Прр на выгрузке что это
Организация погрузочно-разгрузочных работ: правила, инструкция и требования безопасности
Реализация погрузочных и разгрузочных мероприятий сопровождается множеством рисков – как для материального имущества, так для здоровья участвующих в таких процессах людей. Поэтому очень важно грамотно подойти к технической организации данного процесса, учитывая правила и рекомендации нормативов техники безопасности. Следует учитывать, что организация погрузочно-разгрузочных работ включает в себя несколько этапов, на каждом из которых должен быть обеспечен надлежащий уровень исполнения. Это касается и подготовки грузчиков с водителями, и оценки состояния технических средств, а также прокладки оптимальных маршрутов движения, способов крепления груза и т. д.
Требование к месту проведения работ
В первую очередь должна обеспечиваться стабильность основания в месте, где планируется производство рабочих мероприятий. Напольное покрытие или несущие конструкции должны выдерживать и массу груза, и размещение подъемно-транспортной техники. Для размещения груза должны быть предусмотрены специальные площадки – в частности, обозначаются границы штабелей, путей проездов и подходов. Также материал напольного покрытия должен соответствовать характеристикам груза – например, быть устойчивым к порезам, проколам, контактам с химически активными средами, водой и высокотемпературными веществами. Предусматривает организация погрузочно-разгрузочных работ и выполнение санитарных норм. Опять же, при работе с экологически вредными грузами рабочие места должны иметь соответствие разграничения. Такие зоны отделяются от жилых районов и общественных мест.
Правила использования механизированной техники
В процессе выполнения погрузочно-разгрузочных операций может задействоваться широкий спектр механизированных средств – от стационарных подъемников до автомобильных кранов. Перед допуском техники к работе должно быть проверено ее состояние и особенно надежность грузозахватных приспособлений. К работам не допускаются машины кранового типа, если в пределах эксплуатационной зоны наблюдаются плохие погодные условия. В частности, таким работам мешает туман, снег, дождь и сильный ветер. Более точные параметры климатических условий указываются в паспортах конкретных моделей. Также организация погрузочно-разгрузочных работ с задействованием механизированных агрегатов предусматривает оценку характеристик самого груза. Дело в том, что грузы неизвестной массы для перемещения на транспортных машинах и кранах не допускаются.
Для всех без исключения грузоподъемных машин действует правило, согласно которому должен исключаться риск их самопроизвольного перемещения – все маневры должны строго контролироваться оператором. Также правила погрузочно-разгрузочных работ указывают на то, что начинать манипуляции с грузом можно только при условии его полного освобождения от первичной фиксации. Обслуживающий персонал должен проверить состояние груза и на предмет отсутствия случайного защемления.
Правила выполнения работ вручную
Если планируется выполнять погрузку и разгрузку без применения специальной техники, то нужно будет учитывать следующие правила:
Требования к персоналу
К работам допускаются только люди старше 18 лет. При этом каждый должен пройти медицинское освидетельствование, которое не выявило противопоказаний для участия в подобных работах. Грузчикам, которые работают в транспортировке скотины, перед выполнением мероприятий должны делаться соответствующие прививки. Рабочие инженерно-управляющего звена, отвечающие за безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных мероприятий, должны иметь навыки обслуживания технологических процессов, знать нормы обеспечения безопасности и использования подъемно-транспортной техники. Профессиональные услуги грузчиков, которые должны будут участвовать в работе с опасными и особо опасными материалами, даже при наличии у них соответствующей квалификации, можно использовать только после инструктажа перед началом погрузочно-разгрузочных операций. Руководитель мероприятия должен обозначить специфические характеристики груза и указать на нюансы физического обращения с ним.
Правила обращения с дополнительными приспособлениями
Кроме непосредственно ручного усилия и механизированной техники, в грузоподъемных работах широко используются вспомогательные приспособления. К ним относятся как простые доски, так и специальные стропы и платформы. В каждом случае предполагаются свои правила использования таких средств. Например, для фиксации груза часто задействуют металлические или деревянные упоры, щиты и рампы. В работе с ними очень важна надежность крепления – от веревок лучше отказаться в пользу проволоки или стальных канатов. Для работы с техникой нередко применяются мостики, эстакады, площадки и другие приспособления, позволяющие выполнять погрузку на высоте. В таких случаях организация погрузочно-разгрузочных работ должна предусматривать предварительную очистку поверхностей платформ, проверку их технического состояния, а при необходимости и обработку поверхностей антискользящими составами.
Инструкции по технике погрузки-разгрузки
До подъема груз должен быть надежно закреплен стропальщиком. К этому моменту должна быть разработана система сигналов между отпускающими и принимающими грузчиками. Все манипуляции, в том числе подъем, перемещение, опускание и размещение должны выполнять плавно и без рывков. Также инструкция погрузочно-разгрузочных работ указывает на то, что каждый новый маневр должен совершаться только после полного прекращения предыдущего действия. Например, отцеплять груз можно только после остановки перемещения в воздухе. При этом независимо от груза в процессе перемещения должна выдерживаться высота не менее 50 см.
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ с тарой
Использование тары не всегда является обязательным требованием, но в случаях ее применения следует придерживаться следующих правил:
Требования техники безопасности
Грузчики и подсобные рабочие должны иметь специальную экипировку, в том числе каски, рукавицы с перчатками, а также при необходимости и очки. В зависимости от типа груза набор спецодежды может включать и обувь с защитными вставками, и респиратор. На месте проведения работ не должно быть сторонних людей и животных. Опять же, нормы безопасности при погрузочно-разгрузочных работах требуют, чтобы вся площадка, где будут осуществляться грузоподъемные манипуляции, должна была огорожена.
Заключение
Обслуживание мало- и крупногабаритных грузов – ответственная и опасная работа. На качество ее выполнения влияют многие аспекты от квалификации исполнителей до физического состояния мельчайшего элемента стропильной системы. Поэтому погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов должны выполняться только после тщательной подготовки. Руководитель мероприятия должен изначально составить план, в котором будут описаны технологические процессы, перечни с оборудованием и техникой, а также функции рабочих и средства страховки. Важно проработать и связки между отдельными участками и компонентами грузоподъемной цепочки. Это позволит детальнее проработать отдельные нюансы рабочего процесса, что обязательно скажется и на качестве результата.
Регламентация погрузочно-разгрузочных работ согласно Устава автомобильного транспорта
Погрузочно-разгрузочные работы являются важным этапом процесса грузоперевозок. От их правильного и быстрого выполнения зависит не только сохранность товаров в пути, но также своевременность их доставки, рентабельность транспортировки и безопасность движения.
Относительно погрузки и выгрузки, в Уставе автомобильного транспорта сформулированы приведенные ниже положения.
Погрузку, закрепление и укрытие грузов на машине выполняет их отправитель. Освобождение от креплений, снятие покрытий и выгрузку – получатель. Это диспозитивная норма.
Она действует в большинстве случаев, но лишь тогда, когда в договоре на доставку не предусмотрено иное.
То же самое касается и других аналогичных действий. Грузоотправитель и грузополучатель выполняют, соответственно, открытие и закрытие бортов кузова или люка цистерны, отвинчивание и привинчивание шлангов.
Исходя из диспозитивности положения, перевозчик (а не грузоотправитель или грузополучатель) может осуществлять погрузку и выгрузку товаров в следующих случаях:
Для оформления соглашения по этому поводу не обязательно составлять особый договор. Можно записать его отдельным разделом в имеющийся документ по доставке грузов. Или сделать его в качестве приложения – так обычно поступают при подписании долгосрочных договоров. Тогда в основном договоре будут пункты об использовании механизмов для погрузки и выгрузки. А также о том, что грузоотправитель обязан подготовить товары (упаковать, уложить в контейнеры или на поддоны), обеспечить место не только для установки погрузочно-разгрузочных транспортеров, но также их мелкого ремонта. На территории отправителя грузов следует организовать раздевалки и комнаты отдыха рабочих.
Ранее считалось, что водитель ни в коем случае не должен участвовать в погрузочно-разгрузочных работах. В настоящее время допускается указать в договоре на доставку пункт о том, что это разрешается, но с соблюдением требований охраны труда на автотранспорте. В первую очередь имеется в виду, что при погрузке водитель подает груз в кузов машины, а при выгрузке – получает его с борта автомобиля.
Если перевозчик берет на себя обязанность выполнять погрузочно-разгрузочные работы, то он отвечает за повреждение товаров, которые случились по его вине во время погрузки или выгрузки и за соблюдение техники безопасности.
Условия для погрузки и выгрузки
Для обеспечения маневрирования транспорта отправитель и получатель груза должны в любое время года содержать в исправном (рабочем) состоянии пункты для погрузки и выгрузки, подъездные пути и погрузочно-разгрузочные механизмы. Кроме того, всегда должно присутствовать необходимое число рабочих. Это требуется для соблюдения сроков проведения погрузочно-разгрузочных работ. Для работы в вечернее и ночное время на площадках следует организовать достаточное освещение.
Помимо этого, надо позаботиться о том, чтобы присутствовал весь необходимый такелаж, инвентарь и весовые приспособления. В зависимости от характера проводимых работ и их объема, надо организовать оборудованные места для погрузки и выгрузки, развесить на территории указатели о местах расположения складов, въездных и выездных ворот.
При погрузке товаров, отправитель и перевозчик загружают транспортное средство в пределах объема, который указан в заявке получателя. При этом следует использовать вместимость кузова по максимуму, но так, чтобы не превысить грузоподъемность ТС.
Как правильно загрузить и разместить груз в кузове автомобиля
Если выполняется массовая транспортировка легких грузов (в т.ч. продукции сельского хозяйства), то перевозчик обязан наращивать борта на кузове ТС. А также реализовать другие решения, чтобы увеличить грузовместимость автомобиля. При доставке сыпучих грузов навалом, верхняя часть груза не должна выступать над бортом.
Бестарные штучные грузы (трубы, металлические прутья) следует объединять в транспортные пакеты с целью сокращения времени на погрузку и прием товара при выгрузке.
Бестарные тяжеловесные грузы должны быть оборудованы закладными деталями и другими приспособлениями для возможности их подъема и перемещения (проушины, петли, рамы, выступы).
При упаковке товара на поддонах, они грузятся так, чтобы количество груза можно было проверить, не нарушая креплений и не сдвигая его на поддоне. Исключением являются только закрытые ящичные поддоны, на которых поставлены пломбы отправителя груза.
Грузы укладываются в кузове ТС и закрепляются так, чтобы они не падали, не сдвигались, не терлись о борта, не давили на двери, не повреждались сами и не разрушали автомобиль. Грузоотправитель может оборудовать машину дополнительными устройствами для безопасной доставки какого-либо груза. Но делается это только после согласования с перевозчиком.По договору с отправителем груза (и за его счет!) транспортная компания имеет право переоборудовать автомобильные кузова. Приспособления для перевозки груза, либо выдаются с грузом получателю, либо возвращаются отправителю за его счет. Указание о возврате пишется в товарно-транспортной накладной.
После того, как груз уложен в кузов, водитель проверяет его расположение и надежность креплений. Если замечены нарушения, угрожающие сохранности груза или представляющие опасность для автомобиля, он обязан сообщить об этом отправителю, который должен немедленно устранить выявленные нарушения.
Помимо этого, водитель проверяет, соответствуют ли требованиям ПДД габариты груза, нет ли опасности его выпадения через борт.
Ответственность за выполнение правил охраны труда при погрузке и выгрузке, а также за несчастные случаи, произошедшие при их нарушении, несет сторона, которая по договору взяла на себя эти обязательства.
Перед тем, как грузить товары в контейнер или кузов автомобиля, грузоотправитель должен проверить, насколько они пригодны к доставке именно этого груза. Если имеет место неудовлетворительное санитарное состояние, неисправности или другие факторы, влияющие на сохранность груза в пути, отправитель обязан отказаться от использования этого контейнера или автомобиля. Отметка о несоответствии делается в путевом листе или товарно-транспортной накладной, с ее заверением подписью отправителя, печатью или штампом.
При наличии разногласий по поводу возможности применения машины или контейнера, об этом составляется соответствующий акт, который подписывают представители транспортной компании и грузоотправителя, заверяется печатью или штампом.
Обеспечение охраны труда
Работы по погрузке и выгрузке нормируются положениями ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009 и ГОСТ 12.3.020, а также Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах. Способ выполнения этих работ должен выбираться так, чтобы свести к минимуму или вовсе исключить воздействие на сотрудников опасных и вредных факторов. Для этого применяются:
В большинстве случаев выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным, с применением соответствующего оборудования. Правила его применения изложены в соответствующих нормативных правовых и технических документах.
При ручном способе погрузки и выгрузки надо соблюдать перечисленные ниже правила:
Ориентировочное время погрузки и выгрузки автомобиля, а также продолжительность дополнительных операций, связанных с этими работами, указана в Приложении к данному разделу Устава. Время подачи машины под загрузку считается с того момента, когда водитель в погрузочном пункте предъявляет путевой лист. То же самое под выгрузку – когда в пункте выгрузки предъявляет товарно-транспортную накладную. Если в указанных пунктах имеются КПП, аналитические лаборатории для проверки груза или въездные ворота, то время приезда на погрузку или выгрузку считается с момента предъявления одного из указанных выше документов на этих участках.
Официальное окончание погрузки или выгрузки наступает в тот момент, когда водитель получает на руки правильно оформленные и подписанные документы на груз.
При исчислении времени простоя машины под погрузкой или выгрузкой, время движения от ворот или КПП до погрузочно-разгрузочной площадки не учитывается.
Если машина прибыла для погрузки раньше, чем это было согласовано между перевозчиком и грузоотправителем, то считается, что она была подана на погрузку в оговоренное время. Исключение составляет лишь тот случай, когда отправитель начинает погрузку сразу после фактического прихода автомобиля.
Отправители и получатели грузов должны отмечать в ТТН точное время подачи машины на пункт погрузки или выгрузки, а также ее убытия. Время пробега от погрузочно-разгрузочной площадки до ворот или КПП, которое не считается при исчислении общего времени погрузки или выгрузки, указывается в договоре на доставку грузов.
Погрузочно-разгрузочные работы, не предусмотренные Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом и Уставом автомобильного транспорта, выполняются согласно заключенных договоров, а также соответствующих правил доставки отдельных видов грузов.
Меры безопасности при погрузочно разгрузочных работах
Прр на выгрузке что это
Погрузочно-разгрузочные работы – это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки как вручную, так и при помощи специализированной техники.
Под размещением груза понимается его размещение (на транспортном средстве, на погрузочных площадках, на складах, в вагонах, элеваторах и т.д.) и его крепление, когда это необходимо.
Погрузочно-разгрузочные работы так или иначе есть везде: на стройплощадке и на транспорте, на любом промышленном предприятии, в торговле и на сельскохозяйственной ферме.
Погрузочно-разгрузочные работы в зависимости от специфики предприятия (производственное, торговое, транспортное, складское, сельскохозяйственное и т.д.) или от вида этих работ (погрузка, выгрузка, размещение груза) проводятся в определенных условиях труда, которые характеризуются теми или иными факторами – факторами производственной/трудовой среды (так называемыми производственными факторами).
Производственная среда по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» – это совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают в себя физические, экологические и другие факторы (шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия).
Погрузочно-разгрузочные работы – это трудовой процесс.
Под трудовым процессом понимается совокупность действий работника на конкретном рабочем месте по целесообразному изменению предмета труда.
Организация трудового процесса призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени при эффективном использовании оборудования, оснастки и инструментов, с высоким качеством и высокими результатами.
Производственная деятельность – это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для выполнения различных видов работ и оказания различных видов услуг.
Какой же производственной деятельностью сопровождается такой трудовой процесс как погрузочно-разгрузочные работы? Чем занимаются рабочие при погрузочно-разгрузочных работах, какова здесь их производственная деятельность?
Для отпуска груза его (груз) отбирают из мест хранения, укомплектовывают, упаковывают, перемещают внутри места хранения, перемещают от исходного местоположения груза до транспортного средства, грузят на транспортное средство. После перевозки разгружают транспорт и размещают груз на хранение, укладывают в стеллажи, ящики, штабели и т.п.
Организация погрузочно-разгрузочных работ и их проведение должны соответствовать правилам, принятым во исполнение статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) и утвержденным приказом Минтруда России от 17.09.2014 № 642н – ЭТО ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ*.
*Действующие до этого «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» отменены приказом Минтруда России №485 от 21.07.2015 года.
«Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (далее – «Правила…») устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов.
В соответствии со статьей 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при разработке технологических процессов, организации производства и труда.
«Правилами…» устанавливаются требования: к производственным помещениям, организации рабочих мест, эксплуатации оборудования и инструмента (раздел II «Правил…»); при организации и осуществлении технологических процессов, включая способы и параметры размещения грузов (раздел III «Правил…»); при работе с опасными грузами (раздел IV «Правил…».
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
Во исполнение нормативных правовых актов по охране труда работодатель проводит определенные организационно-технические мероприятия.
Работодатели, а также их объединения, вправе устанавливать повышенные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, улучшающие условия труда их работников.
Если отдельные требования охраны труда не предусмотрены «Правилами…», следует руководствоваться требованиями других соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также требованиями технической документации заводов-изготовителей оборудования и инструмента. Так сформулирован пункт 3 «Правил…».
Поясним на примерах:
Правила устанавливают основные требования охраны труда для работников структурных подразделений хозяйства грузовых перевозок ОАО «РЖД» и филиалов ОАО «РЖД», производящих погрузочно-разгрузочные работы.
Существуют и другие отраслевые нормативы, регламентирующие нормы и правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов в различных отраслях хозяйствования РФ.
Погрузочно-разгрузочные работы и работы по размещению грузов выполняются преимущественно механизированным способом при помощи грузоподъемных машин и средств механизации, таких как грузоподъемные краны, тельферы, электрические тали, лебедки, конвейеры, пневматические разгрузчики, автомобили-самосвалы, ковшово-элеваторные разгрузчики, разгрузочные машины, автопогрузчики, электропогрузчики, тележки и т.д.
Часть погрузочно-разгрузочных работ выполняется работниками вручную. При подъеме и перемещении грузов вручную должны соблюдаться нормы подъема тяжестей, предельные нормы подъема тяжестей, установленные законодательством.
Погрузка, разгрузка и размещение грузов осуществляются под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Некоторые из погрузочно-разгрузочных работ проводятся только под непосредственным руководством ответственного за безопасное проведение (производство) погрузочно-разгрузочных работ.
Ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ назначается приказом (распоряжением) руководителя предприятия из числа подготовленных руководителей или специалистов этого предприятия.
Ответственный за безопасное производство (проведение) погрузочно-разгрузочных работ определяет безопасные способы погрузки, разгрузки, транспортирования, размещения грузов и несёт ответственность за соблюдение правил безопасности при выполнении этих работ.
Ниже приведены термины и определения, которые используются в данной программе:
Грузоподъемная машина, устройство, механизм – техническое устройство циклического действия для подъема и перемещения груза.
Кран грузоподъемный – грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами.
Таль – подвесное грузоподъёмное устройство с ручным или механическим (обычно электрическим) приводов, состоящее из подвижного и неподвижного блоков и основанного в их шкивах троса или металлической цепи. В ручных талях используются чаще всего сварочные или пластинчатые цепи, играющие роль тягового элемента.
Тельфер – подвесное грузоподъёмное устройство (таль) с электрическим приводом, которое обеспечивает как подъём груза по вертикали, так и перемещение его вдоль балок (двутавров).
Грузовая лебёдка – устройство для подъёма или перемещения грузов с помощью тягового каната или цепи.
Полиспаст – грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймыблоков, последовательно огибаемыхканатом, тросом илицепью, позволяющее поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.
Грейфер – грузозахватное приспособление в виде ковша, имеющего поворотные челюсти для захвата грузов. Служит рабочим органом грузоподъёмных кранов, погрузчиков, экскаваторов, талей и других грузоподъемных машин.
В значение грузоподъёмности крана, оборудованного грейфером, включены массы груза и грейфера; масса грейфера обычно составляет 0,37-0,45 от всей грузоподъемности крана.
Магнитная шайба – грузоподъемный электромагнит (стальной корпус со встроенным магнитом)в форме шайбы (прямого цилиндра).
Длинномерные грузы – грузы, превышающие длину кузова транспортного средства на 2 метра и более.
Длинномерные тяжеловесные грузы – грузы, вес которых с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства
Опасные грузы – это вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболеваний людей, животных, нанести вред окружающей среде.
Опасные грузы — это ядохимикаты, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, которые в силу своей опасности требуют наличия специальной упаковки, выполнения квалифицированной погрузки и разгрузки, а также особого режима перевозки.
Несовместимые опасные грузы – опасные грузы, при смешивании которых может происходить опасное выделение тепла или газа или могут образовываться коррозионные вещества.
Проект производства работ (ППР ) – организационно-технологический документ, включающий решения по охране труда и промышленной безопасности, на основе которых выполняются работы в условиях действия опасных производственных факторов.
Технологическая карта (ТК) – стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего определенный технологический процесс.
Масса брутто – общая масса грузового места;масса груза вместе с упаковкой внутренней, которая неотделима от товара до его потребления, и внешней – тарой.
Тара – ёмкость для хранения и транспортирования продукции (ящики, мешки, корзины, фляги, бутыли, бочки, бочонки и т.п.), обеспечивающая сохранность продукции.
В отличие от упаковки обычно допускается повторное (многоразовое) использование тары.
Масса нетто — вес груза без тары и упаковки.
Аварийная ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий и других происшествий, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей.