«Я хочу поиграть, — ответил брат. — Присоединяйся ко мне».

«Я хочу поиграть. — ответил брат, — а ты мне только мешаешь».

Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Знаки препинания в диалоге

Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек).

Как твои дела? — спросил Миша.

Хорошо, — ответил Саша.

** Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять и др.

в) закрепление ранее изученного материала.

1Прямая речь что это такое 6 класс. Старший молвил : «Что за диво!»

3. «Ну, трогай!»громко скомандовал вожак.

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: дополните предложения прямой речью, обращая внимание на заданные знаки препинания.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы 2-х предложений.

1. Какая у тебя славная сабля и ранец!» сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!

3. Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз продолжила ведьма, указывая на дерево.

4. Солдат спросил А зачем мне туда лезть?

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Знакомство с новым другом». Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

«Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик», советовала старая утка . Повествовательное.

Заяц сказал : «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!» Побудительное.

«Ах, как ты меня напугала, глупая!» проговорил заяц. Повествовательное.

ОПрямая речь что это такое 6 классна с надеждой спрашивала : «Ведь вы весной вернетесь?» Вопросительное.

« Неужели река замерзнет?» думала Серая Шейка. Вопросительное.

Маша посмотрела на него и ответила : «Мне все равно». Повествовательное.

Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.

Пришла зима. Ответила мама.

Маша сказала. Мы будем лепить снеговика с папой завтра.

Куда вы поедете летом? Спросила учительница.

Малыш интересовался. Почему идет снег?

Ответ. 1. Пишут птицы и зверушки: «Сделай нам кормушки!» 2. « Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице», — сказала девочка. 3. «Пришла зима», — ответила мама. 4. Маша сказала: «Мы будем лепить снеговика с папой завтра». 5. «Куда вы поедете летом?» — спросила учительница. 6. Малыш интересовался: «Почему идет снег?»

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, исправьте пунктуационные ошибки. Составьте схемы 2-х предложений.

Эх, чуть не забыл! : воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.

«Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво, ответила ведьма.

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок другу, которого не оказалось дома, разговор с его бабушкой). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.

Методический комментарий для учащихся : прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.

1Прямая речь что это такое 6 класс. «А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила Лиса.

2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», ответила Серая Шейка.

3. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник».

4. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?»

5. «Ты уверен?» переспросил я.

6. Он мечтательно воскликнул: «Вот бы мне покататься на таком корабле!»

«А, старая знакомая, здравствуй!» ласково проговорила Лиса. Повествовательное.

Максим Горький говорил : «Хорошая книга – праздник». Повествовательное.

Учитель спросил : «Вы читали сказки А.С.Пушкина?» Вопросительное.

«Прямая речь что это такое 6 классТы уверен?» переспросил я. Вопросительное .

Он мечтательно посмотрел на море и прокричал : «Возьмите меня с собой на корабль!» Побудительное.

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

Методический комментарий для учащихся : подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

«Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!»

«Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница.

«Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун.

Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца: видеть я б хотел отца».

Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».

Лебедь князю: «Вот в чем горе!»

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

Леопольд, мы сдаемся! прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу, взмолился Иван Царевич .

Облизнулся волк и спрашивает Куда ты идешь, Красная Шапочка

Едет лисица на волке и потихоньку поет Битый небитого везет, битый небитого везет!.

Сивка-Бурка, вещий каурка! закричал Иванушка-дурачок. Стань передо мной как лист перед травой!

Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. Вы дадите нам три корочки хлеба?

Ответ. 1. «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки. «П», – а. 2. «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич . «П?» – а. 3. Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?». А: «П?» 4. Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!». А: «П!» 5. «Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!» «П! – а. – П!» 6. «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?» «П, – а. – П?»

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: перепиши предложения, поставив недостающие знаки препинания, в местах пропусков впиши глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? Из какого произведения взяты эти предложения.

1. Купец _______________ _____________ Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете.

2. Мохнатое чудовище ____________ ____________ Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок.

Ответ. (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек») 1. Купец удивлено спросил: «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» 2. Мохнатое чудовище громко прокричало: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?». 3. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – громко сказала старшая дочь.

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок в поликлинику, чтобы уточнить, как работает врач и что необходимо взять с собой на обследование). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

5. Выходной контроль.

1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил говорит ему конек, у его вертяся ног.

б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил

в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять

г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.

д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его

е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.

3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания расставлены частично).

В. Это правда, сударыня, смущенно ответила Элли. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой

Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть

Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя

Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.

4. Укажите предложения с прямой речью с пунктуационными ошибками.

а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.

в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».

г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.

е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»

5. Укажите предложения с диалогической речью с пунктуационными ошибками.

а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин. Все, Баранкин. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

в) Фокина! сказал я официальным голосом. «Не при-ста-вай. »

д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.

Ответы. 1 – в, д. 2 – г, е. 3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г. 4 – а, б, д. 5 – в, г, е.

1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил говорит ему конек, у его вертяся ног.

б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил

в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять

г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.

д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его

е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.

3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания расставлены частично).

А. Мама сказала Элли В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись

Б. Ой, Тотошка, какой ты смешной сказала Элли.

В. Это правда, сударыня, смущенно ответила Элли. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой

Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть

Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя

Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.

4. Укажите предложения с прямой речью с пунктуационными ошибками.

а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.

в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».

г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.

е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»

5. Укажите предложения с диалогической речью с пунктуационными ошибками.

а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин. Все, Баранкин. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

в) Фокина! сказал я официальным голосом. «Не при-ста-вай. »

д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.

6. В каких предложениях нет глаголов «говорения»?

а) Испугался Осел и сказал: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».

б) «Ах, Осел, пожалей меня! Я тебе пригожусь» – обещала собака.

в) «Что ты такой невеселый?» – спросил Осел, заметив Кота.

г) Радостно прокричал Петух: «Огонек светится!».

д) «Замолчи!» – обрезал он.

е) Заглянул Осел в окно и промолвил: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют».

Ответы. 1 – в, д. 2 – г, е. 3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г. 4 – а, б, д. 5 – в, г, е. 6 б, д.

1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил говорит ему конек, у его вертяся ног.

б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил

в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять

г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.

д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его

е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.

3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания расставлены частично).

А. Мама сказала Элли В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись.

Б. Ой, Тотошка, какой ты смешной сказала Элли.

В. Это правда, сударыня, смущенно ответила Элли. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой

Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть

Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя

Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.

4. Укажите предложения с пунктуационными ошибками в оформлении прямой речи.

а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.

в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».

г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.

е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»

5. Укажите предложения с пунктуационными ошибками в оформлении диалога.

а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин. Все, Баранкин. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

в) Фокина! сказал я официальным голосом. «Не при-ста-вай. »

д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.

6. В каких предложениях нет глаголов «говорения»?

а) Испугался Осел и сказал: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».

б) «Ах, Осел, пожалей меня! Я тебе пригожусь» – обещала собака.

в) «Что ты такой невеселый?» – спросил Осел, заметив Кота.

г) Радостно прокричал Петух: «Огонек светится!».

д) «Замолчи!» – обрезал он.

е) Заглянул Осел в окно и промолвил: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют».

7. Перед вами предложение с прямой речью, замените его на предложение с диалогической речью. Найдите соответствующий вариант.

«Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту.

г) «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису: сказал кот, собираясь на охоту.

Ответы. 1 – в, д. 2 – г, е. 3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г. 4 – а, б, д. 5 – в, г, е. 6 б, д. 7 в.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *