Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Зачем женщины в церкви проползают под иконой: старинный ритуал и его значение

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Пресвятая Богородица является для женщин и материнства главной покровительницей. Издавна было принято молиться ей о том, чтобы роды прошли успешно, чтобы детям сопутствовало благополучие, чтобы семья была здорова, а урожай был обильным, чтобы спастись от любых бед. Особо почитаемой является Иерусалимская икона, которую написал евангелист Лука через пятнадцать лет после того, как произошло Вознесение Господне.

Под образом проползают трижды

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Наиболее часто проползание под иконой практикуется во время крестного хода. Но в селе Малахово в Московской области, где находится список Иерусалимской иконы Богоматери, происходит прохождение женщин перед образом в храме. Под ним, в киоте, есть небольшое отверстие, куда можно проникнуть, только если поклониться до самой земли.

Богослужения в Малахове проводятся лишь по праздникам и по воскресеньям. Перед началом службы окошко под иконой открывают, и женщины, приложившись к лику, проползают через него, затем обходят образ по краю амвона с левой стороны. После этого они снова выстраиваются в очередь, чтобы трижды пройти под ним.

Ритуал нужно совершать без спешки

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Некоторые из верующих дожидаются окончания службы, чтобы народу возле иконы стало меньше, чтобы проползти перед ней три раза. Так, во время одного из праздников прихожанка средних лет не смогла объяснить, в чем она видит смысл прохождения.

Однако она сказала интересующимся, что в основном верующие проползают перед Иерусалимской иконой неправильно. Они делают это очень быстро, а она дожидалась момента, чтобы осуществить ритуал без всякой спешки. По этой же причине еще несколько верующих в самом конце богослужения подходили к образу.

Богородица защищает грешников

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Она единственная защищает грешных, а также покровительствует женщинам, поэтому в память об этом и проходят под иконой. Особенно это касается представительниц слабого пола, но и мужчинам исполнение этого ритуала не возбраняется, так как Божья Матерь заступается за всех верующих.

Не все могут пролезть под иконой

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

А также обычай прохождения под образом ассоциируется с исцелениями, когда в давние времена больных было принято или проносить под иконой, или класть перед крестным ходом, чтобы икона прошла над ними. Виктор Мусин, бывший алтарник в малаховском храме, считает, что проползание под иконой приносит пользу здоровью.

При этом не все удостаиваются прохождения под образом, некоторых Божья Матерь «не пропускает». Как сообщил алтарник Алексей, неправедных людей назад отбрасывала какая-то неведомая сила.

Источник

Крестный ход

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Крестный ход для верующих

Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

Крестный ход. Читать на Правмире:

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Источник

Пройти под иконой во время крестного хода что значит

Для чего нужен крестный ход? В чем смысл крестного хода?

Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против еретиков-ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе для освящения мест и отвращения болезней выносили из императорского дворца в храм Софии Животворящий Крест и носили по улицам.

В России крестные ходы совершались во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры, угрозы нападения врагов. Люди немало дней проводили на ногах, в посте и молитве, в зной или под дождем, но зато и велика бывала благодать Господня. Нравственное просветление, вызванное действием Духа Святаго, переживал каждый.

В XX веке стало возможным проводить воздушные крестные ходы. Как ни странно, первый такой облет городов России состоялся во время Великой Отечественной войны, хотя об этом мало кто знает. 2 декабря 1941 года, перед готовящимся контрнаступлением на немецко-фашистские войска, был совершен полет самолета Ли-2 с Тихвинской иконой Божией Матери на борту. Самолет вел личный пилот Сталина Александр Голованов, впоследствии маршал, основатель дальней авиации. Этот исторический момент отражен в документальных кадрах фильма «Неизвестная война», а также в воспоминаниях родственников Александра Голованова.

Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.

Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа).

иеромонах Иов (Гумеров)

Следуя за Крестом
Наверное, нет такого христианина, который бы ни разу не принял участие в крестном ходе. Словари определяют крестный ход как торжественное шествие духовенства и народа с иконами, хоругвями и крестом вокруг храма (монастыря, города, а также из одного храма в другой или к определенному месту). Подобного рода торжественные молитвенные шествия со святынями известны с древности: в Древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, шла ли речь о взятии неприступной крепости, о войне ли с опасным врагом, или об устроении святилища, то устраивались народные молитвенные процессии с перенесением ковчега Завета.

http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=47226..
Благочестивые и торжественные процессии со святынями неоднократно упоминаются в Ветхом Завете. В книге Иисуса Навина описано шествие жрецов и народа с ковчегом Завета вокруг стен Иерихона, что привело к обрушению городских стен. В Древнем Израиле приносили ковчег для борьбы с филистимлянами (что привело к пленению ковчега при судье Илии). Когда переносили ковчег в Дом Давидов, то сказано, что «несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками», «и когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна». Перенесение ковчега в построенный Соломоном Храм, также сопровождалось торжественной процессией: «царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить по множеству их». Таким образом, уже в древнейшие времена существовали торжественные процессии со святынями, возглавляемые судьями, царями, священниками, в ходе которых возносились соборные молитвы к Богу.

Крестный ход как соборная молитва
В новозаветные времена эта древнейшая практика всенародного благочестивого молитвенного шествия со святыней была переосмыслена и обрядово оформлена. Михаил Скабалланович в «Толковом типиконе» (книга, содержащая богослужебный устав с пояснениями) указывает, что уже в IV–V веках существовали особые церковные службы – литании. Скабалланович ставит знак равенства между литаниями и крестными ходами, описывая их как особые «торжественные процессии, крестные ходы из одного храма в другой, или на городскую площадь, или за город, имевшие место при перенесении мощей или других останков мученика, в память мучеников к местам их страданий или к церквам их из главной церкви, а также по случаю общественных бедствий». Подробно описывая примеры таких шествий (литания перед войной, литания по случаю бездождия, литания в честь мучеников и т. д.), Михаил Скаббаланович отмечает, что литании в Древней Церкви с одной стороны, были приурочены к дням памяти святых (отсюда и литии), а с другой – были скорбной и часто покаянной соборной молитвой в дни народных бедствий.

Крестный ход как шествие христиан
Считается, что крестный ход как торжественное шествие христиан, демонстрирующее христианское единство, был установлен свт. Иоанном Златоустом. До него крестный ход был скорее общенародной благочестивой молитвенной (или покаянной) процессией. Будучи архиепископом Константинополя и борясь с арианами и их ночными богослужениями, Иоанн Златоуст ввел в обиход тожественные ночные процессии в честь того или иного святого или переноса мощей святых. Известно, что шествия эти поддерживала императрица, покупая на свои деньги восковые свечи. Люди шли с зажженными свечами. Для таких шествий были сделаны серебряные кресты на древках. Так возникли церковные крестные ходы. Очевидно, что при свт. Иоанне сложилось своего рода чинопоследование крестного хода. Да и само наименование шествия, по-видимому, сложилось именно тогда, ибо известно, что процессии эти проходили в определенном порядке, возглавлялись священниками; народ пел псалмы, нес серебряные кресты, иконы и горящие свечи. Со временем крестные ходы как торжественные молитвенные шествия с несением Креста Господня, икон и мощей святых стали проводить при любом значимом событии, когда востребована соборная молитва: встречи святыни, освящении храма, встреча архиерея, и т.д.
Современные исследователи выделяют римскую, иерусалимскую и ранневизантийскии традиции возникновения крестных ходов. Римская традиция, идущая от катакомбных процессий переноса Святых Даров, формировала торжественное и сосредоточенное соборное молитвенное шествие. Иерусалимская традиция, происходящая от шествий на места евангельских событий и чтений там евангелия, во многом сформировала традицию крестных ходов со стояниями – остановками, во время которых не только читают отрывки из евангелий, но и оглашаются послания и обращения к тем или иным социальным группам (католические предпасхальные и пасхальные крестные ходы). А ранневизантийская традиция – это соборное моление о помощи Божией. Такие крестные ходы называют оградительными или охранительными, они призваны ограждать, охранять от бед – войн, болезней, стихийных бедствий, непогоды, и т. д.

Крестный ход в России
Ветер бьет и дождик плещет
Крестный ход в моем народе
Мы идем – и ад трепещет
Мы солдаты. Мы в походе.

Этнографы XIX века отмечали особую народную любовь к крестным ходам: «народ любит торжественные церковные процессии и относится к ним, пожалуй, серьезнее, чем к церковным богослужениям». Характеризуя религиозный быт Симбирской епархии середины XIX в., священник А. Успенский так объяснял ситуацию: в народе считали, что после своей смерти человек ничего не помнит из своей земной жизни кроме тех дней, которые ходил за иконами в крестных ходах. Поэтому в некоторых деревнях бывало по шесть крестных ходов в год. И каждый стремился хоть немного, но пронести образ, ибо считалось, что с иконы благодать переходит на несущего. Отсюда и распространенный обычай прохождения под иконой. Когда несли особо почитаемую икону, все падали на колени, и икону проносили над ними. И во время крестного хода все – и дети, и взрослые – стремились пройти под иконой, а некоторые и не по одному разу. Исследователями описан существовавший порядок присоединения к крестному ходу: следует поклонится до земли иконе (иконам) крестного хода, оставаться на земле, пока не пронесут икону (иконы) и пока не пройдет вся процессия; только тогда можно встать и присоединиться к крестному ходу.

Проход под иконой во время крестного хода

Источник

Пеший крестный ход. Особенности организации и проведения

Тра­ди­ци­онно счи­та­ется, что крест­ные ходы воз­никли в IV веке в Восточ­ной Рим­ской импе­рии, а назва­ние свое полу­чили от боль­шого (так назы­ва­е­мого про­цес­си­он­ного) креста, с кото­рым неиз­менно совер­ша­ется шествие. Рас­кры­вая духов­ный смысл этого явле­ния, свя­ти­тель Симеон Солун­ский в труде «О свя­щен­но­дей­ствиях и таин­ствах цер­ков­ных» писал: «На путях и пере­крест­ках творим моле­ние для того, чтобы очи­стить все пути и рас­пу­тия, осквер­нен­ные нашими гре­хами. Подъ­ем­лем из храмов свя­щен­ные иконы, изно­сим чест­ные кресты, а иногда, где есть, и свя­щен­ней­шие мощи святых для того, чтобы освя­тить и людей, и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попира­емую и осквер­ня­е­мую сто­пами греш­ни­ков».

Вырос­шая из празд­нич­ных крест­ных ходов вокруг мона­стыр­ского собора или при­ход­ского храма, эта тра­ди­ция еще до рево­лю­ции успела раз­де­литься на два направ­ле­ния: еже­год­ные ходы по уста­но­вив­шимся марш­ру­там (Вели­ко­рец­кий, Ири­нар­хов­ский, Коро­бей­ни­ков­ский) и так назы­ва­е­мые эста­фет­ные ходы, в кото­рых свя­тыню день за днем пере­да­вали по цепочке общины сосед­них сель­ских при­хо­дов. В горо­дах парал­лельно раз­ви­вался другой вид крест­ного хода — мас­со­вый одно­днев­ный. Инте­ресно, что даже на пике рево­лю­ци­он­ных собы­тий и даже еще в начале Граж­дан­ской войны раз­ре­шен­ные совет­ской вла­стью крест­ные ходы в обеих рос­сий­ских сто­ли­цах соби­рали в 1917–1918 годах десятки тысяч участ­ни­ков.

Пре­рван­ную в совет­ское время тра­ди­цию одними из первых взя­лись воз­рож­дать в сере­дине 1990‑х годов орга­ни­за­торы совре­мен­ного Вели­ко­рец­кого крест­ного хода. Их эста­фету под­хва­тили и твор­че­ски раз­вили участ­ники еже­год­ных крест­ных ходов в Диве­ево, на Белую гору, в Коро­бей­ни­ково. В начале 2000‑х годов пред­при­ни­ма­ются первые попытки орга­ни­зо­вать крест­ный ход, «скон­стру­и­ро­ван­ный» не как палом­ни­че­ство к мест­но­чти­мой свя­тыне и не как путе­ше­ствие по тра­ди­ци­он­ному, из года в год повторя­ющемуся марш­руту, а как молит­вен­ное при­но­ше­ние, при­уро­чен­ное к зна­ко­вому собы­тию в исто­рии пра­во­слав­ной России. Первым таким опытом стал крест­ный ход, про­ве­ден­ный из Ныроба в Ека­те­рин­бург в память о сослан­ном и заму­чен­ном до смерти в Ныробе в 1601 году Миха­иле Рома­нове, дяде пер­вого рус­ского царя из этого рода.

Бла­го­сло­ве­ние и «гар­мошка»

Первое, что нужно сде­лать веру­ю­щему пра­во­слав­ному чело­веку, жела­ю­щему орга­ни­зо­вать крест­ный ход, — это мак­си­мально честно отве­тить себе на два вопроса: есть ли смысл вообще делать такой крест­ный ход и есть ли воля Божия на то, чтобы именно он этим зани­мался. Так счи­тает пре­зи­дент Авто­ном­ной неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции содей­ствия в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии крест­ных ходов «Вос­хож­де­ние» Андрей Бардиж. Он пред­ла­гает отве­чать на эти вопросы не само­сто­я­тельно, а посо­ве­то­вав­шись с авто­ри­тет­ными духов­ными лицами. И только затем, в случае поло­жи­тель­ных отве­тов, сле­дует испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ния пра­вя­щих архи­ереев епар­хий, по тер­ри­то­рии кото­рых наме­чено про­ло­жить марш­рут. Если же таких епар­хий несколько — то еще и пат­ри­ар­шего бла­го­сло­ве­ния.

«За 17-летний опыт орга­ни­за­ции дли­тель­ных крест­ных ходов у меня еще ни разу не было случая, чтобы Пред­сто­я­тель отка­зал, если полу­чены все архи­ерей­ские бла­го­сло­ве­ния, — заме­чает Андрей Бардиж. — К сожа­ле­нию, в 2000‑е годы были при­меры явно неудач­ных про­ек­тов с зама­хом на обще­рос­сий­ских статус, кото­рые дис­кре­ди­ти­ро­вали саму идею крест­ного хода. Даже если у такого горе-орга­ни­за­тора на руках име­ется бумага с пись­мен­ным бла­го­сло­ве­нием пра­вя­щего архи­ерея и финан­со­вые гаран­тии полной оплаты всех рас­ход­ных статей, по пути сле­до­ва­ния немину­емы про­блемы! А на ходу исправ­лять их уже поздно: в марш­руте про­пи­саны все сроки, тра­ек­то­рия дви­же­ния опре­де­лена. Вообще я бы запре­тил допус­кать к орга­ни­за­ции крест­ных ходов лиц, хотя бы дважды само­сто­я­тельно в подоб­ных про­ек­тах не участ­во­вав­ших: у них просто нет опыта систем­ного реше­ния задач, воз­ни­ка­ю­щих по ходу пере­дви­же­ния».

Сле­ду­ю­щий крайне важный этап под­го­товки обу­слов­лен Феде­раль­ным зако­ном № 54-ФЗ «О собра­ниях, митин­гах, демон­стра­циях, шествиях и пике­ти­ро­ва­ниях» от 19.06.2004 (в редак­ции от 7 июня 2017 г.), отно­ся­щим крест­ный ход к обще­ствен­ным меро­при­я­тиям. Поэтому для полу­че­ния санк­ций на его про­ве­де­ние от госу­дар­ствен­ных вла­стей орга­ни­за­то­рам, строго говоря, сле­дует обра­щаться ко всем главам муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, через тер­ри­то­рию кото­рых про­ле­гает наме­чен­ный путь. В случае мно­го­днев­ных крест­ных ходов это десятки и даже сотни адре­сов. «Поэтому мы при­бе­гаем к упро­щен­ному меха­низму — весьма ­логич­ному и ­дока­зав­шему на прак­тике свою оправ­дан­ность, — ­рас­ска­зы­вает Бардиж. — Офи­ци­ально просим о содей­ствии глав реги­о­нов, в кото­рые входят города и районы по марш­руту пере­дви­же­ния. Конечно, губер­на­тор — чинов­ник гораздо более заня­тый по срав­не­нию с главой района или мэром города, и на наше письмо он может реа­ги­ро­вать мед­лен­нее. Зато на нем замы­ка­ются все клю­че­вые струк­туры тер­ри­то­рии. Лично у меня — а я орга­ни­зо­вал 10 мно­го­днев­ных крест­ных ходов — инци­ден­тов с орга­нами госу­дар­ствен­ной власти ни разу не воз­ни­кало. Наобо­рот, если дей­ство­вать по опи­сан­ному алго­ритму, они сами выхо­дят на орга­ни­за­то­ров и пред­ла­гают помощь».

«Мест­ную власть надо заин­те­ре­со­вать, — допол­няет Ана­то­лий Хвисюк, при­ни­мав­ший уча­стие в коор­ди­на­ции несколь­ких про­ек­тов. — Ее пред­ста­ви­тели про­яв­ляют боль­ший энту­зи­азм, если видят в обра­ще­нии фразы о воз­рож­де­нии исто­ри­че­ских тра­ди­ций, вовле­че­нии моло­дежи в пат­ри­о­ти­че­ское дви­же­ние, про­па­ганде здо­ро­вого образа жизни».

Но мало согла­со­вать само наме­ре­ние. Для окон­ча­тель­ного утвер­жде­ния в органы власти сле­дует пред­ста­вить «гар­мошку» — деталь­ный посу­точ­ный график пере­дви­же­ния. Это важ­ней­ший доку­мент, кото­рый состав­ля­ется по стро­гому шаб­лону: время пере­дви­же­ния между насе­лен­ными пунк­тами, точки входа и выхода из них, а в их пре­де­лах — пере­чень вхо­дя­щих в марш­рут улиц и оста­но­вок на них. Причем, чем строже и кор­рект­нее состав­лена эта схема, тем проще потом в случае непред­ви­ден­ных обсто­я­тельств будет ее скор­рек­ти­ро­вать. «В про­шло­год­нем крест­ном ходе мы запла­ни­ро­вали проход под Пско­вом через Никан­дрову пустынь, — вспо­ми­нает Андрей Бардиж. Оби­тель стоит в глу­бине от основ­ных дорог, хотя до рево­лю­ции туда ходили пешком из Пор­хова (это около 25 км пути)». Тропа сохра­ни­лась, и по просьбе орга­ни­за­то­ров шест­вия монахи спе­ци­ально обко­сили ее, под­го­то­вив к про­ходу несколь­ких десят­ков чело­век: оводы летом там в траве, сви­де­тель­ствует Бардиж, попа­да­ются часто, поэтому излиш­нюю рас­ти­тель­ность сле­до­вало обя­за­тельно убрать. Спе­ци­ально сде­лали даже два новых мостика. Однако пошли непре­рыв­ные дожди, и тропу залило водой! «Нам ничего не оста­ва­лось, как вспом­нить фразу про нор­маль­ных героев, кото­рые всегда идут в обход, даром что тот путь вдвое длин­нее, — вспо­ми­нает Бардиж. — И тут вме­ши­ва­ется поли­ция: нельзя менять тра­ек­то­рию без согла­со­ва­ния! А согла­со­вы­вать не с кем: пят­ница, конец рабо­чего дня. И офи­церу поли­ции не оста­ва­лось ничего иного, кроме как под свою ответ­ствен­ность раз­ре­шить нам изме­нить марш­рут. Даже выде­лил машину сопро­вож­де­ния с “мигал­кой”, поскольку пере­дви­гаться нам при­шлось по обо­чине авто­до­роги. В итоге все же пошли на ком­про­мисс: на второй день пере­дви­же­ния по скор­рек­ти­ро­ван­ной тра­ек­то­рии пере­сели в авто­бус. Позд­нее, конечно, я поехал в мест­ную адми­ни­стра­цию и под­пи­сал доку­менты об изме­нен­ном марш­руте».

С учетом того что крест­ному ходу лучше избе­гать феде­раль­ных авто­трасс, состав­ле­ние программы-«гармошки» — работа весьма тру­до­ем­кая. Если делать ее по всем пра­ви­лам, то это займет несколько меся­цев. Как пока­зы­вает прак­тика, нера­зумно пла­ни­ро­вать в дли­тель­ном крест­ном ходе еже­днев­ные пере­ходы свыше 20–30 км (в отдель­ных слу­чаях, если нет под­хо­дя­щих мест для ноч­лега, можно дово­дить это рас­сто­я­ние до 40 км, но 45-кило­мет­ро­вый суточ­ный пере­ход в этом смысле можно счи­тать пре­дель­ным, и больше одного такого мара­фон­ского этапа на про­тя­же­нии всего хода устра­и­вать нельзя). Через каждые 10 км (это два с неболь­шим часа пути) обычно пла­ни­ру­ется часо­вой привал. Раз в пять-семь дней — суточ­ная сто­янка в мона­стыре или возле при­ход­ского храма; как пра­вило, эти точки «при­вя­зы­ва­ются» к совер­ше­нию Боже­ствен­ной литур­гии, за кото­рой всем предо­став­ля­ется воз­мож­ность при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин.

Несколько опро­шен­ных «Жур­на­лом Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии» орга­ни­за­то­ров, заре­ко­мен­до­вав­ших свою вос­тре­бо­ван­ность на про­тя­же­нии несколь­ких лет крест­ных ходов (как одно‑, так и мно­го­днев­ных), не смогли вспом­нить сколь-нибудь серьез­ных инци­ден­тов при визи­ро­ва­нии про­граммы крест­ного хода в согласу­ющих инстан­циях. Только заведу­ющий мис­си­о­нер­ским и моло­деж­ным отде­лами Горно-Алтай­ской епар­хии про­то­и­е­рей Лав­рен­тий Донбай, уже 11 лет воз­глав­ля­ю­щий еже­год­ные крест­ные ходы «По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских», поде­лился одним стран­ным слу­чаем, пре­тен­ду­ю­щим на пример-исклю­че­ние: «Глава адми­ни­стра­ции села Усть-Камск в Рес­пуб­лике Горный Алтай при согла­со­ва­нии марш­рута кате­го­ри­че­ски отка­зался предо­став­лять нам ночлег, моти­ви­ро­вав это тем, что у них пра­во­слав­ных нет. Когда же я попро­сил раз­ре­ше­ния на ночную сто­янку в пяти кило­мет­рах от села, отве­тил также отри­ца­тельно. Глава района пере­на­пра­вил нас на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную ферму. К огром­ному нашему удив­ле­нию, там нас встре­тил пра­во­слав­ный алтаец, кото­рый очень обра­до­вался визи­те­рам, поста­рался нас при­нять с мак­си­маль­ным госте­при­им­ством и очень долго бла­го­да­рил за посе­ще­ние. Так что, если дей­ство­вать по чет­кому алго­ритму и с молит­вой, марш­рут устро­ится как надо».

Сред­ства обес­пе­че­ния: транс­порт, пита­ние, медоб­слу­жи­ва­ние, финансы

Нера­зумно пред­ва­ри­тельно не оце­нить хотя бы при­мер­ную ­вели­чину пред­по­ла­га­е­мых затрат. И вдвойне само­на­де­янно отправ­ляться в путь, не пред­став­ляя себе, какая доля бюд­жета непо­сред­ственно нахо­дится в вашем рас­по­ря­же­нии. Зави­си­мость общего бюд­жета дли­тель­ного крест­ного хода как от про­дол­жи­тель­но­сти, так и от числа участ­ни­ков сложна и нели­нейна. Хотя, конечно, в общем случае, чем больше людей отклик­ну­лось на ваше при­гла­ше­ние и чем боль­ший путь вы пре­одо­ле­ва­ете, тем больше денег пона­до­бится.

Здесь в первую оче­редь стоит учесть неод­но­род­ность затрат на том или ином участке пути. Это непо­сред­ственно зави­сит от разных фак­то­ров — от помощи бла­го­тво­ри­те­лей или при­ни­ма­ю­щих при­хо­дов, слож­но­сти троп и дорог, сред­ней путе­вой ско­ро­сти пере­дви­же­ния и т. д. Понятно, что пара­метр плот­но­сти финан­со­вой нагрузки очень сильно варьи­ру­ется от одного мно­го­днев­ного крест­ного хода к дру­гому.

Как ни пара­док­сально это пока­жется несве­ду­щему чело­веку, самая, пожа­луй, важная мате­ри­аль­ная ком­по­нента совре­мен­ного мно­го­днев­ного крест­ного хода — это авто­транс­порт. Авто­мо­биль орга­ни­за­то­рам тре­бу­ется еще на под­го­то­ви­тель­ном этапе, причем в случае нового, неиз­ве­дан­ного марш­рута это усло­вие необ­хо­ди­мое. «Сейчас я, к при­меру, зани­ма­юсь орга­ни­за­цией запла­ни­ро­ван­ного на 2018 год мно­го­днев­ного крест­ного хода Тобольск–Екатеринбург, — гово­рит Андрей Бардиж. — Пере­дви­гаться между двумя этими горо­дами можно по трем разным доро­гам. Значит, все их нужно про­ехать, чтобы выбрать опти­маль­ный путь. За время же самого крест­ного хода я про­ез­жаю за рулем рас­сто­я­ние, пре­вы­ша­ю­щее его про­тя­жен­ность при­мерно в 20 раз, посто­янно пере­ме­ща­ясь между конеч­ными точ­ками раз­лич­ных этапов».

Помимо штаб­ной машины, даже отно­си­тельно недлин­ный внут­ри­е­пар­хи­аль­ный крест­ный ход невоз­мо­жен без машины хозо­бес­пе­че­ния. Обычно это гру­зо­вик (как вари­ант — «газель», боль­шой авто­бус, КамАЗ с при­це­пом, боль­ше­груз­ная фура и т. п., в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных усло­вий и потреб­но­стей), пере­во­зя­щий личные вещи и «опе­ра­тивно-так­ти­че­ский» запас пита­ния и меди­ка­мен­тов на несколько дней пути. Сильно оши­ба­ется тот, кто думает, будто палатки для ночевки в откры­том месте, рези­но­вые коврики-«пенки», чай­ники и тер­мосы, а также десятки других насущ­ных в дли­тель­ном пешем путе­ше­ствии вещей можно нести на себе (подроб­нее этот вопрос раз­бе­рем ниже).

В осталь­ном, как гово­рится, воз­можны вари­анты. В случае если колонна рас­тя­ги­ва­ется на несколько кило­мет­ров (как это слу­ча­ется во время Вели­ко­рец­кого крест­ного хода), вдо­ба­вок к штаб­ной нужна еще лег­ко­вая машина коор­ди­на­ции (иногда и не одна), чтобы решать опе­ра­тив­ные вопросы, воз­ни­ка­ю­щие непо­сред­ственно в ходе дви­же­ния. Важно это бывает и на нехо­же­ных участ­ках пути.

В Ири­нар­хов­ском крест­ном ходе лег­ко­вые машины вообще не задей­ству­ются: его духов­ник насто­я­тель Бори­со­глеб­ского мона­стыря игумен Иоанн (Титов) весь путь вместе с бра­тией про­хо­дит пешком. Воз­можно потому, что марш­рут в тече­ние уже многих лет иде­ально выве­рен и отра­бо­тан, а также — за счет пре­дельно четко про­во­дя­щихся под­го­то­ви­тель­ных меро­при­я­тий и отно­си­тельно малой про­тя­жен­но­сти пути (весь ход уме­ща­ется в одну кален­дар­ную неделю). Мона­стырь же предо­став­ляет крест­ному ходу и гру­зо­вики. В помощь четы­рех­днев­ному крест­ному ходу вокруг Хаба­ров­ска насто­я­телю воин­ского храма свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца про­то­и­е­рею Сергию Меще­ря­кову два боль­ших гру­зо­вика выде­ляют погра­нич­ники.

«Нам с авто­мо­би­лем помо­гает мест­ное отде­ле­ние обще­ствен­ной орга­ни­за­ции ДОСААФ, оно же опла­чи­вает бензин и работу води­теля, — рас­ска­зы­вает руко­во­ди­тель еже­год­ного крест­ного хода “По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских” про­то­и­е­рей Лав­рен­тий Донбай. — Еще две машины вынуж­дены при­вле­кать на волон­тер­ских нача­лах: кому-то ком­пен­си­руем их исполь­зо­ва­ние, кому-то нет». У этого крест­ного хода своя осо­бен­ность: Телец­кое озеро участ­ники пере­се­кают в тече­ние четы­рех с поло­ви­ной часов на пяти кораб­лях.

Таким обра­зом, на цену исполь­зо­ва­ния авто­транс­порта непо­сред­ственно влияет и коли­че­ство задей­ство­ван­ных машин, и необ­хо­ди­мость оплаты их аренды, бен­зина и труда води­теля.

Едва ли не силь­нее варьи­ру­ется в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных усло­вий такая статья рас­хо­дов, как пита­ние. «Соот­вет­ству­ю­щую поду­ше­вую смету сле­дует преду­смат­ри­вать в раз­мере 100–200 руб. в сутки, — заме­чает Андрей Бардиж. — Но не сле­дует забы­вать о живу­щих в нашем народе тра­ди­циях стран­но­при­им­ства. Исстари одним из самых высо­ких про­яв­ле­ний любви у пра­во­слав­ных веру­ю­щих счи­та­лось покор­мить пут­ни­ков, предо­ста­вить воз­мож­ность им помыться и поле­читься, помочь с ноч­ле­гом. Такие при­меры у нас были». Он вспо­ми­нает, как во время крест­ного хода Екатеринбург–Кострома в Яран­ске (это в Киров­ской обла­сти) мест­ные при­хо­жане на четыре дня забрали у участ­ни­ков крест­ного хода все вещи и самосто­ятельно пости­рали их, да еще при помощи мест­ных пред­при­ни­ма­те­лей орга­ни­зо­вали авто­бус­ную экс­кур­сию в село Вели­ко­рец­кое (через кото­рое про­хо­дит одно­имен­ный крест­ный ход) и завезли покло­ниться свя­ты­ням мест­ной епар­хии. «Поскольку мы часто ходим по неиз­ве­дан­ным марш­ру­там, мест­ные у меня иногда спра­ши­вают: что вам потре­бу­ется, как вообще при­ни­мать крест­ный ход, мы ведь ни разу с ним не пере­се­ка­лись?! Я отве­чаю: сва­рите кар­тошку (уж с ней-то в любом насе­лен­ном пункте про­блем нет) и поло­жите в нее рыбу (мясо во время крест­ного хода мы не едим), а нет рыбы — и на том спа­сибо», — гово­рит собе­сед­ник.

«Осо­бен­ность марш­рута крест­ного хода “По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских” в том, что его можно назвать тури­сти­че­ским: он опи­ра­ется на посто­ян­ный гео­гра­фи­че­ский каркас, но каждый раз немного видо­из­ме­ня­ется, — рас­ска­зы­вает про­то­и­е­рей Лав­рен­тий Донбай. — Бюджет, без кото­рого мы прин­ци­пи­ально не начи­наем дви­же­ние, состоит из двух частей: оплата авто­бу­сов к месту старта и от конеч­ного пункта до Бийска или Бар­на­ула, а также рас­ходы на пита­ние. Все эти затраты воз­ла­га­ются на самих участ­ни­ков. В про­шлом году с каж­дого из них соби­рали по 2500 руб. на пита­ние плюс столько же — на авто­бусы, бензин и горюче-сма­зоч­ные мате­ри­алы». Про­то­и­е­рею Сергию Меще­ря­кову в крест­ных ходах вокруг Хаба­ров­ска помо­гает «палочка-выру­ча­лочка» в виде погра­нич­ни­ков: они предо­став­ляют две военно-поле­вые кухни, кото­рые пере­дви­га­ются вместе со всеми, а утром и вече­ром гото­вят зав­траки и ужины. Похо­жая схема реа­ли­зо­вана в Ири­нар­хов­ском крест­ном ходе. Только там Литур­гия совер­ша­ется еже­дневно — в при­ход­ских храмах, через кото­рые про­ло­жен марш­рут. Поэтому по отпу­сте утром участ­ни­ков крест­ного хода кормят обедом, а вече­ром — ужином, к месту кото­рого кухня доби­ра­ется авто­номно, по шоссе. На бива­ках же каждый пита­ется само­сто­я­тельно.

Прак­ти­че­ски нет в совре­мен­ных крест­ных ходах про­блем с меди­цин­ским обслу­жи­ва­нием: или врач, или мед­сестра, или фельд­шер в его составе, как пра­вило, обна­ру­жи­ва­ются, так ска­зать, авто­ма­ти­че­ски, без спе­ци­аль­ного при­гла­ше­ния. Типич­ным про­бле­мам со здо­ро­вьем мы уде­ляем место ниже: речь идет о мозо­лях, сбитых ногах, натоп­ты­шах.

Рас­ходы на меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние отнюдь не пер­вен­ствуют в перечне наи­бо­лее затрат­ных статей крест­ного хода, хотя в общей аптечке всегда должны быть меди­цин­ские пла­стыри, йод и зеленка, а также боле­уто­ля­ю­щие сред­ства. Разу­ме­ется, сле­дует преду­смот­реть опе­ра­тив­ную связь со скорой помо­щью или ста­ци­о­нар­ными меди­цин­скими учреждени­ями по всему ходу сле­до­ва­ния: в мно­го­днев­ных крест­ных ходах отме­чены случаи ДТП (к сча­стью, леталь­ных исхо­дов не заре­ги­стри­ро­вано) и гипер­то­ни­че­ских и сер­деч­ных при­сту­пов от боль­шой физи­че­ской нагрузки. А уж факты сло­ман­ных рук и ног исчис­ля­ются десят­ками (причем иногда после таких ЧП люди даже умуд­ря­ются успешно про­дол­жать путь).

Зато обя­за­тельно сле­дует преду­смот­реть рас­ходы на непод­го­тов­лен­ных участ­ни­ков. Ниже мы при­во­дим пере­чень личных вещей, без кото­рых не реко­мен­ду­ется начи­нать дви­же­ние. Но кто-то обя­за­тельно не захва­тит с собой что-то важное. Значит, ком­пен­си­ро­вать отсут­ствие необ­хо­ди­мой вещи при­дется другим участ­ни­кам. К тому же не стоит забы­вать о пре­об­ла­да­ю­щем соци­аль­ном составе шествия: несколько недель в пути могут поз­во­лить про­ве­сти себе энту­зи­а­сты, не очень сильно при­вя­зан­ные к посто­ян­ной работе. Именно поэтому среди участ­ни­ков дли­тель­ных крест­ных ходов всегда много пен­си­о­не­ров и людей с невы­со­ким достат­ком. Иногда при­хо­дится в храмах на пути сле­до­ва­ния про­сить теплые одеяла, спаль­ные мешки и рези­но­вые ков­рики потому, что кто-то не взял их с собой и тем самым пере­ло­жил свою ответ­ствен­ность на чужие плечи. Зача­стую таким людям за счет общего бюд­жета при­хо­дится поку­пать билет домой или частично ком­пен­си­ро­вать его сто­и­мость.

Нако­нец, не стоит забы­вать о таких важных для совре­мен­ного крест­ного хода затрат­ных ста­тьях, как инфор­ма­ци­он­ные бук­леты, мобиль­ная биб­лио­течка (займет в пути слиш­ком энер­гич­ных, кото­рых на при­ва­лах хлебом не корми — дай что-нибудь или кого-нибудь пооб­суж­дать. А к чему посто­рон­ние раз­го­воры в молит­вен­ном дела­нии?!) и раз­ра­ботка и под­дер­жа­ние веб-сайта.

Конечно, крест­ный ход очень редко высту­пает в путь, рас­по­ла­гая сто­про­цент­ным бюд­же­том. Бывает, выру­чает кру­жеч­ный сбор, объявля­емый на при­хо­дах по пути сле­до­ва­ния крест­ного хода. «Но подоб­ное реше­ние нельзя рас­смат­ри­вать в каче­стве уни­вер­саль­ного. И вот почему: неко­то­рые насто­я­тели кате­го­ри­че­ски против сбора средств, считая, что из ­при­хо­жан таким обра­зом ­вытя­ги­вают ­пред­на­зна­чен­ные для при­хода деньги», — заме­чает Хвисюк. А вот в еже­год­ном Коро­бей­ни­ков­ском крест­ном ходе (устра­и­ва­ется в Бар­на­уль­ской епар­хии с чудо­твор­ным спис­ком Казан­ского образа Божией Матери) участ­ники не платят вообще ничего: финан­со­вая нагрузка рас­пре­де­ля­ется по всем при­хо­дам по пути сле­до­ва­ния (марш­рут там каждый год один и тот же).

«В мно­го­днев­ном крест­ном ходе сово­куп­ная затрат­ная смета может дости­гать порядка мил­ли­она рублей на месяц пути, — резю­ми­рует Андрей Бардиж. — Конечно, к этой оце­ноч­ной сумме сле­дует отно­ситься с разум­ной осто­рож­но­стью. Я всегда за то, чтобы ее часть пере­кла­ды­вать на принима­ющую по пути сле­до­ва­ния сто­рону. Тем самым она фак­ти­че­ски примет уча­стие в крест­ном ходе, а уж свя­щен­ники, участ­ву­ю­щие в крест­ном ходе за ее пред­ста­ви­те­лей искренне помо­лятся».

Инди­ви­ду­аль­ный носи­мый запас: «улитки» на склоне

Сразу скажем: этот пере­чень мы под­го­то­вили, про­ана­ли­зи­ро­вав откры­тые данные на веб-ресур­сах самых попу­ляр­ных и мас­со­вых мно­го­днев­ных пеших крест­ных ходов. Мы соста­вили типич­ный набор, без кото­рого отправ­ляться в дорогу не реко­мен­ду­ется. В зави­си­мо­сти от кон­крет­ных гео­гра­фи­че­ских и кли­ма­ти­че­ских усло­вий список, конечно, может пре­тер­пе­вать изме­не­ния. Но в любом случае рюкзак не должен быть тяже­лее 10 кг. Что же в него поло­жить?

Разу­ме­ется, здесь не обой­тись без крат­ких ком­мен­та­риев. Глав­ная деталь гар­де­роба — обувь. Резерв­ная пара необ­хо­дима на случай, если основ­ная про­мокла. Иногда в каче­стве тако­вой в путь берут рези­но­вые сапоги, но этот вари­ант на люби­теля. На крос­совки опыт­ные люди сове­туют зара­нее сшить чехлы (от грязи и от дождя) на липуч­ках из болони. Они легко сни­ма­ются и сушатся, не зани­мают много места. Еще два важных совета каса­ются непо­сред­ствен­ной под­го­товки ступ­ней ног. Не менее чем за две недели до начала крест­ного хода надо пре­кра­тить обра­ба­ты­вать их пемзой (этот про­цесс истон­чает ­кожу, а ее нежные участки постра­дают пер­выми). Точки же самых веро­ят­ных мест обра­зо­ва­ния мозо­лей перед выхо­дом из дома вообще лучше зале­пить лей­ко­пла­сты­рем, а затем ноги нама­зать жирным кремом и вазе­ли­ном и поверх надеть хлоп­ча­то­бу­маж­ные носки наизнанку.

Свет­лая рас­цветка нижней части верх­ней одежды объ­яс­ня­ется тем, что темное больше любят энце­фа­лит­ные клещи. Точно в тех же целях дома перед выхо­дом реко­мен­ду­ется про­ве­сти про­ти­во­кле­ще­вую обра­ботку низа юбок и брюк.

Доку­менты и необ­хо­ди­мые в пути мелочи (меди­ка­менты, бумаж­ные сал­фетки и т. д.) лучше не нести на себе в боль­шой сумке. Их жела­тельно раз­ло­жить по кар­ма­нам, а если их не хва­тает — сло­жить в малень­кую котомку (пояс­ную бар­сетку или легкий заплеч­ный мешо­чек). Можно даже сде­лать ее само­сто­я­тельно — только сле­дует пом­нить, что она ни в коем случае не должна бол­таться в пути «гирей».

Забота о душе, охрана тела

Дви­га­ясь в без­люд­ных мест­но­стях, сле­дует зара­нее поза­бо­титься об охране «лич­ного состава» (конечно, если крест­ный ход круг­ло­су­точно не сопро­вож­дает поли­ция, но пока что такой вари­ант, скорее, из обла­сти фан­та­стики). Подоб­ная преду­смот­ри­тель­ность отнюдь не лишняя и в том случае, если регион вполне циви­ли­зо­ван­ный, но мест­ное насе­ле­ние к визиту крест­ного хода под­го­тов­лено слабо. Еже­годно орга­ни­зу­е­мый про­то­и­е­реем Лав­рен­тием Дон­баем крест­ный ход «По стопам мис­си­о­не­ров алтай­ских» тра­ди­ци­онно сопро­вож­дает казак в полном обмун­ди­ро­ва­нии с нагай­кой и с трав­ма­ти­че­ским ору­жием — воцер­ко­в­лен­ный пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Но, поскольку он всего один, ночной стан неиз­менно охра­ня­ется кара­уль­ными, засту­па­ю­щими в три двух­ча­со­вые дозор­ные смены (с полу­ночи до шести часов утра). Хотя от навяз­чи­вых визи­те­ров такой меха­низм не спасет, от самых непри­ят­ных инци­ден­тов при его помощи застра­хо­ваться можно. «На пути сле­до­ва­ния часто под­хо­дят пьяные. Неко­то­рые из них бывают весьма настой­чи­выми, — пре­ду­пре­ждает отец Лав­рен­тий. — Один раз встали в алтай­ском селе. При пред­ва­ри­тель­ном согла­со­ва­нии марш­рута нам выде­лили для ночевки клуб. Вече­ром наве­да­лись этни­че­ские алтайцы наве­селе: мол, зачем вы, рус­ские, к нам заяви­лись, уби­рай­тесь восво­яси! Нашим ребя­там на такие “пре­тен­зии” после моего инструк­тажа как духов­ника реа­ги­ро­вать запре­щено, чтобы не ввя­зы­ваться в опас­ный кон­фликт на наци­о­наль­ной почве. Селяне покри­чали-покри­чали, потом сме­нили тему: убе­рите, орут, за собой, чтобы ника­кого мусора после вас не оста­лось! Так шумели и сту­чали всю ночь, под утро “рас­тво­ри­лись”».

Из ска­зан­ного ясно, сколь велика в пути сле­до­ва­ния крест­ного хода роль духов­ника. Разу­ме­ется, адми­ни­стра­тив­ными функ­ци­ями она не огра­ни­чи­ва­ется. Как физи­че­ские, так и духов­ные силы необ­хо­димо под­креп­лять уча­стием в Таин­ствах. Но всех жела­ю­щих при­ча­ститься участ­ни­ков при­ход­ской свя­щен­ник в храме на пути сле­до­ва­ния, осо­бенно если крест­ный ход мно­го­люд­ный, испо­ве­до­вать не в силах! Да и для духов­ной под­держки лучше знать, что колонну вслед за свя­ты­ней воз­глав­ляет пас­тырь.

Но хорошо, если руко­во­дит крест­ным ходом лицо в свя­щен­ном сане. А если миря­нин? Тогда духов­ника при­хо­дится под­би­рать из числа доб­ро­воль­цев либо среди клира бла­го­чи­ний, через кото­рые про­хо­дит марш­рут (в этом случае воз­можна «эста­фета» духов­ни­ков, пере­да­ю­щих крест­ный ход от одного этапа к дру­гому). Беда только, что на прак­тике эти схемы реа­ли­зу­ются с трудом.

Андрея Бар­дижа несколько раз пра­вя­щие архи­ереи при­гла­шали на епар­хи­аль­ные собра­ния, где ему предо­став­ля­лась воз­мож­ность рас­ска­зать о том, как он про­во­дит крест­ные ходы, и пред­ло­жить свя­щен­ни­кам с учетом всех воз­мож­ных рисков при­нять уча­стие в бли­жай­ших шествиях. В част­но­сти, были такие случаи в Ека­те­рин­бург­ской, Кур­ской, Моги­лев­ской епар­хиях. «После моего выступ­ле­ния вла­дыка, как пра­вило, гово­рит: кто хочет — мило­сти просим, на время крест­ного хода осво­бож­даю от всех иных послу­ша­ний. В зале — две-три руки. Да, они выхо­дят с нами в крест­ный ход. И на второй день падают от уста­ло­сти: нет физи­че­ских сил, хотя жела­ния хоть отбав­ляй. Поэтому, когда я при­гла­шаю в путь под­го­тов­лен­ного, про­ве­рен­ного духов­ника, пони­маю: он вынуж­ден будет потра­тить свой кален­дар­ный отпуск, — сетует собе­сед­ник. — Увы, услы­шать в неко­то­рых реги­о­нах иногда можно и гораздо менее при­ят­ные вещи. Иногда духо­вен­ство открыто заяв­ляет: мы не знаем, что такое мно­го­днев­ный крест­ный ход и зачем он нужен, нам в семи­на­риях-ака­де­миях этого не пре­по­да­вали; если наверху бла­го­сло­вят — мы все что поло­жено сде­лаем. Но это все же исклю­че­ние. Чаще гово­рят иначе: есть бла­го­сло­ве­ние Пат­ри­арха — мы, конечно, не против: про­хо­дите, но сами участ­во­вать не будем».

Почему воз­можны подоб­ные казусы? К сожа­ле­нию, весь ком­плекс затро­ну­тых вопро­сов до сих пор не отра­жен на обще­цер­ков­ном уровне. Нет ни типо­вого устава, нет даже памятки, где ого­ва­ри­ва­лись бы права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков крест­ного хода, а также пра­вила вза­и­мо­дей­ствия и ком­му­ни­ка­ций с епар­хи­аль­ным свя­щен­но­на­ча­лием, бла­го­чин­ными цер­ков­ных окру­гов и кли­ри­ками при­хо­дов по пути сле­до­ва­ния. На преды­ду­щей стра­нице мы при­во­дим при­мер­ный текст подоб­ного доку­мента, непо­сред­ственно каса­ю­щийся осу­ществ­ле­ния крест­ного хода как обще­ствен­ного бого­слу­же­ния. Текст состав­лен по опыту самых успеш­ных, заре­ко­мен­до­вав­ших себя пеших крест­ных ходов — как много‑, так и одно­днев­ных. Оче­видно, что это только первый шаг к состав­ле­нию пол­но­цен­ного типо­вого поло­же­ния о крест­ном ходе.

Почему столь важно зафик­си­ро­вать рекоменду­емые пра­вила и уло­же­ния? Крест­ные ходы иногда ста­но­вятся при­тя­га­тель­ными для демон­стра­ции поли­ти­че­ских лозун­гов либо же для реше­ния пусть и благих, но откро­венно мир­ских, не име­ю­щих ничего общего с цер­ков­ными уста­нов­ле­ни­ями задач. Нево­цер­ко­в­лен­ный чело­век посмот­рит на такое собы­тие и спро­сит: а чем ваш так назы­ва­е­мый крест­ный ход отли­ча­ется от граж­дан­ской мани­фе­ста­ции? Напри­мер, в север­ной рос­сий­ской сто­лице дви­же­ние «Трез­вый фронт» про­во­дит крест­ный ход трез­вен­ни­ков. Известны крест­ные ходы против абор­тов… «Я спра­ши­ваю: а других про­блем разве нет? А против нар­ко­ти­ков что — будет еще один крест­ный ход? — рас­суж­дает Андрей Бардиж. — Подоб­ный подход огра­ни­чи­вает крест­ный ход пусть и важной, но какой-то одной част­ной сто­ро­ной нашей жизни. Веру­ю­щие люди идут с молит­вой — значит, молятся о мило­сти в отно­ше­нии всех чело­ве­че­ских грехов, кото­рые мы совер­шаем».

Кстати, молит­во­сло­вия во время дви­же­ния — еще один пред­мет для дис­кус­сий. Обычно духов­ник бла­го­слов­ляет читать нарас­пев молитву Иису­сову. Но вот, напри­мер, второй пункт весьма объ­ем­ного доку­мента «Прак­ти­че­ские ука­за­ния к Вели­ко­рец­кому крест­ному ходу», кото­рый орга­ни­за­торы насто­я­тельно реко­мен­дуют подробно изу­чить каж­дому перед выхо­дом в путь, гласит бук­вально сле­ду­ю­щее: «Иису­сова молитва в Вели­ко­рец­ком крест­ном ходе не бла­го­слов­ля­ется, цель крест­ного хода — про­слав­ле­ние Нико­лая Чудо­творца. Читаем ака­фист». В скоб­ках, правда, здесь можно было бы заме­тить, что про­слав­ле­ние свя­ти­теля Нико­лая в лике святых (а какое еще смыс­ло­вое зна­че­ние у этого слова может быть в Церкви?!) слу­чи­лось много веков назад, и про­изо­шло это отнюдь не в рамках Вели­ко­рец­кого крест­ного хода.

Спринт: одно­днев­ный формат

Не должно быть места в крест­ном ходе аги­та­ции в под­держку или против тех или иных поли­ти­че­ских дви­же­ний или направ­ле­ний. Осо­бенно резо­нанс­ными подоб­ные эпи­зоды могут быть в мно­го­люд­ных одно­днев­ных крест­ных ходах в круп­ных насе­лен­ных пунк­тах, еже­годно привлека­ющих вни­ма­ние СМИ. Минув­шей осенью Алек­сан­дро-Нев­ский крест­ный ход, кото­рый тра­ди­ци­онно про­хо­дит по глав­ной улице Санкт-Петер­бурга в день памяти свя­того бла­го­вер­ного князя 12 сен­тября (кстати, вообще рекорд­ный среди всех подоб­ных меро­при­я­тий в России, собрав­ший в 2017 году 100 тыс. участ­ни­ков), «отме­тился» чуже­род­ным лозун­гом «Матильда — поще­чина рус­скому народу». Спра­вед­ли­во­сти ради, это един­ствен­ный подоб­ный казус за всю пяти­лет­нюю исто­рию этого воз­рож­ден­ного крест­ного хода, учре­жден­ного еще импе­ра­три­цей Ели­за­ве­той Пет­ров­ной.

«Как я пони­маю, эта про­во­ка­ция была зара­нее запла­ни­ро­вана, — гово­рит руко­во­ди­тель сек­тора ком­му­ни­ка­ций Санкт-Петер­бург­ской мит­ро­по­лии Ната­лья Родо­ма­нова. — Участ­вует в нашем крест­ном ходе и дви­же­ние “Пра­во­слав­ные против абор­тов”. Но без соот­вет­ству­ю­щих сло­га­нов на рас­тяж­ках и транс­па­ран­тах. У Алек­сан­дро-Нев­ского крест­ного хода есть посто­ян­ный девиз: “Вера. Тра­ди­ции. Един­ство”, кото­рый широко пред­став­лен в соци­аль­ной наруж­ной рекламе за несколько недель до самого меро­при­я­тия. Город­ские власти в день памяти небес­ного покро­ви­теля Санкт-Петер­бурга заме­няют рекламу на улицах нашими моду­лями, а также раз­ме­щают рекламу в мет­ро­по­ли­тене».

От воз­мож­ных око­ло­по­ли­ти­че­ских про­во­ка­ций Алек­сан­дро-Нев­ский крест­ный ход защи­щает подроб­ное поло­же­ние о его про­ве­де­нии, кото­рое принял орг­ко­ми­тет хода и бла­го­сло­вил мит­ро­по­лит Санкт-Петер­бург­ский и Ладож­ский Вар­со­но­фий. В част­но­сти, этот доку­мент закреп­ляет исполь­зо­ва­ние только кано­ни­че­ских пра­во­слав­ных икон, а среди граж­дан­ских сим­во­лов — лишь госу­дар­ствен­ный флаг Рос­сий­ской Феде­ра­ции и исто­ри­че­ские рос­сий­ские флаги (напри­мер, Андре­ев­ский стяг). Подоб­ное мас­штаб­ное собы­тие, свя­зан­ное с вре­мен­ным пере­кры­тием ожив­лен­ной транс­порт­ной арте­рии мега­по­лиса, невоз­можно без все­мер­ной под­держки город­ских вла­стей. Доста­точно ска­зать, что для Санкт-Петер­бурга уже 10 лет дата пере­не­се­ния мощей свя­того бла­го­вер­ного Алек­сандра Нев­ского 12 сен­тября — празд­нич­ная (в свет­ском кален­даре это день Ништадт­ского мира). Парал­лельно, поскольку собор­ный храм Алек­сан­дро-Нев­ской лавры до рево­лю­ции счи­тался орден­ским (наряду с ­Князь-Вла­ди­мир­ским, Андре­ев­ским на Васи­льев­ском ост­рове и храмом Симеона и Анны), в этот день Цер­ковь и свет­ские власти сообща еще и чествуют кава­ле­ров ордена Алек­сандра Нев­ского. Помо­гает город и с теле­транс­ля­цией, и с гигант­скими ­экра­нами на пло­щади Алек­сандра Нев­ского (100-тысяч­ную толпу она вме­стить не в состо­я­нии, поэтому многие кре­сто­ходцы участ­вуют в молебне, оста­но­вив­шись далеко от нее на про­спекте). Как ни странно, второй по мас­со­во­сти одно­днев­ный крест­ный ход — памяти святых цар­ствен­ных стра­сто­терп­цев по марш­руту Ека­те­рин­бург — Ганина Яма, устра­и­ва­е­мый в ночь с 16 на 17 июля, — про­во­дится исклю­чи­тельно епар­хи­аль­ными силами.

Осно­ва­тель­ной исто­рией может похва­статься одно­днев­ный крест­ный ход с Алба­зин­ской иконой Божией Матери по Бла­го­ве­щен­ску. По ини­ци­а­тиве епар­хи­аль­ного свя­щен­но­на­ча­лия его учре­дили еще 25 лет назад в вос­по­ми­на­ние про­во­див­ше­гося до рево­лю­ции мно­го­днев­ного крест­ного хода с этой свя­ты­ней. Сейчас в Бла­го­ве­щен­ске крест­ные ходы с Алба­зин­ской иконой бывают дважды в год — в ее празд­ник 22 марта и в день вос­по­ми­на­ния чудес­ного избав­ле­ния города от китай­ской угрозы в 1900 году (1 или 2 авгу­ста).

А вот состо­яв­шийся 6 сен­тября 2014 года боль­шой крест­ный ход от Успен­ского собора Мос­ков­ского Кремля до Высоко-Пет­ров­ского мона­стыря, кото­рый воз­гла­вил Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл, новой мос­ков­ской тра­ди­цией не стал. Вернее, он поро­дил тра­ди­цию, но немного иную: бла­го­даря празд­нику «Пет­ровки» горо­жане гораздо лучше узнали исто­рию осно­ва­ния ста­рей­шей мос­ков­ской оби­тели, и теперь крест­ные ходы вокруг квар­тала на пере­се­че­нии улицы Пет­ровка и одно­имен­ного буль­вара в дни памяти свя­ти­теля Петра 6 сен­тября и 3 января соби­рают мно­же­ство веру­ю­щих.

Серьез­ные тра­ди­ции одно­днев­ных крест­ных ходов накоп­лены также в Архан­гель­ске (памяти ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков, а также памяти святых цар­ствен­ных стра­сто­терп­цев), в Под­мос­ко­вье (от Ильин­ского до Усова в память пре­по­доб­но­му­че­ницы Ели­са­веты)… Но чем сотню раз услы­шать и про­чи­тать, лучше один раз самому собраться в путь и искренне помо­литься!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *