Провенанс что это такое

Значение слова «провенанс»

Провенанс что это такое

На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс может значительно повысить цену художественного произведения, предмета антиквариата. Провенанс является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство).

провена́нс I

1. спец. история владения художественным произведением или предметом антиквариата, его происхождение ◆ Он находил ещё время… для всякого рода словесных уточнений относительно того, кто именно изображён на портрете и с кого писана та или иная жанровая сцена, какова пропущенная на рисунке деталь, как правильнее обозначить сюжет, какова точная дата, какова правильная атрибуция, каков провенанс, кто явился покупателем, какую цену он заплатил. В. Н. Лазарев, «Старые европейские мастера», 1974 г. ◆ Он зарабатывал себе на хлеб, рассказывая хранителю бывшего собственного музея провенанс собранных им памятников. И. М. Дьяконов, «Книга воспоминаний», 1995 г. (цитата из НКРЯ)

провена́нс II

1. устар. торг. ввозимые товары ◆ Этим постановлением, дополненным конвенциями от 24 авг. 1818 г. и 21 апр. 1819 г., Австрии и Пруссии предоставлялись такие льготы по вывозу всяких товаров в русские владения, что наше правительство не могло уже оставить в силе прежний тариф, и в 1819 г. издан был новый, к иностранным провенансам снисходительнейший из действовавших когда-либо в России. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1901 г. (цитата из Викитеки) ◆ Но в Сирии шло долгое перемежающееся восстание, да и Смирна, через которую сирийские провенансы направлялись морским транспортом в Константинополь, была отрезана русским флотом. Е. В. Тарле, «Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг (1769–1774)», 1945 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Провенанс что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова спиритуалист (существительное):

Источник

Провенанс

Провена́нс (англ. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение.

На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс может значительно повысить цену художественного произведения, предмета антиквариата. Провенанс является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство).

Ссылки

Литература

Провенанс что это такое

Провенанс что это такое

Полезное

Смотреть что такое «Провенанс» в других словарях:

провенанс — сущ., кол во синонимов: 3 • история владения (1) • источник (60) • происхождение ( … Словарь синонимов

провенанс — а, м. provenance f. Происхождение товара. Происхождение, месторождение (говорится о хлебе в хлебной торговле). Комм. сл. 1909. Хотя никаких знаков о месте производства и мастере братина не имеет, но вряд ли есть еще какие либо сомнения… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Мадонна с гвоздикой — Леонардо да Винчи … Википедия

Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434) — Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини, 1434 Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw Дерево, масло. 81,8 × 59,7 см Лондонская национальная галерея, Лондон «Портрет четы Арнольфини» … Википедия

Портрет Джиневры де Бенчи — Леонардо да Винчи «По … Википедия

Портрет М. И. Лопухиной — В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной, 1797 … Википедия

Портрет Сабартеса — Пабло Пикассо Портрет Хайме Сабартеса … Википедия

Маков, Павел — Павел Маков Дата рождения: 1958 год(1958) Место рождения … Википедия

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Провенанс что это такое

Провенанс

Провенанс (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение. Термин относится к 1780-м годам. Происхождение концептуально сопоставимо с юридическим термином цепочка поставок.

На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс может значительно повысить цену художественного произведения, предмета антиквариата. Провенанс является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство).

Основная цель отслеживания происхождения объекта или объекта обычно заключается в предоставлении контекстуальных и косвенных доказательств его первоначального производства или открытия и проследить, насколько это возможно, его историю, в частности последовательности его официальных присвоений.

Установление происхождения произведения искусства направлено на то, чтобы обеспечить его историю и, таким образом, подтвердить свою оригинальность, установить ее собственность и ее законность. Она направлена ​​на то, чтобы подтвердить, что это не подделка, кража, грабеж или незаконное вывоз.

Качество происхождения произведения искусства может существенно повлиять на его художественную и / или культурную ценность. Это качество оценивается по степени достоверности происхождения, статуса бывших владельцев и силе документации (сертификат подлинности, методы сравнения, мнения экспертов, научные результаты).

Провенанс способен существенно повысить цену картины или предмета декоративно-прикладного искусства. Часто он служит доказательством подлинности предмета. Особенно это справедливо для западного антикварного рынка, в России решающую роль все же играет экспертное заключение. Нередки, к слову, случаи возвращения предметов, приобретенных россиянами на торгах крупнейших мировых аукционов, подлинность которых не была подтверждена постпродажной экспертизой, проведенной музеями Москвы и Санкт-Петербурга. Зная эту особенность, дома Christie’s и MacDougall’s для формирования русских коллекций наняли специалистов из России, что служит еще одним свидетельством возрастающего авторитета российских покупателей.

В то же время традиции европейского антикварного рынка постепенно приходят и в Россию — провенансом интересуется все большее количество коллекционеров. И это правильно: все, что касается денег, чрезвычайно деликатно, поэтому у инвестиционных инструментов должна быть безупречная репутация — это снижает риски. С благонадежностью, придаваемой предметам провенансом, связаны отчасти первые миллионные продажи русского искусства на торгах Sotheby’s в 2003 году. Картины Бориса Кустодиева «Красавица» ($1,4 млн) и Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» ($880 тыс.) — причина столь высоких, небывалых до того времени цен — не только бесспорная художественная ценность полотен, но и их блестящий провенанс — картины принадлежали некогда Федору Шаляпину.

Произведения искусства и антиквариат

Происхождение произведений изобразительного искусства, антиквариата и древностей имеет большое значение, особенно для их владельца. Существует ряд причин, по которым важно понимать происхождение живописи, которые в основном также применяются к другим видам изобразительного искусства. Хорошее происхождение увеличивает ценность картины, и установление происхождения может помочь подтвердить дату, художника, — особенно портрет, предмет картины. Он может подтвердить, действительно ли живопись относится к данному периоду.

Происхождение картин может также помочь разрешить споры о собственности. Например, провенанс между 1933 и 1945 годами может определить, была ли граффити разграблена нацистами.

Многие галереи прикладывают большие усилия для исследования происхождения картин в своих коллекциях, для которых в этот период нет точного происхождения. Документированные доказательства происхождения предмета могут помочь установить, что он не был изменен и не является подделкой, копией или украденным предметом искусства. Провенанс помогает установить авторство известного художника, и документальная история может быть полезной, помогая доказать право собственности.

Качество происхождения важного произведения искусства может существенно повлиять на его цену на рынке; на это влияет степень уверенности в происхождении, статус прошлых владельцев в качестве коллекционеров и во многих случаях благодаря доказательству того, что объект не был незаконно раскопан или вывезен из другой страны. Происхождение произведения искусства может сильно различаться по времени, в зависимости от контекста или количества, которое известно, от одного имени до научного каталога длиной в несколько тысяч слов.

Джон Дрю (род. в 1948 г., британский поставщик художественных подделок, который поручил художнику Джону Мейтту нарисовать их. Дрю заработал около 1,8 млн. фунтов стерлингов, совершив эти преступления против искусства) был в состоянии подделать как настоящие картины большое количество произведений, которые легко могли бы быть признаны таковыми путем научной экспертизы. Он создавал впечатляющий (но ложный) провенанс, и из-за этого галереи и дилеры приняли картины как настоящие. Он создал это ложное происхождение путем подделывания писем и других документов, в том числе ложных записей в предыдущих каталогах выставок.

Иногда провенанс может быть простым, — как фотография предмета с его первоначальным владельцем. Простая, но окончательная документация, например, может увеличить ее ценность на порядок, но только если владелец был очень известен. Многие предметы, которые были проданы на аукционе, прошли мимо их оценок из-за фотографии, показывающей этот предмет со знаменитым человеком. Некоторые примеры включают антиквариат, принадлежащий политикам, музыкантам, художникам, актерам и т. д.

Подлинность антиквариата: что относится к провенансу

Какие именно свидетельства и доказательства можно рассматривать в качестве провенанса?

Исследование происхождения картин

Аукционные записи являются важным ресурсом, помогающим исследовать происхождение картин.

Если картина была в частных руках в течение длительного времени и выставлена ​​в известном доме, она может быть записана в инвентаре — например, в инвентаре Lumley. Картина также может быть замечена посетителем, который впоследствии написал об этом. Возможно, это было указано в завещании или в дневнике. Если картина была куплена у дилера или перешла в личную собственность, может быть ордер или квитанция ​​о продаже, которая свидетельствует о происхождении.

Где художник известен, может быть каталог raisonné, перечисляющий все известные работы художника и их местоположение на момент написания. База данных каталогов доступна в Международном фонде художественных исследований, исторические фотографии картины можно обсудить и проиллюстрировать в более общей работе над художником, периодом или жанром. Точно так же на фотографии картины могут быть надписи (или подпись), которые впоследствии теряются в результате реставрации. И наоборот, фотография может показать, что надпись не была видна раньше. Один из спорных аспектов портрета «Rice» Джейн Остин, приписываемого Озиасу Хамфри, касается кажущихся надписей, идентифицирующих художника и модель.

Архивы

В архивной практике доказательство провенанса обеспечивается работой систем управления, которые документируют историю записей, хранящихся в архивах, включая детали внесенных им изменений. Полномочия архивного документа или набора документов, из которых доказательство является неопределенным (из-за пробелов в записанной цепочке поставок), будут считаться скомпрометированными.

Принципы архивного провенанса были разработаны в XIX веке как французскими, так и прусскими архивистами и получили широкое признание на основе их формулировки в Руководстве по размещению и описанию архивов голландскими государственными архивистами Сэмюэлем Мюллером, Дж. А. Фейтом и Р. Фруином, опубликованном в Нидерландах в 1898 году (часто упоминается как «Руководство Нидерландов»).

Симус Росс аргументировал аргумент в пользу адаптации установленных принципов и теорий архивного происхождения в области современного цифрового сохранения и сохранения.

«Провенанс» также является названием журнала, опубликованного Архиепископом Джорджии.

Книги

В случае книг изучение происхождения означает изучение владения отдельными копиями книг. Обычно это распространяется на изучение обстоятельств, при которых отдельные копии книг меняют собственника, а также данные, оставшиеся в книгах, которые показывают, как читатели взаимодействовали с ними.

Исследования провенанса могут пролить свет на сами книги, что свидетельствует о роли отдельных титулов в социальной, интеллектуальной и литературной истории. Такие исследования могут также добавить к нашим знаниям конкретных владельцев книг. Например, просмотр книг, принадлежащих писателю, может помочь показать, какие работы повлияли на него или нее.

Многие исследования по изучению происхождения исторически ориентированы и сосредоточены на книгах, принадлежащих писателям, политикам и общественным деятелям. Изучается недавнее владение книгами, что свидетельствует о том, как обычные или анонимные читатели взаимодействовали с книгами.

Происхождение может быть изучено как путем изучения самих книг (например, просмотром надписей, маргиналий, книжных знаков, книжных рифм и привязок) и со ссылкой на внешние источники информации, такие как каталоги аукционов.

Археология, антропология и палеонтология

Любая древняя эпоха может иметь как доказательство (где оно было найдено), так и происхождение (там, где оно было найдено). Различие состоит в том, что «происхождение является фиксированной точкой, а провенанс можно считать маршрутом, которым следует объект, когда он движется из рук в руки». Другая метафора заключается в том, что доказательство является «местом рождения» артефакта, а провенанс — его «резюме», хотя это неточно (многие артефакты возникли как торговые товары, созданные в одном регионе, но принадлежащие и, наконец, депонированные в другом).

Помимо научной точности, необходимость в различии в этих терминах была описана следующим образом:

Археологи … не заботятся о том, кому принадлежит объект — их больше интересует контекст объекта в сообществе его (в основном оригинальных) пользователей. … Они интересуются, почему римская монета появилась в кораблекрушении через 400 лет после ее создания; в то время как искусствоведы действительно не заботятся, поскольку они могут в целом выяснить, из какого монетного двора появилась монета, с помощью информации, нанесенной на ее поверхность. «Это римская монета, что еще нам нужно знать?» говорит искусствовед; «Судоходная торговля в Средиземноморском регионе в последние римские времена», — говорит археолог. … Provenance для искусствоведа имеет важное значение для установления собственности, но для археолога интерес интересен для установления смысла.

В этом контексте провенанс иногда может быть подробной историей того, где объект был со времени его создания, как и в контекстах истории искусства — не только с момента его современного поиска. В некоторых случаях, например, когда есть надпись на объекте, или отчет об этом в письменных материалах той же эпохи, объект изучения в археологии или культурной антропологии может иметь раннее происхождение — известная история, которая предшествует современным исследованиям — тогда было доказательством его современной находки и, наконец, продолжением происхождения, связанного с его обработкой и хранением или отображением после современного приобретения.

Хотя детали происхождения находки в основном используются научными исследователями, большинство музеев естественной истории и археологии также прилагают усилия для регистрации того, как были приобретены предметы в их коллекциях. Эти записи часто используются для создания цепочки провенансов.

Источник

Провенанс: не просто строчка в аукционном каталоге — это тайная жизнь произведений искусства

Провенанс что это такое

Сборник статей «Провенанс: альтернативная история искусства» объясняет, зачем исследовать происхождение вещей и почему это делать непросто.

Еще 30 лет назад историки искусства довольно небрежно относились к исследованию происхождения предметов искусства, к тому же этой теме посвящено сравнительно мало публикаций. Изыскания в области провенанса предполагают обработку и систематизацию разрозненной информации и скрупулезное изучение коллекционных отметок и маркировки на самих произведениях. Основными источниками служат проведенная после Второй мировой войны инвентаризация и аукционные каталоги почти 300-летней давности. Довольно редко удается проследить всю цепочку владельцев предметов искусства, затем эти частичные и (значительно реже) полные сведения публиковались в музейных или аукционных каталогах, а иногда и в научных статьях, правда обычно в сносках. Долгие годы это было знание ради знания. Однако в некоторых случаях провенанс можетдобавить ценности произведению искусства. В качестве хрестоматийного примера, подтверждающего данную тенденцию, можно назвать мемуары Эдварда де Вааля Заяц с янтарными глазами.

Благодаря компьютеризации и таким замечательным работам, как изданный в 1983 году «индекс провенанса» Бёртона Фредериксена, сегодня доступно значительно больше данных об истории владения различными предметами антиквариата и художественными произведениями. Хотя задача у данной книги, редакторами которой являются Гейл Фейгенбаул, возглавляющая Исследовательский институт Гетти, и Инге Рейст, руководитель одного из отделов Справочной библиотеки по искусству имени Фрика и директор Центра истории коллекционирования при Коллекции Фрика, иная. Она призывает выйти за пределы взглядов об исследовании провенанса как о «тихом, исключительно антикварном поиске» и принять более широкое толкование.

Примерно 25 лет назад исследования провенанса внезапно приобрели необычайную значимость в связи с появлением широкой практики реституции предметов искусства, в частности похищенных нацистской Германией. Два эссе, Тилманна фон Стокхауза Провал исследований провенанса в Германии и Уве Флекнера Порочная продажа: противоречивость провенанса в Т ретьем рейхе, внесли существенный вклад в исследования по данной теме.

В первом фон Стокхауз исследует проблемы, которые препятствовали легальному разбирательству в Германии, в том числе относительно трофейных предметов искусства. В результате войны и нацистских гонений немцы испытывали недостаток в квалифицированных исследователях: «история искусств потеряла больше кадров, чем любая другая дисциплина». Еще одна проблема сегодняшней Германии, пишет фон Стокхауз, состоит в том, что финансированием искусства занимается не Берлин, а федеральные земли, что зачастую приводит к противоречивым и запутанным директивам. Эссе Флекнера критикует сами методы исследования провенанса. До уста-новления нацистского режима современное искусство в Германии процветало. При Гитлере оно было низведено в ранг «дегенеративного искусства». После выставки, которая по сей день остается самой посещаемой в истории выставкой искусства, преследуемые работы были проданы частным образом или посредством аукционов, обменены или уничтожены. Флекнер также отмечает, что, когда Третьему рейху потребовались деньги, в некоторых случаях провенанс принадлежавших частным музеям картин специально искажался с расчетом увеличить доход от продажи.

Эссе Софи Руа включает в себя интересные замечания и обобщения об аукционах искусства в дореволюционной Франции.

«Провенанс был оскорблен революционной Францией», — пишет другой автор, Доминик Пуало. Радикальные изменения в праве собственности, в том числе на предметы искусства, привели к катастрофическим последствиям. Конфискация произведений искусства и повсеместное осквернение церковных и королевских памятников парадоксальным образом совпали с систематическим строительством музеев.

Идеализм власти в сочетании с чередой грязных сделок также приводит к сложностям при
установлении провенанса.

Источник

Легенда или провенанс.

Насколько при продаже антиквариата влияет провенанс, лишний раз говорить не надо. Но вот насколько нужно верить этим рассказам.

Существует два вида провенанса. Первый это задокументированная история предмета, его продажи на аукционах, публикации в научной литературе или каталогов выставок. Второй тип провенанса это рассказы продавцов об истории предмета. Давайте попробуем разобраться и рассмотрим оба варианта подробнее.

С первым вариантом все понятно. При продаже такого предмета который имеет историю его стоимость особо не вырастает, но добавляет уверенность в оригинальности предмета. Так же такой провенанс частично защищает предмет от краж и перепродажи предмета. Так как обычно на такой предмет есть детальное описание с его фотографиями. Соответственно продавать такой засвеченный предмет значительно сложнее. Правда есть небольшой нюанс, когда мошенники изготавливают на основании такой информации копии или допустим в живописи «авторские повторы». Но при ответственном подходе это вскрывается достаточно легко.

Провенанс что это такое

Второй вариант провенанса, это рассказы диллеров о истории происхождения предмета. Начиная с Советского времени предметы имели истории происхождения из «глухих деревень». Конечно эти рассказы возникли не на пустом месте. Существовали целые организованные группы, которые ездили по необъятным просторам Советского Союза, и предлагали услуги «фотонабора»-«лурики». Это когда в селах набирались старые фотографии, которые потом ретушировали, раскрашивали и возвращали хозяевам. Конечно основной целью таких групп был не антиквариат, а деньги. Но не всегда желающие могли заплатить приезжим гастролерам, вот в ход и шло все начиная от драг.металов (украшения и столовое серебро) и заканчивая иконами. Поэтому для придания достоверности предмета рассказывалось что «Икона, привезена из глухой деревни в Тьмутараканьской области». В 90 годы стало популярно говорить о том, что предмет из музейных запасников. К большому сожалению то что в тот период было продано много предметов из музеев-факт. Но так же и факт то что для легализации поделок использовались такие рассказы. Прошло время, сменились реалии и теперь часто можно слышать истории о предметах с чердаков. Когда, поток «музейных предметов» иссяк на смену вышли «черные копатели», начали набирать популярность предметы связанные со Второй Мировой Войной. Особенно это касалось предметов стран противников СССР. Стало проще продать кольцо чести СС сделанное умельцами вчера, рассказав при этом что оно «поднято лично» в районе «прохоровского котла». Иногда доходило до анекдотичных ситуаций, когда «вор у вора дубинку украл». Приезжали дельцы в отдаленные деревни и оставляли разную подделки у бабушек, после этого приезжали копатели, на вопрос «может что то есть старое?». Бабушки (дедушки), выносили кучу мусора в котором блистали кольца с черепами или редкие немецкие награды. Аргумент о приобретении вещи за копейки никогда не может быть признаком оригинальности. Анализировать причины и ценообразование подделок и оригиналов отдельная тема. Сейчас когда эти легенды не работают, популярно просто аргументировать «что предмет от населения и был куплен за копейки». Кстати эти легенды никакое не наше изобретение, в Америке любят говорить что предмет «из семьи ветерана» или куплен за копейки «на гараж сейле».

Это типичные «легенды». Конечно существуют более интересные варианты типа:
Этот орден принадлежал генералу Пупкину. (Но так как номера на нем нет то достоверно установить этого никто не сможет). И подтверждается это не документами, а просто воспоминанием бабушки, которая была фрейлиной, любовницей и прочее, прочее.
Эта ваза принадлежала Гитлеру, мой дед лично взял ее в Берлине. (Причем в таких рассказах может быть только правды. А именно действительно вазу привезли трофеем из Германии, и возможно она была у какого то высокопоставленного чиновника. Просто в устной традиции город в Германии трансформировался в Берлин, а чиновник или военный в Гитлера).
Икона очень древняя XV века, ее помнит еще моя прабабушка которой она досталась от ее прабабушки. Хотя икона и самая обычная напечатанная на жести конца XIX начала XX веков. Просто в сознании людей прабабушка это 4 поколения назад и соответственно +/- 400 лет. Хотя на самом деле поколение считается срок 20-30 лет. Вот и получается такая занятная арифметика.

Соответственно, провенанс в редких случаях может увеличить стоимость предмета когда это может быть документально подтверждено. И предмет принадлежал личности внесшей вклад в мировую или локальную историю. Но помимо подтверждения принадлежности предмета необходимо понимать и уметь преподнести роль этого человека. Понятное дело о личных вещах Наполеона или членов Царской семьи особо расспростанятся не надо, другое дело когда идет речь о каком то генерале или чиновнике. Во всех остальных случаях провенанс дает лишнее подтверждение в оригинальности. А так же может немного увеличить стоимость и добавить радость от обладания не просто красивым предметом, но и кусочком НАСТОЯЩЕЙ истории с реальными людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *