Проверка министерства образования что проверяют в школе

Как пройти проверку в сфере образования. Требования изменились

Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.

Что изменилось в проверке в сфере образования

Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.

Объединили три вида контроля в один

С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.

Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Категория риска

Периодичность проверки

Вид проверки

Один раз в три года

Документарная или выездная проверка

Один раз в четыре года

Проверять не будут

Расширили профилактические мероприятия

Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Профилактические мероприятия в сфере образования

Вид мероприятия

Как проводят

Когда проводят

Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

Обобщение правоприменительной практики

Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

Ежегодно до 1 июня

Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

Когда школа или детский сад обратится за консультацией

Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

Для организаций, которые:

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Практико-ориентированные программы:

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию

Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.

При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.

Как подготовиться к проверке в сфере образования

Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.

Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.

Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования

Проверка министерства образования что проверяют в школе

Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.

Кто проводит надзор в сфере образования

Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Когда проверят по плану

Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

Заранее уведомят только о выездной проверке – минимум за сутки до ее начала. Проверяющие направят копию решения по почте, электронной почте и через портал госуслуг (п. 38 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 6 ст. 73, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

Когда проверят вне плана

Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

Правила уведомления о внеплановом контроле такие же, как для планового. Заранее предупредят только о выездной проверке – за сутки до ее начала. Исключение – сведения о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. По этому основанию проверят без предупреждения (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований

Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

Если в ходе наблюдения выявят факт причинения вреда охраняемым законом ценностям или угрозы его причинения, сведения о нарушении обязательных требований, готовящихся нарушениях или их признаках, контрольный орган примет одно из двух решений: 1) провести внеплановую проверку – если сведения подтвердятся; 2) объявить предостережение (ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Как долго будут проверять

Продолжительность контрольного мероприятия зависит от его вида. Документарная проверка может длиться до 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от дня, когда предоставили в контрольный орган требуемые документы. В него не войдет период с момента, когда инспектор сообщит о замечаниях по документам, и до ответа на эти замечания (ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.

Общие основания, по которым проверку можно продлить, теперь отменили. Срок увеличат лишь в случаях и пределах, установленных одним из федеральных законов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). В основном законе о проверках таких случаев нет. Возможно только приостановить выездную проверку на период экспертизы, если она длится дольше самой проверки (ч. 13 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Какие документы запросят

Перечень документов, которые школа и детский сад должны представить инспектору, указывают в решении о проверке (п. 14 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Дополнительные документы могут потребовать, если их нет в доступе контрольного органа, или в имеющихся документах есть неясности, недостоверная информация.

ВНИМАНИЕ

Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов

Контрольный орган на безвозмездной основе получает документы от других органов или подведомственных им организаций в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе в электронной форме (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:

Если при выездной проверке присутствует не руководитель, а работник школы или детского сада, его попросят предоставить доверенность или приказ, наделяющий полномочиями (ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

Направьте документы в контрольный орган в электронном виде. Подпишите простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Если проверяющие запросили документы на бумажном носителе, принесите их лично либо направьте по почте заказным письмом (ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.

Срок предоставления документов смотрите в требовании проверяющих. Минимум – два рабочих дня. Если не можете предоставить документы, напишите ходатайство. Укажите причины и дату, когда выполните требование. В течение суток вам продлят срок или откажут. Решение сообщат по электронной почте или через портал госуслуг (ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

ВНИМАНИЕ

Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор

Если по каким-то причинам уже направляли документ проверяющим, то при повторном запросе вправе его не предоставлять. Напишите об этом в контрольный орган и укажите реквизиты письма, которым направили запрашиваемый документ (ч. 5 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Какие действия проведут

Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования

Действие

Особенности

Обоснование

Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.

По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов

Ст. 76 Закона № 248-ФЗ

П. 40 Положения о контроле

Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.

Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту

Ст. 78 Закона № 248-ФЗ

П. 41 Положения о контроле

Получение письменных объяснений

Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.

Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок

Ст. 79 Закона № 248-ФЗ

П. 43 Положения о контроле

Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.

Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять

Ст. 80 Закона № 248-ФЗ

П. 42 Положения о контроле

Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.

Результаты оформляют экспертным заключением

Ст. 84 Закона № 248-ФЗ

П. 44 Положения о контроле

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.

Проверьте, чтобы к акту приложили:

Подпишите акт проверки на месте контрольного мероприятия. Это может сделать также работник, которого уполномочили приказом или доверенностью. Если акт составляли не в образовательной организации, получите и подпишите его в электронном виде (ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Если не согласны с фактами и выводами, которые изложены в акте, подайте жалобу на имя руководителя контрольного органа. Сделайте это в течение 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 67, 68 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Чаще всего срок отсчитывают со дня подписания акта.

Когда нарушений нет, инспекторы вносят сведения в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). При нарушениях выдают предписание. В нем указывают, что исправить или какие мероприятия провести, устанавливают срок (п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Предписание можно обжаловать. Главное, сделать это в течение 10 рабочих дней с момента получения (ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Если не поняли, как исправить нарушение, обратитесь с ходатайством к проверяющим. Инспекторы обязаны разъяснить способ и порядок исполнения своего решения (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Чтобы исправить нарушения, издайте приказ. Назначьте ответственных и поручите устранить недочеты, которые выявили проверяющие. Используйте готовый образец.

После того, как истечет срок предписания, или контрольный орган получит документы об исправлении нарушений, инспекторы оценят исполнение. На это потребуется 30 рабочих дней (п. 52 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если все правильно, орган контроля внесет информацию в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 3 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.

При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.

За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.

Ответственность за нарушения в сфере образования

Нарушение

Действия контрольного органа

Основание

Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС

Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев

Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание

Возбуждает дело об административном правонарушении.

Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.

Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу

Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей

Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания

Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела

Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии

Источник

Новый план проверок на 2021 год: по новому регламенту Минобрнауки России

10 декабря 2020 года Минобрнауки России приказом № 1514 утвержден Сводный план проверок на 2021 год в части контрольной деятельности подведомственных организаций и территориальных органов Министерства. Всего Министерством запланировано 107 проверок, в том числе плановые проверки 47 вузов и 60 научных учреждений.

Рассмотрим состав нового плана и особенности нового регламента проведения проверок, которые нужно учитывать как проверяемым, так и проверяющим с 1 января 2021 года, чтобы действовать по единым правилам.

Проверки-2021 по новому Регламенту

Для подготовки и проведения проверок контрольно-ревизионным департаментом по направлениям деятельности Минобрнауки России приказом от 22.10.2020 № 1326 утвержден новый Регламент организации и проведения проверок деятельности территориальных органов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и организаций, подведомственных Министерству (далее – Регламент). Ранее действовавший Регламент, утв. приказом от 25.06.2019 № 424, утратил силу[1].

Регламентом определены цели, задачи, виды, формы, способы и этапы проведения проверок, а также направления деятельности, подлежащие проверке.

Проверки организуются в целях получения достоверной информации о деятельности организаций и территориальных органов, подведомственных Министерству, в том числе филиалов и представительств (объекты проверки).

Проверка – контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности и эффективности осуществления финансовых и хозяйственных операций, иной деятельности объекта проверки, достоверности его бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности за определенный период (п. 4 Регламента).

Основные задачи проверок (п. 5 Регламента):

1) определение соответствия деятельности объектов проверки законодательству, нормативным правовым и правовым актам Министерства;

2) выявление нарушений и недостатков в деятельности объектов проверки, формирование рекомендаций, направленных на их устранение;

3) экспертный анализ, мониторинг, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, прогрессивных форм и методов деятельности объектов проверки;

4) оказание методической (практической) помощи в эффективности деятельности объектов проверки, включая организацию ими внутреннего контроля.

Перечень, виды и сроки проверок в 2021 году

Проверки (плановые и внеплановые) в 2021 году, исходя из содержания программы проверки, проводятся в виде комплексных, тематических и контрольных проверок.

Комплексная проверка проводится одновременно, как правило синхронно, сразу по нескольким направлениям деятельности, комиссиями в составе не менее трех человек. Тематическая (целевая) и контрольная проверки проводятся комиссиями в составе не менее трех человек или контрольной группой в составе двух человек, что зависит от масштабов и объемов проверяемой деятельности.

Проверки могут фиксироваться фото- и видеоматериалами, справками должностных лиц и включают осмотр, обследование, наблюдение, замеры, экспертизы и другие действия проверяющих в соответствии с регламентом.

Проверки проводятся в форме выездной, документарной проверки и (или) смешанной проверки (выездной и документарной), сплошным или выборочным способом.

Следует учесть, что при выявлении нарушений и недостатков в ходе выборочной проверки переходят к сплошному способу проверки направления деятельности.

Шесть признаков первоочередного включения в план проверок учреждения:

1) последние три года (предшествующие году проверки) не проверялись учредителем;

2) допущены нарушения законодательства (в актах проверок органов госконтроля и надзора и правоохранительных органов);

3) имеются обоснованные жалобы граждан и организаций;

4) не устранены либо устранены не в полном объеме нарушения по результатам ранее проведенных проверок при отсутствии объективных причин;

5) по итогам осмотра федерального имущества, проводимого Министерством, выявлены нарушения законодательства;

6) по итогам ранее проведенной проверки или мониторинга получена информация об отсутствии либо о неэффективном функционировании системы внутреннего контроля.

Направления проверок – 2021: Сводный план

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2020 № 1514 утвержден Сводный план проверок на 2021 год в части осуществления полномочий по контрольной деятельности подведомственных организаций и территориальных органов Министерства. Обратите внимание, что по сравнению с 2020 годом в сводный план проверок Минобрнауки России на 2021 год не включены 33 педагогических вуза в связи с их переподчиненностью Министерству просвещения России с 2020 года.

Согласно Плану в 2021 году проверке подлежат следующие направления деятельности:

1) финансово-хозяйственная деятельность;

2) деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;

3) деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг;

4) научная деятельность (с привлечением ведущих ученых);

5) соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (НПА), содержащих нормы трудового права, а также НПА о противодействии коррупции;

6) выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

7) деятельность в области мобилизационной подготовки;

8) деятельность по защите сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

По сравнению с планом проверок 2020 года в сводный план 2021 года не вошли отдельные направления деятельности в качестве тематических проверок и в составе комплексных. Так, не включены проверки качества и безопасности медицинской деятельности, деятельности по осуществлению бюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, включая вопросы осуществления функций и полномочий государственного заказчика.

Рассмотрим Сводный план проверок учреждений науки и вузов, запланированные для проведения центральным аппаратом и территориальными управлениями Минобрнауки России, в таблице.

Виды проверок/

Направления

Центральный аппарат

Территориальные отделения

Итого

Комплексные

Тематические

Контрольные

Всего

Приведем в том числе виды и направления проверок вузов в составе Сводного плана проверок Министерства на 2021 год.

Виды проверок/

Направления

Центральный аппарат

Территориальные управления

Итого

Комплексные

Тематические

Контрольные

Всего

Основание проверок – приказ + распоряжение

Основание для проведения каждой проверки – распоряжение Министерства (территориального органа) о проведении проверки (п. 22 Регламента).

Распоряжения о проведении проверки содержит:

Направления проверяемой деятельности включены в распоряжение о проведении комплексной или тематической проверки структурным подразделением, ответственным за проведение проверки, в соответствии со сводным планом (для плановых проверок) или с учетом информации, на основании которой принято решение о проведении внеплановой проверки (для внеплановых проверок) (п. 23 Регламента).

Уведомление с приложением копии распоряжения о проведении проверки направляется объекту проверки по почте либо с нарочным (с распиской о вручении), а также дополнительно посредством информационных систем или е-почты (в виде электронного образа в формате.pdf).

Сроки уведомления учреждения о проверке Министерством (п. 26 Регламента):

Важно знать и контролировать процедурные вопросы соблюдения проверяющими нового Регламента, поскольку недопустимо нарушение процедур проведения проверок от начала до завершения самими проверяющими. Это служит одним из оснований для возражений.

Предельный срок проверок – не более 30 + 15 раб. дней

Срок проведения проверки устанавливается исходя из специфики и объемов деятельности объекта проверки и составляет не более 30 рабочих дней (п. 32 Регламента).

Продление срока проверки – не более чем на 15 рабочих дней (распоряжением Министерства (его территориального органа)).

Основания для продления срока проверки:

1) необходимость увеличения количества и объема проверяемых и исследуемых документов и материалов;

2) получение в ходе проведения проверки от органов госконтроля и надзора, правоохранительных органов информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта проверки нарушений законодательства и требующей дополнительного изучения;

3) необходимость обследования имущества и (или) документов объекта проверки, находящихся не по месту нахождения объекта проверки.

Копия распоряжения о продлении срока проверки направляется в течение 3 рабочих дней со дня издания распоряжения по почте или с нарочным (с распиской о вручении), а также дополнительно посредством IT-систем или е-почты (в виде электронного образа в формате.pdf).

Комплексные проверки – 2021

На 2021 год Министерством запланировано 18 комплексных проверок вузов и 36 научных учреждений, которые проводятся с целью изучения, оценки состояния и результатов трех и более направлений деятельности объектов проверки.

В План проверок 2021 года в части комплексных проверок (смешанной формы) по 8 вузам из 18 включены только три основных направления:

1) финансово-хозяйственная деятельность;

2) деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;

3) деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг.

В комплексные проверки 10 вузов включено от 4 до 5 направлений, а именно к трем основным направлениям добавлены проверки научной деятельности, соблюдения трудового законодательства, а также НПА о противодействии коррупции, выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Тематические (целевые) проверки – 2021

Тематические проверки проводятся по отдельному направлению или вопросу деятельности объекта проверки. В отдельных случаях в рамках тематической (целевой) проверки могут быть проверены два направления деятельности объекта проверки.

На 2021 год в Сводный план проверок Министерством включены тематические проверки 25 вузов (53% общего количества – 47 вузов) и 16 научных учреждений (27% общего количества – 60 научных учреждений) по следующим 6 видам тематических (целевых) проверок (смешанной формы):

Так, в 2021 году проверки по одному направлению финансово-хозяйственной деятельности запланированы в 6 вузах из 9, а по двум направлениям – в 3 вузах (в сочетании с проверками имущества – 1 вуз, или закупок – 1 вуз, или выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) – 1 вуз).

Финансово-хозяйственная деятельность

В перечень плановых тематических проверок ФХД включены 9 вузов с указанием периода проверки (2019–2020, 2020, 2020–2021 года), месяца начала. Например, в апреле запланирована проверка Нижневартовского государственного университета и Омского государственного технического университета.

Предмет контрольного мероприятия в части тематической проверке ФХД:

Проверки деятельности по использованию и распоряжению федеральным имуществом

В перечень плановых тематических проверок деятельности по использованию и распоряжению федеральным имуществом включены 8 вузов с указанием периода проверки (в том числе 2020–2021 годы, 2020 год, но при этом – обязательно проведение контрольных мероприятий непосредственно на дату «выхода» на проверку), по следующим вопросам.

Проверки деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг

В перечень плановых тематических проверок деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг 3 вузов с указанием периода проверки, месяца начала.

Проверки осуществляются отдельной комиссией контрольно-ревизионного департамента Минобрнауки России в соответствии с Регламентами проведения Министерством ведомственного контроля в сфере закупок, утвержденными приказами Минобрнауки России:

При проведении ведомственного контроля проверяется соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

1) соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством;

2) соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

3) соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

4) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;

5) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

− в планах-графиках, – информации, содержащейся в планах закупок,

− в протоколах определения поставщиков, – информации, содержащейся в документации о закупках,

− в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков,

− в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов;

6) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

7) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

8) соблюдения требований по определению поставщика;

9) обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

10) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения условий контракта;

11) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

12) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

13) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

В случае выявления по результатам проверок (ведомственного контроля учредителя) действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверок подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать дела о таких административных правонарушениях, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, – в правоохранительные органы (п. 26 в ред. приказа Минобрнауки России от 28.10.2019 № 1203).

Приказом Минпросвещения России от 01.12.2020 № 686 утвержден новый Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2021 года за № 62035).

Проверки деятельности в области мобилизационной подготовки и выполнения требований антитеррористической защищенности объектов

В перечень плановых тематических проверок деятельности выполнения требований антитеррористической защищенности объектов включены 4 вуза, в том числе по 1 вузу дополнительно включена проверка в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и с указанием периода проверки (2019–2021 годы), месяца начала.

Проверки соблюдения трудового законодательства РФ и иных НПА, содержащих нормы трудового права

В Перечень плановых тематических проверок деятельности соблюдения трудового законодательства РФ и иных НПА, содержащих нормы трудового права и НПА о противодействии коррупции, включен 1 вуз с указанием периода проверки (2019–2020 годы) и месяца начала.

Напомним, предварительную проверку (внутренний самоконтроль) соблюдения требований трудового законодательства целесообразно провести с помощью (электронного инспектора) проверочных чек-листов, утвержденных приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (ред. от 03.08.2020) «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В связи с возникающими случаями нарушений норм трудового законодательства и Отраслевого соглашения за 2019–2020 годы по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России (далее – Отраслевое Соглашение) и с целью их дальнейшего предотвращения Центральный совет Общероссийского профсоюза образования направил разъяснения письмом от 09.04.2020 № 190 «О необходимости соблюдения трудового законодательства образовательными организациями высшего образования при переводе работников на дистанционную работу в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Это письмо особенно важно в части специфики оформления перевода работников на режим дистанционной работы до начала действия поправок в главу 49.1 ТК РФ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 № 407-ФЗ.

Контрольные проверки

Контрольные проверки направлены на изучение результатов устранения нарушений, выявленных в ходе комплексных или тематических проверок (по направлениям ФХД, имущество, закупки), в том числе с выборочной проверкой деятельности объекта проверки в последующем периоде в целях выявления фактов допущения объектом проверки аналогичных нарушений.

На 2021 год в Сводный план проверок Министерством включены 12 контрольных проверок 4 вузов и 8 научных учреждений.

Полномочия, права и обязанности участников проверки в 2021 году

Проверки проводят по Программе, для чего председатель Комиссии (руководитель контрольной группы) распределяет вопросы проверки по всем разделам и пунктам программы между членами Комиссии, которые, согласно п. 29 Регламента, имеют право:

На заметку! Справки, которые подписывают члены комиссии у должностных лиц проверяемого учреждения по отдельным вопросам (направлениям) – основание подтверждения результирующих выводов акта, который подписывается руководителем (единолично). Поэтому повышенное внимание следует обращать на право подписания справок, а именно на наличие полномочий, предоставленных руководителем проверяемой организации! Неуполномоченное лицо вправе отказаться от подписания справок.

Полномочия ответственных должностных лиц проверяемого объекта

Состав ответственных должностных лиц объекта проверки устанавливается распорядительным актом проверяемого учреждения (приказом, распоряжением) до начала проверки, после получения уведомления о проведении проверки.

Следует обратить внимание, что указанные лица обязаны принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности.

Ответственные должностные лица проверяемого учреждения предоставляют членам Комиссии (п. 31 Регламента):

В случае непредставления запрашиваемых информации, документов и материалов, доступа к информационным ресурсам Комиссией составляется акт по образцу (Приложение № 2 Регламенту), а в случае необеспечения доступа членов Комиссии в помещения (иные объекты недвижимого имущества) — согласно Приложению № 3, с последствиями рисков приостановления проверки и применения санкций (административных штрафов КоАП РФ).

Поэтому следует контролировать срок предоставления доступа ответственными лицами, указанный в запросе проверяющих. А при невозможности своевременного представления документов и материалов, доступа к информационным ресурсам, объяснений, иной требуемой информации, обязать ответственных лиц представить в письменном виде причины невыполнения запроса (до окончания срока, указанного в запросе).

Случаи приостановления проверки установлены следующие (п. 34 Регламента):

Оформление результатов проверки

Акт проверки составляется по результатам проверки деятельности объекта в течение трех рабочих дней, следующих за днем завершения проверки, установленным распоряжением о проведении проверки (п. 36 Регламента).

По результатам проверки, включающей 2 и более направления деятельности учреждения, по каждому направлению составляются справки о результатах проверки деятельности объекта проверки (далее – Справка).

По результатам тематической проверки, включающей одно направление деятельности, справка не составляется.

По результатам комплексной проверки членами Комиссии составляется справка по каждому направлению проверки (образец в Приложении № 4 к Регламенту (п. 38).

Выводы по итогам проверки – в конце Акта

Читайте Акт с конца (по-восточному), так как именно в резулятивной части акта проверки содержатся все существенные нарушения, в частности:

1) выводы по итогам проверки, в том числе с учетом заключений экспертов и ведущих ученых (при их участии в проверке);

2) краткое перечисление выявленных нарушений с указанием их количественных и (или) качественных характеристик (включая стоимостную оценку выявленных нарушений, по которым возможно ее установление);

3) оценка эффективности системы внутреннего контроля объекта проверки и рекомендации по ее совершенствованию;

4) предложения по устранению выявленных нарушений и рекомендации по их предупреждению в дальнейшей деятельности объекта проверки;

5) перечень документов, прилагаемых к акту проверки;

6) информация о должности члена Комиссии (контрольной группы), эксперта, ведущего ученого, подпись, расшифровка подписи;

7) отметка об ознакомлении руководителя объекта проверки с актом проверки;

8) отметка о наличии возражений руководителя объекта проверки по акту проверки;

9) отметка об отказе ознакомления руководителя объекта проверки с актом проверки.

На заметку! Не допускается в акте проверки (справке) (п. 45 Регламента):

На возражения к акту проверки – не более трех рабочих дней

Возражения к акту проверки, направленные позднее указанного срока, рассмотрению не подлежат и приобщаются к материалам проверки.

Письменное заключение на возражения к акту проверки составляет председатель Комиссии в течение семи рабочих дней со дня получения Министерством (территориальным органам) возражений к акту проверки.

Обратите внимание, один экземпляр заключения на возражения к акту проверки приобщается к докладу министру от председателя Комиссии (руководителя контрольной группы) об итогах проверки, а второй экземпляр заключения на возражения к акту в течение рабочего дня после его утверждения направляется руководителю проверяемого учреждения (теми же способами, что и акт).

Рассматривайте Возражения к акту проверки как «последний способ» защиты репутации учреждения, позиции его руководства при принятии «спорных» решений в условиях неопределенности и постоянного изменения законодательства, актуализации НПА, если имеются ошибки в выводах и иные доказательства существенные пояснения. Причем начинайте формировать проект возражений в период проведения проверок при наличии оснований.

В целях рассмотрения официальных возражений на акты проверок, оперативной оценки значимости выявленных нарушений и степени ответственности должностных лиц подведомственных организаций Минобрнауки России приказом от 02.09.2020 № 1148 утвержден новый состав комиссии по оперативному рассмотрению результатов контрольных мероприятий Минобрнауки, а также Приложением № 2 к приказу утверждено Положение о комиссии.

Заключение

С 8 августа 2020 года сняты ограничения (приостановление) проведения проверок учреждений сектора госуправления, в отличие от запрета проверок для малого и среднего бизнеса.

[1] См. журнал «Советник в сфере образования» № 1 за 2020 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *