Проверь свою грамотность тест акция к международному дню распространения грамотности
Тест к Международному дню грамотности
Проверьте свою грамотность!
1. Поставьте ударения в словах:
красивее
газопровод
обеспечение
аристократия
торты
он перезвонит
танцовщица
отрочество
2. Укажите слова, в которых пишется буква ё:
A) включ. нный;
Б) аф. ра;
В) углубл. нный;
Г) ист. кший.
3. Укажите верное значение слова факсимиле:
A) точное воспроизведение рукописи, документа, подписи;
Б) двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом;
B) картонная рамка для портрета, гравюры.
4. В каких случаях пол- пишется через дефис с существительными?
A) перед гласной буквой;
Б) перед согласной буквой в;
B) перед именем собственным;
Г) перед буквой л.
5. Укажите правильные слова:
A) Невежа/невежда тот, кто позволяет себе грубость (Л.Толстой).
Б) Опубликованная статья показалась мне весьма информационной/информативной.
B) В магазине большой выбор красивой и практической/практичной обуви.
6. Укажите правильное значение фразеологизма тёртый калач:
A) глупый, бестолковый человек;
Б) опытный, бывалый человек;
B) наглый и хитрый человек.
7. Укажите правильный вариант написания числительного в предложении:
Он вернулся домой с 673 рублями.
A) шестьюстами семьюдесятью тремя;
Б) шестистами семьюдесятью тремя;
B) шестьюсот семьдесять тремя;
8.Укажите, где нужны запятые:
Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком (1) как нуждаются они в эти годы (2) в наши дни (3) когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового (4) и все требует новых словесных форм.
A) 1,3
Б) 1,2,4
B) 1,2,3,4
Г) 1,2,3
Викторина по русскому языку
для учащихся 5-6 классов
«Могучий и великий русский язык»
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Международный день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. А 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.
Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель.
А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.
1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)
2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)
3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)
4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)
5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)
7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)
8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)
9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)
10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)
Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.
Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.
1. Определить часть речи у следующих слов:
Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).
Конкурс с болельщиками
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
Дело шуток не любит. (Им. п.)
От слова до дела целая верста. (Род. п.)
Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)
Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)
Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)
И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)
Всех дел не переделаешь. (Род. п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)
Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)
По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)
4. Конкурс с болельщиками.
Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
5. Исправьте ошибки
Мне не скучьно без агня —
Есть фонарик уменя.
На него пасмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотриш вечерком —
Он с зелёном огоньком.
Это в баночьке с тровой
Свитлячок сидит жывой.
10. Конкурс с болельщиками.
КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА ПРО СЛОВА
Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?
Где всегда прячется лев : справа или слева от вас?
В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит?
Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека?
Как называется дорожка, ведущая от буквы «А» до буквы «Я»?
КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!
Конкурс с болельщиками.
Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.
6. Конкурс капитанов.
Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойно ли вы выбрали руководителя своей команды.
Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.
Какая у вас фамилия?
Как зовут вашу маму?
Как зовут вашего отца?
Из какого вы города?
Назовите любимое блюдо.
Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.
Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:
З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.
Конкурс с болельщиками:
Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс.
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
9. Часть слова без окончания (основа).
10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
МИНИВИКТОРИНА ПРО ЛЯГУШКУ-КВАКУШКУ
Лягушке нравятся слова,
Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.
Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка?
А какая её любимая ягода?
Назовите её любимое мясное блюдо.
Какая у лягушки Квакушки любимая книжка?
В каком ансамбле очень любит петь Квакушка?
Назовите её любимый город.
А какая её любимая страна?
Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка?
Чем она любит рисовать?
В каком жилище она мечтает жить?
Какую мебель предпочитает лягушка Квакушка?
Проверьте свою грамотность в Международный день грамотности 2021! (5-8 кл.)
Тест для учащихся 5-8 классов
8 сентября – Международный день грамотности
Проверьте свою грамотность!
Марья Александровна Москалева конечно первая дама в Мордасове и в этом не может быть никакого сомнения. Она держит себя так как будто ни в ком не нуждается а напротив все в ней нуждаются. Правда её почти никто не любит и даже очень многие искренно ненавидят но зато её все боятся а этого ей и надобно. Такая потребность есть уже признак высокой политики («Дядюшкин сон», Ф.М. Достоевский).
А. На площади собрался народ.
Б. У Маши новая кукла.
В. Мимо промчалась стая собак.
А. На столе лежат пИсьма/письмА о любви.
Б. На столе стоИт/стОит стакан с водой.
В. Возможно, мы допУстим/допустИм его к соревнованиям.
Г. Она не получила от него ни одного пИсьма/письмА.
Д. Это не стоИт/стОит нашего времени.
Е. Такой тон может быть допУстим/допустИм только в кругу друзей.
А. Многие считают, что образовательная ценность присутствует лишь в небольшом количестве телевизионных передач.
Б. Книги являются важными помощника в образовательном процессе.
В. Неужели среди них нет ни одного образовательного человека?
Г. Необходимы новые изменения в образовательной системе.
А. 30_______________ октября (по новому стилю 11________________ ноября) 1821_____________________________________________________ года родился известнейший русский писатель Ф.М. Достоевский.
Б. За свои рукописи Достоевский получал втрое меньше, чем Тургенев: 150____________________ рублей против 500________________. Сам он считал, что его творчество стоит дороже.
В. В последний путь писателя провожало около 30000_________________________ человек.
А. Броситься в ноги кому-то __________________________________________
Б. Жить на всём готовом _____________________________________________
В. Валять дурака____________________________________________________
Г. Встречный и поперечный ___________________________________________
Посмотреть ответы и комментарии
1. Марья Александровна Москалева, конечно, первая дама в Мордасове, и в этом не может быть никакого сомнения. Она держит себя так, как будто ни в ком не нуждается, а, напротив, все в ней нуждаются. Правда, её почти никто не любит и даже очень многие искренно ненавидят [;/,] но зато её все боятся, а этого ей и надобно. Такая потребность есть уже признак высокой политики. 2. Б. 3. А. На столе лежат пИсьма о любви. Б. На столе стоИт стакан с водой. В. Возможно, мы допУстим его к соревнованиям. Г. Она не получила от него ни одного письмА. Д. Это не стОит нашего времени. Е. Такой тон может быть допустИм только в кругу друзей. 4. В. 5. А. Тридцатого октября (по новому стилю одиннадцатого ноября) тысяча восемьсот двадцать первого года родился известнейший русский писатель Ф.М. Достоевский. Б. За свои рукописи Достоевский получал втрое меньше, чем Тургенев: сто пятьдесят рублей против пятисот. Сам он считал, что его творчество стоит дороже. В. В последний путь писателя провожало около тридцати тысяч человек. 6. А. Умолять кого-то, сильно просить. Б. Быть несамостоятельным, беспомощным. В. Не заниматься ничем важным, праздно проводить своё время. Г. Каждый, всякий (о человеке).
Комментарии к ответам
1. Марья Александровна Москалева,(1) конечно,(1) первая дама в Мордасове,(2) и в этом не может быть никакого сомнения. Она держит себя так,(3) как будто ни в ком не нуждается,(4) а,(1) напротив,(1) все в ней нуждаются. Правда,(1) её почти никто не любит и даже очень многие искренно ненавидят[;/,](5) но зато её все боятся,(6) а этого ей и надобно. Такая потребность(7) есть уже признак высокой политики.
1 – обособление вводного слова;
2 – запятая перед соединительным союзом и, отделяющая части сложносочинённого предложения;
3 – запятая между указательным словом так и составным союзом как будто в составе сравнительного оборота;
4 – запятая перед противительным союзом а, отделяющим части сложносочинённого предложения;
5 – в данном случае может стоять как запятая перед противительным союзом но, так и точка с запятой, отделяющая однородные придаточные предложения;
6 – запятая перед пояснительным союзом а именно;
7 – тире перед «есть» в значении «является» не ставится.
[См. подробнее о пунктуации: Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. – М.: Книга, 1988]