Проводки по реализации товара со скидкой

Бухгалтерский учет: скидки и бонусы.

Понятия «скидка» и «премия» важно различать. Размер премии не уменьшает стоимость товара, влияя только на цену договора. Если же в контракте сказано, что при достижении покупателем определенного объема закупок уменьшается цена за единицу товара, то речь идет уже о скидке, когда продукция реализуется по новой уменьшенной цене, а это значит, что скидка влияет на сумму налога на добавленную стоимость.

Бухучет у продавца

В бухгалтерском учете имеет значение, когда именно предоставлена скидка. Если это происходит в момент продажи, то она уменьшает сумму выручки (подп. 6.5 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).

Если скидка предоставляется после того, как товар реализован, то продавец отражает выручку без учета скидки. Бухгалтерский учет будет отличаться.

В налоговом учете скидки, предоставленные покупателю, или премии, выплаченные за достижение определенного объема закупок, оговоренные в договоре, продавец учитывает как внереализационные расходы (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом не важно, когда пришло время для бонуса: сразу после отгрузки товаров или в конце года.

Бухучет у покупателя

Бухгалтерский учет скидок у покупателя также будет различаться в зависимости от того, когда получена скидка. Если она предоставляется в момент приобретения товара, то покупатель приходует продукцию уже с учетом скидки.

Скидку, полученную после того, как товар принят к учету, покупатель отражает иначе. Изменить стоимость принятых товаров не позволяет пункт 12 ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина от 9.06.2001 г. № 44н).

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством. И потому полученную скидку покупатель относит в состав прочих доходов.

Скидка изменяет цену товара, поэтому покупателю придется восстановить часть принятого к вычету НДС на сумму полученной скидки. Основанием к этому послужит корректировочный счет-фактура и первичные документы на товар (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Премии и НДС

Покупатель, получивший премию за определенный объем закупок, не обязан восстанавливать принятый к вычету НДС. Согласно Налоговому Кодексу, восстанавливать налог нужно только в том случае, если уменьшение стоимости закупаемых товаров прямо предусмотрено договором (п. 2.1 ст. 154 НК РФ). Недавно специалисты Минфина в Письме от 25 июля 2013 года № 03-07-11/29474 пояснили, что если дело касается премии за покупку продовольственных товаров, то восстанавливать НДС не нужно в любом случае.

Нередко в контракте поставки есть условие о том, что приобретая определенное количество продукции, покупатель получает премию. Налоговая инспекция часто трактует эти бонусы как уменьшение стоимости товаров и требует восстановить принятый к вычету НДС на сумму уценки. Упомянутое письмо Министерства финансов защищает интересы налогоплательщиков. Логика финансистов следующая.

Размер вознаграждения покупателю за приобретение определенного количества товаров включается в цену договора. При определении стоимости товаров эта сумма не учитывается. Таким образом, премии не изменяют цену продукции, а значит оснований восстанавливать принятый к вычету НДС нет.

И действительно, налоговая база по НДС при реализации товаров определяется как стоимость этой продукции, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК, с учетом акцизов и без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Для справки: в статье 105.3 НК изложены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами.

Налоговая система России

Чем руководствоваться при уплате налогов. Как зарегистрироваться в налоговой инспекции. Схемы расчета налогов, порядок и сроки уплаты, зачета и возврата Заполнение и подача деклараций. Проверки и ответственность за налоговые нарушения. Купить книгу «Налоговая система России»

С 1 июля 2013 года НК дополнен новым положением. Теперь в законодательстве прямо прописано, что выплата или предоставление продавцом премии или поощрительной выплаты покупателю не уменьшает стоимость отгруженных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. При этом премия или поощрительная выплата должна предоставляться за выполнение покупателем определенных условий договора. Одним из таких условий может быть приобретение определенного объема товаров (работ, услуг). В статье отдельно оговорено, что премия продавца не уменьшает ни цены товаров, ни вычет по НДС, применяемый покупателем (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).

Согласно НК, исключение из этого правила составляют случаи, когда контрактом прямо предусмотрено уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой премии. В письме Минфина речь идет о торговле продовольственными товарами, и значит, даже если бы такое условие и было в договоре поставки, оно противоречило бы законодательству. Поясню, что имеется в виду.

Дело в том, что деятельность по торговле продовольственными товарами регулируется в том числе Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ. Согласно норме, размер вознаграждения покупателю в связи с приобретением у продавца определенного количества товаров нужно включать в цену договора, и эти суммы нельзя учитывать при определении стоимости продуктов (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ).

Исходя из этого, премия покупателю за достижение определенного объема покупок не уменьшает цену этих товаров независимо от того, есть такое условие в договоре или нет. И поэтому восстанавливать суммы налоговых вычетов по НДС покупатель не должен (письмо Минфина России от 25.07.2013 г. № 03-07-11/29474).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Источник

Что бухгалтеру делать со скидками?

Бухучет в торговле имеет множество нюансов и особенностей. Сегодня предлагаем вам разобраться со скидками. Какие они бывают? Что учесть бухгалтеру, чтобы избежать ошибок при отражении торговых операций со скидками?

Сегодня без проявления лояльности к покупателям сложно сохранять позиции в конкурентной борьбе. Одним из простых, доступных, привычных и понятных обеим сторонам правоотношений является такой инструмент, как скидка. Это сумма, уменьшающая продажную стоимость товара. Часто предоставляется скидка при определенных условиях, например, приобретении конкретного количества единиц.

Скидки нужно правильно рассчитывать и учитывать. Первое – задача специалистов по продажам и аналитиков, второе – бухгалтеров.

Особенности бухучета скидок у продавца

Действующее законодательство позволяет торговым компаниям самостоятельно устанавливать стоимость товаров (с учетом ряда исключений и регуляторных ограничений). Размер скидки тоже отдан на усмотрение продавцов.

Снижение первоначальной стоимости товара не относится к расходам продавца. Но в снижении дохода при расчете налоговой базы они играют важную роль.

Предоставление скидок и их учет осуществляются на основании соответствующих первичных документов. В первом случае это распоряжения и другие локальные НПА, во втором – счета-фактуры с указанием размера и суммы скидки.

Правильный учет существенно снижает налоговые риски. ФНС иногда интересуется скидками и тщательно проверяет операции, в которых они предоставляются. В группе риска компании, являющиеся взаимозависимыми лицами. Также дамоклов меч налоговой проверки висит над теми, кто предлагает скидки в размере 20% и больше от рыночной стоимости товара.

Если налоговая в ходе проверки выявит признаки взаимозависимости, завышения скидок, другие нарушения, торговой компании не избежать доначисления налогов. Также проверка может иметь другие юридические последствия. Но сегодня речь не о них.

Скидки бывают разные

Особенности бухучета скидок во многом определяются их видами. Чаще всего специалистам приходится иметь дело со скидками на объем и сумму. Первые имеют место при приобретении покупателем товара одной категории. В случае со вторыми в чеке, счете и накладной может отражаться разная продукция и разное количество единиц.

Скидки обоих рассмотренных типов увеличивают рынок сбыта, повышают прибыль, ускоряя оборот. Фиксировать их в бухучете необходимо в момент предоставления. До этого товар учитывается по обычной рыночной стоимости.

Обстоятельства имеют значение

На бухучет влияют и обстоятельства предоставления скидок. Они могут даваться без отсрочек в день покупки продукции. Покупатель приобрел товар, получил скидку. Продавец отразил в учете стоимость реализованного товара с учетом скидки.

Если проданная продукция ранее фигурировала в учете по обычной стоимости, предоставление скидки отражается в обязательном порядке. Здесь важно учитывать размер скидки. О правиле 20% от рыночной стоимости мы упоминали выше.

Отражаете факт наличия скидки в бухучете и используете метод сторнирования? Делайте проводку Дт41 Кт42.

Почему нельзя без сторно? Если учет ведется по продажной стоимости, цена продукции на счете 41 должна соответствовать реальной стоимости при реализации товара. Если не вносить коррективы при предоставлении скидки, налоговая задаст вопросы относительно завышенной суммы наценки.

Если учет ведется по цене покупки и счет 42 не используется бухгалтером, скидка, предоставленная при приобретении товара, в учете не отражается.

Приведем пример комплекса проводок при фиксации скидки в учете.

Получение продукции от поставщика, оприходование – Дт41 Кт60.

Учет НДС – Дт19 Кт60.

Начисление наценки – Дт41 Кт 42.

Перечисление оплаты за товар поставщику – Дт60 Кт 51.

Принятие НДС к вычету – Дт68 Кт 19.

Отражение выручки от реализации продукции с учетом скидки – Дт50 Кт 46.

Начисление НДС с оборота товара – Дт46 Кт68.

Сумма скидки, фиксируемая методом сторно, – Дт46 Кт42.

Отражение наценки – Дт46 Кт42.

Финансовый итог от продажи товара со скидкой – Дт46 Кт80.

Если в компании используется штрихкодирование продукции, учитывается каждая единица, причем по покупной цене, скидка в бухучете не фиксируется. Соответственно, комплекс проводок меняется.

Отсрочка – штука тонкая

Скидки могут даваться и с отсрочкой. Приведем пример. Компания предлагает скидку в размере 10% на товар, приобретенный в течение 30 дней, начиная с конкретной даты. Также ставится условие по общей сумме покупки – 200000 рублей. Покупать продукцию в рамках скидочного предложения можно как угодно, хоть на указанную сумму сразу, хоть в несколько заходов с разными счетами.

Если объем для предоставления скидки за 30 дней не достигнут, продавец отражает его в учете без скидочного компонента – по обычной стоимости.

Отсроченная скидка предоставляется по одной из двух схем:

Как уменьшение стоимости ранее закупленного товара. При этом корректируется стоимость, зафиксированная в бухучете раньше.

Как уменьшение стоимости товара, который предстоит приобрести. Отражение скидки в учете осуществляется так же, как при предоставлении ее на дату покупки.

Размер НДС и выручки корректируется с использованием счета 46/90.

Оплатили вовремя – получите скидку

Рассмотрим еще один вид скидок – за своевременную оплату. Как правило, она актуальна для оптовиков. Скидка за оплату существенно сокращает длительность беспроцентного кредита. Она мотивирует заказчика к оплате товара без задержек.

Как работать с такой скидкой бухгалтеру торговой компании? Во-первых, нужно учитывать, что реализация товара в бухучете отражается на дату отгрузки. При этом указывается обычная стоимость. Скидка отражается путем сторно по мере перевода платежей.

А вот к учету по стоимости со скидкой лучше отнестись с осторожностью. Когда истекает срок действия скидки на объем неполученной льготы, увеличивается размер задолженности. Продавец вынужден доначислять налог и выручку. Если покупатель скидкой не успел воспользоваться, а размер выручки на соответствующую сумму уменьшен, неизбежна недоплата налога. ФНС за это точно не похвалит.

Учет скидки у покупателя

Приобретенная продукция относится к материально-производственным запасам. Бухгалтер учитывает реальные затраты на покупку, вычитая НДС. МПЗ учитываются по фактической стоимости, которая в большинстве случаев остается неизменной. Исключения оговорены в действующих ПБУ.

Учет ведется на счетах 15, 16. Какой конкретно будет использоваться, зависит от учетной политики конкретной компании.

Если начальная стоимость ценностей меняется из-за скидки, отклонение списывается в той последовательности, которая предусмотрена учетной политикой.

Что делать бухгалтеру, который раньше не сталкивался с учетом скидок? Ответ банален и прост – изучать матчасть. Такой подход минимизирует риск ошибок, налоговых доначислений и репутационных потерь. Если возникли вопросы, нужны разъяснения по применению тех или иных налоговых норм, стоит проконсультироваться с более опытными коллегами.

Источник

Как вести бухгалтерский учет скидок

Большинство организаций для получения конкурентного преимущества и сбыта предлагают скидки. Их нужно правильно учитывать. Скидка представляет собой сумму уменьшения продажной стоимости продукции при исполнении каких-либо условий. К примеру, условием может быть покупка некого объема товаров или покупка на заданную сумму.

Вопрос: Как отразить в учете организации (продавца) предоставление скидки покупателю за достижение договорных условий в части досрочной оплаты проданных непродовольственных товаров, если на сумму предоставленной скидки производится корректировка стоимости товаров?
Посмотреть ответ

Бухучет скидки у продавца

Компании могут сами устанавливать стоимость своего товара. Скидка не будет относиться к расходам. Она представляет собой снижение стоимости, ранее указанной продавцом. Стоимость продукции с учетом скидок – это и есть стоимость, прописанная в соглашении о купле-продаже. Скидки нужно принимать во внимание при обложении налогами. Относятся они на снижение дохода.

Вопрос: Возникает ли внереализационный доход для целей налога на прибыль при предоставлении скидок, связанных с изменением цены товара (п. 8 ст. 250 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Скидки предоставляются на основании локальной распорядительной бумаги. Размер выручки устанавливается с учетом всех выданных скидок, зафиксированных в договоре. Основание – пункт 6.5 ПБУ 9/99. При установлении рыночной стоимости нужно принимать во внимание надбавки/скидки.

В статье 40 НК РФ указано, что иногда стоимость сделки может проверяться налоговой. В частности, это процедура осуществляется при наличии этих обстоятельств:

Если налоговая установит факт правонарушения, она может доначислить налоги.

Рыночная стоимость определяется с учетом скидок, которые возникли на следующих основаниях:

Этот перечень оснований содержится в пункте 3 статьи 40 НК РФ. Но он не является исчерпывающим.

Скидки при покупке продукции в заданном объеме или на заданную сумму

Рассмотрим различия между двумя видами скидок:

Рассмотренные виды скидок нужны для увеличения рынка сбыта, повышения прибыли за счет ускорения оборота. Оба вида скидок фиксируются в бухучете в момент предоставления. Почему нельзя отразить скидку раньше? До даты предоставления неизвестно, воспользуется клиент льготой. До того момента, как покупателю будет дана льгота, товар фиксируется в бухучете по его стандартной цене. Рассмотрим нюансы учета, зависимые от обстоятельств предоставления скидки.

Скидка выдается в дату покупки продукции

Скидка может выдаваться безо всяких отсрочек. Происходит это тогда, когда клиент приобретает товар в нужном объеме или на нужную сумму. В подобной ситуации не нужно фиксировать предоставление скидки в бухучете. Достаточно просто отразить продажу по стоимости уже с учетом скидки.

Факт наличия скидки фиксируется в бухучете только тогда, когда проданная продукция фигурирует в учете по своей продажной стоимости. Для учета используется метод сторнирования. Нужна запись ДТ41 КТ42. Следующие записи нужны для фиксации продажи продукции на основании стоимости фактичной реализации.

Потребность в использовании сторно вызвана тем, что метод учета продукции по продажной стоимости предполагает тождественность цены продукции, занесенной на счет 41, реальной стоимости при продаже. Если никаких корректировок при фактическом предоставлении скидки не внесено, сумма наценки будет завышена.

ВАЖНО! Если фирма ведет учет по покупной цене, счет 42 не задействован, скидка, данная в момент приобретения, не фиксируется в бухучете.

Используемые проводки

Используется этот комплекс проводок:

К СВЕДЕНИЮ! Крупные торговые субъекты часто внедряют в свою деятельность систему штрих-кодирования. Они учитывают каждую единицу реализованной продукции. Учет выполняется по покупным ценам. Скидка при наличии этих обстоятельств не фиксируется.

Скидка выдается с отсрочкой

Скидка может предоставляться с отсрочкой. К примеру, выдается она при приобретении товара на 300 000 рублей в течение месяца. Не обязательно покупать продукцию на эту сумму единовременно. Главное, чтобы общий расход в течение месяца составлял больше 300 000 рублей. Продажа товаров в объеме, который не достигает объема для предоставления скидки, фиксируется в учете продавца по стоимости без учета льготы.

Скидка может предоставляться по этой схеме:

Корректировать нужно размер выручки и НДС с применением счета 46/90.

Используемые проводки

Проводки, используемые при отсроченных скидках:

Проводки будут несколько отличаться в зависимости от того, совпадает ли предоставление скидки с периодом начальной реализации.

Скидка за своевременную оплату

Скидка за быструю оплату обычно практикуется в оптовых фирмах. Нужна она для сокращения длительности беспроцентного кредита. Льгота мотивирует покупателя оплачивать товар без задержек.

Продажа товара отражается в бухучете продавца на дату отгрузки без учета скидки. Льгота фиксируется путем сторно по ДТ и КТ по мере перевода денег покупателю.

Допустим учет по стоимости со льготой в период действия этой льготы. По истечении срока действия размер задолженности повышается на объем неполученной льготы. В дату завершения срока продавцу нужно доначислять выручку и налог. Однако эта схема имеет свои риски. В частности, покупатель может не воспользоваться льготой, а размер выручки уже будет уменьшен. Формируется недоплата налогов.

Используемые проводки

Используются эти проводки:

К СВЕДЕНИЮ! Красное сторно – это корректировочная запись со знаком минус, которая имеет красный цвет.

Бухучет у покупателя

Купленная продукция считается МПЗ и учитывается в структуре реальных трат на покупку. Из расходов при этом вычитается НДС. Фактическая себестоимость МПЗ не меняется в большинстве случаев кроме исключений, оговоренных в ПБУ 5/98.

Существует начальная стоимость ценностей. Но она постоянно отклоняется. В том числе из-за скидок. Отклонения эти учитываются на счетах 15 и 16. Какой именно счет будет использоваться, нужно отразить в учетной политике фирмы. В учетной политике нужно отразить последовательность списания отклонений, зафиксированных на счете 16.

Используемые проводки

Покупатель использует эти проводки:

Отклонения, зафиксированные на счете 16, списываются в счет учета трат. Списание должно соответствовать учетной политике.

Источник

Бухгалтерский и налоговый учет скидок

Предоставление различного рода торговых скидок является обычной коммерческой практикой в оптовой и розничной торговле. Это один из самых распространенных методов привлечения покупателей.

1. Правовые основы скидок

Определения понятия «скидка» в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также в законодательстве о налогах и сборах нет. В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара. Обычно она представляется покупателю, исполнившему условия, установленные продавцом.

Согласно ГК РФ продавец товара свободен при определении цены на него. Исключение составляют лишь случаи, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст.424 ГК РФ).

Устанавливая цену на товар, продавец может предусмотреть скидки. В зависимости от условий предоставления скидка может рассматриваться как согласование новой цены договора или как изменение цены после заключения договора. После заключения договора изменение цены допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Договор купли-продажи в розничной торговле фактически считается заключенным в момент выдачи продавцом кассового чека покупателю товара.

На какую же сумму можно осуществлять скидку от первоначальной цены? На любую – гражданское законодательство не ограничивает продавца в пределах снижения цены товаров, работ, услуг.

По общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. И пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Но следует помнить, что при отклонении цены более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). При выявлении отклонения они вправе доначислить налог и пени.

Поэтому во избежание разногласий с налоговыми органами лучше устанавливать максимальный размер скидки в 20 процентов от уровня обычной цены (если цены держатся на уровне средних рыночных).

При предоставлении скидок в размере, превышающем 20% продажной цены, в целях избежания налоговых рисков должно быть подготовлено обоснование предоставления скидки, указывающее на то, что:

— скидка является обычной;

— скидка предоставлена по основаниям, предусмотренным в пункте 3 статьи 40 НК РФ (обусловлена маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки, сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей).

Чтобы иметь право торговать со скидками, прежде всего надо оформить такие документы:

Кроме того, в организации должны быть разработаны и утверждены следующие первичные документы.

Если учет товаров ведется по продажным ценам, то для начисления торговой наценки предназначен «Реестр розничных цен». Его примерная форма приведена в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Форма рекомендована письмом Минэкономики России от 20.12.95 № 7-1026 и обязательной не является. В соответствии с п.п. 9.28 и 9.29 «Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли», утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5, переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей производится по распоряжению руководителя организации и оформляется актом. Форма такого акта в «Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 не предусмотрена.

Поэтому организация самостоятельно разрабатывает эти формы с соблюдением всех установленных ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» реквизитов.

2. Виды торговых скидок

Торговая скидка может быть предоставлена в виде:

· обычной скидки (суммы, на которую снижается продажная цена товаров);

Источник

Учет скидок при купле-продаже товара

И.М. Титова, главный бухгалтер ООО «Ресурс», аудитор

Юридические и организационные аспекты

Ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве нет определения понятия «скидка», но? в соответствии с обычаями делового оборота скидка — это установленное в процентах снижение продажной цены для ранее заявленной категории товара или категории покупателей, исполнивших условия для ее получения.

Скидки могут распространяться на последующие закупки товаров или на ранее приобретенные товары. Скидки могут предоставляться непосредственно в инвойсе (счете) или за рамками инвойса (счета). Это скидки на объем закупок, накопительные скидки, скидки за форму оплаты, скидки в зависимости от срока оплаты, скидки за соблюдение графика оплат, за продвижение нового товара, кредит-ноты и др. В розничной торговле могут применяться скидки в определенные дни или в определенные часы работы магазинов и др.

В зависимости от условий предоставления скидки она может рассматриваться как:

В договоре стороны могут указать особые условия, при которых возможно изменение его цены. Например, это могут быть условия, связанные с сезонными колебаниями цен на рынке на определенный товар, ожидаемые изменения на рынке продавцов, которые могут также отразиться на цене товара по договору, и т.п. Таким образом, изменение цены договора в сторону уменьшения вполне оправдано, поскольку оно вызвано особыми экономическими условиями.

По обычаям делового оборота, предоставление скидки оформляется направлением в адрес покупателя уведомления о предоставлении скидки.

Для того, чтобы свести к минимуму все возможные претензии со стороны налоговых органов, действующая система скидок должна быть закреплена во внутренних нормативных документах организации-продавца и предусмотрена в маркетинговой политике как составной части учетной политики. Можно утвердить в организации «Положение о скидках» как приложение к учетной политике. Чтобы это Положение можно было считать внутренним нормативным актом, оно должно действовать в течение длительного периода времени и устанавливать общий порядок предоставления скидок покупателям. Если организация предоставляет своим покупателям индивидуальные скидки, в Положении о скидках следует это указать, но тогда правила применения скидок следует прописать в условиях договора (дополнительного соглашения к нему) или сделать в договоре ссылку на маркетинговую политику.

Если механизм предоставления скидок в организации отсутствует или не закреплен документально, то желательно оформить предоставление скидки приказом руководителя и отправить покупателю уведомление о предоставлении скидки, указав в этих документах товар и сумму скидки на него.

Особо следует остановиться на таком понятии, как кредит-нота. В международном законодательстве нотой называют двустороннее соглашение. Кредит-нота (англ. credit note) — это расчетный документ, в котором содержится извещение, посылаемое одной из сторон другой стороне о записи в кредит счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы. Кредит-ноты облегчают процесс управления расчетами с клиентами, поскольку могут рассматриваться как корректирующие по отношению к счету, то есть сторнирующие документы, по которым впоследствии формируются сторнирующие бухгалтерские записи на выборочные позиции счета-фактуры, либо на все количество, либо на его часть.

Скидки, предоставляемые на ранее отгруженный товар, рекомендуется оформлять документами (накладными, счетами-фактурами со знаком минус).

Бухгалтерский учет скидок

Таким образом, в целях бухгалтерского учета предоставляемые скидки со стоимости купленных товаров расцениваются как уменьшение ранее заявленной продавцом цены продажи товара.

Приведем примеры отражения в бухгалтерском учете скидок на конкретных числовых примерах.

Если продавец предоставляет покупателю скидку одновременно с отгрузкой товара (первая группа скидок), то в учете такая скидка специально не отражается. Выручка у продавца определяется на основании фактической цены продажи. У покупателя скидка также не учитывается.

Cкидка может также предоставляться в случае оплаты товара в течение определенного срока.

По условиям договора продавец предоставляет покупателю скидку в размере 10%, если покупатель оплачивает товар в течение 10 дней после отгрузки товара продавцом.

Товар на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.) отгружен покупателю 13 февраля 2006 года. Деньги в сумме 106 200 руб. покупателем перечислены 15 февраля, то есть условия предоставления скидки соблюдены.

В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие бухгалтерские записи:

Проводки по реализации товара со скидкой

Проводки по реализации товара со скидкой

Продавцом могут быть предоставлены покупателю накопительные скидки, если покупатель приобретает товар на определенную сумму или в определенном количестве. Это может происходить не единовременно, а при последующих сделках. Поэтому и сумма скидки получит отражение не сразу, а при отгрузке той партии товара, покупка которой дает возможность покупателю использовать право на скидку.

Продавец предоставляет покупателю накопительную скидку. Она составляет 10% от стоимости купленного в течение месяца товара. Для того, чтобы получить такую скидку, покупатель должен приобрести товара в месяц на сумму, превышающую 100 000 руб.

Покупателю отгружен товар на сумму 94 400 руб. (в том числе НДС 14 400 руб.) 14 февраля 2006 года. В этот же день товар оплачен на сумму 94 400 руб. В дальнейшем — 22 февраля — отгружен товар на сумму 23 600 руб. (в том числе НДС 3 600 руб.). Итого покупатель приобрел товар на общую сумму 118 000 руб., условие предоставления скидки соблюдено. Размер общей скидки — 11 800 руб., в том числе за первую партию товара — 9 440 руб., за вторую партию — 2 360 руб. За вторую партию товара покупатель заплатил с учетом общей скидки 11 800 руб.

В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Проводки по реализации товара со скидкой

Продавец предоставляет скидку покупателям в зависимости от количества купленного ими товара одного вида. Например, при покупке двух единиц одного товара магазин розничной торговли предоставляет покупателю скидку — третья единица этого товара бесплатно.

За день в кассу магазина поступила выручка на сумму 236 000 руб., в том числе НДС 36 000 руб., себестоимость проданных товаров 150 000 руб.

В этом случае производятся следующие бухгалтерские записи.

Проводки по реализации товара со скидкой

На наш взгляд, нет необходимости отражать в бухгалтерском учете продажную стоимость товаров, предоставленных покупателям бесплатно. Стоимость предоставленных бесплатно товаров должна отражаться во внутреннем учете магазина.

Продавец товара предоставляет скидку на поставленный им товар в последующем (следующий отчетный период, год).

Организация в декабре 2005 года отгрузила покупателю товар договорной стоимостью 590 000 руб., включая НДС 90 000 руб. Покупная стоимость товара составила 300 000 руб. В январе 2006 года организация направила в адрес покупателя уведомление о предоставлении скидки в размере 5%, с учетом которой в январе покупатель оплатил товар.

В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Проводки по реализации товара со скидкойУ покупателяВ соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н, товары являются частью материально-производственных запасов (далее по тексту — МПЗ) организации, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи. Согласно п.п. 5, 6 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) в соответствии с п. 6.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н.

Согласно п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Это означает, что если, например, товар приобретен в мае, а скидка на его оплату была предоставлена в июне, то фактическая себестоимость товара, сформированная в мае, не может изменяться, в связи с чем такая скидка учитывается при формировании фактической себестоимости товара, приобретенного в июне.

Рассмотрим ситуацию, аналогичную той, которая приведена в Примере 2. Условие предоставления скидки — приобретение покупателем товара в месяц на сумму, превышающую 100 000 руб.

В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Проводки по реализации товара со скидкойПример 6

Слегка изменим условия Примера 5. По условиям договора продавец предоставляет покупателю накопительную скидку в размере 10% от стоимости товара, купленного в течение месяца. При этом покупатель должен приобрести в месяц товара на сумму, превышающую 500 000 руб.

14 февраля покупатель приобрел товар на сумму 472 000 руб. (в том числе НДС 72 000 руб.). 22 февраля покупатель прибрел товар на сумму 29 500 руб., в том числе НДС 4 500 руб. Таким образом, в феврале 2006 года покупатель приобрел товар на сумму 501 500 руб. Условия предоставления скидки соблюдены. Общая скидка составила 50 150 руб., что превышает стоимость второй партии товара. То есть на вторую партию товара скидка составляет 29 500 руб., на первую партию товара скидка составила 20 650 руб. (в том числе НДС 3 150 руб.).

В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Проводки по реализации товара со скидкойВторая партия товара будет оприходована на склад по нулевой стоимости. При дальнейшей продаже товар будет списываться со склада в соответствии с принятой учетной политикой (п. 16 ПБУ 5/01) способом ФИФО, ЛИФО или способом средней себестоимости.

Рассмотрим ситуацию, аналогичную той, которая приведена в Примере 4. Скидка предоставляется после приобретения товара и даже после его продажи (или иного использования). Организация в феврале получила товар на сумму 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб., в этом же месяце полученный товар реализован. В марте организация получила уведомление о предоставлении скидки на этот товар в размере 5% и произвела оплату с учетом скидки 560 500 руб.

В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Проводки по реализации товара со скидкой

Налогообложение при предоставлении скидок на товары

Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 40 НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Итак, по общему правилу ценой реализации товаров, работ или услуг для целей налогообложения является цена сделки, указанная сторонами. Пока не доказано обратное, предполагается, что цена, по которой реализуется товар, соответствует уровню рыночных цен.

При этом в п. 2 ст. 40 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен товаров, работ или услуг по сделкам в следующих ситуациях:

В аналогичном порядке, в соответствии с п. 6 ст. 274 НК РФ, определяются рыночные цены на товары в целях исчисления доходов для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что скидки, если порядок их предоставления оформлен надлежащим образом (предусмотрены договором или внутренними документами организации), уменьшают налоговую базу по НДС и по налогу на прибыль.

Однако налоговые органы зачастую пытаются оспорить цену по сделке, которая отклоняется в сторону понижения от цен по идентичным сделкам. Подобная арбитражная практика сложилась практически по всем округам и вся она в пользу налогоплательщика. Одна судебная тяжба дошла до Высшего Арбитражного суда (постановление Президиума ВАС РФ № 11583/04 от 18.01.2005). Налоговые органы проигрывают подобные дела в связи с тем, что используемая ими информация о ценах, полученная от официальных органов власти, по мнению судов, не является информацией о рыночных ценах.

Налог на добавленную стоимость

Но в действующем налоговом законодательстве не прописана ситуация, когда покупателю предоставляется скидка, в результате чего цена уже реализованного и оприходованного покупателем товара меняется в следующем налоговом периоде (Примеры 4 и 7). Выдача покупателю «отрицательной» накладной, в которой все цены указаны со знаком «минус», действующим законодательством не запрещена, а вот «отрицательный» счет-фактура главой 21 Налогового кодекса не предусмотрен.

По мнению ряда специалистов, в случае предоставления скидки за прошлый период необходимо внести изменения в первоначально выставленный счет-фактуру. Сделать это должен поставщик, исправляя как свой счет-фактуру, так и счет-фактуру покупателя. После этого продавцу необходимо внести изменения в книгу продаж, а покупателю откорректировать книгу покупок, и обоим сдать в налоговую инспекцию уточненные декларации.

Однако это мнение не совсем согласуется с письмом Минфина РФ от 21.09.2005 № 07–05–06/252 «О регистрации счетов-фактур с внесенными изменениями». По мнению Минфина счета-фактуры с внесенными исправлениями, заверенными подписью руководителя и печатью продавца, с указанием даты внесения исправления подлежат регистрации в книге покупок не ранее даты внесения исправления, указанной на счете-фактуре. А в соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету. Следовательно, книга покупок у покупателя корректируется в момент получения исправленного счета-фактуры, и оснований для представления в налоговые органы уточненной декларации за прошлый период у него нет.

налог на прибыльВ соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Таким образом, сумма скидки для целей налогового учета не уменьшает доходы от реализации. В случае предоставления скидки по товарам, реализованным в прошлых налоговых периодах, у организации-продавца нет необходимости подавать уточненные налоговые декларации за эти периоды, а достаточно включить сумму скидки в состав внереализационных расходов в текущем году (когда предоставлена скидка). При этом порядок учета скидок в бухгалтерском учете остается прежним.

При этом, по мнению Минфина, у покупателя товаров не возникает налогооблагаемого дохода (см. письмо Минфина РФ от 14 ноября 2005 г. № 03–03–04/1/354).

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *