Пряха что это такое
Значение слова «пряха»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЯ’ХА, и, ж. Женщина, умеющая прясть, занимающаяся ручным прядением.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пря́ха
1. женщина, занимающаяся ручным прядением ◆ Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки толсты и что ему нужны нитки самые тонкие. Б. В. Зейгарник, «Патопсихология», 1986 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Однако, когда Архиепископ, возвысив голос, заявил уже решительно, что он, как председатель трибунала, находит нужным допрос остановить, брат Фома вдруг оборвал свою речь, как пряха засучившуюся нить, и сказал совсем другим голосом. Брюсов, «Огненный ангел», 1908 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова аксельбант (существительное):
Профессия — пряха: Старинное ремесло для трудолюбивых
IT-специальностью сейчас никого не удивить. Она одна из самых востребованных. А вот словами «я — пряха» можно на несколько мгновений отправить нового знакомого в ступор. Это ремесло теперь встречается крайне редко. Но вымирает ли? Мы пообщались с владимирской мастерицей Ольгой Журавлевой и поняли, что и в XXI веке старинная профессия в тренде.
— Ольга, когда и почему вы решили научиться прясть и ткать? Это курсы визажа или маникюра на каждом шагу. А вот старинные ремесла осваивают гораздо реже.
— Мне было лет 20, занималась исторической реконструкцией, нужно было создавать костюмы. В том числе прясть нитки, ткать из них пояса, ткани. На память о тех опытах у меня остались первое веретено и одна из первых нитей. Бережно храню их, они для меня ценны. Тогда я приобрела навыки, но не слишком-то прониклась. Думаю, все же молодежи интереснее заниматься другими вещами, нежели сидеть часами с веретеном. В моей жизни затем было много всего: открывала фирмы, работала, суетилась. Но в какой-то момент стало ясно, что ручной труд мне нужен и я вновь хочу им заниматься.
В чем-то к прядению меня сподвигла моя собака. Я взяла из приюта длинношерстную колли. И мне очень захотелось, чтобы на память о ней у меня что-то осталось. Вычесывала шерсть, собирала ее, а когда скопилось достаточно «сырья», обработала его, спряла нить. Ну и буквально за две минуты до наступления нового, 2019 года я закончила вязать «собачьи» носки. Вот такой нетипичный праздник и подарок самой себе получился. С тех пор активно занимаюсь прядением, меня этот процесс увлекает.
Я всем желаю найти дело, от которого будут гореть глаза. Когда утром просыпаешься с радостью и бодростью — ведь впереди работа, она ждет, и планов громадье. И это не какая-то кабала, а неотъемлемая и очень приятная часть жизни.
— Что чувствуете, когда работа закончена? Скажем, спряли нити, связали из них носки, и вот они у вас в руках.
— Это приятно, радостно. Да, одна вещь может получиться отличной, другая — просто хорошей или даже с какими-то недочетами. Но в любом случае это мой труд. И порой расставаться с ним бывает ой как непросто. Казалось бы, делаешь заказ, вот он готов, пора бы встретиться с человеком и передать ему обещанное. Ан нет, думаешь: «Не выкупить ли, не оставить ли себе?»
— А насколько трудно прясть? То, что для работы требуется просто гигантский запас терпения, я понимаю. Но что еще?
— Я говорю, что любой при желании может сесть и научиться прясть. Да, усилия приложить придется. Но когда движения дойдут до автоматизма, будет просто. Мозг в процессе практически не задействован. Успеваю во время работы фильм посмотреть. Или послушать аудиокнигу. У меня в телефоне есть целый список литературы — он весьма разношерстный от фэнтези Урсулы ле Гуин до Канта и Макиавелли.
— Вы ведь пробуете прясть шерсть самых разных животных — не только типичную козью или овечью.
— Да, мне интересно узнавать, каковы в работе разные виды, потрогать их, оценить, какая нить получается. Самый, пожалуй, неординарный опыт — прясть лошадиную шерсть. Делала я это на спор и из любопытства, конечно. Лошади есть у моих друзей. Мы подгадали время, когда шла линька, вычесали одну из кобылиц, а затем я попробовала сделать нить. Честно, получилось совсем неказисто, все же изначально сырье не то. Но спор завершился тем, что я передала владельцам коняшки небольшой, размером с чехол для смартфона, образец материала. Они были просто счастливы. Для многих владельцев домашних питомцев такой сувенир — очень трогательный и ценный дар.
Также я экспериментирую с разными породами собак. Вот совсем недавно спряла нитки из шерсти померанского шпица. Еще доводилось работать с золотистым ретривером, тибетским мастифом, хаски — думаю, с десяток пород в моем списке уже есть.
— А правда ли, что собачья шерсть обладает невероятными целебными свойствами?
— Слухи сильно преувеличены. Думаю, срабатывает эффект плацебо. Да и представьте: болит спина, укутываем ее теплым шерстяным поясом, принимаем удобную позу, не нагружаем позвоночник — уже просто от этого станет легче. То же самое с носками. Ноги в тепле — это замечательно.
— Есть ли виды шерсти, которые вам особенно интересно было бы испробовать?
— Да, мне пока не доводилось прясть альпаку. Будет очень любопытно «попробовать» верблюда — мне обещают передать такую шерсть. А еще я попросила друзей собрать мне хоть малюсенькую горсточку пуха гаги. Прочла удивительный рассказ о нем. Как мальчишки каждый день бегали на побережье, к гнездам, собирали пух, а затем их матери пряли нитки и делали всевозможные вещи на продажу. Этот материал легкий, прекрасно греет, не скатывается и не сбивается. Вот почему им утепляют куртки полярников, летчиков. Но в мире за год добывают лишь около 4 тонн пуха, поэтому стоит он баснословно дорого. Например, одеяло с таким утеплителем обойдется в миллион рублей, а то и больше. А мне же всего-то хочется оценить, каков пух на ощупь, насколько удобно с ним работать, какая нить получится.
— Поговорим о приспособлениях для вашего ремесла. Мне, как обывателю, кажется, что довольно прялки и веретена. Причем не представляю, где, кроме музеев, можно раздобыть и то, и другое.
— О, на самом деле инструментов гораздо больше. Ведь сначала шерсть нужно либо состричь, либо вычесать. А потом довольно долго обрабатывать: отсортировать по длине и качеству волокон, расчесать, избавить от репья и другого сора, выстирать, высушить и только потом садиться за прялку. Так что нужны, как минимум, несколько видов щеток и гребней.
Лично у меня постепенно собирается довольно большая коллекция веретен — разных типов, и старинные, и новые. Их сейчас около 30. И, да, можно постараться разыскать старинную прялку в рабочем состоянии. Служат они веками, но найти такую — большая удача.
Еще за границей — и в Европе, и в Америке, и в Индии — есть мастерские, которые производят необходимые приспособления. Причем среди них бывают фамильные предприятия с долгой историей. Там умения передаются от родителей к детям на протяжении многих-многих лет. Да и у нас в России есть несколько мастеров, которые делают прялки. И я выбрала именно отечественную. Потому что там, за границей, все и так хорошо, фирмы не бедствуют. А свое, родное дело нужно поддержать. Да и приятно быть лично знакомой с мастером, иметь возможность спросить у него совета, либо просто сказать «спасибо» за чудесную прялку. Все же личный контакт дорогого стоит.
— Ольга, спрясть нить для вас — это, видимо, далеко не все. После вы вяжете вещи, либо ткете. Что вам особенно интересно делать? Быть может, есть свой собственный Эверест — нечто трудновыполнимое, но при этом желанное?
— Мне хочется делать не просто утилитарные вещи. Нужны еще и красота, оригинальность, стиль. Поэтому, например, не очень люблю вязать носки — о них, да еще о поясах от ревматизма чаще всего думают, когда речь заходит о вязании. Да, и носки, и пояса нужны. Но есть еще сотни способов применения натуральных материалов. Из шерсти можно сделать столько всего невероятного!
Вот относительно недавно появились этичные шубы из натуральной овчины. Нужны длинношерстные животные. Их стригут. Из полученных волокон ткут особое полотно так, чтобы получался «мех» на тканой основе. По внешнему виду не отличить от обычного. Зато животных для пошива шубы не убивают. При этом люди получают теплую, практичную и красивую вещь. Вечный спор на тему «пуховик или мех» в прошлом.
Я считаю, что нужно продвигать именно такую одежду: этичную, долговечную, экологичную, из натуральных материалов. Вдумайтесь: бренды и мода мотивируют нас минимум раз в год покупать новые вещи. Старые либо изнашиваются и теряют презентабельный вид, либо выглядят неактуально. Мы еще и удивляемся: «Как это можно, носить что-то лет 10, да еще и не соскучиться?!». Но это потребительское отношение ни к чему хорошему не приведет. Мечтаю создать для себя образ полностью самодельный — от нижнего белья до пальто. И это ведь реально: знаю девушку, которая сама создает натуральные ткани, затем шьет из них просто чудесное белье. Есть те, кто сам тачает обувь. Я сама для себя и шью, и вяжу. Вот и на встречу пришла в свитере, который создала сама.
Еще одна моя цель — приносить пользу, помогать нуждающимся. Я давно слежу в «Инстаграме» за девушкой, которая делает крутейшие трикотажные вещи. И у меня родилась мысль: а что если предложить ей совместный проект? Например, делать одежду из шерсти питомцев «Дома северной собаки». Этим хаски нужна помощь. И вырученные от продажи вещей средства им точно пригодятся. Честно, не верила, что дизайнер и представители «Дома» согласятся. А они легко пошли на контакт. И вот теперь мы в самом начале пути — собираем шерсть. Возможно, уже к Новому году сделаем первую, пока небольшую партию вещей. Это работа долгая, не на один месяц. Но если есть возможность сделать что-то доброе, упускать ее нельзя.
Пряха что это такое
Прядение. Часть 1: Пряхи
ПРЯХА (ПРЯЛЬЯ). Лицо женского пола, владеющее умением прясть.
Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения — главного женского занятия, которым мужчины никогда не занимались. По народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение П. с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.
Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его атрибутами. Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к новорожденной. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности, пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Пожелания стать хорошей П. произносились на родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала». Во время крестин, возвращаясь из церкви, крестная брала кудель и садилась прясть, чтобы девочка успешно овладела этими операциями; с той же целью ребенка передавали крестной через прялку. С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси — будщи хорошая пряха». В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела.
Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными П., что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Связь прядения и удачного замужества прослеживается во многих магических действиях добрачной, свадебной и семейной обрядности. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах), во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать» (12, с. 162), то есть приготовить себе приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства. Известны свадебные приговоры, в которых выступает символика «недремавшей» невесты: «Наша молода не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила и нас подарила» (8, с. 133). Кроме того, на второй день свадьбы свекровь во время утренних хозяйственных заданий поручала молодице спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» Великого поста молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа.
Тема прядения и девушка-П. широко представлены в песенно-игровом фольклоре молодежи. Так, весной девушки исполняли веснянки, призывая птиц, которых просили принести весну и атрибуты рукоделия:
Жаворонки. принесите весну.
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретёнцем!
В таких играх, как «просо» и «мак», которые сопровождались игровыми песнями — «А мы просо сеяли», «На горе мак», «Посею я маку», одновременно разворачивался «растительный» сюжет, символизирующий половое созревание девушки, и раскрывался мотив обучения ее рукоделию, в частности прядению. Так, в хороводной игре «просо» новую девушку обучали ремеслу П.-ткахи:
Не пряха была,
Не ткаха была.
«Не тужи, мати, не печалься!
Уж мы станем учить —
Переучивать.
У нас будет ткаха,
У нас будет пряха».
Жила-была Дуня,
Дуня-тонкопряха.
Вали-вали, Дуня,
Дуня-тонкопряха!
Пряла наша Дуня
Ни толсто, ни тонко,
Ни толсто, ни тонко,
Потолще каната,
Потолще каната,
Потоньше оглобли.
Ей противопоставлялась невеста Марья, привораживающая жениха своей тончайшей пряжей.
Показать свое мастерство П. девушка могла на посиделках (попрядухах, попрядках, супрядках), куда приходили и парни. Работали девушки в осенне-зимнее время: в период осеннего поста (Филипповского-Рождественского): отдельные работы продолжались до Масленицы. На посиделках важная роль отводилась прялке, которая определяла индивидуальное девичье место (у П., занявшей чужое место, прялку выкидывали на дорогу). В северно-русских и западно-русских областях парни должны были просить разрешения войти на посиделку под окном или в дверях избы, что называлось «проситься за прялку», «сесть под прялку». Чтобы получить «прялочное место», парень выкупал прялку или ее захватывал, если девушка выходила из избы, при этом он имел право сесть только на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось в процессе игры: «в местечки», «в соседи», которые сопровождались «выкупом» прялки, веретена, кудели, пряжи. Если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то парень мог ее опозорить — из мести или хулиганства он поджигал, путал пряжу или кудель, обвивал себя ею, ломал веретено или прялочный гребень, прятал предметы для прядения.
В Новгородской губ. местные парни, приходя на посиделку, зажигали свечи у прялок девушек, которым они отдавали предпочтение, при этом у некоторых горело не по одной свече, а «чужаки» обходили всех девушек, поджигая у каждой кудель. В Вологодской губ. поджигание посредине избы общей кудели, надерганной с каждой прялки, говорило о начале игры «женитьба». Девушки и парни гадали по кудели о своей судьбе, что называлось «на городок»: парень клал на стол или лавку скрученный вокруг пальца клочок кудели и поджигал, затем смотрел, «куда ворота откроются» — туда жениться идти. Если поведение девушки не соответствовало принятым нормам, то ее могли наказать: за измену выкашивали посеянный ею лен; за неучастие в молодежных собраниях и разглашение групповой тайны ломали гребень или лопасть прялки, путали кудель, рвали пряжу.
Последний день супрядок сопровождался различными обрядами. Так, в Смоленской губ. девушки пели:
Девушки — свет,
Голубушки — свет,
Початычка нет!
Бярите гребенки,
Чашите галовки:
Пара да двара (расходиться).
В обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с прялкой и не переставала прясть, хотя по статусу молодицы как бы теряла свое значение П. В традиционных представлениях девушка — П., а молодица — непряха. Для женщины главным становилось ткачество.
Значение прядения было так велико, что оно с древности, так же как и ткачество, являлось символом женского труда, а П. имели своих святых покровителей.Так, уже на византийских мозаиках и миниатюрах IX в. Богородица изображалась с веретеном и пряжей; из Византии это изображение пришло на Русь. А прядение, наряду с колодцем и Священным Писанием, стало одним из трех легендарно-иконографических символов Благовещения.
Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения, а также самих П. была св. Параскева Пятница, образ которой зачастую сливался с Богородицей. Обе они представлялись защитницами женщин, распорядительницами браков, покровительницами дома и женских занятий. В древности существовала языческая богиня-П. Мокошь — женское божество древнерусского пантеона, которая, в народных представлениях, была женщиной с большой головой и длинными руками, прядущей в избе по ночам. По поверьям, П. не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядет». Параскева Пятница заимствовала занятие Мокоши, а затем и покровительство пряхам и прядению, поэтому ее называли Льняницею: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». П. приносили св. Параскеве Пятнице жертвы — бросали в колодец кудель. Назывался такой обряд «мокрида», что соотносилось с именем Мокоши и имело общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus» — прядение. В качестве приношения вычесанная льняная кудель или выпряденные нитки оставлялись П. у святых источников, посвященных св. Параскеве, при этом говорилось: «Угоднице на чуловки!»; «Матушке Пятнице на передничек!» (7, с. 194).
В канун дня Параскевы-Льняницы приготовляли первину льна, посвященную этой святой, и приносили для освящения в церковь, а затем прикрепляли к образу св. Параскевы. В этот день устраивались «льняные смотрины» — женщины выносили вытрепанный ленпервак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Девушки стремились показать свое «льняное искусство» парням и будущим свекровям.
Чтобы покровительство св. Параскевы не покинуло П., надо было соблюдать определенные правила и не нарушать запретов. Так, в день памяти святой и во все пятницы не разрешалось прясть: «а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза»; «в пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель»; «кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью» («кострыкой глаза запорашивает»); «не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать». В случае несоблюдения запретов Параскева Пятница сурово карала — скручивала П. пальцы на обеих руках и покры¬вала их заусеницами. По легенде Ярославской губ., Пятница наказала П., которая работала в ее день. Железной спицей, которой прикрепляют кудель льна к копылу, она истыкала женщину до полусмерти. По другому поверью, Параскева подбрасывает веретено в окно женщине, прядущей накануне пятницы, и одобряет ее, когда та догадается выбросить веретено обратно в окно.
Прядение и ткачество нашли отражение в обрядах, которые раскрывают мифологическое значение этих занятий как «творения мира». Сюда можно отнести изготовление женщинами обыденной (т. е. сделанной за один день) нити, пряжи или холста, а также изделий из него — пелены или полотенца. Обыденная новина выполнялась для сохранения общественного благополучия — для охраны домов и селений, скота от возможных несчастий. Обряд изготовления новины за один день воссоздавал архаические представления о женском творении мира.
Образ П. существует не только в человеческом обличье. Так, роль П. в животном мире, по представлениям русского народа, воплощает горностайка, персонаж сказов об ивановских ткачах Владимирской губ. В них рассказывается о горностайке — «доброй рукодельнице: что спрядет, что соткет — простым людям в прок идет». Она «лапками стежку шьет — стежка серебром сияет», так как прядет не простую пряжу, а снежную.
В среде низшей демонологии П. выступает кикимора. Она невидимо прядет в избе ночью, часто только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года, предвещая этим изменения в судьбах домочадцев. Если кикимора прядет на передней лавке, то это к смерти кого-либо из обитателей дома. Прядет кикимора не обычным способом: она подпрыгивает или сучит нитки «наоборот». Такой способ прядения имеет особый, колдовской смысл. В частности, невеста накануне свадьбы «от себя» прядет суровую нитку — оберег от колдунов. «Оборотные» нитки, изготовленные в праздники, играли важную роль в домашней жизни и обрядности. Так, в Великий четверг женщины пряли нитки «наобоко» и в случае болезни перевязывали ими руки и ноги. При опахивании села от эпидемий из этих нитей делали вожжи. В этот же день пряли левой рукой на каждого члена семьи по нити и привязывали их к березе: у кого нить пропадет — тот умрет. Такая нить соответствует «нити судьбы» человека.
Прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Поэтому не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в «поворотные», «переходные» моменты (Рождество, Святки) мир мог быть как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан» (6, с. 172).
1. Бернштам Т. А. К реконструкции некоторых русских переходных обрядов совершеннолетия // Советская этнография. 1986. № 6;
2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988;
3. Бернштам Т. А. Прялка в символическом контексте культуры // Сб. МАЭ. XLV. СПБ., 1992;
4. Бернштам Т. А. «Хитро-мудро рукодельице» (Вышивание-шитье в символизме девичьего совершеннолетия у восточных славян) // Сб. МАЭ. LVII. СПб., 1999;
5. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб., 2000;
6. Власова М. Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. СПб., 1995;
7. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994;
8. Материалы по свадьбе. 1926. Вып. 1;
9. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 2 т. / Под ред. Н. И. Толстого. М., 1995—1999. Т. 2;
10. Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. СПб., 1898—1900. Т. 1. Вып. 1, 2;
11. Этнографическое обозрение. 1904. № 61.
О. Баранова