Прозерпина это богиня чего
Прозерпина
Прозерпи́на (лат. Proserpina ) — в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По одной версии, имя ее — латинизированное греческое «Персефона». По другому толкованию, так называлась римская богиня, способствовавшая произрастанию (proserpere) семени и слившаяся позднее, по введении греческих культов, с богиней Персефоной.
По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда ее заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал ее на колеснице, заставив бездну развернуться перед ними и Прозерпина была унесена в подземное царство. Плутон вынужден был отпустить ее, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.
Образ Прозерпины запечатлел Данте Габриэль Россетти (1828—1882) в картине «Прозерпина». После смерти любимой жены Россетти Элизабет музой художника становится Джейн Верден. Эти две женщины послужили прообразом изображения на картине.
В честь Прозерпины назван астероид (26) Прозерпина, открытый в 1853 году
Полезное
Смотреть что такое «Прозерпина» в других словарях:
ПРОЗЕРПИНА — (лат.). Дочь Цереры и Юпитера жена Плутона, царица ада, в который увлек ее Плутон. 2) планета, открытая в 1853 г. Лютером. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОЗЕРПИНА (миф.) жена Плутона, бога… … Словарь иностранных слов русского языка
прозерпина — Персефона, Персифона Словарь русских синонимов. прозерпина сущ., кол во синонимов: 4 • астероид (579) • богин … Словарь синонимов
ПРОЗЕРПИНА — в римской мифологии богиня плодородия и подземного царства. Соответствует греческой Персефоне … Большой Энциклопедический словарь
Прозерпина — (Proserpina). См. Персефона. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии
ПРОЗЕРПИНА — (в др. рим. мифологии богиня мертвых, подземного царства; см. тж КОРА, ПЕРСЕФОНА) Богиня моря, грозная Афина, Сними могучий каменный шелом. В Петрополе прозрачном мы умрем, Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина. ОМ916 (112.1); В Петрополе… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Прозерпина — в римской мифологии богиня плодородия и подземного царства. Соответствует греческой Персефоне. * * * ПРОЗЕРПИНА ПРОЗЕРПИНА, в римской мифологии богиня плодородия и подземного царства. Соответствует греческой Персефоне (см. ПЕРСЕФОНА) … Энциклопедический словарь
Прозерпина — в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствующая древнегреческой Персефоне (См. Персефона) … Большая советская энциклопедия
Прозерпина — (Proserpina) в римской мифологии богиня подземного царства, жена Дита (Плутона), дочь Цереры. Имя ее не что иное как латинизированное греческое имя Персефона (см.). По другому толкованию, так называлась римская богиня, способствовавшая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПРОЗЕРПИНА — (лат. Proserpina) в др. рим. мифологии и религии богиня подземного царства. Отождествлялась с др. греч. богиней Персефоной … Советская историческая энциклопедия
Прозерпина — лат. форма имени греч. богини подземного царства и плодородия Персефоны; римляне официально ввели ее культ с 249 г. до н.э. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Прозерпина
Аид древних греков крайне сложная живая композиция и тем отличается от любого вида христианской преисподней. В Аиде нет категории времени, но с пространством дела обстоят крайне сложно: оно способно сжиматься, расширяться, непомерно увеличиваться и уменьшаться до самых скудных размеров. Все это зависит от десятков причин: от воли богов и титанов; от настроений Океаноса; от взаимоотношений богов и титанов; от капризов Аида — повелителя царства мертвых и т. д. Если у мертвеца нет денег, чтобы заплатить Харону и благополучно пересечь Стикс, он должен выбирать другие пути, которых довольно много со всех сторон света. Но, во-первых, большинство не знает карты ада, во-вторых, масса путей, дорог и тропинок крайне опасны. Поэтому будущим призракам приходится днями и месяцами (образно говоря) блуждать по чащобам, равнинам и оврагам, поросшими чахлой, белесой травой, чтобы найти дворец Аида. Слева от дворца растет белый кипарис, который отбрасывает свою тень в Лету, реку забвения, справа — белый тополь, отражающийся в Мнемозине — реке памяти.
Мертвые еще не призраки и отчаянно пытаются избежать этой судьбы. Если им удасться напиться живой крови — имитация жизни на некоторое время возвращается к ним. Так охотник Орион до сих пор гонится за мертвым оленем, но безуспешно, потому что олень превратился в призрак. Кстати.
Мертвые называются таковыми, пока блуждают по безрадостным равнинам и перелескам. Здесь еще остается мнимая надежда, мнимая, поскольку ток живой крови оживляет их ненадолго. Стоит приблизиться к полям асфоделей в окрестностях дворца Аида и судьба их решается. Асфодели — почти прозрачные цветы разных оттенков, почти прозрачные, но постепенно теряющие и это качество — такова специфика пространства Аида. Мертвые равным образом теряют плотность, видимость, обретая полупрозрачность, прозрачность, призрачность. Часть из них попадает в Лету, где они, теряя память, уходят в подлинное небытие. Другие, посвященные в мистерии, погружаются в Мнемозину, где память постепенно возвращается и появляется чувство ориентации. Река Мнемозина граничит с Элизиумом, страной блаженных, куда они, счастливцы, стремятся. Однако ж большинство предстает перед тремя судьями — они решают их судьбу, как правило, незавидную, направляя грешников и вообще людей неправедной жизни в поля страданий. Но этим не ограничивается «трибунал» близ дворца Аида.
Каждый зверь, часть тела которого входит в состав этих «исчадий ада», имеет для того свои основания. Собака, к примеру, с присущей ей неутомимостью преследования, превосходным нюхом и отличной памятью, незаменима для хорошего судьи. Недаром пес Цербер — страж всего инфернального пространства — настоящее чудо тератологии. У Цербера три головы и змеиный хвост. Это еще куда ни шло. Но туловище данного порождения Эхидны и Тифона усеяно змеями, что придает ему, надо полагать, совсем гротескный вид. Страж он образцовый. Аналогичное можно сказать о лошади, льве, тигре, любом звере, служащем справедливости, так как зло в аиде не цель, а необходимость.
Вообще отношение призрака с его мертвым телом весьма запутаны. Хотя призрак, по понятной причине, не испытывает физических страданий, его судьба печальна: вечно блуждать на границе полного небытия ужасно; не менее ужасно частично или полностью быть загнанным в собственное мертвое тело, испытывая все напасти, выпавшие на его долю. Выдающихся грешников или героев ждет иной жребий. Они особо отмечены богами. Их удел — постоянная и нудная занятость чем-либо. Достаточно вспомнить Данаид или Сизифа. Окнос, к примеру, постоянно блуждает по берегу Стикса и старательно плетет канат из грубого прибрежного тростника: за ним следует ослица и расплетает канат. Вечная бессмысленная работа, которую так ненавидели греки.
Герои подвержены иной участи. Призрак Ахилла пребывает в аиде, но сам Ахилл живет с Еленой Прекрасной на островах Блаженных, что расположены сразу после Элизиума. Призрак Геракла — в аиде, хотя сам Геракл — в сонме олимпийских богов.
Некоторые удачливые праведники, погруженные в реку Мнемозину, выплывают в мир живых, обретая таким образом второе рождение. Павзаний, Валерий Флакк и некоторые другие авторы утверждают, что в аиде находится призрак каждого злого человека, но необходимо пройти посвящение Гекате, чтобы получить с ним контакт. Но сие относится к сфере черной магии, а не к нашему короткому обзору.
Рассказывают, что Дионис обязан одним из своих рождений Прозерпине, когда Зевс явился к ней в виде змея. Христиане, по слухам, изуродовали изумительную мозаику одной из древнеримских терм, посвященную этому событию.
Царь лапифов Пирифой и герой Тезей пытались похитить Прозерпину. По свойственному ей загадочному капризу, Прозерпина повелела Гераклу освободить Тезея, но велела приковать к скале злобного царя лапифов. Зачарованная лирой Орфея она разрешила отпустить Эвридику и лишь по невольной оплошности великого музыканта Эвридика осталась в аиде. И все же обвинений в ее адрес достаточно. По просьбе Афродиты она укрыла ее маленького сына Адониса и отказалась вернуть матери. С тех пор Адонис вынужден проводить треть года в аиде. Однажды разъяренная от ревности Прозерпина уничтожила, буквально растоптав, нимф Кокидиду и Менту — возлюбленных Аида.
С древности осталось только несколько скульптур и мозаик, посвященных Прозерпине. Она, правда, довольно часто встречается в групповых сценах на амфорах и барельефах. В новое время внимание притягивает полотно кисти прерафаэлита Д. Г. Росетти «Прозерпина». «Богиня подземной весны» написана с присущей этому художнику роскошной изысканностью: трудно представить, чтобы она, дивной красоты женщина, могла кого-то «уничтожить и растоптать». Вполоборота обращенная к зрителю, слегка склонив голову, она светится нездешней грустью, оттененной глубокой скорбью Эта скорбь понятна: она только что вкусила треть граната и, думая о перемене судьбы, сдерживает пальцами правой руки запястье левой, в которой еще остался роковой плод. Темно-каштановые, густые, длинные волосы в пышности своей оставляют открытыми шею и совершенно спокойное лицо. Но совершенно ли спокойно это лицо? В левом уголке губ цвета граната угадывается легкий излом. Он словно повторяется, непостижимо струится, переходит в гамму серого цвета покрывала. Сверху, около плеча, в складках покрывала еще просвечивает левая рука, потом покрывало темнеет, перетекает в нижний, почти черный фон картины, огибая изящный медный светильник — он либо погас, либо горит черным огоньком.
Прозерпина — дочь Деметры, богиня аида, потаенной грусти и глубокой скорби.
Ее голова в кипе темно-каштановых волос на фоне белого квадрата света и листьев виноградной лозы, ее покрывало ниспадает, струится, перетекает, уходит во тьму…
Вряд ли бы древние греки признали такую Прозерпину. Но люди нового времени тоже не могут угадать, что такое «богиня подземной весны». Она отличается многоликостью, и ее нельзя трактовать однозначно. Прозерпина, супруга Аида — это одно; Прозерпина — дочь Деметры — другое; Прозерпина — богиня подземной весны — третье и т. д. Формально ипостаси одной богини, но функционально — три разные богини. Как писал Эндрю Мэрвелл, английский поэт барокко:
Для нищих, несчастных и слабых недоступен чертог Прозерпины,
Лишь могучий и гордый достигает анти-земли.
Надо преодолеть коварство супруги Аила,
Чтобы сквозь чахлую осень блеснули белые розы весны.
Здесь другая картина аида в частности, и другая ситуация мироздания вообще. Аиду соответствует вечная осень, чахлая и гнилая в своем вечном распаде. Весна Прозерпины открывает путь к анти-земле, начертанной на картах древнеримского географа Помпония Мелы и впоследствии, в семнадцатом веке, описанной Афанасием Кирхером в книге «Iter extaticum». «Весна» Ботичелли несомненно касается той же тематики. Все это относится к тайному культу Прозерпины, о котором упоминается в нескольких отрывистых и темных сообщениях. Кое-что было, вероятно, известно Росетти, поскольку он изобразил не супругу Аида, не дочь Деметры, а именно богиню подземной весны.
«Об этом не знают ни микроскоп, ни телескоп», — по словам Уильяма Блейка. Иначе говоря, при данном, контрмифическом развитии цивилизации всякого рода «Мифологии древней Греции» гораздо больше поведают о характерах и методах исследования, о личностях и вкусах авторов, нежели о самом предмете исследования. Сложность, увлекательность и загадочность мифов всегда будут возбуждать любопытство и привлекать интерес. Но их девственность всегда останется недоступной, несмотря на дерзания истории, психоаналитики, глубинной психологии. Ничего кроме поверхностных аналогий отыскать в них нельзя. И если «прошлое для нас — книга за семью печатями»(Новалис), мифы — квинтэссенция неизвестного.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Прозерпина
В русских традициях Прозерпине соответствует образ Бабы-Яги Костяной Ноги (Буря-Яга), которая является ведьмой (от слова «ведать», «знать»), знающей женщиной, которая одним может предстать в виде страшной старухи, а другим — в образе прекрасной девушки (девственность — символ космической чистоты). В ее избушке всегда есть алхимическое оборудование, какие-то порошки, снадобья, травы, различные горшки, котлы, в которых это все кипит. Кому-то Баба-Яга помогает, дает молодость, неуязвимость, а кого-то может и съесть.
«»Прозерпина»(1824) не стихи, а музыка, — писал Дельвиг Пушкину, получив от него это произведение, — это пенье райской птички, которое слушая, не увидишь, как пройдет тысяча лет».
Данте Габриэль Россетти. Прозерпина, 1874. Галерея Тейт
Прекрасным символом Прозерпины является образ Лабиринта в романах Роджера Желязны «Хроники Амбера» (3). Лабиринт здесь является мистической космической сущностью, пройти который может только человек, обладающий королевской кровью (кровь — это символ души человека, королевская — означает некоторую избранность, внутреннюю готовность человека к предстоящим испытаниям), всех остальных Лабиринт уничтожает. Внешне Лабиринт выглядит как светящийся рисунок, имеющий сложную структуру. Если кто-то вступил в Лабиринт, то его надо пройти до конца: любой процесс преобразования, трансмутации нельзя прервать на середине, иначе последствия будут разрушительными. Выход из Лабиринта — в центре (подобно точке в символе Прозерпины). Проходя через Лабиринт, человек полностью «распадается на атомы» и воссоздается на новом уровне. Процесс прохождения сопряжен с нечеловеческими усилиями, с преодолением множества внутренних барьеров. Все, добравшиеся до центра (то есть познавшие себя, обретшие связь со своим духовным началом), получают огромные силы и возможности, им подчиняется материальный мир, они могут его изменять по своему желанию, они управляют пространством и временем. В «Хрониках Амбера» есть многое, что может прояснить суть Прозерпины, в том числе карты-голограммы, с помощью которых можно перемещаться в пространстве, которые холодные на ощупь (Прозерпина, подобно Сатурну, весьма «холодная» леди).
Сам дух, психологическая природа, которую порождает Прозерпина, хорошо передан в книгах Ф.Херберта про Дюну (4).
В астрологии Прозерпина связана со всеми процессами преобразования материи в новое качество — это суть алхимии. У современных людей искусственно сформировано неправильное понимание алхимии, которой приписывается поиск универсального средства (философского камня) для преобразования свинца в золото. Сутью алхимии, прежде всего, является внутреннее, духовное преображение человека, и как следствие — преображение материи физического тела. И бессмертие, которое дает алхимия, — это, прежде всего, бессмертие в духе, это обретение целостности своей природы, хотя это вовсе не говорит о том, что истинные алхимики не могут продлить жизнь своего бренного физического тела. Философский камень и эликсир жизни — это духовные понятия, это точка в центре символа Прозерпины, эта сам дух человека, бессмертный и божественный, который способен творить чудеса, преображая косное в возвышенное.
Прозерпина связана с женским космическим началом Навь и стихией Земля, подобно Венере и Сатурну. Прозерпина по своим функциям — это высший Сатурн. Если Сатурн — это система ценностей человека, его жизненное кредо, то Прозерпина — это система космических, вечных ценностей, это истинное Знание о природе всех вещей и явлений Проявленного мира. В отличие от Нептуна, который тоже связан со знанием тайной стороны вещей, Прозерпина является универсальным, синтетическим знанием, вмещающим не только знание о внутренней, сокровенной стороне вещей, но и о внешней, формальной. Прозерпина — это синтез внешнего и внутреннего, духовного и материального.
Сатурн связан с устойчивостью, стабильностью в жизни человека, Прозерпина связана с мировым Порядком, источник которого лежит в области Духа, а основание — здесь, на Земле, в мирах наибольшей материальности.
Символ Прозерпины — две Луны, левая и правая, обращенные друг к другу своими выпуклостями, между которыми есть центр, точка:
Изображение Прозерпины похоже на пресс, который сжимает все, что попадает в сферу его действия, и прессует, собирает это в точку. Правая и левая Луна — это космический и человеческий факторы в эволюции. Точка — это центр, зерно Духа, это высшее «Я» человека, это то, что единственно истинно, непреходяще, неизменно в этом мире, это источник и фокус всех сил, это наша точка сборки (см. книги Карлоса Кастанеды, 2).
Прозерпина все подвергает проверке на истинность, на чистоту. В центр допускается только то, что действительно заслуживает вечности, а все остальное будет безжалостно раздавлено жерновами, перемалывающими материю.
На низшем уровне Прозерпина связана с чисто физическими процессами переплавки, перегонки, варки, поэтому она покровительствует химикам и кулинарам (домашним алхимикам), которые своей стряпней могут продлить нашу жизнь или сделать ее короче.
Прозерпина — это способность восстанавливать целостность своего организма. Подобно тому, как у ящерицы может вырасти оторванный хвост, человек с сильной Прозерпиной может восстанавливать свои органы. Так, известны случаи, когда в зрелом возрасте вырастали новые зубы (третий набор), лысые обретали густую шевелюру, а на месте ампутированных пальцев пытались вырасти новые.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Планета Прозерпина в астрологии
Астрологически планета принимается во внимание далеко не всеми астрологами. Те же, кто использует Прозерпину в астрологической работе, приписывают ей силу трансформации, мутации.
Она считается покровительницей медицины, алхимии, метафизики, высшей магии, но ярче всего ее воздействие проявляется в совместной работе с другими планетами, особенно с Сатурном, Хироном, Ураном, Нептуном и Плутоном. В каждом отдельном случае это содружество влияний указывает на какую-то специфику, которая проявляется как в органической, так и в неорганической природе.
Считается, что в жизни человека Прозерпина определяет глобальные изменения, влекущие за собой полную переориентацию человека, позволяет быть человеку проводником высшей системы знаний. В будущем она должна дать полную трансформацию Духа и воссоздать человека Новой Эры.
Слабая Прозерпина характеризует человека раздробленной активности и несобранности. Человек не может связать воедино факты, не может сломать привычный образ жизни, боится даже позитивных переворотов. Плохо восстанавливается физически и морально после болезней и несчастий. Ему нужны «тепличные» условия, он ломается в непривычной обстановке.
В мифологии
Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда ее заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал ее на колеснице, заставив бездну развернуться перед ними и Прозерпина была унесена в подземное царство.
Персефону (Прозерпину) всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос.
В астрономии
Прозерпина на данный момент самая загадочная из «планет», используемых астрологами. Она была сфотографирована астрономами в 1984 году. Однако, по некоторым данным, Прозерпина была известна еще вавилонянам, как Нибиру, и зороастрийцам, которые именовали ее Даэна и приписывали ей цикл обращения вокруг Солнца, примерно совпадающий с циклом, рассчитанным учеными конца XX века.
Индийцы считают, что в Солнечной системе должно быть 16 планет, другие источники говорят о 12 планетах. Но астрономы уверяют, что, опираясь на данные, полученные с помощью Хаббла, больше, чем известно сегодня, планет у Солнца нет. Некоторые из астрономов предлагают даже лишить статуса планету Плутон.
Возможно это совпадение, но сейчас, когда Плутон, как планета лишен своей власти, Прозерпина проходит шестнадцатый градус знака Скорпион, значит, одну/вторую в царстве Плутона она уже пробыла. До конца знака Скорпион осталось ещё 15 градусов. И этот период Прозерпина будет свободна, т.е. Плутон не будет управлять ею и знаком Скорпиона в том числе. Но как мы помним, далее она опять вернется к своему мужу. Можно предположить, что по истечении этого времени Плутон будет восстановлен в своих правах и вновь признан полноправным членом в рядах планет солнечной системы.
Прозерпина – богиня весны из мира мёртвых
Какой могла быть богиня подземного мира, мрачного царства мёртвых? Несомненно, первая ассоциация возникает с некой демонической личностью, но древнеримская Прозерпина является полной противоположностью столь стереотипному образу. Её образ, как и у многих римских божеств, был заимствован из греческой мифологии. “Коллегой” Прозерпины была Персефона, воплощавшая красоту, юность и весну. Те же качества переняла и римская небожительница.
Столь нежный и даже лирический образ не мешал богине выступать и в роли владычицы подземного царства, где правил её супруг, бог мира мёртвых Плутон. Именно с ним связан один из самых известных мифов римлян. Основой предания служила греческая легенда, но народ Рима добавил некоторые колоритные особенности и немного изменил характеры героев. Итак, давайте знакомиться с прекрасной Прозерпиной, оказавшейся в мире, где нет места ни юности, ни весне.
Необыкновенная богиня
Прозерпина сочетала в своих функциях достаточно противоположные аспекты. С одной стороны, она выступала покровительницей весны и процветания, ассоциировалась с силами плодородия и изобилием.
С другой же, Прозерпина властвовала над мрачным подземным миром, являясь “царицей мёртвых”. При этом не стоит демонизировать образ Прозерпины. Даже в своей тёмной обители она оставалась доброй и сострадающей покровительницей, готовой прийти на помощь людям или душам.
Данте Габриэль Россетти «Прозерпина», 1874 год
Местонахождение: Тейт Британия, Лондон, Великобритания
Похищение Прозерпины
Но у вас может появиться вполне логичный вопрос: как богиня весны оказалась в подземном мире? Именно об этом нам рассказывает одна из самых известных легенд, связанных с именем Прозерпины. Юная богиня была невероятно хороша собой.
Зная об одиночестве Плутона и красоте Прозерпины, находчивая покровительница любви Венера решила соединить их судьбы. Она подослала Амура, что выстрелил в сердце властителю подземного царства. Когда Плутон увидел Прозерпину, гуляющую на лугу с подругами, он забыл обо всём на свете. Бог сотворил прекраснейший цветок, который вырос неподалёку от места, где находилась красавица.
Алессандро Аллори «Похищение Прозерпины», 1570 год
Местонахождение: Музей Гетти, Лос-Анджелес, США
Прозерпина увидела его и тут же решила сорвать для своего букета. Но в тот миг, когда хрупкие пальчики коснулись цветка, земля разверзлась, а из её недр вырвалась колесница, в которую были запряжены чёрные “адские” кони.
Плутон схватил девушку и унёс её в подземное царство, где сделал своей супругой. От себя хочу отметить, что, несмотря на факт похищения, вряд ли Прозерпина выступала против такого союза (тем более, Венера наверняка всё предусмотрела). Впрочем, изначально юная богиня действительно была не на шутку испугана, что можно увидеть в различных произведениях искусства, посвящённых этому мифу.
Суд богов
Итак, Прозерпина осталась в мире мёртвых вместе с супругом, а её мать Церера, не зная о судьбе дочери, тщетно пыталась найти ту на земле. А ведь Церера была богиней плодородия и земледелия. В период её скорби земля перестала дарить жизнь растениям. Люди понимали, что скоро страшные голод и мор поглотят всё живое. И тогда народы земли взмолились Юпитеру, который, кстати, приходился Прозерпине родным отцом.
Лишь услышав крики о помощи, доносящиеся с земли, Юпитер понял, сколько страданий принесло Церере баловство Амура. Верховный бог велел собрать совет божеств. К тому времени Церера уже знала, кто похитил её дочь, а потому требовала от Плутона немедленно вернуть Прозерпину. Но, с другой стороны, она ведь уже была его законной супругой, а потому дело принимало серьёзный оборот.
Богиня Церера тщетно пыталась найти дочь на земле / © Shanina Conway / fineartamerica.com
На мой взгляд, Юпитер, выступивший судьёй в этом споре, поступил вполне мудро. Он отметил, что навсегда забрать Прозерпину у Плутона невозможно, однако и сам властитель мрачного мира поступил неправильно и несправедливо по отношению к матери своей супруги.
По решению совета богов было установлено, что треть года юная красавица будет находиться в чертогах мужа, а вот оставшееся время проведёт на земле с матерью. Когда Прозерпина возвратилась к Церере, вся земля расцвела, а почва приобрела новые силы, благодаря чему стали вырастать новые растения, цветы, ценные культуры. Люди были спасены, а потому посвятили Церере и Прозерпине весенние праздники, которые проходили ежегодно.
Фредерик Лейтон «Возвращение Прозерпины», 1891 год
Местонахождение: Музей искусств Лидс, Великобритания
Природа и Прозерпина
Кстати, есть в этой легенде ещё одна интересная деталь. Плутон, опасаясь, что его возлюбленная останется навсегда жить на земле, перед её дорогой к матери подложил в пищу Прозерпины зёрнышко граната.
Оно, согласно традициям, связывало людей, а потому богиня всегда возвращается в царство мёртвых. Именно поэтому на земле сменяются времена года. В этих привычных для нас переменах можно уловить и настроение Цереры. Весной она радуется появлению дочери, а потому даёт жизненные силы и растениям, и животным, и людям.
А осенью, понимая, что скоро Прозерпина оставит мать, впадает в тоску, начиная увядание природы. В зимнее же время Церера находится в глубокой скорби, из-за чего и всё живое погружается в сон, словно “умирая” на время вместе со своей юной богиней.
Джованни Бернини «Похищение Прозерпины», 1621-1622 годы
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Я неслучайно отметила, что сюжет из мифа о Прозерпине и Плутоне, образ самой Прозерпины пользовались популярностью у мастеров самых разных эпох. Наиболее известным стало изваяние, созданное итальянским архитектором Джованни Бернини. Он ярко и реалистично изобразил миг похищения юной красавицы, дополнив известную нам историю драматизмом и экспрессией, выраженной в мраморе. Не менее ярким образ Прозерпины стал у Данте Россетти в одноимённой картине.
На обложке: Фрагмент картины Жана-Франсуа де Труа «Похищение Прозерпины», 1735 год. Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия