Проверяя способы расчета амортизации аудитор должен знать что амортизация может начисляться
Способы начисления амортизации основных средств
Все основные средства предприятия постепенно уменьшаются в стоимости, перенося ее на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги. Этот процесс называется амортизацией. Суммы, на которые снижается стоимость основных средств – амортизируемые суммы – подлежат строгому учету, поскольку производится их списание. Это важнейшая часть финансовой политики организации.
Процесс этот не может происходить произвольно, амортизационные списания четко оговорены в налоговом законодательстве (ст. 259 НК РФ).
Способы начисления амортизационных сумм и специфику их применения рассматриваем ниже.
Что подлежит, а что не подлежит амортизации
Амортизируемыми основными фондами признается такое имущество, которое принадлежит бизнесмену на правах собственности, своим использованием приносят ему прибыль, призваны служить более 12 месяцев и изначально стоят дороже 40 тыс. руб. Таковым имуществом могут быть как материальные активы, так и интеллектуальная собственность.
Не амортизируются те фонды, которые с течением оставляют неизменными не только свое первоначальное состояние, но и стоимость. Вернее, стоимость может меняться, но этот процесс не связан с износом в результате использования, поэтому не может быть сочтен амортизацией. К ним относятся:
Существующие способы начисления амортизации
Все способы вычисления амортизационных сумм, разрешенные к применению Налоговым Кодексом Российской Федерации, можно разделить на две группы:
Выбрав один из способов для начисления амортизационных остатков, предприниматель должен использовать его для одной и той же группы фондов или для конкретного объекта в течение всего периода, отведенного для их полезного использования.
Тот или иной способ налогоплательщик вправе выбирать самостоятельно, только необходимо обосновать свой выбор, закрепив его в учетных документах фирмы. Если предприниматель решит изменить выбранный метод начисления, он может сделать это только по окончании действующего налогового периода.
ВАЖНО! Если производится смена с одного из нелинейных методов начисления амортизации на линейный, следует помнить, что этого нельзя предпринимать чаще, нежели 1 раз в 5 лет.
Линейный способ начисления основных средств
Самый популярный и распространенный метод для исчисления амортизационных сумм, по данным статистики, его практикуют около трех четвертей всех российских предприятий. Он самый несложный в применении на практике.
Если даже для некоторых видов основных средств предприниматель избрал нелинейные методы начисления, линейный способ обязан им применяться для списания амортизационных остатков с таких групп ОС:
Сущность линейного метода – снятие амортизационных средств в равных частях в течение всего периода, установленного для полезной эксплуатации объекта. Начинается отсчет с первоначальной стоимости конкретного основного средства, отраженной в отчетных документах: это та сумма, которая была затрачена на приобретение данного актива. Если его переоценивали, то учитывать как первоначальную нужно восстановленную стоимость.
Целесообразность применения линейного метода обусловлена преобладающим фактором времени, и не фактического или морального износа основных активов.
Сумму, которая списывается каждый учетный год на амортизацию, линейным методом рассчитывают так:
Σаморт. = (Σперв. х Nаморт.) / 100%
Норма отчислений является процентом от первоначальной (или восстановленной) стоимости донного основного средства. Ее определяют таким образом:
Nаморт. = 1 / Тполезн. х 100%
Пример вычисления
ООО в 2012 год приобрело вычислительную технику, которая стоила 15 тыс. руб. Срок службы, установленный производителем (и принадлежностью к амортизационной группе) – 5 лет. Каждый год необходимо списывать как амортизационную следующую сумму: 15 000 / 5 = 3 000 руб.
Таким образом, вычислительная техника будет иметь остаточную стоимость:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! До 0 руб. снизилась остаточная стоимость, а не цена вычислительной техники. Вполне возможно, что она продолжает работать и останется работоспособной еще длительное время, и ее вполне можно продать по реальной цене.
Нелинейные методы начисления амортизации
Нелинейные способы позволяют списывать амортизацию неравномерно. Иногда предпринимателю выгоднее снять основные затраты на приобретение основных средств в первые годы их использования.
Нелинейные методы не применяют к объектам по отдельности, он используется для вычисления амортизации активов, принадлежащих к одинаковым амортизационным группам.
Существуют 4 метода расчета амортизации нелинейным способом:
Способ уменьшаемого остатка начисления амортизации основных средств
Баланс каждой группы в сумме становится меньше с каждым месяцем использования основных средств на то число, которое установлено для этой группы – коэффициента ускорения. Данный коэффициент устанавливается законодательно, но есть некоторые ограничения, например, активные объекты основных средств, взятые в лизинг, не могут быть амортизируемы с коэффициентом больше 3.
Способ уменьшаемых остатков не позволяет снизить остаточную стоимость до 0 – остаток в 20% от первоначальной стоимости ОС является фиксированной величиной. После достижения этого показателя каждый месяц стоимость группы ОС снижается на сумму, которую вычисляют, разделив остаток суммы на количество оставшихся до конца срока полезной эксплуатации месяцев (ст. 259 НК РФ).
Для вычисления амортизации способом уменьшаемого остатка нужно знать остаточную стоимость объекта на начало года (в первый год эксплуатации это будет первоначальная стоимость актива) и вычислить амортизационную норму с учетом коэффициента ускорения. Формула для вычисления:
Σаморт. = Σост. х (k х Nаморт. / 100%)
Пример расчета
Фабрика приобрела деревообрабатывающий станок за 100 000 руб., срок эксплуатации которого установлен в 10 лет. Коэффициент ускорения для этой группы амортизации составляет 2. Скорость потери стоимости составит: 100% / 10 х 2 = 20%. Это и будет сумма, списываемая от остаточной стоимости на начало года:
К концу 10 года службы станка его остаточная стоимость не будет равна 0, а составит неснятый остаток, который уже не удастся списать. Тем не менее, основная стоимость данного актива оказалась списанной уже в первые годы его эксплуатации, что перекрывает значительно перекрывает стоимость неснимаемого остатка.
Остальные нелинейные способы списания амортизации
Они несколько сложнее для вычислений, поэтому применяются реже, тем не менее, иногда выбираются предпринимателями для начисления амортизации.
Σаморт. = Σперв. х (Тост. / Тполезн.(Тполезн. + 1) / 2)
Этот способ по принципу близок к методу уменьшаемого остатка, но позволяет не оставлять несписываемой суммы.
Σаморт. = Σперв. / Vпрод.
Этот метод эффективнее применять, где амортизация в большей степени зависит от частоты использования основного средства (например, при добыче полезных ископаемых и т.п.)
Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
Что такое амортизация основных средств и нематериальных активов
С 2022 года ПБУ 6/01 утратило силу. Вместо него действуют два новых стандарта ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменилось в порядке учета ОС в связи с вступлением в силу новых стандартов, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
О порядке отнесения объектов к ОС см. в статье «Что относится к основным средствам предприятия?».
С учетом положений п. 28 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» амортизацию не начисляют по:
ВНИМАНИЕ! Амортизация по НМА не начисляется только некоммерческими организациями (п. 24 ПБУ 14/2007).
Как начисляется амортизация в бухучете
Для начисления амортизации по ОС применяются следующие способы:
п. 37 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», действующий с 2022 года | п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», действовавший до конца 2021 года |
Линейный | Лиинейный |
Уменьшаемого остатка | Уменьшаемого остатка |
Пропорционально количеству продукции (объему работ) | |
По сумме чисел лет полезного использования |
Для начисления амортизации по НМА применяют все методы, применяемые ФСБУ 6/2020 (п. 28 ПБУ 14/2007).
Периодичность начисления амортизации ФСБУ 6/2020 «Основные средства» не регламентирована. До конца 2021 года амортизацию в бухгалтерском учете необходимо было начислять ежемесячно.
ВАЖНО! Организации с упрощенным бухучетом самостоятельно выбирают периодичность начисления амортизации по ОС. При этом они также вправе начислять ее 1 раз в год (на 31 декабря).
Какие измененя по новым стандартам нужно учитывать при начислении амортизации:
Амортизация основных средств и ПБУ 18/02
Какие ошибки допускают бухгалтеры при начислении амортизации? В чем разница между бухгалтерским и налоговым учетом? Что такое ОНО и ОНА и как их рассчитать? Данные вопросы рассмотрим на практическом примере.
Итоги конкурса для читателей
Прежде всего, подведем итоги конкурса, который проходил в 32-м выпуске журнала.
Мы предлагали читателям решить задачу по бухучету, проверить себя и выиграть приз. Конкурсантам нужно было рассчитать амортизацию в налоговом учете, поставить приобретенный объект основных средств на бухгалтерский учет и ответить еще на ряд вопросов по теме. Задача была составлена по аналогии с той, которую Контур.Академия предлагала студентам на пятой Контур.Олимпиаде. Олимпиада проводится ежегодно среди студентов финансовых специальностей.
Учитесь бесплатно в Контур.Академии. Примите участие в шестой Контур.Олимпиаде и выиграйте денежные призы.
Работы читателей проверял аттестованный аудитор, автор нашего журнала Александр Лавров. Стоит отметить, что не все участники справились с заданием без ошибок.
Основные ошибки при расчете амортизации
Амортизация основных средств: инструкция для бухгалтера
Проанализировав типичные ошибки конкурсантов, Александр Лавров подготовил статью: составил пошаговую инструкцию по начислению амортизация основных средств и ПБУ 18/02, а также подробно разобрал решение конкурсной задачи.
Пять шагов помогут вам безошибочно рассчитать и отразить в учете амортизацию основных средств.
Шаг первый. Определяем первоначальную стоимость. Амортизационная премия
Базовый принцип определения первоначальной стоимости ОС схож в бухгалтерском и налоговом учете: в первоначальную стоимость ОС включаются все фактические затраты, связанные с приобретением (созданием) объекта и доведением его до состояния, пригодного к использованию, за исключением возмещаемых налогов, в том числе НДС (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Как правило, «бухгалтерская» первоначальная стоимость ОС совпадает с «налоговой».
Однако «амортизируемая» стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться.
Это связано с применением «амортизационной премии» — права организации единовременно включить до 30 % (по некоторым ОС — до 10 %) первоначальной стоимости ОС в расходы в налоговом учете (п. 9 ст. 258 НК РФ).
Отметим, что для целей бухгалтерского учета нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не предусматривают механизма, аналогичного «амортизационной премии», поэтому вся стоимость ОС в бухгалтерском учете включается в расходы только через механизм амортизации.
Шаг второй. Определяем срок полезного использования
Срок полезного использования — это срок, в течение которого организация предполагает использовать объект (п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 20 ПБУ 6/01). Однако в бухгалтерском учете этот срок может быть любым (более года) для любого объекта ОС, а в налоговом учете срок полезного использования необходимо установить в соответствии с Классификацией, в пределах сроков для соответствующей амортизационной группы.
Таким образом, сроки полезного использования объекта ОС в бухгалтерском и в налоговом учете могут различаться.
Например, если объект относится к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно), то минимальный срок полезного использования, который можно установить для целей налогообложения, составит 121 месяц. Тогда как в бухгалтерском учете можно установить и более короткий период — например 8 лет (96 месяцев).
Для целей налогообложения при применении линейного метода начисления амортизации у организации есть право уменьшить срок, исходя из которого определяется норма амортизации, на срок использования объекта предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ). В бухгалтерском учете такой возможности нет — однако она и не нужна, так как при установлении срока полезного использования организация не связана амортизационными группами и может сразу установить срок, учитывающий период эксплуатации у предыдущих владельцев.
Шаг третий. Определяем метод (способ) начисления амортизации
Метод начисления амортизации в налоговом учете определяется учетной политикой в отношении всех объектов амортизируемого имущества (п. 1 ст. 259 НК РФ). Иными словами, для всех таких объектов (кроме тех объектов, для которых НК РФ предусмотрено применение линейного метода) налогоплательщик может выбрать, применять ему линейный или нелинейный метод.
В бухгалтерском учете для различных групп ОС можно выбрать разные способы начисления амортизации (п. 18 ПБУ 6/01).
Иными словами, по одному и тому же объекту ОС амортизация может начисляться в бухгалтерском и налоговом учете в разном порядке. То есть разницы могут возникнуть даже при одинаковых первоначальной стоимости и сроке полезного использования и неприменении амортизационной премии.
Шаг четвертый. Рассчитываем суммы амортизации
Механизм расчета сумм амортизации в бухгалтерском и в налоговом учете отличается.
В бухгалтерском учете при применении любого из способов сначала определяется годовая сумма амортизации. А в течение года, вне зависимости от применяемого способа, ежемесячная сумма амортизации всегда составляет 1/12 годовой (п. 19 ПБУ 6/01).
В налоговом учете сначала определяется норма амортизации (при применении линейного метода в отношении каждого объекта исходя из срока его полезного использования, при применении нелинейного метода — нормы установлены Кодексом). Затем первоначальная стоимость основного средства (либо суммарный баланс соответствующей группы/подгруппы) умножается на норму амортизации для определения суммы амортизации.
Шаг пятый. Определяем разницы и отражаем их с учетом ПБУ 18/02
Прежде всего, напомним, что не все организации обязаны применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Так, его могут не использовать организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ПБУ 18/02). А это, в частности, все малые предприятия, кроме подлежащих обязательному аудиту (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Таким образом, например, все акционерные общества не вправе отказаться от применения ПБУ 18/02, так как они подлежат обязательному аудиту и поэтому не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Как же отражаются разницы между бухгалтерским и налоговым учетом? Все зависит от того, какая это разница и за счет чего она возникла.
Наиболее распространенные случаи возникновения разниц описаны в таблице.
Элемент | Причина разниц | Отражение согласно ПБУ 18/02 |
---|---|---|
Первоначальная стоимость | Затраты, включенные в БУ в первоначальную стоимость ОС, в НУ вообще не учитываются | По мере начисления амортизации в соответствующих суммах признается ПНО |
Первоначальная стоимость | Затраты, включенные в БУ в первоначальную стоимость ОС, в НУ признаны единовременно | В момент признания «налоговых» расходов отражается ОНО, которое затем погашается по мере начисления амортизации |
Амортизируемая стоимость | Применена амортизационная премия | В момент признания «налоговых» расходов отражается ОНО, которое затем погашается по мере начисления амортизации |
Срок полезного использования | Срок полезного использования в БУ больше, чем в НУ | Сначала признается ОНО, а после прекращения начисления амортизации в НУ это ОНО погашается |
Срок полезного использования | Срок полезного использования в БУ меньше, чем в НУ | Сначала признается ОНА, а после прекращения начисления амортизации в БУ этот ОНА погашается |
Методы (способы) начисления амортизации | Используются различные методы (способы) начисления амортизации в БУ и НУ | Признаются ОНА или ОНО (в зависимости от того, больше амортизация в БУ или в НУ), а затем эти ОНА/ОНО погашаются |
Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь
Практический пример
В завершение рассмотрим практический пример начисления амортизации и отражения возникающих разниц в соответствии с ПБУ 18/02. Именно при решении этой задачи некоторые конкурсанты допускали ошибки.
Ситуация
АО «Берег» 11.07.2016 для производственной деятельности приобрело у ООО «Горизонт» производственный станок, бывший в употреблении, стоимостью 3 500 000 ₽, в том числе НДС 18 %. АО «Берег» перечислило денежные средства за станок продавцу в полном объеме в сентябре 2016 года. Объект основных средств был введен в эксплуатацию в июле 2016 года. АО «Берег» определило срок полезного использования — 10 лет 1 месяц (121 месяц) в налоговом учете, в бухгалтерском учете — 8 лет (96 месяцев). Получив от продавца производственного станка документы, подтверждающие срок полезного использования, АО «Берег» сделало вывод, что продавец эксплуатировал основное средство в течение 21 месяца. Бухгалтер АО «Берег», в налоговом учете установив срок полезного использования, скорректировал его на срок использования станка в ООО «Горизонт».
В налоговом учете при расчете амортизации АО «Берег» применяет амортизационную премию и единовременно списывает в расходы 30 % стоимости основного средства.
Согласно учетной политике, АО «Берег» начисляет амортизацию линейным методом (способом) и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
АО «Берег» продолжало эксплуатировать станок до окончания сроков его полезного использования (как бухгалтерского, так и налогового).
Задание
Решение
По вопросу 1. Подтвердить срок эксплуатации производственного станка в ООО «Горизонт» можно актом по форме № ОС-1 (ОС-1а), аналогичным актом в свободной форме либо иными документами, содержащими сведения о сроке использования станка у продавца.
По вопросу 2. Стоимость, исходя из которой следует исчислять амортизацию в налоговом учете, составляет:
2 966 101,69 ₽ (3 500 000 — 533 898,31, где 533 898,31 — НДС).
Определяем срок полезного использования с учетом эксплуатации станка у предыдущего владельца:
121 — 21 = 100 месяцев.
Определяем месячную норму амортизации:
Определяем сумму, которую ООО «Берег» может списать единовременно в налоговые расходы (30 % от стоимости производственного станка):
2 966 101,69 ₽ × 30 % = 889 830,51 ₽
Определяем, какая сумма будет списываться в расходы в течение 100 месяцев:
2 966 101,69 — 889 830,51 = 2 076 271,18 ₽
Определяем ежемесячную сумму амортизации в налоговом учете:
2 076 271,18 × 1 % = 20 762,71 ₽
Определяем сумму амортизации, которую в 2016 году можно включить в расходы по налогу на прибыль:
20 762,71 × 5 месяцев (август — декабрь 2016 года) + 889 830,51 ₽ (амортизационная премия) = 993 644,06 ₽
Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2017 году:
20 762,71 ₽ × 12 месяцев = 249 152,52 ₽
Аналогично в 2018–2023 годах.
Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2024 году:
20 762,71 × 11 месяцев (январь — ноябрь) + 0,18 ₽ (не списанный остаток первоначальной стоимости, который будет признан в расходах в декабре) = 228 389,99 ₽.
Таким образом, общая сумма расходов в налоговом учете за все время эксплуатации станка составит 2 966 101,69 ₽ (993 644,06 + (249 152,52 × 7) + 20 762,71 × 11 + 0,18).
По вопросу 3. Ставим на бухгалтерский учет приобретенный объект основных средств.
Проводки, которые следует сделать в июле 2016 года:
Дебет 08 Кредит 60 — 2 966 101,69₽ — отражены затраты на приобретение производственного станка.
Дебет 19 Кредит 60 — 533 898,31 ₽ — отражен НДС.
Дебет 01 Кредит 08 — 2 966 101,69 ₽ — производственный станок введен в состав основных средств.
Вычет НДС не связан напрямую с постановкой ОС на учет, поэтому его не рассматриваем в рамках этой ситуации. Аналогично не рассматриваем и оплату продавцу.
По вопросу 4. В бухгалтерском учете амортизационная премия не применяется, так как такая возможность не предусмотрена нормами ПБУ 6/01.
Рассчитываем амортизацию в бухгалтерском учете.
2 966 101,69 ₽ / 8 лет = 370 762,71 ₽ — годовая сумма амортизации.
370 762,71 ₽ / 12 мес. = 30 896,89 ₽ — ежемесячная сумма амортизации.
По вопросу 5. Прежде всего, отметим, что применение ПБУ 18/02 обязательно, так как АО «Берег» не освобождено от его применения (АО в силу организационно-правовой формы подлежит обязательному аудиту).
В рассматриваемой ситуации необходимость применения ПБУ 18/02 возникает, поскольку АО «Берег» применяет разные сроки полезного использования в налоговом и бухгалтерском учете, а также применяет в налоговом учете амортизационную премию, в то время как в бухгалтерском учете она не применяется никогда.
Бухгалтерские записи в связи с начислением амортизации и применением ПБУ 18/02 будут следующими.
Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.
В бухгалтерском учете в первом месяце начисления амортизации сумма расходов в виде амортизации будет меньше расходов в налоговом учете, которые состоят из налоговой амортизации и амортизационной премии. В результате в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 12, 15 ПБУ 18/02).
Определяем налогооблагаемую временную разницу (НВР) и отложенное налоговое обязательство (ОНО):
889 830,51 ₽ + 20 762,71 ₽ – 30 896,89 ₽ = 879 696,33 ₽ — сумма НВР.
879 696,33 × 20 % = 175 939,27 ₽ — сумма ОНО.
Дебет 68 Кредит 77 — 175 939,27 ₽ — отражается ОНО.
По мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО (п. 18 ПБУ 18/02). То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68.
С сентября 2016 по июль 2024 года ежемесячно будут делаться следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.
С сентября 2016 по ноябрь 2023 года в бухгалтерском и налоговом учете будет уменьшаться НВР и ОНО до их полного погашения. В этом месяце НВР и соответствующее ОНО уменьшатся до нуля, дальше их уменьшать нельзя (уменьшать просто нечего). Поэтому в этом же месяце на остаток разницы будут признаны ВВР и ОНА, которые далее будут расти до момента прекращения начисления амортизации в бухучете (п. 11, 12, 14, 15 ПБУ 18/02).
Для периода с сентября 2016 по октябрь 2023:
30 896,89 ₽ – 20 762,71 ₽ = 10 134,18 ₽ — сумма уменьшения НВР.
10 134,18 × 20 % = 2 026,84 ₽ — сумма уменьшения ОНО.
Списание ОНО производится следующей проводкой:
Дебет 77 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается уменьшение ОНО.
В ноябре 2023 года:
Остаток ОНО на начало месяца — 1 631,03 ₽. По итогам месяца ОНО погашается полностью, остаток разницы (395,81 ₽) относится на увеличение ОНА.
Проводки ноября 2023 года:
Дебет 77 Кредит 68 — 1 631,03 ₽ — отражается уменьшение ОНО.
Дебет 09 Кредит 68 — 395,81 ₽ — отражается признание ОНА.
С декабря 2023 по июль 2024 года ОНА увеличивается на сумму 2 026,84 ₽ ежемесячно:
Дебет 09 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается увеличение ОНА.
Так как с августа 2024 года амортизация будет начисляться только в налоговом учете, то возникает уменьшение ранее признанной ВВР и уменьшение ОНА (п. 11, 14 ПБУ 18/02).
Определяем ежемесячное уменьшение ОНА:
20 762,71 ₽ × 20 % = 4 152,54 ₽.
С августа 2024 по ноябрь 2024 года включительно следует сделать следующие проводки:
Дебет 68 Кредит 09 — 4 152,54 ₽ — отражается уменьшение ОНА.
В ноябре 2024 года начисление амортизации в НУ также прекращается, все разницы погашаются до нуля.
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Елена Рогачева, эксперт справочно-правовой системы Контур.Норматив
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.