Пройти под иконой во время крестного хода что значит
Зачем женщины в церкви проползают под иконой: старинный ритуал и его значение
Пресвятая Богородица является для женщин и материнства главной покровительницей. Издавна было принято молиться ей о том, чтобы роды прошли успешно, чтобы детям сопутствовало благополучие, чтобы семья была здорова, а урожай был обильным, чтобы спастись от любых бед. Особо почитаемой является Иерусалимская икона, которую написал евангелист Лука через пятнадцать лет после того, как произошло Вознесение Господне.
Под образом проползают трижды
Наиболее часто проползание под иконой практикуется во время крестного хода. Но в селе Малахово в Московской области, где находится список Иерусалимской иконы Богоматери, происходит прохождение женщин перед образом в храме. Под ним, в киоте, есть небольшое отверстие, куда можно проникнуть, только если поклониться до самой земли.
Богослужения в Малахове проводятся лишь по праздникам и по воскресеньям. Перед началом службы окошко под иконой открывают, и женщины, приложившись к лику, проползают через него, затем обходят образ по краю амвона с левой стороны. После этого они снова выстраиваются в очередь, чтобы трижды пройти под ним.
Ритуал нужно совершать без спешки
Некоторые из верующих дожидаются окончания службы, чтобы народу возле иконы стало меньше, чтобы проползти перед ней три раза. Так, во время одного из праздников прихожанка средних лет не смогла объяснить, в чем она видит смысл прохождения.
Однако она сказала интересующимся, что в основном верующие проползают перед Иерусалимской иконой неправильно. Они делают это очень быстро, а она дожидалась момента, чтобы осуществить ритуал без всякой спешки. По этой же причине еще несколько верующих в самом конце богослужения подходили к образу.
Богородица защищает грешников
Она единственная защищает грешных, а также покровительствует женщинам, поэтому в память об этом и проходят под иконой. Особенно это касается представительниц слабого пола, но и мужчинам исполнение этого ритуала не возбраняется, так как Божья Матерь заступается за всех верующих.
Не все могут пролезть под иконой
А также обычай прохождения под образом ассоциируется с исцелениями, когда в давние времена больных было принято или проносить под иконой, или класть перед крестным ходом, чтобы икона прошла над ними. Виктор Мусин, бывший алтарник в малаховском храме, считает, что проползание под иконой приносит пользу здоровью.
При этом не все удостаиваются прохождения под образом, некоторых Божья Матерь «не пропускает». Как сообщил алтарник Алексей, неправедных людей назад отбрасывала какая-то неведомая сила.
Крестный ход
Что такое Крестный ход
Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.
Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).
Православный Крестный ход: история и традиции на Руси
Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.
Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.
После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.
Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.
Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.
Виды Крестного хода
Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой
Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.
Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.
Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.
Крестный ход у католиков
Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.
В основном Крестные ходы совершают:
Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.
Крестный ход обычно идет против солнца.
Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.
Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.
Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.
Ежегодные Крестные ходы в России
Крестный ход — молитвенное шествие с иконой
Великорецкий крестный ход
Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.
Георгиевский крестный ход
Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.
Волжский крестный ход
Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пасхальный Крестный ход: правила и значение
Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.
Крестный ход проводится и на Пасху
Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.
Значение Крестного хода для православного человека
В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.
150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.
Крестный ход для верующих
Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.
Крестный ход. Читать на Правмире:
Крестный ход. Видео:
Великорецкий Крестный ход
Молитвенное шествие на Пасху. Валаам
Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Пройти под иконой во время крестного хода что значит
Для чего нужен крестный ход? В чем смысл крестного хода?
Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.
Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против еретиков-ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе для освящения мест и отвращения болезней выносили из императорского дворца в храм Софии Животворящий Крест и носили по улицам.
В России крестные ходы совершались во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры, угрозы нападения врагов. Люди немало дней проводили на ногах, в посте и молитве, в зной или под дождем, но зато и велика бывала благодать Господня. Нравственное просветление, вызванное действием Духа Святаго, переживал каждый.
В XX веке стало возможным проводить воздушные крестные ходы. Как ни странно, первый такой облет городов России состоялся во время Великой Отечественной войны, хотя об этом мало кто знает. 2 декабря 1941 года, перед готовящимся контрнаступлением на немецко-фашистские войска, был совершен полет самолета Ли-2 с Тихвинской иконой Божией Матери на борту. Самолет вел личный пилот Сталина Александр Голованов, впоследствии маршал, основатель дальней авиации. Этот исторический момент отражен в документальных кадрах фильма «Неизвестная война», а также в воспоминаниях родственников Александра Голованова.
Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.
Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).
Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.
Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа).
иеромонах Иов (Гумеров)
Следуя за Крестом
Наверное, нет такого христианина, который бы ни разу не принял участие в крестном ходе. Словари определяют крестный ход как торжественное шествие духовенства и народа с иконами, хоругвями и крестом вокруг храма (монастыря, города, а также из одного храма в другой или к определенному месту). Подобного рода торжественные молитвенные шествия со святынями известны с древности: в Древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, шла ли речь о взятии неприступной крепости, о войне ли с опасным врагом, или об устроении святилища, то устраивались народные молитвенные процессии с перенесением ковчега Завета.
http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=47226..
Благочестивые и торжественные процессии со святынями неоднократно упоминаются в Ветхом Завете. В книге Иисуса Навина описано шествие жрецов и народа с ковчегом Завета вокруг стен Иерихона, что привело к обрушению городских стен. В Древнем Израиле приносили ковчег для борьбы с филистимлянами (что привело к пленению ковчега при судье Илии). Когда переносили ковчег в Дом Давидов, то сказано, что «несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками», «и когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна». Перенесение ковчега в построенный Соломоном Храм, также сопровождалось торжественной процессией: «царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить по множеству их». Таким образом, уже в древнейшие времена существовали торжественные процессии со святынями, возглавляемые судьями, царями, священниками, в ходе которых возносились соборные молитвы к Богу.
Крестный ход как соборная молитва
В новозаветные времена эта древнейшая практика всенародного благочестивого молитвенного шествия со святыней была переосмыслена и обрядово оформлена. Михаил Скабалланович в «Толковом типиконе» (книга, содержащая богослужебный устав с пояснениями) указывает, что уже в IV–V веках существовали особые церковные службы – литании. Скабалланович ставит знак равенства между литаниями и крестными ходами, описывая их как особые «торжественные процессии, крестные ходы из одного храма в другой, или на городскую площадь, или за город, имевшие место при перенесении мощей или других останков мученика, в память мучеников к местам их страданий или к церквам их из главной церкви, а также по случаю общественных бедствий». Подробно описывая примеры таких шествий (литания перед войной, литания по случаю бездождия, литания в честь мучеников и т. д.), Михаил Скаббаланович отмечает, что литании в Древней Церкви с одной стороны, были приурочены к дням памяти святых (отсюда и литии), а с другой – были скорбной и часто покаянной соборной молитвой в дни народных бедствий.
Крестный ход как шествие христиан
Считается, что крестный ход как торжественное шествие христиан, демонстрирующее христианское единство, был установлен свт. Иоанном Златоустом. До него крестный ход был скорее общенародной благочестивой молитвенной (или покаянной) процессией. Будучи архиепископом Константинополя и борясь с арианами и их ночными богослужениями, Иоанн Златоуст ввел в обиход тожественные ночные процессии в честь того или иного святого или переноса мощей святых. Известно, что шествия эти поддерживала императрица, покупая на свои деньги восковые свечи. Люди шли с зажженными свечами. Для таких шествий были сделаны серебряные кресты на древках. Так возникли церковные крестные ходы. Очевидно, что при свт. Иоанне сложилось своего рода чинопоследование крестного хода. Да и само наименование шествия, по-видимому, сложилось именно тогда, ибо известно, что процессии эти проходили в определенном порядке, возглавлялись священниками; народ пел псалмы, нес серебряные кресты, иконы и горящие свечи. Со временем крестные ходы как торжественные молитвенные шествия с несением Креста Господня, икон и мощей святых стали проводить при любом значимом событии, когда востребована соборная молитва: встречи святыни, освящении храма, встреча архиерея, и т.д.
Современные исследователи выделяют римскую, иерусалимскую и ранневизантийскии традиции возникновения крестных ходов. Римская традиция, идущая от катакомбных процессий переноса Святых Даров, формировала торжественное и сосредоточенное соборное молитвенное шествие. Иерусалимская традиция, происходящая от шествий на места евангельских событий и чтений там евангелия, во многом сформировала традицию крестных ходов со стояниями – остановками, во время которых не только читают отрывки из евангелий, но и оглашаются послания и обращения к тем или иным социальным группам (католические предпасхальные и пасхальные крестные ходы). А ранневизантийская традиция – это соборное моление о помощи Божией. Такие крестные ходы называют оградительными или охранительными, они призваны ограждать, охранять от бед – войн, болезней, стихийных бедствий, непогоды, и т. д.
Крестный ход в России
Ветер бьет и дождик плещет
Крестный ход в моем народе
Мы идем – и ад трепещет
Мы солдаты. Мы в походе.
Этнографы XIX века отмечали особую народную любовь к крестным ходам: «народ любит торжественные церковные процессии и относится к ним, пожалуй, серьезнее, чем к церковным богослужениям». Характеризуя религиозный быт Симбирской епархии середины XIX в., священник А. Успенский так объяснял ситуацию: в народе считали, что после своей смерти человек ничего не помнит из своей земной жизни кроме тех дней, которые ходил за иконами в крестных ходах. Поэтому в некоторых деревнях бывало по шесть крестных ходов в год. И каждый стремился хоть немного, но пронести образ, ибо считалось, что с иконы благодать переходит на несущего. Отсюда и распространенный обычай прохождения под иконой. Когда несли особо почитаемую икону, все падали на колени, и икону проносили над ними. И во время крестного хода все – и дети, и взрослые – стремились пройти под иконой, а некоторые и не по одному разу. Исследователями описан существовавший порядок присоединения к крестному ходу: следует поклонится до земли иконе (иконам) крестного хода, оставаться на земле, пока не пронесут икону (иконы) и пока не пройдет вся процессия; только тогда можно встать и присоединиться к крестному ходу.
Проход под иконой во время крестного хода
Пеший крестный ход. Особенности организации и проведения
Традиционно считается, что крестные ходы возникли в IV веке в Восточной Римской империи, а название свое получили от большого (так называемого процессионного) креста, с которым неизменно совершается шествие. Раскрывая духовный смысл этого явления, святитель Симеон Солунский в труде «О священнодействиях и таинствах церковных» писал: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников».
Выросшая из праздничных крестных ходов вокруг монастырского собора или приходского храма, эта традиция еще до революции успела разделиться на два направления: ежегодные ходы по установившимся маршрутам (Великорецкий, Иринарховский, Коробейниковский) и так называемые эстафетные ходы, в которых святыню день за днем передавали по цепочке общины соседних сельских приходов. В городах параллельно развивался другой вид крестного хода — массовый однодневный. Интересно, что даже на пике революционных событий и даже еще в начале Гражданской войны разрешенные советской властью крестные ходы в обеих российских столицах собирали в 1917–1918 годах десятки тысяч участников.
Прерванную в советское время традицию одними из первых взялись возрождать в середине 1990‑х годов организаторы современного Великорецкого крестного хода. Их эстафету подхватили и творчески развили участники ежегодных крестных ходов в Дивеево, на Белую гору, в Коробейниково. В начале 2000‑х годов предпринимаются первые попытки организовать крестный ход, «сконструированный» не как паломничество к местночтимой святыне и не как путешествие по традиционному, из года в год повторяющемуся маршруту, а как молитвенное приношение, приуроченное к знаковому событию в истории православной России. Первым таким опытом стал крестный ход, проведенный из Ныроба в Екатеринбург в память о сосланном и замученном до смерти в Ныробе в 1601 году Михаиле Романове, дяде первого русского царя из этого рода.
Благословение и «гармошка»
Первое, что нужно сделать верующему православному человеку, желающему организовать крестный ход, — это максимально честно ответить себе на два вопроса: есть ли смысл вообще делать такой крестный ход и есть ли воля Божия на то, чтобы именно он этим занимался. Так считает президент Автономной некоммерческой организации содействия в организации и проведении крестных ходов «Восхождение» Андрей Бардиж. Он предлагает отвечать на эти вопросы не самостоятельно, а посоветовавшись с авторитетными духовными лицами. И только затем, в случае положительных ответов, следует испрашивать благословения правящих архиереев епархий, по территории которых намечено проложить маршрут. Если же таких епархий несколько — то еще и патриаршего благословения.
«За 17-летний опыт организации длительных крестных ходов у меня еще ни разу не было случая, чтобы Предстоятель отказал, если получены все архиерейские благословения, — замечает Андрей Бардиж. — К сожалению, в 2000‑е годы были примеры явно неудачных проектов с замахом на общероссийских статус, которые дискредитировали саму идею крестного хода. Даже если у такого горе-организатора на руках имеется бумага с письменным благословением правящего архиерея и финансовые гарантии полной оплаты всех расходных статей, по пути следования неминуемы проблемы! А на ходу исправлять их уже поздно: в маршруте прописаны все сроки, траектория движения определена. Вообще я бы запретил допускать к организации крестных ходов лиц, хотя бы дважды самостоятельно в подобных проектах не участвовавших: у них просто нет опыта системного решения задач, возникающих по ходу передвижения».
Следующий крайне важный этап подготовки обусловлен Федеральным законом № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 (в редакции от 7 июня 2017 г.), относящим крестный ход к общественным мероприятиям. Поэтому для получения санкций на его проведение от государственных властей организаторам, строго говоря, следует обращаться ко всем главам муниципальных образований, через территорию которых пролегает намеченный путь. В случае многодневных крестных ходов это десятки и даже сотни адресов. «Поэтому мы прибегаем к упрощенному механизму — весьма логичному и доказавшему на практике свою оправданность, — рассказывает Бардиж. — Официально просим о содействии глав регионов, в которые входят города и районы по маршруту передвижения. Конечно, губернатор — чиновник гораздо более занятый по сравнению с главой района или мэром города, и на наше письмо он может реагировать медленнее. Зато на нем замыкаются все ключевые структуры территории. Лично у меня — а я организовал 10 многодневных крестных ходов — инцидентов с органами государственной власти ни разу не возникало. Наоборот, если действовать по описанному алгоритму, они сами выходят на организаторов и предлагают помощь».
«Местную власть надо заинтересовать, — дополняет Анатолий Хвисюк, принимавший участие в координации нескольких проектов. — Ее представители проявляют больший энтузиазм, если видят в обращении фразы о возрождении исторических традиций, вовлечении молодежи в патриотическое движение, пропаганде здорового образа жизни».
Но мало согласовать само намерение. Для окончательного утверждения в органы власти следует представить «гармошку» — детальный посуточный график передвижения. Это важнейший документ, который составляется по строгому шаблону: время передвижения между населенными пунктами, точки входа и выхода из них, а в их пределах — перечень входящих в маршрут улиц и остановок на них. Причем, чем строже и корректнее составлена эта схема, тем проще потом в случае непредвиденных обстоятельств будет ее скорректировать. «В прошлогоднем крестном ходе мы запланировали проход под Псковом через Никандрову пустынь, — вспоминает Андрей Бардиж. Обитель стоит в глубине от основных дорог, хотя до революции туда ходили пешком из Порхова (это около 25 км пути)». Тропа сохранилась, и по просьбе организаторов шествия монахи специально обкосили ее, подготовив к проходу нескольких десятков человек: оводы летом там в траве, свидетельствует Бардиж, попадаются часто, поэтому излишнюю растительность следовало обязательно убрать. Специально сделали даже два новых мостика. Однако пошли непрерывные дожди, и тропу залило водой! «Нам ничего не оставалось, как вспомнить фразу про нормальных героев, которые всегда идут в обход, даром что тот путь вдвое длиннее, — вспоминает Бардиж. — И тут вмешивается полиция: нельзя менять траекторию без согласования! А согласовывать не с кем: пятница, конец рабочего дня. И офицеру полиции не оставалось ничего иного, кроме как под свою ответственность разрешить нам изменить маршрут. Даже выделил машину сопровождения с “мигалкой”, поскольку передвигаться нам пришлось по обочине автодороги. В итоге все же пошли на компромисс: на второй день передвижения по скорректированной траектории пересели в автобус. Позднее, конечно, я поехал в местную администрацию и подписал документы об измененном маршруте».
С учетом того что крестному ходу лучше избегать федеральных автотрасс, составление программы-«гармошки» — работа весьма трудоемкая. Если делать ее по всем правилам, то это займет несколько месяцев. Как показывает практика, неразумно планировать в длительном крестном ходе ежедневные переходы свыше 20–30 км (в отдельных случаях, если нет подходящих мест для ночлега, можно доводить это расстояние до 40 км, но 45-километровый суточный переход в этом смысле можно считать предельным, и больше одного такого марафонского этапа на протяжении всего хода устраивать нельзя). Через каждые 10 км (это два с небольшим часа пути) обычно планируется часовой привал. Раз в пять-семь дней — суточная стоянка в монастыре или возле приходского храма; как правило, эти точки «привязываются» к совершению Божественной литургии, за которой всем предоставляется возможность причаститься Святых Христовых Таин.
Несколько опрошенных «Журналом Московской Патриархии» организаторов, зарекомендовавших свою востребованность на протяжении нескольких лет крестных ходов (как одно‑, так и многодневных), не смогли вспомнить сколь-нибудь серьезных инцидентов при визировании программы крестного хода в согласующих инстанциях. Только заведующий миссионерским и молодежным отделами Горно-Алтайской епархии протоиерей Лаврентий Донбай, уже 11 лет возглавляющий ежегодные крестные ходы «По стопам миссионеров алтайских», поделился одним странным случаем, претендующим на пример-исключение: «Глава администрации села Усть-Камск в Республике Горный Алтай при согласовании маршрута категорически отказался предоставлять нам ночлег, мотивировав это тем, что у них православных нет. Когда же я попросил разрешения на ночную стоянку в пяти километрах от села, ответил также отрицательно. Глава района перенаправил нас на сельскохозяйственную ферму. К огромному нашему удивлению, там нас встретил православный алтаец, который очень обрадовался визитерам, постарался нас принять с максимальным гостеприимством и очень долго благодарил за посещение. Так что, если действовать по четкому алгоритму и с молитвой, маршрут устроится как надо».
Средства обеспечения: транспорт, питание, медобслуживание, финансы
Неразумно предварительно не оценить хотя бы примерную величину предполагаемых затрат. И вдвойне самонадеянно отправляться в путь, не представляя себе, какая доля бюджета непосредственно находится в вашем распоряжении. Зависимость общего бюджета длительного крестного хода как от продолжительности, так и от числа участников сложна и нелинейна. Хотя, конечно, в общем случае, чем больше людей откликнулось на ваше приглашение и чем больший путь вы преодолеваете, тем больше денег понадобится.
Здесь в первую очередь стоит учесть неоднородность затрат на том или ином участке пути. Это непосредственно зависит от разных факторов — от помощи благотворителей или принимающих приходов, сложности троп и дорог, средней путевой скорости передвижения и т. д. Понятно, что параметр плотности финансовой нагрузки очень сильно варьируется от одного многодневного крестного хода к другому.
Как ни парадоксально это покажется несведущему человеку, самая, пожалуй, важная материальная компонента современного многодневного крестного хода — это автотранспорт. Автомобиль организаторам требуется еще на подготовительном этапе, причем в случае нового, неизведанного маршрута это условие необходимое. «Сейчас я, к примеру, занимаюсь организацией запланированного на 2018 год многодневного крестного хода Тобольск–Екатеринбург, — говорит Андрей Бардиж. — Передвигаться между двумя этими городами можно по трем разным дорогам. Значит, все их нужно проехать, чтобы выбрать оптимальный путь. За время же самого крестного хода я проезжаю за рулем расстояние, превышающее его протяженность примерно в 20 раз, постоянно перемещаясь между конечными точками различных этапов».
Помимо штабной машины, даже относительно недлинный внутриепархиальный крестный ход невозможен без машины хозобеспечения. Обычно это грузовик (как вариант — «газель», большой автобус, КамАЗ с прицепом, большегрузная фура и т. п., в зависимости от конкретных условий и потребностей), перевозящий личные вещи и «оперативно-тактический» запас питания и медикаментов на несколько дней пути. Сильно ошибается тот, кто думает, будто палатки для ночевки в открытом месте, резиновые коврики-«пенки», чайники и термосы, а также десятки других насущных в длительном пешем путешествии вещей можно нести на себе (подробнее этот вопрос разберем ниже).
В остальном, как говорится, возможны варианты. В случае если колонна растягивается на несколько километров (как это случается во время Великорецкого крестного хода), вдобавок к штабной нужна еще легковая машина координации (иногда и не одна), чтобы решать оперативные вопросы, возникающие непосредственно в ходе движения. Важно это бывает и на нехоженых участках пути.
В Иринарховском крестном ходе легковые машины вообще не задействуются: его духовник настоятель Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов) весь путь вместе с братией проходит пешком. Возможно потому, что маршрут в течение уже многих лет идеально выверен и отработан, а также — за счет предельно четко проводящихся подготовительных мероприятий и относительно малой протяженности пути (весь ход умещается в одну календарную неделю). Монастырь же предоставляет крестному ходу и грузовики. В помощь четырехдневному крестному ходу вокруг Хабаровска настоятелю воинского храма святого великомученика Георгия Победоносца протоиерею Сергию Мещерякову два больших грузовика выделяют пограничники.
«Нам с автомобилем помогает местное отделение общественной организации ДОСААФ, оно же оплачивает бензин и работу водителя, — рассказывает руководитель ежегодного крестного хода “По стопам миссионеров алтайских” протоиерей Лаврентий Донбай. — Еще две машины вынуждены привлекать на волонтерских началах: кому-то компенсируем их использование, кому-то нет». У этого крестного хода своя особенность: Телецкое озеро участники пересекают в течение четырех с половиной часов на пяти кораблях.
Таким образом, на цену использования автотранспорта непосредственно влияет и количество задействованных машин, и необходимость оплаты их аренды, бензина и труда водителя.
Едва ли не сильнее варьируется в зависимости от конкретных условий такая статья расходов, как питание. «Соответствующую подушевую смету следует предусматривать в размере 100–200 руб. в сутки, — замечает Андрей Бардиж. — Но не следует забывать о живущих в нашем народе традициях странноприимства. Исстари одним из самых высоких проявлений любви у православных верующих считалось покормить путников, предоставить возможность им помыться и полечиться, помочь с ночлегом. Такие примеры у нас были». Он вспоминает, как во время крестного хода Екатеринбург–Кострома в Яранске (это в Кировской области) местные прихожане на четыре дня забрали у участников крестного хода все вещи и самостоятельно постирали их, да еще при помощи местных предпринимателей организовали автобусную экскурсию в село Великорецкое (через которое проходит одноименный крестный ход) и завезли поклониться святыням местной епархии. «Поскольку мы часто ходим по неизведанным маршрутам, местные у меня иногда спрашивают: что вам потребуется, как вообще принимать крестный ход, мы ведь ни разу с ним не пересекались?! Я отвечаю: сварите картошку (уж с ней-то в любом населенном пункте проблем нет) и положите в нее рыбу (мясо во время крестного хода мы не едим), а нет рыбы — и на том спасибо», — говорит собеседник.
«Особенность маршрута крестного хода “По стопам миссионеров алтайских” в том, что его можно назвать туристическим: он опирается на постоянный географический каркас, но каждый раз немного видоизменяется, — рассказывает протоиерей Лаврентий Донбай. — Бюджет, без которого мы принципиально не начинаем движение, состоит из двух частей: оплата автобусов к месту старта и от конечного пункта до Бийска или Барнаула, а также расходы на питание. Все эти затраты возлагаются на самих участников. В прошлом году с каждого из них собирали по 2500 руб. на питание плюс столько же — на автобусы, бензин и горюче-смазочные материалы». Протоиерею Сергию Мещерякову в крестных ходах вокруг Хабаровска помогает «палочка-выручалочка» в виде пограничников: они предоставляют две военно-полевые кухни, которые передвигаются вместе со всеми, а утром и вечером готовят завтраки и ужины. Похожая схема реализована в Иринарховском крестном ходе. Только там Литургия совершается ежедневно — в приходских храмах, через которые проложен маршрут. Поэтому по отпусте утром участников крестного хода кормят обедом, а вечером — ужином, к месту которого кухня добирается автономно, по шоссе. На биваках же каждый питается самостоятельно.
Практически нет в современных крестных ходах проблем с медицинским обслуживанием: или врач, или медсестра, или фельдшер в его составе, как правило, обнаруживаются, так сказать, автоматически, без специального приглашения. Типичным проблемам со здоровьем мы уделяем место ниже: речь идет о мозолях, сбитых ногах, натоптышах.
Расходы на медицинское обслуживание отнюдь не первенствуют в перечне наиболее затратных статей крестного хода, хотя в общей аптечке всегда должны быть медицинские пластыри, йод и зеленка, а также болеутоляющие средства. Разумеется, следует предусмотреть оперативную связь со скорой помощью или стационарными медицинскими учреждениями по всему ходу следования: в многодневных крестных ходах отмечены случаи ДТП (к счастью, летальных исходов не зарегистрировано) и гипертонических и сердечных приступов от большой физической нагрузки. А уж факты сломанных рук и ног исчисляются десятками (причем иногда после таких ЧП люди даже умудряются успешно продолжать путь).
Зато обязательно следует предусмотреть расходы на неподготовленных участников. Ниже мы приводим перечень личных вещей, без которых не рекомендуется начинать движение. Но кто-то обязательно не захватит с собой что-то важное. Значит, компенсировать отсутствие необходимой вещи придется другим участникам. К тому же не стоит забывать о преобладающем социальном составе шествия: несколько недель в пути могут позволить провести себе энтузиасты, не очень сильно привязанные к постоянной работе. Именно поэтому среди участников длительных крестных ходов всегда много пенсионеров и людей с невысоким достатком. Иногда приходится в храмах на пути следования просить теплые одеяла, спальные мешки и резиновые коврики потому, что кто-то не взял их с собой и тем самым переложил свою ответственность на чужие плечи. Зачастую таким людям за счет общего бюджета приходится покупать билет домой или частично компенсировать его стоимость.
Наконец, не стоит забывать о таких важных для современного крестного хода затратных статьях, как информационные буклеты, мобильная библиотечка (займет в пути слишком энергичных, которых на привалах хлебом не корми — дай что-нибудь или кого-нибудь пообсуждать. А к чему посторонние разговоры в молитвенном делании?!) и разработка и поддержание веб-сайта.
Конечно, крестный ход очень редко выступает в путь, располагая стопроцентным бюджетом. Бывает, выручает кружечный сбор, объявляемый на приходах по пути следования крестного хода. «Но подобное решение нельзя рассматривать в качестве универсального. И вот почему: некоторые настоятели категорически против сбора средств, считая, что из прихожан таким образом вытягивают предназначенные для прихода деньги», — замечает Хвисюк. А вот в ежегодном Коробейниковском крестном ходе (устраивается в Барнаульской епархии с чудотворным списком Казанского образа Божией Матери) участники не платят вообще ничего: финансовая нагрузка распределяется по всем приходам по пути следования (маршрут там каждый год один и тот же).
«В многодневном крестном ходе совокупная затратная смета может достигать порядка миллиона рублей на месяц пути, — резюмирует Андрей Бардиж. — Конечно, к этой оценочной сумме следует относиться с разумной осторожностью. Я всегда за то, чтобы ее часть перекладывать на принимающую по пути следования сторону. Тем самым она фактически примет участие в крестном ходе, а уж священники, участвующие в крестном ходе за ее представителей искренне помолятся».
Индивидуальный носимый запас: «улитки» на склоне
Сразу скажем: этот перечень мы подготовили, проанализировав открытые данные на веб-ресурсах самых популярных и массовых многодневных пеших крестных ходов. Мы составили типичный набор, без которого отправляться в дорогу не рекомендуется. В зависимости от конкретных географических и климатических условий список, конечно, может претерпевать изменения. Но в любом случае рюкзак не должен быть тяжелее 10 кг. Что же в него положить?
Разумеется, здесь не обойтись без кратких комментариев. Главная деталь гардероба — обувь. Резервная пара необходима на случай, если основная промокла. Иногда в качестве таковой в путь берут резиновые сапоги, но этот вариант на любителя. На кроссовки опытные люди советуют заранее сшить чехлы (от грязи и от дождя) на липучках из болони. Они легко снимаются и сушатся, не занимают много места. Еще два важных совета касаются непосредственной подготовки ступней ног. Не менее чем за две недели до начала крестного хода надо прекратить обрабатывать их пемзой (этот процесс истончает кожу, а ее нежные участки пострадают первыми). Точки же самых вероятных мест образования мозолей перед выходом из дома вообще лучше залепить лейкопластырем, а затем ноги намазать жирным кремом и вазелином и поверх надеть хлопчатобумажные носки наизнанку.
Светлая расцветка нижней части верхней одежды объясняется тем, что темное больше любят энцефалитные клещи. Точно в тех же целях дома перед выходом рекомендуется провести противоклещевую обработку низа юбок и брюк.
Документы и необходимые в пути мелочи (медикаменты, бумажные салфетки и т. д.) лучше не нести на себе в большой сумке. Их желательно разложить по карманам, а если их не хватает — сложить в маленькую котомку (поясную барсетку или легкий заплечный мешочек). Можно даже сделать ее самостоятельно — только следует помнить, что она ни в коем случае не должна болтаться в пути «гирей».
Забота о душе, охрана тела
Двигаясь в безлюдных местностях, следует заранее позаботиться об охране «личного состава» (конечно, если крестный ход круглосуточно не сопровождает полиция, но пока что такой вариант, скорее, из области фантастики). Подобная предусмотрительность отнюдь не лишняя и в том случае, если регион вполне цивилизованный, но местное население к визиту крестного хода подготовлено слабо. Ежегодно организуемый протоиереем Лаврентием Донбаем крестный ход «По стопам миссионеров алтайских» традиционно сопровождает казак в полном обмундировании с нагайкой и с травматическим оружием — воцерковленный православный христианин. Но, поскольку он всего один, ночной стан неизменно охраняется караульными, заступающими в три двухчасовые дозорные смены (с полуночи до шести часов утра). Хотя от навязчивых визитеров такой механизм не спасет, от самых неприятных инцидентов при его помощи застраховаться можно. «На пути следования часто подходят пьяные. Некоторые из них бывают весьма настойчивыми, — предупреждает отец Лаврентий. — Один раз встали в алтайском селе. При предварительном согласовании маршрута нам выделили для ночевки клуб. Вечером наведались этнические алтайцы навеселе: мол, зачем вы, русские, к нам заявились, убирайтесь восвояси! Нашим ребятам на такие “претензии” после моего инструктажа как духовника реагировать запрещено, чтобы не ввязываться в опасный конфликт на национальной почве. Селяне покричали-покричали, потом сменили тему: уберите, орут, за собой, чтобы никакого мусора после вас не осталось! Так шумели и стучали всю ночь, под утро “растворились”».
Из сказанного ясно, сколь велика в пути следования крестного хода роль духовника. Разумеется, административными функциями она не ограничивается. Как физические, так и духовные силы необходимо подкреплять участием в Таинствах. Но всех желающих причаститься участников приходской священник в храме на пути следования, особенно если крестный ход многолюдный, исповедовать не в силах! Да и для духовной поддержки лучше знать, что колонну вслед за святыней возглавляет пастырь.
Но хорошо, если руководит крестным ходом лицо в священном сане. А если мирянин? Тогда духовника приходится подбирать из числа добровольцев либо среди клира благочиний, через которые проходит маршрут (в этом случае возможна «эстафета» духовников, передающих крестный ход от одного этапа к другому). Беда только, что на практике эти схемы реализуются с трудом.
Андрея Бардижа несколько раз правящие архиереи приглашали на епархиальные собрания, где ему предоставлялась возможность рассказать о том, как он проводит крестные ходы, и предложить священникам с учетом всех возможных рисков принять участие в ближайших шествиях. В частности, были такие случаи в Екатеринбургской, Курской, Могилевской епархиях. «После моего выступления владыка, как правило, говорит: кто хочет — милости просим, на время крестного хода освобождаю от всех иных послушаний. В зале — две-три руки. Да, они выходят с нами в крестный ход. И на второй день падают от усталости: нет физических сил, хотя желания хоть отбавляй. Поэтому, когда я приглашаю в путь подготовленного, проверенного духовника, понимаю: он вынужден будет потратить свой календарный отпуск, — сетует собеседник. — Увы, услышать в некоторых регионах иногда можно и гораздо менее приятные вещи. Иногда духовенство открыто заявляет: мы не знаем, что такое многодневный крестный ход и зачем он нужен, нам в семинариях-академиях этого не преподавали; если наверху благословят — мы все что положено сделаем. Но это все же исключение. Чаще говорят иначе: есть благословение Патриарха — мы, конечно, не против: проходите, но сами участвовать не будем».
Почему возможны подобные казусы? К сожалению, весь комплекс затронутых вопросов до сих пор не отражен на общецерковном уровне. Нет ни типового устава, нет даже памятки, где оговаривались бы права и обязанности участников крестного хода, а также правила взаимодействия и коммуникаций с епархиальным священноначалием, благочинными церковных округов и клириками приходов по пути следования. На предыдущей странице мы приводим примерный текст подобного документа, непосредственно касающийся осуществления крестного хода как общественного богослужения. Текст составлен по опыту самых успешных, зарекомендовавших себя пеших крестных ходов — как много‑, так и однодневных. Очевидно, что это только первый шаг к составлению полноценного типового положения о крестном ходе.
Почему столь важно зафиксировать рекомендуемые правила и уложения? Крестные ходы иногда становятся притягательными для демонстрации политических лозунгов либо же для решения пусть и благих, но откровенно мирских, не имеющих ничего общего с церковными установлениями задач. Невоцерковленный человек посмотрит на такое событие и спросит: а чем ваш так называемый крестный ход отличается от гражданской манифестации? Например, в северной российской столице движение «Трезвый фронт» проводит крестный ход трезвенников. Известны крестные ходы против абортов… «Я спрашиваю: а других проблем разве нет? А против наркотиков что — будет еще один крестный ход? — рассуждает Андрей Бардиж. — Подобный подход ограничивает крестный ход пусть и важной, но какой-то одной частной стороной нашей жизни. Верующие люди идут с молитвой — значит, молятся о милости в отношении всех человеческих грехов, которые мы совершаем».
Кстати, молитвословия во время движения — еще один предмет для дискуссий. Обычно духовник благословляет читать нараспев молитву Иисусову. Но вот, например, второй пункт весьма объемного документа «Практические указания к Великорецкому крестному ходу», который организаторы настоятельно рекомендуют подробно изучить каждому перед выходом в путь, гласит буквально следующее: «Иисусова молитва в Великорецком крестном ходе не благословляется, цель крестного хода — прославление Николая Чудотворца. Читаем акафист». В скобках, правда, здесь можно было бы заметить, что прославление святителя Николая в лике святых (а какое еще смысловое значение у этого слова может быть в Церкви?!) случилось много веков назад, и произошло это отнюдь не в рамках Великорецкого крестного хода.
Спринт: однодневный формат
Не должно быть места в крестном ходе агитации в поддержку или против тех или иных политических движений или направлений. Особенно резонансными подобные эпизоды могут быть в многолюдных однодневных крестных ходах в крупных населенных пунктах, ежегодно привлекающих внимание СМИ. Минувшей осенью Александро-Невский крестный ход, который традиционно проходит по главной улице Санкт-Петербурга в день памяти святого благоверного князя 12 сентября (кстати, вообще рекордный среди всех подобных мероприятий в России, собравший в 2017 году 100 тыс. участников), «отметился» чужеродным лозунгом «Матильда — пощечина русскому народу». Справедливости ради, это единственный подобный казус за всю пятилетнюю историю этого возрожденного крестного хода, учрежденного еще императрицей Елизаветой Петровной.
«Как я понимаю, эта провокация была заранее запланирована, — говорит руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова. — Участвует в нашем крестном ходе и движение “Православные против абортов”. Но без соответствующих слоганов на растяжках и транспарантах. У Александро-Невского крестного хода есть постоянный девиз: “Вера. Традиции. Единство”, который широко представлен в социальной наружной рекламе за несколько недель до самого мероприятия. Городские власти в день памяти небесного покровителя Санкт-Петербурга заменяют рекламу на улицах нашими модулями, а также размещают рекламу в метрополитене».
От возможных околополитических провокаций Александро-Невский крестный ход защищает подробное положение о его проведении, которое принял оргкомитет хода и благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В частности, этот документ закрепляет использование только канонических православных икон, а среди гражданских символов — лишь государственный флаг Российской Федерации и исторические российские флаги (например, Андреевский стяг). Подобное масштабное событие, связанное с временным перекрытием оживленной транспортной артерии мегаполиса, невозможно без всемерной поддержки городских властей. Достаточно сказать, что для Санкт-Петербурга уже 10 лет дата перенесения мощей святого благоверного Александра Невского 12 сентября — праздничная (в светском календаре это день Ништадтского мира). Параллельно, поскольку соборный храм Александро-Невской лавры до революции считался орденским (наряду с Князь-Владимирским, Андреевским на Васильевском острове и храмом Симеона и Анны), в этот день Церковь и светские власти сообща еще и чествуют кавалеров ордена Александра Невского. Помогает город и с телетрансляцией, и с гигантскими экранами на площади Александра Невского (100-тысячную толпу она вместить не в состоянии, поэтому многие крестоходцы участвуют в молебне, остановившись далеко от нее на проспекте). Как ни странно, второй по массовости однодневный крестный ход — памяти святых царственных страстотерпцев по маршруту Екатеринбург — Ганина Яма, устраиваемый в ночь с 16 на 17 июля, — проводится исключительно епархиальными силами.
Основательной историей может похвастаться однодневный крестный ход с Албазинской иконой Божией Матери по Благовещенску. По инициативе епархиального священноначалия его учредили еще 25 лет назад в воспоминание проводившегося до революции многодневного крестного хода с этой святыней. Сейчас в Благовещенске крестные ходы с Албазинской иконой бывают дважды в год — в ее праздник 22 марта и в день воспоминания чудесного избавления города от китайской угрозы в 1900 году (1 или 2 августа).
А вот состоявшийся 6 сентября 2014 года большой крестный ход от Успенского собора Московского Кремля до Высоко-Петровского монастыря, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл, новой московской традицией не стал. Вернее, он породил традицию, но немного иную: благодаря празднику «Петровки» горожане гораздо лучше узнали историю основания старейшей московской обители, и теперь крестные ходы вокруг квартала на пересечении улицы Петровка и одноименного бульвара в дни памяти святителя Петра 6 сентября и 3 января собирают множество верующих.
Серьезные традиции однодневных крестных ходов накоплены также в Архангельске (памяти новомучеников и исповедников, а также памяти святых царственных страстотерпцев), в Подмосковье (от Ильинского до Усова в память преподобномученицы Елисаветы)… Но чем сотню раз услышать и прочитать, лучше один раз самому собраться в путь и искренне помолиться!