Прямая демократия представительная демократия что такое
Прямая и представительная демократия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формы демократии
Прямая и представительная демократия – это формы политического устройства и организации общества, формы осуществления власти, при которых основные решения могут приниматься соответственно или непосредственно гражданами, или через представительные органы.
Обе формы демократии относятся Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ может осуществлять свою власть прямо (непосредственно) или через соответствующие органы (государственной власти или местного самоуправления). Свободные выборы и референдум являются высшим прямым выражением власти народа (ст. 3 Конституции).
Граждане РФ имеют право быть избранными или избирать в органы местного самоуправления или в органы государственной власти, участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции). В главном законодательном документе страны особо подчеркивается роль прямой демократии для местного самоуправления (ст. 130 Конституции).
Федеральный конституционный закон регулирует порядок проведения референдумов в Российской Федерации.
Прямая демократия
Прямая (непосредственная) демократия – это форма осуществления власти, при которой решения инициируются, принимаются и в дальнейшем исполняются непосредственно гражданами страны. Это совокупность различных форм и способов самостоятельного включения в процесс принятия общеобязательных решений, участия в создании и работе представительной системы, влияния на выработку положений государственной политики отдельно каждым гражданином или коллективом (общественные и хозяйственные объединения, партии и партийные движения и т.д.).
Прямое осуществление власти может носить общий и местный характер.
Готовые работы на аналогичную тему
К недостатку прямой демократии можно отнести сложность ее использования на больших территориях: сложность постановки вопросов; значительные сроки на согласование отдельных вопросов и осуществления голосования) без применения средств мобильной связи и компьютерной техники.
Методы непосредственной демократии:
К прямой демократии также относятся отдельные методы участия в политических процессах, которые не позволяют прямо решать вопросы государственной жизни, но дают возможность влиять на процесс принятия таких решений.
Примером прямой демократии может служить штат Калифорния США, Италия, Лихтенштейн, Швейцария и другие страны, в которых для принятия политических решений применяются референдумы. Народная инициатива и народное голосование присутствуют в большинстве государств, но при этом главные политические вопросы изъяты из рассмотрения на референдуме. Императивный мандат есть в КНР, Народно-Демократической Республике Лаос, Социалистической Республике Вьетнам, КНДР и др.
Представительная демократия
Представительная (репрезентативная) демократия – это форма осуществления власти, при которой главным источником власти является народ, но управление государством осуществляется разными представительными органами, избираемыми гражданами.
В современных государствах представительная демократия – ведущая форма политического участия граждан в управлении государством. Граждане принимают опосредованное участие в принятии решений, в выборах в органы власти, которые призваны принимать законы и выражать их интересы.
Появления репрезентативной демократии:
Принципиальным недостатком репрезентативной демократии является создание властных органов при помощи выборов. Во время выборов избиратели, как правило, должны голосовать за малознакомых или неизвестных им кандидатов, в своем большинстве не представляющих интересы всех слоев населения.
Прямая или представительная демократия?
Такой феномен, как концепция прямой демократии, не может быть обойдён стороной на «Логике прогресса». Если этот принцип работоспособен – то нужно перестраивать под него политические требования социал-демократов, если же неработоспособен – доводить до сведения каждого, по каким именно причинам.
Иногда принято считать, что прямая демократия является более демократичной, более «левой» системой, чем представительная демократия. Представительная демократия в самом деле имеет минусы – например, то, что решения принимаются людьми через посредника, который может быть ненадёжен. Сложность отзыва выбранного депутата также относится к таким минусам. Словом, их немало, но они не критичные и эффективность представительной демократии можно повышать – например, обеспечением сменяемости власти или децентрализацией. Прямая же демократия также имеет минусы, но здесь они уже более критические и реформировать их тяжело.
Что такое прямая демократия
Уязвимость для популизма
Прямая демократия вряд ли реализуема моментально. Моментальное введение системы прямой демократии в такой стране, как сегодняшняя Россия (то есть с преобладанием консервативной идеологии), означает риск её захвата популистами, включая местных националистов и сепаратистов. Возможно, после немедленного введения прямой демократии страна распадётся на множество осколков, управляемых консерваторами. Доктор юридических наук, кандидат философских наук Виктор Руденко подчёркивает не только то, что популизм (мы уже писали отдельную статью о вреде популизма) – это огромная проблема в условиях прямой демократии, но и то, что сама по себе прямая демократия может быть использована и в целях диктатуры, то есть сама по себе не является панацеей:
Система прямой демократии крайне уязвима для политиков-популистов. То есть если, допустим, в стране наблюдается низкий уровень свободы прессы, то прямая демократия может быть управляемой, и как следствие – не выражать интересы общества.
Будет решать не большинство, а некомпетентное меньшинство
Арндт Ляйнингер, научный сотрудник Института политологии имени Отто Зура при Свободном университете Берлина, предупреждает:
Проще говоря, большинство граждан не будут участвовать в решении всех управленческих вопросов, потому что это занимает много времени, а они хотят тратить время на что-то другое. Поэтому подавляющую часть вопросов решать будет не большинство, а меньшинство. Только это будет непрофессиональное и неподотчётное меньшинство, в отличие от представительной демократии. С этим согласны доктор политических наук Михаил Грачёв и доцент кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ Александр Мадатов:
В таких условиях ловкая политическая сила, ставящая перед собой задачу захвата власти или использования власти в корыстных целях, может организовать вынесение на голосование нужных ей инициатив и обеспечение этим инициативам нужных голосов путём подкупа. К примеру, если крупная корпорация строит завод возле озера и граждане голосуют против – активное меньшинство может высказаться против почти полностью, но, когда есть пассивное большинство, оно может продать свои голоса (так как всё равно не заинтересовано в принятии решений) и тогда корпорация естественно выиграет.
Поскольку народ не может решать все вопросы, он также не может и контролировать повестку дня:
Во многом это действительно так. Если в нашей системе профессиональных советов «политруки» заменяются действительными профессионалами своей области, то прямая демократия – это поднятие вопросов и принятие по ним решений непрофессионалами. При прямой демократии могут выноситься на общее решение инициативы, которые объективно нереализуемы. Ляйнингер приводит примеры Греции, когда там проводился референдум по вопросу финансовой поддержки со стороны ЕС, или голосование о судьбе аэропорта Тегель в Берлине. Требований, которые выдвигались в этих референдумах, правительство заведомо не могло выполнить.
Ещё одна сложность связана с тем, что при прямой демократии затруднительно принятие непопулярных мер, даже если они являются необходимыми для развития общества. За них просто никто не будет голосовать, и будут приняты популистские, непрофессиональные решения.
Представительная демократия – естественное развитие прямой
Политолог Александр Кустарёв отмечает, что процесс образования представительной демократии – это естественное развитие прямой демократии:
Одним из факторов, обусловивших большую конкурентоспособность представительной демократии, стал вопрос ответственности за решения (которую народ, как правило, не хочет брать на себя):
Ущемление интересов меньшинства
Михаил Грачёв и Александр Мадатов вскрывают ещё одну очень важную проблему прямой демократии (в данном случае её развития – партиципаторной демократии, или демократии участия) – возможную тиранию большинства:
В самом деле, прямая демократия всегда таит в себе опасность принятия, к примеру, законов о борьбе с инакомыслием или законов контроля сексуальной жизни человека. Вот видео, повествующее о проблемах «чистой» демократии:
Все вышеперечисленные недостатки прямой демократии вынуждают нас заключить, что сегодня наиболее разумным является реформирование системы представительной демократии (возможно, частично совмещённой с элементами прямой демократии) в виде парламентской демократии, расширение демократических институтов, что мы и предлагаем в виде комплекса мер по введению системы профессиональных советов, сменяемости власти и так далее.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Прямая и представительная демократия
Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.
По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.
Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений. Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).
Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера). Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.
Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:
2) народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум может быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.
К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.
Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.
Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
— ст. 3 Конституции РФ
Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
— ст. 32 Конституции РФ
В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
— Ст. 130 Конституции РФ
Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.
Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.
Проявлениями представительной демократии являются:
1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).
2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;
4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.
Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.
ПОЛИТИКА. Термины. Прямая и представительная демократия.
Демократия – (от греч. «власть народа» — это политический режим, при котором граждане лично или через своих представителей участвуют в осуществлении власти. Демократия предполагает народовластие, равенство всех перед законом.
Формы демократии.
Прямая (непосредственная)— при ней народ лично принимает основные политические решения, участвуя в выборах, референдумах.
Методы прямой демократии:
Представительная – при ней народ принимает решения через своих представителей, избранных народом, например, в парламент. Представители народа призваны выражать его интересы, от его имени издавать законы и отдавать распоряжения.
Проявления представительной демократии:
В Конституции РФ отражены обе формы демократии.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья № 32.
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.