Проверка в школе на никотин что будут делать

В России предлагают ввести проверки школьников на курение

Отчаянный писк «смокелайзера», прибора, который может всего за 15 секунд вывести любого курильщика на чистую воду, вскоре может ворваться в жизнь миллионов российских школьников. Протокол правительственного совета по попечительству в социальной сфере наделал немало шума в родительских чатах. И даже разделил пап и мам на тех, кто точно хочет знать «табачную правду» о своем ребёнке, и на тех, у кого появились недоумённые вопросы.

Сейчас в программе обязательной диспансеризации школьников в старших классах и так есть флюорография и детский психиатр, и ещё присутствует тест на употребление наркотиков. Но тут обязательно согласие родителей, даже если сами дети против. С курением как раз может возникнуть такая коллизия.

Педагоги тоже считают, что тема крайне деликатная: с одной стороны, профилактику курения надо начинать уже со школьной скамьи, а с другой – тестирование без возможного согласия родителей может стать прямым нарушением прав ребёнка – с 15 лет он может сам определять, соглашаться ли ему на медосмотры и тесты или нет. Даже если курит тайком на переменах за углом школы.

Вот тот самый прибор, а это – Александр, он нам объяснит, как это школьники будут делать. Они должны выбрать тест: либо ребенок, либо взрослый.

В том же поручении правительству есть ещё один любопытный пункт: об увеличении штрафов с родителей курящих детей по статье «Неисполнение обязанностей по воспитанию».

Впрочем, и в Минздраве признают: есть огромная лазейка для тех, кто использует популярные у молодёжи устройства.

Ну и стоит ли тогда тратить на всё это время школьников, бюджетные деньги и нервы родителей? Вопрос, так пока и остающийся без ответа.

Источник

Школьникам предложат дыхнуть в трубочку

Проверка в школе на никотин что будут делать

«Куришь или нет? Дыхни»: старый тест приобретает новое дыхание в «смокелайзер». В рамках медосмотра в школе нужно будет подуть в этот аппарат, напоминающий пульт со встроенной трубочкой. Он покажет содержание угарного газа в выдыхаемом воздухе. И тогда станет понятно, стали ли сигареты для школьника постоянным атрибутом.

Многие скептически отнеслись к такому предложению правительства, уверяя: эта проверка ничего не даст. Главный довод – никотин, попадая в организм при курении сигарет, вейпов, ингалятора, быстро перерабатывается, не оставляя следов. Время его выведения – около суток. И по следам никотина в организме якобы нельзя определить, из какого он источника.

Это не так, возражает врач-психиатр, нарколог Александр Ковтун.

КОВТУН : Никотин долго держится. Плюс – курят не один раз в день; если уж начинают, то по несколько раз в день, и концентрация накапливается и сохраняется долго. Родители, которые у нас заказывают анализ мочи на никотин, в 70% случаев подзапоздали, пропустили тот момент, когда ребенок начал его употреблять.

И вот ответ получен: да, ребенок курит. Уже это происходит. Что это даст, кроме информации для родителей? Когда есть зависимость, проводить беседы бесполезно. А вот недоверия и озлобленности это точно добавит, считает председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, член экспертного совета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Леткова.

ЛЕТКОВА : Выявят, что ребенок употребляет табак, может употреблять, склонен. И что? Кто-то будет с детьми работать? Что это даст? Это даст то, что материал будет направляться в комиссию по делам несовершеннолетних, а на родителей будут накладывать штрафы как на не справившихся с воспитанием своих детей. Но это – копейки по сравнению с тем, сколько будет потрачено на все эти обследования, тесты и прочее. Кроме негатива, противостояния родителей и госорганов, ничего не будет. Детям от этого вообще лучше не станет.

Наркологи возражают: тесты на табакокурение необходимы. Во-первых, зная факт, проще вести беседы с ребенком или начать его лечить у нарколога от зависимости, если уже она сформировалась. Во-вторых, тест на курение – это как метод профилактики: если кто-то решил попробовать сигареты, то факт возможного разоблачения может остановить. Хотя не исключен и обратный эффект: проверка может восприниматься как вызов и желание протеста, поясняет Александр Ковтун. Это зависит от характера ребенка и его взаимоотношений с родителями.

КОВТУН : Боязливые дети, зная, что их будут тестировать, проверять, только поэтому не станут проявлять любопытство и при возможности откажутся от употребления. А другие дети, будучи вовлеченными в эту тему, наоборот, обсудят в своем кругу, как можно этот тест обойти, подменить или выдать одного ребенка за другого, подыскать другие вещества и попробовать. Палка о двух концах получается.

Как бы с тестами на курение не получилось того, что происходит с тестами на наркозависимость, говорят родители, когда без их разрешения у детей берут анализы, затем выявляя всего лишь «склонность к зависимостям», и их данные передают в разные структуры – от комиссии по делам несовершеннолетних до ПНД. Известно немало скандальных случаев, когда родители категорически отказываются подвергать своих детей тестам на наркозависимость и сопротивляются тестированию. Почему такое отношение? Ведь, казалось бы, проще всего сдать тест и доказать, что ты «чист». Психологи разделяют «родителей-отказников» на 3 типа: одни не готовы узнать правду, другие что-то подозревают сами и не хотят, чтобы это стало общим достоянием, третьи просто не видят в этом гарантии чистоты эксперимента. Мало ли что покажет тест, а у ребенка – клеймо на всю жизнь. И их можно понять, говорит Ольга Леткова.

ЛЕТКОВА : Вообще, все эти обследования возможны только на основании согласия родителей. Но родители вряд ли дадут такие согласия. А если это будет в нарушение их прав сделано, то это будет еще один повод для социального конфликта. Мало нам поводов для конфликтов?

Тестирование детей, по мнению юристов, должно быть только с согласия родителей или опекунов. А информация о результатах должна быть строго конфиденциальной. И она точно не должна быть поводом для спекуляций или шантажа. Такие случаи с тестами на наркотики известны. Наркологи же призывают родителей «не прятать голову в песок», а самим отводить детей на тест, если заподозрили что-то неладное. Причем чем раньше, тем лучше. Иногда предотвратить втягивание можно на раннем этапе, когда никто еще ничего не попробовал. Первый признак того, что ребенок интересуется этим – это его разговоры о наркотиках и курении. Если он об этом говорит в откровенно пренебрежительной или шутливой форме – повод насторожиться и принять меры. Часто этого вполне достаточно, чтобы сын или дочь не переступили грань.

Популярное

«На Украине поняли, что их судьба США не волнует»

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У США остался единственный вариант – затолкнуть Украину, и не только Украину, в войну. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили. Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии.

Современный капитализм к рынку не имеет отношения

АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.

«Американская политическая культура исключает компромисс»

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.

Источник

Не ради наказания: эксперт об идее тестировать школьников на курение

Маринэ Гамбарян, глава Центра профилактики и контроля потребления табака ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по курению, прокомментировала для РЕН ТВ инициативу Татьяны Голиковой тестировать российских школьников на курение.

Напомним, Голикова поручила Минздраву проработать вопрос проверок до конца года.

По словам Гамбарян, инициатива Голиковой поможет выявить тех школьников, которые курят «классические сигареты», но не их аналоги вейпы или системы нагревания табака. Определить курение последних по предложенной тест-системе не удастся, так как они при использовании не выделяют продуктов горения. Для того чтобы выявить факт курения таких изделий, нужна проверка мочи на никотин.

В то же время число потребителей таких устройств среди школьников невелико, хотя и растет.

Тем же, кто курит «обычные» сигареты, тестирование поможет избавиться от вредной привычки и нивелировать неативные последствия курения. Цель инициативы, по словам Гамбарян, не в наказании детей.

«Инициатива явно направлена на выявление курильщиков-школьников, которые курят сигареты, чтобы во время профилактических осмотров выявлять факт курения и оказывать помощь профилактическую и помощь в отказе от курения, если это имеет уже системный характер. Если мы говорим о профилактических осмотрах, то здесь говорить о санкциях не приходится. Профилактические осмотры нужны для того, чтобы выявить факторы риска и начальные проявления каких-то заболеваний и дальше с ними что-то делать. Они не направлены на то, чтобы найти виновного и как-то наказать его», – рассказала РЕН ТВ эксперт.

Она подчеркнула, что о санкциях в отношении детей-курильщиков говорить не приходится.

В то же время она отметила, что для борьбы с курением среди детей нужно работать не только с самими детьми, но и с табачными компаниями.

«Подражание сверстникам, подражание звездам – это имеет место, но, конечно, угроза исходит от табачной индустрии и от тех маркетинговых стратегий, которые они применяют при распространении своей продукции. Стратегии направлены на детей и подростков», подчеркнула Гамбарян.

Источник

Проверку школьников на курение анонсировали на декабрь

Проверять школьников на наличие никотина в крови из-за повального увлечения электронными сигаретами могут начать уже в декабре текущего года. Также будет запрещаться сдавать в аренду вейпы и электронные сигареты несовершеннолетним. С такой инициативой выступила вице-премьер Татьяна Голикова. Она также сказала, что будет наложен запрет и на выкладку никотиносодержащих смесей для вейпов менее чем в 100 метрах от школ.

Проверка в школе на никотин что будут делать

Аренда сигарет — это что-то анекдотичное, вроде глаженых шнурков или штопаных презервативов. Наверное, поэтому запретить на законодательном уровне аренду сигарет или даже гаванских сигар раньше никому в голову не приходило. Кальян, по идее, арендовать можно, но для подростков это уже не модно, зашквар полный. Иное дело электронные орудия курения (или парения, как говорят мастера и любители). Они — штука лойсовая, годная. Электронной сигарой или вейпом легко можно поделиться, пуская ее по кругу, как индейскую трубку мира с веселящими бобами. Тут даже мундштуков не требуется, протер тряпочкой, новую жидкость залил — и порядок. В некоторых кафе и ресторанах действительно появилась услуга «аренда вейпов». Возникли и сайты, предлагающие такую опцию в Интернете.

Ведь если сама электронная сигарета стоит в среднем 1500 руб., а жидкость на неделю потянет еще рублей на 150, а еще же нужны стильные футлярчики, чехольчики. Час «парения» в кафе как дарение стоит всего стольник. И позволить его себе может любой школьник, кому дали денег на пирожки. Чуть накладнее будет «парить» в аренду через сайт: час стоит 150–500, оптом, понедельно, — дешевле.

Может, в связи с такой беспримерной легкостью «вейпования» чиновники и взялись за малолетних курильщиков-парильщиков всерьез?

Но самое непонятно-мутное из предложенного — это профилактические медосмотры, «исследования на употребление никотиносодержащей продукции». Кто будет осматривать школьников, если даже обычной медсестры в школах не сыщешь? Как станут замерять уровень никотина в детских организмах, в каплях или в лошадиных дозах? И насколько это вообще законно?

Пока законотворцы формулируют запрос на аренду сигарет, а вейперы-арендодатели ломают голову над тем, как бы перевести свой товар на эзопов язык, больше никто на эту тему не «парится». Потому что при желании можно и зайца научить курить, а вот ребенку запретить сигареты невозможно. Всегда на помощь придет проверенный способ «дяденька, дай сигаретку». Или в очереди окажутся «помнящие молодость» отзывчивые граждане, надо их только как следует попросить. Или почти у каждого найдется товарищ немного постарше. Кажется, что обойти запреты на аренду или даже на продажу вейпов подросткам проще, чем купить обычные сигареты. Все-таки вейп — это такое полувиртуальное, «ненастоящее» курение: то ли стимпанк, то ли видение в клубах сизого дыма. Не слишком ассоциирующееся с никотином и вредными смолами в принципе. Так что, наверное, эффективнее всяких запретов может быть обычное информирование. В тех же школах, благо сообщений о вреде «электронного» дыма довольно много, риски вейперства названы и обоснованы. К тому же курит или парит вейпы поколение Z вовсе не поголовно. Зато каждый из них рожден с серебряной гарнитурой во рту и смартфоном в руках.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Скажу откровенно, больших исследований по вейпу пока не проводилось, серьезных публикаций уровня журнала The Lancet нет, — рассказывает врач-педиатр клиники им. Семашко Ольга Попрова. — Это связано с тем, что врачебные исследования вещь консервативная и для того, чтобы результат был доказан, требуется время. А эти самые вейпы появились несколько лет назад, исследователи просто не успели. Но как практик могу сказать, что постоянное курение вейпов может вредить легким. Особенно в формирующемся детском организме. Вейп или электронная сигарета — это же, по сути, ингалятор, устроен по принципу небулайзера. Например, если у ребенка насморк и он курит вейп — вполне может докуриться до гайморита. А если человек здоров, то разогретый пар, постоянно доставляемый в нижние дыхательные пути, разжижает слизистую, вызывает усиленное кровообращение, то есть готовит хорошую почву для проникновения бактерий и инфекций. Кроме того, смеси для электронных сигарет содержат глицерин, пропиленгликоль, отдушки. Все это проникает не только в ротовую полость и гортань, но и в бронхи. В США уже есть данные о том, что даже безникотиновые смеси для вейпа провоцируют так называемые «попкорновые легкие». Это такой обширный бронхит, который возникает на фоне того, что вещества, вдыхаемые вместе с паром, частично забивают воздуховыводящие пути в легких. Кроме того, постоянное воздействие влажного пара — серьезная нагрузка на сердечно-сосудистую систему ребенка. Также в США уже есть исследования, которые связывают болезни сердца и вейп. И даже обычный домашний небулайзер строго противопоказан людям с заболеванием сердца».

Источник

Дать хоть немного свободы: почему проверка школьников на курение бессмысленна

В рамках заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова предложила проверять учащихся на употребление никотина. По задумке чиновников, процедуру могут включить в программу профилактических медицинских осмотров. Выявлять курящих школьников планируют с помощью смокелайзера — прибора для определения угарного газа в выдыхаемом воздухе.

Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, руководитель психологической службы программы «Травли.Net» фонда «Журавлик» — объясняет, почему контроль не всегда помогает решить проблему и что родители, школы и государство могут сделать для того, чтобы помочь подросткам заботиться о своем здоровье.

Школы уже давно перестали выполнять одну лишь образовательную функцию. Учителя сегодня приходят в класс не только чтобы вести уроки, но также учить детей дружить, конфликтовать, строить отношения с миром. Это те люди, у которых есть авторитет, влияние, возможности и, самое главное, есть контакт с учениками. Соответственно, учителя действительно могут повлиять на подростков — об этом важно помнить, рассуждая о попытках контролировать разные сферы жизни школьников.

Инициативы по проверке на наркотики и сигареты существуют во многих школах, особенно в частных, но пока такие методы не являются обязательными. Насколько эффективен дополнительный контроль со стороны учебных заведений — вопрос для обсуждения. Ведь школа должна не столько контролировать детей, сколько учить их самостоятельности. Контроль же учит лишь подчинению. Если ребенок живет в среде, которая очень жестко его контролирует, где у него нет никакой возможности проявить свою самостоятельность и отстоять свое мнение, защитить свои границы, то в большом мире — вне стен дома и школы, — ему будет очень сложно выстраивать отношения с другими людьми и с самим собой.

Как работает психология подростка

Когда ребенок маленький, весь его мир сводится к тому, чтобы потихонечку учиться делать все самостоятельно: есть, ходить, отдельно спать, правильно держать ложку. Он учится этому у родителей, которые в первые годы жизни ребенка являются единственным ориентиром того, что такое хорошо, и что такое плохо. На этом этапе все общение с ребенком идет с авторитетной точки зрения: как взрослый сказал, так оно и есть. У ребенка нет выбора, как ему жить и что ему делать. У него есть выбор подчиняться, либо бастовать какое-то время, но потом все равно делать так, как от него хотят. Но постепенно его собственный мир расширяется, и он сам становится готов осваивать новые навыки, брать на себя больше ответственности.

Несмотря на все усилия, на весь контроль и на самые жесткие меры пресечения, подростки все равно будут экспериментировать

В предподростковом возрасте (9-10 лет) ребенок начинает понимать, что тоже может на что-то повлиять: в какие кружки и секции ходить, с кем общаться, на какие предметы в школе делать упор. Именно через эту возможность попрактиковаться, посмотреть, что еще есть в жизни, он создает свое «Я», так появляется его самостоятельность. Родители часто паникуют, когда дети вступают в переходный возраст, потому что теряют контроль. Дети меньше разговаривают со взрослыми и не так резво бегут за помощью. Поэтому взрослые — и родители, и учителя — периодически пробуют вернуть этот контроль старым способом — через запреты, через свой авторитет. Но с подростком это уже не работает. Как и у взрослых людей, у них уже есть свои взгляды на мир и свои потребности.

Люди, которые, не имели возможность пройти этот переходный этап, найти свое «Я», позже сталкиваются с тем, что они не знают, кто они есть на самом деле. У них нет своего собственного понимания себя и мира, а есть только установки взрослых, родителей, общества. Они часто могут чувствовать растерянность, неудовлетворенность жизнью и стыд, если их собственное «Я» не соответствует знакомым им нормам, если их желания противоречат желаниям родителей. Часто все это выливается в кризис среднего возраста.

Вот почему так важно давать подросткам хоть немного свободы. Конечно, когда дело касается вредных привычек, не нужно пускать все на самотек. Совершенно естественно, что родители и школа беспокоятся о здоровье детей. Но здесь важно понимать: несмотря на все усилия, на весь контроль и на самые жесткие меры пресечения, подростки все равно будут экспериментировать. С вредными привычками можно и нужно бороться. Но ужесточение правил, на мой взгляд, это признак какого-то отчаянного недоверия и невозможности замотивировать детей на другое времяпрепровождение, нежели алкоголь и курение. Это невозможность донести до них идею о том, что нужно следить за собой — любить и уважать, а не разрушать.

Поддержка вместо контроля

Алкоголь, наркотики, курение — это элементы самоповреждения. Подростки часто недолюбливают себя. В ходе большого исследования подростков из России и США была выявлена прямая взаимосвязь между ощущением одиночества и вероятностью саморазрушающего поведения. Поэтому в школах нужно заниматься профилактикой одиночества и глобального неприятия себя: мотивировать детей заниматься спортом, давать стипендии и баллы за спортивные, социальные и творческие достижения, пропагандировать здоровое питание, любовь к себе, давать возможность получать поддержку и обращаться за ней.

Это намного эффективней, нежели контроль, запреты и наказания за то, что уже совершилось. Теплые взаимоотношения с учителями и школьными психологам, поддержка со стороны семьи сильно снижают риски употребления психотропных веществ.

Алкоголь, наркотики и сигареты — еще не самое страшное, с чем может столкнуться подросток, если пойдет за информацией «в поля»

Эта профилактика должна быть социально-общественной. Пожалуй, два главных направления работы здесь — предоставление профессиональных штатных психологов (и расширение штата, чтобы каждому ученику уделялось время и внимание) и создание специальных программ поощрения. Например, в американских школах, где с начальных классов действуют программы психологической поддержки учащихся, процент детей, которые бросают школу в старших классах гораздо ниже.

Сегодня, к сожалению, у школьных психологов зачастую главная задача — «сохранить» детей для сдачи ЕГЭ и ОГЭ, максимум — помочь школьникам пройти профориентацию. Очень мало внимания уделяется подростковым проблемам, личностным изменениям (в том числе, физиологическим) и «запретным темам». Поэтому подростки ищут возможность узнать эту информацию там, где получается: в соцсетях, друг у друга или и у тех людей, которые готовы — с радостью и по своим собственным соображениям — им обо всем рассказать. Алкоголь, наркотики и сигареты — еще не самое страшное, с чем может столкнуться подросток, если пойдет за информацией «в поля».

У родителей, школы и государства должна быть общая готовность сместить фокус с контроля на здоровье школьников и на понимание того, что человеку важно и нужно быть в безопасности, чтобы быть счастливым и гармоничным. Охранники или завуч Мария Ивановна, которая как цербер следит за учениками, не должны быть контролирующими органами. Чем сильнее дисциплинарная власть в школе, тем больше вероятность, что ученик потеряет интерес к учебе и начнет избегать школу в целом. В таких учебных заведениях процветает буллинг и агрессия.

Школьники совсем не хотят жить унылой, депрессивной жизнью, ведущей к саморазрушению. Они хотят быть счастливыми

С поддержкой и мотивацией со стороны взрослых подростки сами начнут интересоваться своим здоровьем, потому что любая психика изначально настроена на самосохранение. Школьники совсем не хотят жить унылой, депрессивной жизнью, ведущей к саморазрушению. Они, как и все, хотят быть счастливыми. Просто это не всегда возможно в тех условиях, которые есть.

Им нужны не добровольно-принудительные мероприятия, а поощрения и возможности: олимпиады, проектные работы, марафоны, перспективы в будущем. В канадских школах, где в систему школьного образования интегрировали дополнительные активности, ученики стали счастливее и общительнее. А в Финляндии, где в средней школе нет системы оценок, 75% учеников ежедневно читают ради удовольствия. В Америке же при поступлении обязательно рассматривается все личное дело человека, а не только баллы по SAT (аналогу ЕГЭ). Такие практики позволяют выходить за рамки успеваемости и видеть подростков шире, чем мы их рассматриваем сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *