Проверка в федеральной нотариальной палате что это значит
Проверка в федеральной нотариальной палате что это значит
(см. текст в предыдущей редакции)
179. Проверки исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил могут быть плановыми и внеплановыми.
180. Проверки исполнения Правил осуществляются комиссией в составе не менее двух человек, в которую включаются представители территориального органа и нотариальной палаты.
181. Плановые проверки исполнения Правил проводятся в соответствии с ежегодными графиками проведения проверок, утверждаемыми приказами территориального органа по согласованию с нотариальной палатой, не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверок.
В случае невозможности соблюдения графика проведения проверок приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой в график могут быть внесены соответствующие изменения.
182. В графике проведения проверок указываются нотариальный округ, фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса, подлежащего проверке, срок проведения проверки (календарный месяц).
183. Ежегодные графики доводятся территориальным органом до сведения нотариальной палаты и нотариусов, подлежащих проверке, в течение трех рабочих дней со дня утверждения графика, в том числе посредством размещения на официальном сайте территориального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
184. Персональный состав комиссии, дата начала проверки и вопросы, по которым проводится проверка, утверждаются приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой по каждой проверке отдельно.
Срок проведения проверки не должен превышать 5 рабочих дней в пределах рабочего времени нотариуса. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой. Кандидатуры для включения в персональный состав комиссии представляются нотариальной палатой не позднее 20 числа месяца, предшествующего месяцу проведения проверки, определенному в ежегодном графике.
В случае непредставления нотариальной палатой указанных кандидатур и предложений о дате начала проверки территориальный орган определяет состав комиссии и дату начала проверки самостоятельно с уведомлением нотариальной палаты о принятом решении.
185. О конкретной дате плановой и повторной проверки члены комиссии информируются территориальным органом не позднее чем за 7 рабочих дней до ее проведения.
О дате прибытия проверяющих нотариус, подлежащий проверке, извещается территориальным органом не позднее чем за 5 рабочих дней до намеченной даты проверки.
О дате проведения внеплановой проверки уведомление нотариуса, подлежащего проверке, не требуется.
186. В случае невозможности участия члена комиссии в проведении проверки по уважительным причинам он должен известить об этом территориальный орган и нотариальную палату.
187. При возникновении непредвиденных обстоятельств, препятствующих кому-либо из членов комиссии принять участие в проведении проверки, приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой утверждается иное лицо, уполномоченное участвовать в проведении назначенной проверки.
188. В случае увольнения федерального государственного гражданского служащего территориального органа, сложения полномочий нотариусом, являющихся членами комиссии, по предложению территориального органа и нотариальной палаты в персональный состав комиссии приказом территориального органа вносятся соответствующие изменения.
В случае отсутствия при проведении проверки единственного представителя нотариальной палаты или территориального органа либо нотариуса, подлежащего проверке, принимается решение о переносе даты проведения проверки. При невозможности участия члена комиссии в проведении проверки в состав комиссии вносятся изменения.
189. В ходе плановой проверки проводится выборочная проверка номенклатурных дел за период, прошедший с даты проведения предыдущей проверки.
В ходе проверки комиссия вправе делать копии документов в случае, если в них не содержится информация о персональных данных и (или) сведения, составляющие нотариальную тайну.
Предметом плановой проверки являются следующие вопросы:
1) наличие номенклатуры дел и своевременность ее представления для утверждения, своевременность направления номенклатуры и итоговой записи в нотариальную палату;
2) наличие описей дел постоянного и временного хранения, описи наследственных дел и своевременность их направления в нотариальную палату;
(в ред. Приказа Минюста России от 05.07.2019 N 133)
ФНП пояснила, как проверить подлинность нотариального документа по QR-коду
scanrail / Depositphotos.com |
Сообщается, что на большинстве нотариальных документов, таких как доверенности, завещания, брачные договоры, наследственные договоры, соглашения об уплате алиментов, договоры ренты, залога, купли-продажи, согласия супругов на отчуждение имущества, а также на договорах инвестиционного товарищества, требованиях о приобретении доли в уставном капитале, протоколах (решениях) о выходе участника из ООО и других важных документах, появится специальная маркировка, QR-код. Он обеспечит дополнительную цифровую защиту таких документов от подделок (Информация Федеральной нотариальной палаты от 28 декабря 2020 г.).
Данное нововведение предусмотрено положениями Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый закон о цифровом нотариате), который вступил в силу 29 декабря 2020 г..
QR-код – это машиночитаемая маркировка, которая будет размещаться в правом нижнем углу нотариального документа. Каждый QR-код уникален, в нем зашифрованы основные реквизиты документа: сведения о заявителях или их представителях, дата совершения нотариального действия, вид нотариального действия и регистрационный номер, ФИО нотариуса, нотариальный округ нотариуса.
Для того, чтобы убедиться в подлинности нотариального документа с помощью QR-кода, подойдет любое сканирующее устройство (в частности, приложение на смартфоне).
Для проверки необходимо навести сканер на маркировку, далее на экране появится ссылка, содержащая реквизиты нотариального документа, – сведения откроются по этой ссылке. Достаточно сверить информацию из текста документа с данными QR-кода, чтобы убедиться в его достоверности.
Поскольку сведения о каждом нотариальном действии вносятся нотариусом в Единую информационную систему нотариата, то проверка по QR-коду, у которого есть уникальный идентификационный номер, автоматически установит и сообщит – есть ли документ с такими реквизитами в нотариальной базе данных (обычно нотариальные акты вносятся в ЕИС нотариата в течение суток, в отдельных случаях этот срок может быть несколько больше). Если документ зарегистрирован в системе – перед вами не подделка.
Установление дополнительной цифровой защиты на документ не потребует дополнительных расходов от граждан: проставление маркировки на нотариальный акт совершается в рамках одного нотариального действия, а вся разработка и поддержка платформы QR-кодирования осуществляется за счет средств нотариата.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
QR-коды будут присутствовать только на «бумаге». Электронные документы, удостоверенные нотариально, не требуют проставления маркировки, так как защищены усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
В заключение ФНП также обращает внимание на другие новеллы, предусмотренные Законом № 480-ФЗ: возможность удаленного обращения к нотариусу через интернет для совершения ряда нотариальных действий, а также дистанционное удостоверение сделок двумя и более нотариусами. Мы подробно рассказывали об этих нововведениях ранее.
Контроль за деятельностью нотариусов и порядок обжалования их действий
Контроль за деятельностью нотариусов и порядок обжалования их действий
Контроль за исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства
Согласно статье 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I (далее – Основы) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Правила нотариального делопроизводства утверждены приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78.
Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей
В соответствии со статьей 34 Основ контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.
Нотариусы и их помощники могут быть также привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минюстом России 19.01.2016.
Обжалование нотариального действия или отказа в его совершении
Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать жалобу в районный суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой (статьи 33, 49 Основ законодательства Российской Федерации и статья 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. На основании статьи 312 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только суд, рассмотрев заявление по существу, вправе отменить совершенное нотариальное действие или обязать совершить нотариальное действие.
Заработал сервис по поиску наследственных дел в интернете
На сайте Федеральной нотариальной палаты можно проверить, открыто ли наследственное дело после смерти любого человека. Там же есть информация, у какого нотариуса оно находится, с телефонами и адресами.
В отличие от нескольких других, с которыми не все в порядке, этот сервис и правда работает. Но конечно, с нюансами, о которых на сайте ничего не написано. Мы проверили десятки наследственных дел и расскажем, как правильно пользоваться сервисом и зачем он вообще нужен.
Кого это касается?
Сервис для поиска наследственных дел облегчит жизнь получателям наследства: тем, кто его ищет, кому что-то причитается и кто не знает, как проверить и куда обращаться.
Сервис понравится юристам, которые помогают родственникам разобраться с наследством. Некоторые будут зарабатывать на том, что легко проверить за минуту. Но теперь вы знаете, что сами можете найти наследственное дело и выйти на нотариуса — это бесплатно и доступно вообще всем. Даже просто любопытным, которым наследство вообще не светило.
Как раньше искали наследственные дела
Наследственное дело открывает нотариус. Это один из этапов принятия наследства. Обычно его заводят по последнему месту жительства умершего. Место жительства — это там, где была постоянная регистрация. Иногда наследственное дело открывают по месту временного пребывания или нахождения имущества. Для этого кто-то должен обратиться к нотариусу с заявлением и документами о смерти.
Иногда найти наследственное дело было сложно. Если родственники жили вместе, общались и были в курсе наличия имущества, смерти, места жительства и воли умершего, процесс вступления в наследство упрощался. Можно было пойти к нотариусу в своем городе в соответствии с первой буквой фамилии умершего, представить ему свидетельство о смерти, подтвердить родство и через несколько месяцев получить свидетельство о праве на наследство.
Например, если умер отец, у него была квартира, а из родственников — двое детей. Дети знали, что есть квартира, отец умер, наследственные дела для его фамилии открывает такой-то нотариус. Они шли и получали свидетельства на свои доли.
Иногда наследники даже не знали, где жил их родственник и что он вообще умер; открыто ли наследственное дело или никакого имущества нет. Может быть, он оставил завещание в пользу доброй соседки, а может, квартира дедушки скоро перейдет государству. Мошенники узнавали о наследстве раньше родственников, подделывали документы, выжидали полгода и продавали недвижимость.
Что изменилось
Любой человек может проверить, когда и у какого нотариуса открыто наследственное дело. И есть ли оно вообще.
Поиск наследственных дел — это официальный сервис, в котором есть информация обо всех наследственных делах у всех нотариусов во всех регионах. Сервис уже работает и вроде бы выдает адекватные результаты.
Как пользоваться сервисом
Найти наследственное дело можно по фамилии, имени и отчеству. Есть поля для дат рождения и смерти, но их заполнять необязательно. Они пригодятся, если фамилия распространенная и сервис выдаст несколько результатов по наследственным делам на условного Иванова Ивана Ивановича. Даже одна дата сильно сузит круг поисков.
Вот что мы узнали в процессе тестирования сервиса:
Короче: сервис вроде бы все знает, но устроен странно и может ввести в заблуждение.
Почему в реестре нет данных о наследственном деле, хотя человек давно умер?
Значит, наследственное дело не открывалось. Скорее всего, у умершего не было имущества. Например, он еще при жизни подарил квартиру жене, а машину оформил на сына. Или квартира ему никогда и не принадлежала, а по брачному контракту с момента покупки числилась как собственность жены. Тогда нет смысла куда-то обращаться.
Можно ли по этому реестру узнать о наличии завещания, если человек еще жив?
Нет, нельзя. Для завещаний есть свой реестр, но содержание завещаний и сам факт их составления — это нотариальная тайна. О завещании узнают только после смерти, только те, кто там упомянут, и только по запросу нотариуса. Этот сервис не поможет узнать о завещании заранее и найти его, когда придет время. Искать завещания нужно другими способами.
Но если наследники по завещанию обратились за наследством, информация о наследственном деле появится в реестре и об этом можно будет узнать. Если есть право на обязательную долю, завещание не помешает ее получить.
Как проверить, находится ли автомобиль в залоге
1. Зачем нужно знать, находится ли движимое имущество в залоге?
Если вы планируете приобрести автомобиль или любое другое движимое имущество на вторичном рынке, обязательно проверьте, находится ли оно в залоге. Иначе может возникнуть ситуация, когда, приобретая какое-либо имущество, заложенное, например, в банке, покупатель не знает об обременении этого имущества залогом. Для того чтобы проверить не заложено ли имущество, можно воспользоваться реестром уведомлений о залоге движимого имущества, оператором которого является Федеральная нотариальная палата.
Если в реестре есть данные о том, что покупаемое вами имущество заложено, это значит, что вы как приобретатель об этом уведомлены. А это значит, что залоговое право сохраняется при смене собственника, а залогодержатель может ссылаться на принадлежащее ему право залога в отношениях с третьими лицами.
Проще говоря, если автомобиль приобретался в кредит и находится в залоге у банка и банк внес уведомление в реестр о том, что автомобиль у него в залоге, а вы этот автомобиль купили, то подразумевается, что вы знаете об этом, и банк может требовать погашения кредита в случае невыполнения обязательств предыдущим владельцем.
Единственный вариант, когда залогодержатель не может потребовать вернуть залог, если в реестре нет данных об этом залоге.
2. Как проверить, не находится ли движимое имущество в залоге?
Проверить данные о том, заложено имущество или нет, очень просто. Реестр находится в открытом доступе тут. Проще всего искать по информации о предмете залога. Транспортные средства можно искать по VIN, PIN, номеру шасси или номеру кузова. Также в случае необходимости можно искать и по данным залогодателя, фамилии, имени и отчеству и дате рождения для физлиц, полному наименованию, ОГРН и ИНН для юрлиц.
3. Как я могу доказать, что на момент покупки данных о залоге в реестре не было?
Если вас беспокоит, что информация о нахождении в залоге приобретенного вами движимого имущества появится в реестре уведомлений о залоге после заключения сделки, вы можете обратиться к нотариусу за получением официальной выписки из реестра. Это позволит подтвердить, что вы добросовестный покупатель и не знали о том, что имущество находится в залоге.
Заявление о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества может быть направлено нотариусу в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Выписки выдаются любым нотариусом независимо от места жительства обратившегося лица, а также независимо от места регистрации уведомления.
Обратиться к нотариусу для совершения этого нотариального действия можно лично или удаленно через портал Федеральной нотариальной палаты. Для удаленного обращения к нотариусу необходимо зайти в раздел «Удаленные нотариальные действия». Заявителю потребуется подтвержденный аккаунт на госуслугах и усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).